Научная статья на тему 'МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / LAND LAW / LAND RELATIONS / LAND LEGISLATION / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митрофанов Никита Владиславович

В статье предлагается общий обзор истории развития земельного законодательства в России со времен советской власти и до наших дней. Называются основные исторические даты и периоды, связанные с развитием отрасли земельного права. Отмечаются изменения, проведенные в результате земельной реформы 90-х годов XX века. Рассматриваются ключевые аспекты преобразований в данной отрасли права, связанные с совершенствованием законодательной базы в XXI веке. Как было выяснено, с приходом права частной собственности в земельное право, начался бурный рост развития земельных отношений. Поэтому, подробно изучается система всех источников земельного права, включая международные договоры, федеральные законы, подзаконные акты и законы субъектов. В результате выясняется важность нормативно-правовых актов, касающихся земельных отношений вторично и являющихся комплексными регуляторами. В связи с этим, стоит отметить наличие двух блоков федеральных законов, связанных с земельным правом как непосредственно, таких как Земельный кодекс РФ, так и опосредованно - Гражданский кодекс РФ. Немаловажная роль у общих и специальных органов в регулировании земельных отношений. Благодаря полномочиям федеральных министерств и федеральных агентств, а также действиям Правительства РФ и Президента РФ вырабатывается законодательная база земельного права в современной России. Также в статье разрешается вопрос о месте земельного права в системе российского права. В процессе изучения данного вопроса определяются предмет и метод правового регулирования рассматриваемой отрасли права. Особое внимание уделяется понятию «земельные отношения», которое является ключевым в характеристике предмета отрасли. Приводится точка зрения ведущих ученых по рассматриваемому вопросу. Подробно изучается императивная составляющая метода правового регулирования. Завершается работа сравнением отрасли земельного права с иными материальными отраслями. В частности, выделяются критерии и характеристики, по которым производится взаимосвязь. Выявляется взаимодействие с конституционным, административным, уголовным, гражданским, экологическим и природоресурсными отраслями права. Здесь можно отметить особую роль гражданского права, которое на протяжении всей истории было связано с земельным правом и экологическое, являющееся связующим звеном с природоресурсными отраслями. Итогом всего исследования является вывод о самостоятельности земельного права как отрасли права и важности иных норм в регулировании земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-INDUSTRY INTERACTION IN THE REGULATION OF LAND RELATIONS

The article offers a General overview of the history of land legislation in Russia from the Soviet era to the present day. These are the main historical dates and periods associated with the development of the land law industry. The changes made as a result of the land reform of the 90s of the XX century are noted. The key aspects of changes in this branch of law related to the improvement of the legal framework in the XXI century are considered. As it was found out, with the arrival of private property rights in land law, a rapid growth in the development of land relations began. Therefore, the system of all sources of land law is studied in detail, including international treaties, Federal laws, by-laws and laws of subjects. As a result, it becomes clear the importance of legal acts related to land relations for the second time and are complex regulators. In this regard, it is worth noting that there are two blocks of Federal laws related to land law both directly, such as the Land code of the Russian Federation, and indirectly - the Civil code of the Russian Federation. An important role for General and special bodies in regulating land relations. Thanks to the powers of Federal ministries and Federal agencies, as well as the actions Of the government of the Russian Federation and the President of the Russian Federation, the legal framework for land law in modern Russia is being developed. The article also resolves the issue of the place of land law in the system of Russian law. In the process of studying this issue, the subject and method of legal regulation of the considered branch of law are determined. Special attention is paid to the concept of "land relations", which is a key characteristic of the subject of the industry. The point of view of leading scientists on this issue is given. The imperative component of the method of legal regulation is studied in detail. The work is being completed by comparing the land law branch with other material branches. In particular, the criteria and characteristics for which the relationship is made are highlighted. Interaction with the constitutional, administrative, criminal, civil, environmental and natural resource branches of law is revealed. Here we can note the special role of civil law, which throughout history has been associated with land law and environmental law, which is a link with natural resource industries. The result of the entire study is the conclusion about the independence of land law as a branch of law and the importance of other rules in regulating land relations.

