Научная статья на тему 'МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
878
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / INTERAGENCY COOPERATION / HEALTHCARE / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенникова А.А., Камышников А.И.

В статье определена сущность понятия «межведомственное взаимодействие» в сфере здравоохранения, представлены задачи и принципы взаимодействия, рассмотрена деятельность Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области и департамента здравоохранения Воронежской области и проведен анализ межведомственного взаимодействия между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веретенникова А.А., Камышников А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN THE HEALTH CARE SYSTEM

The article defines the essence of the concept of “interdepartmental interaction” in the field of health care, presents the tasks and principles of interaction, reviews the activities of the Federal Service in the field of consumer rights protection and human welfare in the Voronezh region and the Voronezh region health department and analyzes the interagency interaction between them.

Текст научной работы на тему «МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА И ДЕМОГРАФИЯ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

УДК 614.2

А. А. Веретенникова, А. И. Камышников

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация: в статье определена сущность понятия «межведомственное взаимодействие» в сфере здравоохранения, представлены задачи и принципы взаимодействия, рассмотрена деятельность Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области и департамента здравоохранения Воронежской области и проведен анализ межведомственного взаимодействия между ними.

Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, здравоохранение, социальная политика.

UDC 614.2

A. A. Veretennikova, А. I. Kamyshnikov

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN THE HEALTH CARE

SYSTEM

Abstract: the article defines the essence of the concept of "interdepartmental interaction" in the field of health care, presents the tasks and principles of in teraction, reviews the activities of the Federal Service in the field of consumer rights protection and human welfare in the Voronezh region and the Voronezh region health department and analyzes the interagency in teraction between them.

Keywords: interagency cooperation, healthcare, social policy.

Введение

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение всеобщей, бесплатной, доступной и высококвалифицированной медицинской помощи6. Поэтому основной целью и, вместе с тем, индикатором эффективности социальной политики государства выступает здоровье общества. Многие детерминанты здоровья имеют социальные, экологические и экономические истоки, выходящие за рамки непосредственного влияния конкретного сектора здравоохранения и политики в области здравоохранения. Отсюда особый интерес вызывает межведомственное взаимодействие, которое поддерживает политику, способствующую укреплению здоро-

b Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

вья, справедливости и устойчивости в отношении здоровья.

Межведомственное взаимодействие в системе здравоохранения

Определим содержание понятия «межведомственное взаимодействие». Под ним подразумевается «совместная деятельность специалистов различных организаций и учреждений для достижения желаемой цели»7.

Межведомственное взаимодействие в социальной сфере — это процесс объединения ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности и бизнес-структур

7 Некрасов О. А. Совершенствование форм межотр ас левого правления [Текст] : учебник. М. : Знание, 2014. 316 с.

для осуществления мероприятий по pea- Сущность понятия «межведомственное

лизации прав граждан. взаимодействие» отражена на рисунке.

\1 илимиыция испил ьювилкн и мсгерн&льиых, финансовых и иных

результатов

Рис. Сущность межведомственного взаимодействия

Основные задачи межведомственного вз а имо де йств и я:

— максимальная мобилизация (включение) отраслевых ресурсов;

— разработка и реализация программ, планов, мер, включающих межведомственные ресурсы;

— координация и контроль деятельности участников взаимодействия;

— согласование ресурсов и решений;

— участие в мониторинге деятельности и оценке результатов межведомственного взаимодействия.

Принципы межведомственного взаимодействия:

— обеспечение прав субъектов взаимодействия;

— организационно-у прав ленче ска я технологичность;

— координация взаимообусловленных действий;

— конечно-целевая направленность.

Основные управленческие барьеры

в межведомственном взаимодействии:

— сложность управленческого объекта;

— запаздывание информации, характерное для сложных систем;

— ориентация субъекта, принимающего управленческие решения.

Обозначим краткую характеристику деятельности Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области и департамента здравоохранения Воронежской области.

Департамент здравоохранения Воронежской области проводит государствен-

ную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности8.

Основными задачами департамента являются участие в выработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья населения Воронежской области, нормативно-правовое регулирование в сфере государственного здравоохранения и фармацевтической деятельности, охрана здоровья матери и ребенка, оказание специализированных видов медицинской помощи, организация системы профилактических мероприятий, медицинской помощи населению, медицинской реабилитации.

