УДК 001.76(476)
МЕЖСТРАНОВЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ИННОВАТИВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С. П. СТАРОВЫБОРНАД старший преподаватель УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
CROSS-COUNTRY ANALYSIS OF INNOVATIVE LEVEL REPUBLIC OF BELARUS
S. P. STAROVYBORNAYA, senior lecturer The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье представлены результаты сравнительного анализа инновационного развития Республики Беларусь в контексте показателей Европейского инновационного табло, выполненного в соответствии с данными официальных статистических обследований 2013 года на основе оригинальной системы показателей. Результаты сравнительного анализа, сопоставимого по своей методике с европейским инновационным обзором, позволяют исследовать инновационную активность Беларуси с использованием метода сумм показателей, метода суммы мест, сводного индекса инновационной активности, расчета интегральной рейтинговой оценки по выбранному методу свертки критериев.
The article presents the results of a comparative analysis of innovative development of the Republic of Belarus in the context of the European innovation scoreboard indicators constructed in accordance with the data of the official statistical surveys in 2013 on the basis of the original scorecard. The results of the comparative analysis, comparable in its methodology with the European innovation review, allow us to study the innovative activity of Belarus with the use of amounts indicators sum method places the composite index of innovation activity, the calculation of the integral rating of the selected method of convolution of criteria.
Введение. Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в раз-
витых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции и направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов.
В современных условиях инновации представляют собой ключ к устойчивому росту и экономическому развитию в глобальном масштабе. Способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста и поддержания международной конкурентоспособности.
Учитывая размер и особенности экономики Республики Беларусь, наибольший практический интерес вызывает изучение опыта инновационного развития стран Европейского региона, поскольку именно в экономиках Северной и Западной Европы национальные инновационные стратегии занимают центральное место при проведении экономической политики государства. Большой интерес представляет опыт бывших социалистических стран Центральной Европы, недавно вступивших на путь рыночных преобразований и уже достигших определенных успехов в инновационном развитии. Сопоставление уровня инновационного развития европейских стран и Республики Беларусь позволит выделить факторы, сдерживающие инновационное развитие страны, что будет способствовать выработке направлений совершенствования и механизмов реализации инновационного развития Беларуси [3].
Анализ источников. Теоретическими основами исследования послужили работы экономистов-аграрников, опубликованные как в белорусских, так и в иностранных научных изданиях, а также материалы конференций, электронные ресурсы, статистические данные.
Методы исследования. В ходе исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, системного подхода, сравнительного анализа, интегральных рейтинговых оценок, сводного индекса, суммы мест, суммы показателей, свертки критериев.
Основная часть. Одним из важнейших рейтингов инновационного развития стран Европы является Европейское инновационное табло (Innovation Union Scoreboard - IUS), представляющее комплекс показателей инноваций. Достоинством табло является характеристика тенденций инновационного развития во всех государствах ЕС, а также Исландии, Македонии, Норвегии, Сербии, Швейцарии и Турции. Инновационное табло ЕС служит инструментарием для информирования политиков и обсуждения проблем развития на национальном уровне и уровне ЕС, позволяет отслеживать прогресс в инновационной деятельности как внутри стран ЕС, так и в глобальном мире. Структура Инновационного табло ЕС сгруппирована в три блока, характеризующих: возможности развития (обеспечение); процесс развития (инновационная деятельность предприятий); результаты и эффективность инновационного развития страны [1].
Беларусь не участвует в оценках Европейского инновационного табло, но, исходя из предпосылок общего исторического развития, географической близости, объемов торговли со странами ЕС, представляет интерес оценки позиции республики в контексте европейских индикаторов инноваций (табл. 1).
