УДК 378 ББК 74.480.69
Глухова Елена Александровна
аспирант кафедра педагогики Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Glukhova Elena Alexandrovna Post-graduate Chair of Pedagogics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Межпредметные связи как средство самообразования
студентов в вузе
Intersubject Communications as a Means of Students' Self-Education
at a Higher School
В данной статье рассматривается проблема межпредметных связей как средство самообразования студентов в вузе, дается анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, конкретизируются основные понятия.
This article considers the problem of intersubject communications as a means of students' self-education at a higher school; gives the analysis of the psychological-and-pedagogical literature on the problem, specifies basic terms.
Ключевые слова: межпредметные связи, связь, самообразование, межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе.
Key words: intersubject communications, connection, self-education, intersub-ject communications as a means of students' self-education at a higher school.
Происходящие изменения в жизни общества выдвинули на первый план
идею раскрытия и обогащения внутреннего потенциала каждого человека, его развития и самообразования в течение всей жизни. Рост социально-экономических, культурных, информационных изменений в обществе повышает требования к качеству образования. Идея исследования состоит в том, что использование межпредметных связей служит средством самообразования студентов не только в вузе, но и на протяжении всей жизни. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и учебные дисциплины не могут быть изолированы друг от друга, а должны преподаваться в совокупности, что позволяет формировать у студентов целостное представление об их будущей профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы самообразования студентов на социально-педагогическом уровне обусловлена заказом общества, определяемым нормативными документами - законом «Об образовании» Российской Федерации, программой действий правительства - концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2012 года «О России 2020». Вступление России в Болонский процесс предполагает переход высшей отечественной школы на европейскую модель образования, которая основана на интеграции образовательного пространства вуза, обеспечивающая формирование ключевых профессиональных компетенций за счет постоянного самообразования студентов.
На научно-теоретическом уровне важность темы исследования определяется сменой образовательных приоритетов: значимым становится не столько приобретение готового знания, сколько собственная инициатива студентов в открытии знания, содержание которого сегодня имеет междисциплинарный характер. На разных этапах развития педагогической науки значение межпредметных связей ученые видели в формировании системы знаний (В .П. Беспаль-ко, З.И. Тюмасева и др.), научного мировоззрения как интегрального личностного образования (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), в овладении обобщенными методами познания и учебными умениями, трудовыми умениями и навыками (П.Р. Атутов и др.), развитие диалектического мышления (А.В. Усова и др.).
Реализация стандартов нового поколения в вузах выдвигает на первый план компетентностный подход, который, с одной стороны, актуализирует проблему использования межпредметных связей и создает возможности для междисциплинарного переноса знаний; с другой стороны, предполагает освоение студентами процесса самообразования. В связи с этим реализация стандартов нового поколения направлена на создание интегрального образовательного пространства, которое обеспечивает освоение теоретических понятий, необходимых для выполнения соответствующего вида профессиональной деятельности (С.Н. Бабина и др.).
Особую роль в решении данной проблемы приобретает иностранный язык (в данном случае - английский) как дисциплина в вузе, содержание которой ста-
вит задачу - учить английский язык как второй язык, потому что глобализация требует от специалистов разного профиля беспрепятственного общения с людьми других стран, что является жизненной необходимостью для конкурентоспособности на рынке труда. Изучение иностранных языков с опорой на межпредметные связи в вузе позволяет глубже изучить специальные предметы за счет того, что расширяется информационное поле для самообразования студентов в интегральном образовательном пространстве (Н.Б. Крылова, Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаева, И.С. Якиманская и др.).
В настоящее время профессиональное образование ориентировано на формирование ключевых компетенций будущих специалистов, которые обеспечивают их конкурентоспособность на рынке труда, но проблема самообразования студентов вуза до настоящего времени в научных исследованиях недостаточно полно раскрыта. Разработка теоретических основ организации процесса образования студентов в интегральном образовательном пространстве вуза с учетом системного, компетентностного и интегративно-модульного подходов позволяет выявить педагогические условия для использования межпредметных связей как средства самообразования студентов в вузе.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена потребностью в содержательно-методическом обеспечении процесса самообразования студентов. Новые педагогические технологии обучения направлены на переосмысление и углубление дидактических принципов, так как они наполняются содержанием лишь в конкретных педагогических системах. Современный этап научно-технического прогресса требует от образовательной системы формирования теоретического интегративного синтетического мышления, которое можно осуществлять только в случае, если статус межпредметных связей существенно повысится до такого уровня, когда они начнут обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретут роль основополагающего дидактического принципа, позволяющего решать указанную проблему. В настоящее время недостаточно разработан процессуальный аспект реализации межпредметных связей с использованием изучения иностранного языка, вклю-
чающего студента в информационное поле, которое предполагает перекодирование информации для изучения основных дисциплин самостоятельно, в связи с чем появляется необходимость научно-методических разработок для использования иностранного языка в самостоятельном получении знаний, значимых в профессиональной деятельности.