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области), в свою очередь, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Воронежской области9.

8 Постановление Правительства Воронежской области от 23.04.2009 № 288 «Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Воронежской области».

9 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 10.07.2012

Обратимся к докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Воронежской области в 2017 году», чтобы узнать, как осуществлялось взаимодействие в сфере здравоохранения между Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области и департаментом здравоохранения Воронежской области в 2017 году10.

1. Проведены четыре Региональных оперативных штабов по координации мероприятий по предупреждению распространения опасных болезней человека на территории Воронежской области по вопросу «Об организации противоэпидемических мероприятий по гриппу и ОРВИ на территории Воронежской области в эпидсезон 2017—2018 гг.». В рамках заседаний Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области было дано поручение Департаменту здравоохранения области о постоянном пополнении резерва противовирусных препаратов в медицинских организациях, аптеках, государственных фармацевтических организациях на срок не менее 60 дней, даны поручения о постоянном пополнении резерва противовирусных препаратов в медицинских организациях, аптеках, государственных фармацевтических организациях на срок не менее 60 дней.

2. В преддверии эпидсезона гриппа и ОРВИ 2016—2017 гг. в адрес департамента здравоохранения Воронежской области направлено письмо «О проведении подготовительных мероприятий к прививочной компании против гриппа, готовности медицинских организаций» с рекомендациями по контролю за предсезонной иммунизацией против гриппа, обеспечению медицинских организаций необходимым количеством противовирусных препаратов и средств защиты, обучению медицинского персонала по вопросам диагностики, лечения и профилактики гриппа и ОРВИ, обеспечению

№ 743 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области».

10 Доклад Управления Роспотребнадзора по Воронежской области «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Воронежской области в 2017 году».

готовности в период подъема заболеваемостью гриппом и ОРВИ.

3. В рамках межведомственного взаимодействия с департаментом здравоохранения Воронежской области проведено аппаратное совещание по вопросу «Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости внебольничными пневмониями, недостатках в работе бюджетных учреждений здравоохранения по организации лабораторной диагностики и мерах по ее улучшению».

4. Совместно с департаментом утвержден график проведения прививок со сроком завершения прививочной компании в рамках национального календаря профприви-вок до 01.11.2017 г.

5. Также совместно с департаментом разработан особый порядок работы медицинских организаций в условиях роста заболеваемости — с выделением отдельных потоков для температурящих больных и беременных женщин, возможностью оказания медицинской помощи на дому, утверждены алгоритм оценки риска неблагоприятного исхода и выбора места лечения пациентов в зависимости от степени тяжести течения заболевания.

6. Принято участие в коллегиях департамента здравоохранения Воронежской области с выступлением на тему:

— «О взаимодействии управления Роспотребнадзора по Воронежской области и департамента здравоохранения Воронежской области по обеспечению санитарноэпи-демиологического благополучия населения Воронежской области».

— «Организация службы родовспоможения и детства».

Таким образом, в рамках доклада определены проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и намечаемые меры по их решению, что позволило определить следующие направления межведомственного взаимодействия в сфере здравоохранения между Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области и департаментом здравоохранения Воронежской области:

— осуществлять мероприятия, направленные на поддержание статуса Воронежской области как территории, свободной от полиомиелита, включая комплекс мероприятий в отношении энтеровирусной инфекции;

— проводить мероприятия в рамках программы ликвидации эндемической кори;

— расширить перечень профилактических прививок за счет разработки и реализации региональных программ иммунопрофилактики;

— повысить охват диспансерным наблюдением за реализацией приоритетного национального проекта в разделе «Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ»;

— оптимизировать межведомственного взаимодействия при осуществлении эпиде-

миологического надзора за природно-очаго-выми и зоонозными инфекциями.

Отдельно стоит упомянуть, что в 2018 году проведена Европейская неделя иммунизации в Воронежской области11, в рамках которой осуществлено межведомственное взаимодействие в виде мероприятий, представленных в таблице. Как видно из таблицы, межведомственное взаимодействие по большей мере состояло в проведении мероприятий организационного характера.

