Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018
№ 2 (32). С. 35-39. УДК 373.4
Межпредметная интеграция как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру
В статье представлен краткий анализ понятий «ценности», «эмоции», значение понимания учителем сущности гуманистического обучения и воспитания. Смысл гуманизации образования состоит в том, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей. Наиболее эффективно это происходит при обращении к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу каждого обучающегося. Эмоционально окрашенный учебный материал должен быть непременным элементом содержания каждого учебного предмета. Кроме того, создание благоприятного эмоционального климата является обязательным условием организации занятий. Рассматривается влияние эмоционального благополучия учащегося на формирование его мотивации к учению, а также значение межпредметной интеграции в развитии эмоционально-ценностного отношения к действительности. Приводятся примеры использования знаний из разных учебных предметов на уроках технологии с целью приобщения учащихся к духовным и нравственным ценностям через эмоциональное изложение учебного материала.
Ключевые слова: ценности, эмоции, межпредметная интеграция, эмоционально-ценностное отношение, педагогический стиль, технология
Н. Ф. Бабина
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 35-39.
N . F. B AB i N A
Intersubject integration as a means of forming an emotional and value attitude to the world
The article presents a brief analysis of the concepts of "value", "emotion", the value of understanding the essence of humanistic education and teacher education. Meaning of humanization of education is to ensure informed choice the personality spiritual values. This occurs most effectively when accessing the emotional experience and personal meaning of each student. Emotionally colored teaching material should be an essential element of the content of each subject. In addition, the creation of a favorable emotional climate is a prerequisite classes. Also discusses the impact of the emotional well-being of the student on the formation of his motivation for teaching, as well as the importance of interdisciplinary integration in the development of emotional-value relationship to reality. Provides examples of using knowledge of different subjects on the lessons of technology with a view to familiarizing pupils to the spiritual and moral values through the emotional statement of educational material.
Keywords: values, emotions, interobjects integration, emotionally-value relationship, pedagogical style, technology
одернизация образования, внедрение новых образовательных стандартов, реализация содержания через системно-деятельностный подход потребовало переход на субъектный, личностно-ак-тивный, творческий и самостоятельный уровень понимания профессионализма (компетентности) специалиста. Это означает совершенствование умений педагога соотносить результаты обучения и воспитания с целями, создание собственного индивидуального стиля на основе самоанализа (рефлексии) процесса собственной деятельности и полученных результатов, т. е. создание методологических основ профессиональной деятельности или профессионального самосознания.
Использование аксиологического (ценностного) подхода в изучении педагогических явлений является одним из компонентов гуманистической педагогики, методология которой базируется на идеях развивающего вариативного образования.
В разные исторические отрезки времени, у разных народов, социальных групп всегда были определенные предпочтения в отношениях, поведении, установках, которые являлись приоритетными. Тугаринов В.П. считает, что определенным кругом людей ценности рассматриваются в качестве «...средств
удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [9, с. 111].
Ценность - понятие объективное, а ее оценка личностью может быть истинной или ложной. Задачей является подведение воспитанников к истинной оценке явлений и предметов действительности, соответствующей тем нормам и правилам, которые существуют в определенном обществе в данное время.
Организация учебно-воспитательного процесса должна быть направлена на обеспечение сознательного выбора духовных ценностей каждым учащимся - в этом и состоит смысл гуманизации образования. Причем, только став внутренним достоянием личности, ценность выступает побудительным мотивом деятельности, смыслом бытия человека. Кроме того, большое значение имеет уровень самооценки личности. Формирование адекватной самооценки - одна из основных воспитательных задач всех педагогов.
Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей («перевод во внутренний план»).
Цели воспитания - это общие ценностные устремления, выражающие общественные, жизненные, педагогические идеалы воспитателя. Исходным являются даже не цели, а ценности (Е.А. Ямбург).
Однако, по мнению учителей, с каждым годом все труднее становится и учить, и воспитывать.
Почему дети порой не хотят посещать школу? К 6-7 классу желание учиться остается только у небольшого числа учащихся. Причин - множество. Причем, объективных как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Дети жалуются на скуку, им не хочется посещать занятия, гораздо интереснее сидеть за компьютерами. С.И. Гес-сен еще в начале 20 века писал: «... скука и лень -почти всегда плод дурного воспитании» [2, с. 91].
Поэтому, прежде чем обвинять учащихся в нежелании учиться, необходимо оглянуться на себя и проанализировать, все ли сделано для того, чтобы маленький человек просто хотел ходить в школу, хотел учиться. Что нужно для того, чтобы учащийся чувствовал себя в учебном заведении комфортно? В первую очередь, - это та атмосфера, которую создают работающие в образовательном учреждении: администрация, педагоги, обслуживающий персонал. Приветливость, доброжелательность, профессионализм, уважение к личности вне зависимости от статуса, возраста, занимаемой должности. Кроме того, большое значение имеет эстетическое оформление всех помещений. Всё это вместе взятое и создает положительный эмоциональный фон образовательного учреждения, куда хочется вновь вернуться.
