Научная статья на тему 'Межотраслевой анализ экономики Новосибирской области'

Межотраслевой анализ экономики Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / INPUT-OUTPUT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коган Антон Борисович

В статье описаны элементы межотраслевой модели экономики Новосибирской области. Модель построена по данным 2011 г. на основании анализа форм 1-предприятие и региональных показателей системы национальных счетов. Данная модель синхронизирована с таблицами затраты-выпуск России за 2011 г. Принятый уровень детализации разделы общероссийской классификации видов экономической деятельности (ОКВЭД). Такой уровень детализации соответствует тому, который принят Росстатом при разработке кратких таблиц ресурсов и использования услуг. В работе рассчитаны коэффициенты материальных затрат, коэффициенты полных затрат и аналогичные коэффициенты для элементов валовой добавленной стоимости. Даны характеристики потребления труда и капитала. Предложены отрасли, приоритетные для государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERBRANCH ANALYSIS OF THE NOVOSIBIRSK REGION ECONOMY

The article describes the inter-branch model of the Novosibirsk region economy. The model is built according to the 2011 data based on the analysis of forms «1-enterprise» and regional indicators of the system of national accounts. This model is synchronized with the input-output tables of Russia in 2011, which will allow comparisons. The article describes the material costs coefficients, the full costs coefficients and the corresponding figures for items of gross value added.

Текст научной работы на тему «Межотраслевой анализ экономики Новосибирской области»

238

Вестник НГУЭУ • 2015 • № 1

УДК: 332.13

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ*

А.Б. Коган

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) E-mail: kogant@mail.ru

В статье описаны элементы межотраслевой модели экономики Новосибирской области. Модель построена по данным 2011 г. на основании анализа форм 1-пред-приятие и региональных показателей системы национальных счетов. Данная модель синхронизирована с таблицами затраты-выпуск России за 2011 г. Принятый уровень детализации - разделы общероссийской классификации видов экономической деятельности (ОКВЭД). Такой уровень детализации соответствует тому, который принят Росстатом при разработке кратких таблиц ресурсов и использования услуг. В работе рассчитаны коэффициенты материальных затрат, коэффициенты полных затрат и аналогичные коэффициенты для элементов валовой добавленной стоимости. Даны характеристики потребления труда и капитала. Предложены отрасли, приоритетные для государственной поддержки.

Ключевые слова: межотраслевой баланс, региональная экономика, экономический рост.

INTERBRANCH ANALYSIS OF THE NOVOSIBIRSK REGION ECONOMY

A.B. Kogan

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering E-mail: kogant@mail.ru

The article describes the inter-branch model of the Novosibirsk region economy. The model is built according to the 2011 data based on the analysis of forms «1-enterprise» and regional indicators of the system of national accounts. This model is synchronized with the input-output tables of Russia in 2011, which will allow comparisons. The article describes the material costs coefficients, the full costs coefficients and the corresponding figures for items of gross value added.

Key words: input-output analysis, regional economy, the economic growth.

Постановка задачи. Современная геополитическая ситуация актуализирует необходимость изыскания внутренних резервов для экономического развития. Сделать это без межотраслевого анализа не представляется возможным. В России восстановлена система разработки федерального межотраслевого баланса (МОБ). В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 201-р осуществляется разработка МОБ за 2011 г., далее такие балансы будут разрабатываться раз в пять лет. МОБ

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-1254007. Автор выражает благодарность И.В. Щербак за критику и рекомендации, высказанные при разработке описываемой модели.

© Коган А.Б., 2015

Факты, оценки, перспективы

239

является признанным инструментом экономического анализа - в соответствии с нормативами ООН эта модель входит в состав системы национальных счетов [16].

Межотраслевые модели (ММ) хороши не только на федеральном уровне, но и на региональном. Субъекты Российской Федерации имеют определенную степень свободы в формировании экономической политики и межотраслевой анализ может оказать серьезную помощь в решении этого вопроса. Однако в России только несколько регионов имеют свои МОБ. В Республике Башкортостан эта модель разрабатывалась за 1995 и 2002 гг. [8], в Хабаровском крае за 2001 и 2008 гг. [5], в Республике Бурятия за 2011 г. [2]. При построении региональных МОБ возникают специфические сложности, не существующие при построении этой модели на федеральном уровне (некоторые из них описываются ниже).

В настоящей статье описывается наиболее значимая часть ММ - коэффициенты прямых материальных затрат (КМЗ), а также рассчитываемые на их основе коэффициенты полных материальных затраты (КПЗ). Зная эти коэффициенты, любой желающий может построить ММ для любого года, умножая их на показатели, публикуемые Новосибирскстатом по итогам такого года. На основе этих коэффициентов можно также провести самостоятельный межотраслевой анализ экономики Новосибирской области, основные элементы которого представлены в настоящей статье.

Следует отметить, что Правительство Новосибирской области много внимания уделяет разработке и реализации эффективной инвестиционной политики. В частности, в 2011 г. утверждена «Долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012-2021 годы"»1. При губернаторе НСО действует Совет по инвестициям, протоколы заседаний которого находятся в свободном доступе2, для общественного обсуждения представлен проект «Инвестиционной стратегии Новосибирской области на период до 2030 года». Разработан ряд региональных нормативных документов и долгосрочных целевых программ. Описываемая ММ рассчитывалась в первую очередь для совершенствования оценки эффективности инвестиций [3, 4]. Она будет способствовать более точному расходованию бюджетных средств, выделяемых на основании указанных нормативов и программ.