Таблица

Совместные мероприятия Департамента здравоохранения и Управления Росно требнадзор а в рамках ЕНИ в Воронежской области в 2018 году

№ Мероприятие Срок исполнения

1 Подготовка докладов и выступлений на пресс-конференциях, круглых столах, радио, телевидении Апрель 2018

2 Подготовка статей по иммунопрофилактике для публикации в средствах массовой информации Апрель 2018

3 Подготовка информационных бюллетеней Апрель 2018

4 Подготовка информации для размещения на сайтах Апрель 2018

5 Информирование о проведение Европейской недели иммунизации заинтересованных служб и ведомств Апрель 2018

6 Выступление на радио и телевидении Апрель 2018

7 Проведение круглых столов в СМИ по вопросам иммунопрофилактики с приглашением ответственных лиц и заинтересованных служб и ведомств Апрель 2018

8 Функционирование «горячей линии» по вопросам иммунопрофилактики 16.04.2018 30.04.2018

9 Размещение информации по иммунопрофилактике на сайтах департамента здравоохранения Воронежской области, Управления Роспотребнадзора Воронежской области Апрель 2018

10 Подведение итогов ЕНИ, подготовка информации по итогам Май 2018

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межведомственное взаимодействие между Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области и департаментом здравоохранения Воронежской области осуществляется в формах совместного участия (региональные оперативные штабы, аппаратные совещания, коллегии), привлечения специалистов и информационного обмена.

Механизм межведомственного взаимодействия не всегда эффективно функционирует из-за ограниченности полномочий, необходимости повышения профессиональных знаний у работников и недоработайте» -сти законодательства в сфере здравоохранения, однако можно отметить, что на данном

этапе межведомственное взаимодействие происходит на достаточно высоком уровне11.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области : приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

11 «План мероприятий по проведению Европейской недели иммунизации в Воронежской области в 2018 году».

и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 10.07.2012 № 743.

3. Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Воронежской области : постановление Правительства Воронежской области от 23.04.2009 № 288.

4. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Воронежской области в 2017 году : доклад Управления Роспотребнадзора по Воронежской области.

5. План мероприятий по проведению Европейской недели иммунизации в Воронежской области в 2018 году.

6. Некрасов О. А. Совершенствование форм межотраслевого правления [Текст] :

учебник / О. А. Некрасов. — М. : Знание, 2014. — 316 с.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Воронежский филиал) Веретенникова А. А., магистрант E-mail: alena_defleur@mail.ru Тел.: 8-(980)-344-35-34

Камышников А. И., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры государственной и муницип альной службы и кадровой политики

E-mail: an.kamyshnikov@grnail.coni Тел.: 8-(920)-213-54- 02

УДК 331.5

О. Я. Емельянова, В. С. Самсонов, И. В. Шершень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИСТАНЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА

Аннотация: современные тенденции развития мировой экономики предполагают расширение спектра возможностей использования удаленного труда и, соответственно, колоссальный рост числа дист анционных работ ников. Gig-экономика, основанная на, свободной занятости и внедрении цифровых платформ, заставляет переосмысливать традиционные и искать новые подходы к организации труда в условиях дистанционной деятельности. В статье рассмотрены концептуальные аспект ы предп очтения удаленной работ ы, а также распространенные формы организации дистанционной деятельности.

Ключевые слова: дистанционная деятельность, фриланс, рынок труда, удаленная работа, занятость, трудовые отношения.

UDC 331.5

О. Г. Emelyanova, V. S. Samsonov, I. V. Shershen

REMOTE ACTIVITY AS AN ACTUAL FORM OF EMPLOYMENT OF EMPLOYEES IN THE WORLD LABOR MARKET

Abstract: current, trends in the development, of the world, economy suggest the expansion of the range of opportunities for using remote labor, and, accordingly, a tremen dous increase in the number of teleworkers. Gig-economy, based on the concept, of free employment, and the introduction of digital pla tforms, forces to rethink, the tradition al, and look for new approaches to the organ iza tion of work, in the conditions of distance activities. The article discusses conceptual, issues of remote work preferences, as well as common forms of remote activity organization .

Keywords: telecommuting, freelancing, labor market,, teleworking, employment, labor relations.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-

исследовательского проекта РФФИNe 19-010-00392

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.