Научная статья на тему 'Межпредметные связи в работе концертмейстера'

Межпредметные связи в работе концертмейстера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
482
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зуй Людмила Валерьевна

Сущность педагогической деятельности музыкальной школы, квалификационные личностные характеристики концертмейстера, межпредметные связи, значение обработок народных песен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи в работе концертмейстера»

Мастер-класс: уроки по предметам

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения М. Просвещение 1991

2. Вяземский Е.Е., Стрелкова О. Ю. Методика преподавания истории в школе М. Владос 2001

3. Гэра П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в школе. М. Просвещение 1989

4. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в школе М. Просвещение 1988

5. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 11. С. 23-32.

6. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие //Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

7. Короткова М.В., Студеникин М. Т Методика обучения истории М. Владос 1998

8. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории М. Владос 2001

9. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-65

10. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике //Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 5.

11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Просвещение 1999

12. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе Ростов-на-Дону Феникс 2005

Зуй Людмила Валерьевна

МБОУ дополнительного образования детей «Солнечная детская школа искусств» с.п. Солнечный Сургутский район ХМАО-Югра, Тюменская область E -mail: [email protected]

J V.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Л_______________________.____________________Г

Аннотация. Сущность педагогической деятельности музыкальной школы, квалификационные личностные характеристики концертмейстера, межпредметные связи, значение обработок народных песен.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, профессионализм концертмейстера, педагогическое мастерство, методы и подходы к обучению музыке, музыкально-педагогический опыт, современные методики концертмейстер-ства в детской школе искусств, педагогические концепции в области музыкального образования.

Перед педагогами детской музыкальной школы поставлены широкие и важные задачи: сформировать эстетический вкус детей и подростков на лучших образцах отечественной музыкальной культуры, привить им навыки самостоятельного музицирования, а наиболее одарённых детей подготовить к поступлению в музыкальное училище. Основным средством музыкального воспитания, развития эстетического вкуса юных музыкантов является репертуар, в который включаются произведения различных по содержанию, форме, стилю. В задачи музыкального образования входит формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально-художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социально-ценной направленности личного музыкального вкуса; становление «национальной широты» музы-

кального вкуса, то есть стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, желание познать инонациональную музыку как в её подлинных, аутентичных, фольклорных образцах, так и в аранжировке ком-позиторов-профессионалов (как способа эстетического освоения духовной культуры своего и других народов).

Музыкальное произведение в силу своей многозначности допускает много толкований и поэтому является удобным инструментом для исследования личности ученика, который, вкладывая в толкование содержания произведения определённый смысл, тем самым говорит и о себе, о своих внутренних пристрастиях. В этом случае отчётливо проявляются закономерности апперцепции, то есть влияние прошлого опыта. Наши переживания нередко возникают в ответ на наше пространственно-временное нахождение в отношении к той или иной ценности. Достижение ценностей вызы-

62

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Мастер-класс: уроки по предметам

вает положительные переживания, отдаление от них -отрицательные. Когда мы узнаём, из-за чего человек радуется и грустит, мы может достаточно точно определить характер его личностного склада.

В практике моей работы постоянно приходиться обращаться к приёмам и методам в обучении великих педагогов прошлого и настоящего. Так Ф. Лист говорил о том, что чтобы воспитать музыканта надо, прежде всего, воспитать человека1.

Современная фортепианная педагогика рассматривает каждый урок в качестве совершенствования методов развития музыкальности и её компонентов, как основополагающих в воспитании. В связи с этим возникает необходимость в особом внимании к задачам и проблемам начинающих учеников в области музыкального образования. Наметить пути и некоторые способы их преодоления хочется в данной работе.

Концертмейстер является равноправным творцом музыки и той художественной атмосферы, без которой немыслимо исполнение пьес в ансамбле с солистом. Для достижения максимального эффекта в работе от концертмейстера наших дней требуется наличие качеств: первое и основное - характеризует его как личность с особой психологической предрасположенностью к этому виду деятельности, влюблённому в своё дело. Это не только любовь к музыке и детям, но стремление помочь преподавателю по специальности ученика в более глубоком раскрытии и создании не только музыкальных образов при исполнении пьес, но и взращивании настоящих музыкантов - личностей современности. Вторым качеством является - достаточно высокий профессиональный уровень. Только одновременное сочетание этих двух качеств в музыканте может быть хорошим фундаментом для воплощения тех профессиональных задач, которые ставит перед ним музыкальная педагогика. Музыкальное сопровождение, как функция концертмейстера, остаётся главенствующей и сейчас. Однако в современном учебном процессе она приобретает более важное значение, нежели раньше. Здесь простого исполнения аккомпанемента недостаточно, необходимо своей игрой помогать учащемуся. Помощь музыканта в зависимости от ситуации может быть очень разной. Главное правило заключается в том, что концертмейстеру всегда следует отталкиваться от проблем, стоящих перед учеником, ибо последний уже не обычный любитель, а маленький человечек, приобретающий профессиональные навыки и начинающий делать серьёзные шаги в музыке. Конкретная помощь выражается в следующем:

