Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2017. Т. 21. С. 118-125
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 316.35
Межнациональное согласие в Республике Бурятия: оценки и мнения участников экспертной панели
Е. В. Петрова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ
Аннотация. Рассмотрены некоторые результаты работы экспертной панели по исследованию проблем межнациональных отношений (2016 г.). Сделан вывод о позитивной оценке межнационального согласия, оптимистичном прогнозе его развития в ближайшие годы. Выделены факторы, способствующие сохранению бесконфликтного межэтнического взаимодействия, и факторы возможной дестабилизации ситуации. Определены перспективы сохранения стабильного межэтнического согласия, которые связаны с улучшением социально-экономического положения населения, культивированием интеграционных стратегий поведения, повышением роли интернационального воспитания молодежи, согласованием этнических интересов.
Ключевые слова: межнациональные отношения, межнациональное согласие, Республика Бурятия, экспертная панель.
В условиях международной нестабильности и продолжающихся геополитических конфликтов, когда не прекращается борьба за мировые ресурсы, а «цветные революции» становятся непосредственной угрозой региональной безопасности, все более актуально и востребовано систематическое изучение проблем межнационального взаимодействия, факторов их дестабилизации для раннего предупреждения межэтнических конфликтов и сохранения национальной безопасности.
Россия - полиэтническое государство, поэтому сохранение межнационального согласия и этнокультурного разнообразия как в масштабе всей страны, так и отдельных ее регионов является главной задачей и приоритетным направлением национальной политики, что прописано в Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 г., принятой в 2012 г. Также Стратегия рекомендует проведение мониторинга межнациональных отношений, анализ результатов которого позволит разрабатывать мероприятия профилактического характера, противостоять угрозам в случае их возникновения и сохранять межнациональное согласие в российском обществе на основе культивирования позитивных ценностей и ориентаций [3].
Созданное в 2015 г. ФАДН (Федеральное агентство по делам национальностей) разработало Концепцию государственного социологического мониторинга в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, проводить который рекомендовало федеральным структурам и региональной власти, в том числе в формате экспертных панелей [4, с. 9; 5].
С целью реализации Стратегии государственной национальной политики РФ и в рамках социологического мониторинга в сфере межнациональных отношений, в 2016 г. в Республике Бурятия была создана и начала функционировать экспертная панель, работа которой направлена на систематическое и периодическое получение оперативной информации по проблемам развития межнациональных отношений.
В рамках работы по формированию и организации панели было реализовано два этапа: опрос экспертов в форме индивидуального анкетирования (110 чел., самозаполнение) и обсуждение наиболее важных вопросов, выявленных в ходе опроса, на экспертных площадках (21 чел., фокус-группы)1. В состав экспертов были отобраны представители государственных и муниципальных органов власти, науки и образования, бизнеса и предпринимательства, СМИ, культуры, спорта и туризма, национально-культурных центров и общественных организаций республики (русские - 56 чел., буряты - 39 чел., другие - 15 чел., из них докторов наук - 17, кандидатов наук - 25)2.
Начавшая работу экспертная панель будет функционировать постоянно, ее цель состоит в том, чтобы дать оценку состояния межнациональных отношений в республике и выявить основные проблемы; определить факторы, способствующие гармонизации и возможной дестабилизации этих отношений; определить меры (мероприятия) для органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества, способствующие интеграции и консолидации общества, сохранению межнационального согласия.
Факторы сохранения межнационального согласия в республике.
Республика Бурятия является стабильным в плане межэтнических отношений регионом благодаря множеству факторов, среди которых - уважение традиций и дружелюбный менталитет проживающих на территории республики народов, длительное историческое взаимодействие, существующая толерантность и этнокультурные, этноконфессиональные особенности населения, межэтнические браки, государственное регулирование межнациональных отношений, работа национально-культурных центров и общественных организаций. Эти же факторы были выделены экспертами в качестве основных, из оказывающих наибольшее позитивное влияние на межнациональные отношения в регионе. Большинство опрошенных экспертов положительно охарактеризовало состояние межнациональных отношений в республике и перспективы их развития в ближайшие годы. Только 2 % экспертов сочли их напряженными, и 14 % уверены, что в ближайшие годы произойдет их ухудшение.
