Научная статья на тему 'Межнациональное согласие в республике Дагестан: опыт, проблемы'

Межнациональное согласие в республике Дагестан: опыт, проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / РОССИЯ / RUSSIA / ЕДИНСТВО / UNITY / СОГЛАСИЕ / HARMONY / КУЛЬТУРА / CULTURE / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич, Мусаева Elmiramusaeva.Mgu.89@Mail.Ru

Статья посвящена вопросам обеспечения единства и межнационального согласия в Дагестане. Большое внимание уделено роли русского народа в осуществлении глубоких социально-экономических и культурных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-ethnic harmony in the Republic of Daghestan: experience, problems

The article is devoted to the promotion of unity and inter-ethnic agreement in Dagestan. Much attention is paid to the role of the Russian people in the implementation of deep socio-economic and cultural reforms in the country.

Текст научной работы на тему «Межнациональное согласие в республике Дагестан: опыт, проблемы»

Человек и общество

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета*

Э.Ш. МУСАЕВА кандидат философских наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой социогуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета**

Межнациональное согласие в Республике Дагестан: опыт, проблемы

В современных непростых условиях проблемы национальной политики и межнациональных отношений, формирования национального согласия и сохранения стабильности социума приобрели чрезвычайно актуальный и значимый характер. По этим вопросам написано и издано немало работ теоретического и научно-популярного характера как на федеральном, так и на региональном уровне. Хотя они написаны в разные годы, тем не менее рекомендации и выводы, содержащиеся в них, актуальны и сегодня.

«Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и

1

межнациональное согласие» .

* Гасанов Нариман Набиевич, е-mail: nariman1940 @ mail.ru

** Мусаева Эльмира Шекералиевна, е-mail: elmiramusaeva.mgu.89@mail.ru 1 Путин В.В. Россия: Национальный вопрос // Дагестанская правда, 2014, №16-17, 24 января.

Наша страна действительно является одним из самых многонациональных государств мира. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. в России проживают представители 168 национальностей.

Исторически русский народ стал государствообразую-щим. Вокруг него объединились сотни больших и малых народов: украинцы и белорусы; татары и осетины; аварцы и агулы; ногайцы и ненцы; даргинцы и лезгины, кумыки и цахуры и др.

«Российская практика и 1150-летний опыт совместного проживания разных народов шире, глубже, фундаментальнее европейского опыта. Это обусловлено этнокультурным и этноконфессиональным разнообразием российского общества. И если, например, в Европе на одну страну в среднем приходится 9-10 языков, то в России - 277 языков, наречий, диалектов, причём 89 из них используются в качестве языков обучения (30) и изучения (59)1.

В условиях, когда западные государства, в первую очередь США, стремятся воспрепятствовать сотрудничеству государств на взаимовыгодных условиях, оказывают давление, вводят против России санкции, вопросы сохранения единства, обеспечения стабильности общества по-прежнему остаются актуальными. Не случайно поэтому в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» обеспечение межнационального мира и согласия, укрепление единства народов России выделены в качестве приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации. Это еще раз говорит о том, что национальные и межнациональные проблемы остаются важнейшими в российском обществе.

Настоящая статья посвящена вопросам обеспечения межнационального согласия в Дагестане. В ней сделана попытка обобщения исторического опыта народов многонациональной республики по сохранению целостности и единства Дагестана в составе Российской Федерации. Большое внимание уделено роли русского народа в осуществлении глубоких социально-экономических и культурных преобразований в республике, показана деятельность руководства Дагестана по осуществлению национальной политики.

1 См.: Дагестанская правда, 2018, № 27, 6 февраля.

Дагестан входит в регион Северного Кавказа - республика особая, уникальная, создана не на национальной, а на территориальной основе. Республика уникальна и с точки зрения этнокультурного многообразия проживающих здесь народов. На сравнительно небольшой территории проживают более 30 народностей, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействует между собой. Они живут в мире и согласии, не ведая вражды и злости, образуя единое и целостное, многоязычное, поликультурное дагестанское содружество. Оно характеризуется традиционным укладом жизни, богатством прогрессивных традиций, способных укрепить единство, сохранить историческую память и опыт социальной жизни дагестанского социума. Многовековая история народов Дагестана дает богатый и разнообразный материал, отражающий их исконное единство, восходящее к древним эпохам. В дагестанское содружество входят народы, говорящие на языках четырех основных языковых групп: нахско-дагестанской, тюркской, славянской, индоевропейской (см. табл. 1).

