Научная статья на тему 'Межличностная интолерантность к неопределенности взрослых детей в связи с особенностями стиля воспитания матери'

Межличностная интолерантность к неопределенности взрослых детей в связи с особенностями стиля воспитания матери Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Межличностная интолерантность / враждебность / толерантность к неопределенности / стиль воспитания / непоследовательность / interpersonal intolerance / hostility / tolerance to uncertainty / parenting style / inconsistency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизавета В. Найденова

Введение. В статье изучается вопрос наличия взаимосвязи между интолерантностью к неопределенности взрослых детей и особенностями воспитания, которые демонстрировали их матери. В современном мире множество людей сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями и вызовами, связанными с изменениями в работе, взаимоотношениями, повседневной жизнью. Неопределенность и неясность в стрессовых ситуациях могут вызывать тревогу и эмоциональное напряжение, что сказывается на межличностном взаимодействии, приводя к конфликтам или отдалению людей. В связи этим является важным выявление возможных детерминант формирования межличностной интолерантности к неопределённости. В работе впервые изучается вопрос наличия влияния стиля материнского воспитания на формирование особенностей восприятия их детьми неоднозначности в межличностном взаимодействие. Методы. Выборку исследования составили 100 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. 1. В исследовании были применены следующие методики: авторский опросник по выявлению директивного стиля воспитания и гиперопеки в детстве и юношестве, опросник «Подростки о родителях» в адаптации Вассермана, Горьковой, Ромициной (2004), Новый опросник толерантности к неопределенности Корниловой (2010). Результаты. Показано наличие значимых взаимосвязей между показателем межличностной интолерантности к неопределенности и враждебностью, а также непоследовательностью в воспитании, которые применяли матери респондентов. Также были обнаружены значимые различия в показателях межличностной интолерантности к неопределенности у исследуемых с высокими и низкими показателями гиперопеки. Обсуждение результатов. Существует преемственность интолерантности к неопределенности и влияние особенностей социальных контактов на её формирование. Нетолерантные к неопределенности матери могут применять специфические для них способы воспитания детей, формируя при этом у них межличностную интолерантность к неопределенности. В заключение автор приходит к выводу о вероятном влиянии враждебности, непоследовательности и гиперопеки матери на проявление у её уже выросших детей нетерпимости к неопределенности в межличностных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизавета В. Найденова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal intolerance to uncertainty of adult children in connection with the characteristics of the mother's parenting style

Introduction. The article examines the question of the relationship between the tolerance to uncertainty of adult children and the peculiarities of upbringing that their mothers demonstrated. The relevance of the study is explained by the realities of the modern world, in which many people face various stressful situations and challenges associated with changes in work, relationships, and daily life. Uncertainty and ambiguity in such situations can cause anxiety and emotional tension, which in turn affects interpersonal interaction, leading to conflicts or distance between people. In this regard, it is important to identify possible determinants of the formation of interpersonal intolerance to uncertainty. The paper for the first time examines the question of the influence of the style of maternal upbringing on the formation of the peculiarities of their children's perception of ambiguity in interpersonal interaction. In the introduction, the author provides an overview of theoretical concepts regarding the understanding of the phenomenon of uncertainty itself, as well as the peculiarities of the perception of uncertainty in interpersonal relationships. Methods. The study sample consisted of 100 respondents, both male and female, aged 18 to 25 years. The following methods were used in the study: the author’s questionnaire to identify the directive style of parenting and overprotection in childhood and adolescence, the questionnaire “Teenagers about their parents” adapted by Wasserman, Gorkova, Romitsina (2004), the New Questionnaire of Tolerance of Uncertainty by Kornilova (2010). Results. The results of the study show the presence of significant relationships between the indicator of interpersonal tolerance to uncertainty and hostility, as well as inconsistency in upbringing, which were used by the respondents' mothers. Significant differences were also found in the indicators of interpersonal tolerance to uncertainty in the subjects with high and low indicators of overprotection. Discussion. The author provides data on the existence of continuity of tolerance to uncertainty, as well as on the influence of the peculiarities of social contacts on its formation in such a way that mothers intolerant to uncertainty can apply methods of raising children specific to them, while forming the same interpersonal tolerance to uncertainty. In conclusion, the author comes to the conclusion about the likely influence of hostility, inconsistency and overprotection of the mother on the manifestation of intolerance to uncertainty in interpersonal relationships in her already grown children.