Таблица 1. Показатели инновационной активности Республики Беларусь в контексте индикаторов Европейского инновационного табло
Показатели Годы 2013 г. к 2011 г., п.п. ЕС-27
2011 2012 2013
1. Обеспечение
1.1Человеческие ресурсы
1.1.1 Выпуск аспирантов и докторантов (МСКО 6) на 1 000 человек населения в возрасте 25-34 лет 0,40 0,80 0,80 +0,40 1,50
1.1.2 Доля населения в возрасте 30 - 34 лет, имеющего завершенное высшее образование, % 28,40 28,40 28,40 0,00 34,60
1.1.3 Доля молодежи в возрасте 20 - 24 лет, получившей, по крайней мере, общее среднее образование, % 92,60 92,60 92,60 0,00 79,00
Продолжение таблицы 1
1.1.4 Доля студентов докторантуры не из ЕС среди всех студентов докторантуры, % 3,83 4,62 5,03 +1,20 20,02
1.2 Финансы и государственная поддержка
1.2.1 Доля государственных расходов на НИОКР в ВВП, % 0,23 0,21 0,24 +0,01 0,75
2. Инновационная деятельность предприятий
2.1 Инвестиции предприятия
2.1.1 Доля коммерческих расходов на НИОКР в ВВП, % 0,53 0,46 0,45 -0,08 1,27
2.1.2 Доля расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг), % 0,18 1,55 1,95 +1,77 0,56
2.2 Сотрудничество и предпринимательство
2.2.1 Доля МСП, осуществляющих внутренние инновации, в общем числе МСП, % 4,45 4,70 3,99 -0,46 31,83
2.2.2 Доля МСП, участвующих в совместных инновационных проектах, в общем числе обследованных организаций, % 0,68 0,69 0,52 -0,16 11,69
3. Результаты
3.1 Инновационно-активные организации
3.1.1 Доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП, % 3,94 4,21 3,47 -0,47 38,44
3.1.2 Доля МСП, внедряющих маркетинговые или организационные инновации, в общем числе МСП, % 0,86 0,99 1,19 +0,33 40,30
3.1.3 Доля занятости в наукоемких видах деятельности (производство и услуги) к общей занятости, % 26,28 27,36 27,36 +1,08 13,60
3.2 Экономические эффекты
3.2.1 Вклад экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в торговый баланс, - -15,3 2,02 - 47,36
3.2.2 Доля экспорта наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг, % 30,48 26,36 25,73 -4,75 45,14
3.2.3 Продажа новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем товарообороте, % 14,00 17,45 17,28 +3,28 14,37
Примечание: расчеты автора на основе источников [4, 6, 7, 8'.
По данным табл. 1 видим, что выпуск аспирантов и докторантов среди молодежи в возрасте 25-34 лет в Беларуси, по состоянию на 2013 год, составил 0,8, что выше показателя 2011 года в 2 раза. Сравнение с данными ЕС (1,5) показывает отставание нашей страны от среднеевропейского уровня примерно в два раза. Среди молодежи ЕС в возрасте 30-34 лет, высшее образования имеют 34,6 %, в Беларуси - аналогичный индикатор ниже (28,4 %) и стабилен в последние годы. Привлекательность исследовательской системы проявляется в росте зарубежных докторантов, обучающихся в стране. По этому показателю Беларусь существенно отстает от европейских стран: если в Европе практически каждый пятый докторант прибыл из-за пределов ЕС, то в Беларуси доля иностранных граждан в общей численности лиц, получающих послевузовское образование, составляет 5,03 %, т. е. в четыре раза меньше. Отстают от европейского уровня и государственные расходы на НИОКР (0,24) почти в 3 раза, хотя и прослеживается их рост. Но доля молодежи, получившей среднее образование, в возрасте 20-24 лет, стабильно и значительно превышает уровень стран Европы (79,0 %) [2].
Таким образом, исходя из сравнительной оценки количества образованных кадров для инновационного развития, ситуация в Беларуси благоприятна, однако при этом показатели инновационного развития страны сохраняются достаточно низкими. Это обусловлено тем, что структура человеческого капитала не соответствует структуре спроса на него, а имеющийся запас человеческого капитала используется малопродуктивно. Актуальной задачей становится качество высшего образования, оно должно соответствовать потребностям студентов и рынку труда, стимулировать инновации в бизнесе и общественное развитие, вносить вклад в международную конкуренцию [5].
Оценивая показатели инноваций в разделе «Инновационная деятельность предприятий» Европейского инновационного табло, следует подчеркнуть, что измерители данного раздела связаны с характеристиками финансирования науки по секторам экономики, вовлечением малых и средних предприятий (МСП) в инновационную деятельность и патентной активностью стран.
