Научная статья на тему 'Межсекторальное сотрудничество по вопросам медицины труда в Западном Казахстане'

Межсекторальное сотрудничество по вопросам медицины труда в Западном Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / OCCUPATIONAL MORBIDITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ / PROFESSIONAL PATHOLOGY / ПРОФПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / OCCUPATIONAL PATHOLOGY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сатыбалдиева У. А.

В статье приведен анализ эффективности деятельности профпатологической службы, выделены причины низкой профессиональной заболеваемости и предложены пути оптимизации деятельности профслужбы в Западно-Казахстанском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERSECTORAL COLLABORATION ON OCCUPATIONAL HEALTH PROBLEMS IN WESTERN KAZAKHSTAN REGION

The article analyzes the performance of occupational pathology services, identifies reasons of low occupational diseases and ways to optimize operations occupational services in Western Kazakhstan region.

Текст научной работы на тему «Межсекторальное сотрудничество по вопросам медицины труда в Западном Казахстане»

УДК 613.62-084

МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСАМ МЕДИЦИНЫ ТРУДА

В ЗАПАДНОМ КАЗАХСТАНЕ

У.А. Сатыбалдиева

Западно-Казахстанский филиал Национального центра гигиены труда и профессиональных

заболеваний МЗ СР РК, Актобе, Республика Казахстан

В статье приведен анализ эффективности деятельности профпатологической службы, выделены причины низкой профессиональной заболеваемости и предложены пути оптимизации деятельности профслужбы в Западно-Казахстанском регионе. Ключевые слова: профессиональная заболеваемость, профессиональная патология, профпатологическая служба

INTERSECTORAL COLLABORATION ON OCCUPATIONAL HEALTH PROBLEMS IN WESTERN KAZAKHSTAN REGION

Satybaldiyeva U.A.

Western Kazakhstan Branch of the National Centre for Occupational

Hygiene and Diseases, Aktobe, Kazakhstan

The article analyzes the performance of occupational pathology services, identifies reasons of low occupational diseases and ways to optimize operations occupational services in Western Kazakhstan region.

Key words: occupational morbidity, professional pathology, occupational pathology service

Главным и основным направлением государственной политики в Республике Казахстан в области охраны труда становится обеспечение приоритета жизни и сохранения здоровья работников. Ежегодно в стране наращиваются темпы обеспечения мер в области сохранения профессионального здоровья и профессионального долголетия за счет принятия новых нормативных актов по созданию комфортных условий труда, разработки разного рода технических регламентов, отраслевых и межотраслевых стандартов, ратификации Конвенций МОТ [1]. В то же время отсутствие надлежащего межсекторального и межведомственного взаимодействия в указанной сфере не позволяет повысить эффективность организационных, технических, технологических, санитарно-гигиенических мероприятий, норм и правил, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Западный Казахстан относится к числу наиболее развитых в промышленном отношении регионов Республики, в котором представлена не только нефтегазодобыча и нефтегазопереработка, но и предприятия горнорудной, металлургической, обрабатывающей промышленности и атомной энергетики. В указанных отраслях, в настоящее время, занято более 130 тысячи работающих, условия труда которых по степени вредности и опасности относятся к третьему классу (вредные и тяжелые условия труда), согласно гигиенической

классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса [5].

Многолетними гигиеническими исследованиями, проведенными учеными Казахстана в рамках плановых научно-исследовательских работ, специалистами надзорных органов в области санитарно-эпидемиологического и экологического мониторинга, аттестации условий труда на тех или иных производственных объектах выявлено, что производственная и окружающая среда 80% промышленных предприятий Республики не соответствуют санитарно-гигиеническим и экологическим нормам [3,9]. Подобная картина в значительной степени обуславливается несовершенством техники и производственной технологии, ограниченными инвестиционными возможностями. Установлено, что более двух тысяч промышленных предприятий являются загрязнителями окружающей среды, которые способствуют поступлению в воздушный бассейн десятков миллионов тонн вредных примесей ежегодно. В Программе обеспечения безопасности и охраны труда Республики Казахстан, утвержденной Постановлением Правительства РК №67 от 27.01.2005 года, приводятся конкретные сведения о несоответствии условий труда работников промышленных предприятий гигиеническим нормативам по пыли, химическим веществам, физическим факторам, а износ основных средств составляет более 50% [11]. На сегодняшний день лишь около 3% промышленных предприятий внедрили систему международных стандартов безопасности и охраны труда МОТ-СУОТ-2001.

