H. В. Подпрятоб, Р. А. Соловьев, M. Г. Суслов. Межнациональные противоречия.
ИСТОРИЯ
Отечественная история
УДК 94(470)"1950/1980"
Н. В. Подпрятоб, Р. А. Соловьев, М. Г. Суслов
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРИЧИНЫ РОСТА НАЦИОНАЛИЗМА В СССР в 50-80-е гг. XX в.
В статье рассматриваются проблема национализма в Советском Союзе и деятельность органов государственного управления по снижению межнациональных противоречий.
This article examines problems of nation alism in Soviet Union and government administration activity to lowering of conflicts between different nation.
Ключевые слова: национализм, социальный конфликт, национальная окраина, вооруженный конфликт, национальная республика, национальные проблемы.
Keywords: nationalism, social conflict, national frontier areas, armed conflict, national republic, national problems.
В такой многонациональной стране, как Россия, национальный вопрос и межнациональные отношения всегда относились к числу наиболее значимых и острых. Еврейские погромы, армяно-татарская резня и другие столкновения на национальной почве в царской России указывали на остроту и трагизм противоречий. Советский Союз унаследовал много проблем старой России, но добавил и новые. Депортация народов, репрессии против националистов, присоединение территорий, стран и народов в предвоенный и военный период придали национальному вопросу дополнительную остроту.
После Великой Отечественной войны возникли новые факторы роста межнационального напряжения. В прибалтийских республиках и на Западной Украине проводились коллективизация и раскулачивание, а вместе с ними репрессии и выселение кулаков из числа коренных народов. Долго продолжалась вооруженная борьба с бан-деровцами и «лесными братьями». Также продолжались репрессии против тех представителей нацменьшинств и их родственников, которые со-
© Подпрятов Н. В., Соловьев Р. А., Суслов М. Г., 2011
трудничали с фашистами. Все это не оставляло равнодушными западных украинцев и жителей Прибалтики.
Недовольство населения национальных регионов перестало носить форму открытого вооруженного противостояния, но приобрело форму социальных конфликтов на национальной почве. Даже в лагерях среди заключенных могли вспыхнуть выступления, вызванные межнациональными проблемами. Так, в мае - июне 1954 г. произошел бунт в Степлаге, в ходе которого заключенные националисты - украинцы, немцы, чеченцы и другие - прекратили работу, захватили власть в лагере, установили собственную администрацию и выдвинули свои требования Советской власти. Для подавления неповиновения 26 июня пришлось брать лагпункт штурмом, задействовав при этом войска в количестве 1600 человек при поддержке 5 танков, 98 служебных собак и 3 пожарных машин [1].
4 апреля 1969 г. в столице Узбекской ССР г. Ташкенте после футбольного матча местной команды «Пахтакор» с одной из московских команд масса молодых людей бесчинствовала, перекрыв движение на проспекте Навои. На улицах с криками «Бей русских!» избивали европейского вида мужчин и женщин, даже узбечек в европейской одежде. Через несколько дней беспорядки повторились [2].
В 70-х гг. непростая обстановка сложилась в Эстонии. Сначала в республике никаких открытых массовых выступлений не было. Если и велись разговоры о том, что Советский Союз в 1940 г. оккупировал Прибалтику, всячески подавляя ее культуру и быт, то они шли, в основном, среди определенно настроенной интеллигенции. Но постепенно все чаще и чаще на бытовом уровне стали проявляться тревожные признаки обострения эстонско-русских отношений. В республике стали происходить провокации против военнослужащих, а республиканское руководство фактически поощряло их. Эстонцы, ослепленные национализмом, воспринимали солдат как оккупантов и нередко провоцировали конфликты с военными [3].
В 1983 г. в Узбекской ССР с началом известного «хлопкового дела» также растет межнациональная напряженность. К уголовной ответствен-
ности были привлечены сотни государственных и хозяйственных руководителей. Из 13 первых секретарей обкомов партии 10 были смещены с должностей, причем 5 из них арестованы, а один расстрелян. Была заменена четвертая часть членов ЦК компартии Узбекистана, что свидетельствовало о скрытой поддержке властными структурами самого высокого ранга криминального мира.
