Научная статья на тему 'Межотраслевая интеграция как фактор устойчивого социально-экономического развития региона (на примере АПК республики Дагестан)'

Межотраслевая интеграция как фактор устойчивого социально-экономического развития региона (на примере АПК республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / THE STATE OF ECONOMY / ENTREPRENEUR STRUCTURES / REGIONAL CLUSTER / ECONOMIC INTERACTION OF PARTICIPANTS / PRINCIPLES OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Расул Магомедович, Абдуллаева Тамара Курбановна

Проводится анализ состояния формирования и функционирования интегрированных предпринимательских структур в России и предлагает наиболее целесообразный вариант интеграции для ее регионов. Даются рекомендации по созданию межотраслевого кластера в АПК региона, организации рационального взаимодействия его участников и особенностям управления в кластере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-INDUSTRIAL INTEGRATION AS A FACTOR OF STABLE SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (BASED ON THE EXAMPLE OF THE AI C OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

An analysis of the state of forming and functioning of integrated entrepreneurship structures is performed in Russia and the most appropriate option of integration for its regions is suggested. Recommendations of creating an inter-industrial cluster in the AIC of the region, organizations of rational interaction of its participants and special features of management in the cluster are given.

Текст научной работы на тему «Межотраслевая интеграция как фактор устойчивого социально-экономического развития региона (на примере АПК республики Дагестан)»

Магомедов Р.М., Абдуллаева Т.К.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - (НА ПРИМЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) -

МАГОМЕДОВ P.M.,ЛБДУЛЛЛЕВЛ Т.К.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Аннотация. Проводится анализ состояния формирования и функционирования интегрированных предпринимательских структур в России и предлагает наиболее целесообразный вариант интеграции для ее регионов. Даются рекомендации по созданию межотраслевого кластера в АПК региона, организации рационального взаимодействия его участников и особенностям управления в кластере.

Ключевые слова: состояние экономики, предпринимательские структуры, региональный кластер, экономическое взаимодействие участников, принципы управления.

MAGOMEDOV R.M., ABDULLAEVA T.K.

INTER-INDUSTRIAL INTEGRATION AS A FACTOR OF STABLE SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (BASED ON THE EXAMPLE OF THE AIC OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Abstract. An analysis of the state of forming and functioning of integrated entrepreneurship structures is performed in Russia and the most appropriate option of integration for its regions is suggested. Recommendations of creating an inter-industrial cluster in the AIC of the region, organizations of rational interaction of its participants and special features of management in the cluster are given.

Keywords: the state of economy, entrepreneur structures, a regional cluster, economic interaction of participants, principles of management.

Основными причинами экономической отсталости Дагестана являются: диспропорции в отраслевом развитии региона (в частности, диспропорции между добычей нефти и ее переработкой, производством сельскохозяйственной продукции, ее хранением и переработкой); имевшая в коммунистический период развития страны место ориентация промышленности на заказы ВПК и пренебрежение нуждами республики; недостаточная открытость экономики и слабые внешнеэкономические связи; кризис государственности, обострившаяся политическая ситуация, коррумпированность власти и др. При этом большое значение для республики сегодня имеет решение проблем комплексного развития экономики и ее структурной перестройки в соответствии с нуждами населения республики, с учетом природно-географических и национальных особенностей.

Условием комплексного развития региона является организация бизнеса в форме интегрированных предпринимательских структур (ИПС). Создание ИПС способствует согласованию интересов географически соседствующих и технологически связанных предприятий, повышению эффективности внутри региональной и межрегиональной кооперации, более полному использованию ресурсного и предпринимательского потенциала регионов. При создании интегрированной структуры происходит объединение ресурсов отдельных предприятий, а также повышение эффективности взаимодействия различных региональных структур.

Объединение сырьевых и других материальных ресурсов позволяет:

— охватить большую долю рынка (при горизонтальной интеграции), влиять на ценовую политику на рынке;

— выстроить цепочку «поставка - производство - сбыт» (при вертикальной интеграции), обеспечить бесперебойное снабжение процесса производства и реализации продукции (услуг) материальными ресурсами;

— создать самодостаточную вертикально интегрированную систему с законченным производственным циклом (от добычи сырья до выпуска готовой продукции высокой степени переработки);

— снизить производственные риски за счет диверсификации бизнеса;

— обеспечить специализацию отдельных видов деятельности;

— обеспечить более полную загрузку мощностей — незагруженные мощности одних участников объединения могут использоваться для нужд других участников;

— минимизировать для участников объединения отрицательное воздействие конкуренции, так как в объединении, как правило, не допускается взаимная конкуренция участников на одном и том же рынке.

