УДК 378:001.891
Г.Н. ЮЛИНА, Г.В. МАРТЫНЮК, С.К. АДРИАНОВА, Р.С. РАБАДАНОВА
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Анализируется влияние социальных наук на межличностные отношения (влияние на общественную мораль, новые идеи в современном технолизированном пространстве). Рассмотрена актуальность изучения основ нейрофизиологии на примере теории Пола Маклина о триедином головном мозге человека (рептильный комплекс, лимбическая система, новая кора). Описаны актуальные исследования практической социологии и влияние на взгляды людей, возможность переформатировать эти взгляды, если нет четкости и достоверности информации. Осуществлена интерпретация влияния этих ценностей на отношение между людьми, изменение ценностных ориентиров и межличностных отношений. Анализируется влияние социальных наук, в качестве примера приведен транзактный анализ в психологии и возможность его практического применения для улучшения качества общения и самореализации человека. Сформулированы выводы и определены перспективы дальнейшего влияния социальных наук на современном этапе.
Ключевые слова: социальные науки, окно Овертона, рептилоидный мозг, лимбическая система, неокортекс, транзактный анализ, рекетные чувства, ажитация.
The article is devoted to the analysis of interpersonal relationships of the present. The current age is characterized by a synthesis of .social studies and an emergence of new sciences. Relying on an analysis of today's social studies the authors work out the ways of their practical implementation in sociology (influence on public morality, new ideas in the modern technolized environment). The article is focused on the relevance of neurophysiology studies with an example of the McLean theory about triune human brain (reptilian complex, limbic systems, new core and etc.). The authors substantiate the practical use of the transactional analysis theory as a solution to the problems of interpersonal communication.
Topical scientific discoveries ofpractical sociology and its impact on a person's views, an ability to transform those views with no clarity and accuracy of information are described in the article. The researchers interpret impacts of the values on interpersonal contacts and the way changes in people's value priorities affect their interpersonal relationships. The authors examine effects of social studies by giving an example of a transactional analysis in psychology that can be used to improve the quality of communication and person's self-actualization. The article comprises conclusions and prospects for further influence of social studies on people and society. Key words: social studies, Overton s window, reptiloid brain, limbic system, neocortex, transac-tional analysis, racket feelings, agitation.
Социальные науки, особенно психология, социология и ряд других, на современном этапе гармонично вписываются в любой вид деятельности человека. Практически не осталось
© Юлина Г.Н., Мартынюк Г.В., Адрианова С.К., Рабаданова Р.С., 2019
такой области, где бы эти знания ни применялись, но одно дело, когда их используют сознательно, другое - когда это часть определенной социальной игры или манипуляции сознанием как одного человека, так и многих групп. Например, окно Овертона - концеп-
ция наличия рамок допустимого спектра мнений в публичных высказыва-
ниях с точки зрения общественной морали.
V ] Окно Овертона
Немыслимо Радикально Приемлемо Разумно Популярно Политика/ Норма
п 1 2 3 4 5
Шкала понятий, обсуждаемых в обществе
Рис. 1. Окно Овертона
Концепция используется политологами, политическими аналитиками, историками, культурологами во всем мире. Название концепции задумано как память о ее авторе - американском юристе и общественном деятеле Джозефе Овертоне. Несмотря на широкое распространение термина, зачастую неверно трактуемого, сама концепция
остается умозрительной конструкцией, так как неизвестны никакие исследования или эксперименты, которые позволили бы соотнести ее с реальностью.
Влияние техногенной среды на когнитивные процессы столь велико, что исследователи отмечают определенные изменения в мозгу представителей цифрового поколения.
нано- СОЦИО- инфо-
био- когно-
Рис. 2. Интеграция технологий В связи с этим возникло новое на- ствия техногенной системы на пси-правление в науке - киберпсихология. хику: изменение мозга под влиянием Существует несколько видов воздей- информационной среды (изменение
не в сторону расширения творческих навыков, а в механику материальной составляющей); снижение способности концентрироваться (в некоторых странах дефицит внимания относят к болезни и лечат медикаментозно); сужение сознания (мозг не всегда справляется со сложностью техники и включает механизм самосаботажа) [1]; информационная зависимость и информационная интоксикация (перегруз информацией включает в организме неврологические и поведенческие расстройства, заболевания внутренних органов) [8].