Два года назад завершена реализация вышеуказанной Государственной Программы, в рамках которой осуществлен ряд мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников ведущих отраслей промышленности Республики, включая сельское хозяйство. В то же время разовое исполнение указанной программы не позволило достичь главной цели - создания безопасных условий труда, которые обеспечивали бы сохранение здоровья ведущих профессиональных групп работающих. К сожалению, в настоящее время в Республике ежегодно регистрируется свыше трех тысяч несчастных случаев, из них более трехсот со смертельным исходом. Анализ как общих показателей состояния здоровья населения (популяционный уровень), так и малых социальных групп и отдельно индивидуума свидетельствует о низком техническом и санитарно-гигиеническом обеспечении условий труда, слабой профилактической работе, проводимой лечебно-профилактическими учреждениями. Оставляют желать лучшего практика взаимодействия в области охраны труда на областном и республиканском уровнях исполнительной власти, а также система организации профпатологической помощи в целом в Республике [5].

Совместная профилактическая работа в области оздоровления условий труда и сохранения здоровья рабочих промышленных предприятий органов исполнительной власти, государственного санитарного, экологического и технического надзора, профессиональных союзов и работодателей должна осуществляться в рамках ежегодно утверждаемых Правительством Основных направлениях работы по охране труда и укрепления здоровья работающего населения. Эти усилия должны быть направлены на достижение основной цели - построения принципиально новой системы управления охраной труда и сохранения здоровья трудящихся, которая должна быть основана не только на превентивном анализе и управлении профессиональными рисками, но и совершенствовании структуры оказания

профпатологической помощи по всей вертикали ее исполнения. Данный подход предполагает оценку условий труда на каждом рабочем месте в сочетании с оценкой состояния здоровья работников. Необходимо, чтобы переход от реагирования на случаи производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости к управлению рисками повреждения здоровья работников базировался на механизме социального партнерства и инициатив корпоративной социальной ответственности всех структур исполнительной власти.

В рамках реализации республиканских целевых исследовательских программ, проводимых Западно-Казахстанским филиалом Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК (ЗКФ НЦГТ и ПЗ МЗ РК), выполнен ряд научных исследований, направленных на улучшение здоровья работников промышленных предприятий региона. Накопленный опыт научной, организационно-методологической работы позволяет филиалу быть активным участником формирования и реализации государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающих.

В качестве наиболее перспективной и социально обоснованной модели улучшения условий труда и совершенствования организации профпатологической помощи в Западном Казахстане оказался организационно-методологический опыт межсекторального сотрудничества, наработанный филиалом за последние пять лет. Эффективность использования ЗКФ НЦГТ и ПЗ МЗ РК механизма межсекторального сотрудничества заключалась в создании и широкой межрегиональной деятельности Координационного Совета по профпатологии. Положение о Координационном Совете по профпатологии ЗКФ НЦ ГТ и ПЗ МЗ РК было согласовано с руководителями областных Управлений здравоохранения, Комитетов по контролю медицинской и фармацевтической деятельности, Департаментов государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех областей Западного Казахстана. За последние годы было проведено 4 заседания Координационного Совета в городах Актобе, Атырау, Актау с участием сотрудников Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК, руководителей и председателей врачебно-медицинских комиссий лечебно-профилактических учреждений, проводящих периодические медицинские осмотры, руководителей и главных специалистов Департаментов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, руководителей, начальников лечебно-профилактических отделов и главных внештатных профпатологов Управлений здравоохранения, руководителей Комитета медицинской и фармацевтической деятельности, руководителей Департаментов труда и социальной защиты населения областей Западного Казахстана, а также представителей отраслевых профсоюзов.

В ходе работы заседаний Координационного Совета анализировались деятельность всех вышепредставленных служб по оздоровлению условий труда рабочих ведущих профессиональных групп, касающаяся не только совершенствования санитарно-гигиенического мониторинга производственной среды, но и повышения эффективности осуществляемой аттестации рабочих мест. Особое внимание уделялось качеству проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных условиях труда, целью которых является своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний и групп «риска» для последующего динамического

наблюдения. Не менее актуальными были вопросы своевременного и полного выявления общей заболеваемости, а также последующего полномасштабного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. По итогам заседания Координационного Совета готовилась резолюция, содержащая выявленные недоработки в деятельности заинтересованных структур и конкретные мероприятия по их устранению.

