МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО РЕГИОНА
А.В. фомина,
кандидат экономических наук, доцент Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Целью межрегиональной интеграции энергосистем Северо-Восточного региона (СВР) является централизация и повышение эффективности управления объектами энергетики, что позволит осуществить:
вывод из кризиса и обеспечение экономической эффективности Северо-Восточных энергосистем;
обновление и модернизацию основного и вспомогательного оборудования; создание единой точки управления энергосистемами и снижение рисков; повышение надежности энергообеспечения потребителей;
привлечение инвестиций в электроэнергетику Северо-Востока России; создание надежного базиса для развития регионов.
При этом необходимо учитывать специфические особенности технологической изолированности энергосистем Северо-Востока РФ:
• между энергосистемами отсутствуют магистральные межрегиональные сети;
• жизнеобеспечение населенных пунктов зависит от локальных дизельных электростанций, техническое состояние которых требует ремонтных и предупредительных работ в сложных условиях;
• наличие большого количества энергоисточников (также изолированных в рамках одной энергосистемы) различных типов — ГЭС, ТЭС и ТЭЦ на угле и природном газе, дизельные энергоисточники малой мощности;
• подавляющий удельный вес ЛЭП в деревянном исполнении большой протяженности и большой степени износа;
• слабо развитая транспортная информационная инфраструктура;
• необходимость завоза дорогостоящего топлива на сезон вперед;
• сложность и многоступенчатость схем доставки топлива и МТР.
• повышенные требования к надежности энергообеспечения в условиях низких температур и климатических особенностей Крайнего Севера.
Общими проблемами для изолированных
энергосистем СВР являются:
• высокий физический и моральный износ основного и вспомогательного оборудования и отсутствие инвестиций для его обновления;
• высокая себестоимость продукции, обусловленная высокой стоимостью дизельного топлива, а также сложной схемой завоза топлива.
• недостаточность тарифных источников на эксплуатацию и ремонт.
• недостаток оборотных средств, невозможность обеспечения нормативных запасов топлива, страховых и аварийных запасов МТР, неустойчивое финансовое состояние, значительные объемы кредиторской задолженности, в основном в бюджеты всех уровней;
• значительные объемы перекрестного субсидирования, которое ведет к отсутствию (или искажению) ценовых сигналов для потенциальных инвесторов и исключает условия для притока инвестиционных средств;
• низкий уровень доходов потребителей в СВР, обусловливающий низкий значительный объем неплатежей и дебиторской задолженности.
• зависимость большинства потребителей от государственного бюджетного финансирования (дотаций).
• отсутствие квалифицированных кадров, обусловленное низким уровнем социально-бытовых условий и условий труда, отсутствие адекватной системы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
В настоящее время существует ряд технологических, организационных, технических и правовых факторов, объединяющих электроэнергетику изолированных энергосистем в особое направление деятельности, что создает предпосылки для межрегиональной интеграции энергосистем Северо-Восточного региона с целью повышения эффективности управления объектами энергетики и решения указанных выше проблем [1].
Ожидаемыми результатами осуществления межрегиональной интеграции Северо-Восточных энергосистем РФ являются:
• обеспечение технологической надежности энергоснабжения за счет аккумуляции ресурсов, как сырьевых, производственных, человеческих, так и интеллектуальных, и управленческих;
• проведение единой технологической и инновационной политики;
• централизации управления;
• оптимизация издержек за счет использования эффекта масштаба вследствие снижения трансакционных издержек, оптимизации численности персонала, снижения затрат в области логистики, осуществления эффективной политики управления персоналом, в том числе централизации подготовки кадров, концентрации функций и ответственности, мониторинга и контроля, планирования сервисной и ремонтной программы, а также оптимизации уровня запасов;
• консолидация собственных инвестиционных ресурсов, эффективное распределение и перераспределение финансовых потоков с целью выстраивания единой инвестиционной и инновационной политики посредством использования эффективной системы управления;
• обеспечение социальной функции: увеличение денежных поступлений в бюджет РФ и субъектов Федерации и создание условий для обеспечения бесперебойности и надежности энергоснабжения, освоения и удержания северных территорий в составе РФ. Структура управления изолированными энергосистемами СВР может быть реализована в виде холдинговой или операционной компании.