Объединение трудовых, интеллектуальных, информационных ресурсов позволяет:

— повысить профессиональный уровень персонала за счет взаимного обмена опытом наиболее квалифицированных специалистов и организации системного обучения и переподготовки сотрудников;

— обеспечить эффективный обмен производственным и управленческим опытом;

— распространить в объединении передовые, апробированные в какой-либо структуре группы управленческие технологии;

— объединить производство, технический опыт и научно-исследовательские разработки, интегрировать науку и производство.

Объединение финансовых ресурсов позволяет:

— повысить финансовые возможности объединения за счет консолидации собственных денежных ресурсов участников и привлечения более значительных объемов заемных средств, а также снизить производственные и иные риски путем создания общих финансовых резервных и страховых фондов;

— увеличить доходность финансовых операций за счет объема, использования временно свободных денежных средств, обеспечения «перетекания» капитала из одной сферы предпринимательской деятельности в другую, перевода инвестиционных потоков с бесперспективных направлений в эффективные проекты;

— обеспечить бесперебойное денежно-кредитное снабжение бизнеса, ускоренное обновление основных фондов, проведение научно-исследовательских работ, внедрение современных технологий.

Кроме того, централизация управленческих функций в результате создания ИПС дает возможность:

— координировать процесс управления объединенными материальными, трудовыми, финансовыми и прочими видами ресурсов;

— оптимизировать уровень налогообложения объединения в целом;

— организовать систему внутреннего ценообразования;

— снизить объем управленческих издержек;

— организовать эффективный контроль над целевым использованием материальных и денежных ресурсов;

— получить операционную экономию за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации, сокращения затрат на сбыт продукции.

Организация бизнеса в форме интегрированных структур приводит к открытию новых и сохранению существовавших рабочих мест в регионе, укреплению стабильности производственных связей и возможности структурной перестройки, повышению инвестиционной привлекательности, и, в конечном итоге, к комплексному устойчивому социально-экономическому развитию региона.

На основе анализа различных форм интеграции мы пришли к выводу, что наиболее перспективной для региона формой следует считать «региональный межотраслевой предпринимательский кластер».

Понятие «кластер» введено в экономику американским ученым М. Портером. Он дает следующее определение: «Кластер или промышленная группа — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [2].

Мы поддерживаем мнение ученых, которые считают, что «региональный межотраслевой предпринимательский кластер» представляет собой организационную форму взаимодействия

Магомедов Р.М., Абдуллаева Т.К.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - (НА ПРИМЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) -

различных субъектов: производственных предприятий, финансовых институтов, исследовательских центров, учебных заведений, органов государственной управления, общественных организаций. Его отличительной особенностью является то, что кластер — это географически сконцентрированное сочетание предприятий и организаций различных отраслей и его основу образуют крупные конкурентоспособные структуры базовой отрасли, а также то, что наличие кластера обеспечивает благоприятный бизнес-климат в регионе.

Несмотря на эффективность применения кластерных технологий в организации бизнеса, они пока не нашли широкого распространения в регионах России в силу следующих причин:

— недостаточной информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерных технологий;

— отсутствия государственной кластерной политики, определяющей организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при ее реализации;

— отсутствия механизмов финансовой поддержки кластерных инициатив;

— отсутствия эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;

— недостатка подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий.

Более подробно остановимся на методологической базе, обеспечивающей применение кластерных технологий в экономике региона. В настоящее время отсутствуют правовые положения, определяющие группу компаний в качестве единого хозяйствующего субъекта; нормы гражданского, антимонопольного, налогового, банковского, бухгалтерского законодательства противоречивы в части регулирования функционирования интегрированных структур; нет научно обоснованных методик управления ресурсами ИПС, планирования и учета их деятельности, правил ведения бухгалтерского и налогового учета группы, составления консолидированной отчетности; отсутствует методическое обеспечение организации внутрикорпоративных отношений, формирования системы оценки эффективности управления в интегрированных структурах и т. д.

