МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
INTERREGIONAL DIFFERENTIATION
OF SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 332.143 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.68.75
БУЛОЧНИКОВ Павел Андреевич
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
BULOCHNIKOV, Pavel Andreevich
Associate Professor of the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
СМИРНОВ Константин Борисович
старший преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
SMIRNOV, Konstantin Borisovich
Senior Lecturer at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье обоснована важность снижения межрегиональной дифференциации. Рассмотрены основные проблемы стратегического развития регионов в современных условиях с позиций улучшения качества жизни населения регионов. На основе анализа рейтингов социально-экономических показателей развития регионов Российской Федерации дана оценка пространственного развития. Указано на необходимость дальнейшего развития межрегиональной логистической системы. Предложены меры по снижению диспропорций в развитии за счет развития социально-культурной сферы регионов.
Ключевые слова: регион, межрегиональная дифференциация, стратегия развития, пространственное развитие, валовой региональный продукт, качество жизни, динамика снижения дифференциации.
© Булочников П. А., Смирнов К. Б., 2019.
Abstract.
The authors substantiate the importance of reducing interregional differentiation. The main problems of strategic development of regions in modern conditions from the standpoint of improving the quality of life of the population in regions are considered. Bases on the analysis of ratings of social and economic indicators of development of regions of the Russian Federation the assessment of spatial development of regions is given. The necessity of further development of the interregional logistics system is pointed out. Measures to reduce disparities in development due to the development of the socio-cultural sphere of the regions are proposed.
Key words: region, interregional differentiation, development strategy, spatial development, gross regional product, quality of life, dynamics of differentiation decrease.
В докладе о результатах исследования Всемирного банка «Toward a New Social Contract» в части 2.6 «A Closer Look at Spatial Disparities in the Russian Federation» отмечается, что Российская Федерация «имеет наивысший уровень неравенства развития регионов среди крупных стран с развивающейся экономикой, таких как Бразилия, Китай и Индия» [1, с. 76].
Данное неравенство социально-экономического положения субъектов РФ, как правило, связано как с особенностями территориального положения, так и с унаследованным от СССР разделением труда.
В современных условиях, согласно методике, используемой агентством РИА, рейтинг социально-экономического положения регионов включает в себя четыре укрупненные группы показателей [2]:
• показатели масштаба развития экономики регионов;
• показатели эффективности экономики регионов;
• показатели развития бюджетной сферы регионов;
• показатели развития социальной сферы регионов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. в качестве стратегического ориентира долгосрочного социально-экономического развития в части семь, посвященной
региональному развитию, также указывается, что государственная региональная политики должна быть направлена на «.. .обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни» [3].
Кроме того, необходимость территориального и социального равенства всех граждан РФ указана в «Основах государственной культурной политики» в качестве одного из основных принципов ее реализации [4].
В. С. Федоляк справедливо отмечает, что актуальной задачей стратегического развития регионов Российской Федерации является «выбор правильной стратегии управления региональным развитием с целью снижения негативных последствий межрегиональной дифференциации» [5, с. 1].
В то же время углубление социально-экономических диспропорций административно-территориальных образований в долгосрочной перспективе способствует развитию системного кризиса национальной экономики, поскольку постепенно формируются глубокие структурно-параметрические противоречия: рост дифференциации социально-экономического развития административно-территориальных образований вызывает отраслевое и территориальное перераспределение всех видов
ресурсов, ограничивая и без того скромный потенциал депрессивных регионов, сокращая возможности самостоятельного определения ими стратегии собственного развития, снижая адаптивность регионов к изменениям внешней среды, увеличивая их зависимость от федерального центра и внешних сил.
Так, формирование эффективной стратегии управления региональным развитием обязательно должно быть тесно связано с развитием социально-культурной сферы регионов, как одной из наиболее недооцененной и при этом обладающей огромным потенциалом.
Также следует отметить, что внедрение современных технологических решений по обеспечению удаленного доступа, трансляций онлайн, а также виртуальных залов музеев не способно в полной мере обеспечить устранение региональных диспропорций в доступе к культурным благам для населения, поскольку, несмотря на условную шаговую доступность, такие решения могут выступать лишь как дополняющий фактор в образовании, просвещении и воспитании, выполняя преиму-
щественно предварительно-ознакомительную и PR функцию. Следовательно, внедрение программ удаленного доступа к театральным, музейным, выставочным ресурсам должно сопровождаться реальными стратегиями развития регионов, включающими в себя реализацию задач обеспечения физического доступа к культурным благам, развития материальной базы региона, привлечения туристических потоков.
