Межведомственный программный подход к организации мероприятий по укреплению общественного здоровья в Москве
Л. А. Мыльникова1, Н. Н. Камынина1
1 ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9.
Аннотация
Цель исследования: комплексный анализ подходов к организации мероприятий по реализации программ развития Москвы с точки зрения укрепления общественного здоровья населения. Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы комплексная оценка данных отраслевой статистической отчетности, метод описательной статистики, метод контентного анализа. Определены подходы к организации мероприятий государственных программ города Москвы с точки зрения укрепления общественного здоровья. Показано, что в государственные программы включены направления, связанные с укреплением общественного здоровья, их реализация осуществляется совместно различными ведомствами и носит межведомственный характер. Градостроительная политика и развитие территорий города Москвы осуществляются в соответствии с анализом экологической ситуации, демографии и социальными запросами москвичей. Определена взаимосвязь между состоянием здоровья населения Москвы по результатам диспансеризации и реализуемыми мероприятиями государственных программ Москвы, показана востребованность межведомственных мер по укреплению общественного здоровья и популяризации здорового образа жизни. Результаты. Анализ результатов диспансеризации за период 2017-2019 гг. показал, что требуется усиление межведомственных мер, направленных на укрепление общественного здоровья в городе Москве.
Ключевые слова: диспансеризация; группы здоровья; здоровый образ жизни; неинфекционные заболевания; межведомственное (межсекторальное) взаимодействие; городское планирование; развитие городских территорий; комфортная среда; социальная инфраструктура; экологические условия.
Для цитирования: Мыльникова Л. А., Камынина Н. Н. Межведомственный программный подход к организации мероприятий по укреплению общественного здоровья в Москве. Здоровье мегаполиса. 2020;1(2):20-31. ЬИр8://ао1.ог^10.47619/2713-2бтт2020.у112;20-31
© Автор(ы) сохраняют за собой авторские права на эту статью.
© Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
Interagency programmatic approach to organize public health promotion events in Moscow
L. A. Mylnikova1, N. N. Kamynina1
1 State Budgetary Institution «Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department», 9, Sharikopodshipnikovskaya str., 115088, Moscow.
Abstract
The purpose of the research is to provide a comprehensive analysis of approaches to the organization of events for the implementation of Moscow's development programs, from the point of view of strengthening public health. Materials and methods. The methods of the study are: the integrated assessment of data of industry statistical reporting, the method of descriptive statistics, the method of content analysis. Approaches to the organization of events of the state programs of the city of Moscow, from the point of view of strengthening public health, are defined. It is shown that the state programs include areas related to strengthening public health, their implementation is carried out jointly by various departments and is of an interdepartmental nature. Urban planning policy and development of the territories of the city of Moscow is carried out in accordance with the analysis of the environmental situation, demography, and social needs of citizens. Correlation between the state of public health in Moscow according to the results of clinical examination and ongoing activities of state programs of Moscow, shows the relevance of interagency measures to enhance public health and promote a healthy lifestyle. Results. The results of medical examinations in 2017-2019 show that it is necessary to strengthen interdepartmental measures aimed at strengthening public health in the city of Moscow.
Keywords: medical examination; health groups; healthy lifestyle; non-communicable diseases; intersectoral collaborations; urban planning; development of urban territories; comfortable environment; social infrastructure; environmental conditions.
For citation: Mylnikova L. A., Kamynina N. N. Interagency programmatic approach to organize public health promotion events in Moscow. City HealthCare Journal. 2020;1(2):20-31. https://doi.org/10.47619/2713-2617. zm.2020.v1i2;20-31.
© Author(s) retain the copyright of this article.
© This article is published under the terms of the Creative Commons «Attribution-ShareAlike» 4.0 International.
Введение
При формировании государственных программ, реализуемых в Москве, обязательным их компонентом являются мероприятия, направленные на охрану и укрепление общественного здоровья населения. Разработка государственных программ осуществляется на основании анализа социально-экономического развития Москвы и строго в соответствии с федеральными законами, Уставом и законодательством города Москвы, Генеральным планом города Москвы, а также на основании макроэкономических показателей развития города Москвы, социальной политики.