Формальное описание межотраслевой модели. Примем, что анализируемая экономика состоит из п отраслей. Схема МОБ представлена на рисунке. Выпуск товаров и услуг - суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами экономики за анализируемый год. Промежуточное потребление (ПП) - стоимость товаров и услуг, используемых в анализируемом году для указанного выпуска. Валовая добавленная стоимость (ВДС) - оплата труда, налоги, амортизация, прибыль и подобные доходы. Конечный спрос (КС) - сумма непроизводственного (конечного) потребления государства и домохозяйств, валового накопления и чистого экспорта.

1 Данная программа утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 01.09.2011 г. № 383-п.

2 С этими протоколами можно ознакомиться на http://econom.nso.ru/deyatelnost/investicii/ Pages/sovet_invest.aspx

240

Вестник НГУЭУ • 2015 • № 1

Потребляющие отрасли (/ = 1, п) Элементы КС Итого, выпуск

Выпускающие отрасли (i = 1, n) Промежуточное потребление (1-й квадрант) хя Конечный спрос (2-й квадрант) y i x

Элементы ВДС Валовая добавленная стоимость (3-й квадрант) уасш

Итого, выпуск х |

Схема модели межотраслевого баланса

Общее соотношение межотраслевого материального баланса по каждой г-й отрасли описывается следующим уравнением [1, 6]:

X. = 'V х.. + у.

г / j ij J г j=1

(1)

где х - объем выпуска продукции г-й отрасли; хц - текущие затраты продукции г-й отрасли на выпуск /-й отрасли; у - конечный спрос (КС) в г-й отрасли.

В выпуск отрасли входят затраты на продукцию других отраслей и элементы валовой добавленной стоимости (ВДС):

=Ёх+Z

vac,

kj

(2)

где Уаск. - сумма к-го элемента ВДС в выпуске /-й отрасли, руб.; I - количество элементов ВДС.

Найдем коэффициенты прямых материальных затрат продукции (КМЗ) г-й отрасли на производство единицы продукции /-й отрасли (а)

Xj

aу = —

xj

(3а)

и коэффициенты прямых затрат ВДС (доля k-го элемента добавленной стоимости в выпуске j-й отрасли):

vac,.

(3б)

vac

avac = kJ

kJ ~

х.

j

В векторно-матричной формуле соотношения межотраслевого баланса выглядят следующим образом [1, 6]:

X = Ах + У, (4а)

что преобразуется в

тогда

(E - A)X = Y, X = (E - A)-1Y,

(4б) (4в)

где Е - единичная матрица; А = а / - матрица коэффициентов материальных затрат; X = х 1 - вектор-столбец выпусков отраслей, руб.; Y = у. - вектор-столбец конечного спроса, руб.

Экономический смысл коэффициентов полных материальных затрат Ь, образующих матрицу В = (Е - А)-1, состоит в том, что они определяют

X

Факты, оценки, перспективы

241

объем выпуска отрасли г, необходимый для получения единицы конечного

п

спроса отрасли ]. Сумма X Ьу показывает, на какую величину прирастает

1=1

выпуск в экономике (по всем отраслям) при увеличении конечного спроса в ;-й отрасли на единицу [1, 6].

Сильная сторона этой модели в том, что она позволяет рассчитать матричный мультипликатор, показывающий изменения в экономике и в отдельных отраслях, вызываемые изменениями спроса в какой-либо заданной отрасли. Коэффициенты, входящие в такую матрицу, позволяют выполнить также расчет полной фондоемкости, полной капиталоемкости, полной трудоемкости. На основе этих показателей и ряда других возможна оценка общественной эффективности инвестиций, иными словами, выбор таких отраслей, развитие которых приносит обществу наибольшие выгоды.

Описание элементов межотраслевой модели. Модель разработана по информации за 2011 г. [11]. Это сделано, во-первых, для того, чтобы можно было «привязать» модель НСО к модели России. Во-вторых, на момент разработки наиболее современные данные региональных показателей системы национальных счетов (без которых такую модель не построить) были лишь за 2012 г. Принятый уровень детализации - разделы ОКВЭД. Такой уровень детализации соответствует тому, который принят Росстатом при разработке кратких таблиц ресурсов и использования услуг3.

Информационной базой для ММ послужили данные форм 1-предпри-ятие, закупленные в Новосибирскстате, а также стандартные сборники [1214]. Ключевой информацией в ММ являются коэффициенты материальных затрат (КМЗ). Они были рассчитаны на основе данных, предоставленных крупными и средними организациями по форме 1-предприятие, закупленных в Новосибирскстате на основе формулы (3а). Для малого бизнеса расчет структуры затрат оказался практически невозможен - это требует использования гораздо более дорогостоящих и трудоемких процедур. Однако это обстоятельство не снижает значимо точность модели, поскольку доля малого бизнеса в выпуске отраслей невелика.