Таблица 1

Национальный состав населения РД и России по переписи 2010 г.1

В Дагестане (человек) В % к общему числу населения РД Живущие в России (чел.)

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.

Все население 2576531 2910249

В том числе указавшие национальность 2576380 2891819 100 100

аварцы 758438 850011 29,4 29,4 912,1 тыс.

даргинцы 425526 490384 17,0 17,0 589,4 тыс.

кумыки 365804 431736 14,2 14,9 503,0 тыс.

лезгины 336698 385240 13,1 13,3 473,7 тыс.

лакцы 139732 161276 5,4 5,6 178,6 тыс.

русские 120875 104020 4,7 3,6 111,1 млн.

1 См.: Народы Дагестана, 2012, №1, с. 62.

азербайджанцы 111656 13919 4,3 4,5 603,1 тыс.

табасаранцы 110152 118848 4,3 4,1 146,4 тыс.

чеченцы 87867 93658 3,4 3,2 1,4 млн.

ногайцы 38168 40407 1,5 1,4 103,7 тыс.

рутульцы 24298 27849 0,94 1,0 35,2 тыс.

агулы 23314 28054 0,9 1,0 34,2 тыс.

цахуры 8168 9771 0,3 0,3 12,8 тыс.

армяне 5702 4997 0,2 0,2 1,2 млн.

таты 825 455 0,03 0,02 1,6 тыс.

другие национальности 19157 14194 0,014 0,5

не указавшие национальность 151 18430

Следует отметить, что 14 народностей, указавшие по переписи 2010 г. свою национальную принадлежность, имеющие родные языки, особенности традиций и обычаев, также считают себя аварцами1. К ним относятся: андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, цезы, генухцы, бежтин-цы, гунзибцы, хваршины, тиндинцы, багулалы, ахвахцы, каратинцы, арчинцы. Все перечисленные народности, как справедливо отмечают специалисты, обладают общеаварским самосознанием и национальность в основном указывают «аварцы». Этнические своеобразия и культурно-бытовые особенности имеют гораздо меньшую выраженность, чем их общность. В быту они чаще пользуются диалектами и говорами. Все они кроме родных языков владеют аварским и языком межнационального общения - русским (см. табл. 2).

1 К аварцам относятся и андо-цезские народности.

Таблица 21

Динамика численности малочисленных народов аварской группы 1866-2010 гг. (тыс. человек)

Название 1866 1886 1894 1916 1926 1938 2002 2010

Андийцы 5,7 76 7,5 7,7 7,7 9,6 21,27 11,8

Ботлихцы 1,1 1,3 1,3 1,4 3,4 4,1 - 3,51

Годоберинцы 0,8 1,2 1,4 1,4 1,4 1,9 0,002 0,43

Чамалалы 2,5 3,9 4,6 5,8 3,4 5,7 0,003 0,024

Цезы 3,3 4,3 4,8 4,4 3,3 5,8 15,18 11,7

Генухцы 0,8 0,5 0,8 0,9 - 0,9 0,53 3,5

Бежтинцы 1,7 2,7 2,9 4,1 1,5 2,8 6,18 6

Гунзибцы 0,6 0,4 0,5 0,5 0, 1 0,4 0,97 0,92

Хваршинцы 1,1 1,4 1,5 1,7 1,0 2,0 0,11 0,53

Тиндинцы 2,5 3,3 3,6 3,9 3,8 5,8 0,033 0,64

Багулалы 2,0 2,6 2,6 3, 1 3,1 4,9 0,018 0,005

Ахвахцы 2,5 3,6 3,7 2,9 3,7 4,7 6,36 7,9

Каратинцы 4,2 5,8 5,7 6,5 5,3 6,7 6,02 4,8

Арчинцы 0,6 0,8 0,8 0,9 0,9 1,1 0,007 0,012

О полиэтничности Дагестана свидетельствует и такой пример. В высокогорном Рутульском районе издавна компактно проживают аварцы, азербайджанцы, лакцы, лезгины, рутуль-цы и цахуры. Между ними сложились доверительные, дружественные отношения, обращаются они друг к другу словом «сосед». У себя дома они общаются на родных языках, а внутри района - на азербайджанском и русском языках.

Считаем важным подчеркнуть, что не известны факты, свидетельствующие о конфликте на межнациональной основе между этими народностями. Все возникающие проблемы решались и решаются на основе диалога авторитетных представителей этих народов. Таким образом, народы Дагестана разные по численности, языкам, культурам, традициям, но у них много общего в мировосприятии, т.е. в менталитете. Это общее выступает важнейшей скрепой, укрепляюей их единство. Народами Дагестана накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения и взаимоподдержки различных культур. В историческом сознании дагестанцев живет поликультурность и многонацио-нальность. У нас даже самые малые этносы сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое место жительства.

