Научная статья на тему 'МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СИНХРОНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СИНХРОНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ / ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА / УРОВЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / CROSS-SECTORAL PROGRAM / SCHOOL SPORTS / AN EFFECTIVE SYSTEM / LEVEL OF INVOLVEMENT OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Минаев Александр Владимирович

Минспортом России и Минпросвещения России разработан и принят совместный Приказ от 25 ноября 2019 г. № 970/639 «Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта». Принятие Межотраслевой программы дало дальнейшее развитие межотраслевого взаимодействия по развитию школьного спорта. Разработанная Программа будет содействовать достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся. Таким образом, межотраслевое взаимодействие направлено на выполнение национальных целей развития российской Федерации в части увеличения доли детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Минаев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTERACTION AIMED AT SYNCHRONIZING ADDITIONAL EDUCATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORIENTATION AND SPORTS TRAINING PROGRAMS

The Ministry of Sports of Russia and the Ministry of Education of Russia developed and adopted the joint Order of November 25, 2019 No. 970/639 "On Approval of the Intersectoral Program for the Development of School Sports." The adoption of the Intersectoral Program gave further development of intersectoral cooperation in the development of school sports. The developed Program will contribute to the achievement of the level of involvement of children and youth in physical culture and sports in general educational organizations and organizations carrying out educational activities on the implementation of additional general educational programs of physical culture and sports in order to increase the level of physical fitness of students. Thus, cross-sectoral interaction is aimed at fulfilling the national development goals of the Russian Federation in terms of increasing the proportion of children and young people regularly involved in physical culture and sports, as well as forming an effective system for identifying, sup porting and developing the abilities and talents of children and youth.

Текст научной работы на тему «МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СИНХРОНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2020

УДК 796.011

МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СИНХРОНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-

СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Александр Владимирович Минаев, начальник отдела развития физической культуры, спорта, детского туризма и формирования здорового образа жизни Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования детей и молодежи Минпросвещения России

Аннотация

Минспортом России и Минпросвещения России разработан и принят совместный Приказ от 25 ноября 2019 г. № 970/639 «Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта». Принятие Межотраслевой программы дало дальнейшее развитие межотраслевого взаимодействия по развитию школьного спорта. Разработанная Программа будет содействовать достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся. Таким образом, межотраслевое взаимодействие направлено на выполнение национальных целей развития российской Федерации в части увеличения доли детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Ключевые слова: межотраслевая программа, школьный спорт, эффективная система, уровень вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, дополнительные образовательные программы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p242-245

INTERDISCIPLINARY INTERACTION AIMED AT SYNCHRONIZING ADDITIONAL EDUCATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORIENTATION AND SPORTS TRAINING PROGRAMS

Alexander Vladimirovich Minaev, the head of the department for the development ofphysical culture, sports, children's tourism and the formation of a healthy lifestyle of the Department of state policy in the field of education, additional education for children and youth of the Ministry

of Education of Russia

Abstract

The Ministry of Sports of Russia and the Ministry of Education of Russia developed and adopted the joint Order of November 25, 2019 No. 970/639 "On Approval of the Intersectoral Program for the Development of School Sports." The adoption of the Intersectoral Program gave further development of intersectoral cooperation in the development of school sports. The developed Program will contribute to the achievement of the level of involvement of children and youth in physical culture and sports in general educational organizations and organizations carrying out educational activities on the implementation of additional general educational programs of physical culture and sports in order to increase the level of physical fitness of students. Thus, cross-sectoral interaction is aimed at fulfilling the national development goals of the Russian Federation in terms of increasing the proportion of children and young people regularly involved in physical culture and sports, as well as forming an effective system for identifying, sup-

porting and developing the abilities and talents of children and youth.

Keywords: cross-sectoral program, school sports, an effective system, level of involvement of children and young people in physical culture and sports, additional educational programs.

В настоящее время полномочия Минспорта России определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607, а полномочия Минпро-свещения России Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884.

В рамках указанных нормативных правовых актов осуществляется развитие механизмов межотраслевого взаимодействия по развитию физической культуры и спорта.

За прошедший период Минспортом России и Минпросвещения России (ранее Ми-нобрнауки России) разработаны и утверждены ряд документов, направленных на подготовку спортивного резерва и развитие дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, среди которых:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года» (по согласованию с Минпросвещения России).

Концепцией определено, что подготовительной базой для выявления и отбора спортивно одаренных детей и талантливых спортсменов для дальнейшего прохождения ими спортивной подготовки являются такие организации, как детско-юношеские спортивные школы, школьные спортивные клубы, детско-юношеские клубы физической подготовки по месту жительства, физкультурно-спортивные клубы, которые осуществляют образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в сфере физической культуры и спорта.