1 Социологическое исследование (опрос экспертов и фокус-групповые дискуссии) проведено сектором социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН по заказу и при финансовой поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
2 Более подробно об организации и методике проведения панели см. [1].
Для сохранения и укрепления межнациональной стабильности в республике государственными органами и общественными организациями проводится большая работа, но эксперты, принявшие участие в анкетном опросе, рекомендовали обратить особое внимание на образовательно-воспитательное направление работы с детьми и молодежью, а также поддержку мероприятий этнокультурного характера - «внедрение в школьное и дошкольное образование программы уроков по межнациональному согласию» (62,7 %); «поддержку инициатив общественных организаций и граждан, направленных на развитие национальных культур», «развитие этнографического и культурно-познавательного туризма» (52,7 %); «финансирование изданий, учебников, учебно-методической литературы по истории и культуре народов республики» (46,4 %); «широкие информационные кампании, направленные на формирование позитивного образа этнического многообразия» (41 %).
По мнению респондентов анкетного опроса (ответы на открытые вопросы), «важной задачей является скрепление общества единой идеологией, ориентирующей молодое поколение на лучшие духовно-нравственные ценности, заложенные в традиционных культурах народов. Создание единого воспитательного пространства требует объединения усилий со стороны государства, СМИ, системы образования и воспитания личности, семьи». «Особенно важно на уроках школьникам показывать, что ценности у народов не такие уж и разные, а одинаковые». «Ведущая роль в проведении нравственного воспитания и морали должна быть возвращена педагогу. Воспитание с целью повышения качества личности, а не сдачи ЕГЭ».
Наряду с факторами, которые продолжают объединять разные этнические группы Бурятии, в исследовании ставилась цель выявить факторы, ослабившие в настоящее время консолидирующий потенциал влияния на межэтнические отношения. Эксперты выразили обеспокоенность тем, что в скором времени можно совсем растерять успешный интеграционный опыт межнационального взаимодействия, который был весьма эффективным в советское время, и выделили в числе значимых блоков такой, как воспитание межнационального согласия, интернационализма и навыков межэтнического взаимодействия в образовательно-воспитательной сфере за счет информационно-просветительской работы, деятельности детских и молодежных организаций, направленной на укрепление дружбы народов, сохранение исторической памяти о длительной дружбе народов.
В качестве мер, которые необходимо принять для сохранения межнационального согласия в республике, практически все участники экспертных площадок назвали усиление внимания на интернациональном воспитании в детском саду, школе, ссузах и вузах в современных, адаптированных формах с учетом развития интернет-пространства, социальных сетей, гаджетов и 1Т-технологий, привлекая для этого успешный опыт других регионов РФ: «Инновационный формат, который заинтересовал бы молодежь и юношество, ... очень необходим в виде кинофестивалей, телевизионных интересных акций, конкурсов, 1Т-технологий, приложений для интернета, гаджетов... » (ФГ № 2, г. Улан-Удэ).
Факторы дестабилизации межнациональных отношений. По мнению экспертов анкетного опроса, одним из основных факторов, который может нарушить стабильность межэтнических отношений в республике, является социально-экономический: 60,6 % экспертов считают, что он может способствовать вероятным конфликтам на национальной и религиозной основе; 47,3 % уверены, что он в первую очередь влияет на ухудшение межнациональных отношений и может способствовать появлению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве; 47,7 % видят в нем наибольшую угрозу для возможной дестабилизации межэтнических и межконфессиональных отношений в республике.