Холдинговая компания: преобразование энергосистем в холдинг через реализацию механизма владения или управления акциями компаний. В данном случае реализуются подварианты:
• создание управляющей компании в форме 100 % ДЗО РАО «ЕЭС России» (или его право-
преемника), с внесением в уставный капитал пакетов акций;
• передача акций энергокомпаний в управление вновь созданной (в форме 100 % ДЗО РАО «ЕЭС России» (или его правопреемника)) или существующей компании (ОАО «Якутскэнер-го», другие энергосистемы);
• прочие формы.
Операционная компания: преобразование энергокомпаний в единую вертикально интегрированную структуру. При такой схеме реализуются подварианты:
1) создание новой компании через переход на «единую акцию» с использованием различных корпоративных процедур (слияние, присоединение, пр.);
2) создание управляющей компании (или использование существующей компании в качестве управляющей) и передача ей корпоративными процедурами функций исполнительного органа региональных энергокомпаний;
3) использование механизмов аренды на начальных (переходных) этапах интеграции.
Экономический выигрыш от межрегиональной интеграции определяется действием эффекта масштаба, т. е. увеличением объемов производства за счет объединения с другими компаниями при одновременном снижении затрат на производство и, соответственно, снижении себестоимости.
Бесспорным лидером среди энергосистем Северо-Восточного региона является ОАО АК «Якутскэнерго» (табл. 1). При объединении компаний изолированных энергосистем СВР образуется новый крупный субъект электроэнергетики со значительной совокупной установленной мощностью, полезным отпуском электрической и тепловой энергии. В свою очередь, снизятся затраты на топливо для электростанций, что существенно снизит себестоимость товарной продукции объединенной компании. Доказательством данного утверждения являются финансовые показатели по ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Магаданэнерго», ОАО «Чукотскэнерго», ОАО «Колымаэнерго» и ОАО «Камчатскэнерго» до объединения (табл. 1, рис. 1)
По уровню рентабельности среди всех энергосистем лучшие показатели имеет «Колымаэнерго», в структуре которой находится Колымская ГЭС. ОАО АК «Якутскэнерго» по данному показателю является второй. Все остальные системы нерентабельны и к 2006 г. достигли примерно одного уровня с отрицательной рентабельностью.
Таблица 1
Рентабельность энергосистем Северо-Восточного региона за период 1999 — 2006 гг.
Год Камчатскэнерго Колымаэнерго Якутскэнерго Магаданэнерго Чукотскэнерго
2001 5,03 36,30 5,40 -5,09 -29,71
2002 -14,02 36,40 13,20 -22,05 -32,08
2003 -27,75 56,20 9,06 -16,72 -23,86
2004 -8,14 61,03 3,32 -15,18 -11,15
2005 -6,27 49,7 6,37 -21,7 -22,1
2006 -3,14 55,7 11,8 -11,4 -8,5
0
1
-20
-40
-60
Рис. 1. Рентабельность энергосистем СВР за 1999—2006 гг.
Оценивая показатель рентабельности, необходимо проанализировать динамику прибылей энергокомпаний СВР. Динамика этого показателя определяет прибыльность (убыточность) компаний и будущий размер прибыли, который будет результатом межрегиональной интеграции. Динамика прибылей энергокомпаний представлена в табл. 2.
Наиболее прибыльной компанией по итогам 2006 г. является компания ОАО АК «Якутскэнерго».
Далее проанализируем динамику изменения данного показателя, а также зависимость его от изменений в структуре затрат.
Себестоимость каждой из рассматриваемых компаний состоит, главным образом, из двух составляющих — затраты на закупку и завоз топлива и затраты на оплату труда. Доли затрат в структуре себестоимости электроэнергии представлены на рис. 2.
Основная доля затрат энергокомпаний на производство электроэнергии приходится на закупку топлива. Причем доля данной статьи в себестоимости различных компаний варьируется от 37 до 70 % [2, 3]. В качестве топлива для электростанций в основном используется уголь (кроме ОАО «Магаданэнерго»). Вторыми по величине в структуре затрат являются затраты на персонал. Доля данного фактора в себестоимости различных компаний варьируется от 21 до 42 %. Сводные данные по динамике изменения себестоимости по годам приведена в табл. 3.
Наиболее затратной является компания ОАО АК «Якутскэнерго», которой принадлежит наибольшее количество электростанций.
Межрегиональная интеграция энергосистем позволит сократить издержки на закупку, завоз и хранение топлива, на передачу электрической и тепловой энергии, а также затраты на оплату труда персонала.
Таблица 2
Динамика прибылей энергосистем Северо-Восточного региона РФ, млн руб.
