СОиПЛЛЬААЯ ЛСПХОЛОГП9 П КОР РШП ОШ9 МАЛГОГПКЛ
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
О.С. Батурина, аспирант факультета психологии ТГГПУ
Межличностная толерантность, то есть толерантность, проявляемая в контексте взаимоотношений между людьми, в настоящее время приобретает все большую актуальность. В психологии личности межличностная толерантность рассматривается как некая личностная характеристика, которая возникает, актуализируется при негативном воздействии со стороны субъекта - другой личности и способствует построению межличностного взаимодействия, общения с другими людьми в форме межличностного диалога, сохранению и развитию личности и общества в целом.
При рассмотрении сущности понятия межличностной толерантности мы исходили из общего определения толерантности как социально-психологического явления, что позволило определить межличностную толерантность как отсутствие или ослабление реагирования личности на неблагоприятное воздействие другой личности в результате снижения чувствительности к ее воздействию.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении уровня межличностной толерантности студенческой молодежи и ее особенностей.
В исследовании была использована анкета «Черты толерантной личности» (автор Е.Г. Виноградова). Уровень межличностной толерантности испытуемых определялся по нескольким показателям: по самооценке черт толерантной личности, по экспертной оценке выраженности черт толерантной личности и по индексу толерантности, получаемому на основании социометрических выборов.
Из полученных эмпирических данных, были проанализированы результаты самооценок и экспертных оценок черт толерантной личности. В целом самооценка черт толерантной личности испытуемых всей выборки характеризуется высоким уровнем, а экспертные оценки - средним и высоким уровнем. Для определения достоверности различия между самооценками и экспертными оценками черт толерантной личности был использован ^критерий Стьюдента, по результатам которого были выявлены достоверные различия (1эмп > р0 05, при р005 = 1,96) между экспертными оценками и самооценкой черт толерантной личности испытуемых, что свидетельствует о завышении самооценки черт толерантной личности.
Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант №07-06-29605 а/в)
62
По полученным экспертным оценкам черт толерантной личности были произведены вычисления по определению возрастной динамики. Для этого было проведено вычисление коэффициентов ранговой корреляции Спирмена по стандартизованным значениям, полученным по студентам младших, средних и старших курсов. Оказалось, что с возрастом увеличивается уровень «самообладания и сдержанности» (г = 0,84), «чуткости» (г = 0,56), «умения владеть собой» (г = 0,53), «способности к рефлексии» (г = 0,53), «способности к саморазвитию» (г = 0,51), «снисходительности» (г = 0,41). В то же время понижа-
ется уровень «доверительности в отношениях» (г = -0,92), «чувства юмора» (г = -0,87), «способности прощать» (г = -0,80), «уступчивости» (г = -0,62). Следовательно, структурное содержание межличностной толерантности студентов с возрастом изменяется.
Для определения половых различий в уровне межличностной толерантности были подсчитаны средние значения экспертных оценок черт толерантной личности юношей и девушек (см. рис. 1).
Из рисунка 1 видно, что девушки и юноши различаются практически по всем чертам толерантной личности,
Рис. 1. Средние значения черт толерантной личности юношей и девушек.
63
Казанский педагогический журнал
9'2006
причем уровень черт толерантной личности у девушек выше, чем у юношей. Для достоверности различий был использован 1-критерий Стьюдента. По результатам вычислений в целом различия по уровню черт толерантной личности между юношами и девушками имеют статистическую значимость (1 = 3,76, при с005 = 1,96). Также обнаружено, что у девушек по сравнению с юношами выше развиты такие черты толерантной личности, как «способность к сопереживанию» (1=6,84), «готовность выслушать и понять другого» (1эмп = 6,07), «способность уважать иные вкусы и обычаи» (1эмп = 5,03), «стремление к взаимопониманию» (1=5,03), «чуткость» (1эмп = 4,56), «уважительное отношение к чужому мнению» (1=4,40), «способность к рефлексии» (1 =4,24), «способность к самораз-
витию»
(1 =4,22),
4 ямтт 7 ' 7
«независимость в
суждениях и поступках» (1 =3,62), «уважение прав другого человека» (1эмп = 3,19), «доброжелательность» (1эмп = 3,03), «доверительность в отношениях» (1 =2,81), «любознатель-
эмп ' '
ность» (1 = 2,67), «способность прощать» (1эмп = 2,51), «готовность отстаивать свои взгляды и убеждения» (1 =2,45), «умение владеть собой» (1 = 2,35), «отзывчивость, готовность
эмп
помочь» (1 =2,28), «терпимость к недостаткам других» (1эмп = 2,17), «самообладание, сдержанность» (1 = 2,04). Таким образом, девушки, в отличие от юношей, проявляют большую межличностную толерантность.
Для выявления индекса толерантности испытуемых был использован
метод по типу социометрических выборов. Каждому студенту предлагалось выбрать из числа студентов своей учебной группы 3-6 наиболее толерантных и 3-6 наименее толерантных или интолерантных. В выборку толерантных студентов были включены студенты, степень толерантности которых выше хср + 1/2с, а выборку интолерантных составили студенты с уровнем толерантности ниже х - 1/2с. По итогам вычис-
ср
лений из 362 студентов было выявлено 103 «толерантных» и 193 «инто-лерантных» студентов.
Далее были вычислены средние значения экспертных оценок черт толерантной личности в группах толерантных и интолерантных студентов. Экспертные оценки толерантных студентов выше по сравнению с оценками интолерантных студентов по всем чертам толерантной личности. Результаты соответствующих вычислений в наглядном виде представлены на рисунке 2.
Из рисунка 2 видно, что студенты, отнесенные к группе толерантных, оцениваются выше по всем чертам толерантной личности, чем студенты интолерантной группы.
