Научная статья на тему 'Межмуниципальное сотрудничество как форма развития муниципальной экономики территории'

Межмуниципальное сотрудничество как форма развития муниципальной экономики территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зинченко Максим Викторович

В статье рассмотрены проблемы (в том числе и специфические) межмуниципального сотрудничества муниципальных образований Бурейского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-municipal cooperation as a form of developing municipal economy of the territory

The article deals with the specific problems of inter-municipal cooperation of municipal units of Bureisky region.

Текст научной работы на тему «Межмуниципальное сотрудничество как форма развития муниципальной экономики территории»

Межмуниципальное сотрудничество как форма развития муниципальной экономики территории

М.В. Зинченко

В статье рассмотрены проблемы (в том числе и специфические) межмуниципального сотрудничества муниципальных образований Бурейского района.

The article deals with the specific problems of inter-municipal cooperation of municipal units ofBureisky region.

Решение проблем социально-экономического развития муниципальных образований на основе развития межмуниципального сотрудничества является актуальной задачей как для органов государственной власти и местного само управления, так и для членов местного сообщества.

В первую очередь хотелось бы отметить неполноту законодательства о межмуниципальном сотрудничестве. Существующие нормативно-правовые акты не в полной мере разграничивают права между субъектами власти, в определенной мере ограничивая управление финансовыми ресурсами муниципальных образований органам местного самоуправления.

Низкая эффективность законодательства о межмуниципальном сотрудничестве обусловлена, на наш взгляд, следующими причинами:

• неполнотой федерального и регионального законодательств, в том числе отсутствием нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о межмуниципальном сотрудничестве;

• внутренней несогласованностью и несистемностью федерального и регионального законодательств о межмуниципальном сотрудничестве;

• неэффективностьюзаконодательно-го обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований в области межмуниципального развития;

• несовершенством системы судебной защиты совместных интересов муниципальных образований.

В Европейской хартии местного само-

управления, ратифицированной Россией, зафиксировано положение о том, что конституционно гарантированная самостоятельность муниципальных образований включает право территориальных корпораций на сотрудничество при осуществлении их полномочий, а также на вступление в рамках закона в ассоциацию с другими территориальными корпорациями для осуществления задач, представляющих общий интерес. Оно нашло отражение, в более узком контексте, также в Федеральном законе о местном самоуправлении. В нем речь идет о праве муниципальных образований на объединение в ассоциации или союзы. Подобная трактовка межмуниципального сотрудничества вряд ли способствует интенсивному его развитию [1].

Вместе с тем, следует отметить, что иные (кроме ассоциаций) формы горизонтального взаимодействия муниципальных обра-

Зинченко Максим Викторович - начальник отдела международных связей ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)

зований также пока не получили в муниципальном законодательстве необходимого отражения. Они лишь упоминаются в некоторых региональных законах о местном самоуправлении, а на федеральном уровне вовсе не имеют развития. Этим, отчасти, объясняются трудности практического применения названных форм взаимодействия, их реализация возможна, как правило, лишь в рамках ассоциаций.

Не меньшие трудности возникают в сфере правового обеспечения зарубежного сотрудничества российских муниципалитетов. Дело в том, что в российском законодательстве преобладает подход, в соответствии с которым внешние связи муниципалитетов рассматриваются в рамках внешних связей государства [2].

В настоящее время идет процесс присоединения России к «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» 1980 года. Конвенция была подписана 3 октября 1999 г. [2] и находится в стадии ратификации. В то же время, заключенные до сих пор с участием РФ договоры о приграничном сотрудничестве в рамках СНГ не уделяют необходимого внимания межрегиональным и межмуниципальным формам сотрудничества и кооперации. Таким образом, приграничное сотрудничество с участием российских муниципалитетов не имеет пока необходимой правовой основы и, как следствие, его потенциал не может быть до конца раскрыт. Не случайно в связи с этим в Концепции приграничного сотрудничества в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ 09.02.2001 № 196-р, формирование нормативной правовой базы по вопросам приграничного сотрудничества названо в качестве приоритетной меры по стимулированию развития приграничной территории [3, 4, 5, б].

Вместе с тем, обращает на себя внимание различие в подходах к пониманию приграничного сотрудничества в Европейской рамочной конвенции, с одной стороны, и в российских документах и соглашениях -с другой. Конвенция исходит из того, что сердцевину приграничного сотрудничества составляют «отношения между соседними территориальными сообществами (то есть территориальными корпорациями) и властями (то есть их органами управления), находящимися под юрисдикцией двух и более Договаривающихся сторон» (ст. 2). В российской Концепции приграничного

сотрудничества последнее рассматривается как согласованные действия органов управления всех уровней (Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления), «направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств» в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий. Таким образом, территории рассматриваются, прежде всего, как объект государственной деятельности в области приграничного сотрудничества, а не как самостоятельные участники отношений с зарубежными муниципалитетами. Раскрывая полномочия органов управления трех уровней власти в сфере приграничного сотрудничества, авторы Концепции рассматривают их в контексте разграничения полномочий в области международных и внешнеэкономических связей, поэтому основной объем полномочий закрепляют за федеральными органами исполнительной власти. За органами местного самоуправления остается лишь право (в пределах своих полномочий) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств, а также заключать в установленном законодательством РФ порядке с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве. Соответственно, указанными гражданско-правовыми формами, по замыслу авторов Концепции, исчерпывается приграничное сотрудничество самих муниципальных образований. Полагаем, что данный узкий подход к политике приграничного сотрудничества нельзя признать достаточно эффективным: он нуждается в дальнейшем углублении и развитии [7].