Эмоциональное благополучие рассматривают как основу эмоционального самочувствия (Л.И. Божович, М.В. Зиновьева, О.И. Бадулина и др.), как неотъемлемую часть психического благополучия личности (О.А. Воробьева, Л.М. Аболин и др.). В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других учёных находим связь между эмоциональным, волевым и интеллектуальным развитием учащихся; Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, В.В. Краевский теоретически обосновывают необходимость эмоционально-ценностного компонента в содержании образования; доказательно представлена роль положительного эмоционального фона в обучении (М.Н. Скаткин) и в воспитании (П.М. Якобсон, Б.И. Додонов, А.Я. Чебыкин).
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое состояние, отражающее субъективное оценочное отношение к ситуациям, отношениям.
В.И. Слободчиков под эмоциями понимает «особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека - это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании» [8, с. 267].
Образование является общепринятой ценностью, если его содержание, формы, методы организации процесса передачи знаний и опыта будут основываться и органично включать в себя все те общечеловеческие ценности, положитель-
Perspectives с^ Science & Education. 2018. 2 (32)
ное отношение к которым общество стремится сформировать у подрастающего поколения. В.А. Разумный выделяет знания, эмоции и веру в качестве составных компонентов образования. «Вера - это эмоциональное состояние души человека» [6, с.18]. Я. Корчак считает главным в образовании физический, интеллектуальный и эмоциональный компоненты [3].
Цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики в совокупности создают систему ценностных ориентаций личности учителя [7].
Вспомним слова Ф.А. Дистервега: «Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». Именно учитель несет основную ответственность за нежелание учащихся учиться. Если учитель не считает нужным заниматься воспитательной работой, мол, этим пусть занимаются родители, он уже создает почву для взращивания отрицательного отношения к школе. Важно понимать, что только совместная с родителями работа по приобщению детей к духовным и нравственным ценностям может принести ощутимые результаты.
По мнению известного русского педагога 19 века А.Н. Острогорского: «В вопросах нравственных всегда играют роль взгляды и понятия окружающих, и дурное, легкомысленное общество понижает камертон, по которому строится нравственный тон человека» [4, с. 147]. В настоящее время большое влияние на общество, в частности, на молодых людей, оказывают средства массовой информации, которые пропагандируют не только «доброе и вечное».
Вечные абсолютные ценности, взятые в самом общем виде, охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания. Приобщение к ценностям духовным и нравственным заключается не только в беседах, лекциях, в посещениях театров и концертов, но самое важное - это формирование личностного опыта в выборе поведения, общения, поступков [1].
При проектировании учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать всю совокупность экономических, социальных, трудовых и прочих условий, влияющих на воспитание человека как личности. Процесс воспитания - это многофункциональная система, постоянно развивающаяся и совершенствующаяся. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов задачей учителя является не только формирование знаний и умений, но способов деятельности через формирование так называемых универсальных учебных действий (УУД), т.е. способов приобретения этих знаний и умений для последующего использования их в самостоятельной практической деятельности. Формально все УУД разделены на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Но только их единство может обеспечить целост-
ность личности с высокоразвитыми нравственными и профессиональными качествами.
Вся система образования и воспитания должна быть направлена на создание психолого-педагогических условий, которые способствуют выявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка, оказанию ему помощи в его социализации и становлении. Воспитание нравственных качеств возможно через эмоциональное восприятие и осмысление богатства общечеловеческого опыта: знакомство с художественными произведениями, с живописью, с различными видами декоративно-прикладного искусства, с ремеслами, через формирование позитивного отношения к труду и людям труда. Причем, важно формировать положительное эмоционально-ценностное отношение к действительности, используя систему морально-нравственных ценностей, принятых в обществе в данное время.
Эмоционально поданный учебный материал вызывает определенные чувства, переживания, затем приходит осознание и осмысление знаний и фактов. Далее через анализ причинно-следственных связей необходимо помочь ребенку соотнести способ деятельности с полученными результатами и дать почувствовать ему значение проделанной работы.
Эмоционально-ценностное отношение - это результат осмысления значимых этических оценок, переживаний, решений. Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через ознакомление с различными профессиями является одной из важнейших задач учителей технологии.
