Научная статья на тему 'Межсубъектное социальное партнерство: сущность, структурные элементы и механизм реализации'

Межсубъектное социальное партнерство: сущность, структурные элементы и механизм реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
776
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖСУБЪЕКТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СУБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖСУБЪЕКТНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / CROSS-SECTOR SOCIAL PARTNERSHIP / INTER-SUBJECTIVE SOCIAL PARTNERSHIP / MECHANISM TO IMPLEMENT INTER-SUBJECTIVE SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Гюзель Дамировна

На основе исследования широкого круга публикаций, материалов Интернета и неопубликованных источников проводится анализ сущности, субъектов и механизма реализации межсекторного социального партнерства, которое, по мнению автора, необходимо характеризовать как «межсубъектное социальное партнерство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горбунова Гюзель Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-subjective Social Partnership: Essence, Structural Elements and Implementation Mechanism

Based on a study of a wide range of publications, Internet materials and unpublished sources the article analyzes the essence, entities and inter-sectoral mechanism for the implementation of social partnership, which, in my opinion, should be characterized as “inter-subjective social partnership”.

Текст научной работы на тему «Межсубъектное социальное партнерство: сущность, структурные элементы и механизм реализации»

ББК 60.550.7

ГД. Горбунова

Межсубъектное социальное партнерство: сущность, структурные элементы и механизм реализации

G.D. Gorbunova

Inter-subjective Social Partnership: Essence, Structural Elements and Implementation Mechanism

На основе исследования широкого круга публикаций, материалов Интернета и неопубликованных источников проводится анализ сущности, субъектов и механизма реализации межсекторного социального партнерства, которое, по мнению автора, необходимо характеризовать как «межсубъектное социальное партнерство».

Ключевые слова: межсекторное социальное партнерство, межсубъектное социальное партнерство, субъекты и механизм реализации межсубъектного социального партнерства.

Проблема межсубъектного или, как принято его пока называть, межсекторного социального партнерства приобрела за последние годы в отечественной обществоведческой науке вполне заслуженную и значительную популярность, в первую очередь из-за того, что это широкое и многоуровневое социально-политическое явление постепенно становится в нашей стране одним из ключевых направлений строительства гражданского общества.

Авторская позиция исходит из необходимости более адекватного определения межсекторного социального партнерства именно как межсубъектного в связи с тем, что межсубъектное (межсекторное) социальное партнерство, находящееся в процессе постоянного развития, представляет собой не просто «арифметическую сумму» наложенных друг на друга секторов, оно создается на основе генезиса совершенно нового качества социальных взаимоотношений, инициируемых прежде всего субъектами этих отношений, хотя и проявляющихся в соответствующих пространственных характеристиках. Именно взаимодействие субъектов, функционирующих в процессе этого партнерства, задает его смысл, определяет векторы ориентации, густоту и интенсивность взаимоотношений между отдельными субъектами.

В связи с тем, что автор исходит из определения в качестве основных элементов общественного в широком смысле социального партнерства именно меж-субъектного взаимодействия, возникает необходимость выявить, так сказать, «веер» этих субъектов, обозначив значение каждой из его составляющих. Анализ отечественных публикаций и диссертационных исследова-

Based on a study of a wide range of publications, Internet materials and unpublished sources the article analyzes the essence, entities and inter-sectoral mechanism for the implementation of social partnership, which, in my opinion, should be characterized as “inter-subjective social partnership”.

Key words: cross-sector social partnership, inter-subjective social partnership mechanism to implement inter-subjective social partnership.

ний показывает, что, несмотря на наличие общепринятых в этом смысле подходов, существует определенная дискуссионная ситуация. Например, один из ведущих отечественных специалистов по этой проблеме В. Н. Якимец считает, что «...смысл межсекторного социального партнерства (будь то постсоциалистиче-ское пространство или государство благосостояния) состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, существующими на общественной арене — государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями (выделено автором. — Г Г). Эти силы принято условно называть первым, вторым и третьим сектором» [1, с. 86]. Несколько иную позицию занимает А. А. Ловкова, которая считает, что «...межсекторное социальное партнерство на муниципальном уровне представляет собой взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций (выделено автором. — Г Г.), направленное на повышение качества жизни местного сообщества и обеспечивающее синергетический эффект от объединения ресурсов различных акторов и активизации ранее скрытых ресурсов местного сообщества» [2, с. 19]. Более широко, с претензией на универсальность, рассматривает состав субъектов социального партнерства Е. П. Чернобровкина, которая исходит из того, что «.межсекторное социальное партнерство — это конструктивное взаимовыгодное взаимодействие институтов государства и гражданского общества (выделено автором. — Г. Г.), в котором заинтересована каждая из сторон [3, с. 15]. Специально и довольно подробно подчеркивает роль такого важ-

ного его субъекта в системе социального партнерства, как местное самоуправление, В. И. Филенко, отделяя его при этом от государственного и муниципального управления: «Социальное партнерство во взаимодействии органов муниципальной власти и местного самоуправления имеет больше шансов на осуществление, на достижение позитивных результатов, потому что оно инициируется местным самоуправлением (выделено автором. — Г Г), то есть такой формой народовластия, которая обеспечивает возможность населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения» [4, с. 15].