Текст научной работы на тему «Межличностная интолерантность к неопределенности взрослых детей в связи с особенностями стиля воспитания матери»

NORTH-CAUCASIAN PSYCHOLOGICAL BULLETIN • 2023 • Vol. 21, № 3 GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Научная статья УДК 159.99

https://doLorg/10.21702/ncpb.2023.3.3

Межличностная интолерантность к неопределенности взрослых детей в связи с особенностями стиля воспитания матери

Елизавета В. Найденова

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия naidenova@sfedu.ru

Аннотация

Введение. В статье изучается вопрос наличия взаимосвязи между интолерантно-стью к неопределенности взрослых детей и особенностями воспитания, которые демонстрировали их матери. В современном мире множество людей сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями и вызовами, связанными с изменениями в работе, взаимоотношениями, повседневной жизнью. Неопределенность и неясность в стрессовых ситуациях могут вызывать тревогу и эмоциональное напряжение, что сказывается на межличностном взаимодействии, приводя к конфликтам или отдалению людей. В связи этим является важным выявление возможных детерминант формирования межличностной интолерантности к неопределённости. В работе впервые изучается вопрос наличия влияния стиля материнского воспитания на формирование особенностей восприятия их детьми неоднозначности в межличностном взаимодействие. Методы. Выборку исследования составили 100 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. 1. В исследовании были применены следующие методики: авторский опросник по выявлению директивного стиля воспитания и гиперопеки в детстве и юношестве, опросник «Подростки о родителях» в адаптации Вассермана, Горьковой, Ромициной (2004), Новый опросник толерантности к неопределенности Корниловой (2010). Результаты. Показано наличие значимых взаимосвязей между показателем межличностной интолерантности к неопределенности и враждебностью, а также непоследовательностью в воспитании, которые применяли матери респондентов. Также были обнаружены значимые различия в показателях межличностной интолерантности к неопределенности у исследуемых с высокими и низкими показателями гиперопеки. Обсуждение результатов. Существует преемственность интолерантности к неопределенности и влияние особенностей социальных контактов на её формирование. Нетолерантные к неопределенности матери могут приме-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

нять специфические для них способы воспитания детей, формируя при этом у них межличностную интолерантность к неопределенности. В заключение автор приходит к выводу о вероятном влиянии враждебности, непоследовательности и гиперопеки матери на проявление у её уже выросших детей нетерпимости к неопределенности в межличностных отношениях.

Ключевые слова

Межличностная интолерантность, враждебность, толерантность к неопределенности, стиль воспитания, непоследовательность

Для цитирования

Найденова, Е. В. (2023). Межличностная интолерантность к неопределенности взрослых детей и особенности стиля воспитания матери. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(3), 31-43. https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.3

Research article UDC 159.99

https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.3

Interpersonal intolerance to uncertainty of adult children in connection with the characteristics of the mother's parenting style

Elizabeth V. Naidenova

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia naidenova@sfedu.ru

Abstract

Introduction. The article examines the question of the relationship between the tolerance to uncertainty of adult children and the peculiarities of upbringing that their mothers demonstrated. The relevance of the study is explained by the realities of the modern world, in which many people face various stressful situations and challenges associated with changes in work, relationships, and daily life. Uncertainty and ambiguity in such situations can cause anxiety and emotional tension, which in turn affects interpersonal interaction, leading to conflicts or distance between people. In this regard, it is important to identify

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

possible determinants of the formation of interpersonal intolerance to uncertainty. The paper for the first time examines the question of the influence of the style of maternal upbringing on the formation of the peculiarities of their children's perception of ambiguity in interpersonal interaction. In the introduction, the author provides an overview of theoretical concepts regarding the understanding of the phenomenon of uncertainty itself, as well as the peculiarities of the perception of uncertainty in interpersonal relationships. Methods. The study sample consisted of 100 respondents, both male and female, aged 18 to 25 years. The following methods were used in the study: the author's questionnaire to identify the directive style of parenting and overprotection in childhood and adolescence, the questionnaire "Teenagers about their parents" adapted by Wasserman, Gorkova, Romitsina (2004), the New Questionnaire of Tolerance of Uncertainty by Kornilova (2010). Results. The results of the study show the presence of significant relationships between the indicator of interpersonal tolerance to uncertainty and hostility, as well as inconsistency in upbringing, which were used by the respondents' mothers. Significant differences were also found in the indicators of interpersonal tolerance to uncertainty in the subjects with high and low indicators of overprotection. Discussion. The author provides data on the existence of continuity of tolerance to uncertainty, as well as on the influence of the peculiarities of social contacts on its formation in such a way that mothers intolerant to uncertainty can apply methods of raising children specific to them, while forming the same interpersonal tolerance to uncertainty. In conclusion, the author comes to the conclusion about the likely influence of hostility, inconsistency and overprotection of the mother on the manifestation of intolerance to uncertainty in interpersonal relationships in her already grown children.