Как показывает анализ таблицы 1, Беларусь имеет существенное отставание от европейских стран в финансировании науки со стороны коммерческих структур (0,45 %), но эта ситуация характерна для многих стран с трансформационной экономикой. Слабыми остаются позиции Беларуси в инновационной активности МСП: по индикатору, характеризующему инновационную активность малого бизнеса, страна отстает почти в 8 раз от европейской практики, а по совместной деятельности с наукой -практически в 22,5 раза, причем обозначенные показатели подвержены спаду. Эти данные подтверждают острую потребность в регулировании механизмов сотрудничества государства и бизнеса, правовом обеспечении государственно-частного партнерства, в котором инновационная деятельность должна быть одной из ведущих [2, с. 191].
Третий раздел «Результаты» отражает результативность реализации инновационной политики. Анализ данных таблицы 1 показывает значительное отставание МСП, осуществляющих продуктовые и маркетинговые инновации от европейской статистики. А ведь частный предпринимательский сектор играет важную роль в экономике, поскольку он ближе всего к потребителям, так как учитывает пожелания и спрос рынка и обладает возможностями для значительного улучшения либо изменения продукта, а также коммерциализации этого продукта. Положительной является тенденция доли занятости в наукоемких видах деятельности (+1,08 п. п.), причем данный показатель (27,36 %) превышает европейский уровень почти в 2 раза. Это обусловило расширение доли продаж инноваций к 2013 году на 3,28 п. п., а ее уровень превысил европейский (14,37 %) и составил 17,28 %. По экспорту средне- и высокотехнологичной продукции, наукоемких услуг Беларусь значительно уступает европейским странам, что обусловлено развитием машиностроения.
Дальнейшие исследования включали в себя анализ уровня инновативности Республики Беларусь среди 30 стран мира с помощью метода сумм показателей, суммы мест, определения интегрального рейтинга и сводного индекса инновационной активности (СИИА) по состоянию на 2013 год (табл. 2). Перечень
стран был обусловлен наличием данных по исследуемым показателям.
Анализ первого блока инновационной активности «Обеспечение» (табл. 2) показывает, что методу сумм показателей Республика Беларусь занимает 13-е место (122). Данный уровень соответствует таким странам, как Нидерланды (122,2), Норвегия (122,7), Люксембург (122,8). Лидирующие позиции занимают Швеция (149,1), Ирландия (138,5) и Финляндия (135,1). Анализ по методу суммы мест переместил нашу республику на 19-е место, а тройка лидеров осталась в прежнем составе. Более точная оценка инновационной активности проведена на основе разработки рейтинга стран, с учетом совокупного влияния факторов. Исследования показывают, что в настоящее время предложено немало методик рейтинговой оценки предприятий, каждая из которых отличается целями проводимой оценки, алгоритмами получения стандартизированных показателей, свертки критериев и расчета рейтинговой оценки. Нами проводились расчеты рейтинговых чисел по аддитивному методу свертки критериев и методу вычисления расстояний. Для этого по каждому показателю проводится сравнение с условным эталонным, имеющей наилучшие результаты по данному показателю страны. Для оперирования с ними и получения рейтингового числа было устранено искажение результатов путем нормирования, приводящее к тому, что сравнение проводится не с передовиками, а с аутсайдерами инноваций. Интегральный рейтинг показал, что Беларусь среди представленных стран в блоке «Обеспечение» заняла только 24-е место и находится на уровне Польши и Венгрии (1,29), лидером по прежнему осталась Швеция (0,10).
Таблица 2. Индексы и рейтинги инновационной активности Республики Беларусь и отдельных стран мира (2013 г.)
