УДК 323.1 ББК 64.3
межнациональные отношения в современной россии: инновации политики и управления
Зорин Владимир Юрьевич,
доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям,
Ленинский пр., д. 32 а Москва,119334, [email protected]
Аствацатурова Майя Арташесовна,
доктор политических наук, профессор, директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного университета, член Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа, пр. Калинина, д. 9,г. Пятигорск, Ставропольский край, 357532,
Аннотация
В статье рассматривается ход работы по реализации государственной национальной политики РФ, проделанной с момента подписания 9 декабря 2012 г. Президентом РФ В.В. Путиным Указа «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Ключевые слова
Национальная политика, межнациональные отношения, межконфессиональные отношения, многонациональное государство.
8
Несмотря на развернутую работу по реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в обществе, в экспертном сообществе, в СМИ отмечается факт недоверия и даже жесткой критики, как самого документа, так и технологий его реализации. В общественном и информационном дискурсе, в том числе и в международном, периодически обсуждаются так называемые: «черкесская», «ногайская», «крымскотатарская» и другие проблемы. На обыденном уровне слышатся замечания о том, что «национальной политики нет», что «национальная по-
литика ангажирована и работает в интересах отдельных народов, этнических групп или субъектов РФ». Подвергается сомнениям концепт единой российской гражданской нации. Не всегда очевидна эффективность организационного и информационного сопровождения реализации Указов Президента РФ, освещение хода реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.», результатов деятельности Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.
В молодежной среде отмечаются факты неуважительного отношения к государственным
символам России, в обществе встречаются проявления пренебрежения к отдельным сюжетам российской истории, к достижениям российской государственности.
В связи с осложнением международных отношений происходит «геополитизация» межэтнических отношений внутри страны. Поэтому значимость эффективных форм и методов реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» возрастает в связи с новыми реалиями международных отношений, рисками террористического, экстремистского характера.
С учетом указанных обстоятельств, главной задачей этнополитики на современном этапе является обеспечение гражданского единства в условиях многообразия страны и этнокультурного развития общества. Это неоднократно подчёркивалось на заседаниях Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. «Российская гражданская нация» как феномен и социальный институт настоятельно «требует» своего осмысления не только в культурологической, исторической и ментальной практиках, но и в системе политического и управленческого знания1 . Это - главный инновационный ресурс рассматриваемой Стратегии.
Принадлежность к российской гражданской нации как идентификационный комплекс включает множество общеизвестных параметров и впечатляющих ценностей2 . В упрочении российской гражданской нации проявляется одна из главных ценностных ориентаций творчески мыслящей и деятельностной части российского общества - ориентация на стабильное развитие. Вместе с тем, как подчеркивал Президент РФ В.В. Путин в своих статьях «Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить» (2012 г.), «Россия: национальный вопрос» (2012 г.)3 , принципы, направления и векторы
'См.: Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции / Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2011. 299 с.
2См.: Косарев А.И. Ценностные ориентиры российского общества // Российский исторический журнал. 2009. № 1. С. 28-36.
3Путин В.В. Россия сосредотачивается.// Ориентиры.
М., 2012. 128 с.
стабильного развития не имеют ничего общего с застоем.
На современном этапе упрочение единства российских граждан актуализируется внешнеполитическими рисками.
Среди них - усилившееся политическое и экономическое давление со стороны США и Евросоюза, растущие санкции европейских и американских оппонентов России, попытки раскачать политическую стабильность, разобщить россиян, в том числе и за счет конфессионального фактора, ухудшение отношений с НАТО. Однако усилия США и европейских стран привели к обратному результату. Дискриминационные меры в отношении суверенной России в ответ на независимую внешнюю политику руководства РФ, напротив, способствовали объединению и консолидации многонационального народа России. Проект единства российской гражданской нации выдержал очередные испытания и подтвердил свою значимость.