Текст научной работы на тему «МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МИТРОФАНОВ Никита Владиславович,

студент Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. E-mail: naiketmitro98@mail.ru

Краткая аннотация: В статье предлагается общий обзор истории развития земельного законодательства в России со времен советской власти и до наших дней. Называются основные исторические даты и периоды, связанные с развитием отрасли земельного права. Отмечаются изменения, проведенные в результате земельной реформы 90-х годов XX века. Рассматриваются ключевые аспекты преобразований в данной отрасли права, связанные с совершенствованием законодательной базы в XXI веке. Как было выяснено, с приходом права частной собственности в земельное право, начался бурный рост развития земельных отношений. Поэтому, подробно изучается система всех источников земельного права, включая международные договоры, федеральные законы, подзаконные акты и законы субъектов. В результате выясняется важность нормативно-правовых актов, касающихся земельных отношений вторично и являющихся комплексными регуляторами. В связи с этим, стоит отметить наличие двух блоков федеральных законов, связанных с земельным правом как непосредственно, таких как Земельный кодекс РФ, так и опосредованно - Гражданский кодекс РФ. Немаловажная роль у общих и специальных органов в регулировании земельных отношений. Благодаря полномочиям федеральных министерств и федеральных агентств, а также действиям Правительства РФ и Президента РФ вырабатывается законодательная база земельного права в современной России. Также в статье разрешается вопрос о месте земельного права в системе российского права. В процессе изучения данного вопроса определяются предмет и метод правового регулирования рассматриваемой отрасли права. Особое внимание уделяется понятию «земельные отношения», которое является ключевым в характеристике предмета отрасли. Приводится точка зрения ведущих ученых по рассматриваемому вопросу. Подробно изучается императивная составляющая метода правового регулирования. Завершается работа сравнением отрасли земельного права с иными материальными отраслями. В частности, выделяются критерии и характеристики, по которым производится взаимосвязь. Выявляется взаимодействие с конституционным, административным, уголовным, гражданским, экологическим и природоресурсными отраслями права. Здесь можно отметить особую роль гражданского права, которое на протяжении всей истории было связано с земельным правом и экологическое, являющееся связующим звеном с природоресурсными отраслями. Итогом всего исследования является вывод о самостоятельности земельного права как отрасли права и важности иных норм в регулировании земельных отношений.

Abstract: The article offers a General overview of the history of land legislation in Russia from the Soviet era to the present day. These are the main historical dates and periods associated with the development of the land law industry. The changes made as a result of the land reform of the 90s of the XX century are noted. The key aspects of changes in this branch of law related to the improvement of the legal framework in the XXI century are considered. As it was found out, with the arrival of private property rights in land law, a rapid growth in the development of land relations began. Therefore, the system of all sources of land law is studied in detail, including international treaties, Federal laws, by-laws and laws of subjects. As a result, it becomes clear the importance of legal acts related to land relations for the second time and are complex regulators. In this regard, it is worth noting that there are two blocks of Federal laws related to land law both directly, such as the Land code of the Russian Federation, and indirectly - the Civil code of the Russian Federation. An important role for General and special bodies in regulating land relations. Thanks to the powers of Federal ministries and Federal agencies, as well as the actions Of the government of the Russian Federation and the President of the Russian Federation, the legal framework for land law in modern Russia is being developed. The article also resolves the issue of the place of land law in the system of Russian law. In the process of studying this issue, the subject and method of legal regulation of the considered branch of law are determined. Special attention is paid to the concept of "land relations", which is a key characteristic of the subject of the industry. The point of view of leading scientists on this issue is given. The imperative component of the method of legal regulation is studied in detail. The work is being completed by comparing the land law branch with other material branches. In particular, the criteria and characteristics for which the relationship is made are highlighted. Interaction with the constitutional, administrative, criminal, civil, environmental and natural resource branches of law is revealed. Here we can note the special role of civil law, which throughout history has been associated with land law and environmental law, which is a link with natural resource industries. The result of the entire study is the conclusion about the independence of land law as a branch of law and the importance of other rules in regulating land relations.