Для расчета КМЗ строки формы 1-предприятие группировались по соответствующим разделам ОКВЭД, итогом чего стала таблица - аналог традиционной таблицы использования ресурсов (ТИР). В столбцах ТИР показаны чистые отрасли, а в строках - продукция, закупаемая этими отраслями. На основе этой таблицы выполнен расчет КМЗ (табл. 1, 2). Несколько строк формы 1-предприятие были распределены по разделам ОКВЭД на основе мнений экспертов. КМЗ для разделов В, J, L были получены на основе КМЗ, используемых в оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ) [7]. Это обусловлено тем, что данные по этим разделам не были предоставлены Новосибирскстатом (подробнее это обсуждается в завершении настоящей статьи).

Данные о промежуточном потреблении в НСО в настоящей работе не приводятся. Они могут быть рассчитаны любым желающим путем произведения вектора выпуска, опубликованного Новосибирскстатом [12] и ма-

3 Эти таблицы опубликованы на сайте Росстата: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/ tab-zatr-vip.htm

242

Вестник НГУЭУ • 2015 • № 1

трицы КМЗ [11]. Коэффициенты полных затрат (КПЗ) получены на основе КМЗ с помощью формул (4а-4в) (табл. 3, 4).

ВДС описана в данной ММ в разрезе, необходимом для оценки общественной и коммерческой эффективности. Так, все элементы ВДС распределены по трем группам (табл. 5, 6): доходы населения, государства, бизнеса. Структура ВДС определена на основе счета образования доходов, формируемого Новосибирскстатом. Коэффициенты прямых затрат ВДС (строка 6.1, 6.2, 6.3) рассчитаны по формуле (3б). В результате умножения вектора этих коэффициентов на матрицу КПЗ (см. табл. 5, 6) получены коэффициенты полных затрат ВДС (строка 71,72,73). Последние показывают, на какую величину возрастут доходы населения, государства, бизнеса в случае роста спроса в ;-й отрасли на единицу.

Анализ экономики Новосибирской области. Наибольшими мультипликативными эффектами обладают разделы В Рыболовство, рыбоводство, D Обрабатывающие производства, F Строительство. Это объясняется тем, что эти виды деятельности наиболее материалоемки. Однако доля ВДС в выпуске этих отраслей наименьшая. Этот факт нужно учитывать при оценке отраслей для государственной поддержки их развития. Нельзя делать вывод, что развитие этих видов деятельности в НСО принесет наибольшие выгоды.

По мнению автора настоящей работы, общественные выгоды должны оцениваться на основе ВДС. Для выбора приоритетных отраслей можно брать всю ее величину, а можно убирать из нее федеральные налоги. Первый вариант представляется более правильным, поскольку ориентация субъектов России на максимизацию исключительно собственных выгод -это экономика сепаратизма.

Однако недостаточно использовать только ВДС. Необходимо соотносить получаемую ВДС с суммой двух категорий: капитала, требуемого анализируемой отраслью, и капитала необходимым отраслям, обеспечивающим анализируемую отрасль. Поэтому целесообразно ввести такой показатель, как «рентабельность по капиталу», рассчитываемому как отношение доли ВДС, получаемой с каждого рубля выпуска анализируемой отрасли, к полной капиталоемкости.

Рассмотрим потребление труда и капитала в НСО (табл. 7, 8). Численность работников взята по данным Новосибирскстата [13]. Фондоемкость рассчитана как отношение полной учетной стоимости основных фондов к выпуску. Капиталоемкость рассчитана как отношение суммы капитала к годовому выпуску. При этом сумма капитала, используемого соответствующими отраслями, рассчитана как сумма полной учетной стоимости основных фондов [9] и материальных запасов [14]. Полная фондоемкость рассчитана путем умножения вектора фондоемкости на матрицу коэффициентов полных затрат. Аналогично рассчитана и полная капиталоемкость. Отметим, что анализ нужно вести, принимая во внимание именно суммы капитала, а не стоимость основных фондов: сопоставив строки 6.1 и 8.1 табл. 7 и 8, мы видим различия.

Проанализируем эту информацию с позиций оценки общественной эффективности инвестиций. Сравнивая отрасли на основе «рентабельности по капиталу», мы получаем выводы, существенно отличающиеся от тех,

Коэффициенты материальных затрат (разделы А-О

Раздел ОКВЭД Раздел А Раздел В Раздел С Раздел Б Раздел Е Раздел Г Раздел О

Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,2870 0,0065 0,0494 0,0263 0,0264 0,0383 0,0272

Раздел В Рыболовство, рыбоводство 0,0000 0,0730 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000

Раздел С Добыча полезных ископаемых 0,0027 0,0051 0,0001 0,0010 0,1234 0,0004 0,0002

Раздел Б Обрабатывающие производства 0,1262 0,4662 0,0458 0,5086 0,0116 0,3724 0,0104

Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,0296 0,0181 0,0112 0,0339 0,2265 0,0058 0,0080

Раздел Б Строительство 0,0048 0,0010 0,0018 0,0061 0,0056 0,1111 0,0027

Раздел О Оптовая и розничная торговля;ремонт автосредств,... бытовых изделий... 0,0097 0,0602 0,0027 0,0121 0,0158 0,0114 0,0156