Для определения достоверности различий в степени оценки черт толерантной личности толерантных и ин-толерантных студентов был использован 1-критерий Стьюдента. По результатам вычислений различия толерантных студентов от интолерантных по уровню черт толерантной личности имеют статистическую значимость
(1эмп> p0,05, при Рс,05 = 1,96). Значит, студенты, отнесенные к группе толерантных, в большей степени наделены
64
—•—Толерантные —■— Интолерантные
н о
1ч
Рис. 2. Средние значения черт толерантной личности в группах толерантных и интолерантных студентов.
чертами толерантной личности, чем студенты, отнесенные к группе нетолерантных.
Для анализа структуры межличностной толерантности испытуемых были произведены расчеты интеркорреляционного анализа средних значений экспертных оценок всех черт толерантной личности по всем испыту-
емым и построена корреляционная плеяда (см. рис. 3). Вычисление корреляционных связей между чертами толерантной личности обнаружило множественность высоких прямых связей. Поэтому при построении корреляционной плеяды нами были взяты показатели связей, превышающие значение х + о.
^ ср
Казанский педагогический журнал
9'2006
Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи экспертных оценок черт толерантной личности.
Графическое представление корреляционных связей показывает, что ядро, основное звено структуры межличностной толерантности испытуемых составляют такие черты толерантной личности, как «готовность выслушать и понять другого» (2), «доброжелательность» (4), способность к сопереживанию» (14), «способность прощать» (15), «способность уважать иные вкусы и обычаи» (16), стремление к взаимопониманию» (17), «терпимость к недостаткам других» (18), «уважение прав другого человека» (19), «уважительное отношение к чужому мнению» (21). Из рисунка видно, что «готовность выслушать и понять другого» (2), доброжелательность» (4), «доверительность в отношениях» (5), «отзывчивость и готовность помочь» (8) и «способность к сопереживанию» (14) образуют взаимосвязанное строение в общей структуре межличностной толерант-
ности испытуемых. Составные части межличностной толерантности, «терпимость к недостаткам других» (18) и «снисходительность» (11), имея высокие связи с «уважением прав другого человека» (19), образуют звено в структуре межличностной толерантности испытуемых. «Терпимость к недостаткам других» (18) образует два звена, в первое из которых входят «снисходительность» (11) и «уступчивость» (22), а во второе - «склонность не осуждать других» (10) и «уступчивость» (22). В структуре межличностной толерантности испытуемых выделяются две взаимосвязанные диады: «готовность отстаивать свои взгляды и убеждения» (3) и «независимость в суждениях и поступках» (7), а также «любознательность» (6) «стремление к саморазвитию» (13).
Так как уровень межличностной толерантности испытуемых определялся по нескольким показателям, то при помощи интеркорреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между ними. Анализ показал, что между показателями межличностной толерантности испытуемых существует высокая связь, имеющая статистическую значимость (р > р0 05, при
Р0,05 = 0,11).
Таким образом, исследование показало, что межличностная толерантность студенческой молодежи характеризуется средним и высоким уровнем развития и имеет особенности, проявляющиеся в возрастной динамике, половых различиях. С возрастом структура межличностной толерантности изменяется, что может быть связано с рядом причин: возрастные
66
особенности развития испытуемых, развитие личности студентов, связанные с совершенствованием системы саморегуляции, расширением мировоззрения. Мы полагаем, что на изменение структуры межличностной толерантности могут оказывать и социально-психологические особенности, например, более длительные внутригрупповые контакты способствуют изменению стереотипов восприятия другой личности и, как полагает Г.У. Олпорт (2003), более адекватному межличностному восприятию. Приобретение опыта общения с одногруппниками, изменение психологического климата внутри студенческой группы, как мы предполагаем, также могут оказать влияние на трансформацию структуры межличностной толерантности.
Между юношами и девушками имеются достоверные различия практически по всем чертам толерантной личности. Девушки, в отличие от юношей, проявляют большую межличностную толерантность, что может быть обусловлено гендерными различиями. Можно предположить, что межличностная толерантность относится к фемининному гендеру.
По сути, полученные результаты указывают на то, что возраст, пол выступают факторами развития межличностной толерантности, каковые рассматриваются в работах В.В. Бойко (1998), Г.У. Солдатовой (2003), В.Н. Гурова, Б.З. Вульфова и В.Н. Га-ляпиной (2004), А.В. Фроловой (2006), Н.Л. Ивановой и Ю.Н. Фроловой (2007), А.Г. Фадиной (2007).
Между самооценкой и экспертными оценками черт толерантной личности имеются значимые связи, что подтверждает выдвинутую С.Л. Брат-ченко (2003) гипотезу: отношение человека к себе и к другим теснейшим образом взаимосвязано. Поэтому, как и С.Л. Братченко, мы рассматриваем аутотолерантность (толерантное, уважительное, принимающее отношение к самому себе) в качестве личностной основы межличностной толерантности. Соглашаясь с автором, мы приходим к выводу: уровень межличностной толерантности тесно связан с проявлениями аутотолерантности, то есть с уровнем самопринятия и самоуважения.
Литература:
1. Асейкина Л.С. Фрустрационная толерантность как компетенция преподавателя и студента в процессе обучения русскому языку как иностранному // Вестник Адыгейского государственного университета.- 2005.- №4.- С. 210.
2. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность.- СПб., 1998.
3. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление.-Красноярск, 2003.- С. 104-117.
4. Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук (19.00.01)/ Е.Г. Виноградова.- Сочи, 2002.
5. Краткий психологический словарь.-М., 1985.
6. Краткий психологический словарь.-Ростов н/Д., 1998.
7. Менделевич В.Д. Психология деви-антного поведения.- М., 2001.
8. Словарь практического психолога.-Минск: Харвест, 1997.