1. в процессе аккомпанирования концертмейстер должен постоянно «чувствовать» ученика (анализировать темп и характер исполнения, моментально корректировать динамику звука);

2. гибкое аккомпанирование заключается в состоянии коммуникабельности, быстрой реакции.

Для первого и второго необходима сильная концентрация внимания и интенсивная работа мысли. Кроме того, концертмейстер должен осознать мысль педагога, прочувствовать тот характер, который требует последний,

1 Шеломов Б. Детское музыкальное творчество.стр.102

услышать новую трактовку внутри себя и суметь уверенно воплотить всё это в звук, качественно отличающийся от предыдущего. Концертмейстер обязан повести за собой, по возможности навязать ученику новое эмоциональное или темповое ощущение. Он становиться средним звеном между педагогом и учеником, помогает первому быстрее донести мысль в течении всего урока, а то и несколько занятий. Чем лучше взаимопонимание между педагогами, тем легче концертмейстеру реагировать на указания педагога. Большое значение для обучения имеет грамотный подбор музыкального репертуара ученика.

Опытные педагоги выбирают дифференцированно репертуар для каждого ученика, учитывая особенности физиологии рук (аппарата), учитывая уровень музыкальных способностей ребёнка, технические задачи. Я считаю необходимым предлагать на выбор несколько пьес. С младших классов нужно брать обработки народных песен. Например, в вариативной форме - более лёгкий способ для овладения и знакомства с крупной формой.

В русской народной музыке мелодия песни подвергается вариативному развитию непосредственно в процессе исполнения. Но если в вокальном творчестве для мелодии характерно распевное и вариативное развитие, то для инструментальных наигрышей - орнаментальное развитие мелодии и фактурная разработка сопровождения.

Песни разных народов расширяют кругозор учащихся, прививая любовь к народной музыке. Яркая образность и чёткость формы делают эти произведения интересными в работе. В работе концертмейстера (с учениками - домристами, балалаечниками) мне приходилось исполнять не только обработки русских, белорусских, украинских, грузинских народных песен, но и вариации на народные песни. В аккомпанементе к народным песням используется имитация игры на народных инструментах. Фортепиано по тембровой окраске близко к гуслям и балалайке. Так как существуют обработки на песни разных жанров: игровых, плясовых, шуточных, обрядовых и календарных, необходимо обращать на это обстоятельство внимание учеников. В этом есть проявление межпредметных связей в музыке. В последние несколько лет я стала замечать, что ученики, исполняющие обработки народных песен (даже славяне), не знают слов в этих песнях. Как следствие им труднее добиться яркости в исполнении, поэтому «страдает» музыкальный образ. Существует определённая разобщённость в восприятии материала, изучаемого на уроках слушания музыки, музыкальной литературы. Отобрав доступный музыкальный материал, надо создать интерес к исполняемой музыке, подвести к её восприятию, вызвать эмоциональный отклик. Этому способствует выразительное исполнение. Поэтому при выборе произведения и до первоначального разбора, считаю необходимым обязательное исполнение пьес концертмейстером и педагогом совместно. Такой путь облегчает и помогает в дальнейшей работе при более детальном разборе. Вводное слово должно быть понятным и кратким. Это настроит на восприятие образа. Как концертмейстер могу сказать, что фортепианное