Отвечая на открытые вопросы анкеты, эксперты отмечали важность социально-экономического развития региона: «Уровень и качество жизни населения, распространение в обществе ценностей индивидуализма, прагматизма, эгоизма, негативно отражаются на процессах приобщения личности к нравственным, этнонациональным ценностям». «Депрессивно-стагнирующая модель экономики республики актуализирует вопросы витального выживания населения, и они выходят на первый план. Проблемы этнокультурного развития в жизни и сознании людей второстепенны и находятся на периферии общественного сознания. Исключения составляют группы, которые используют групповые стратегии - мигрантские общины, землячества. Для них этнокультурная политика - важный канал и механизм внутригрупповой консолидации и мобилизации».
Аналогичные мнения прозвучали на экспертных площадках: «Пока не изменится экономическая ситуация в республике, пока она не станет привлекательной для своих граждан,... т. е. самое главное, что нас может спасти от роста межнациональной напряженности, - это развитие экономики, повышение уровня жизни» (ФГ № 1, г. Улан-Удэ).
Кроме того, эксперты выразили обеспокоенность негативным влиянием интернета и социальных сетей - 88,8 % указали на вероятность такого влияния, 55 % абсолютно уверены в том, что оно существует в республике. По мнению большинства, интернет и социальные сети представляют наибольшую угрозу для возможной дестабилизации межэтнических и межконфессиональных отношений в республике: создают негативные образы этнических групп, способствуют появлению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, распространяют информацию экстремистского характера. Поэтому эксперты рекомендовали более жестко контролировать интернет-пространство и сайты, способствующие появлению межнациональных и межконфессиональных конфликтов. В большей мере и более активно предлагали использовать интернет для воспитания и культивирования интернационализма, патриотизма, межнационального согласия, популяризации успешного исторического опыта межэтнических отношений в республике.
Существенным моментом, который может оказать влияние на дестабилизацию межэтнических отношений в республике, является этническая обусловленность шансов на социальное продвижение. 61,9 % респондентов анкетного опроса считают, что национальность влияет на возможность занять
высокий пост в органах власти республики, 51,8 % - устроиться на лучшую работу, по 12 % - возможность открыть свое дело и получить квалифицированную медицинскую помощь.
Бурятия относится к полиэтническим регионам (по данным последней переписи 2010 г., русские составляют 66 %, буряты - 30 %, этнические меньшинства - 4 %), и влияние этнического фактора на разные сферы жизни республики очевидно. В советское время при реализации кадровой политики в республике работал определенный негласный, не находящийся в правовом поле этнопринцип, согласно которому для представителей властных структур существовала взаимосвязь социально-статусных характеристик человека и его карьерного продвижения с национальной принадлежностью.
В постсоветское время в рамках реализации основ правового государства и гражданского общества руководство республики постепенно отходило от соблюдения этнического представительства в органах власти, хотя периодически дискуссии по этому поводу возникали. В настоящее время часть экспертов предлагает вернуться опять к этому принципу - в форме паритетного представительства или к пропорциональному представительству в органах власти согласно численности этнических групп в общем составе населения республики. При такой постановке вопросов логичным будет и квотирование для представителей малых народов и национальностей.
По мнению других экспертов, значение имеет не процентное соотношение представителей основных этнических групп в структурах управления, а этническая принадлежность ключевых фигур власти (глава республики, спикер законодательного органа республики, министры правительства, мэр столицы республики): «Существует негласное распределение постов, существует традиция. Собственно говоря, на этом-то и держалась стабильность прежде, соблюдение определенных правил игры. Когда говорят о балансе, речь-то не идет о количестве соотношения сотрудников.... Речь идет о ключевых фигурах - кто экономикой, кто финансами, кто другим руководит. Они принимают решения. Делят-то эти посты. А ведущий специалист, даже на уровне председателя комитета, - это уже аппарат, он выполняет те задачи, которые перед ним поставлены» (ФГ № 1, г. Улан-Удэ).