Все государственные программы, реализуемые в Москве, имеют межведомственный подход, определяющий комплекс взаимосвязанных мероприятий, разработанных для достижения поставленных в программе целей в течение заданного времени установленными ресурсами. Как правило, в них предусматриваются инновационные направления развития и улучшения качества жизни москвичей.
Государственные программы Москвы являются социально ориентированными и включают широкий спектр вопросов, связанных с состоянием жилья, дворов, социальной инфраструктуры, наличием в шаговой доступности необходимых для повседневной жизни объектов: парковок, зон отдыха, парков и т. д. Комфортность городской среды тесно связана с такими понятиями, как уют, удобство, чистота, функциональность, что предопределяет охрану и укрепление общественного здоровья жителей Москвы.
Материалы и методы
Для достижения цели исследования проведена комплексная оценка данных отраслевой статистической отчетности, в том числе отчетной формы № 131, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.03.2015 № 87н «Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению» (вместе с «Порядком заполнения учетной формы № 131/у "Карта учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)"», «Порядком заполнения и сроками представления формы статистической отчетности № 131 "Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения"») [1] за период 2017-2019 гг.
При анализе показателей использован метод описательной статистики. Расчет показателей, относящихся к распределению по группам здоровья, производился исходя из численности обследованного населения. Доли населения, отнесенного к I, II или III группам здоровья, определялись как отношение численности соответствующей группы здоровья к общей численности населения, прошедшего диспансеризацию в процентах (%).
Использован метод контентного анализа государственных программ города Москвы с точки зрения состояния общественного здоровья населения столицы.
Результаты исследования
Основой для реализации всех государственных программ Москвы являются государственная программа города Москвы «Градостроительная политика» [2] и «Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2019-2022 годы» [3], направленные на формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности, включая приоритеты градостроительного развития города Москвы.
Предусмотрено совершенствование системы градостроительной деятельности, включающее территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов капитального строительства, что сказывается на качестве жизни москвичей, возможности жить и работать в комфортных условиях, заниматься спортом, получать доступную качественную медицинскую помощь, вести здоровый образ жизни.
Городское планирование - одно из основополагающих направлений современного развития городской среды. Это строительство жилья, новых объектов социальной среды, застройки открытых территорий, озеленение города и, главное, создание «здоровых» комфортных условий для жизни и работы горожан. Межведомственное взаимодействие всех структур позволяет решать задачи в сфере укрепления общественного здоровья.
Качество городской среды включает три принципиальных аспекта: комфортность проживания населения, состояние природных экосистем в городе, безопасность строительства и функционирования городской инфраструктуры.
Развитие города предусматривает условия, связанные с комфортным проживанием жителей, основными составляющими которого являются
состояние атмосферного воздуха, микроклиматические параметры среды, акустический режим в зонах жилых домов, обеспеченность территории зелеными насаждениями, близость парковых зон и социальной инфраструктуры, транспортное обеспечение.
В целях создания качественной городской среды в Москве реализуется Государственная программа города Москвы «Развитие городской среды» [4], в которой предусмотрены такие мероприятия, как обустройство парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства, рекреационных зон, объектов инфраструктуры для организации спортивно-оздоровительного и культурно-до-сугового отдыха (детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, катки, эстрадные площадки), а также проведение парками культуры и отдыха, музеями-заповедниками и музеями-усадьбами культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских мероприятий.
Применение единого подхода развития городских территорий города Москвы дает возможность сравнивать состояние окружающей среды по количественным и качественным экологическим параметрам. Экологические показатели используются при оценке вариантов развития и обоснования проектных решений.