На данном этапе возрастает роль специалистов-психологов по применению социальных технологий. На сегодняшний день имеет место теоретическая основа идей «улучшения челове-
ка» [14], которые разрабатываются на так называемых фабриках мысли, или мозговых центрах. В 2018 г. функционировало 8162 таких фабрики [8], где изучаются не только базовые информационные потребности человека, но и возможности межличностных контактов, создаются комплексные социальные программы, направленные на преобразование мирового социального пространства [9].
Идеи трансгуманизма, постчеловека, возникшие в современной реальности [13], опираются на процессы, происходящие в современном технологи-зированном пространстве [11], где на смену непосредственному социальному взаимодействию приходит виртуальное, формируется гиперреальность, а в результате и болезни [10].
Рис. 3. Распределение «мозговых центров» («Фабрика мысли») в 2018 году
Наша личностная наполненность и наше содержание являются не чем-то хаотическим, а зависят от психологических характеристик (эмоциональных, ментальных и других), которые приводят к определенным физиологическим характеристикам, и от этого зависит, какое взаимодействие будет у индивида с самим собой, окружающими и миром - конструктивное или деструктивное [15]. Личностное развитие невоз-
можно без развития межличностных отношений, а живой и здоровый мозг нуждается в обмене здоровыми эмоциями и знаниями. В связи с этим на первый план выступает задача сохранения своей личности (от массовых влияний на сознание и т.д.) и ее развитие в сторону содержательного общения с окружением.
Конструктивные шаги: выбирать для себя окружение, дающее призна-
ние и поддержку, и самосовершенствоваться, чтобы удерживать интерес людей из такого окружения к себе. Чтобы сделать общение с окружающими содержательным, важно изучать себя и те социальные роли вместе с эго-состоя-ниями, которые обусловливают наши реакции (иногда непредсказуемые для самих себя) в тех или иных ситуациях.
В последнее время отмечают актуальность транзактного анализа, который приобрел обширную доказательную базу и стал широко применяться не как «сухая наука», а как относительно быстрое практическое решение проблем межличностных отношений [2].
Эрик Берн, основатель транзактного анализа, подчеркивал, что все должно быть предельно ясно для нашего мозга, как для восприятия шестилетнего ребенка [3]. На практике, есть часть мозга, где находится наше бессознательное, а именно автоматические реакции, направленные на защиту, выживание, получение еды и размножение. Эта часть - ретикулярный (рептильный) самый древний мозг - реагирует и делает все самой первой, в отличие от логики [4], именно эта часть мозга как раз и воспринимает все на уровне шестилетнего ребенка [16].
Условно вторая часть нашего мозга -лимбический (эмоциональный) мозг -отвечает за эмоции и социальные отношения. Контролировать эту часть мозга мы практически не можем, зато он контролирует наше поведение, косвенно и напрямую влияя на рептильный мозг. Лимбический мозг стремиться к удовольствию, не любит, когда мы напрягаемся (если это не угрожает жизни) [17]. Именно под его руководством рэкетные эмоции (которые отбирают у нас энергию) проникают в наше тело в виде мышечных зажимов [7],
а затем трансформируются в заболевания и «отключают» самую молодую часть мозга - неокортекс (отвечает за логику, планы и т.д.) [15].
С помощью транзактного анализа можно контролировать неокортекс, а также выявить и объяснить варианты взаимодействия с окружающими людьми (их причины) и перепрограммировать себя на другой тип взаимодействия. Но чтобы все это работало, требуется подкрепление эмоциями, которые не забирают у нас энергию, не опасны для рептилоидного мозга [1], в отличие от рэкетных эмоций, и постепенно приучают его реагировать конструктивно.
Создавая транзактный анализ, Берн хотел предложить людям возможность достаточно быстро и эффективно принимать решения с целью улучшить свою жизнь [3]. Метод получился понятный и инструментальный. Эрик Берн работал психиатром в армии, проводил осмотр военных. Он увидел, что человек, сидящий перед ним, за несколько минут может проявлять себя из разных состояний: то смущается, как ребенок, то рассуждает, как родитель, то ведет аргументированную беседу, как взрослый. Так возникла идея, что людям свойственно реагировать на людей или на ситуации из разных эго-состояний. Причем люди этого не осознают.