1 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Этноатлас Республики Дагестан. Махачкала, 2014, с. 40.

Таким образом, население нашей республики отнюдь не являет собой механическую сумму этнических групп. На наш взгляд, можно говорить об определенной историко-культурной общности Дагестана, к которой относятся не только коренные его элементы, но и представители всех других народов, постоянно проживающие на территории республики.

Это видно и из таблицы 3, показывающей динамику этнического состава населения республики в 1866-2010 гг.1.

Население республики, не утрачивая свою национальную самобытность, в то же время старается осмыслить не только свое дагестанское, но и общероссийское единство. Как граждан великой страны - России.

Таблица 3

Динамика этнического состава населения РД в 1866-2010 гг. (тыс. человек)

№ Национальность 1866 1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

1 Аварцы 158,6 177,3 231,2 239,4 349,3 418,6 496,1 758,4 850,0

2 Даргинцы 121,4 125,7 151,1 148,2 207,8 246,9 280,4 425,5 490,4

3 Кумыки 51,2 87,8 101,5 120,9 169,0 202,3 231,8 365,8 431,7

4 Лезгины 94,6 90,5 96,8 108,6 162,7 198,8 204,4 336,7 385,2

5 Лакцы - 39,9 51,9 53,5 72,2 83,5 91,7 139,7 161,3

6 Русские 13,1 65,7 195,3 213,8 209,6 189,5 165,9 120,9 104,0

7 Чеченцы 0,8 21,4 27,7 12,8 40,0 49,2 57,9 87,9 93,7

8 Табасаранцы 31,9 33,4 33,4 53,3 71,7 78,2 110,7 118,8

9 Азербайджанцы 23,4 31,2 38,2 54,4 64,5 75,5 111,7 130,9

10 Ногайцы 20,3 17,5 14,9 21,8 25,0 28,3 38,2 40,4

11 Рутульцы 10,0 10,3 - 6,6 11,8 14,3 15,0 24,3 27,8

12 Евреи (таты) 6,6 0,8 0,2 - 3,0 6,4 7,4 12,9 3,37 2,4

13 Агулы 5,4 7,7 20,4 6,4 8,6 11,5 13,8 23,3 28,1

14 Цахуры 3,4 3,5 - 4,3 4,3 4,6 5,2 8,2 9,8

15 Татары 1,5 5,4 6,0 5,8 5,6 5,5 3,7

16 Евреи горские 1,1 11,6 - 16,2 11,9 4,7 3,6

17 Прочие 25,5 59,8 36,3 39,6 40,1 36,0

Народы Дагестана представляют один многонациональный народ, являющийся составной частью многонационального народа России. У всех нас одна страна, единое государство, общая судьба.

Республика Дагестан не только многонациональный, но и поликонфессиональный субъект Российской Федерации. Здесь взаимодействуют такие мировые религии, как ислам,

1 См.: Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Этноатлас Республики Дагестан, с. 20.

христианство и иудаизм. Между ними исторически сложились доверительные и толерантные отношения. Находясь во взаимодействии, все возникающие вопросы они решают путем диалога, что способствует укреплению общедагестанского единства, межконфессионального и межнационального мира.

В преамбуле Конституции Республики Дагестан обобщены основные принципы, обеспечивающие единство и стабильность дагестанского социума. Это: многонациональный народ Республики Дагестан, являющийся составной частью многонационального народа Российской Федерации, исторически объединившегося в единое государство; сознание ответственности за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия, приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства; признание приоритета прав и свобод человека и гражданина; общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов; стремление к становлению гражданского общества и созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев. Это общие принципы, обеспечивающие единство дагестанского общества. Как известно, с полиэтничностью связаны и особенности развития республики. В трудах дагестанских ученых, в частности, профессора М.А. Абдуллаева, анализируются основные факторы, обеспечивающие единство, учитывающие специфику развития республики. К ним относятся: генетическая общность происхождения дагестанских народов; утверждение ислама во всём Дагестане; дагестанские традиции; природно-географические условия и обусловленные ими зоны хозяйственной деятельности; куначество. Народы Дагестана объединяли и сплачивали интересы защиты свободы и независимости своей страны, общедагестанские исторические и культурно-нравственные традиции и обычаи. Современный, модернизированный ислам выступает фактором, объединяющим народы независимо от религиозных принципов. Этому же способствуют многонациональность, межнациональные браки; превращение русского языка в язык межнационального общения; отсутствие титульной на-

ции. Россия играла и играет ведущую роль в сохранении и упрочнении единства народа Дагестана .

