УДК 330.341;332.1
МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 1 Будко Анна Сергеевна, студент (e-mail: annabudko81@gmail. com) Родин Александр Васильевич, к.э.н., доцент Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия
(e-mail: [email protected])
В статье рассматриваются возможности межсекторного взаимодействия в условиях цифровой экономики Краснодарского края. Рассмотрены показатели инновационного развития края, выявлена его позиция среди других регионов РФ. Предложены меры по развитию взаимодействия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций на основе цифрови-зации
Ключевые слова: инновации, цифровая экономика, индекс инновационного развития, некоммерческие организации. информационные технологии, информационное общество, международный опыт, социальные сети, информатизация
Отличительной особенностью современного этапа развития общества является усиление его информатизации, которая определяется в экономическом словаре как «глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов» [1]. Процесс информатизации, прежде всего, обусловлен проникновением Интернета и мобильных технологий во все сферы повседневной жизни и профессиональной деятельности людей. Так, число пользователей интернета растет с каждым днем, и экспансия IT-технологий определяет формы развития коммуникации в экономике и обществе, в том числе и для некоммерческих организаций (далее НКО).
В 2018 году некоммерческая организация «Tech for Good and Public Interest Registry» опубликовала отчет «Global NGO Technology Report 2018», суммирующий последний опыт работы в цифровой среде НКО в 164 странах мира, на шести континентах (Африка, Азия, Австралия, Европа, Северная Америка и Южная Америка). Основой отчета стал опрос, в котором приняло участие более 5350 НКО. Респонденты отвечали на вопросы об использовании веб- и онлайн-коммуникаций, инструментов сбора средств, коммуникаций в социальных сетях, применения мобильных технологий и программного обеспечения [2]. Результаты исследования показали, что большинство НКО в мире располагает официальным сайтом (92%), из ко-
1 Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-410-230020\18 «Межсекторные взаимосвязи в многоуровневой системе управления развитием сельских территорий» (2018-2019 гг., региональный конкурс РФФИ) при финансовой поддержке РФФИ.
торых 87% обладают версиями для мобильных телефонов. Следует отметить, что в Европе имеет веб-сайт уже 97% НКО.
Более половины НКО используют в качестве инструмента коммуникации электронную почту. 63% - регулярно отправляют обращения с просьбами по сбору средств сторонникам организации и благотворителям. Среднее число корреспондентов электронной почты: для малых НКО -7 357, средних - 28 932 и крупных - 63 048.
Потенциал социальных сетей в качестве инструмента коммуникации признают во всем мире и с каждым годом их роль только увеличивается. Для НКО социальные сети, или как еще их часто называют «социальные медиа» открывают неисчерпаемые возможности - начиная с привлечения волонтеров и заканчивая краудфандингом для проектов. По данным все того же исследования «Global NGO Technology Report 2018» выделяются три самые распространенные платформы социальных сетей используемые НКО в мире: это «Facebook» (93 %), профили «Twitter» (77%) и каналы «YouTube» (57%).
Можно, таким образом, выделить наиболее и наименее эффективные инструменты. К первым относятся подписки на обновление информации по электронной почте (82%), официальные сайты (81%) и социальные сети (78%). Следует отметить, что представители НКО отмечают важность видео-контента, к эффективному инструменту его причисляют 72% опрошенных. Ко второй группе, наименее результативных, представители НКО отнесли технологии, которые реализуются по средствам мобильного телефона. Это текстовые сообщения, мобильные пожертвования и приложения для обмена сообщениями. Можно предположить, что осторожное отношение НКО к разного рода мобильным технологиям вызвано с частыми случаями телефонного мошенничества и дороговизной создания мобильных приложений [3, с.64].
Во всем мире используют электронную почту для сбора средств 63% НКО, это в 9 раз больше чем в России. Следует учитывать, что эффективность использования этого инструмента оценивается мировым сообществом НКО как самая высокая. Международный опыт показывает, что интенсивность использования новых информационно-коммуникационных технологий в среде некоммерческих организаций во всем мире приобретает глобальный характер. Онлайн-взаимодействие становится неотъемлемой частью повседневной деятельности НКО и предоставляет принципиально новые возможности.