В Москве созданы унифицированные «паспорта экологической ситуации» районов города, составленные на основе круглосуточного мониторинга загрязнения атмосферы (АСКЗА) с использованием специализированных метеорологических комплексов для контроля условий рассеивания загрязняющих веществ в воздухе. Осуществлено ранжирование остроты экологических проблем относительно плотности населения, сбросов и выбросов загрязняющих веществ на одного жителя и на единицу площади городской территории. Такое ранжирование является основанием для принятия решений по отношению к тем районам, где проблема является наиболее острой [5]. Примером может служить развитие района Капотня в Юго-Восточном административном округе Москвы (ЮВАО), где расположен Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат, реконструкция очистных сооружений дождевой канализации в районе Некрасовка и Угрешских очистных сооружений.
Таким образом, государственные программы в сфере экологии и природоохранной деятельности являются эффективным инструментом для формирования условий проживания населения, функционирования природных экосистем, строительства и функционирования комфортной городской инфраструктуры, предусматривающей и строительство жилья.
Программа реновации жилья [6] в Москве предусматривает инновационные подходы, строительство жилого квартала «Смарт-квартал», что позволит в дальнейшем интегрировать построенное жилье в программу «Умный город» [7]. Главная задача - персонифицировать виртуальную среду для москвичей. «Умный город» объединяет в себе все информационные программы Москвы, включая сети для телевидения, телефонии и интернета в каждой квартире, информационных панелей для трансляции городской информации, что позволит жителям получать без задержек всю информацию, в том числе и по вопросам охраны здоровья, создаст условия для более доступной и оперативной медицинской помощи.
Наряду с реновацией, реализуются программы по ремонту существующего жилья, подъездов, благоустройству дворов. При проведении благоустройства главные требования, применяемые к дворам, - безопасность и комфортность для жителей, не травмоопасность, созданы условия для проведения досуга и занятий спортом с наличием детских и спортивных площадок, межквартальных игровых городков, катков с искусственным льдом [8]. Комфортное жилье - это не только обустройство дворов и ремонт домов, но и общественные пространства - места отдыха, досуга, места, где проводят свободное время. Эти пространства также должны быть обеспечены системой мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья, отвечать требованиям безопасности и способствовать ведению здорового образа жизни.
Формирование комфортной среды обитания и условий для укрепления здоровья в современной Москве невозможно без велосипедного пространства - обустройство велосипедных дорожек, соединяющих соседние районы, рекреационные зоны, а также обеспечивающих местные внутрирайонные связи. Приоритетом при разработке схемы является обеспечение транспортной доступности, безопасности при движении на велосипеде, в том числе разделение потоков велосипедистов и пешеходов.
Развитие массовой физической культуры и спорта - лучший способ укрепления здоровья населения и повышения сопротивляемости болезням. Реализуется государственная программа города Москвы «Спорт Москвы» [9]. Интерес москвичей к занятиям физкультурой, престиж здорового образа жизни год от года неуклонно возрастают благодаря проводимой работе по развитию и популяризации спорта.
Укрепление общественного здоровья - это и реализация мер, направленных на создание комфортной среды в общественных пространствах, организацию качественного досуга и разнообразного отдыха для работающих людей, семей
с детьми, пожилых и молодежи, осуществляемых префектурами и управами районов административных округов Москвы. Местами отдыха являются зеленые зоны и парки. Приоритетными направлениями окружных и районных программ стали благоустройство и реконструкция существующих зеленых зон отдыха и создание новых парков, в том числе на месте промышленных зон и пустырей и в шаговой доступности для жителей, создание зон рекреационного отдыха (прогулочных дорожек, трасс для велосипедов, роликов и т. п.). Во всех парках культуры и отдыха проведены масштабные работы на основе внедрения единого московского городского стандарта благоустройства с обязательным созданием условий для активного отдыха и проведения досуга. Проложены дорожки, разбиты газоны и цветники; обустроены детские, спортивные и танцевальные площадки; создана инфраструктура для занятий летними и зимними видами спорта; организовано общественное питание; созданы зоны свободного ШЬИ-доступа к сети Интернет. Летом в парках создаются детские и танцевальные площадки, пикниковые зоны, площадки для тихого отдыха с беседками, открываются пункты проката и кафе. Все мероприятия входят в государственную программу «Развитие городской среды», подпрограмму «Индустрия отдыха на территориях общего пользования» [4].