Для формирования эмоционально-ценностного отношения обучающихся к окружающей действительности, в частности, к народному творчеству, необходима развивающая среда, которая является не только источником развития личности, но и катализатором процесса ее самореализации. Окружающая природа, предметно-пространственная среда, живописные и музыкальные произведения, богатство литературы и поэзии, отношения между людьми, - всё это вызывает эмоциональный отклик у ребенка. Задача взрослого деликатно помочь ему разобраться во всем многообразии мира и сделать нравственный выбор в пользу тех ценностей, которые помогут состояться настоящим человеком.
Многие дисциплины обладают возможностью влияния на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к окружающей действительности. Это литература, русский язык (соединение знаний и эмоций учащихся в процессе восприятия, анализа и осмысления); музыка и изобразительное искусство обладают сильнейшим влиянием на развитие эмоциональной сферы школьников; история - погружение в прошлое человечества вызывает эмоциональный отклик учащихся. Следует отметить особое
влияние учебного предмета «Технология», который, являясь интегративным предметом, очень широко использует научные знания из других дисциплин, обеспечивая развитие эмоционально-ценностного и духовно-нравственного компонентов в их единстве, что создает условия для гармонизации развития личности. Организация занятий по технологии неразрывно связано с воспитанием.
В каждом уроке технологии можно найти связь с какой-либо дисциплиной: музыкой, литературой, изобразительным искусством, биологией, географией, физикой, химией, историей, русским языком. Это позволяет опираться на знания, полученные учащимися из разных основ наук, что особенно важно при выполнении проектной деятельности, т.е. осуществлять как текущую, так и опережающую межпредметную интеграцию.
Изобразительное искусство позволяет использовать различные средства художественной выразительности при принятии дизайнерского решения, при выборе той или иной технологии отделки выполненного изделия. Пословицы, поговорки, цитаты из произведений, стихи, используемые учителем на уроках, помогают учащимся глубже осознать взаимосвязь и взаимопроникновение различных школьных дисциплин. К тому же это вызывает интерес, «оживляет» урок, украшает речь и вызывает уважение к учителю. Музыка имеет особое значение. Её можно использовать для создания благоприятного климата, можно соотнести музыку с живописью для создания какого-нибудь образа в рамках проектного задания. Особенно это важно при выборе темы учебного проекта.
При изучении «Технологий обработки материалов» большое внимание уделяется происхождению материалов (например, истории возникновения искусственной и синтетической ткани), происхождению необходимых для работы инструментов, машин (швейной машины, ножниц). Мы обращаемся к истории происхождения шелка, получения хлопковых тканей. То есть прослеживается метапредметная интеграция уроков технологии с уроками истории.
Знания учащихся о растительном и животном мире на уроках технологии помогают учащимся при проектировании и изготовлении различных изделий. С большим интересом они слушают легенды, мифы о происхождении тканей и продуктов, их составе, структуре, вспоминают знания из биологии и географии. Особое значение имеет прикладная направленность знаний из физики, химии, других естественнонаучных дисциплин, связь физических законов с технологическими процессами.
Большое значение имеет и в воспитании, и в обучении умение педагога выбирать наиболее оптимальные формы, методы, приемы в зависимости от дидактических целей, от содержания
материала, от возраста и особенностей обучающихся. От того, насколько гибко и разнообразно подходит учитель к выявлению и развитию способностей через формирование универсальных учебных действий, во многом зависит успех воспитания и обучения. Развитию эмоционально-волевой сферы способствует проведение нетрадиционных уроков. Так, игра вызывает чувство соревнования, учит сопереживанию, стимулирует деятельность. Именно в игре лучше всего прослеживается характер личности и проявляются такие качества как, справедливость, честность, объективность, эмоциональность и пр. Фридриху Фрёбелю, немецкому выдающемуся педагогу 19 века, принадлежит заслуга первого сознательного формулирования и проведения в жизнь идеи игр-занятий, которая в настоящее время широко используется в современной педагогике.
Л.С. Выготский пишет: «Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства, но она же учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовать их с правилами игры и с её конечной целью» [5, с. 144].
Таким образом, организация и проведение уроков по технологии имеет свои особенности, но, в то же время, они обладают огромными возможностями использования художественных и живописных произведений, музыки, изделий декоративно-прикладного искусства для пробуждения эмоций, духовного общения, сопереживания. Применение хорошо продуманных игровых методик является не только средством поддержания интереса к учебе, формирования мотивации, широкого использования межпредметной интеграции, но и дает опыт взаимодействия, навыки общения, навыки принятия ценностей.