Россия - это нация наций, и суть современной национальной политики становится двуединой. С одной стороны, это - обеспечение национальных интересов российского народа внутри страны и на международной арене, в том числе и через национальные проекты, инновационное развитие экономики, систему национального образования. С другой стороны, это - сохранение и поддержка историко-культурного и религиозного разнообразия проживающих в России представителей разных национальностей и религий. Одно не исключает другое, а, наоборот, возможно только в сложном единстве и при эффективном, демократическом управлении. Объединяющую роль в этом единстве играет русский народ. Как отмечает Президент РФ В.В. Путин, «...великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью»4. В этой связи одной из важнейших новаций Стратегии является положение о том, что русский народ рассматривается в ней не только как объект, но и как субъект государственной национальной политики.
4Путин В'В' Россия: национальный вопрос «Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация' скрепленная русским культурным ядром» // Независимая газета' 2012. 23 января'
9
10
В связи с вхождением Крыма в состав России Президент РФ В. Путин в Обращении к нации 18 марта 2014 г. отметил, что значение России для Крыма, как и Крыма для России очевидно в контексте внешне-и внутриполитической доктрины страны. Имея в виду судьбы всех проживающих в Крыму, Президент РФ подчеркнул, что руководство РФ «с уважением относится к представителям всех национальностей, проживающих в Крыму» и что «в сердце и в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России».5
Процесс реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» продемонстрировал, что нынешняя государственная национальная политика является адекватной современным вызовам и предлагает обществу набор механизмов и практик для ответа на них.
Вместе с тем следует отметить «узкие места» в реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также сформулировать желательные политико-управленческие и организационные тренды.
Среди них:
1. Слабое организационное и информационное обеспечение реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия» и ««Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и всей триады принятых доктри-нальных документов. В этой связи необходимо широкое освещение достижения государственной этнополитики, позитивных тенденций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений. При этом такое освещение должно оперативно реагировать на провоцирующие националистические, ксенофобские проявления с целью их дезавуации и нейтрализации.
2. Недостаточная профессиональная подготовка управленческих кадров и недостаточное число управленцев всех уровней в сфере современных техник и технологий реализации государственной национальной политики РФ. В этой
5Путин В.В. Обращение к Российской нации // Вестник Российской нации. 2014. № 2. С. 9.
связи необходима организация постоянно действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и работников органов МСУ, кадров в системе высшего профессионального образования по бакалаврским и магистерским программам с такими специализациями, как этносоциология, этнопсихология, этнополитология, национально-государственное строительство, национально-культурное самоопределение, национальные и федеративные отношения.
3. Недостаточное внимание уделяется факту роста конфессионального фактора в общественно-политических процессах. В настоящее время все больше внимания органов власти занимает политический ислам и экстремизм под религиозными флагами. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» религиозный аспект затронут лишь в связи с участием религиозных объединений и организаций в урегулировании конфликтов на национальной почве, интеграции и социальной адаптации мигрантов. В этой связи необходимо не только преодоление различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ, но также противоречий в политико-управленческих тактиках, техниках и технологиях при нейтрализации региональной и местной «этнопо-литической суверенизации и этнокультурной архаизации». При этом важно сохранение светского характера государственности, политико-административного и местного управления.6 В этой связи стоит оценить возможные последствия слияния национально-культурных и религиозных организаций, которое вряд ли оправдано с учетом специфики задач каждого из этих видов общественных организаций.
4. Слабое использование возможностей Федерального закона «О национально-культурной автономии» в новых условиях. Принятый двадцать лет назад Федеральный закон в последнее
6Аствацатурова М.А., Зинченко М.С., Иванова С.Ю. Общие процессы и тенденции межэтнических отношений и религиозная ситуация в СКФО // Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на второе полугодие 2014 г.). Экспертный доклад / Под ред. В. Тишкова. Москва - Пятигорск - Ставрополь: РНЦ - ПГЛУ- СКФУ, 2014. 141 с.
время переживает второе рождение. Число федеральных НКА возросло на треть и сегодня составляет около 20, а всего по стране зарегистрировано около 1500 автономий федерального, регионального и местного уровня. Следует подчеркнуть, что этим законом воспользовались около 80 народов нашей страны из 193. В Республике Крым, например, зарегистрировано 77 НКА разного уровня, которыми охвачены представители 18 этносов. Необходимо максимально использовать ресурсы национально-культурных автономий, как федеральных, так и региональных и местных, рассматривая их как союзников государства не только в обеспечении этнокультурных интересов народов, этнических общин, диаспор, но и в снижении межэтнических противоречий, профилактике конфликтов и практическом миротворчестве.