По итогам ответов экспертов на четыре вопроса анкеты была составлена сводная таблица, из которой можно увидеть, каким образом этнический фактор может влиять на стабильность межнационального согласия в республике, в том числе рассматриваться как угроза для дестабилизации межнациональной ситуации.
Почти половина опрошенных (49,5 %) уверена, что возникновение межнациональных и межконфессиональных конфликтов в республике возможно в сфере государственного и муниципального управления. Так, 67,9 % русских экспертов, 56,4% бурят и 66,7 % представителей других национальностей считают, что в первую очередь влияет на ухудшение межнациональных отношений «распределение должностей по этническому, земляческому, родственному признакам»; 50 % русских, 35 % бурят и 33 % представителей других национальностей уверены, что это «отсутствие равных условий при прие-
ме на работу и продвижении по службе»; 23,2 % русских, 7,7 % бурят, 26,7 % других национальностей обращают внимание на «доминирование этнических групп в определенных сферах занятости».
Таблица
Вероятность влияния этнического фактора на стабильность межнационального согласия в республике (в % от числа ответивших)
Фактор %
Несправедливое представительство этнических групп в структурах управления как тенденция в области межэтнических и межконфессиональных отношений, характерная для ряда регионов России, которая может быть наиболее опасной для республики 55,96
Справедливость в распределении власти между представителями разных этнических групп как фактор, объединяющий этнические группы республики, который в настоящее время ослабевает 41,18
Распределение должностей по этническому, земляческому, родственному признакам как фактор, который в первую очередь может способствовать появлению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве в республике 63,64
Несправедливое распределение власти между представителями разных этнических групп как наибольшая угроза для возможной дестабилизации межэтнических и межконфессиональных отношений в республике 27,5
Также на экспертных площадках была отмечена новая характеристика современного полиэтнического общества республики - рост распространенности моноэтнических коллективов: «Переустройство общества позволило создавать мононациональные группы, скажем, в бизнесе. Кстати, это заметная вещь. Если мы заходим в магазин, мы же прекрасно понимаем, кто здесь хозяин. Почему? Потому что составы сотрудников, они прямо об этом говорят... Появились группы, которые вращаются и общаются только с одним этносом. Прямо скажем, если в советское время это регулировалось, сейчас же не регулируется, значит, естественным образом они возникают. Насколько эти угрозы опасны? Существует ли возможность стабилизации? Я думаю, что потенциал накопленной толерантности, исторических традиций в республике, запас наш велик. Поэтому в ближайшее время угрозы массовой или серьезнейшей дестабилизации не существует, но сами процессы разъедания на каких-то местах, они идут... И мы должны их видеть...» (ФГ № 1, г. Улан-Удэ).
Участники анкетного опроса и экспертных площадок выражали обеспокоенность тем, что этническая обусловленность шансов на карьерное и социальное продвижение в республике, а также политизация этничности, получающая наибольшее распространение в период избирательных кампаний, могут привести к дестабилизации межэтнических отношений, поэтому рекомендовали органам власти республики при реализации кадровой политики в первую очередь ориентироваться на деловые и профессиональные качества, а не на этническую принадлежность и родственно-земляческие связи.
Вероятность массовых выступлений в республике. Для оценки экспертами протестного потенциала населения республики в анкету был включен вопрос о возможности массовых выступлений. По мнению опрошенных, вероятность таких событий в республике, в защиту своих национальных (15,9 %) или религиозных (15 %) интересов, низка. В то же время возможность массовых выступлений против падения уровня жизни вполне вероятна (63,6 %). Скорее всего, это связано с тем, что ухудшение социально-экономического развития республики в последние годы и, соответственно, падение уровня и качества жизни населения привели к увеличению числа не удовлетворенных своим положением жителей республики, а несовпадение их ценностных ожиданий и стандартов с реальными возможностями и достижениями способствовало еще большей социальной дифференциации (ситуация относительной депривации).
