Научная статья на тему 'Межличностные отношения школьников-подростков, депривированных по слуху'

Межличностные отношения школьников-подростков, депривированных по слуху Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERPERSONAL RELATIONS / THE TEENAGERS DEAF / HARD OF HEARING / THE STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белова О. А.

Soziometry, has revealed that in investigated groups the majority of children has the favorable the status, they are popular members of collective. The average level of well-being of mutual relations between teenagers of 14-20 years, interpersonal relations, their satisfaction in dialogue, a recognition contemporaries prevails.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL RELATIONS OF SCHOOLBOYS-TEENAGERS,

Soziometry, has revealed that in investigated groups the majority of children has the favorable the status, they are popular members of collective. The average level of well-being of mutual relations between teenagers of 14-20 years, interpersonal relations, their satisfaction in dialogue, a recognition contemporaries prevails.

Текст научной работы на тему «Межличностные отношения школьников-подростков, депривированных по слуху»

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО

СЛУХУ БЕЛОВА О.А.

ГОУ ВПО «РГУ имени С.А.Есенина» кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, г. Рязань, Россия

Термин «социометрия» происходит от латинских слов «босшб» - друг, товарищ и «те^ит» - измерение, мера. При анализе социометрической концепции малых групп обычно учитывавают следующие моменты: во-первых, провозглашенную самостоятельность и независимость ее от какой-либо более общей социологической теории, она сама есть «общая теория социальных наук»; во-вторых, наличие в ней двух уровней: «общей теории социометрии» и прикладной социометрии (социометрическая техника). Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни.

Цель работы: Изучить межличностные отношения среди школьников-подростков, депривированных по слуху в возрасте от 14 до 20 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым членом классного коллектива в возрасте от 14 до 20 лет.

Методики, использованные в работе:1. Оценка классного коллектива с помощью социометрической методики; 2. Индивидуализирующий подход к каждому подростку; 3. Статистическая обработка, полученных результатов 3. Исследования проводились с использованием биоэтических норм.

Анализ полученных результатов. Социометрия, выявила, что в исследуемых группах большинство детей имеет благоприятный статус, являются популярными членами коллектива. Преобладает средний уровень благополучия взаимоотношений, что означает благополучие большинства юношей и девушек в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В обследуемых классах положение, как девушек, так и юношей благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием подростков общаться между собой. Психологический климат в классах в целом благоприятный.

Из 50 обследуемых юношей и девушек 68 % занимают высокий статус в классе. Из них:12 % - лидирующее положение; 56 % являются популярными членами коллектива. 32 % детей имеют низкий статус в классе. Сопоставив результаты социометрического исследования с результатами исследования умственной работоспособности и силы нервной системы детей, депривированных по слуху, достоверно доказано(р <0,05), что среди учащихся занимающих хорошее положение в классе у 36 % показатели подвижности нервных процессов уравновешены (процессы торможения и возбуждения), отмечаются высокие показатели продуктивности и высокая работоспособность, хорошая успеваемость. Только 20% из них имеют показатели средней силы нервных процессов, среднюю или низкую продуктивность и небольшие показатели работоспособности, что можно объяснить наличием у этих детей тяжелых нарушений слуха. При этом юноши и девушки принимают активное участие в жизни школы, выполняют общественные поручения, что повышает их социальный статус в классе. В группе с низким статусом 24 % - неуспевающие дети с показателями слабой силы нервных процессов, низкой работоспособности низкой успеваемостью. Только 8 % имеют хорошую успеваемостью, что можно объяснить замкнутостью, уклонением от общественных поручений. Существует связь между психофизиологическими особенностями и особенностями межличностных отношений школьников подросткового возраста депривированных по слуху. Процент школьников занимающих высокий статус в классе превышает процент школьников, занимающих низкий статус в классе (32%). Факторами, определяющими социальный статус школьников, являются:

успеваемость; степень сохранности слуха; уровень развития речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

INTERPERSONAL RELATIONS OF SCHOOLBOYS-TEENAGERS, flEnPHBHPOBAHHBIX ON HEARING

GOU VPO «Ryazan State University of name S.A.Yesenin», Ryazan, Russia, 390.000 Svoboda Str.,46 Natural-geographical faculty

Keywords : Interpersonal relations, the teenagers deaf, hard of hearing, the status

Soziometry, has revealed that in investigated groups the majority of children has the favorable the status, they are popular members of collective. The average level of well-being of mutual relations between teenagers of 14-20 years, interpersonal relations, their satisfaction in dialogue, a recognition contemporaries prevails.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.