Keywords

interpersonal intolerance, hostility, tolerance to uncertainty, parenting style, inconsistency

For citation

Naidenova, E. V. (2023). Intolerance to uncertainty in adult children and the peculiarities of the mother's parenting style. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(3), 31-43. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.3

Введение

Каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивается с ситуациями неопределенности: это могут быть ситуации, связанные с новой, неизвестной деятельностью, такого рода ситуации могут возникать из-за неоднозначности случившегося. И. Н. Леонов (2014) утверждает, что важность изучения поведения людей в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, объясняется социальной нестабильностью, вследствие которой к личности человека начинает предъявляться множество требований. К тому же каждый человек в процессе своей жизни сталкивается с нео-пределнности: когда идет в школу, поступает в университет, устраивается на работу, общается с новыми людьми.

В психологии возрастает интерес к изучению характеристик неопределенности как психологической категории, а также к изучению реакций личности на столкновение с этим феноменом.

Как утверждают Curley, Yates & Abrams (1986), неопределенность присутствует во многих ситуациях принятия решений. В реальной жизни мы редко знаем, какого

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

исхода ситуации стоит ожидать. Лучшее понимание неопределенности и реакций на неопределенность может стать ценным связующим звеном между теорией и практикой принятия решений.

Milburn & Billings (1976) утверждают, что чаще всего под ситуацией неопределенности понимается отсутствие знаний о возможных перспективах развития текущего положения дел. По данным Е. Белинской (2014) выделяют следующие признаки ситуаций, связанных с неопределённостью:

- Отсутствие информации;

- Размытость информации;

- Двусмысленность информации;

- Невозможность контроля ситуации;

- Новизна ситуации;

- Сложность, многоплановость ситуации.

Возможность принятие человеком ситуаций, обладающих этими признаками, характеризуется его толерантностью к неопределённости. Зачастую принятие неоднозначности или новизны ситуации будет характеризовать толерантность к неопределенности, а ее избегание, стремление находиться в ситуации ясности будет свидетельствовать об интолерантности.

Каждый человек сталкивается с особым видом неопределенности, такой, которая возникает в отношениях с другими людьми. Межличностные отношения играют важную роль в жизни людей. Начиная с самого рождения человек вступает в систему взаимодействия с окружающими: сначала ребенок взаимодействует с семьей, в дальнейшем круг общения постепенно расширяется. То, насколько успешно человек будет преодолевать проблемы, возникающие при контактировании с другими людьми, будет влиять на его эмоциональное состояние и способность адаптироваться к меняющейся реальности (Злобина, 2018).

Соответственно, существует и особый вид интолерантности к неопределенности - межличностная интолерантности к неопределенности.

Под межличностной интолерантностью к неопределённости (МИТН) понимается неспособность переносить неопределённость, возникающую в отношениях между личностями, при этом характерно стремление к контролю в отношениях. Общими чертами такой интолерантности к неопределенности являются неустойчивость, монологичность и статичность взаимодействия с другими людьми (Корнилова, 2010).

Как показывает Budner (1962), человек, воспринимающий неопределённость как угрожающий фактор, в том числе и неопределенность в общении, будет воспроизводить реакции подчинения или отрицания. Если отрицание будут заключаться в желании отгородиться от угрожающей ситуации, то под подчинением понимается совершение некоторого действия, посредством которого объективная реальность, в феноменологическом мире индивида, изменяется в соответствии с его желаниями.

В дальнейшем Bochner (1965) попытался классифицировать признаки интолерантности к неопределённости, разделив их на первичные и вторичные. Первые включают в себя: потребность в категоризации; стремление к определенности и избегание двусмысленности; неспособность допустить сосуществование положительных и отрицательных черт в одном и том же объекте; черно-белый взгляд на жизнь; предпочтение знакомого незнакомому; неприятие отличного или необычного;

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

ранний выбор и поддержание одного решения в ситуации, неоднозначной с точки зрения восприятия. Ко вторичным характеристикам относятся: авторитарность, догматичность, ригидность, замкнутость, этническая предвзятость, слабое развитие креативности, тревожность, агрессивность.