Известно, что к различным видам протестной политической активности граждане прибегают лишь в случае, если традиционное политическое участие оказывается неэффективным, или в случае необходимости привлечь внимание властей и общественности к какому-либо событию [2]. То есть для того, чтобы протестный потенциал перерос в протестные действия, необходимо сочетание множества факторов и условий. Следовательно, для предотвращения роста протестных настроений населения республики в первую очередь следует способствовать социально-экономическому развитию республики и повышению уровня жизни ее граждан.
Заключение. В ходе работы экспертной панели были определены основные факторы, которые потенциально могут дестабилизировать межнациональное согласие в республике. По мнению экспертов, это социально-экономические - кризисные явления в стране, социальная стратификация и невысокий уровень жизни в республике; этносоциальные, связанные, прежде всего, с этнической обусловленностью шансов на социальное продвижение и политизацией этничности; информационные (негативное влияние интернета и социальных сетей) и образовательно-воспитательные (ослабление системы интернационального и патриотического воспитания детей и молодежи).
Вместе с тем эти же факторы могут выступать и как элементы единой системы сохранения межэтнической стабильности в республике, если руководство республики и его население будут ориентироваться на развитие экономики региона и улучшение социально-экономического положения граждан; этнокультурное развитие и поддержание позитивного межкультурного диалога; реализацию инновационного формата этнокультурных мероприятий, которые бы заинтересовали молодежь и юношество; осуществление контроля интернет-пространства и республиканских СМИ для предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов; популяризацию успешного опыта межнационального согласия в республике через СМИ, интернет, печатные публикации; активизацию в образовательно-воспитательных учреждениях республики работы по воспитанию межнационального согласия, патриотизма и навыков межэтнического взаимодействия.
Список литературы
1. Петрова Е. В. Мониторинг межнациональных отношений в полиэтнических регионах: организация работы экспертной панели в Республике Бурятия / Е. В. Петрова // Вестн. БНЦ СО РАН. - 2017. - № 2. - С.
2. Политическое поведение как способ реализации политической социализации [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://txtb.ru/92/38.html (дата обращения: 25.02.2017).
3. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // КонсультантПлюс : сайт. - иЯЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_139350/ (дата обращения: 12.05.2017).
4. Хайкин С. Р. Социологический мониторинг и стратегия реализации национальной политики: вызовы и ожидания от экспертного сообщества : доклад / С. Р. Хайкин // IV социологическая Грушинская конференция. - М., 2016. - 15 с.
5. Хайкин С. Р. Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений Федерального агентства по делам национальностей / С. Р. Хайкин, С. Б. Бережкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2016. - № 5. - С. 97-110.
Interethnic Consent in the Republic of Buryatia: Expert Panel's Assessment and Opinion
E. V. Petrova
Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude
Abstract. The article deals with some findings of the expert panel (which was convened in 2016) on the study of interethnic relations in the Republic of Buryatia. Based on the results a conclusion about a positive assessment of interethnic consent in the region and an optimistic forecast for its development in the nearest future is drawn. Factors contributing to preservation of the conflict-free interethnic interaction and possible destabilizing factors are specified. Prospects of preservation of interethnic stability associated with improvement of socioeconomic status of the population, developing integrative behavioral strategies, rasing the role of international education of the young generation, and conforming ethnic interests are identified.
Keywords: interethnic relations, the Republic of Buryatia, expert panel, ethnic factor, politi-cization of ethnicity.
Петрова Елена Викторовна
доктор социологических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник
Институт монголоведения, буддологии
и тибетологии СО РАН
670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
тел.: 8(3012) 433551
e-mail: [email protected]
Petrova Elena Viktorovna
Doctor of Sciences (Social Science), Associate Professor, Senior Leading Researcher
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS 6, Sakhyanova st., Ulan-Ude 670047 tel.: 8(3012) 43355 e-mail: [email protected]