Для формирования у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к миру на уроках и во внеурочное время необходимо:
1) эмоционально излагать учебный материал, используя сведения из истории, яркие факты из биографий знаменитых людей, примеры из жизни;
2) создавать благоприятный психологический климат на уроках, помогать учащемуся стать самим собой;
3) больше внимания уделять созданию творческой атмосферы, поддерживать инициативность и активность учащихся - это важнее, чем достижение конечного результата;
4) использовать разнообразные методы обучения и включать учащихся в разнообразные виды деятельности;
5) предлагать творческие задания;
6) поощрять самостоятельность мыслей и действий учащегося;
7) уважать точку зрения воспитанника (учитель не должен подавлять её своим авторитетом);
8) проводить экскурсии, интегрированные и итоговые уроки в игровой форме;
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
9) формировать на основе эмоционально-ценностного отношения к действительности любовь и бережное отношение к природе, животному миру, уважение к человеку и понимание жизни как ценности.
Межпредметная интеграция составляет необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как комплексно-
го подхода к обучению и воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к миру. Кроме того, межпредметная интеграция помогает учащемуся сформировать научное мировоззрение, понять окружающий мир в его целостности, объяснять явления и процессы, основываясь на научных знаниях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабина Н.Ф. Технология : методика обучения и воспитания : учебное пособие для студентов 2-4 курсов физико-математического факультета, профиль «Технология», магистров 2-го года обучения по программе : «Профессиональное образование»: в 2-х ч. Часть II. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2013. 328 с.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
3. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании: пер. с польского. М. : Политиздат, 1990. 479 с.
4. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1985. 352 с.
5. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. 408 с.
6. Разумный В.А. Содержание образования : единство знаний, эмоций и веры. М. : Педагогика, 1998. 188 с.
7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. : Школа-Пресс, 1998. 512 с.
8. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека : учебное пособие для вузов. М. : Школа-пресс, 1995. 384 с.
9. Тугаринов В.П. Теория ценностей. М. : Политиздат, 1998. 273 с.
10. Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие. М. : Педагогика, 2004. 187 с.
11. Ягудина О.С. Межпредметная интеграция как фактор формирования у обучающихся целостной картины мира / В сб.: «Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика» (Жуковский, 17 марта 2015 г.) VI региональная научно-практическая конференция с международным участием, сб. науч. трудов. ООО «Петит», 2015. С. 197-202.
12. Vera T. Sopegina, Nikolay K. Chapaev, Marina V. Simonova. Integration of Pedagogical and Technological Knowledge in Forming Meta-Competencies of a Modern Worker. International journal of environmental & science education. 2016, vol. 11, no. 15, pp. 7836-7846.
REFERENCES
4.
5.
6. 7.
9.
10.
11.
12.
Babina N.F. Technology: methods of teaching and upbringing: a textbook for students of 2-4 courses in the physics and mathematics faculty, the profile "Technology", masters of the second year of study under the program: "Vocational education": in 2 hours Part II. Voronezh: Voronezh State Pedagogical University, 2013. 328 p. (in Russian)
Gessen S.I. Fundamentals of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy / Ed. P. V. Alekseev. Moscow, School-Press, 1995. 448 p. (in Russian)
Korczak Ya. How to love a child. The book about education: Translate from Polish. Moscow, Politizdat Publ., 1990. 479 p. (in Russian)
Ostrogorsky A.N. Selected pedagogical compositions. Moscow, Pedagogy Publ., 1985. 352 p. (in Russian) Pedagogy / ed. Yu.K. Babansky. Moscow, Enlightenment Publ., 1983. 408 p. (in Russian)
Razumny V.A. The content of education: the unity of knowledge, emotions and faith. M.: Pedagogy, 1998. 188 p. (in Russian) Slastenin V.A., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogy: a textbook for students of pedagogical educational institutions. Moscow, School-Press Publ., 1998. 512 p. (in Russian)
Slobodchikov V.I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: a textbook for high schools. Moscow, School-press Publ., 1995. 384 p. (in Russian)
Tugarinov V.P. The theory of values. Moscow, Politizdat Publ., 1998. 273 p. (in Russian)
Udovichenko E.M. Philosophy: a summary of lectures and a dictionary of terms (elementary course): a tutorial. Moscow, Pedagogy Publ., 2004. 187 p. (in Russian)
Yagudina OS Intersubject integration as a factor in the formation of a holistic picture of the world in students / In: "Actual problems of science and education: theory and practice" (Zhukovsky, March 17, 2015) VI regional scientific and practical conference with international participation, coll. sci. works. OOO Petit, 2015. P. 197-202. (in Russian)
Vera T. Sopegina, Nikolay K. Chapaev, Marina V. Simonova. Integration of Pedagogical and Technological Knowledge in Forming Meta-Competencies of a Modern Worker. International journal of environmental & science education. 2016, vol. 11, no. 15, pp. 7836-7846.
Информация об авторе Бабина Наталия Федотовна
(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин
Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Babina Natalia F.
(Voronezh, Russia) Associate Professor, PhD in Pedagogical sciences Senior lecturer of Faculty of natural sciences and technology Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]