Созданная инфраструктура увеличила посещаемость парков, что позволило проводить информационно-коммуникационные акции Департамента здравоохранения города Москвы, направленные на охрану и укрепление здоровья москвичей, пропаганду здорового образа жизни.
При этом участие в мероприятиях и акциях людей разных возрастов дает возможность проведения просветительской деятельности в отношении здорового образа жизни, физической активности, рационального питания, отказа от курения и наркотиков, включая фестиваль уличных городских культур - граффити и спорта, фестивали московских продуктов, проект «Мой район, мой округ».
Мероприятия, проводимые в рамках реализации городских программ в Москве с широким охватом населения, направлены в том числе на обязательность проведения в субъектах Российской Федерации в 2019 и 2020 годах профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в медицинских организациях [10, 11]. При этом в целях повышения охвата граждан профилактическими медицинскими осмотрами и диспансериза-
цией различным ведомствам предписано обеспечить размещение информационных материалов и проведение информационно-коммуникационной кампании, направленных на популяризацию профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе на телевидении, радио и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Важность прохождения диспансеризации заключается в обеспечении контроля состояния здоровья граждан и раннее выявление (скрининг) хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной ин-валидизации и преждевременной смерти населения, а также факторов риска их развития [12].
Укрепление здоровья подрастающего поколения детей и подростков осуществляется в рамках формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры образования. Предусмотрено создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы, создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физ-культурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы [13].
Образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы персонализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.
Сегодня в образовательной практике государственных образовательных организаций города Москвы используются разнообразные здоро-вьесберегающие технологии, в том числе в рамках взаимодействия образовательных организаций с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения.
Значительный потенциал для формирования образа молодого москвича имеется и в системе дополнительного образования. В деятельность по дополнительному образованию детей и молодежи включены образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, образовательные программы профес-
сионального и высшего образования. Новым этапом развития дополнительного образования стал этап интеграции дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения, позволяющих учащимся школ параллельно с освоением общеобразовательной программы осваивать ту или иную профессию.
Еще одной составляющей общественного здоровья является охрана здоровья детей и подростков из трудных семей. В Москве работает городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав [14]. В рамках деятельности городской комиссии проводятся мероприятия по формированию личности подростков, вовлечение их в общегородские мероприятия, направленные на распространение положительного опыта семейных отношений в семьях, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это соревнования в рамках Московской межокружной спартакиады «Всей семьей за здоровьем!», мероприятия, приуроченные ко Дню семьи, любви и верности, международные фестивали спектаклей для детей и музыкальные фестивали - Международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош», Международный фестиваль «Москва встречает друзей» и др. Все мероприятия направлены на формирование и развитие личности детей, мотивирование к здоровому образу жизни, отказу от потребления табака, алкоголя, наркотиков.
В рамках государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» [15] мероприятия, направленные на укрепление общественного здоровья населения Москвы, имеют приоритетное значение. Определены единые методологические подходы, и осуществляется координация деятельности всех медицинских организаций и их структурных подразделений по медицинской профилактике и по дальнейшему развитию направления общественного здоровья. С целью популяризации мероприятий, направленных на укрепление общественного здоровья, проводится широкая информационно-коммуникационная кампания для населения, особенно лиц молодого возраста, о профилактических услугах, которые оказываются в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы.
Укрепление общественного здоровья включает комплекс мероприятий медицинского и социального характера, направленных на устранение причин и условий возникновения и развития болезней на территориальном уровне. Диспансеризация населения является объективной основой для повышения уровня развития профилактического направления здравоохранения [16]. Распределение обследованного при диспансеризации
населения по группам здоровья позволяет дать интегральную оценку состояния здоровья населения, а также оценить результативность проводимой профилактической работы [17].
Для изучения и объективной оценки мероприятий государственных программ, связанных с укреплением здоровья, проведен анализ результатов диспансеризации населения Москвы за период 2017-2019 гг.
