МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Тогаева М.Б.1, Каримова Л.Ф.2
1Тогаева Мухайё Бафоевна - преподаватель;
2Каримова Лобар Фатуллоевна - преподаватель, кафедра биологии, факультет агрономии и биотехнологии, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье обсуждается межпредметная интеграция на уроках биологии и в этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Ключевые слова: мотивация, интенсификация, интеграция, образовательная, развивающая, воспитывающая, конструктивная.
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у студентов диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных
явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.
Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.
Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов. Ниже приведены темы, которые используется в интеграции биологии с другими предметами: «Человек и природа» (биология, экология); «Классификация покрытосеменных. По следам Колумба» (биология, география); «Растительные сообщества» (биология география); «Испарение» (биология, математика, физика); «Механизм двойного дыхания птиц.» (биология, физика); «Приспособленность организмов к среде обитания»(биология, география); «Хозяйственное значение рыб» (биология, география); «Природные зоны мира» (биология, география); «Слуховой анализатор» (биология, физика); « Звуковые явления (биология, физика); «Память», «Сон и сновидения» (биология, психология, литература); «Не все полезно, что красиво упаковано», «Пищевые добавки жевательных резинок» ( биология, экология, медицина); «Размножения организмов и геометрическая прогрессия» (биология, математика); «Возникновение жизни на Земле» ( биология, информатика); «Современное состояние атмосферы и ее охрана» (биология, география, химия) и другие.
Исходя из вышеизложенного, можно определить преимущества интегрированных уроков, которые заключается в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
- интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,
- способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода в обучении.
Список литературы
1. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.:
Просвещение, 1987.
2. Исмоилова М.Н., Имомова Ш.М. Вычисление наибольшее собственное значение
матрицы и соответствующий ей собственный вектор в среде MAPLE// Academy,
2020. № 6 (57). С. 25-26.