№ Страна Обеспечение Инновационная деятельность предприятий
метод сумм метод суммы интегральный метод сумм метод суммы интегральный
значение место значение место значение место значение место значение место значение место
1 Австрия 112,4 22 45 7 1,09 9 59,1 4 39 7 0,87 6
2 Беларусь 122,0 13 70 19 1,30 24 6,9 30 80 22 1,56 27
3 Бельгия 126,4 8 52 12 1,09 10 61,9 2 31 4 0,85 5
4 Болгария 113,6 20 81 26 1,37 27 16,9 27 101 29 1,65 29
5 Зенгрия 112,6 21 78 23 1,29 23 19,2 25 82 24 1,46 24
6 Германия 110,1 23 47 9 1,01 4 61,0 3 30 3 0,89 7
7 Греция 114,1 19 71 21 1,22 18 46,9 12 61 13 1,21 15
8 Дания 114,3 18 45 8 1,01 3 58,9 5 31 5 0,80 3
9 Ирландия 138,5 2 34 3 1,07 7 52,2 11 52 12 1,09 11
10 Испания 104,1 25 72 22 1,19 15 28,9 21 82 25 1,39 22
11 Италия 99,3 27 78 24 1,23 19 40,5 15 66 16 1,29 16
12 Кипр 134,0 4 67 17 1,35 26 64,8 1 34 6 0,98 8
13 Латвия 117,0 17 79 25 1,33 25 19,2 26 99 28 1,62 28
14 Литва 133,9 5 47 10 1,18 13 25,9 23 68 17 1,31 17
15 Люксембург 122,8 10 70 20 1,23 20 56,4 7 51 11 1,12 13
16 Македония 106,3 24 95 28 1,43 28 21,8 24 80 23 1,46 23
17 Мальта 80,7 29 114 30 1,52 30 28,5 22 68 18 1,33 19
18 Нидерланды 122,2 12 43 4 1,01 5 55,5 8 39 8 0,98 9
19 Норвегия 122,7 11 43 5 1,03 6 33,8 19 78 21 1,34 20
20 Польша 127,9 7 62 15 1,29 22 16,7 28 84 26 1,50 25
21 Португалия 93,1 28 68 18 1,16 12 43,5 13 63 15 1,21 14
22 Румыния 101,7 26 88 27 1,27 21 14,3 29 106 30 1,66 30
23 Словакия 120,2 15 51 11 1,09 11 31,0 20 75 20 1,37 21
24 Турция 71,5 30 107 29 1,52 29 34,0 18 88 27 1,51 26
25 Финляндия 135,1 3 23 2 0,91 2 52,5 10 40 9 0,82 4
26 Франция 129,5 6 44 6 1,07 8 42,7 14 61 14 1,12 12
27 Хорватия 121,9 14 62 16 1,21 17 35,3 17 70 19 1,31 18
28 Чешская Республика 117,5 16 54 13 1,21 16 39,3 16 50 10 1,06 10
29 Швеция 149,1 1 13 1 0,10 1 58,1 6 26 2 0,72 2
30 Эстония 124,7 9 57 14 1,18 14 54,6 9 25 1 0,66 1
Примечание: расчеты автора на основе источника [6].
Анализ блока «Инновационная деятельность предприятий» показывает, что Республика Беларусь заняла только 27-е место
(1,56 - по интегральному рейтингу) (табл. 2). Метод сумм показателей вообще дал результат последнего - 30- го места, так как доля МСП, осуществляющих совместные инновационные проекты, очень мала, что говорит о низкой вовлеченности организаций малого и среднего бизнеса в инновационную деятельность и о необходимости стимулирования создания и развития МСП, а также кооперационных связей между ними. Первую тройку составили Эстония (0,66), Швеция (0,72) и Дания (0,80).
Лучшее место (23-е) для нашей республики дает интегральный рейтинг в блоке «Результаты» (табл. 3), что обусловлено, как отмечалось ранее, высокой долей занятости в наукоемких видах деятельности и продаж инноваций. Лидирующие позиции принадлежат Германии (0,51), Италии и Франции (1,01).
Итоговым результатом был расчет сводного (агрегатного) индекса инновационной активности (СИИА), расчет которого осуществлялся по методике агрегатных индексов на основе значений простых индексов, используя формулу линейного масштабирования. Анализ СИИА показывает, что Беларусь занимает 21 -е место и находится в непосредственной близости к таким странам как Испания (0,397) и Хорватия (0,398). При этом наша республика значительно отстает от лучших результатов, которых удалось достигнуть Швеции (0,734), Германии (0,670) и Финляндии (0,641). У этих стран лучшие результативные показатели по созданию инновационных товаров, услуг и их экспорту при высоком удельном весе государственных и коммерческих расходов на НИОКР в ВВП.
Таблица 3. Индексы и рейтинги инновационной активности Республики Беларусь и отдельных стран мира (2013 г.)