С конца первого десятилетия нынешнего века среди исследователей социального партнерства появляются работы, в которых авторы стремятся «расширить» ставший уже традиционным перечень субъектов или секторов, в рамках которых осуществляется это партнерство. Справедливо в данном смысле утверждение А. Г. Акрамовской: «Эффект „ размытости границ" между разными секторами общества (власть, бизнес, некоммерческий сектор) и появление новых об-

Переход к формулировке авторской дефиниции межсубъектного социального партнерства требует выявить предлагаемые отечественными авторами явления или процессы, которые занимают в рассматриваемом явлении ключевое, центральное место, так как дать определение — это значит, прежде всего подвести данное понятие под другое, более широкое, а также указать на его существенные особенности [6, с. 494].

Как показывает анализ, в качестве основного элемента, своеобразного фундамента межсубъектного

разований на их стыке (социальные предприятия, государственные корпорации, корпоративные благотворительные фонды и др.) ставит перед исследователями вопрос об определении их секторальной принадлежности, роли и месте в жизни общества, межсекторном взаимодействии, а также необходимости уточнения элементного состава самих секторов» [5, с. 117]. При этом сама автор данной идеи совершенно по-новому подробно структурировала и описала систему участников межсекторного социального партнерства, в том числе: 1) в третьем секторе — представительские, надзорные, сервисные, проектные, инфраструктурные и экспертные организации; 2) во втором секторе — бизнес-ассоциации, корпоративные благотворительные фонды, непосредственно фирмы, предприятия и т. д.

Систематизацию всех имеющихся подходов к описанию субъектов и межсубъектного социального партнерства в отечественных научных исследованиях представим в виде таблицы, что позволяет более наглядно представить «разброс» мнений по этому вопросу.

(межсекторного) социального партнерства различные авторы предлагают рассматривать: а) «социальное действие» или «область социального пространства» (В. Н. Якимец); б) «составную часть единой социе-тальной метасистемы, требующей создания в стране интегрированного пространства» (Л. А. Иванова); в) «тип социального взаимодействия» (Б. С. Модель и И.М. Модель); г) «совместную деятельность социальных субъектов по достижению своих, но вза-имопересекающихся интересов» (А. И. Сухарев);

д) «совокупность правил, способов, технологий и до-

Основные подходы к характеристике субъектов межсубъектного социального партнерства,

предлагаемые в отечественной науке

Авторы Выделяемые субъекты

В. Н. Якимец Государственные структуры, коммерческие предприятия и некоммерческие организации

А. А. Ловкова Органы местного самоуправления, бизнес и общественные организации

Е. П. Чернобровкина Институты государства и гражданского общества

Н. В. Олухов Органы власти и гражданские ассоциации

С. А. Алексеев Межсубъектное социальное партнерство в основном носит локальный характер и присуще уровню муниципальных образований

В. И. Филенко Органы муниципальной власти и местного самоуправления

А. Г. Акрамовская Первый сектор — органы госвласти Российской Федерации в соответствии с нормативными документами; второй сектор — бизнес-ассоциации, непосредственно фирмы, предприятия, корпоративные благотворительные фонды и т. д.; третий сектор — представительские, надзорные, сервисные, проектные, инфраструктурные и экспертные организации.

А. В. Бородина Государство, бизнес и различные молодежные организации

Т. В. Арцер Социальное партнерство в регулировании социально-трудовых отношений (в узком смысле) и межсекторное взаимодействие бизнеса, государства и некоммерческих организаций (в широком смысле), составляющие совместно комплементарное единство

кументации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ» (Е. В. Бондарчук);

е) «особый вид отношений, при котором люди или организации сочетают свои ресурсы для выполнения общей деятельности» (В. А. Михеев, Ю. Н. Войтенко,

Н. В. Собчук, И. А. Плотников); ж) «совокупность взаимосвязанных и выстроенных в определенной последовательности методов решения социальных проблем» (С. А. Автономов, А. В. Бородина); з) «реформу государственного управления, процесс включения гражданского общества и его структур в систему государственного менеджмента» (Ф. Г. Акрамовская); и) «ценностную ориентацию взаимодействующих субъектов (представителей власти и общественных объединений) на социальное равенство, право, социальную справедливость, социальный диалог, реализацию принятых на себя решений, солидарность, гуманизм, толерантность и терпимость, самостоятельность в принятии решений» (Н. В. Олухов) и т. д.