Раздел Н Гостиницы и рестораны 0,0002 0,0003 0,0003 0,0008 0,0002 0,0027 0,0037

Раздел I Транспорт и связь 0,0095 0,0264 0,0390 0,0269 0,0041 0,0393 0,0858

Раздел 1 Финансовая деятельность 0,0058 0,0105 0,0067 0,0065 0,0073 0,0067 0,0059

Раздел К Операции с недвижимым имуществом,... предоставление услуг 0,0209 0,0182 0,0665 0,0525 0,0446 0,0511 0,1028

Раздел Ь Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 0,0017 0,0012 0,0019 0,0032 0,0030 0,0028 0,0009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел М Образование 0,0001 0,0002 0,0003 0,0003 0,0005 0,0003 0,0004

Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,0002 0,0002 0,0001 0,0002 0,0001 0,0002 0,0001

Раздел О Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,0018 0,0001 0,0097 0,0034 0,0030 0,0017 0,0060

Доля материальных затрат в выпуске 0,5002 0,6872 0,2357 0,6819 0,4720 0,6442 0,2697

Ранг («1» - максимальное значение) 4 1 12 2 6 3 11

О

м *

н т

о а

п

и к а

я

п 43 О

я

п к

я

м &1

Коэффициенты материальных затрат (разделы Н-О)

Раздел ОКВЭД Раздел Н Раздел I Раздел J Раздел К Раздел М Раздел N Раздел О

Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,2288 0,0105 0,0000 0,0770 0,0024 0,1479 0,0722

Раздел В Рыболовство, рыбоводство 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000

Раздел С Добыча полезных ископаемых 0,0000 0,0007 0,0001 0,0006 0,0000 0,0056 0,0026

Раздел Б Обрабатывающие производства 0,0605 0,1737 0,0054 0,0281 0,0006 0,0421 0,0537

Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,0179 0,0416 0,0022 0,0377 0,0088 0,0227 0,0323

Раздел Б Строительство 0,0307 0,0139 0,0003 0,0440 0,0319 0,0159 0,0265

Раздел О Оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств,... бытовых изделий... 0,0086 0,0099 0,0004 0,0172 0,0099 0,0368 0,0150

Раздел Н Гостиницы и рестораны 0,0019 0,0009 0,0005 0,0049 0,0034 0,0009 0,0027

Раздел I Транспорт и связь 0,0066 0,1784 0,0190 0,0188 0,0052 0,0065 0,0298

Раздел 1 Финансовая деятельность 0,0039 0,0044 0,1155 0,0080 0,0022 0,0048 0,0194

Раздел К Операции с недвижимым имуществом,... предоставление услуг 0,0661 0,0411 0,0419 0,1066 0,1052 0,0693 0,1253

Раздел Ь Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 0,0078 0,0074 0,0003 0,0036 0,0079 0,0109 0,0050

Раздел М Образование 0,0004 0,0023 0,0019 0,0007 0,0075 0,0011 0,0002

Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,0005 0,0024 0,0016 0,0001 0,0007 0,0021 0,0014

Раздел О Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,0046 0,0029 0,0002 0,0138 0,0156 0,0036 0,0161

Доля материальных затрат в выпуске 0,4382 0,4902 0,1891 0,3611 0,2011 0,3703 0,4024

Ранг («1» - максимальное значение) 7 5 14 10 13 9 8

И

п

0 н

1

s *

i

Ч

(¿>

Ч •

о

I—ь

U\ •

Коэффициенты полных затрат (разделы А-О

Раздел ОКВЭД Раздел А Раздел В Раздел С Раздел D Раздел Е Раздел Г Раздел О

Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,4317 0,0738 0,0901 0,1051 0,0762 0,1192 0,0636

Раздел В Рыболовство, рыбоводство 0,0000 1,0788 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000

Раздел С Добыча полезных ископаемых 0,0141 0,0179 1,0048 0,0163 0,1619 0,0102 0,0044

Раздел Б Обрабатывающие производства 0,4004 1,0990 0,1528 2,1244 0,0922 0,9419 0,0995

Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,0786 0,0880 0,0332 0,1100 1,3087 0,0672 0,0309

Раздел Б Строительство 0,0152 0,0172 0,0098 0,0249 0,0149 1,1415 0,0134

Раздел О Оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств,... бытовых изделий... 0,0222 0,0848 0,0086 0,0327 0,0255 0,0307 1,0221

Раздел Н Гостиницы и рестораны 0,0011 0,0023 0,0011 0,0028 0,0011 0,0048 0,0047

Раздел I Транспорт и связь 0,0359 0,0858 0,0582 0,0808 0,0242 0,0947 0,1154

Раздел 1 Финансовая деятельность 0,0143 0,0246 0,0111 0,0198 0,0146 0,0191 0,0104

Раздел К Операции с недвижимым имуществом,... предоставление услуг 0,0687 0,1111 0,0942 0,1457 0,0914 0,1380 0,1352

Раздел М Образование 0,0004 0,0010 0,0006 0,0011 0,0009 0,0011 0,0008

Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,0006 0,0008 0,0004 0,0007 0,0003 0,0007 0,0005

Раздел О Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,0056 0,0069 0,0123 0,0107 0,0076 0,0082 0,0091