Таким образом, общедагестанское единство, основанное на взаимном уважении и сотрудничестве, на традиционной культуре, является основным направлением перехода народов Дагестана в новое качественное состояние в современных условиях.

В нашей республике проводилась и проводится большая работа по привитию любви к великой России, ее истории, культуре, языку, традициям, народам, проживающим в ней. Одновременно в равной степени в Дагестане прививается любовь к народам республики, своей малой родине, родному языку и т.д. Такая работа не прекращалась даже в самый смутный период конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого столетия.

В своем развитии народы Дагестана приобрели полезный опыт достижения компромисса и согласия между конфликтующими или спорящими друг с другом джамаатами. В этом заключается сущность народной дипломатии Дагестана.

В республике всегда поддерживались хорошие отношения с соседями, другими регионами России. Дагестанцы энергично интегрируются в единое экономическое и культурное пространство страны. Действует ряд соглашений о социально-экономическом и культурном сотрудничестве с городами и областями страны.

Из истории известно, что дагестанцы никогда не воевали друг против друга. На протяжении веков в Дагестане складывались гибкие механизмы саморегулирования межэтнических отношений, прочно укреплялись дух терпимости, гуманистические по своей сущности принципы и институты межнационального общения. Так, любой путник, попав в горный аул, не оставался без еды, заботы и крова. Причём на годекане2 не спрашивали у него, какой он национальности.

Кому неизвестна традиция дагестанского гостеприимства?!

1 Абдуллаев М.А. Основные факторы, обуславливающие единство народов Дагестана // Сборник материалов научно-практической конференции «Единство народов Дагестана - основа политической стабильности, социально-экономического и культурного развития республики». Махачкала, 2009, с. 3-9.

2 Годекан - место в ауле, куда собираются пожилые мужчины для традиционной беседы.

В Дагестане институт гостеприимства был одним из важнейших каналов общения представителей разных селений, обществ, народов. Для дагестанцев главное в обычаях гостеприимства не национальная принадлежность гостя. В беду или трудное положение попал человек. И этим для наших предков было сказано всё.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В наше время этот обычай подвергся значительной трансформации, появились элементы нового, неизвестного в прошлом. Как справедливо пишет профессор Р.М. Магомедов, «главным в этом новом являются черты дружбы народов, пронизавшие древний обычай»1. Обычай гостеприимства является не только дагестанским, он присущ всем народам, является частью их быта.

Не менее древняя дагестанская традиция - куначество. Имеется немало исторических свидетельств, говорящих о том, как кунаки заменяли детям умерших родителей или поддерживали их хозяйство, пока те не встанут на ноги. Отказ принять кунака без всякой на то причины рассматривался как позор не только для семьи и родственной группы, но и для всего аула. Следует отметить, что для дагестанца кунак и друг не самоцель. Из истории известно немало примеров, свидетельствующих о роли кунака и друга в решении спорных вопросов между аулами, джамаатами. Подводя итог сказанному о куначестве, отметим, что оно было и остается одним из факторов дагестанского единства, являющимся традиционным.

Как известно, важнейшим условием сохранения единства и дружбы народов нашего общества является соблюдение равенства всех народов на всех уровнях социально-экономического развития, а также в кадровой политике. Кадровая политика в многонациональном Дагестане выступает не только мощным рычагом решения непростых проблем социально-экономического и культурного развития, но и действенным средством обеспечения стабильности и дагестанского единства.

Учет национальных и межнациональных интересов народов Дагестана находит отражение и в том, что высшие должностные лица (Глава республики, Председатель Народного Собрания, Председатель Правительства) являются

1 Магомедов Р.М. Единство народов - великое благо Дагестана. Махачкала, 2001, с. 52.

представителями разных народов, и они все стремятся не допускать соперничества, разобщения ветвей власти.

В Республике Дагестан разработаны и приняты Концепция и Программа реализации кадровой политики. Вся государственная кадровая политика Дагестана ориентирована на то, чтобы представители всех народов республики могли быть вовлечены в различные органы управления.

В общественно-политической и духовной сферах жизни дагестанцев в последнее время заметную роль играют религия и религиозные организации. Одним из важнейших аспектов взаимодействия и сотрудничества государства с религиозными объединениями в Дагестане является достижение межнационального и межконфессионального мира и согласия.