Таким образом, если провести компаративный анализ всех подходов к определению базового явления межсубъектного (межсекторного) социального партнерства, предлагаемых в отечественных работах, то наибольшее распространение среди них имеют такие, как область социального пространства, тип социального взаимодействия, совокупность взаимных отношений, совокупность методов решения социальных проблем, реформа государственного управления, ценностная ориентация взаимодействующих субъектов, общественный институт. Следовательно, меж-субъектное социальное партнерство представляется и как цель, и как процесс, и как отношения, и как методы, и как принцип, и как аксиологическая составляющая социального развития в ходе взаимодействия между различными субъектами современного общества. Подобная многоаспектность и многоуровневость рассматриваемого нами феномена создают дополнительные трудности для формулировки достаточно полной, но не очень громоздкой его дефиниции. На наш взгляд, основу данного социального феномена все же составляют система взаимодействия различных общественных субъектов и создаваемый ею тип социальных отношений, развивающийся, естественно, в определенном пространстве.

Исходя из вышеизложенного авторская концептуальная позиция строится на том, что межсубъект-ное социальное партнерство представляет собой системно организованное и взаимовыгодное взаимодействие различных имеющихся и вновь возникающих субъектов современного социума, формирующихся на этой основе разнообразных общественных отношений, генерирующих в совокупности совершенно новые, взаимно принимаемые ценности, механизмы и принципы влияния друг на друга этих субъектов в определенном пространстве и создающих в результате гармоничное состояние общественного процес-

са в широком смысле слова. Основными субъектами межсубъектного социального партнерства выступают на современном этапе: во-первых, государственный аппарат во всех его проявлениях, ветвях и уровнях; во-вторых, муниципальное управление, выступающее «передаточным механизмом» между государством и местным сообществом; в-третьих, самодеятельное местное самоуправление, постепенно вытесняющее директивно-государственное управление из муниципального уровня управления обществом; в-четвертых, корпоративно организованный бизнес, активно взаимодействующий и с государством (государственно-частное партнерство), и с местным сообществом; в-пятых, совокупность граждан с высоким уровнем политической и правовой культуры, с активной общественной позицией, организованных в самые различные объединения и ассоциации. По мере дальнейшего развития гражданского общества происходит усложнение межсубъектного взаимодействия на основе возникновения методом «отпочкования» новых самостоятельных субъектов рассматриваемого партнерства.

Одной из важнейших теоретических проблем исследования межсубъектного социального партнерства является анализ его механизмов, так как он предполагает вычленение и описание конкретных способов реализации исследуемого нами феномена. В данном вопросе, как показало проведенное нами изучение различных авторских подходов, не существует значительных расхождений, а общепринятая в целом схема данных механизмов только «адаптируется» к конкретным условиям и регионам. Впервые основная схема современных механизмов функционирования меж-субъектного (межсекторного) социального партнерства была предложена В. Н. Якимцом в 2000 г. и подтверждена затем в его докторской диссертации [1]. Эта схема исходила из того, что механизм межсекторного социального партнерства — это разработанная сообща совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ (проектов, акций), которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории, направлена на решение социально значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводства в будущем без участия создателей [7, с. 11-35]. В составе данного процесса, по мнению большинства исследователей, выделяются пять основных групп инновационных механизмов: 1) конкурсные; 2) социально-технологические; 3) организационно-структурные; 4) процедурные; 5) комплексные, или комбинированные. Одновременно некоторые авторы (например А. А. Ловкова) выделяют в отдельную группу три разновидности механизмов межсекторного социального партнерства, которые отличаются характером отношений между акторами: квазисовет-ские (традиционно сложившиеся в советский период

взаимоотношения власти и общества); инновационные (выработанные в постперестроечное время); смешанные (являющиеся отражением переходной модели и содержащие в себе черты вышеуказанных методов). При этом А. А. Ловкова формулирует несколько уточненную структуру механизмов социального партнерства, к которым относит: 1) конкурсные; 2) социально-технологические; 3) организационно-структурные; 4) процедурные; 5) экспертные; 6) коммуникационно-информационные; 7) комбинированные [2, с. 128].

По своему сущностному значению конкурсные механизмы реализуются, когда представители одного из субъектов партнерства предлагают ресурсы для решения какой-либо социальной проблемы представителям других секторов на конкурсной основе. Чаще всего эти механизмы реализуются, когда некоммерческие организации выигрывают конкурс, организованный по специально разработанной схеме. В эту группу входят технологии социального заказа, социального гранта, тендера, конкурса социальных проектов, конкурсов гражданских инициатив, конкурса некоммерческих организаций.