Итого 2,0888 2,6919 1,4771 2,6750 1,8194 2,5774 1,5101

Ранг («1» - максимальное значение) 4 1 12 2 7 3 11

Коэффициенты полных затрат (разделы Н-О)

CTN

Раздел ОКВЭД Раздел Н Раздел I Раздел J Раздел К Раздел М Раздел N Раздел О

Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,3507 0,0560 0,0096 0,1425 0,0276 0,2343 0,1391

Раздел В Рыболовство, рыбоводство 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000

Раздел С Добыча полезных ископаемых 0,0083 0,0135 0,0014 0,0104 0,0033 0,0133 0,0121

Раздел Б Обрабатывающие производства 0,2676 0,4867 0,0326 0,1690 0,0592 0,1869 0,2137

Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,0563 0,0962 0,0097 0,0729 0,0239 0,0545 0,0697

Раздел Б Строительство 0,0449 0,0292 0,0042 0,0609 0,0445 0,0271 0,0428

Раздел О Оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств,... бытовых изделий... 0,0193 0,0230 0,0026 0,0262 0,0148 0,0456 0,0249

Раздел Н Гостиницы и рестораны 1,0030 0,0023 0,0010 0,0062 0,0044 0,0020 0,0041

Раздел I Транспорт и связь 0,0288 1,2416 0,0293 0,0410 0,0164 0,0267 0,0559

Раздел 1 Финансовая деятельность 0,0110 0,0125 1,1317 0,0145 0,0055 0,0107 0,0279

Раздел К Операции с недвижимым имуществом,... предоставление услуг 0,1095 0,0996 0,0584 1,1491 0,1324 0,1077 0,1730

Раздел М Образование 0,0008 0,0032 0,0023 0,0010 1,0077 0,0014 0,0006

Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,0008 0,0031 0,0019 0,0004 0,0008 1,0024 0,0018

Раздел О Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,0083 0,0076 0,0013 0,0177 0,0184 0,0070 1,0206

Итого 1,9093 2,0746 1,2859 1,7118 1,3590 1,7195 1,7862

Ранг («1» - максимальное значение) 6 5 14 10 13 9 8

И

п

0 н

1

s к

I

I

Ч

(¿>

Ч •

о

I—Ь

U\ •

Характеристики валовой добавленной стоимости (разделы A-G)

Раздел ОКВЭД Раздел А Раздел В Раздел С Раздел D Раздел Е Раздел F Раздел G

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Доля доходов населения в ВДС 0,3531 0,0000 0,1215 0,3888 0,5331 0,6169 0,1979

2. Доля доходов государства в ВДС 0,0890 0,2000 0,4077 0,2486 0,1574 0,2175 0,2622

3. Доля доходов бизнеса в ВДС 0,5578 0,8000 0,4708 0,3626 0,3095 0,1656 0,5399

4. Всего, ВДС, тыс. руб., в том числе: 39 191 600 151 700 15 272 900 84 769 300 22 869 300 41 142 700 110 389 400

4.1. Доходы населения, тыс. руб. 13 840 322 0 1 855 082 32 957 468 12 190 945 25 379 771 21 844 576

4.2. Доходы государства, тыс. руб. 3 488 969 30 340 6 227 102 21 070 661 3 599 308 8 948 844 28 942 063

4.3.Доходы бизнеса, тыс. руб. 21 862 310 121 360 7 190 716 30 741 171 7 079 047 6 814 085 59 602 761

5. Доля ВДС в выпуске 0,50155 0,31401 0,76620 0,32138 0,53101 0,35863 0,73121

6. Коэффициенты прямых затрат ВДС

6.1. Доходы населения 0,1771 0,0000 0,0931 0,1249 0,2831 0,2212 0,1447

6.2. Доходы государства 0,0446 0,0628 0,3124 0,0799 0,0836 0,0780 0,1917

6.3. Доходы бизнеса 0,2798 0,2512 0,3607 0,1165 0,1644 0,0594 0,3948

7. Коэффициенты полных затрат ВДС

7.1. КПЗ доходы населения 0,3613 0,2434 0,1785 0,3819 0,4478 0,4714 0,2395

7.2. КПЗ доходы государства 0,1263 0,2150 0,3551 0,2261 0,1924 0,2140 0,2427

7.3. КПЗ доходы бизнеса 0,5124 0,5416 0,4664 0,3920 0,3598 0,3146 0,5178

Таблица 6

Характеристики валовой добавленной стоимости (разделы Н-О)

Раздел ОКВЭД Раздел Н Раздел I Раздел J Раздел К Раздел М Раздел N Раздел О

1. Доля доходов населения в ВДС 0,1555 0,3870 0,4837 0,2921 0,8834 0,4657 0,3802

2. Доля доходов государства в ВДС 0,1949 0,2094 0,1046 0,1854 0,0328 0,1004 0,1584

3. Доля доходов бизнеса в ВДС 0,6497 0,4037 0,4117 0,5225 0,0838 0,4339 0,4614

4. Всего, ВДС, тыс. руб., в том числе: 5 386 500 72 535 100 3 384 100 82 190 100 29 389 400 8 347 300 39 191 600

4.1. Доходы населения, тыс. руб. 837 471 28 068 843 1 636 857 24 004 784 22 948 082 13 687 083 3 173 318