№ Страна Результаты СИИА
метод сумм показа- метод суммы мест интегральный рей-
значение место значение место значение место значение место
1 Австрия 132,8 14 94 14 1,40 15 0,542 9
2 Беларусь 77,1 28 98 18 1,68 23 0,394 21
3 Бельгия 162,9 4 60 3 1,06 4 0,597 5
4 Болгария 70,9 30 152 29 2,16 28 0,233 30
5 Венгрия 98,3 24 103 21 1,31 12 0,360 23
6 Германия 213,4 1 20 1 0,51 1 0,670 2
7 Греция 118,8 18 96 16 2,03 27 0,436 16
8 Дания 175,4 3 62 4 1,47 17 0,606 4
9 Ирландия 138,7 12 76 10 1,23 9 0,549 8
10 Испания 111,3 20 96 17 1,32 14 0,397 20
11 Италия 143,3 9 64 7 1,01 2 0,449 15
12 Кипр 151,7 7 71 9 1,13 7 0,582 6
13 Латвия 80,6 26 146 28 2,23 29 0,243 29
14 Литва 75,8 29 152 30 1,88 26 0,363 22
15 Люксембург 198,9 2 58 2 1,54 19 0,555 7
16 Македония 120,4 17 99 19 1,26 10 0,349 24
17 Мальта 98,3 25 118 25 1,57 20 0,287 27
18 Нидерланды 136,3 13 87 13 1,27 11 0,529 12
19 Норвегия 123,6 16 110 23 2,31 30 0,405 18
20 Польша 78,6 27 142 27 1,72 24 0,319 25
21 Португалия 144,1 8 83 12 1,49 18 0,433 17
22 Румыния 102,9 22 122 26 1,62 21 0,299 26
23 Словакия 107,0 21 99 20 1,31 13 0,462 14
24 Турция 116,9 19 107 22 1,76 25 0,269 28
25 Финляндия 151,9 6 62 5 1,13 5 0,641 3
26 Франция 141,8 10 67 8 1,01 3 0,533 11
27 Хорватия 101,1 23 114 24 1,44 16 0,398 19
28 Чешская Республика 132,8 15 76 11 1,13 8 0,483 13
29 Швеция 158,6 5 62 6 1,13 6 0,734 1
30 Эстония 139,3 11 94 15 1,62 22 0,536 10
Заключение. Результаты исследований показали, что по сравнению с экономически развитыми странами Европы, Республика Беларусь имеет наибольшую долю расходов на инновации, не связанных с НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы), и наибольший удельный вес занятости в наукоемких видах деятельности к общей занятости. Однако республика значительно отстает от стран-лидеров по большинству показателей инновационной деятельности организаций и ее результатов. Уровень инновационной активности МСП является чрезвычайно низким. Проведенное исследование системы индикаторов инноваций показывает, что ее применение
позволяет выявить как силу, так и слабость мер, направленных на формирование национальной инновационной системы, и дает возможность разработать новые направления инновационной политики.
Список литературы
1. Богдан, Н. И. Международные индикаторы инноваций: оценка сильных и слабых сторон национальной инновационной системы Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. - 2013. - №4. - С. 31-48.
2. Богдан, Н. И. Измерение инноваций: проблемы сравнительной оценки: монография / Н. И. Богдан [и др.] // - Минск: Мисанта, 2011 - 264 с.
3. Ботеновская, Е. Направления и механизмы реализации инновационной политики Республики Беларусь / Е. Ботенковская // Банковский вестник. -2014. - №1[606]. - С. 36-43.
4. European Commission. EU Innovation Union Scoreboard: http://ec.europa.eu/ enterprise/policies/innovation/facts-figures-analysis/innovation-scoreboard/indexen.htm: 21.04.2013.
5. Малашенкова, О. Ф. Анализ эффективности инновационной инфраструктуры стран единого экономического пространства в контексте международных оценок / О. Ф. Малашенко, Э. А. Семиградская // Труды факультета международных отношений: материалы научного сборника. -Минск, 2014. -Вып. №5. - С. 135-147.
6. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В. И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2014. - 120 с.
7. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В. И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2013. - 118 с.
8. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В. А. Богуш [и др.]. - Минск, 2012. - 156 с.
Информация об авторе
Старовыборная Светлана Петровна - старший преподаватель кафедры математического моделирования экономических систем АПК экономического факультета УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 321-09-28.E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.04.2015 г.