Важнейшим индикативным показателем экономической деятельности административно-территориального образования, его результативности, характеристикой стоимости товаров и услуг, произведенных на территории региона, является валовой региональный продукт (ВРП). Тройку лидеров по ВРП в 2017 г. составили следующие регионы (рисунок 1): г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург [6].
Согласно исследованиям того же рейтингового агентства «РИА Рейтинг», в целом «среднее значение рейтингового балла всех регионов Российской Федерации в 2018 г. со-
Рисунок 1
Крупнейшие регионы России по показателю валового регионального продукта за 2017 г., руб. [6]
ставило 46,37, что на 1,26 пункта больше, чем в рейтинге 2017 года» [2, с. 10]. Позиции в рейтинге возросли у 68 регионов, что вызвано позитивной динамикой индексов, используемых при расчете. Следует отметить, что распределение регионов в рейтинге не претерпело значительных изменений относительно прошлых лет: первая и последняя десятки остались без изменений, произошли некоторые изменения в середине списка, однако ни один из регионов не передвинулся более чем на 10 позиций.
Результаты исследования показывают, что высокие экономические показатели развития региона не являются однозначным показателем высокого уровня качества жизни населения, что проявляется в несоответствии рейтингов региона по ВРП и качеству жизни населения. Не все административно-территориальные образования, обладающие высоким уровнем ВРП, отличаются качественной инфраструктурой, благоприятной экологической обстановкой (например, Тюменская область входит в тройку регионов по ВРП, однако в рейтинге регионов по качеству жизни находится на 14-й позиции, что, возможно, обусловлено сложной экологической обстановкой в регионе).
Лидерами рейтинга регионов по качеству жизни (рисунок 2) являются: г. Москва (77,4 балла), г. Санкт-Петербург (75,4 балла), Московская область (72,5 балла). Замыкающими рейтинг являются Забайкальский край (27,192 балла) Карачаево-Черкесская Республика (25,3 балла), Республика Тыва (16,195 балла). Отмечается значительный разрыв между так называемыми «лидерами» и «аутсайдерами». Качество жизни населения города Москвы выше в три раза, чем показатель качества жизни жителей Республики Карачаево-Черкессия.
Для оценки текущего уровня дифференциации регионов также могут быть использованы результаты исследования фонда «Росконгресс» и рейтингового агентства «Эксперт РА», которые для интегральной оценки развития регионов применяют индекс экономического здоровья регионов [8].
Индекс экономического здоровья регионов рассчитывается по трем группам показателей: экономическое здоровье населения региона,
экономическое здоровье регионального бизнеса, экономическое здоровье консолидированного бюджета региона [8]. Там же отмечается, что в 2018 г. у большинства регионов по установленным показателям наблюдалась положительная динамика (рисунок 3).
Циклическое улучшение социально-экономических показателей в регионах-лидерах достигается за счет того, что имеющийся ресурсный потенциал создает экономическую и инвестиционную активность, что, в свою очередь, повышает уровень развития региона и его привлекательность для инвесторов.
Регионы-аутсайдеры характеризуются, как правило, отсутствием ресурсного потенциала, зависимостью экономики от бюджетного финансирования, миграцией населения в регионы-лидеры [8].
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. [18], одной из важнейших задач является сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, снижение внутрирегиональных различий в экономике регионов [9].
Стратегия не вносит коррективы в природную среду, а предлагает новые подходы к размещению производственных объектов и расселению трудовых ресурсов. Устанавливается целевой показатель межрегиональной дифференциации индекса человеческого развития по отношению к уровню 2017 г., который к 2025 г. должен составлять по инерционному сценарию 101%, по целевому - 97%.
В документе отмечается, что в Российской Федерации последние 10 лет наблюдается тенденция сокращения диспропорций в развитии регионов РФ, что является результатом улучшения государственной региональной политики [9].
Рассматривая вопросы управления развитием регионов на государственном уровне, важно обратить внимание на географические особенности территории Российской Федерации: более трети ее территории расположено на азиатской части, однако около трех четвертей населения проживает на европейской, при этом наблюдается сосредоточение населения на западе страны и его концентрация в полу-
л л а
б и,
н
з и
*
а в т с е
¡5
к
ю л е
ета
з а к о п о п в о н о и г е
2р к г он ни
ути
сй ие РР
Кшмшмгриеви офлмтъ
П
ГП
—I ГП "О
СП
<
Т1 —1
о
со
0
1 О
л гп
О
"О
X >
Курсмр1
Респуйпм-а Крыы
горал Со.