4.2. Доходы государства, тыс. руб. 1 049 676 15 186 729 353 984 15 239 479 851 750 2 950 666 1 322 615

4.3. Доходы бизнеса, тыс. руб. 3 499 353 29 279 529 1 393 259 42 945 837 2 175 968 12 751 651 3 851 368

5. Доля ВДС в выпуске 0,56961 0,51718 0,81120 0,64253 0,80673 0,64056 0,60263

6. Коэффициенты прямых затрат ВДС

6.1. Доходы населения 0,0886 0,2001 0,3924 0,1877 0,7127 0,2983 0,2291

6.2. Доходы государства 0,1110 0,1083 0,0849 0,1191 0,0265 0,0643 0,0955

6.3. Доходы бизнеса 0,3700 0,2088 0,3340 0,3357 0,0676 0,2779 0,2780

7. Коэффициенты полных затрат ВДС

7.1. КПЗ доходы населения 0,2471 0,3863 0,4734 0,3202 0,7847 0,4257 0,3750

7.2. КПЗ доходы государства 0,1808 0,2090 0,1117 0,1840 0,0623 0,1270 0,1681

7.3. КПЗ доходы бизнеса 0,5720 0,4048 0,4149 0,4958 0,1530 0,4474 0,4569

W

п

0 н

1

S *

i

^

о

I—ь

U\ •

Раздел ОКВЭД Раздел А Раздел В Раздел С Раздел Б Раздел Е Раздел Б Раздел О

1.Трудоемкость человек/млн руб. 0,6885 1,3015 0,2374 0,5469 0,4533 0,4424 0,6737

2. Полная трудоемкость (по выпуску), человек/млн руб. 1,4186 2,4305 0,6015 1,6052 0,9311 1,4361 1,0648

2.1. Ранг (1 - минимальное число) 6 11 1 8 2 7 3

3. Выработка по выпуску, млн руб./человека 1,452 0,768 4,212 1,828 2,206 2,260 1,484

3.1. Ранг (1 - наибольшее число) 7 9 1 4 3 2 6

4. Выработка по ВДС, млн руб./человека 0,8251 0,5057 3,1169 0,5995 0,6667 0,8810 0,9048

4.1. Ранг (1 - наибольшее число) 5 9 1 8 7 4 3

5. Фондоемкость,руб./руб. 0,7871 0,4078 1,1489 0,3858 1,5573 0,1300 0,2510

6. Полная фондоемкость, руб./руб. 1,7912 1,7716 1,8238 1,8295 2,7239 1,4674 1,1407

6.1. Ранг (1 - минимальное число) 7 6 8 9 10 2 1

7. Капиталоемкость, руб./руб. 1,2009 0,5119 1,5123 0,9313 1,9383 0,9372 1,7008

8. Полная капиталоемкость, руб./руб. 2,8317 2,9515 2,4942 3,3960 3,5750 3,2697 2,9169

8.1. Ранг (1- минимальное число) 5 7 3 9 11 8 6

9. Рентабельность по фондам (Доля ВДС/Полная фондоемкость) 0,280 0,177 0,420 0,176 0,195 0,244 0,641

9.1. Ранг (1 - наибольшее число) 6 11 3 12 9 7 1

10. Рентабельность по капиталу (Доля ВДС/Полная капиталоемкость) 0,177 0,106 0,307 0,095 0,149 0,110 0,251

10.1. Ранг (1 - наибольшее число) 6 11 3 13 8 10 4

Раздел ОКВЭД Раздел Н Раздел I Раздел 1 Раздел К Раздел М Раздел N Раздел О

1.Трудоемкость человек/млн руб. 1,5789 0,5808 3,8786 0,8654 2,7655 1,7831 2,4142

2. Полная трудоемкость (по выпуску), человек/млн руб. 2,2096 1,2721 4,5041 1,4011 3,0779 2,2955 3,0486

2.1. Ранг (1 - минимальное число) 9 4 14 5 13 10 12

3. Выработка по выпуску, млн руб./человека 0,633 1,722 0,258 1,156 0,362 0,561 0,414

3.1. Ранг (1 - наибольшее число) 10 5 14 8 13 11 12

4. Выработка по ВДС, млн руб./человека 0,3475 0,9217 0,1635 0,7506 0,2539 0,3507 0,2576

4.1. Ранг (1 - наибольшее число) 11 2 14 6 13 10 12

5. Фондоемкость, руб./руб. 0,8149 2,7174 5,3579 2,5985 1,1305 0,7956 1,6328

6. Полная фондоемкость, руб./руб. 1,7415 4,1270 6,3400 3,5277 1,6869 1,5934 2,7490

6.1. Ранг (1 - минимальное число) 5 13 14 12 4 3 11

7. Капиталоемкость, руб./руб. 1,1044 3,0071 12,0978 3,2149 1,1429 0,8155 1,7606

8. Полная капиталоемкость, руб./руб. 2,5628 5,0211 14,0458 4,6192 1,9381 2,0734 3,4673

8.1. Ранг (1- минимальное число) 4 13 14 12 1 2 10

9. Рентабельность по фондам (Доля ВДС/Полная фондоемкость) 0,327 0,125 0,128 0,182 0,478 0,402 0,219

9.1. Ранг (1 - наибольшее число) 5 14 13 10 2 4 8

10. Рентабельность по капиталу (Доля ВДС/Полная капиталоемкость) 0,222 0,103 0,058 0,139 0,416 0,309 0,174

10.1. Ранг (1 - наибольшее число) 5 12 14 9 1 2 7

Факты, оценки, перспективы

251

что были изложены выше (при оценке отраслей по размеру мультипликатора). Наиболее выгодные отрасли для НСО это: Раздел М Образование, Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг (в который входит наука), Раздел С Добыча полезных ископаемых. Государственная поддержка этих отраслей может принести наибольшие выгоды населению и экономике НСО.