Не менее существенной проблемой, сдерживающей развитие межмуниципального сотрудничества, является то, что экономическая база большинства муниципальных образований не соответствует их потребностям. Муниципальная собственность ограничена, существует проблема управления муниципальным хозяйством. С целью повышения эффективного управления ею и для развития муниципальных образований в целом, необходимо привлечение ресурсных и инвестиционных потоков (бюджетных, корпоративных, банковских). Одной из основ экономического развития межмуниципального сотрудничества является собственность, в первую очередь

это земельные ресурсы и другое недвижимое имущество. Процесс формирования муниципальной собственности имеет в своей основе раздел прежней государственной собственности. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37), органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Необходимо выделить особо, на наш взгляд, проблему развития межмуниципального сотрудничества в рамках формирования взаимоотношений между муниципалитетами и предприятиями разных форм собственности. В этом аспекте важно отметить влияние развития малого и среднего бизнеса на муниципальную экономику. Общеизвестно, что из всех способов активизации экономической деятельности муниципалитетов больше всего рабочих мест в сообществе создается благодаря расширению существующих и созданию новых фирм. На территории муниципального образования может функционировать множество организаций поддержки малого и среднего бизнеса, которые могли бы во взаимодействии с муниципалитетами решить многие актуальные проблемы.

В организации управления муниципальным образованием важна нацеленность на стратегическое развитие межмуниципального сотрудничества. Оно должно являться долгосрочным, касаться решения проблем и удовлетворять потребности местного сообщества. Кроме этого, стратегическое управление способствует эффективному управлению муниципалитетами и при наличии стратегического плана повышает их конкурентоспособность, способствует привлечению инвестиций. Наиболее эффективным инструментом в этом аспекте, на наш взгляд, являются программы социально-экономического развития межмуниципального сотрудничества. Ввиду того, что финансирование муниципальных образований имеет тенденцию переходить от функционального вида к целевому фи-

нансированию конкретных программ, преимущества межмуниципального сотрудничества очевидны. Отметим в качестве наиболее значимых преимуществ способность концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований, системный характер основных целей развития муниципальной экономики. Актуален также вопрос формирования бюджетов муниципальных образований на основе стабильных нормативов, позволяющих обеспечить реальную финансовую самостоятельность местного самоуправления. В то же время, налицо отсутствие целостной системы финансового обеспечения, стабильных межбюджетных отношений, социальных стандартов и социальных нормативов муниципальных образований [8].

Выделим также проблему формирования неэффективной системы налогообложения, сдерживающей развитие межму ниципального сотрудничества. Развитие муниципальных образований не увязано с местным налогообложением. Установленные налоговые платежи дают мизерные поступления в местные бюджеты и не позволяют сформировать даже минимально необходимую доходную базу, обеспечивающую самостоятельность местных бюджетов, и как результат, ограничение в развитии экономических основ межмуниципального сотрудничества.

Безусловно, все вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны между собой и требуют своего комплексного решения. В рамках этого возрастает ценность их систематизации, представленная в таблице 1.

Анализ проблем развития межмуниципального сотрудничества, представленный в таблице, показывает, что они присущи всем муниципальным образованиям России и требуют своего решения путем разработки новых подходов и методов. Тем не менее, каждому муниципальному образованию свойственны специфические проблемы межмуниципального сотрудничества. В частности, Бурейскому району Амурской области свойственны проблемы, представленные в таблице 2.

Из таблицы можно сделать вывод, что решение этих проблем напрямую зависит как от самих муниципальных образований, от их способности к совместным усилиям по совершенствованию программ межму-

Таблица 1

Проблемы развития мешмунидипадьиого сотрудничества в России

Наименование проблемы Сущность проблемы

Несовершенстао законодательства о развитии межмуниципального сотрудничества: - неполнота федерального и регионального законодательств, в том числе отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о межмуниципальном сотрудничестве; - внутренняя несогласованность и бессистемность федерального и регионального законодательств о межмуниципальном сотрудничестве; - неэффективность законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований в области межмуниципального развития; - несовершенство системы судебной защиты совместных интересов муниципальных образований; - отсутствие юридического статуса муниципальных образований, и как результат - сдерживание развития межмуниципального сотрудничества; - несовершенство законодательства в развитии иных форм (кроме ассоциаций) горизонтального взаимодействия муниципальных образований.