Кампания по борьбе с коррупцией в республике приобретала в сознании коренных народов отчетливо выраженную антиузбекскую направленность. В партийном и государственном аппарате Узбекистана производилась ротация кадров. На некоторые руководящие должности взамен узбеков были выдвинуты русские. Местное население, не зная криминальной подоплеки происходящих событий, восприняло все это как ущемление прав национальной республики и представителей коренной национальности. Данное обстоятельство накалило обстановку в республике, но крупных столкновений и беспорядков тогда удалось избежать.
Аналогично развивались события и в другой среднеазиатской республике - Казахстане. После привлечения к уголовной ответственности некоторых партийных руководителей Казахской ССР - казахов по национальности - растет межнациональная напряженность и в этой республике. Окружение руководителя республики Д. Кунаева, преследуя свои интересы, организовало выступления студенчества, умело используя все возрастающие национальные и социальные противоречия в республике.
Центральные власти, испугавшись массовых волнений в республике, прекратили уголовное преследование Д. Кунаева и некоторых других руководителей республики. Новое руководство страны тем самым продемонстрировало свою либеральность.
Серьезными сигналами для власти были межнациональные столкновения в Душанбе 12 января 1985 г. и в Якутске в апреле 1986 г., антирусские демонстрации в Риге в декабре 86-го и январе 87-го, декабрьское письмо Горбачеву двадцати восьми выдающихся людей Белоруссии о трагической судьбе вымирающего белорусского языка и о необходимости вернуться к политике языковой и культурной либерализации, еврейская акции протеста в Москве в феврале 87-го, первые майские выступления русского общества «Память», июльская осада Москвы крымскими татарами, требующими права вернуться на родину предков, националистические демонстрации в столицах трех прибалтийских республик 23 августа - в годовщину подписания пакта Риббентропа - Молотова, октябрьское выступление во Львове, так называемой украинской группы мира... [4].
В союзных республиках появляются общественно-политические организации националистического толка, такие, как литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия», «Народный фронт Азербайджана» и другие подобные организации в Молдавии, Латвии и Эстонии. В стране стали издаваться газеты и журналы с ярко выраженной антисоветской направленностью. Выдвигаемые в них идеи изменения политического курса и статуса республик, входящих в состав СССР, зачастую получали поддержку общественности.
Отдельные республики в конце 80-х - начале 90-х гг. объявили о своем суверенитете. В свою очередь автономии (например, Якутская АССР) также стали требовать изменения своего статуса и повышения его до уровня союзных республик [5].
Подобные требования Абхазской АССР и Юго-Осетинской автономной области [6], входящих в состав Грузинской ССР, стали началом противостояния, вскоре переросшего в вооруженный конфликт.
Нарастание конфликтов требовало сил для наведения порядка. Милиция национальных окраин нередко вставала на сторону погромщиков или, в лучшем случае, уклонялась от наведения порядка и предотвращения массовых беспорядков. В таких условиях только усилиями армейских подразделений удавалось держать обстановку под контролем и пресекать вооруженные столкновения. Особенно эффективными оказались действия мобильных сил Советской Армии -воздушно-десантных войск.
Предпринимаемые руководством Советского Союза миротворческие усилия и активная миротворческая деятельность Вооруженных Сил России сумели остановить вооруженные конфликты в Приднестровье, Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. Процесс умиротворения шел сложно, с постоянными отклонениями от оговоренных условий. И в настоящий момент нельзя говорить о полной нормализации обстановки в этих регионах.
Таким образом, во второй половине XX в. в Советском Союзе закономерно возникла опасность межнациональных конфликтов. Однако власти этой опасности не увидели, проблемы не разрешали, а загоняли вглубь [7]. Со вспыхнувшими в 1980-х гг. межнациональными конфликтами власть не могла справиться и не только по причине слабости органов правопорядка и госбезопасности, но и ввиду слабости самой власти. Только усилиями армейских подразделений удалось предотвратить перерастание конфликтов в широкомасштабные боевые действия. Однако после распада Советского Союза кровопролитных столкновений избежать не удалось.
Н. В. Подпрятов, Р. А. Соловьев, М. Г. Суслов. Межнациональные противоречия.
Первоначально власти пытались скрыть информацию о выступлениях в различных уголках страны. По воспоминаниям Н. Рыжкова, в центральных средствах массовой информации были лишь скупые сведения.
Председатель Совета Министров СССР Н. Рыжков так оценил ситуацию того времени: «Начиная перестройку на не слишком прочном фундаменте, мы не учли, не захотели или не сумели учесть одну из главных, на мой взгляд, причин слабости. Я имею в виду причину, еще с ленинских времен стыдливо называемую "национальным вопросом"» [8].