В настоящей статье, не претендуя на «истину в последней инстанции», мы излагаем свое мнение по проблемам создания регионального межотраслевого кластера и организации взаимодействия его участников на примере Агропромышленного комплекса (АПК) Республики Дагестан.

Считаем, что в первоочередном порядке должна быть разработана региональная программа содействия формированию и функционированию кластерных образований. При этом кластерная политика региона должна проводиться в формате общей стратегии регионального развития. Для разработки и сопровождения региональной программы целесообразно создать постоянно действующую межведомственную комиссию, основными задачами которой будут:

— анализ социально-экономической ситуации, складывающейся в экономике региона;

— подготовка предложений по составу объектов, на базе которых возможно и целесообразно создание кластеров;

— разработка концепции создания кластеров, нормативно-правовой базы и механизма их функционирования;

— выработка рекомендаций по формированию оптимальной структуры и конфигурации кластеров, а также оказание помощи им в разработке учредительных документов;

— анализ деятельности созданных компаний и разработка предложений по развитию интеграционных процессов в регионе.

Состав участников кластера включает: предприятия крупного бизнеса, малые и средние предпринимательские структуры, финансовые институты, законодательные органы и органы надзора, инфраструктурные организации. При этом основу кластерного образования составляет крупный бизнес, малые и средние предпринимательские структуры могут выступать в качестве производственных, снабженческо-сбытовых и инновационных партнеров для крупных фирм.

Законодательные органы и органы надзора принимают законы и подзаконные акты, регулирующие отношения между предпринимательскими структурами, входящими в состав кластера, и осуществляют контроль за их выполнением.

Назначение инфраструктурных организаций — оказание услуг участникам кластера. В зависимости от характера осуществляемых услуг инфраструктуру обычно подразделяют на: производственную, социальную, институциональную, рыночную, региональную, инновационную.

Инициатором создания регионального кластера могут выступать крупная фирма частной (акционерной) формы собственности, занимающая ведущие позиции в данной отрасли, крупный финансовый институт, а также региональная администрация. Кластер создается по инициативе региональной администрации для решения конкретной социальной или хозяйственной задачи. В этом случае региональные администрации могут непосредственно входить в состав группы, участвуя в той или иной степени в ее капитале. Региональный кластер создается банком путем включения в него предпринимательских структур, находящихся у него на финансовом и кредитном обслуживании, а также скупки контрольных пакетов акций фирм, связанных с предпринимательством в данной сфере и являющихся потенциальными участниками объединения. Долевое участие инициаторов создания кластера в его уставном капитале может доходить до владения контрольным пакетом акций.

Все варианты предполагают обеспечение полного цикла создания и реализации конечной продукции участниками группы.

Обычно роль центра управления кластером исполняет структура, которая являлась инициатором его создания (управляющая компания). Ее основными задачами являются: объединение материальных и финансовых ресурсов участников объединения и их концентрация на реализации задач, в наибольшей степени соответствующих экономическим интересам отдельных участников, объединения, региона и государства; формирование финансово-инвестиционного механизма, позволяющего осуществлять оперативное проведение взаиморасчетов, стабилизацию финансового состояния и осуществление активной инвестиционной политики; создание организационно-экономического механизма, обеспечивающего эффективное взаимодействие участников объединения, защиту их интересов на внутреннем и внешнем рынках, а также оперативное управление объединением в целом.

В соответствии с приведенными задачами деятельность управляющей компании включает: разработку стратегических планов развития объединения, управление инвестициями и производством; формирование финансовой политики, управление финансовыми потоками, планирование и контроль осуществления финансовых проектов; разработку торгово-экономической политики на внутреннем и внешнем рынках, координацию производства, управление взаимопоставками и товарообменом внутри объединения.

При создании регионального кластера должны руководствоваться следующими принципами [1]:

— свободное волеизъявление всех участников при построении кластера;

— равноправное владение, распоряжение и пользование корпоративной собственностью и управлением образования;

— удовлетворение личных и корпоративных интересов посредством развития договорных отношений;

— равенство возможностей каждого члена образования;

— достижение баланса интересов всех участников социально-экономического развития кластера, субъектов всех категорий и уровней;

— содействие развитию предпринимательства, применению новейших научно-технических, социальных, финансовых и политических технологий;

— наличие объединяющей идеи, курса и направления действия;

— наличие определенной культуры;

— диверсифицированная деятельность, хотя бы по одному из факторов (продукт, регион, структура);

— тесная кооперация, специализация и интеграция всех процессов как внутри кластера, так и с внешней средой.