Год Камчатскэнерго Колымаэнерго Якутскэнерго Магаданэнерго Чукотскэнерго
2001 -215,79 72,14 254,00 -115,65 -196,60
2002 -85,69 75,07 396,55 -322,03 -221,92
2003 -116,96 51,10 240,34 -93,67 -203,01
2004 -463,96 66,90 757,51 -542,28 -560,64
2005 -1079,24 101,89 628,88 -463,72 -211,06
2006 -192,55 77,01 202,42 -333,97 -78,28
Таблица 3
Динамика значений себестоимостей электроэнергии, производимой компаниями участниками интеграции, тыс. руб.
Год Камчатскэнерго Колымаэнерго Якутскэнерго Магаданэнерго Чукотскэнерго
2001 1 809 296 118 623 2 688 666 1 352 084 541 299
2002 2 507 874 109 454 3 630 537 1 547 522 592 516
2003 3 148 193 140 774 4 715 440 1 882 859 701 392
2004 3 327 946 184 957 5 740 698 2 505 523 796 008
2005 3 900 984 181 298 6 945 017 2 829 923 910 041
2006 2 394 057 126 188 6 104 776 2 252 384 728 895
Структура себестоимости электроэнергии, производимой ОАО "Якутскэнерго"
34%
43%
а)
□ Сырье и материалы ■ Топливо
□ Оплата труда
□ Амортизация ОС
□ Сырье и материалы ■ Топливо
□ Оплата труда
□ Амортизация ОС
70%
б)
39%
46%
в)
□ Сырье и материалы ■ Топливо
□ Оплата труда
□ Амортизация ОС
Рис. 2. Структура себестоимости, электроэнергии, производимой ОАО «Якутскэнерго» (а), ОАО «Камчатскэнерго» (б), ОАО «Чукотскэнерго» (в)
Топливо является основной затратной статьей энергокомпаний СВР (табл. 4). Межрегиональная интеграция и создание единой энергокомпании изменят это положение: централизованная закупка топлива привлечет дополнительную экономию оборотных средств компаний.
Кроме того, при интеграции энергосистем существенно сокращаются совокупные затраты на персонал за счет оптимизации его структуры и численности. В настоящее время данная статья затрат в энергокомпаниях составляет 21 — 42 % себестоимости.
Таблица 4
Затраты на закупку и завоз топлива в 2006 г., млн руб.
Затраты Якутскэнерго Магада-нэнерго Камчатскэнерго Чукотскэнерго
млн. руб. 1538 452,5 1115,8 298,3
Прогнозируемые последствия межрегиональной интеграции изолированных энергосистем
Северо-Во сточного региона:
• достижение эффекта масштаба;
• контроль за распределением, целевым использованием и оптимизацией бюджетных дотаций;
• повышение точности планирования при составлении прогнозных государственных бюджетов разных уровней;
• привлечение инвестиций в отрасль;
• модернизация отрасли, повышение надежности энергоснаб жения;
• создание надежного базиса для экономического роста регионов и частичная интеграция экономик северных субъектов. Общегосударственный эффект от межрегиональной интеграции заключается в следующем:
• процесс интеграции электроэнергетики СВР автоматически повлечет за собой частичную интеграцию экономик северных субъектов — такие отрасли, как транспорт, строительство, ремонтные услуги, снабжение и др., вслед за электроэнергетикой выйдут за рамки границ регионов;
• значительно расширятся сферы влияния представителей энергетической отрасли на органы государственной власти СВР за счет централизации управления энергетическим комплексом и создания единого центра лоббирования интересов;
• особенную значимость имеет стратегическая возможность осуществления более эффективного для всех регионов процесса северного завоза, что подразумевает появление новых каналов доставки и развитие межрегиональной транспортной инфраструктуры;
• по примеру электроэнергетики возможно начало интеграции таких отраслей промышленности, как золото- и угледобывающая и пр.;
• расширятся возможности участия в федеральных и региональных программах развития северных территорий (на межтерриториальном уровне).
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
Козлов В. Н. Управление энергетическими системами / Под ред. Ю. С. Васильева. — СПб: Изд-во Политехи. ун-та, 2006. - 256 с.
Лаверов Н., Конторович А. Топливно-энергетические ресурсы и выход России из кризиса// Экономические стратегии. 1999, вып. 2. С. 44 — 62. Гарипов В. З., Козловский Е. А, Литвиненко В. С. Минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса России. — М.: РАЕН, 2003.