Инновации в образовательных учреждениях
УДК 372.882
В. Н. Соловьева
J ^
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Л______________________________________________________г
Аннотация. В данной статье раскрывается связь между ведущими гуманитарными предметами школьного курса -литературой и историей. Даются рекомендации по выявлению этой связи, использовании ее в целях гармоничного развития учащихся, расширения их кругозора, активизации мышления. Потенциал описываемого урока, как и любого урока литературы в целом, позволяет установить в ходе него также и метапредметные связи литературы с историей.
Ключевые слова: Бородино, урок, межпредметные связи, литература, история, метапредметные способности
Abstract. This article reveals the relationship between the leading humanitarian school course subjects - literature and history. Recommendations are made to identify this connection, using it for the harmonious development of students, expanding their horizons, thinking activation. Potential described the lesson as any lesson literature in general, allows you to set the course and it also metapredmetnye connection with the history of literature.
Keywords: Borodino, lesson, interdisciplinary communication, literature, history, ability metapredmetnye
Проблема межпредметных связей в преподавании литературы в школе не нова. Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира [6,8,11].
Одним из действенных путей преодоления пробелов в воспитании и повышения уровня знаний учащихся является налаживание межпредметных связей истории и литературы в курсе преподавания литературы в 5 классе средней школы. На уроки литературы в этих классах ложится двойной груз: большинство изучаемых произведений - путь приобщения учащихся не только к богатствам отечественной литературы, но и к действиям наших предков. Поэтому уроки русской литературы в 5 классе - это и уроки русской культуры [2,5,10]. При изучении того или иного произведения внимание следует сосредоточить не столько на историческом декоре, сколько на переживании человеком описываемых событий. История обретает плоть и кровь, человек становится обладателем исторической памяти, когда уровень оценки событий и сами события предстают не как цепь отдаленных по времени, а как неразрывный процесс, в котором на равных участвуют предшественники и современники. В связи с изложенным, в качестве задачи данной статьи выступает описание частных результатов с их анализом. Данное исследование проводилось в русле работы А. А. Кунарева в области выявления и применения на практике связи между историей и литературой с обобщением передового опыта учителей [7].
Рассмотрим с этой точки зрения стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» [1,4,12]. Это произведение, как правило, не вызывает затруднений ни у детей, ни у учителя. Однако кажущаяся простота материала ведет очень часто к поверхностному восприятию и не оставляет глубокого следа в душе детей. Легко запоминаемое наизусть, оно лежит мертвым грузом в памяти и постепенно стирается, дробится на строчки и отдельные слова и забывается.
Чтобы избежать поверхностного восприятия лермонтовского шедевра, необходимо провести следующие уроки, в которых акцентируется внимание на взаимосвязи литературы и истории:
1. «Недаром помнит вся Россия...» Знакомство с исторической основой стихотворения М. Ю. Лермонтова. Отечественная война 1812 года в русской поэзии.
2. «Могучее, лихое племя.» Образ рассказчика; идея национального единства, самоотверженного служения Отечеству - центральная идея стихотворения «Бородино».
3. «Вам не видать таких сражений!» Мастерство Лермонтова - баталиста; «Бородино» и Бородино в Великой Отечественной войне.
Остановимся на некоторых этапах первого урока из предлагаемых. На таком уроке учитель-предметник сам знакомит учащихся с ранее не известными им сведениями смежных дисциплин или эти сведения представляются в виде мини-докладов заранее подготовленных учениками. (в качестве творческого задания) Такая форма совместного сотворческого подхода к созданию урока позволит не только повысить межпредметный потенциал занятия (и тем самым способствовать расширению представления об общей картине мира у обу-
48
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2
Инновации в образовательных учреждениях
чающихся), но и развить метапредметные способности учеников (в первую очередь, поисковые и коммуникативные) [9]. Предварительно на дом целесообразно дать задание самостоятельно прочитать стихотворение, проработать сноски в тексте, относящиеся к устаревшим словам, а нескольким сильным учащимся - подготовить ряд сообщений о героях Бородинского сражения: о Ермолове, Платове, Багратионе, Раевском и других. Неплохо также части учеников выучить отрывки стихотворений, посвященных войне 1812 года: «Певец во стане русских воинов» В. Жуковского, «Стихи генералу Раевскому» Ф. Глинки, «Поминки по Бородинской битве» П. Вяземского. В качестве наглядного пособия можно предложить альбом «1812 год. Бородинская панорама». В нем помимо репродукций картин, запечатлевших эпизоды сражения, содержатся портреты героев войны работы Джорджа Доу.