В списке отраслевых приоритетов инвестиционной политики (раздел 5 вышеупомянутой «Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года») нет ни образования, ни медицинских услуг. Руководствуясь изложенными результатами межотраслевого анализа, автор настоящей статьи предложил разработчикам проекта этого документа внести указанные виды деятельности в число приоритетов.

Заключение. Отметим сложности, которые препятствуют разработке региональных МОБ. Наибольшей из них является сбор информации о структуре затрат. Основной формой статистической отчетности для этих целей является форма 1-предприятие, которую подают крупные и средние компании. В соответствии с российским законодательством органы государственной статистики не вправе публиковать информацию о работе той или иной отрасли в случае, если отчетность подают менее трех организаций.

В экономике НСО под указанные ограничения подпадает раздел В Рыболовство, рыбоводство и Раздел L Государственное управление... - данные по ним не предоставляются, а при более глубокой детализации модели эта проблема обостряется. Например, не удастся получить данные при попытке «разрезать» Раздел I Транспорт и связь, на деятельность сухопутного, железнодорожного, прочего сухопутного, водного, внутреннего водного, воздушного и космического транспорта. Очевидно, что для регионов с экономикой меньшей, чем экономика НСО, эта проблема будет еще больше препятствовать разработке межотраслевых моделей.

Вторая сложность в том, что в форме 1-предприятие большой вес имеет «строка 75. Расходы на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг)», которая не расшифровывается в этой форме. Для разработки МОБ России за 2011 г. организации подавали дополнительную отчетность по специальным формам (ТЗВ-КСП), в которой эта строка расшифровывалась.

Таким образом, «проблему 75-й строки» можно устранить, если «привязать» разработку региональных моделей к федеральной. Технически это просто сделать, поскольку сбор статистических данных для федеральной модели осуществляется с помощью территориальных органов государственной статистики. Однако сложно прогнозировать - осуществимо ли это на практике, поскольку для получения разрешений на использование данных форм ТЗВ-КСП необходимы разрешения на уровне Правительства РФ.

Затруднительным оказывается расчет валового регионального продукта (аналог ВДС на региональном уровне). Это обусловлено, во-первых, известной сложностью учета федеральных государственных расходов [15]. Во-вторых, часть доходов население и бизнес получают от источников за пределами региона. В-третьих, для оценки структуры расходов домохо-

252

Вестник НГУЭУ • 2015 • № 1

зяйств и государства необходимо проведение специальных исследований (в частности, опросов). Стоит отметить, что существуют попытки рассчитать валовой продукт даже на муниципальном уровне [10].

В настоящей работе предлагалось оценивать приоритет отраслей на основе рентабельности по капиталу. Этот показатель связывает долю ВДС и полную капиталоемкость. Однако для уверенных выводов нужен анализ этих показателей во времени. Дело в том, что, во-первых, от года к году может меняться доля прибыли в выпуске, что изменит долю ВДС. Во-вторых, от года к году может меняться объем выпуска в натуральном выражении, что при неизменной сумме капитала будет менять капиталоемкость.

ММ, описанная в настоящей статье, оставляет немало возможностей для ее усовершенствования. Но даже в таком виде она имеет практическую и теоретическую ценность. Отметим, что сейчас разрабатывается более детализированная модель, в которой выделено 55 отраслей. Эта модель будет совместима с оптимизационной межотраслевой межрегиональной моделью (ОМММ), в которой экономика России разбита на несколько регионов, один из которых - Новосибирская область [7].

Литература

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.

2. Дондоков З.Б.Д., Дырхеев К.П., Мунаев Л.А., Абзаев П.Б., Ринчино С.В. Межотраслевой анализ экономики Республики Бурятия на основе таблиц «затраты-выпуск» // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 28. С. 55-62.

3. Коган А.Б. Алгоритм сравнения эффективности альтернативных крупных инвестиционных проектов // Вестник НГУЭУ. 2013. № 3. С. 75-82.

4. Коган А.Б. Новации оценки глобальной эффективности инвестиций на основе модели межотраслевого баланса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 10 (81). С. 299-308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Котова Т.Е. Оценка внешнеторговых эффектов в экономике Хабаровского края на основе использования таблиц «затраты-выпуск» // Пространственная экономика. 2012. № 1. С. 43-68.

6. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика / пер. с англ.; предисл. и науч. ред. А.Г Гранберг. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997

7 Мелентьев Б.В. Межрегиональный финансовый баланс «Платежи-доходы» в системе экономических расчетов // Исследования многорегиональных экономических систем: опыт применения оптимизационных межрегиональных межотраслевых систем / под ред. В.И. Суслова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007 250 с.