•а^опо!
ВОЛГУ
Краснодарский кр*й
Рас п и и и гор
АСТрЛяйнСкЛ? Р«№публик-а Дггосгзя
Позитивная динамика Умеренно позитивная
ю о
Рисунок 3
Результаты дифференциации динамики развития регионов [8]
Ы
Нейтральная ф Негативная
Умеренно негативная
тора десятках субъектов Федерации (источником роста большинства городов являются миграционные процессы, при этом центрами притяжения и концентрации населения являются города с населением от 500 тыс. человек), трудовая миграция способствует исчезновению небольших сельских поселений.
Поэтому необходимо создание эффективной логистической системы и внутрирегиональных логистических подсистем, способных обеспечить эффективное межрегиональное взаимодействие всех подсистем.
Например, стоимость межрегионального перелета Магадан-Москва составляет около 25-30 тыс. руб. в одну сторону. Это значит, что проведение отпуска, или, например, встреча с родственниками обойдется жителю этого региона в 50-60 тыс. руб. только за билеты, т. е. почти 49% от среднего уровня заработной платы в Магадане (101 662 руб. за 2019 г.).
Дифференциация среднемесячной номинальной заработной платы по субъектам
Российской Федерации представлена на рисунке 4 [10].
На наш взгляд, если в регионе, где традиционно более высокий в среднем уровень зарплат, сравнимый по уровню с зарплатами в Центральном федеральном округе (что обеспечивается за счет региональных компенсационных выплат и «северных» надбавок), стоимость межрегионального перемещения достигает почти половины заработной платы, то можно утверждать о неэффективной региональной политике в области пассажироперево-зок и системных проблемах в межрегиональной логистике.
Особенно актуальной данная проблема является при рассмотрении так называемого внутреннего туризма по регионам России, где популярностью среди туристических маршрутов пользуется исключительно Центральная часть Российской Федерации. Таким образом, государство не обеспечивает регионы поддержкой внутреннего туризма, что увеличило бы не только приток финансов в регионы, но
Рисунок 4
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по субъектам Российской Федерации, руб. [10]
и улучшило бы их инвестиционную привлекательность, формируя синергетический эффект для всей страны.
По нашему мнению, в настоящее время причиной недостаточной динамики развития регионов Российской Федерации является не столько общая социально-экономическая ситуация, сколько неэффективная региональная политика, неадекватность законодательной базы, пассивное ожидание указаний и федеральной помощи. Устранение данных проблем должно
проводиться не только в рамках федерального управления, но и с участием регионального уровня управления, за счет предложений эффективных инициатив на местах, при достижении максимальной реализации своих полномочий и обеспечения четкого взаимодействия всех государственных и частных структур.
Отметим, что также необходима структуризация пространства Российской Федерации, его рациональное зонирование и районирование.
Список литературы
1. Bussolo M., Davalos M.E., Peragine V., Sundaram R. Toward a New Social Contract. Taking On Distributional Tensions in Europe and Central Asia. A Closer Look at Spatial Disparities in the Russian Federation. URL: https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/30393/9781464813535.pdf (дата обращения: 16.11.2019).
2. Рейтинг регионов РФ социально-экономического положения субъектов РФ. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2018.pdf (дата обращения: 15.06.2019).
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 30.05.2019).
4. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 19.10.2019).
5. Федоляк В. С. Межрегиональные диспропорции социально-экономического развития сквозь призму базовых теорий региональной экономики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhregionalnye-disproportsii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-skvoz-prizmu-bazovyh-teoriy-regionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 07.11.2019).
6. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации (валовая добавленная стоимость в основных ценах) 2017. URL: https://www.gks.ru/storage/ mediabank/VRP98-17.xlsx (дата обращения: 08.11.2019).
7. Рейтинг жизни в российских регионах 2018. URL: https://riarating.ru/ infografika/20190219/630117422.html (дата обращения: 15.09.2019).
8. Экономическое здоровье российских регионов: текущий уровень и динамика изменений. Москва, 2019. URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/675/ karty_ekonom_bul.pdf (дата обращения: 15.06.2019).
9. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjA e7irNxc.pdf (дата обращения: 15.06.2019).
10. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2000-2018 гг. / Россстат. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/t4(1).xlsx (дата обращения: 19.10.2019).