Положительные результаты по улучшению оказания профпатологической помощи в Актюбинской области дает деятельность Департамента по защите прав потребителей, в котором создан и активно функционирует экспертный совет по профпатологии, в работе которого принимают участие сотрудники Западного филиала, Управления здравоохранения Актюбинской области, руководители лечебно-профилактических учреждений области и врачи-профпатологи. На ежеквартально проводимых заседаниях совета по профпатологии рассматривались наиболее значимые вопросы обеспечения безопасного труда с целью сохранения профессионального здоровья и профессионального долголетия. На последнем заседании экспертного совета по профпатологии было принято решение приглашать на их заседания и руководителей предприятий или ответственных лиц за службу безопасности.

Практика взаимодействия ученых, экологов, профсоюзов, неправительственных организаций и местной исполнительной власти в области охраны труда нашла свое отражение в деятельности комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме Актюбинской области. Учитывая тот факт, что 1/3 от числа рабочих занятых во вредных и опасных производствах составляют женщины, проводятся регулярные выездные заседания комиссии на предприятиях области, в которых самое непосредственное участие принимают сотрудники ЗКФ НЦ ГТ и ПЗ МЗ РК.

Решение филиалом ряда вопросов межсекторального сотрудничества, а также регулярная консультативно-методологическая помощь не смогли не сказаться на качестве работы постоянно действующих врачебно-медицинских комиссий лечебно-профилактических учреждений и их оснащенности специальным оборудованием и аппаратурой. Более 150 врачей Западного региона прошли за последние три года специализацию по профпатологии на циклах усовершенствования врачей. Лечебно-профилактические учреждения улучшили свою материально-техническую оснащенность; на профосмотрах стали активно выявляться лица с подозрением на профессиональное заболевание и направляться в ЗКФ НЦ ГТ и ПЗ для экспертизы связи заболевания с профессией. Только за 2014 год выявлено 112 больных с подозрением на профессиональное заболевание.

Вместе с тем в Западном регионе, как и в Республике в целом, не снижается количество работников, занятых в условиях труда, не соответствующим санитарно-гигиеническим нормам. Первичное установление профессиональных заболеваний по-прежнему остается низким, что свидетельствует о несоответствии показателей условий труда реальным характеристикам здоровья работающих [6]. Практика показывает, что проводимые периодические осмотры выявляют не более 10% от реально существующих профессиональных заболеваний, а в некоторых промышленно развитых областях на протяжении десятилетий она практически не выявляется; очень низким остается показатель

выявления и общей заболеваемости. Аксиоматичен и совершенно безапелляционен тот факт, что в указанных условиях наша общая задача - не снижение показателя профессиональной и общей заболеваемости, а их своевременное выявление в целях сохранения здоровья.

Деятельность Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК и его филиалов показала, что проводимые ежегодные профилактические медицинские осмотры не выполняют своей основной функции - выявление на ранней стадии признаков профессиональной патологии, вследствие чего имеет место несвоевременная диагностика начальных признаков профессиональных заболеваний, позднее выявление запущенных форм профпатологии, развитие профессиональной инвалидности, что в свою очередь усугубляет медико-демографическую ситуацию. О причинах сложившейся ситуации говорилось неоднократно - с трибун разного рода международных и научно-практических конференций, многочисленных научных публикациях и со страниц газет [8,10,12,13,14]. Сложившееся в настоящее время подобное положение с охраной здоровья работающего населения и низкий уровень выявления профессиональной заболеваемости обусловлены, прежде всего, несовершенством законодательства по охране труда и системы организации профпатологической службы, отсутствием четких граней регулирования отношений хозяйствующего субъекта -работодателя и работника с одной стороны, работника с органами социального обеспечения, социального страхования, органами здравоохранения - с другой.

Медицинскими аспектами причин неполного и позднего выявления профессиональных заболеваний являются следующие факторы:

• Несовершенство нормативно-правовых актов:

- действующими нормативно-правовыми актами (ПП РК №166, Приказы МЗ РК№705, №706, №374) никак не решаются организационные вопросы, связанные с совершенствованием профпатологической службы в Республике и, в частности, открытием областных профпатологических кабинетов. Более того, эти приказы создали объективные затруднения в решении экспертных вопросов, касающихся определения профпригодности, так как были исключены общие противопоказания к допуску на работу во вредных и опасных условиях труда, идет дублирование приложений к этим приказам. Представлялось бы целесообразным в одном едином документе осветить вопросы правил проведения профосмотров, их расследования, регистрации и учета;