В соответствии с порядком диспансеризации по ее результатам определяется группа здоровья гражданина (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение граждан по группам здоровья за период 2017-2019 гг. в расчете на 10 000 обследованного населения по результатам диспансеризации взрослого населения (2017-2019 гг.).
Figure 1. Distribution of citizens by health groups for the period of 2017-2019 based on the 10 000 of the surveyed population according to the results of medical examination of the adult population (2017-2019).
■ I группа здоровья
■ II группа здоровья
■ III группа здоровья (Ша + Шб)
В целом по городу Москве за весь период 2017-2019 гг. I группа здоровья (здоровы) была установлена у 99,7 на 10 000 населения, прошедшего диспансеризацию взрослого населения.
II группа здоровья (высокий и очень высокий риск развития хронических неинфекционных заболеваний) установлена у 99,8 на 10 000 граждан, прошедших диспансеризацию взрослого населения.
К III группе здоровья (пациенты, имеющие хронические заболевания) за период 2017-2019 гг. были отнесены 100 граждан на 10 000 населения, прошедшего диспансеризацию взрослого населения.
Таким образом, по группам здоровья взрослое население Москвы распределено практически поровну, однако наметился тренд к увеличению лиц, имеющих III группу здоровья.
u _ __ _ по
группам здоровья по результатам диспансеризации взрослого населения по годам подтверждает тенденцию к ежегодному приросту пациентов, имеющих хронические заболевания, или III группу здоровья. Прирост составлял около 2 % в 2018 г. по сравнению с 2017 г., в 2019 году - 7,6 % по сравнению 2018 г. (рис. 2).
39-60 лет - 32 %, в возрасте старше 60 лет - 1,8 %. У женщин соответственно в возрасте 21-36 лет -65 %, 39-60 лет - 32,8 %, и старше 60 лет - 2,2 %.
В 2019 г. доля мужчин в возрасте 21-36 лет составляет 60,3 % от мужчин этой группы, в возрасте 39-60 лет - 37,8 %, в возрасте старше 60 лет -1,75 %. У женщин соответственно в возрасте 2136 лет - 57,4 %, 39-60 лет - 40,5 %, и старше 60 лет -2,12 % (рис. 3).
Рисунок 2. Доля лиц, прошедших диспансеризацию взрослого населения Москвы, по группам здоровья (данные 2017-2019 гг.). Figure 2. Proportion of persons who have undergone medical examination of the adult population of Moscow by health groups (data from 2017-2019).
62,6 %
2017 год 2018 год 2019 год
Н I группа здоровья
■ II группа здоровья
■ III группа здоровья (IIIa + Шб)
В целях проведения детального анализа определенных по результатам диспансеризации групп здоровья выявлено, что в 2017-2019 гг. I группа здоровья была установлена у 43 % мужчин и у 57 % женщин. Таким образом, за период 2017-2019 гг. доли мужчин и женщин в I группе здоровья - постоянные.
При этом по возрасту распределение в I группе здоровья следующее. В 2017 г. доля мужчин в возрасте 21-36 лет составляет 66,3 %от мужчин этой группы, в возрасте 39-60 лет - 32 %, в возрасае старше 60 лет - 1,7 %. У женщин соответственно в возрасте 21-36 лет - 66,2 %, 39-60 лет - 32 %, и старше 60 лет - 1,7 %.
В 2018 г. доля мужчин в возрасте 21-36 лет составляет 66 % от мужчин этой группы, в возрасте
Рисунок 3. Доля лиц (мужчин и женщин) по возрастам, определенных в I группу здоровья по результатам диспансеризации 2017-2019 гг.
Figure 3. The proportion of persons (men and women) by age defined in group I of health according to the results of medical examination in 2017-2019.
Мужчины
120 100 80 60 40 20 0
2017 2018 2019
Женщин!)]
120 100 80 60 40 20 0
2017 2018 2019
■ 21-38 лет
■ 39-60 лет
■ > 60 лет
Отмечается выраженная тенденция увеличения доли лиц (мужчин и женщин) в возрасте 39-60 лет и женщин старше 60 лет в I группе здоровья в динамике 2017-2019 гг.