Несмотря на самокритичность главы советского правительства Н. И. Рыжкова, нельзя с ним согласиться. Это слишком простое объяснение, свидетельствующее о непонимании всего комплекса проблем, которые обостряли межнациональные отношения и приводили к росту национализма.
Всплеск национализма в СССР в конце 1980-х гг. был предопределен многими объективными и субъективными причинами. Тесно переплелись историческая память народов и исторические корни межнационального напряжения с непродуманной, а зачастую очень неграмотной политикой государственной власти.
В ходе Великой Отечественной войны в нашей стране целые народы по обвинению в пособничестве фашистам были репрессированы. В 1943-1944 гг. чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары, турки, греки и немцы были насильственно переселены в степи Казахстана и Узбекистана. Места их прежнего жительства были принудительно заселены жителями других регионов страны.
После восстановления в эпоху «хрущевской оттепели» национальных автономий репрессированных народов возникла проблема их возвращения к местам традиционного проживания. При решении этих вопросов власти совершили ряд опрометчивых, непродуманных шагов. Так, например, при восстановлении Чечено-Ингушской АССР в ее состав включили три русских района: Наурский, Каргалинский, Шелковской, зато часть Пригородного района осталась в составе Севе-ро-Осетинской АССР. В то же время национальные и территориальные проблемы крымских татар, турок-месхетинцев и некоторых других народов решены не были. Таким образом, национальной политикой была заложена основа будущих межнациональных конфликтов на Северном Кавказе, в Средней Азии и других местах.
У межнациональных конфликтов была серьезная экономическая основа. Исторически республики и народы находились на разных стадиях развития, что сказывалось на разном уровне, образе и качестве жизни. Оказывала влияние и
экономическая политика государства. В республиках начинали строить промышленные предприятия, но поскольку на местах не было нужного количества специалистов, то завозили их из РСФСР и других республик. Чаще всего приезжие занимали руководящие должности и места специалистов. Местные жители привлекались как малоквалифицированная рабочая сила. Это сказывалось на размерах зарплаты и на более низком уровне жизни, что вызывало недовольство коренного населения. То же происходило при освоении целинных и залежных земель в Казахстане. Конфликты в Средней Азии, и в первую очередь в Ферганской долине, возникли, прежде всего, из-за тяжелого экономического положения, сложившегося в этом регионе в силу преобладания монокультуры хлопка.
Влияние на развитие конфликтов оказывали региональное клановое мировоззрение, высокая степень религиозности населения и быстрое развитие в связи с этим исламских движений, которые ориентировали свою националистическую пропаганду на молодежь, в основной своей массе безработную, пораженную наркоманией.
Власть не учитывала, что коренное население, особенно Средней Азии, имело свое самосознание, свои привычки, обычаи, традиции и менталь-ность людей феодального общества. Это нередко служило причиной конфликтов, которые на первых порах не выходили наружу, но медленно тлели в сознании коренных жителей республики, готовя почву для будущих серьезных конфликтов [9].
С конца 1970-х гг. все активнее вели себя идеологи подпольного и полуподпольного национализма, имевшие возможность, в отличие от либеральных диссидентов, апеллировать к национальным чувствам, спекулировать на националистических предрассудках недовольного народа. Националистические идеи привлекли большее количество сторонников и сочувствующих, чем либеральные идеи правозащитников. Однако правоохранительные органы рассматривали межнациональные трения как проявления бытовых ссор и конфликтов.
Свое влияние оказывали и зарубежные специальные и идеологические службы, вещавшие на многих языках народов нашей страны. Имело место влияние сопредельных стран, где немало бывших соотечественников жили зачастую лучше, чем оставшиеся на родине.
Рост национализма в СССР имел и очень важную объективную причину - рост национального самосознания народов нашей страны, связанный с индустриальной фазой развития общества. В советской системе он происходил независимо от воли и желания правящей партии, но происходил, хотя и замедленно, так как через все ка-
налы насаждался и пропагандировался интернационализм как государственно-партийная идеология. С середины 50-х гг. XX в., когда в СССР стал быстро формироваться теневой сектор экономики с чисто рыночными отношениями, появилась объективная основа для формирования национализма. В настоящее время, когда рыночные отношения легализовались, национализм стал открытым, агрессивным и угрожающим.