- частные медицинские организации, проводящие профосмотры, не вовлечены в единую систему электронной регистрации, учета, обработки и хранения направлений пациентов на плановую госпитализацию в стационар НЦ ГТ и ПЗ и его филиалы. В то же время, согласно Приказу МЗ РК №238 «Об утверждении типовых штатов и типовых штатных нормативов организаций здравоохранения» от 07.04.2010 года в государственных медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и консультативно-диагностическую помощь не предусматрена должность врача-профпатолога;

• Ликвидация промышленной (цеховой) медицины, включающая медсанчасти, врачебные здравпункты, санатории-профилактории, учреждения общественного и диетического питания и др.;

• Низкое качество проводимых профосмотров, обусловленная недостаточной квалификацией специалистов медицинских организаций по профпатологии, и слабость материально-технической базы, которая не позволяет осуществлять необходимый регламентированный комплекс обследований;

• Ставшие, по сути дела, формальным мероприятием медицинские осмотры не дают возможности проводить диспансеризацию как профбольных, так и лиц с общими заболеваниями, а также их полноценную реабилитацию.

• Некачественная аттестация рабочих мест и недостаточно полное оформление санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда;

Внутриведомственные издержки, сопряженные с консервативностью подходов в определении причинно-следственной зависимости между факторами труда и клиническими признаками тех или иных форм профессиональных заболеваний, также приводят к сложностям в установлении связи заболевания с профессией. Имеющие себе место многоэтапность, формализм существующих подходов к установлению диагноза профзаболевания осложняется необходимостью апелляции к результатам санитарно-эпидемиологических характеристик условий труда. Последние, к сожалению, по многим объективным и субъективным причинам, составляются некачественно и, во многих случаях, служат контраргументом в установлении диагноза профзаболевания.

Органы по защите прав потребителей в силу ограниченных финансовых возможностей и штатных единиц, необходимостью предварительного согласования контрольного выезда на объекты с другими ведомствами не в состоянии осуществлять системный санитарно-гигиенический мониторинг и обосновывать для каждого рабочего места среднесменные концентрации или уровни воздействия физических, химических и биологических факторов, тем более, проводить оценку тяжести и напряженности труда. Тем не менее, при подготовке санитарно-эпидемиологических характеристик условий труда органы по защите прав потребителей должны руководствоваться не только результатами собственных исследований и данными испытательных аттестационных лабораторий, но и широко использовать имеющиеся в литературе научные сведения, которые дополняли бы и расширяли информативность этого документа.

Существующая система аттестации рабочих мест по условиям труда грешит целым комплексом недоработок [2,7]. Сама процедура аттестации, проводимая один раз в пять лет, характеризует состояние рабочего места только на конкретный временной период. Аттестацию производственных объектов проводят самые разнообразные испытательные лаборатории, в том числе входящие в состав и самого предприятия, многие из которых не имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов - гигиенистов, химиков, токсикологов, инженеров. Утвержденные приказом №203-п от 2007 года МТ и СЗН РК «Правила проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» не соответствуют существующим методическим принципам проведения аттестации производственных объектов по условиям труда и международным стандартам.

В целях комплексной оценки условий труда на рабочих местах, снижения производственного травматизма и предупреждения несчастных случаев на производстве, возникновения профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний

необходимо законодательно обеспечить регулирование интересов работодателя и работающего населения. При этом, представляется целесообразным предусмотреть систему экономических льгот и стимулов для предприятия с целью внедрения на производстве современных и безопасных для человека и окружающей среды технологий; экономические механизмы, обеспечивающие интерес работодателей создавать на производстве здоровые и безопасные условия труда; усиление ответственности юридических и физических лиц за нарушение трудового и санитарного законодательства в части охраны труда; повышение юридической ответственности медицинских организаций за умышленное сокрытие профессиональной и общей заболеваемости.

Государственная система охраны труда и обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве являются неотъемлемыми элементами современного цивилизованного государства. Необходимы новые научно-обоснованные подходы оценки профессиональных рисков с целью разработки более объективных принципов установления страховых тарифов. Переориентация тарифной политики в данном виде страхования будет способствовать росту интереса работодателя заниматься модернизацией производства и совершенствованием технологий. Важным представляется законодательное закрепление за Национальным центром гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК и его филиалами проведение углубленных медицинских обследований стажированных рабочих на предприятиях с вредными и опасными условиями труда за счет средств Фонда социального страхования Республики и частных страховых компаний, оказывающих медицинские услуги.