Социально-технологические механизмы базируются на социальных технологиях, наиболее перспективных, созданных и апробированных с участием представителей трех секторов и выгодно отличающихся по эффективности использования средств и качеству результатов. К этому виду механизмов относятся хосписы, приемные семьи, гражданские действия по защите окружающей среды, новые подходы психологической реабилитации и т. д.

Организационно-структурные механизмы характеризуются тем, что власть совместно с гражданскими объединениями, действующими на той же территории, образует новую организационную структуру, которой делегируется часть функций по решению социально значимых задач через вовлечение граждан и общественных организаций при финансовой поддержке со стороны власти и бизнеса. К таким механизмам относятся, например, создание общественных советов и инфраструктурных некоммерческих организаций.

Процедурные механизмы устанавливают правила сотрудничества при решении определенного класса задач и регулируют процессы обмена различными ресурсами в каждой из сфер социального партнерства. Это, например, специальные соглашения, различного рода общественные палаты, комитеты, форумы граждан, круглые столы, координационные советы, палаты социального бизнеса, общественные слушания и т. д.

Экспертные механизмы представляют собой формы общественного контроля, являющиеся неотъемлемой частью системы социального партнерства. Это, например, мониторинг социально-экономического развития, экспертная оценка того или иного закона и т. д.

Коммуникационно-информационные механизмы способствуют организации обмена нематериальными

ресурсами, который происходит в рамках публичных дискуссий или заочного общения при помощи современных средств коммуникации, а также механизмы, обеспечивающие партнеров достоверной информацией друг о друге. Сущностью данных механизмов является обеспечение наилучшего взаимопонимания между участниками взаимодействия, принятие для каждой ситуации решений, выбора, наиболее адекватного состоянию дел [8, с. 253].

Комплексные, или комбинированные, механизмы межсубъектного социального партнерства основаны на сочетании различных комбинаций не менее двух вышеперечисленных механизмов. Например, такие механизмы, как ярмарки социальных проектов, включают в себя и коммуникационно-информационные, и конкурсные, и социально-технологические механизмы.

Оригинальную концепцию механизмов межсубъ-ектного (межсекторного) социального партнерства предложила А. Г. Акрамовская, которая: во-первых, выделила две группы, разделив их по признаку универсальности использования на разных стадиях управленческой деятельности; во-вторых, разработав собственную этапизацию осуществления этого феномена, распределила эти механизмы поэтапно и иерархично. К первой группе механизмов она отнесла: общественные советы, участие граждан в коллегиальных органах управления и открытое соглашение об общественно-государственном партнерстве. Ко второй группе, куда относятся специальные механизмы, использование которых наиболее целесообразно на том или ином этапе управленческой деятельности, данный автор определила: на первом этапе (проектирование решения) — гражданский форум, опрос граждан, участие граждан в рабочих группах по подготовке проектов решений органов государственной власти; на втором этапе (принятие решения) — публичные слушания, гражданская законодательная инициатива, гражданское лоббирование; на третьем этапе (осуществление решения) — социальный заказ, социальный грант, концессионное соглашение; на четвертом этапе (оценка эффективности решения) — гражданская экспертиза, гражданская оценка публичных обязательств, гражданское расследование [5, с. 117-122].

Таким образом, определение сущности, ведущих субъектов и механизмов межсубъектного социального партнерства требует выявления соответствующих пространственно-территориальных уровней его реализации и основных хронологических этапов, позволяющих проследить развитие этого процесса в диахронном значении. Без разработки данных теоретических проблем невозможна его полноценная прикладная реализация. Но это уже предмет отдельного научного анализа.

Библиографический список

1. Якимец В. Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России : дис. ... д-ра соц. наук. — СПб., 2002.

2. Ловкова А. А. Взаимодействие органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса как форма социального партнерства : дис. ... канд. соц. наук. — Саратов, 2009.

3. Чернобровкина Е. П. Институционализация межсекторного социального партнерства: региональный аспект: На примере Республики Бурятия : автореф. дис. . канд. соц. наук. — Улан-Удэ, 2006.

4. Филенко В. И. Социальное партнерство как взаимодействие органов муниципальной власти и местного самоуправления : автореф. дис. ... канд. соц. наук. — М., 2000.

З. Акрамовская А. Г. Межсекторное социальное нар-тнерство в России: состояние, механизмы, стратегии и управление развитием в регионах : дис. ... канд. экон. наук. — М., 2007.

6. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.

7. Якимец В. Н. Социальное партнерство в России: исследования, механизмы, опыт // Материалы Всероссийской конференции «Социальное партнерство. Российский опыт». — СПб., 2000.

8. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России / под общ. ред. А. С. Автономова. — М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.