В сравнении с зарубежным опытом использования информационных ресурсов некоммерческими организациями, Россия существенно отстает. Отечественный некоммерческий сектор на сегодняшний день прилагает недостаточно усилий по применению возможностей Интернета. В частности, не в полной мере используются социальные сети, такие как «Twitter» и «Facebook». Видится, что более широкое присутствие российских НКО на
данных интернет-площадках позволит обмениваться с коллегами из-за рубежа лучшими практиками в осуществлении проектов, получении финансирования и т.д. (при отсутствии языкового барьера). Также значительное количество НКО не обладают собственным веб-сайтом (особенно в регионах), что негативно сказывается на информационной открытости. Вследствие чего доверие к НКО населения, государства и других институтов растет медленными темпами. Поэтому организациям отечественного некоммерческого сектора следует более широко использовать интернет-ресурсы для создания положительного образа в сознании общественности [4, с.75].
По нашему мнению, перечисленные выше проблемы связаны с отсутствием финансовых возможностей и непониманием важности использования онлайн-коммуникаций самими НКО. Перспективно создание ресурсных центров на базе НКО. Так, в России активно действует «Теплица социальных технологий» (г. Санкт-Петербург) - образовательный проект по развитию сотрудничества между некоммерческим сектором и 1Т-специалистами.
Новые информационные технологии приводят к модернизации общества и его развитию, а также увеличению производительности труда. С развитием цифровой экономики возникает необходимость внедрения инноваций в повседневную жизнь граждан. К тому же, интенсивное развитие регионов порождает множество социальных проблем: нагрузка транспортных сетей, износ инфраструктуры, ухудшение экологии и другие немаловажные проблемы. За счет этого обостряется интерес к внедрению «умных технологий» в повседневную жизнь [5, с.57].
Инновационный потенциал региона достаточно велик. На сегодняшний день, 57 предприятий и организаций края занимаются инноваторством [6, с.3]. В рейтинге инновационности регионов России, разработанном для целей Ассоциацией инновационных регионов России Краснодарский край, совершив значительный рывок вверх на 12 позиций, в 2017 году находился на 49 позиции. В рейтинг 2017 года входят 29 показателей, объединенных подгруппы. Так, по научным исследованиям и разработкам Краснодарский край получил индекс равный 0,42, по инновационной деятельности - 0,37, по социально-экономическим условиям ее ведения - 0,36, а по инновационной активности региона - лишь 0,24, в итоге войдя в группу средних ин-новаторов [7].
На сегодняшний день, в крае успешно реализуются инновационные проекты, а также появляются предпосылки создания и внедрения новых и успешных, на взгляд авторов, проектов. Например, Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) пришла к решению о запуске пилотных проектов технологии блокчейн в 15 регионах России. Среди этих регионов находится и Краснодарский край. Специалисты РАКИБ разрабатывают проекты на блокчейн-платформах для бизнеса, государственного и муниципального сектора, а также применения в сферах ЖКХ, финансовых
технологий, здравоохранения и логистики, в строительстве и инфраструктурных проектах [8, с.899].
«Стратегия социально-экономического развития города Краснодар до 2030», разрабатываемая с широким привлечением экспертов и местного сообщества, в качестве флагманского, несомненно, будет включать проект «Умный город». В крае работа в этом направлении уже активно ведется не только в Краснодаре, но и Новороссийске, Сочи: цифровые технологии в сфере электросетевого хозяйства, автоматизация и роботизация организации дорожного движения, контроля выполнения ПДД и др. На очереди проекты в малых городах, таких как Крымск, Тимашевск и ряд других [9, с.169].
Стратегической целью должно быть включение цифровых технологий в систему публичного управления. Цифровая экономика и социальная сфера станут реальность лишь при реализации данного условия. В фокусе циф-ровизации должен находиться гражданин, городская среда его жизнедеятельности в условиях новой цифровой реальности.
В то же время нельзя считать цифровые технологии ключевым фактором успеха в цифровой среде. Нужен переход от «оцифровки» процессов к их цифровой трансформации. Именно новые модели управления этими технология позволяют быстро решать возникающие проблемы, обеспечить удовлетворенность населения в предоставленных услугах и улучшить качество взаимодействия между органами власти, бизнесом и гражданами.
Развитие «умных городов» требует создание цифровой экосистемы для органов власти, предпринимательства и населения, ориентированной на обеспечение высокого качества жизни, комфортной городской среды посредством применения информационных технологий и инноваций, и иметь шесть составляющих: экономика, управление, мобильность, люди, окружающая среда и проживание.
Необходимо применение платформенного решения реализации проекта «Умный город» как комплекса сервисов и сайтов всех акторов и стейкхол-деров процесса диджитализации сфер местного самоуправления и развития городской среды. На основе платформенных решений будут исполняться большинство функций управления, а граждане и бизнес получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями.