Решение организационных вопросов совершенствования профпатологической службы в Республике представляет собой многогранный процесс с участием работника, работодателя, Государства, Фондов социального страхования, медицинских учреждений, каждый из которых формирует собственный круг интересов к вышеозвученной проблеме, в которой вопросы межведомственного и межсекторального сотрудничества должны ставиться во главу угла. В то же время, структура государственного здравоохранения в области профпатологии, ее ресурсная база и кадровый потенциал, система финансирования нуждаются в реформировании и модернизации. С учетом сложившейся ситуации и реалий современного производства всем сторонам социального партнерства необходима кооперация, усиление мер, направленных на обеспечение безопасных условий труда и своевременное выявление профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, предоставление этой категории работников соответствующих гарантий и компенсаций. Недопустима ситуация, когда экономические проблемы предприятий и, в том числе, медицинских учреждений решаются за счет работающего населения, в ущерб их здоровью и жизни.,

Список литературы:

1. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламат-ты К,азак,стан» на 2011-2015 годы :Утв. Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года за № 1113.

2. Жумалиев Б. С.Проблемные вопросы подготовительного этапа процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда /Б. С. Жумалиев, А. В. Хан //Труд, экология и здоровье народа :материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда, 2013. - С. 37-39.

3. Исмаилова А.А. Аманбекова А.У. Пути совершенствования гигиенических аспектов охраны здоровья работающего населения в свете современных концепций международных стандартов /А. А. Исмаилова,А. У. Аманбекова // Труд, экология и здоровье народа :материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда, 2013. - С. 48-53.

4. Мамырбаев А. А. Медицина труда и международное сотрудничество/ А. А. Мамырбаев, У. А. Сатыбалдиева // Медицина. - 2010. - №3. - С. 2-7.

5. Мамырбаев А.А. Актуальные проблемы гигиены труда в нефтегазодобывающей и нефте-газоперерабатывающей промышленности Западного Казахстана / А. А. Мамырбаев // Актуальные вопросы охраны здоровья работающего населения : материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда, 2008. - С. 9-12.

6. Мамырбаев А. А.Региональные проблемы профессиональной патологии в Западном Казахстане /А. А. Мамырбаев, У. А. Сатыбалдиева, У. А. Картжанов // Батыс К,азак,стан ме-дициналык, журналы.- 2013. - № 1-2 (38). - С. 54-59.

7. Мамырбаев А. А. К вопросу аттестации рабочих мест на предприятиях Республики Казахстан / А. А. Мамырбаев, Б. В. Засорин // Актуальные вопросы охраны здоровья работающего населения :материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда, 2008. - С. 96-98.

8. Михель Ю. Э. Актуальные вопросы профессиональной патологии в Акмолинской области /Ю. Э. Михель, С. С. Аманбаева, А. А. Байжанова // Труд, экология и здоровье народа : материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда, 2013. - С. 308-310.

9. Оракбай Л. Ж. Состояние производственной среды и профессиональной заболеваемости на промышленных предприятиях Республики Казахстан / Л. Ж. Оракбай, С. Е. Мухамет-жанова, С. О. Тастанбаев // Труд, экология и здоровье народа : материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда, 2013. -С. 308-310.

10. О некоторых проблемах решения связи заболевания с профессиональным трудом / Е. И. Пивоваров, М. Л. Кузьмицкий, Р. Б. Шин, М. А. Сакалбаева //Экология промышленного региона и здоровье населения : материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда,2010. - С.288-294.

11. Программа обеспечения безопасности и охраны труда Республики Казахстан : утв. Постановлением Правительства РК №67 от 27.01.2005 г.

12. Сатыбалдиева У.А. Профзаболеваемость в Западном Казахстане: проблемы и пути решения. Материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием: Экология промышленного региона и здоровье населения. Караганда. 2010. С.415-418.

13. Сатыбалдиева У.А. Экспертиза связи заболевания с профессией в современных условиях / У. А. Сатыбалдиева // Гигиена труда и медицинская экология. -2012.-С391-393.

14. Тлеубергенов Ж. Т. Ключевые вопросы организации обязательных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными производственными факторами / Ж. Т. Тлеубергенов, К. А. Аскаров, А. А. Байжанова // Труд, экология и здоровье народа : материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Караганда, 2013. - С. 325-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.