При анализе доли лиц, отнесенных ко II группе здоровья, выявлено, что в возрасте 21-38 лет как у
мужчин, так и у женщин показатели остаются стабильными в течение периода наблюдения, практически не изменяются показатели в возрастных группах 39-60 лет и старше 60 лет (рис. 4).
Рисунок 4. Доли лиц II и III групп здоровья, определенных по результатам диспансеризации 2017-2019 гг.
Figure 4. Proportions of persons of health groups II and III determined by the results of medical examination in 2017-2019.
Показатели доли лиц, отнесенных к III группе здоровья, увеличиваются как у мужчин, так и у женщин старше 60 лет с 46 % у мужчин в 2017 г. до 52 % в 2019 г., у женщин соответственно с 52 % до 58 %.
Анализ данных, касающихся групп здоровья, по результатам диспансеризации 2017-2019 гг., показал увеличение доли лиц, отнесенных к I группе здоровья, среди лиц среднего и старшего возрастов, что обусловлено благоприятным воздействием всех мероприятий, направленных на укрепление общественного здоровья в Москве, включающих улучшение условий труда, жилищных условий и досуга, уровня образования, воспитания, поведения. Вышеприведенные показатели диспансеризации свидетельствуют так-
же и об эффективности и внедряемой в Москве системы организации активного досуга граждан старшего поколения и иных категорий граждан, расширения форм социальных коммуникаций, дальнейшего повышения жизненной активности указанных категорий граждан, способствующей увеличению продолжительности жизни населения города Москвы [18].
Вместе с тем, уменьшение доли лиц молодого возраста, 21-38 лет, как у мужчин, так и у женщин, отнесенных к I группе здоровья, указывает на необходимость усиления деятельности по формированию санитарно-гигиенической культуры населения, самосохранительного сознаниб, включая экологическое, созданию условий для оптимального взаимодействия личности и социаль-
ных институтов (семьи, образования, СМИ, досуга и т. п.) у молодежи.
В соответствии с мероприятиями проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография» в Москве осуществляются мероприятия по укреплению общественного здоровья и формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, а также улучшению здоровья и качества жизни населения, развитию культуры общественного здоровья. Мероприятия рассчитаны на пять лет и будут осуществлены в 2020-2024 гг. Это дает возможность развивать и совершенствовать приоритетные направления социально-экономического развития города, обеспечивать их непрерывность и адресность, позволяет обобщать и накапливать положительный опыт. Пилотными территориями для проведения мероприятий являются Восточный и Юго-Восточный административные округа города Москвы.
Реализация всех заявленных мер осуществляется с участием различных ведомств и направлена на преодоление рисков для здоровья граждан и вызовов современного периода, связанных с ограничительными мероприятиями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Она также будет способствовать усилению организационно-методической работы ответственных исполнителей Государственной программы с руководителями медицинских и иных организаций.
Заключение
Комплексный анализ мероприятий программ, реализуемых в Москве, показал, что их межведомственный характер направлен на укрепление здоровья и возможность жителей вести здоровый образ жизни. Единство здоровья и способа, образа жизни людей, включающего труд, отдых, досуг, структуру потребления, материальную и духовную сторону жизни, общение, является целью программ, достигаемых путем духовно-нравственного благополучия, оптимального двигательного режима, рационального питания, личной гигиены, отказа от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ).
Создание современного «умного города» обеспечивает наилучшие условия для жизни, работы, отдыха и самореализации человека.
Развитие межведомственного взаимодействия и получение результатов этой деятельности возможны при наличии в программах отчетных показателей, касающихся создания благоприятной экологической среды, строительства комфортного жилья, развития транспорта и дорожной сети, социальной инфраструктуры, доступного здравоохранения, возможности заниматься спортом и получать достойное образование.
Выводы
Реализуемые в Москве программы представляют собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и образующих единое целое мер, направленных на достижение поставленных целей, включающих мероприятия по укреплению здоровья населения.