Ключевые слова: земельное право, земельные отношения, земельное законодательство, Конституция РФ.

Keywords: land law, land relations, land legislation, Constitution of the Russian Federation.

На современном этапе социально-экономического развития России широко применяется комплексное законодательное регулирование общественных отношений. Земельное право не стало исключением. Многие ученые-цивилисты рассуждают об отдельных особенностях и правовых проблемах, связанных с земельными отношениями. Главной задачей всего исследования является ознакомление с современными реалиями развития земельного права как отрасли, и как законодательства. Целями работы выступают: изучение исторического аспекта поставленной проблемы, рассмотрение современного законодательства и выяснение роли иных отраслей права в регулировании земельных отношений.

Исторически, необходимость регулирования земельных отношений в России возникла очень давно, задолго до Крестьянской реформы 1861 года. Однако вопрос об их месте в системе российского законодательства и необходимость выделения земельного права в самостоятельную отрасль права появились только после Октябрьской революции 1917 года. Об этом свидетельствует тот факт, что первым законодательным актом советской власти стал «Декрет о земле» 1917 года, в котором содержался ряд знаковых положений, определивших дальнейшее развитие земельного права в XX веке. В частности, помещичья и любая иная собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа, а все природные ресурсы, такие как земля, леса, воды и т.п. перешли в исключительное пользование государства[3, ст. 1, 2]. Также все граждане России получили возможность пользованию землей, при этом такие сделки, как купля-продажа, аренда, залог или любое иное отчуждение земли были запрещены. Земельный кодекс РСФСР 1922 года укрепил положения Декрета о земле и уделял большое внимание сельскохозяйственной сфере. В дальнейшем было принято немалое количество законодательных актов, регулировавших наиболее важные земельные вопросы. Так, в 60-е годы вышел ряд постановлений, направленных на борьбу с нерациональным использованием земли. В 70-е годы был издан новый Земельный кодекс, который содержал положение о разделении земель на категории, известное и современному кодифицированному акту.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года ознаменовали новую эпоху в развитии земельного законодательст-

ва. Впервые появилось право на землю в виде пожизненного владения, ставшее предпосылкой к появлению права частной собственности на землю. В декабре 1990 года вступил в силу Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» - в ст. 10 данного акта перечислялись объекты права собственности гражданина, к которым впервые были отнесены земельные участки. Через год был принят новый Земельный кодекс РСФСР, закрепивший основные права и обязанности собственника земли, определенные ограничения по продаже, предельные сроки аренды и принцип единства земельного участка и строения, находящегося на нем.

Земельная реформа 90-х годов должна была создать условия для справедливого распределения земель, равноправного развития коллективных, индивидуальных и других форм землепользования, повышения эффективности сельскохозяйственного производства[1, с. 310]. Однако этого не случилось и произошло существенное сокращение сельскохозяйственной продукции. В тот же период времени был создан специализированный орган - Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам (Роском-зем), занимающийся использованием земельных ресурсов, осуществлением земельной политики и земельной реформы. Комитет стал центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использованию земельных ресурсов[1, с. 316]. В 1998 году данный орган был преобразован в Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Минземстрой), получивший гораздо больше полномочий.

В результате экономических преобразований конца столетия был изменен вектор развития, земельные отношения вышли на новый уровень. Вступивший в законную силу Федеральный закон «О землеустройстве» стал в этом определяющим актом, только после него появился новый Земельный кодекс РФ. Землеустройство стало решать такие важные вопросы, как перераспределение и приватизация земель, а также их рациональное использование и охрана.