В статье «Россия: национальный вопрос» В.В. Путин пишет: «В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма -при всех различиях и особенностях лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, их нам надо укреплять»1.

Религиозные деятели Дагестана ведут активную работу по духовно-нравственному оздоровлению общества, борьбу с такими пороками современной жизни, как наркомания, алкоголизм, проституция, призывают хранить дагестанские семейные устои, нравственные традиции, заботиться о пожилых людях и правильно воспитывать детей.

Но в Дагестане в современных условиях есть еще группы исламских радикальных течений, которые часто ведут себя недружелюбно, используют ислам в деструктивных целях. «К сожалению, лидерам этнических общностей нередко удается подчинить ислам своим узконациональным и амбициозным интересам»2.

Авторитетные представители духовенства республики в своем большинстве понимают это и пытаются объединить усилия всех народов Дагестана для решения стоящих перед республикой задач.

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., в связи с ростом межнациональных конфликтов в республиках бывшего Союза

1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Дагестанская правда, 2012, №16-17, 24 января.

2 Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы национальных отношений. Махачкала, 2013, с. 257.

обнаружилась особая проблема «русскоязычного» населения. Она не обошла стороной и многонациональный Дагестан. Следует отметить, что русский вопрос в нашей республике имеет ярко выраженную специфику, которая выражается, по мнению кандидата философских наук З.С. Арухо-ва, в следующем: во-первых, в Дагестане русский язык является государственным. Русские в республике живут в русскоязычной среде. Во-вторых, у всех народов Дагестана, в том числе и у русских, сформировались общие черты психологии, культуры. Многие русские имеют среди дагестанцев близких родственников, что способствует формированию общих интересов. В-третьих, русские, проживающие в Дагестане, имеют статус. За ними признаются такие высокие моральные качества, как честность, порядочность, простота, образованность, трудолюбие, мудрость, готовность прийти на помощь. Им адресуется чувство глубокой благодарности за значительный вклад в развитие экономики и культуры республики. В-четвертых, в республике нет стремления к созданию моноэтнического государства по принципу «одна нация - одна республика». Следовательно, русские были и остаются одним из равноправных народов республики1.

Считаем необходимым особо выделить роль России в укреплении единства полиэтнического Дагестана. Конституция Российской Федерации закрепляет республиканский государственный строй Дагестана в составе РФ, обеспечивает его территориальное единство и функционирование. Российская Федерация создает материально-технические, культурные и в значительной степени идейно-политические условия для нормальной работы органов власти и самих дагестанцев. Русский народ для республики был и остаётся крепкой опорой и главной силой, способствующей укреплению дружбы народов Дагестана.

Русский и другие народы страны оказывали Дагестану бескорыстную помощь в создании многоотраслевой экономики. Эта помощь выражалась в самых разнообразных формах: предоставление безвозмездных денежных ссуд в виде дотаций правительства России, льготных кредитов, поставка промышленной и сельскохозяйственной техники,

1 См.: Арухов З.С. По правилам разума. Философские и политические сочинения. Махачкала, 2005, с. 242.

направление в республику квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

Велика помощь русского народа в культурном развитии народов горного края. Многие представители русской интеллигенции самоотверженно трудились и трудятся на благо дагестанцев. Инженеры, ученые, учителя, врачи, артисты, представители других специальностей приезжали в Дагестан и вели эффективную работу по подготовке национальных кадров и развитию национальной культуры народов Дагестана. Приведем несколько примеров. Так, в 1938 г. в школы были направлены 250 молодых русских учителей, окончивших педучилища. В 40-е гг. в школы республики прибыло более 100 педагогов, окончивших вузы и педучилища страны. В 1950 г. в республику приехало около 1200 русских учителей, в 1951 г. - 1419 человек, в 1952 г. - 1300 человек, в 1953 г. - 1161 учитель1.

Взаимодействие, контакты между представителями разных национальностей способствуют сходству не только в культурных вкусах и интересах у представителей разных национальностей, но и в культурно-бытовых нормах поведения. Так, представители русскоязычного населения, живущие в нашей республике, сами передавая многие традиции общероссийской культуры, в то же время перенимают в известной мере положительные культурно-бытовые традиции тех народов, с которыми они непрерывно общаются. Значительное влияние русской культуры, которая впитывает достижения других народов, в свою очередь, выступает одним из мощных трансляторов общероссийской культуры и культуры других народов.