По данным О. И. Титовой (2021), личности с МИТН характеризуются большим доминированием во взаимодействии. При этом они склоны ориентироваться на принцип нравственности во взаимоотношениях. Толерантные же люди больше принимают разнообразие социального взаимодействия в различных сферах жизни.

Таким образом, по данным Л. О. Пелепчук и Н. А. Цветковой (2023) существуют следующие особенности людей с межличностной интолерантностью к неопределенности:

- Стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях. Личность считает, что это помогает ей снизить уровень дискомфорта в общении с другими людьми, особенно с теми, кто играет важную роль в её жизни. Однако на самом деле это стремление к ясности и контролю может привести к неустойчивости и даже разрыву ранее казавшихся стабильными социальным связей.

- Инфантильность личности является ещё одним проявлением МИТН. В социальном поведении личности наблюдаются такие черты, как избегание ответственности, внешнее ориентирование, экстрапунитивные реакции, иррациональные убеждения. Личность также игнорирует своё собственное существование, проявляя зависимость и отсутствие автономии.

- Стремление к подчинению с демонстрацией поведения, при котором испуганный человек для снижения уровня тревоги подавляет и нападает. Люди с МИТН часто проявляют эскапизм, конфликтность и изощрённое манипулирование в отношениях с людьми.

В семье происходит первичная социализация ребенка, результаты которой в будущем так или иначе будут влиять на построение взаимоотношений с окружающими. Как подмечает С. Н. Бочкарева (2017), межличностные отношения начинают формироваться и наиболее интенсивно развиваться в раннем детстве. С самого момента рождения ребенок оказывается в окружении других людей и неизбежно начинает взаимодействовать с ними. Поэтому первый опыт отношений, как с взрослыми, так и с ровесниками, играет ключевую роль в дальнейшем развитии личности ребенка. По данным Р. Д. Шевченко (2018), негативный социальный опыт, полученный в семье, так или иначе, влияет на формирование у подростка комплекса личных проблем. Таким образом, можно предположить, что на формирование межличностной интолерантности к неопределенности будут влиять особенности детско-родитель-ских отношений.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи особенностей воспитания матери с проявлением межличностной интолерантности к неопределенности у молодых людей.

Методы

В качестве эмпирического объекта исследования выступали молодые люди (n = 100) в возрасте от 18 до 25 лет как мужского, так и женского пола. Эмпирическую базу исследования составили студенты различных направлений Южного федерального университета и Ростовского государственного экономического университета, студенты старших курсов Донского банковского колледжа. Данный отбор был сделан

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

исходя из представлений о данной группе как о выборке лиц, имеющих возможности более объективно оценить стили родительского воспитания в силу своего возраста. Период ранней взрослости характеризуется, как отмечает Т. А. Бергис (2015), стремлением личности к изменениям, новизне, что неизменно приводит к столкновению с неопределенностью и предъявляет требования к уровню развития толерантности к ней.

Сбор всех ответов проходил с помощью использования Google Forms.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

- Авторский опросник по выявлению директивного стиля воспитания и гиперопеки в детстве и юношестве.

- Опросник «Подростки о родителях» в адаптации Вассермана, Горьковой, Ромициной (2004).

- Новый опросник толерантности к неопределенности Корниловой (2010).

Новый опросник толерантности к неопределённости разработан Т. В.

Корниловой. Опросник является валидным инструментом для изучения таких характеристик, как толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, межличностная интолерантность к неопределенности.

Для изучения стилей воспитания, которые применяла мать, нами были использованы опросник «Подростки о родителях», а также авторская анкета-опрос. Важно учесть, что в рамках исследования нас интересовали не существующие в данный момент особенности отношений между респондентом и родителем, а ретроспективная оценка этих отношений респондентом. Респондентам давалась установка отвечать на вопросы, исходя из положения дел, существовавшего в период их детства и отрочества.

Опросник «Подростки о родителях» адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева, он позволяет изучить отношения с родителем по наиболее следующим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

Для достижения целей исследования был составлен авторский опросник, предполагающий выявление различных уровней выраженности таких особенностей воспитания, как директивность и гиперопека. Респондентам предлагалось оценить, насколько предложенные высказывания соответствуют действительности.