Обязательным для корпорации является соблюдение баланса интересов участвующих субъектов всех категорий и уровней.

Принципиальная модель организации предпринимательского кластера в агропромышлен-

Магомедов Р.М., Абдуллаева Т.К.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - (НА ПРИМЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) -

ном комплексе региона приведена на рис.

Процесс управления интегрированными структурами значительно отличается от процесса управления одной организацией в силу особенностей: юридического характера, как правовое неравенство участников объединения, которое вызывает необходимость внутреннего нормативного регулирования процесса управления; экономического характера, как необходимость построения системы управления деятельностью не только отдельных участников объединения, но и кластером в целом (включая формирование консолидированного бюджета, составление сводной финансовой отчетности, организацию внутреннего контроля и пр.), а также учета приоритета стратегии развития объединения в целом над стратегиями управления экономикой отдельных участников группы; структурных аспектов как системы отношений, которая в кластере расширяется и усложняется за счет возникновения внутренних (внутригрупповых) корпоративных отношений.

Управляющая система

Управляющая компания

Финансовый сектор Производственный сектор

Банки Сельскохозяйственные предприятия

Инвестиционные компании Предприятия транспорта и хранения

Страховые компании Перерабатывающие предприятия

Частные инвесторы Подрядные строительные организации

Сервисный сектор Сбытовые компании

Обслуживающие компании

1

Научно-исследовательский и учебный сектор

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации

Образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров

Рис. 1. Модель организации предпринимательского кластера в агропромышленном комплексе региона.

Система управления в кластере должна учитывать интересы каждого участника отношений и объединения в целом, регулировать процесс их взаимодействия, а также необходимо учитывать подвижность структуры (изменения состава и видов деятельности) ИПС. Особенности процесса управления ИПС влияют как на формирование ее целей и задач, так и на построение системы управления ими.

Для повышения эффективности экономической деятельности ИПС большое значение имеет организация рациональных экономических отношений внутри их и с внешними структурами. Это: отношения с на внешнем контуре со структурами не входящими в состав объединения, с работниками и собственниками участников самого объединения. Специфика отношений обусловлена главной особенностью интегрированных структур, которая заключается в том, что они представляют собой одновременно и совокупность отдельных субъектов хозяйствования и единый хозяйственный комплекс, самостоятельную единицу предпринимательства. Происходит сочетание интересов объединения в целом и интересов отдельного субъекта, входящего в него. В силу этого в объединении должна быть разработана система внутреннего нормативного управления. Задачи системы внутренних нормативных актов заключаются в

восполнение пробелов в нормах действующего законодательства в области регулирования хозяйственной, управленческой и финансовой деятельности ИПС.

Анализ, планирование и контроль в ИПС также имеют определенные особенности обусловленные необходимостью осуществлять эти функции на разных уровнях: на уровне отдельного предприятия; на уровне определенного направления, реализуемого несколькими предприятиями; на уровне ИПС в целом. Из необходимости координации действий по сбору и обработке первичной информации для ее обобщения и анализа, организации согласованной деятельности по формированию и исполнению плановых заданий вытекает целесообразность централизации этих функций. В связи с этим, анализом экономической деятельности ИПС, составлением прогнозов, долгосрочных и среднесрочных планов считаем должна заниматься финансовая служба головной структуры (управляющей компании) или специализированная управляющая фирма.

Литература

1. Костюкевич Д.В. Проблемы взаимодействия структур малого, среднего и крупного предпринимательства //Вестник ИНЖЭКОНа, Сер. Экономика, 2008. - Вып. 7(26). Стр. 342-345. (0,4 п.л.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2000.

References:

1. D. V. Kostyukevich Problems of interaction of structures of small, medium and large enterprise // Herald ENGECON Ser. Economy, 2008. - Vol. 7 (26). P. 342-345. (0.4 pp)

2. Porter M. Competition: Per. from English. - M.: Publishing House "Williams", 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.