Выявление спортивно одаренных детей осуществляется в процессе участия в массовых спортивных соревнованиях, а также в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Концепция предусматривает широкие возможности для организаций дополнительного образования участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки (в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке).

2. Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (по согласованию с Минспортом России) (зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2018 г. № 52831), с изменениями, приказ Минпросвещения России от 5 сентября 2019 г. № 470.

Приказом установлено, что образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ должна быть направлена на:

- укрепление здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки.

3. Приказ Минспорта России от 15 ноября 2018 г. № 939 «Об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям и реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (по согласованию с Мин-просвещения России) (зарегистрировано в Минюсте России 4 февраля 2019 г. № 53679).

Приказ установил базовый и углубленный уровни сложности дополнительной предпрофессиональной программы в области физической культуры и спорта, и синхронизировал требования к содержанию дополнительных предпрофессиональных программ с основными целями, задачами и направленностью дополнительного образования, указан-

ными в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.

4. Совместный Приказ Минспорта России и Минпросвещения России от 25 ноября 2019 г. № 970/639 «Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта». Принятие Межотраслевой программы дало дальнейшее развитие межотраслевого взаимодействия по развитию школьного спорта.

Разработанная Программа будет содействовать достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом

в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся.

Информационные письма Минспорта России и Минпросвещения России:

1. Совместное письмо Минпросвещения России и Минспорта России от 10 сентября 2019 г. № 06-985 и № ИСХ-ПВ-10/9327 с разъяснениями по внедрению приказа Минспорта России от 15 ноября 2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

2. Совместное письмо Минпросвещения России и Минспорта России от 2 сентября 2019 г. № МР-1070/06 и № СК-ПВ-10/7666 «О включении в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей».

3. Совместное письмо Минпросвещения России и Минспорта России от 2 апреля 2019 г. № МР-446/02 и № СК-ВК-00/2649 «О проведении инвентаризации ресурсов организаций».

Также проектом Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года (согласована Минпросвещением России) к приоритетным направлениям развития физической культуры и спорта и механизмам реализации Стратегии отнесены:

- развитие системы подготовки спортивного резерва, включая формирование единой системы координации деятельности и методического обеспечения физкультурно-спортивных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта и (или) программы спортивной подготовки;

- совершенствование нормативных правовых актов, касающихся гармонизации законодательства о физической культуре и спорте и законодательств об образовании.

Одним из приоритетных направлений развития физической культуры и спорта является повышение их значимости в системе образования:

- обновление методик проведения занятий физической культурой в дошкольных образовательных организациях и создание сети центров раннего физического развития детей;

- обеспечение дальнейшего развития учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего профессионального и высшего образования с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях, и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых, соответственно, школьными и студенческими спортивными лигами;

- совершенствование системы проведения многоэтапных физкультурных и спортивных мероприятий среди всех возрастных групп обучающихся общеобразовательных

организаций, профессиональных образовательных организаций с максимальным охватом на уровне образовательной организации, муниципальном и региональном уровнях;

- включение и совершенствование критериев оценки физкультурно-спортивной работы, образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в перечень общих критериев оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, проведение мониторинга уровня развития студенческого спорта в образовательных организациях;

- включение показателей по организации физкультурной и спортивной работы среди обучающихся в «эффективный контракт» руководителя, образовательной организации высшего образования и профессиональных образовательных организаций;

- эффективная реализация межотраслевых программ развития школьного, студенческого спорта и межведомственной программы «Плавание для всех»;

- совершенствование нормативных правовых актов, касающихся гармонизации законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании.

Таким образом, межотраслевое взаимодействие направлено на выполнение национальных целей развития российской Федерации в части увеличения доли детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Контактная информация: minaev@edu.gov.ru

Статья поступила в редакцию 31.07.2020

УДК 796.422

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ БЕГА ПО ДИСТАНЦИИ У МНОГОБОРЦЕВ С УЧЕТОМ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

Александр Алексеевич Миронов, аспирант, преподаватель, Игорь Викторович Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург; Юлия Сергеевна Сахарова, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Проблема приведения методики совершенствования техники бега в соответствие с биомеханическими закономерностями является в настоящее время актуальной. В статье раскрываются основные закономерности биомеханики бега по дистанции, ошибки в технике, разработана методика совершенствования техники бега и предложены методические рекомендации правильного использования её в беге по дистанции.

Ключевые слова: многоборцы, биомеханика бега, техника бега по дистанции, совершенствование техники, отталкивание, дефицит опорного времени, подводящие упражнения, синергети-ческий эффект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p245-249

MODELING OF DISTANCE RUNNING TECHNIQUES AMONG THE MULTI-SPORT ATHLETES TAKING INTO ACCOUNT BIOMECHANICAL REGULARITIES

Alexander Alekseevich Mironov, the post-graduate student, teacher, Igor Viktorovich

Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.