Транзактный анализ исходит из того, что человек может прилагать осознанные усилия для того, чтобы возвращать себя «во Взрослого», если хочет быть самостоятельным и эффективным. Берн видел, что это путь может изменить жизнь. Обесценивание — это одна из больших тем в транзактном анализе и один из защитных механизмов психики, снижающий (или вовсе
отрицающий) значимость того, что на самом деле важно. Бывает обесценивание себя, других действий, эмоций, достижений, потребностей и т.д. Обесценивание помогает сохранить себя и избежать соприкосновения с непереносимыми чувствами. У человека есть потребность в безусловном принятии, которая удовлетворяется родителями, близкими друзьями или брачными партнерами. И когда эта потребность в результате неосознанного общения нарушается, то, как правило, возникают рекетные чувства, причем у обоих сторон общения [3]. В результате неконструктивного выражения своих эмоций (в частности, при обесценивании) у человека может формироваться пассивное поведение. Это избегание жизненных трудностей, неэффективный способ поведения в конфликтах и спорах.
Существует четыре способа пассивного поведения:
1) ничегонеделание, или нулевая реакция на проблему. Это происходит, когда есть реальная опасность и в случае, когда сформировалась привычная реакция на любую проблему;
2) сверхадаптация - тип пассивного поведения, когда человек старается всем угодить;
3) ажитация: человек делает все что
угодно, но не то, что нужно;
4) ощущение беспомощности. Когда доходит до этого уровня, часто заканчивается психопатологией, депрессией и апатией [6].
Для многих главное - найти признание у людей, которые не будут изнурять их безразличием и насиловать их чувства. Когда у человека складываются отношения с самим собой, он открыт миру и смело идет ему навстречу [12]. И, отвечая на вызовы жизни, человек без труда решает вопрос, опираться ему на мир или на собственные плечи.
Как итог применения транзактного анализа - при грамотном общении с собой и окружающими у человека становится все меньше и меньше когнитивных искажений, таких как преувеличение и персонализация, появляется возможность не только отслеживать игры, которые забирают так необходимую нам энергию, но и грамотно из них выходить. В результате на смену играм приходит искренность в отношениях, а как следствие - чувство счастья и здоровье.
Таким образом, важнейшие задачи, которые стоят перед психологией, разрешимы, если будет использован значительный материал, который накоплен предыдущими поколениями ученых и потенциальными возможностями современных ученых [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2009. 566 с.
3. Берн Э. За пределами игр и сценариев. М.: Попурри, 2007. 462 с.
4. Бельмонте Х.К.И. Органы человека из тела животного //В мире науки. 2017. № 1-2.
5. Бикбулатова В.П., Рабаданова Г.Н., Юлина Г.Н. Основы истории психологии: учеб. пособие. М, 2019.
6. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция/пер. А. Качалов. М.: Постум, 2017.
7. История тела: в 3 т. Т. 3. Перемена взгляда: XX век/ под ред. А. Корбена, Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
8. Социальные технологии: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. И.Б. Орловой. М.: Юрайт, 2019. 173 с.
9. Кравченко С.А. Становление сложного общества. М.: МГИМО-Университет, 2012.
10. Латур Б. Нового времени не было: эссе по симметричной антропологии. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006.
11. Моисеев Н.И. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.
12. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-центр, 1969.
13. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: Люкс, 2004.
14. Харари Ю.И. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018.
15. MacLean P.D. Brain evolution relating to family, play, and the separation call // Arch. Gen. Psychiatry. 1985. № 42. P. 405-417.
16. Knyazev G.G., Slobodskaya H.R. Personality trait of behavioral inhibition is associated with oscillatory systems reciprocal relationships//Int. J. Psychophysiol. 2003. № 48. P. 247-261.
17. Knyazev G.G., Savostyanov A.N., Levin E.A. Alpha oscillations as a correlate of trait anxiety //Int. J. Psychophysiol. 2004. № 53. P. 147-160.