По состоянию на 2019 год полномочия в сфере земельных отношений рассредоточены между органами общей (Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов) и специальной (уполномоченные Президентом РФ или Пра-

вительством РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель) компетенции. Органы общей компетенции решают земельные вопросы в пределах положений, указанных в ЗК РФ. Так, например, Постановление Правительства РФ устанавливает порядок проведения рекультивации земель[7, ст. 13]. Органы специальной компетенции бывают отраслевыми и межотраслевыми. Межотраслевые органы осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах (землеустройство, мониторинг и т.д.) [5, с. 54]. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство Юстиции РФ и др. Органы отраслевой компетенции наделены отдельными функциями в области охраны и использование земель или в рамках определенной отрасли (например, Минсельхоз России).

В настоящее время земельные отношения регулируются, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 года. В кодифицированном акте говорится о том, что в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и базируется на самом Земельном кодексе, федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними законах субъектов Российской Федерации[7, ст. 2].

Конституция РФ содержит ряд важный положений, связанных с осуществлением права государственной, муниципальной, частной собственности, разграничением предметов ведения между государственными органами и охраной земель и иных природных ресурсов. ФКЗ, принимаемые на основе Конституции РФ имеют гораздо меньшую роль, чем в иных отраслях права, так как непосредственное регулирование земельных отношений, содержится только в ряде таких актов. К примеру, ФКЗ «О военном положении» может затрагивать вопросы ограничения права частной собственности на землю.

Следующим по юридической силе источником земельного права выступают международные договоры РФ. Здесь необходимо снова отметить Конституцию РФ, гарантирующую права всех коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Среди федеральных законов, регулирующих земельные отношения, можно составить два блока. К первому относятся нормативно-правовые акты, определяющие земельные правоотношения: вышеупомянутый Земельный кодекс, Федеральные законы «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», «О землеустройстве», «Об особо охраняемых природных территориях» и т.д. Второй блок включает в себя федеральные законы, включающие в себя земельные нормы, но регулирующие иные отрасли права: ГК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, ГрК РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и т.п. Также ко второму блоку можно отнести нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушения в сфере земельных отношений - УК РФ и КоАП РФ.

Немаловажно регулирование земельных отношений такими подзаконными актами как указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Являясь субъектами законодательной инициативы, Президент РФ и Правительство РФ могут быстрее реагировать и решать определенные земельные вопросы, поскольку принятие данных актов не требует длительной и сложной процедуры. Также, не стоит забывать про ведомственные акты, которые также являются источниками земельного права и регулируют важную его часть. К ним относятся: приказы, правила, инструкции федеральных служб и федеральных агентств (Минэкономразвития России, Минприроды России и т.д.).

На уровне субъекта принимаются законы, не противоречащие ЗК РФ и иным федеральным законам. К ним относятся как конституции (уставы) субъектов, так и специализированные законы, посвященные регулированию земельных отношений. К примеру, в республике Татарстан существует свой Земельный кодекс и ряд иных актов, посвященных земельным вопросам.

Переходя к наиболее важному вопросу, рассматриваемому в данной работе, определим место земельного права в системе российского права. Было выяснено, что земельное право как отрасль законодательства носит комплексный характер. В частности, регулирование земельных отношений возможно нормативно-правовыми актами из разных отраслей права. Для выяснения самостоятельности земельного права как отрасли, необходимо определить его предмет и метод.

Для определения предмета земельного пра-

ва, рассмотрим такое понятие как «земельные отношения». В 90-е годы земельные отношения представляли собой действия по владению, использованию и распоряжению землей. С.Н. Братусь и Ю.Г. Жариков поддерживали имущественный характер земельных отношений, однако, последним ученым была высказана более точная позиция, характеризующая рассматриваемое понятие. Так, по мнению Ю.Г. Жарикова предмет земельного права составляют общественные отношения, связанные с распределением и использованием и охраной земель, регулируемые нормами земельного права[2, с. 10]. На мой взгляд, ученым не была учтена роль субъектов земельного права, связанных с данными общественными отношениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что земельные отношения составляют основу предмета земельного права и представляют собой общественные отношения между государственными органами, юридическими и физическими лицами по поводу распределения, рационального использования и охраны земли, урегулированные нормами земельного права.