Комплексное исследование проблемы межпредметных связей как средства самообразования студентов вуза требует в первую очередь аналитического представления ее исторического развития, что обеспечивает адекватное понимание современного состояния и научно обоснованное определение перспектив развития.
Идея межпредметных связей возникла в начале Х1Х века (первый этап: начало Х1Х в. - конец Х1Х в.), когда усиливающийся прогресс дифференциации знаний вызвал увеличение числа учебных предметов в обучении и привел к перегрузке программ. Многие русские педагоги этого времени способствуют прогрессивному развитию России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и др.). Отсутствие естественной, диалектической связи, существующей между предметами, явлениями реального мира в свою очередь сужало представления студентов о взаимосвязях и взаимоотношениях предметов и явлений и природе, приводило к усвоению разрозненных знаний, к схоластике и формализму в обучении. Важность и необходимость взаимосвязи предметов осознавали преподаватели вузов того времени. В январе 1866 года по распоряжению его превосходительства попечителя Московского учебного округа, в Москве были собраны преподаватели русского языка и словесности из гимназий округа. Целью съезда было обсуждение улучшения способов преподавания названных предметов, их взаимосвязи с классическими языками (греческим и латынью). Таким образом, перед преподавателями был поставлен вопрос о межпредметных связях[2].
В конце ХХ века (второй этап: начало ХХ в. - конец ХХ в.) в России преобладал глобальный кризис, в том числе и в образовании. Выявился понятийный аппарат: межпредметные связи, самообразование - и обозначилась как
проблема межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе. Большой вклад внесли исследования И.Д. Зверева, А.В. Усовой и др., которые признавали, что межпредметные связи являются дидактическим условием и средством активизации учебной деятельности студентов, более глубокого и всестороннего усвоения основ наук в вузах, систематизации знаний студенческой молодежи, формирования самостоятельного и познавательного интере-са[2].
В XXI веке (третий этап: начало XXI в.) в связи со вступлением России в Болонский процесс остро встает проблема создания интегрального образовательного пространства вуза за счет междисциплинарного переноса знаний студентов (А.Н. Галагузов, Е.В. Ткаченко и др.). При переходе к парадигме компе-тентностной модели образования, на основе овладения ключевыми компетенциями, для формирования которых необходимо объединение междисциплинарных знаний, навыковой и интеллектуальной составляющей образования. На новом этапе профессионального образования межпредметные связи выступают как средство саморазвития и самообразования будущего специалиста[2].
Для исследования проблемы выделены такие базовые и сопряженные понятия: межпредметные связи, связь, самообразование, межпредметные связи как средство самообразования студентов.
«Словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова трактует понятие «связь» следующим образом: «Связь - это отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. Тесное общение между кем-чем-нибудь»[3]. В Большой Советской энциклопедии понятие связь рассматривается как «взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени»[1].
Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые рассматривают межпредметные связи с гносеологической точки зрения[5]. При этом под межпредметными связями понимаем отражение объективно существующих межнаучных связей, расширяющих кругозор, обеспечивающих развитие диалектического мышления, формирующих у студентов целостное представление об их
будущей профессиональной деятельности и направленных на самообразование студентов в течение всей жизнедеятельности.
В связи с постановкой проблемы рассмотрим понятие «самообразование студентов». Под самообразованием будем понимать комплексное личностное образование будущего специалиста, механизмом которого является развитие диалектического мышления, которое позволяет перерабатывать информацию из разных дисциплин, обобщать ее, систематизировать и классифицировать для решения профессиональных задач и овладения общекультурными и общепрофессиональными компетенциями (организационная, коммуникативная, рефлексивная, специально-профессиональная, социально-профессиональная).
Уточняем и конкретизируем понятие межпредметные связи как средство самообразования студентов, которое трактуется нами как единое интегральное пространство вуза за счет междисциплинарного переноса знаний в процессе обучения студентов, формирующее целостное представление у будущих специалистов их профессиональной деятельности и способствующее самостроительству личности в течение всей жизнедеятельности.
Мы рассматриваем феномен межпредметных связей как средство самообразования в аспекте системного, компетентностного и интегративно-модульного подходов. Наиболее эффективным средством решения проблемы использования межпредметных связей как средства самообразования студентов является метод моделирования как метод научного познания, который переводит действительность в разряд теоретической конструкции. Выбор метода моделирования в нашем исследовании объясняется тем, что через модель в достаточной степени обеспечивается понимание диалектической зависимости между использованием межпредметных связей и самообразованием студентов и дает возможность синтезировать имеющиеся знания об исследуемом объекте, отображая или воспроизводя, заменяя его так, что изучение ее дает новую информацию об объекте. Перед нами встала задача построения структурно-функциональной модели, обеспечивающей в процессе профессионального об-
разования использование межпредметных связей как средства самообразования студентов.