Обеспечение экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности города потребовало всестороннего анализа уровней загрязнения атмосферного воздуха и почвенного покрова, состояния растительности и поверхностных водоемов, акустического режима и санитарной очистки территории, заболеваемости населения и устойчивости геологической среды при разработке градостроительного плана развития города Москвы.
Развитие Москвы с точки зрения укрепления здоровья предусматривает условия проживания населения, экологические условия, условия строительства и функционирования городской инфраструктуры.
Проект «Московское долголетие» показывает свою эффективность, доля лиц старшего поколения, отнесенных к I группе здоровья, увеличивается.
Территориальное планирование в Москве нацелено на создание современного «умного города», в котором обеспечиваются наилучшие условия для жизни, работы, отдыха и самореализации человека.
Необходимо усиление деятельности по укреплению общественного здоровья из-за ограничительных мер в связи с распространением новой коро-навирусной инфекции.
Список литературы
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.03.2015 № 87н «Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению».
2. Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. № 460-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика"».
3. Постановление Правительства Москвы от 15.10.2019 № 1323-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы».
4. Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 № 476-ПП (ред. от 04.06.2019) «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды"».
5. Доклад «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2019 году» / Под ред. А. О. Куль-бачевского. - М., 2020. - 222 с.
6. Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП (ред. от 11.02.2020) «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве».
7. Постановление Правительства Москвы от 09.08.2011 № 349-ПП (ред. от 04.06.2019) «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Умный город"».
8. Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП (ред. от 04.06.2019) «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище"».
9. Постановление Правительства Москвы от 20.09.2011 № 432-ПП (ред. от 04.06.2019) «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы"».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 1391-р (с изм. от 21.03.2020) «О проведении в 2019 и 2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации».
11. Приказ Минздрава России от 13 марта 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».
12. Методические рекомендации «Организация проведения профилактического медицинского
осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» / Утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации 22 октября 2019 г.
13. Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП (ред. от 04.06.2019) «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы (Столичное образование)"».
14. Закон г. Москвы от 13.04.2005 № 12 (ред. от 29.04.2019) «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
15. Постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 № 461-ПП (ред. от 24.03.2020) «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)"».
16. Щепин О. П. Роль диспансеризации в снижении заболеваемости населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2015. - 23 (1). - С. 3-7.
17. Сененко А. Ш., Савченко Е. Д., Сон И. М., Захарченко О. О., Терентьева Д. С., Дзюба Н. А. Результаты диспансеризации 2013-17 гг.: распределение обследованного населения по группам здоровья // Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики». - 2019. - № 1. -С. 64-88.
18. Постановление Правительства Москвы от 18.12.2018 № 1578-ПП (ред. от 26.12.2019) «О реализации в городе Москве проекта "Московское долголетие"» (вместе с "Порядком реализации проекта «Московское долголетие"»).
References
1. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 06.03.2015 No. 87n «About the unified form of medical documentation and the form of statistical reporting used when carrying out medical examination of certain groups of adult population and routine medical examinations, orders on their filling». URL: http://docs.cntd.ru/ document/420263167. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
2. Decree of the Government of Moscow of October 3, 2011 No. 460-nn «On Approval of the State Program of the City of Moscow "Urban Planning Policy"». URL: http://docs.cntd.ru/
document/537907467. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
3. Decree of the Government of Moscow dated 15.10.2019 No. 1323-nn «On the Targeted Investment Program of the City of Moscow for 2019-2022». URL: http://docs.cntd.ru/document/563477536. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
4. Decree of the Government of Moscow dated 07.10.2011 No. 476-nn (ed. From 04.06.2019) «On Approval of the State Program of the City of Moscow "Development of the Urban Environment"». URL: http://docs.cntd.ru/document/537907624. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
5. Kulbachevsky A. O. Doklad «O sostoyanii okruzhayushchey sredy v gorode Moskve v 2019 godu» [Report «About situation of the Environment in the City of Moscow in 2019»]. Moscow, 2020, 222 p. (In Russian).