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

63

Мастер-класс: уроки по предметам

вступление и заключение раскрывает содержание произведения и подводит к восприятию более сложной инструментальной музыки. Пьеса исполняется искренне, выразительно, эмоционально, точно передавая замысел композитора (соответствуя содержанию текста). Важно учитывать непосредственное впечатление ученика, его реакцию на музыку. П. И. Чайковский определял «музыку как язык чувств»1. Например, в «Камаринской» ученику можно предложить определить места в нотном тексте, где играет дудочка, гармонь, балалайка. Разучивая произведение, следует проанализировать её с точки зрения содержания, характера музыки (по частям), разобрать средства выразительности: скорость исполнения (темп) и динамику (силу звука, высоту). Надо объяснять ученику, что, занимаясь музыкой, нельзя извлекать только голые ноты, не принимая во внимание стоящей за этими нотами культуры. Необходимо войти в жанровую систему произведения, познакомиться со стилем. Обратить внимание ученика на ранее изученный материал о старинных народных песнях. В беседах с детьми выяснилось, что старинные русские песни в её широком жанровом диапазоне оказались более близки тем, кто вступил в отрочество и юность. Напомнить учащимся, что песни занимают всю жизнь человека: коляды, игровые песни пелись детьми, хороводные - молодёжью, свадебные -девушками. Люди среднего возраста, собравшись в застолье, пели протяжные и шуточные песни, содержание которых соответствовало их жизненному опыту и т.д. Мы знаем, что народные песни звучат свободно, полнозвучно, твёрдо. По собственному преподавательскому опыту знаю, что ученики и большим энтузиазмом пробуют так их воспроизвести. Нужно в увлекательной форме -близко к тому, как песни передаются в народной среде -объяснить сюжет песни, обстоятельства её исполнения и не скупится на этнографические подробности. Всё это развивает музыкальную восприимчивость и память на основе целостного охвата мелодии.

Чутко прислушиваться к тому, что вспомнит ученик из пройденного ранее материала. Акцентировать внимание на том, что в разных регионах России свои типы сложения многоголосной фактуры. Выбор музыкального материала определяется теми задачами, которые ставит перед собой педагог.

При работе в классе над обработками необходимо привлекать внимание ученика к оборотам, звучащим у концертмейстера, характерных для русских песен. Например, в каденциях голоса чаще всего не сводятся в унисон, а разводятся в октаву; поющие голоса делятся на партии: вся - нижняя линия (запевала), один - верхний. Так же характерна для народных песен России -подголосочная полифония. Основная мелодия сопровождается дополнительными голосами (подголосками), нередко варьирующими ведущий голос. Можно проследить межпредметную связь с сольфеджио, а именно: переход из мажора в минор и наоборот является особым народным приёмом украшения мелодии. При освоении пунктирного ритма можно обратиться к плясо-

1 Петрушин В. Музыкальная психология, с.56

вым мелодиям. В работе с кантиленой много средств выразительности можно найти в свободном ритме крестьянских песен. Чёткая, равномерная акцентуация, двухтактовость построения или более свободный ритм в достаточно большом количестве народно-песенного материала помогает воспитывать чувство стиля в процессе приобретения творческого опыта. Характерна, смена динамических оттенков в зависимости от содержания текста, надо привлечь к этому внимание ученика. Через русские народные песни можно знакомить с хоровой импровизацией голосов. Навыки (подбора) нахождения подголосков в аккомпанементе помогают в создании народно-полифонической фактуры в обработках и инструментальных сочинениях. Обращать внимание детей на то, что сначала варьируется верхний голос, потом нижний, наконец, оба голоса сразу. Ввод имитаций на отдельных участках канонического построения. Не-квадратность различных видов присуща русским народным песням. Концертмейстеру необходимо придавать певучесть и выразительность басовой линии, используя параллельно-переменный лад. Часто используется функционально-гармонический аккомпанемент, мелодия у концертмейстера не дублируется, фактура распределяется на обе руки. «Аккомпанемент часто «договаривает» невысказанное солистом, подчёркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. В ходе совместной работы можно апробировать различные варианты трактовки, но при этом не сковывать творческую инициативу солиста. Должно произойти слияние двух художественных намерений, тогда и возникает чудо искусства, которое можно именовать подлинным ансамблем»2.

Высшая цель музыкального образования заключается в передаче духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности ребёнка, а также использование репертуара в быту, на досуге. Так дети приобщаются к «золотому фонду» народных песен, формируют интерес к пению, хоровому исполнительству, изучению истории своей страны и народов её населяющих. Народное творчество (через песни) может и должно стать альтернативой увлечений молодёжи массовой культурой. Наполняя ума и сердца наших детей с малых лет высокохудожественными образцами не только русского фольклора можно минимизировать вакуум эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе: Санкт-Петербург, Композитор. 1997.

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: - М. Пассим, 1994.

3. Шендерович Е. В концертмейстерском классе: - М. «Музыка», 1996.

4. Музыка-кудесница. Сказки о музыке. Сост. И. Толок. М. Музыка, 1987.

5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: - М.: Академия, 2002.

2 Шендерович Е. В концертмейстерском классе. стр.10

64

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.