Ограничения в развитии приграничного взаимодействия муниципальных образований: - договоры о приграничном сотрудничестве не уделяют необходимого внимания межрегиональным и межмуниципальным формам сотрудничества и кооперации; - приграничное сотрудничество с участием российских муниципалитетов не имеет пока необходимой правовой основы и, как следствие - его потенциал не может быть до конца раскрыт. Не случайно, в связи с этим, в Концепции приграничного сотрудничества в РФ формирование нормативной правовой базы по вопросам приграничного сотрудничества названо в качестве приоритетной меры по стимулированию развития приграничной территории.

Экономическая база большинства муниципальных образований не соответствует их потребностям. Муниципальная собственность ограничена, существует проблема управления муниципальным хозяйством и, как результат - ограничение совместного использования муниципалитетами экономических ресурсов.

Совершенствование стратегического развития муниципальных образований. Отсутствие программ социально-экономического межмуниципального сотрудничества территорий.

Отсутствие целостной системы финансового обеспечения, стабильных межбюджетных отношений, социальных стандартов и социальных нормативов муниципальных образований и как результат - барьер в развитии межмуниципального сотрудничества. Объем доход ной части местных бюджетов упал ниже объема минимально необходимых расходов. Местные бюджеты надрываются от тяжести непомерных расходов и имеют задолженность по статьям расходов.

Проблема функционирования неэффективной системы налогообложения, сдерживающей развитие межмуниципального сотрудничества. Развитие муниципальных образований не увязано с местным налогообложением. Установленные налоговые платежи дают мизерные поступления в местные бюджеты и не позволяют сформировать даже минимально необходимую доходную базу, обеспечивающую самостоятельность местных бюджетов и как результат - ограничение в развитии экономических основ межмуниципального сотрудничества.

Отсутствие системы муниципальной статистики. Не разработана система муниципальной статистики, отвечающей потребностям прогнозирования и планирования доходов местных бюджетов, как результат - отсутствие информации и выявление возможностей для развития межмуниципального сотрудничества.

Таблица 2

Специфические проблемы развития межмунидипального сотрудничества в Бурейском районе Амурской области

Наименование проблемы Сущность проблемы

Совершенствование системы стратегического межмуниципального развития Бу-рейского района Амурской области Совершенствование программы социально-экономического развития межмуниципального сотрудничества в Бурей-ском районе Амурской области.

Развитие межмуниципального сотрудничества в рамках формирования взаимоотношения между предприятиями и муниципальными образованиями Бурейского района Амурской области. Совершенствование механизма взаимодействия муниципальных образований и предприятий через программы развития межмуниципального сотрудничества.

Совершенствование деятельности ассоциативных форм Бурейского района через механизм межмуниципального сотрудничества Совершенствование деятельности ассоциации муниципальных образований Бурейского района и ассоциаций предпринимателей Бурейского района

Конференция *Торгово-экономическое сотрудничество приграничных районов России и Китая»в г. Суйфэнъхэ 2007 г.

ниципального сотрудничества, нахождению новых методов и путей совместного решения проблем, так и от оздоровления экономического положения и обеспечения устойчивых тенденций роста экономики страны в целом. Безусловно, это требует эффективного управления процессами социально-экономического развития муниципальных образований через систему развития межмуниципального сотрудничества. Проблема стабилизации развития муниципальных образований, повышения качества и эффективности управления на сегодняшний день

одна из главных. В ситуации, когда органы местного самоуправления не имеют достаточных финансово-экономических возможностей для реализации своих полномочий, возрастает роль межмуниципального сотрудничества.

Сегодня, на наш взгляд, просматриваются принципиально новые подходы к решению накопившихся проблем. Одним из инструментов, позволяющих решить данные проблемы, является научное обоснование экономического механизма межмуниципального сотрудничества, который

Амур -река пограничная

включает тактические и стратегические меры по совершенствованию управления процессами развития муниципальных образований. Между тем, эффективное функционирование муниципальной экономики невозможно без должного внимания к этим процессам, управление которыми содержит в себе огромный потенциал для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Литература и источники:

1. Зинченко, М. В. Развитие муниципальных образований в рыночных условиях хозяйствования / М. В. Зинченко // Власть и управление на востоке России. -Хабаровск, 2006. - Мг 4.

2. Закон № 131 - ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации»от б. 10.2003 г.

3. Гриценко, Е. В. Проблемы развития межмуниципальных кооперационных связей в Российской Федерации / Е. В. Гриценко // Вестник ИГУ. - 2007. -№ 4.

4. О подписании Российской Федерацией Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей : Распоряжение Президента РФ от 27.07.99 № 252-рп // СЗ РФ.-1999.-N0 31.- Ст. 4015.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Украины от 27.01.1995. - Режим доступа: Консультант Плюс: Международное Право. (Электрон, ресурс). 25.09.2001.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999 - 2007 гг. от 24.09.1999 // Бюлл. международ. Договоров. - 2000. -Из 11.- Ст. 35- 40.

7. Серебренникова, С. А. О правовом регулировании межмуниципального взаимодействия в России и Франции / С. А. Серебренникова // Сибирский Юридический Вестник. - Иркутск, 2005. - № 2.

8. Гапоненко, А. А. Стратегиясоциально-экономического развития: страна, регион, город / А. А. Гапоненнко. - М., 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.