Процесс культурного сближения имеет многие благоприятные социальные последствия. Он способствует не только социальному росту, но и взаимопониманию людей различных национальностей, упрочению дружественных межнациональных отношений, способствует дальнейшему укреплению стабильности социума.

Значительна роль русского языка в духовном развитии дагестанцев, взаимообогащении их культур. Следует отметить, что приобщение народов Дагестана к мировой культуре и духовным ценностям других народов стало возможным благодаря русскому языку. Дагестанцы изучают русский

1 Русские в Дагестане. Махачкала, 2015, с. 18.

язык добровольно. В нашей республике возрастает роль русского языка в межнациональном общении и сотрудничестве и поэтому большое внимание уделяется глубокому изучению русского языка как важнейшего средства общения вообще, межнационального в частности. В условиях нашей республики большое внимание уделяется гармоничному сочетанию русского и родного языков, развитию национально-русского двуязычия.

В целях поддержки, сохранения и распространения русского языка как важнейшего фактора консолидации народов республики и языка межнационального общения в Дагестане реализуется подпрограмма «Русский язык 2014-2017 годы». 13 октября 2014 г. издан Указ Главы РД № 212 «О мерах по обеспечению развития, защиты и поддержки русского языка в Республике Дагестан». Изучение русского языка - не только путь к высотам науки, техники, культуры, искусства, но и насущная жизненная потребность, важнейшая экономическая и политическая задача, залог дальнейших успехов всего воспитательного процесса. В нашей республике утвердилась практика проведения вечеров, дней, недель русского языка, организация школьных, районных, городских и республиканских олимпиад по русскому языку.

Русский язык помогает развитию и расцвету других национальных языков, их взаимообогащению и взаимовлиянию. Через посредство русского языка известны всему миру произведения Расула Гамзатова, стали достоянием широкого российского и зарубежного читателя произведения Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы, Эфенди Ка-пиева, Ахмедхана Абу-Бакара, Фазу Алиевой, Анвара Аджиева и др.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что русский народ, его великая культура оказывали и оказывают прогрессивное влияние на развитие дагестанского социума. Сегодня невозможно представить Республику Дагестан без русского народа, который органично влился в его многонациональную среду. На протяжении многих десятилетий между народами Дагестана, включая русскоязычное население, проживающее в Дагестане, складывались дружеские связи, культура межнационального общения, которые с честью выдерживали и выдерживают все испытания.

В результате распада Советского Союза русский народ оказался разделенным: 25 млн. русских не по своей воле

оказались на территориях иностранных государств. Кроме этого ещё 10 млн. нерусских россиян постигла такая же участь. По мнению ученых, проблема 25 млн. россиян, проживающих в странах ближнего зарубежья, является для России одной из ключевых в ее взаимоотношениях с этими странами.

Следует отметить, что в период развала страны проблема русскоязычного населения не обошла и нашу республику.

В свое время, когда в Дагестане, как и в других регионах Союза, развитие производства требовало вовлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов, наблюдалось увеличение доли русского населения. Если в 1926 г. эта доля составляла 12,5%, в 1939 г. - 14,7%, то в 1959 г. -20,12%1. В 1959 г. русские в Республике были вторым по величине народом с удельным весом в общей численности населения 20,12%, в 2002 г. - 4,7%, а в 2010 г. - уже 3,6%2 от общего количества населения республики.

В настоящее время русское население насчитывает 104 тыс. человек, которые в основном компактно проживают в Махачкале, Кизляре, Кизлярском и Тарумовском районах3. Русские уезжают в основном из городов республики, в частности, из Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов.

Отток русскоязычного населения из нашей республики объясняется проблемами экономической нестабильности, безработицей, низким уровнем жизни, ростом преступности. Имеют место преступления, связанные с незаконным отчуждением жилья у представителей русскоязычного населения. В 90-х гг. на самочувствие дагестанских русских не могли не влиять вооруженные конфликты, нападение международных бандформирований на Дагестан, бурный рост исламизации общества, общий рост межнациональной напряженности на Кавказе. Кроме того, в качестве причин оттока русскоязычного населения указывали оскорбления детей в школе, на улице по национальному признаку, недостатки в кадровой

4

политике, ущемление прав в трудовых коллективах .

Руководство Дагестана рассматривает предотвращение вынужденного оттока русскоязычного населения как важнейшее направление практической деятельности, которое

1 См.: Дагестанская правда, 1992, 24 июля.

2 См.: Народы Дагестана, 2012, №1, с. 62.

3 См.: Русские в Дагестане, с. 22, 37.