Таким образом, современное российское общество унаследовало от прошлого многие национальные проблемы и добавило к ним серьезную националистическую составляющую, которая создаст немало проблем для государственной власти уже в ближайшем и отдаленном будущем.
Примечания
1. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 228. Л. 5, 21-23, 29-33, 171, 172.
2. Во всех случаях милиция, состоявшая в подавляющем большинстве из узбеков, действовала вяло и, по существу, не пресекала противоправные действия. Впоследствии это квалифицировалось как безответственность и трусость, а не как солидарность с действиями толпы, которая, кстати, милиционеров не трогала. Часть милиционеров впоследствии была уволена из органов. Однако подобная позиция в межнациональных конфликтах потом была свойственна для милиционеров национальных окраин.
3. Вертелко И. П. Служил Советскому Союзу. Сокровенное. М., 1996. С. 215; Бобков Ф. Д. КГБ и власть. М., 1995. С. 156.
4. Там же. С. 201.
5. РГАНИ. Ф. 89. Пер. 30. Д. 38. Л. 2.
6. Там же. Пер. 11. Д. 69. Л. 1.
7. Там же. Д. 102. Л. 4.
8. Рыжков Н. И. Перестройка: история предательств. М., 1992. С. 197.
9. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 32. Д. 3344. Л. 157.
УДК 94(470)"1920/1926":27-9
А. Г. Поляков
ЛИЧНОСТЬ ЕПИСКОПА ВИКТОРА
(ОСТРОВИДОВА) В СИСТЕМЕ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ (В ПЕРИОД 1920 г. - лето 1926 г.)
В статье характеризуется нейтрально-лояльная по отношению к светской власти позиция викарного епископа Виктора (Островидова), имеющего неоднократные притязания на административное и идейно-духовное руководство в Вятской епархии. Его мнение оказало решающее влияние на формирование негативной позиции правящего вятского архиерея, духовенства, верующих по отношению к обновленчеству.
© Поляков А. Г., 2011
The article describes the position of the Bishop Victor (Ostrovidov) which was neutral and loyal related to the secular authorities. He had repeated pretensions for the administrative, ideological and spiritual leadership in the Eparchy of Vyatka. His opinion had influenced to the forming of negative attitude of Vyatka Archbishop, clergy and believers to the trend of "renovation" in Russian Orthodox Church.
Ключевые слова: Епископ Виктор (Островидов), политическая лояльность, изъятие церковных ценностей, обновленчество, репрессии.
Keywords: the Bishop Victor (Ostrovidov), political loyalty, confiscation of the church values, "renovation", repressions.
Епископ Виктор (Островидов) - лидер первой и наиболее радикальной из церковных оппозиций политическому курсу заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В данной статье раскрываются некоторые предпосылки возникновения вик-торианства в Вятской губернии, связанные с политической позицией епископа Виктора до появления церковной Декларации 1927 г.
Жизненный путь епископа Виктора (Островидова) до его приезда в январе 1920 г. в Вятскую губернию свидетельствует о его значительном богословско-теоретическом и практическом опыте религиозной деятельности, умении самостоятельно анализировать церковно-государ-ственные отношения. В этот период у него складываются религиозно-политические представления. Он считал правильным разрыв Церкви с «мирскими привязанностями», осуждал политическую деятельность Церкви, занятую реализацией интересов светской власти, а не достижением религиозных целей. Епископ Виктор считал вполне естественным для России отделение Церкви от государства. В вопросе возможности сосуществования Церкви и противоборствующего в мировоззренческом плане государства, а также в отношении социализма он во главу угла ставил «духовное могущество» и «духовное единение» как верующих внутри Церкви, так и всех Православных Церквей. В экклесиологическом плане еп. Виктор делал акцент на религиозное сакрально-мистическое содержание Церкви [1].
Приводя в исполнение соборное определение о создании в уездных городах викарные епископские кафедры, Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод указом № 3716 от 2(15) декабря 1919 г. учредили Уржумскую епископскую кафедру. Тем же указом епископом Уржумским, викарием Вятской епархии был назначен архимандрит Виктор (Островидов), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Согласно указу хиротония должна была состояться в Петрограде [2].
Встреча 23 января 1920 г. епископа Виктора с духовенством и верующими Уржумского уезда