Научная статья на тему 'Межрайонная санитарная станция как база для практики студентов'

Межрайонная санитарная станция как база для практики студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрайонная санитарная станция как база для практики студентов»

для среды с 20% желчью со средой Булира имело место в 4 случаях, лучшие результаты — в 3, худшие — в одном случае. Таким образом, и для посевов хлебного кваса (хотя на небольшом количестве опытов) среда с 20% желчью оказалась также наиболее чувствительной.

Из изученных нами штаммов кишечной палочки, выделенных из пива, при идентификации были отнесены к Coli communis—23%, Coli anin-dolicum—30%, Coli communior—12%, Coli aerogenes—35%.

Выводы

1. Среда Кесслера — Свенертона оказалась менее чувствительной, чем среда Булира, и, следовательно, непригодна для исследования пива.

2. Среда Гусса при посевах небольших количеств дает худшие результаты, чем среда Булира, при посеве же больших количеств (25 см3 на 100 см3 среды) неизменно дает хорошие результаты.

3. Испытанная нами для исследования пива среда с 20% желчью не только не уступает среде Булира при посевах пива, но в ряде случаев превосходит ее. 20% желчь, наряду с высокой чувствительностью, легко изготовляется и значительно дешевле других сред (в частности, Булира)

Р. Б. ЧЕРНЯХОВСКАЯ (Нежин)

Межрайонная санитарная станция как база для практики студентов

В № 9—10 журнала «Гигиена и санитария» помещена статья проф. А. Н. Марзеева «Об организации учебно-показательных санитарных станций при санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов». Эта статья ставит на разрешение чрезвычайно актуальный вопрос.

Студентам санитарно-гигиенического факультета часто легче попасть в любую клинику, чем на хорошо поставленную санитарную станцию. Это весьма актуально дает себя чувствовать, когда молодой санитарный врач начинает самостоятельно работать.

В лучшем положении оказываются те выпускники санитарно-гигиенических факультетов, которые попадают на санитарные станции, где уже есть более подготовленные и опытные врачи. Там за сравнительно короткий срок они приобретают те необходимые практические навыки, без которых трудно применить арсенал теоретических познаний, которыми их снабдил медицинский институт.

Но во много раз сложнее положение тех молодых товарищей, которые приезжают на работу в сельские районы в качестве единственных санитарных врачей и часто вынуждены давать консультации более опытным и старшим по стажу по практически санитарным мероприятиям. Мне как работнику межрайонной санитарной станции неоднократно приходилось сталкиваться с такими фактами. Можно привести много примеров, когда молодые санитарные врачи становились втупик при практическом проведении в жизнь весьма актуальных вопросов, но я ограничусь одним. Ряд санитарных мероприятий юридически оформляется обязательными постановлениями местных советских органов. По самым скромным подсчетам любому районному санитарному врачу приходится не менее 3—4 раз в год проводить через местные исполкомы подобные постановления и мне неоднократно приходилось здесь помогать нашим молодым работникам, не знающим, как приступить к делу. Они сплошь и рядом останавливались

в затруднительном раздумье не только перед защитой выдвигаемого проекта, но и перед тем, как его средактировать в виде постановления. Мне самой в свое время пришлось этому учиться в процессе самостоятельной санитарной работы.

Я всецело присоединяюсь к мнению проф. Марзеева о создании при санитарно-гигиенических факультетах базы для практического обучения студентов в виде учебно-показательной санитарной станции. Но, наряду с этим, надо подойти к данному вопросу и с несколько иной стороны.

Санитарно-гигиенические факультеты медицинских институтов мало используют межрайонные санитарные станции как практическую школу. Например, Нежинская межрайонная санитарная станция, находящаяся на расстоянии 21/2—3 часов езды от Киева, за 1933—1937 гг. имела только одного студента-практиканта, да и то из Днепропетровского мединститута.

Такое положение вещей мне кажется ненормальным. При условии использования межрайонных санитарных станций как базы для практики студентов молодые санитарные врачи безусловно являлись бы в районы более подготовленными практически, более самостоятельными в работе.

Попутно с этим следовало бы медицинским институтам поддерживать живую связь с межрайонными санитарными станциями путем созыва методических конференций при соответствующих кафедрах, консультации по ряду теоретических вопросов и т. п.

Конечно, такого рода практика, связанная с необходимостью выезда, значительно меньше дает по сравнению с учебно-показательной санитарной станцией, но до решения вопроса об организации и претворения этого решения в жизнь межрайонные станции безусловно могут сыграть большую положительную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.