4 См.: Проблемы русского и русскоязычного населения в Дагестане. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 1996, с. 31.

нацелено на достижение устойчивости экономической и политической ситуации. Для стабилизации миграционных процессов среди русского населения в республике выработан и реализуется ряд конкретных мер, которые направлены на приостановление оттока русскоязычного населения из Дагестана.

Правительство РД, чтобы уменьшить социально-политическое напряжение в Кизляре, Кизлярском и Тарумовском районах, 31 июля 2003 г. приняло постановление «О социально-экономическом развитии Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов». В нём были определены конкретные мероприятия по развитию указанных территорий. Были приняты также программы социально-экономического развития Кизлярского и Тарумовского районов и г. Кизляра на 20042008 гг. Большое внимание уделялось представительству молодёжи русскоязычного населения в вузах Дагестана (установлены квоты для высших учебных заведений).

В целях повышения культуры межнационального общения и снижения оттока русского населения проводится большая работа по освещению деятельности Комиссии Правительства РД по проблемам русскоязычного населения, которая была создана в 1994 г. Ранее, в 1993 г. был создан Координационный совет по Северному региону РД. Деятельность его была направлена также на снижение оттока русских.

В городах Махачкала, Хасавюрт, Каспийск, Дербент, Из-бербаш функционируют православные церкви. Им оказывается соответствующая государственная поддержка, в частности, в строительстве и ремонте православных культурных учреждений.

В декабре 2013 г. принята Государственная программа Республики Дагестан «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014-2017 годы», в том числе подпрограмма «Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2014-2016 годы».

Значительное внимание уделяется кадровой политике, которая проводится органами власти республики в г. Кизляре, Кизлярском и Тарумовском районах. Этот вопрос постоянно находился и находится в центре внимания руководства республики. Так, Государственный Совет РД принял постановление «О кадровой политике, проводимой органами власти в

Кизляре, Кизлярском и Тарумовском районах Республики Дагестан». Были внесены изменения в законодательные акты республики в увязке с федеральными законами об обеспечении представительства русских руководителей в районах их исконного проживания и обязательного представительства во всех министерствах и ведомствах республики.

В настоящее время представители русскоязычного населения работают в органах государственной власти. На должном уровне русские представлены среди руководителей хозяйствующих субъектов и их заместителей .

Таким образом, в нашей республике проводится определенная работа по обеспечению русскоязычному населению соответствующего представительства в органах государственной власти и управления на всех уровнях, а также получению специального образования, социальной защиты и установлению за всем этим надлежащего контроля. Но эту работу необходимо значительно усилить и заниматься проблемой постоянно на всех уровнях власти.

Мы уделяем столь большое внимание русскому вопросу потому, что от самочувствия русскоязычного населения в Дагестане в значительной степени зависит не только состояние межнациональных отношений в самой республике, но и стабильность на Кавказе, на юге России в целом.

Это, разумеется, нисколько не умаляет роль других народов бывшего Союза в укреплении могущества страны, ее экономического и духовного потенциала. Значителен их вклад в развитие Республики Дагестан. Ученым еще предстоит в полной мере изучить этот вопрос в своих исследованиях. Мы должны с уважением относиться к историческому прошлому, гордиться своей историей и нам есть чем гордиться. «Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества впе-ред»2. Сегодня в структуре самосознания дагестанцев лидирует общероссийская гражданская идентичность3.

Жизнь постоянно дает тысячи примеров тесного сотрудничества всех народов Российской Федерации в социально-политической, экономической и духовной сферах.

1 См.: Русские в Дагестане, с. 42, 44, 48.

2 См.: Выступление Президента РФ В.В. Путина перед участниками дискуссионного клуба «Валдай» 5 января 2014 г.

3 См.: Дагестанская правда, № 39-40, 21 февраля 2018 г.

Но национальные и межнациональные отношения не застывшие, не беспроблемные сферы. Это динамично развивающиеся отношения, вопросы живой жизни, для которых присущи противоречия и проблемы. Решая их, необходимо быть внимательными к национальным интересам людей, добиваясь при этом их активного участия в решении сложнейших задач нашего полиэтнического и поликонфессионального общества.

На сегодняшний день хозяйственно-экономические связи, сложившиеся между регионами, слабы, что препятствует гармонизации межнациональных отношений. Подобные связи были прочными в советский период и они позволяли глубже изучить состояние социально-экономической и культурной ситуации в соседних регионах. Хозяйственно-экономические связи выступают в качестве одного из каналов, способствующих сближению наций и народностей, они нацелены на выравнивание уровней социально-экономического и культурного развития регионов.