Таким образом, для поддержания конкурентоспособного социально-экономического развития региона необходимо внедрение инновационных подходов во все его сферы жизни, путем создания высокотехнологичных производств, модернизации промышленности и сельского хозяйства, поиска дополнительных стимулов для привлечения инвестиций, подготовки высококвалифицированных кадров. Необходимо стремиться к улучшению показателей инновационного развития региона в целом. Проведение эффективной региональной инновационной политики может позволить решить ряд немало важных задач развития экономики Краснодарского края.
Решение сложившихся проблем невозможно без единой политики инновационного развития региона. Ее основу должен составить информационный аудит, базирующийся на больших данных.
Список литературы
1. Экономический словарь: справочник / А.И. Архипов. - 2-е издание. - М.: Проспект, 2010. - 672 с.
2. Global NGO Technology Report 2018. URL: http://techreport.ngo/wp-content/uploads/2018-Tech-Report-English.pdf
3. Родин А.В., Пивоварова И.Н. Формирование системы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества// Наука и образование: новое время. / Научно-методический журнал/ Чебоксары. - 2016. № 5 (16). С. 60-66.
4. Родин А.В., Джиджелава Л.Д. Анализ активности населения в осуществлении местного самоуправления// Наука и образование: новое время. Чебоксары: Изд-во «Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр» - 2017 - №2(19) - С. 73-77
5. Корж С.В., Родин А.В. Факторы и инструменты формирования территории опережающего развития // Территориальный маркетинг и стратегическое планирование местного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции Краснодар-Петрозаводск 15 апреля 2016 г. - Краснодар; Петрозаводск: Кубанский гос. ун-т, 2016. - С. 54-61.
6. Руппель А.А., Исаков И.Я. / Перспективные направления развития инновационной политики Краснодарского края / Проблемы региональной экономики// Налоговые и финансовые известия Кубани, №7, 2015, c.2-5
7. Рейтинг инновационных регионов России: версия 2017 // Ассоциация инновационных регионов России, 2018 [Электронный ресурс] URL: http://www.i-regions.org/images/files/airr17.pdf (дата обращения: 18.11.2018)
8. Гопанько Н.И., Родин А.В. Исследование свободы ведения бизнеса в России по международным рейтингам// Наука и образование: новое время/ Научно-методический журнал/ Чебоксары. - 2016. № 5 (16). С. 896-902.
9. Мясникова Т.А., Родина Е.А. Практика взаимодействия органов власти, бизнеса и местного сообщества в разработке «Стратегии - 2030»// Перспективы и проблемы развития муниципальных образований в России и за рубежом/ сборник тезисов докладов и статей международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2017. С. 167173
Budko Anna Sergeevna, student (e-mail:[email protected]) Kuban state university, Krasnodar, Russia
Rodin Alexander Vasilievich, PhD in Economics, associate professor
(e-mail: [email protected])
Kuban state university, Krasnodar, Russia
INTER-SECTORAL INTERACTION IN CONDITIONS THE REGIONAL ECONOMY DIGITIZATION
Abstract. The article deals with the possibility of intersectoral interaction in the digital economy of the Krasnodar region. The indicators of innovative development of the region are considered, its position among other regions of the Russian Federation is revealed. Measures for the development of interaction between government, business and non-profit organizations on the basis of digitalization are proposed
Keywords: innovation, digital economy, innovation development index, non-profit organizations. information technologies, information society, international experience, social networks, Informatization
УДК 364
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент
(e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Сульдина Валерия Вячеславовна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье описаны результаты анкетирования педагогов дополнительного образования детей по отношению их к инновационной деятельности. Описаны виды инновационной деятельности в дополнительном образовании, частота участия в них, описаны основные мотивы инновационной активности и причины, препятствующие вовлечению педагогов в инновационную деятельность. Сделаны выводы о необходимости совершенствования социально-психологического климата учреждений дополнительного образования детей в аспекте отношения к инновационной деятельности.
Ключевые слова: педагог, дополнительное образование, инноваицонная деятельность.
Введение
Инновационная деятельность для современных образовательных организаций выступает одним из важнейших условий их стратегического развития [1, 6]. Посредством инновационной деятельности происходит развитие образовательных организаций, которое выражается не только в освоении новых методов, способов, форм предоставления образовательных услуг, обновлении содержания образования, но и во внедрении новых организационных и управленческих инструментов [3, 12].
Вовлечение в инновационную деятельность в учреждении дополнительного образования представляет сегодня одну из задач руководителя, требующую целенаправленной психолого-педагогической и управленческой поддержки работников образовательного учреждения, которые тем или иным образом осуществляют все процессы инновационного цикла, начиная с поиска и формулировки идеи и заканчивая диффузией инновации [2,