Переходя к методу земельного права необходимо сделать ссылку на Конституцию РФ. В ст. 9 основного закона страны говорится о публичном характере земельных отношений. Следовательно, земельное право нельзя рассматривать как подотрасль гражданского права. Публичный характер земельных отношений выражается, в первую очередь, в способах правового регулирования. Наибольшее значение имеет императивная составляющая, связанная с дозволениями и запретами, прямо установленными в нормах права и направленными на рациональное использование и охрану земли. Также о публичности земельного права свидетельствует наличие огромной системы государственных органов, в той или иной степени регулирующих земельные отношения. Однако не стоит забывать о добровольности и выборе поведения при осуществлении сделок с земельными участками. То есть, метод земельного права можно охарактеризовать как императивно-диспозитивный, с преобладанием первого.

Итак, исходя из специфики земельных отно

шений, а также особенностей метода правового регулирования можно сделать вывод, что земельное право является самостоятельной отраслью права. Рассуждая насчет места земельного права в системе российского права необходимо определить основные точки соприкосновения, к которым можно отнести: предмет и метод отрасли, систему органов, законодательство и меры ответственности.

Начать стоит с взаимодействия с «базовой» отраслью конституционного права. Прослеживается тесная взаимосвязь с земельным правом, отраженная в нормах Конституции РФ и Земельного кодекса РФ. Преимущественно, об этом можно говорить, ссылаясь на ст. 9, 36 и 72 основного закона страны.

Административное право совпадает с земельным схожим методом правового регулирования и наличием большого количества органов, регулирующих земельные отношения. Относительно административной ответственности, можно сказать, что она тоже является одним из элементов взаимодействия отраслей. Последний тезис характерен и для уголовного права, содержащего санкции за совершение земельных правонарушений.

Роль гражданского права в регулировании земельных отношений велика. В частности, это проявляется в основаниях возникновения и прекращения прав на земельные участки, а также непосредственном осуществлении всех вещных прав. Многие нормативно-правовые акты, касающиеся гражданского права, содержат положения, связанные с земельным правом.

И, наконец, необходимо отметить взаимодействие земельного права с иными природоресурс-ными отраслями и экологическим правом. Связано это со схожим предметом, принципами и целями правового регулирования. Также, нормы данных отраслей регулируют земельные отношения.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что земельное право, являясь комплексной отраслью законодательства, не перестает быть самостоятельной отраслью права. Об этом свидетельствуют свой предмет и метод, однако не стоит забывать о важности иных отраслей права, связанных с регулированием земельных отношений.

Библиография:

1. Г. Н. Барсукова, К. А. Юрченко, Н. М. Радчевский. История земельных отношений и землеустройства: учеб. пособие. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - 456 с.

2. Данилов И. Б.. Земельное право : учеб. пособие /И. Б. Данилов, Н. В. Шишкина; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — 2-е изд., перераб. — Новосибирск: Изд-во СибАГС,2016. — 274 с.. 2016.

3. «Декрет о земле» (принят II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917) // «Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства», N 1, 28.10.1917.

4. Земельное право: учебник для академического бакалавриата / С.А. Боголюбов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 255 с. - (Серия : Бакалавр. Академический курс).

5. Земельное право России: учебник для академического бакалавриата / под ред. А.П.Анисимова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019 г. - 371 с. - (Серия : Бакалавр. Академический курс).

6. Земельное право России: учебник для вузов / Б.В. Ерофеев; под науч. ред. Л.Б. Братковской. - 16-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019 г. - 537 с - (Высшее образование).

7. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // «Российская газета», N 211-212, 30.10.2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.