В условиях нашей республики имеет место отсутствие должного внимания к развитию горных районов. Такая политика привела к оттоку из сельской местности молодёжи, опустошению значительных горных массивов, которые использовались в прошлом и кормили горцев. В современных условиях опять встал вопрос о том, чтобы вновь освоить эти террасы. Распались колхозы и совхозы, а новые формы хозяйствования не получили широкого развития. В национальной политике следует обратить особое внимание на выравнивание уровней развития районов республики.

Нельзя не указать еще на одну проблему, которая негативно влияет на гармонизацию межнациональных отношений. Речь идёт о переселении населения с гор на равнину. Задуманная в благородных целях, эта идея была неудачно реализована. Это привело, во-первых, к оттоку сельского населения, разрушению традиционного сельского уклада жизни - животноводства, во-вторых, возникновению непростой ситуации в районах компактного проживания кумыкского населения: появились земельные вопросы, проблемы с водоснабжением, была нарушена налаженная оросительная система. Всё это привело к возникновению противоречия между местным кумыкским населением и переселенцами. Нельзя допустить, чтобы это противоречие переросло в конфликт. Для этого органы власти на местах

призваны организовать работу таким образом, чтобы между переселенцами и местным населением сложились отношения взаимопомощи и доверия, основанные на высокой культуре межнационального общения.

Для устойчивого развития равноправных межнациональных отношений необходимо формирование новой политической элиты, состоящей из людей с незапятнанной репутацией, знающих, что делать и как делать. Эти люди должны быть независимы от этнических и внутриэтнических кланов. Обновление политической элиты в Дагестане должно быть постоянным и его следует осуществлять не по национальному признаку, а по деловым и профессиональным качествам. Дагестанская политическая элита в последние годы дискредитировала себя, народ перестал доверять ей, она оказалась коррумпированной. Это элита не дагестанского общества, а самых богатых.

Сегодня идет очищение Дагестана от коррупционеров, расхитителей и разного рода кланов. Дагестанцы поддерживают политику руководства страны, направленную на создание условий для нормального социально-экономического развития республики, улучшения уровня жизни ее населения.

На основе тщательного учета интересов и запросов больших и малочисленных народов Республики Дагестан Верховный Совет Дагестана в 1993 г. подготовил и принял «Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан». В последующем разработаны и приняты Народным Собранием Программы развития национальных отношений в Республике Дагестан (на 2008-2010 и 2010-2015 гг.). Проведена большая работа по реализации этих Программ. В их основу были положены проверенные на практике принципы и подходы, такие, как единство Дагестана и России; единство и территориальная целостность республики; государственная поддержка этнокультурного развития народов; равноправие граждан и народов республики; ценность исторического опыта совместного проживания дагестанских народов; решение спорных вопросов на основе межнационального диалога и согласия и др. Сегодня, когда идет очищение республики, эти принципы должны быть задействованы в полной мере.

В работе по обеспечению единства и межнационального согласия в обществе большое внимание должно быть уделено патриотическому и интернациональному воспита-

нию населения. Как известно, XXI век начался не с укрепления стабильности и безопасности на планете, а с возникновения новых угроз в целостном, взаимосвязанном и противоречивом мире. Самой страшной из этих угроз является международный терроризм. Наша страна в целом, Дагестан в частности, испытали ужасы терроризма. Поэтому воспитание населения в духе положительных традиций, дружбы народов, гуманизма, непримиримости к ксенофобии, насилию, национализму, экстремизму и терроризму должно оставаться важнейшей задачей тех, кто разрабатывает и пропагандирует национальную политику и ее принципы, в частности, многонациональной интеллигенции, призванной гуманизировать общество.

Гасанов Н.Н., Мусаева Э.Ш. Межнациональное согласие в Республике Дагестан: опыт, проблемы. Статья посвящена вопросам обеспечения единства и межнационального согласия в Дагестане. Большое внимание уделено роли русского народа в осуществлении глубоких социально-экономических и культурных преобразований.

Ключевые слова: национальная политика, межнациональные отношения, Россия, единство, согласие, культура, русский язык.

Gasanov N.N., Musaeva E.Sh. Inter-ethnic harmony in the Republic of Daghestan: experience, problems. The article is devoted to the promotion of unity and inter-ethnic agreement in Dagestan. Much attention is paid to the role of the Russian people in the implementation of deep socio-economic and cultural reforms in the country.

Keywords: national policy, interethnic relations, Russia, unity, harmony, culture, Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.