Результаты

В результате проведения исследования были выявлены следующие показатели.

Разброс средних значений баллов, полученных по шкалам методики «Новый опросник толерантности к неопределенности» представлен в таблице 1.

Что касается наиболее интересующей нас шкалы межличностной интолерант-ности, то результаты распределились следующим образом: 70% респондентов проявляют средний уровень, 24% высокий и только 6% низкий. Наглядно разброс данных изображен на рисунке 1. Учитывая критическое значение биноминального критерия m критическое = 59 при n = 100, можно сделать вывод, что для группы характерен средний уровень межличностной интолерантности к неопределенности.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Таблица 1

Средние значения показателей методики «Новый опросник толерантности к неопределенности»

Шкала M Значение

Толерантность к неопределенности 54,0 Средний уровень

Интолерантность к неопределенности 67,1 Высокий уровень

Межличностная

интолерантность к 34,7 Средний уровень

неопределенности

Рисунок 1

Частота проявлений различных уровней межличностной интолерантности к неопределенности среди опрошенных

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Далее перейдем к рассмотрению результатов, полученных при использовании опросника «Подростки о родителях». В связи с тем, что опросник предназначен для прохождения подростками, а в нашем исследовании применялся с ретроспективных позиций, установить уровень выраженности каждого фактора можно только приблизительно. При этом, исходя из полученных средних баллов, которые представлены в таблице 2, можно сделать вывод о наличие тенденции в преобладании позитивного интереса и директивности в воспоминаниях о типе воспитания родителей.

Таблица 2

Средние значения показателей опросника «Подростки о родителях»

Шкала М

Позитивный интерес 14,7

Директивность 13,9

Враждебность 5,2

Автономность 12,5

Непоследовательность 11,1

Далее перейдем к рассмотрению результатов авторского опросника, направленного на выявление уровня выраженности директивного стиля воспитания и гиперопеки. Средние значения, полученные по шкалам, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средние значения показателей авторского опросника

Шкала 14 значение

Гиперопека 5,5 низкий

Директивность 9,8 высокий

Далее обратим внимание на распределение различных значений, полученных по шкалам авторского опросника. По показателю «Директивность» высокие значения получили 35% респондентов, средние значения - 27%, а низкие - 38%, что представлено на рисунке 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Рисунок 2

Частота проявлений различных уровней выраженности директивности среди опрошенных

По показателю «Гиперопека» высокие значения получили 21% респондентов, средние значения - 34%, а низкие - 45%, что представлено на рисунке 3.

Рисунок 3

Частота проявлений различных уровней выраженности гиперопеки среди опрошенных

ж | высокие; 211

Ж В

Щ w ^^^^^ | средние 34]

я высокие ■ средние ■ низкие

Нами было выделено две группы, одна из которых включала респондентов с высокими показателями по проявлениям гиперопеки (п = 21), а другая - с низкими показателями (п=55).

Для выявления значимых различий между двумя выделенными группами нами был использован и-критерий Манна-Уитни. В результате проведенного сравнительного анализа были обнаружены статистически значимые различия по показателям межличностной интолерантности к неопределенности (р < 0,01).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Также нами были разделены две группы с низкими (п = 38) и высокими (п = 35) показателями директивности. В результате проведенного сравнительного анализа при помощи и-критерия Манна-Уитни статистически значимых различий по показателю межличностной интолерантности к неопределенности обнаружено не было.

Для того, чтобы выявить связь между вопросами, был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена (непараметрический метод). В результате проведенного корреляционного анализа были получены следующие значимые корреляции, обозначенные в таблице 4.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа.

Корреляция

Сила связи

Уровень значимости

Описание

Враждебность & межличностная интолерантность

Непоследовательность & межличностная интолерантность

,222*

,658*

Р < 0,05

Р < 0,01

Статистически значимая слабая положительная связь

Статистически значимая средняя положительная связь

Была обнаружена положительная корреляционная связь средней силы (0,658), статистически значимая на уровне p = 0,01 между шкалами непоследовательности и межличностной интолерантности. Чем больше для матери характерны резкие смены стиля общения с ребенком, недоверчивая подозрительность, отмечаемые выросшими детьми, тем больше они будут сторониться непостоянства в личном общении и стремиться к контролю в отношениях.