В соответствии с логикой построения структурно-функциональной модели использования межпредметных связей как средства самообразования студентов в системе высшего образования нами была разработана методика повышения уровня самообразования студентов на основе межпредметных связей. При этом под методикой мы понимаем некую процедуру, свод правил, алгоритм и т.п., позволяющие среднеодаренному студенту существенно повысить вероятность определенного класса задач[4]. В рамках нашего исследования методику готовности студентов к самообразованию на основе межпредметных связей представляем как организацию образовательного процесса, направленного на готовность студента к постоянному повышению образовательного уровня.
При реализации работы самообразовательной деятельности студентов вуза на основе межпредметных связей мы использовали следующие типы работ, как наиболее адекватные целям нашего исследования: творческие задания, работа в малых и больших группах, обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры), социальные проекты, изучение и закрепление нового материала (интерактивное занятие, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, дебаты, разрешение проблем.
Таким образом, на основе предложенной методики построено содержание обучения будущих специалистов, характеризующееся многоаспектностью необходимых знаний и умений, их взаимосвязью с существующей практикой профессиональной деятельности в сфере науки и бизнеса.
Для проверки эффективности выделенных нами условий организации учебно-воспитательного процесса была проведена экспериментальная работа с 2004 по 2008 гг., проводившаяся в естественных условиях обучения на базе филиала Южно-Уральского государственного университета города Трехгорный. А также с 2008 по 2009гг. базой нашего исследования послужил Челябинский государственный университет (ЧелГУ).
В экспериментальной работе приняли участие студенты филиала ЮжноУральского государственного университета города Трехгорный в количестве 100 человек 1-х и 2-х курсов, из числа которых были сформированы 1 контрольная и 3 экспериментальных группы, и студенты ЧелГУ в количестве также 100 человек 1-х и 2-х курсов, из числа которых также были сформированы 1 контрольная и 3 экспериментальных группы.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали недостаточный уровень готовности студентов к самообразовательной деятельности в вузе на основе межпредметных связей: в КГ на низком уровне - 8%, в ЭГ-1 на среднем уровне - 80%, в ЭГ-2 и ЭГ-3 на высоком уровне - 28%.
Формирующий этап экспериментальной работы проводился по типу вариативного. Для такого типа работы характерно целенаправленное варьирование условий в различных группах с одинаковыми первоначальными параметрами и сравнение конечных результатов.
После завершения экспериментальной работы был проведен обобщающий этап уровня готовности студентов к самообразованию на примере межпредметных связей. На низком уровне готовности студентов к самообразованию наибольший процент составляет в КГ, равно (8%). На среднем уровне самый большой показатель в ЭГ-1 и КГ, равен (72%). На высоком уровне высокий результат в ЭГ-3, равен (48%). Таким образом, полагаем, что необходимо продолжать увеличивать уровень самообразования студентов в процессе жизни в вузе и за его пределами.
Экспериментальной работой, проведенной нами в процессе исследования, было доказано, что в экспериментальных группах по мере последовательного осуществления каждого из педагогических условий количество студентов, имеющих высокий и средний уровни самообразования, увеличилось. Наивысшие результаты мы получили в ЭГ-3 (48%), где работа организовывалась по предложенному нами педагогическому проекту моделирования образовательного процесса по увеличению уровня самообразования студентов, то есть с
внедрением структурно-функциональной модели и апробации всех педагогических условий.
В контрольной группе произошедшие изменения не существенны, что подтверждает необходимость целостной реализации структурно-функциональной модели на фоне комплекса педагогических условий.
Таким образом, реализация структурно-функциональной модели и выделенных педагогических условий ее эффективного функционирования послужила повышению уровня самообразования студентов в вузе средствами межпредметных связей.
Библиографический список
1. Большая Советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1974. -527 с.
2. Гурьев, А.И. Межпредметные связи в системе современного образования: Монография. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2002. - 212с.
3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1997.- 944 с.
4. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич, Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
5. Усова, А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2000. - 221с.
Bibliography
1. Great Soviet Encyclopedia / Under the Edit. of A. M. Prokhorov. - М.: Sov. Encyclopedia Publishing House, 1974. -527 p.
2. Guriev, A.I. Intersubject Communications in the System of Modern Education: Monograph / A.I. Guriev. - Barnaul: Alt. University Publishing House, 2002. - 212 p.
3. Modern Pedagogical Dictionary / Comp. by E.S. Rapatsevich. - М.: «Modern Word», 2001. - 928 p.
4. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Explanatory Dictionary of Russian: 80000 Words and Phraseological Expressions / Russian Academy of Sciences. Institute of Russian named after V.V. Vinogradov / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - М.: Azbukovnik, 1997. - 944 p.
5. Usova, АУ. Problems of Theory and Practice of Teaching at a Modern School: Selectas. -Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU. 2000. - 221 p.