Научная статья на тему 'Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции'

Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е.А. Пунтус, А.А. Силина, М.Д. Смирнова, Е.Г. Мошкарёва, С.В. Давыдова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции»

Е.А. Пунтус

учитель-логопед А.А. Силина учитель-логопед М.Д. Смирнова учитель-дефектолог Е.Г. Мошкарёва воспитатель

С.В. Давыдова воспитатель

Детский сад № 79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции

Одной из наиболее актуальных проблем коррекционно-развивающей работы на сегодняшний день является проблема образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольники со сложными структурными нарушениями очень часто оказываются маломобильными, они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, группы и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться в пространстве. Они не удовлетворяют своей естественной потребности в эмоционально комфортном общении с другими детьми.

Если мы не научим детей общению с разновозрастным контингентом, то они будут проявлять такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими. Межвозрастное общение помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие, создавать дополнительные сферы саморегуляции, примерять на себя многие социальные роли. В процессе взаимодействия детей друг с другом одни дети приобретают уверенность в себе, другие - чувство ответственности за себя и другого. Одни расширяют информативность процесса жизнедеятельности в окружающем мире, другие приобретают опыт взаимодействия с детьми-инвалидами.

Образовательная интеграция позволяет нам осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями.

«В России интеграция детей с ограниченными возможностями чаще связывается с интеграцией образовательной, в которой выделяются две модели: интернальная и экстернальная» [1; с. 63]. Интернальная интеграция - это интеграция внутри системы специального обучения, а экс-тернальная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.

244

Интернальная интеграция занимается вопросами сотрудничества различных типов специальных учреждений и их слияния. Например, объединение под одной крышей образовательных учреждений для детей с трудностями в обучении и для детей с легкой степенью умственной отсталости.

Интеграция понимает под собой включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие постепенную интеграцию. Здесь и роль обучения, и роль воспитания, и организация их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть как можно более приближена к условиям жизни всего общества, очень большую роль должно играть и отношение полноценных членов общества к людям с отклонениями. Если они не будут выделяться в отдельную группу, то перестанут быть изгоями в обществе.

Модельная схема интернального воспитания и образования предполагает частичную и полную интеграцию. Частичная интеграция реализуется в процессе совместной образовательной деятельности педагога и детей; полная интеграция реализуется в режимных моментах, в игровой деятельности, на праздниках и досугах.

Целью интернальной интеграции является создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные возможности для социальной адаптации в обществе.

Интернальная интеграция позволяет решить ряд задач:

- включение воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;

- создание условий для интеллектуального, физического и психического развития детей с ОВЗ;

- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам с ОВЗ;

- первичную социализацию, которая «... охватывает дошкольный период жизни, когда ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает качества и опыт для жизни в обществе» [2, с. 100].

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Интернальная интеграция предполагает разработку индивидуальных

маршрутов развития ребенка, которые включают в себя:

- планирование совместной интегрированной деятельности;

- создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей с ЗПР и «особого ребенка»;

- социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве образовательного учреждения;

- сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

В практике применяются такие формы взаимодействия между детьми в процессе интернальной интеграции, как: чтение, беседы, рисование,

245

этюды, тренинги, упражнения, релаксация, игровая терапия, моделирование ситуаций.

Учитывая потребности и возможности детей с ОВЗ на базе проекта «особый ребенок», воспитателями и специалистами, работающими на группах, был разработан подпроект «Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции».

Основными видами деятельности в процессе проекта были: изобразительная деятельность, досуговая деятельность, сюжетно-ролевая игра и труд.

Практика реализации межвозрастного взаимодействия детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции помогла нам создать психологически комфортную среду для детей, имеющих разные возможности социальной адаптации в обществе, а также способствовала оптимизации коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

1. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2002.

2. Крулехт М.В. Проблема социализации ребёнка в дошкольной педагогике: тезисы докладов и сообщений 6-й Междунар. конф. «Ребёнок в современном мире. Открытое общество и детство». - СПб.: СПбГТУ, 1999.

Е.В. Разуванова

учитель русского языка, Специальная коррекционная школа № 657, Санкт-Петербург

Изучение поэтического произведения на уроках литературного чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

В современном обществе речь несет коммуникативную функцию. Вступая в общество, обучающиеся в специальной коррекционной школе VIII вида сталкиваются с различными ситуациями, где надо активно общаться, а их собственная речь обладает определенными особенностями. Это бедность речевого запаса, затруднение в осмыслении текста, косноязычность, низкий темп чтения, нарушение произношения, пониженная работоспособность и внимание. Пониженная активность, узость, недифференцированность восприятия, речевое недоразвитие, ограниченный запас жизненных представлений затрудняют понимание идейнообразного содержания поэтических произведений школьниками с нарушением интеллекта на уроках литературного чтения и определяют методику их изучения.

Для умственно отсталых учащихся характерны типичные особенности понимания поэтических произведений: фрагментарность понимания содержания с пропуском основных и второстепенных смысловых частей, конкретность понимания выражений и слов, недостаточное осознание эмоционального характера изучаемого произведения, неумение выде-

246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.