Также обнаружена положительная корреляционная связь слабой силы (0,222), статистически значимая на уровне p = 0,05 между шкалами враждебности матери и межличностной интолерантности к неопределенности. Таким образом, межличностная интолерантность к неопределённости будет проявляться у детей тем больше, чем больше их мать была к ним агрессивно настроена и воспринимала их в качестве соперника.

Обсуждение результатов

Полученные нами данные говорят о существовании связи между особенностями воспитания матери и межличностной интолерантностью к неопределенности, что подтверждается также данными других исследователей.

Так, Zenasni, Besançon & Lubart (2008) говорят о существовании некоторой преемственности интолерантности к неопределенности в семье. Матери, для которых характерно проявлять межличностную интолерантность к неопределенности,

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

будут склоны к жесткому контролю и доминированию в общении с детьми. Для них будет свойственно использовать гиперопеку и директивность в отношениях с целью создания в них ясности и стабильности, что в свою очередь будет приводить к невозможности их детей сталкиваться с ситуациями неопределенности. В последующем подросшие дети так же, как и их мамы, будут тяготиться сложностями в социальном взаимодействии. Allport & Kramer (1946) при описании личностей, склонных к стерео-типизации, пришли к выводу, что на формирование закрытости к новому и неизвестному у детей влияет система наказаний и поощрений в родительской семье. То есть, более толерантные к неопределенности родители больше принимают своих детей, не проявляя к ним враждебности, что приводит к формированию толерантной личности.

Лифинцев, Серых & Лифинцева (2017) утверждают, что на восприятие неопределенности оказывают влияние социальные контакты. Проще переживать ситуации неопределенности в межличностном взаимодействии помогает социальная поддержка со стороны значимой личности. Поэтому формирование межличностной толерантности к неопределенности затрудняется в семьях с матерью, проявляющей враждебность и непоследовательность в воспитании. В первом случае матери априори отрицательно настроены к ребенку, он воспринимается ими скорее как соперник, а потому не заслуживает поддержки и принятия. Во втором же случае поддержка имеет место быть, но не на постоянной основе, поскольку для таких родителей будет характерна резкая смена стилей воспитания, что само по себе создаст у ребенка постоянное ощущение неопределенности отношений с матерью. При этом стоит отметить, что переизбыток социальной поддержки, особенно в форме прямых поддерживающих действий, что свойственно для гиперопеки, может также привести к формированию интолерантности.

Заключение

Нами были обнаружены значимые взаимосвязи между показателем межличностной интолерантности к неопределенности у взрослых детей и особенностями воспитания матери. На развитие такой личностной особенности, как нетерпимость к неопределённости во взаимодействии с людьми, может повлиять проявление матерью гиперопеки, враждебности, а также непоследовательности в воспитании.

Литература

Белинская, Е. (2014). Неопределенность как категория современной социальной психологии личности. Психологические исследования, 7(36). https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.604

Бергис, Т. А. (2015). Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 4, 38—42.

Бочкарева, С. Н. (2017). Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие старших дошкольников со сверстниками. В Дружининские чтения: Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции. РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ».

Вассерман, Л. И., Горькавая, И. А. & Ромицина, Е. Е. (2004). Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогичсской практике. Речь.

Злобина, М. В. (2018) Анализ конструкта межличностной интолерантности к неопределенности. Reflexio, 11(2), 208-220. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2018-11-2-208-220

Корнилова, Т. В. (2010) Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности. Психологический журнал, 31(1), 74-86.

Леонов, И. Н. (2014). Толерантность к неопределенности как психологический феномен: исто-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

рия становления конструкта. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 4, 43-52. Лифинцев, Д. В., Серых, А. Б. & Лифинцева, А. А. (2017). Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. Национальный психологический журнал, 2(26), 98-105. Пелепчук, Л. О. & Цветкова Н. А. (2023). Взаимосвязь межличностной интолератности к неопределённости с экзистенциальной исполненностью, социальной тревогой и фрустрированностью у студентов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 1, 154-171. Титова, О. И. (2021). Толерантность к неопределённости в социальном взаимодействии: анализ взаимосвязей и факторной структуры. Вестник Московского государственного областного университета, 1, 178-197. Шевченко, Р. Д. (2018). Влияние детско-родительских отношений на межличностные взаимодействия подростков. В Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции (с. 100-105), 7(11). Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга». Allport, G. W., & Kramer, B. M. (1946). Some Roots of Prejudice. The Journal of Psychology, 22,