6. Decree of the Government of Moscow dated 01.08.2017 No. 497-nn (ed. From 11.02.2020) «On the Program for the Renovation of Housing in the City of Moscow». URL: http://docs.cntd.ru/ document/456082244. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
7. Decree of the Government of Moscow dated 09.08.2011 No. 349-nn (ed. From 04.06.2019) «On approval of the State Program of the City of Moscow "Smart City"». URL: http://docs.cntd.ru/ document/537906652. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
8. Decree of the Government of Moscow dated 27.09.2011 No. 454-nn (ed. From 04.06.2019) «On Approval of the State Program of the City of Moscow "Housing"». URL: http://docs.cntd.ru/ document/537907324. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
9. Decree of the Government of Moscow dated 20.09.2011 No. 432-nn (ed. From 04.06.2019) «On the approval of the State Program of the City of Moscow "Sport of Moscow"». URL: http://docs.cntd. ru/document/537907193. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
10. Order of the Government of the Russian Federation dated 27.06.2019 No. 1391-r (with amendments from 21.03.2020) «On the holding in 2019 and 2020 of the All-Russian medical examination of the adult population of the Russian Federation» URL: http://docs.cntd.ru/document/560540199. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
11. Order of the Ministry of Health of Russia dated March 13, 2019 No. 124n «On approval of the procedure for conducting preventive medical examination and medical examination of certain groups of the adult population». URL: http://docs.cntd. ru/document/554018402. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
12. Methodological Recommendations «Organization of preventive medical examination and medical examination of certain groups of the adult population». Approved by the Ministry of Health of the Russian Federation on October 22, 2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72936994/. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
13. Decree of the Government of Moscow dated 27.09.2011 No. 450-nn (ed. From 04.06.2019) «On Approval of the State Program of the City of Moscow «Development of Education of the City of Moscow ("Metropolitan Education")». URL: http://docs.cntd. ru/document/537907408. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
14. Law of Moscow dated 13.04.2005 No. 12 (ed. From 29.04.2019) «On the organization of the activities of commissions for minors and the protection of their rights» URL: http://docs.cntd. ru/document/3658740. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
15. Decree of the Government of Moscow dated 04.10.2011 No. 461-nn (ed. From 24.03.2020) «On Approval of the State Program of the City of Moscow» Development of Health Care in the City of Moscow (Metropolitan Health Care)». URL: http://docs.cntd. ru/document/537907516. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
16. Shchepin O. P. The role of medical examination in reducing the incidence of the population. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2015;23(1):3-7. (In Russian).
17. Senenko A. Sh., Savchenko E. D., Son I. M., Zakharchenko O. O., Terentyeva D. S., Dziuba N. A. Results of medical examination 2013-17: distribution of the examined population by health groups. Modern problems of health and medical statistics. 2019;1: 64-88. (In Russian).
18. Decree of the Moscow Government dated 18.12.2018 No. 1578-nn (ed. From 26.12.2019) «On the implementation of the Moscow Longevity project in the city of Moscow
(together with the "Order of Implementation of the Moscow Longevity Project")». URL: https:// dszn.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-1368-src-1566304932.1041.pdf. (Accessed: 15.12.2020). (In Russian).
Информация об авторах
Мыльникова Лариса Алексеевна, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела исследований общественного здоровья ГБУЗ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». https://orcid.org/0000-0003-4004-2347.
Камынина Наталья Николаевна, доктор медицинских наук, кандидат педагогический наук, зам. директора по научной работе ГБУЗ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». https:// orcid.org/0000-0002-0925-5822.
Information about authors
Larisa А. Mylnikova, MD, leading researcher of state budgetary institution «Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department». https://orcid. org/0000-0003-4004-2347.
Natalya N. Kamynina, MD, PhD of Pedagogic Sci., Deputy Director of state budgetary institution «Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department». https://orcid.org/0000-0002-0925-5822.
Для корреспонденции:
Мыльникова Лариса Алексеевна
Correspondence to:
Larisa А. Mylnikova