Основным вопросом первого урока, идейным стержнем его должно быть выяснение понятия Отечество, отсюда: что значит определение Отечественная в применении к войне 1812 года? Дети без труда найдут верный ответ, быстро подыщут родственное слово. Цепочку рассуждений в кратком, схематичном виде стоит записать на доске и в тетрадях.
Следующий этап урока - знакомство с героями войны 1812 года, начать которое можно с отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Полководец». Кто же эти герои, которых художник поместил в Военную галерею Зимнего дворца,- «Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года»? Рассказ о них можно построить в виде комментария к отрывкам из стихотворения В. Жуковского «Певец во стане русских воинов». Ученик читает отрывок, относящийся к тому или иному полководцу, дополняя и расширяя его сведения биографического характера.
Интерес школьников вызовет и рассказ учителя о поэтах-участниках войны 1812 года и Бородинского сражения: Денисе Давыдове, Федоре Глинке,- и чтение отрывков из их стихотворений, посвященных Бородину [3].
Знакомство с этими произведениями не должно иметь чисто информативного характера. Полезно заставить детей задуматься над вопросами, возникающими при чтении стихов и рассказов о героях-военачальниках.
1. Кто, по мнению авторов, одержал победу в Бородинском сражении?
2. Можно ли, судя по прочитанным произведениям, утверждать, что война 1812 года была Отечественной?
3. Какой предстает перед нами война 1812 года, какие чувства стремятся передать авторы стихотворений?
Ответы на эти вопросы предполагают помощь учителя. Он показывает ученикам, что в изображении военных событий главенствует описание, цель которого - передача непосредственных ощущений и переживаний конкретного человека, автора произведения. Отвечая на первый вопрос, дети назовут имена полководцев, руководивших войсками в битве. Эти фамилии в процессе рассказа можно записать в тетрадях. Ответ на второй вопрос невозможен без осознания
понятия отечества как родины, земли отцов, всего, что объединяет наш народ.
На примере стихотворения «Бородино» показано взаимодействие литературного и исторического пластов в случае, когда предметом изображения становится крупное событие, определившее на много лет развитие всего государства, народа в целом,- событие, явившееся результатом усилий народа, объединенного патриотическим чувством. Подчеркну: активное использование межпредметных связей на уроках литературы позволит учителю пробудить у школьников интерес к русской культуре, научить бережному отношению к духовным ценностям. В заключение хотелось бы указать на важную проблему, стоящую перед образованием: направление обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции и внедрение в школьную практику единого курса национальной культуры, предполагающего использование комплекса гуманитарных дисциплин: словесности, истории, музыки, изобразительного искусства, этнографии.
Работая с определенным предметным понятием на уроке с межпредметной составляющей, учитель передает обучающемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, и этим поднимается с предметного уровня на универсальный метапредметный.
Литература
1. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / сост. Н. Н. Акопова и В. В. Бережков. М.: Правда, 1987.
2. Апухтина Л. М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.6-8.
3. Калугин В. И. Поле славы. М.: Молодая гвардия, 1988.
4. Каргашин И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая...». «Бородино» М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики // Литература в школе. 2007.
5. Колокольцев Б. Н., Дановский А. В., Дмитриева М. А. и др. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е. Н. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990.
6. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1983.
7. Кунарев А. А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» // Литература в школе. 2007.
8. Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. М.: Просвещение, 1972.
9. Сотникова О. Н. Как организовать мыследеятельность учащихся на уроке литературы? // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.60-65.
10. Третьякова А. Н., Шишкина Н. М. Интерактивные формы обучения на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С.48-52.
11. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1989.
12. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» // Литература в школе. 2007.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2
49