9-39. https://doi.org/10.1080/00223980.1946.9917293 Bochner, S. (1965). Defining intolerance of ambiguity. Psychological Record, 15, 393-400. Budner, S. (1962). Intolerance of ambiguity as a personality variable. Journal of Personality, 30(1),

29-50. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1962.tb02303.x Curley, S. P., Yates, J. F. & Abrams, R. A. (1986). Psychological sources of ambiguity avoidance. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 38(2), 230-256. https:// doi.org/10.1016/0749-5978(86)90018-x Milburn, T. W. & Billings, R. S. (1976). Decision-Making Perspectives from Psychology. American

Behavioral Scientist, 20(1), 111-126. https://doi.org/10.1177/000276427602000107 Zenasni, F., Besançon, M. & Lubart, T. (2008). Creativity and Tolerance of Ambiguity: An Empirical Study. The Journal of Creative Behavior, 42(1), 61-73. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.2008. tb01080.x

References

Allport, G. W., & Kramer, B. M. (1946). Some Roots of Prejudice. The Journal of Psychology, 22, 9-39. https://doi.org/10.1080/00223980.1946.9917293

Belinsky, E. (2014). Uncertainty as a category of modern social psychology of personality. Psychological Research, 7(36). https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.604

Bergis, T. A. (2015). The willingness of the individual to change and tolerance to uncertainty at the stage of early adulthood. Vector of science of Togliatti State University Series: Pedagogy Psychology, 4, 38-42.

Bochkareva, S. N. (2017). The influence of child-parent relations on the interpersonal interaction of older preschoolers with their peers. In Druzhinin readings: Collection of materials of the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference. Research Center of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "SSU". (in Russ.).

Bochner, S. (1965). Defining intolerance of ambiguity. Psychological Record, 15, 393-400.

Budner, S. (1962). Intolerance of ambiguity as a personality variable. Journal of Personality, 30(1), 29-50. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1962.tb02303.x

Curley, S. P., Yates, J. F., & Abrams, R. A. (1986). Psychological sources of ambiguity avoidance. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 38(2), 230-256. https://doi. org/10.1016/0749-5978(86)90018-x

Kornilova, N. V. (2010). A new tolerance survey-tolerance to uncertainty. Psychological Journal, 31(1), 74-86. (in Russ.).

Leonov, I. N. (2014). Tolerance to uncertainty as a psychological phenomenon: the history of the formation of the design. Bulletin of the Udmurt University. The series "Philosophy. Psychology.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Pedagogy", 4, 43-52. (in Russ.).

Lifintsev, D. V., Serykh, A. B. & Lifintseva, A. A. (2017). Tolerance to uncertainty in the context of social support: gender specificity in youth. National Psychological Journal, 2(26), 98-105. (in Russ.).

Milburn, T. W. & Billings, R. S. (1976). Decision-Making Perspectives from Psychology. American Behavioral Scientist, 20(1), 111-126. https://doi.org/10.1177/000276427602000107

Pelepchuk, L. O. & Tsvetkova, N. A. (2023). The relationship of interpersonal intolerance to uncertainty with existential fullness, social anxiety and frustration among students. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, 1, 154-171.

Shevchenko, R. D. (2018). The influence of child-parent relations on the interpersonal interactions of adolescents. In Modern Psychology and Pedagogy: problems and solutions: a collection of articles based on the materials of the XII International Scientific and Practical Conference, 7(11), 100-105. (in Russ.).

Titova, O. I. (2021). Tolerance to uncertainty in social interaction: Analysis of interrelations and factor structure. Bulletin of the Moscow State Regional University, 1, 178-197. (in Russ.).

Wasserman, L. I. Gorky, Im. A. & Romitsin, E. E. (2004). Parents through the eyes of a teenager: psychological diagnostics in medical and pedagogical practice. Speech. (in Russ.).

Zenasni, F., Besançon, M., & Lubart, T. (2008). Creativity and Tolerance of Ambiguity: An Empirical Study. The Journal of Creative Behavior, 42(1), 61-73. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.2008. tb01080.x

Zlobina, M. V. (2018). Analysis of interpersonal tolerance to uncertainty. Reflexio, 11(2), 208-220. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2018-11-2-208-220 (in Russ.).

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.