8. Нигматулин Р.И., Саяпова А.Р., Мазитова Л.Д. Таблицы «затраты-выпуск» Республики Башкортостан // ЭКО. 2006. № 3. С. 90-105.

9. Основные фонды Новосибирской области: статистический сборник / ТО ФСГС по Новосибирской области. Новосибирск, 2014.

10. Пуляевская В.Л. Оценка муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Вестник НГУЭУ. 2014. № 1. С. 185-189.

11. Разработка модельного комплекса для оценки региональной компоненты общественной эффективности реальных инвестиций: Отчет о НИР / НГАСУ (Сиб-стрин); рук. А.Б. Коган, исполн. Т. А. Ивашенцева, Б.В. Мелентьев. Новосибирск, 2014. 25 с. № ГР 114091140004.

12. Региональные показатели системы национальных счетов. 2011: статистический сборник / ТО ФСГС по Новосибирской области. Новосибирск, 2013.

Факты, оценки, перспективы

253

13. Труд и занятость в Новосибирской области 2007-2012: статистический сборник / ТО ФСГС по Новосибирской области. Новосибирск, 2013.

14. Финансы Новосибирской области. 2012: статистический сборник / ТО ФСГС по Новосибирской области. Новосибирск, 2013.

15. Методологические положения по статистике. Выпуск второй. 1998 год. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b99_10/IssWWW.exe/Stg/d010/i010610r.htm (дата обращения 02.11.2014).

16. Система национальных счетов 2008. Организации объединенных наций. URL: https://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008Russian.pdf (дата обращения 02.11.2014).

Bibliography

1. Granberg A.G. Osnovy regional'noj jekonomiki: uchebnik dlja vuzov. M.: GU VShJe, 2001. 495 p.

2. Dondokov Z.B.D., Dyrheev K.P., Munaev L.A., Abzaev P.B., Rinchino S.V. Mezh-otraslevoj analiz jekonomiki respubliki Burjatija na osnove tablic «zatraty-vypusk» // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2014. № 28. P 55-62.

3. Kogan A.B. Algoritm sravnenija jeffektivnosti al'ternativnyh krupnyh investicionnyh proektov // Vestnik NGUJeU. 2013. № 3. P 75-82.

4. Kogan A.B. Novacii ocenki global'noj jeffektivnosti investicij na osnove modeli mezhotraslevogo balansa // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013. № 10 (81). P 299-308.

5. Kotova T.E. Ocenka vneshnetorgovyh jeffektov v jekonomike Habarovskogo kraja na osnove ispol'zovanija tablic «zatraty-vypusk» // Prostranstvennaja jekonomika. 2012. № 1. P 43-68.

6. Leont'ev VV Mezhotraslevaja jekonomika / per. s angl.; predisl. i nauch. red. A.G. Granberg. M.: OAO «Izdatel'stvo «Jekonomika», 1997

7 Melent'ev B.V. Mezhregional'nyj finansovyj balans «Platezhi-dohody» v sisteme jekonomicheskih raschetov // Issledovanija mnogoregional'nyh jekonomicheskih sistem: opyt primenenija optimizacionnyh mezhregional'nyh mezhotraslevyh sistem / pod red. VI. Suslova. Novosibirsk: IJeOPP SO RAN, 2007 250 p.

8. Nigmatulin R.I., Sajapova A.R., Mazitova L.D. Tablicy «zatraty-vypusk» Respubliki Bashkortostan // JeKO. 2006. № 3. IP 90-105.

9. Osnovnye fondy Novosibirskoj oblasti: statisticheskij sbornik / TO FSGS po Novosibirskoj oblasti. Novosibirsk, 2014.

10. Puljaevskaja V.L. Ocenka municipal'nyh obrazovanij Respubliki Saha (Jakutija). Vestnik NGUJeU. 2014. № 1. P 185-189.

11. Razrabotka model'nogo kompleksa dlja ocenki regional'noj komponenty obshhest-vennoj jeffektivnosti real'nyh investicij: Otchet o NIR / NGASU (Sibstrin); ruk. A.B. Kogan, ispoln. T.A. Ivashenceva, B.V. Melent'ev. Novosibirsk, 2014. 25 p. № GR 114091140004.

12. Regional'nye pokazateli sistemy nacional'nyh schetov. 2011: statisticheskij sbornik / TO FSGS po Novosibirskoj oblasti. Novosibirsk, 2013.

13. Trud i zanjatost' v Novosibirskoj oblasti 2007-2012: statisticheskij sbornik / TO FSGS po Novosibirskoj oblasti. Novosibirsk, 2013.

14. Finansy Novosibirskoj oblasti. 2012: statisticheskij sbornik / TO FSGS po Novosibirskoj oblasti. Novosibirsk, 2013.

15. Metodologicheskie polozhenija po statistike. Vypusk vtoroj. 1998 god. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/b99_10/IssWWW.exe/Stg/d010/i010610r.htm (data obrashhenija 02.11.2014).

16. Sistema nacional'nyh schetov 2008. Organizacii ob#edinennyh nacij. URL: https:// unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008Russian.pdf (data obrashhenija 02.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.