5. Слабое участие национальных диаспор и национально-культурных организаций в поддержке евразийского проекта, а также и в формировании межнациональных общественных организаций, объединяющих представителей разных народов, разных этнических групп. На федеральном уровне созданы только две организации: Ассамблея народов России (АНР) и ее молодежная организация. АНР, созданная 17 лет назад и охватывающая своей деятельностью 76 субъектов РФ. Они являются безусловными лидерами среди организаций такого типа. В этой связи руководителям и активистам национально-культурных организаций и национально-культурных автономий необходимо более активно оценивать процессы, которые осуществляются на исторической Родине, так же как и содержание внешнеполитических отношений России с соответствующим «материнским» государством.
6. Недостаточная этнологическая грамотность, взаимная этнокультурная компетентность населения. Это мешает полноценной межкультурной коммуникации, способствует формированию ложных негативных этнических стереотипов, которые затрудняют упрочение общегражданского тренда и межнационального единства россиян. Одной из форм повышения этнологической грамотности может стать такая акция, как всерос-
сийский этнологический диктант с самым широким участием в нем граждан РФ всех возрастов.
7. Опасной идеологической тенденцией является обработка молодежи и попытки ее радикализировать со стороны экстремистских сил, пропаганды среди молодежи националистических взглядов и агрессивных настроений, в том числе с использованием новых технологий, связанных с психологией, социальными сетями и блогосферой. В этой связи необходимы оперативная официальная реакция на данные явления со стороны органов власти и управления, институтов гражданского общества, образовательных организаций, а также развертывание многопрофильной системы противодействия им.
«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» не может отвечать на все вопросы современного общества, предложить рецепт решения всех проблем для всех этнокультурных сообществ и регионов, но она представляет своеобразный гуманитарный стандарт. Поэтому в механизмах ее реализации заложено положение о том, что Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовят Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений современной этнополитики РФ.
Главная задача этнополитики на современном этапе - оптимальное соединение проекта многообразия страны и этнокультурного развития отдельных общностей и регионов с проектом российской гражданской нации и обеспечением гражданского единства.
11
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // http:// Президент. РФ /news/17165.
2. Аствацатурова М.А., Зинченко М.С., Иванова С.Ю. Общие процессы и тенденции межэтнических отношений и религиозная ситуация в СКФО // Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на второе полугодие 2014 г.). Экспертный доклад / Под ред. В. Тишкова. Москва — Пятигорск - Ставрополь: РНЦ - ПГЛУ-СКФУ, 2014. 141 с.
3. Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление духовной общности российской нации // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. вЫП.236.М.:ИЭА РАН, 2014.
4. Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции / Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2011. 299 с.
5. Косарев А.И. Ценностные ориентиры российского общества // Российский исторический журнал. 2009. № 1. С. 28-36.
6. Путин В.В. Обращение к Российской нации // Вестник Российской нации. 2014. № 2. С. 9.
7. Путин В.В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. М., 2012. 128 с.
8. Путин В.В. Россия: национальный вопрос «Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» // Независимая газета. 2012 г. 23 января.
9. Хоперская Л. Нетитульная судьба. Российские соотечественники в Центральной Азии. М., 2013. 312 с.
THE INTERNATIONAL RELATIONS IN MODERN RUSSIA: INNOVATIONS OF POLICY AND MANAGEMENT
Zorin, Vladimir Yurievich,
doctor of political Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Ethnology and
anthropology, Russian Academy of Sciences,
member of the Council under the RF President on interethnic relations,. Leninsky prospect, 32,
Moscow, 119334, [email protected]
Astvatsaturova Maya Artashesovna,
doctor of political Sciences, Professor, the Director of the Centre for ethno-political studies
Pyatigorsk state University, a member of the Public Council of North Caucasus Federal district, Kalinina, 9, Piatigorsk, Stavropol region, 357532,
Abstract
12 The article discusses the progress made in the implementation of the state national policy of the
Russian Federation undertaken since the signing of the December 9, 2012 Russian President Vladimir Putin's Decree «On the strategy of state national policy of the Russian Federation for the period till 2025».
Keywords
national policy, international relations, interfaith relations, multinational state.