ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
6. Доклад о человеческом развитии 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире : пер. с англ. // Программа развития Организации Объединенных Наций. — Москва : Весь мир, 2004. — 328 с.
7. Акофф, Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери; пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова. — Москва : Сов. радио, 1974. — 272 с.
8. Бехтерев, В. М. О коллективном объединении // Избранные работы по социальной психологии / В.М. Бехтерев; [вступ. ст. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой; Коммент. и примеч. Журавлева А.Л. и др.] ; Рос. АН, Ин-т психологии. — Москва : Наука, 1994. — 398 с.
9. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме / В.Г. Зинченко, В.Г. Гусман, З.И. Кирнозе. — Москва : Флинта: Наука, 2007. — 244 с.
10. Карпова, Г. Г. Социальная динамика культурной политики в современной России: автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06 / Г.Г. Карпова; СГТУ. — Саратов, 2011. — 40 с.
11. Мухамеджанова, Н. М. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации / Н.М. Мухамеджанова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2010. — № 7. — С. 67—74.
12. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / О. Шпенглер ; пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. — Москва : Мысль, 1998. — 663 с.
М
ЕЖКУЛЬТУРНЫИ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ф КОЛИЧЕСТВЕННОГО РОСТА КУЛЬТУРЫ ^
УДК 008:1-027.21 Г. М. Галуцкий
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена проблемам соотношения количественных и качественных параметров культуры, их взаимной обусловленности и перспективам дальнейшего роста культуры.
Ключевые слова: рост культуры, численность населения, ресурсная база, системный кризис.
The article considers the problems of relation between quantitative and qualitative parameters of culture, their mutual dependence and the opportunities for further development of culture.
Keywords: culture, resources, population, cultural growth.
В последние десятилетия распространенной точкой зрения становится тезис об угрозе грядущего перенаселения Земли. Ее высказывают и обыватели, и некоторые ученые. Создаются предпосылки для формирования массового психоза, угрожающего процессу роста и развития культуры. Одна из причин возникновения такого тезиса — упрощенное представление о культуре и характере ее
взаимоотношений с вмещающим пространством, которым является экосистема.
Эволюция экосистемы наделила человека уникальной репродуктивной программой. В отличие от других видов животных у человека в генетическом аппарате «закодированы» особые репродуктивные свойства. Мужчина с 14—15 лет и до достижения 70— 80 лет может регулярно спариваться с жен-
66 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 66-70
^ Теория и история культуры
щиной. У женщин физиологическая функция (овуляция) поддерживает 12—13 репродуктивных циклов в год, начиная с возраста 11—12 лет и до 40—45 лет. Причем женщина в каждый репродуктивный цикл способна к зачатию, вынашиванию и рождению детей. За весь репродуктивный период она способна родить до 20 и более детей. Никакое другое живое существо из класса «высших» животных на это не приспособлено.
Так, в репродуктивном механизме воспроизводства культуры человека экосистемой заложены предпосылки для лавинообразного количественного расширения человеческой популяции. Это не может быть «случайностью» или «ошибкой» системы, которая поддерживается уже миллионы лет при том, что закон сохранения массы экосистемы устанавливает ограничения на количественный рост популяции каждого вида живых существ: запас ресурсов жизнеобеспечения в экосистеме должен быть в определенное число раз больше, чем объем потребления всей популяции.
Ф Первым, кто обратил внимание на пробле-
му роста численности народонаселения, был Т.Р. Мальтус. В 1798 году он опубликовал расчеты, по которым (по закону убывающего плодородия почвы) запасов биомассы экосистемы — продуктов питания — достаточно для жизнеобеспечения только 1,8 миллиарда человек. В тот период население мира составляло около 950 миллионов человек. До предельной величины было еще далеко. Но весь XIX век прошел под знаком войн. Всего за 100 лет их было более 200. Результаты этих войн изменили организацию миропорядка и повлияли на техническую составляющую культуры человека. Так, поражение России в Крымской войне привело к модернизации системы управления страной и породило технологический рывок.
Даже с учетом масштабов гибели людей в войнах XIX века, население Земли за сто лет увеличилось почти в 2 раза и в 1900 году превысило 1,611 миллиарда. Стал предельно близким «ресурсный ограничитель» Т. Мальтуса. Но разразилась Первая мировая
война. За ней последовали социальные революции в России, Германии, других европейских странах, национальные революции в Азии и Африке. В итоге, в очередной раз на короткое время был сброшен избыток народонаселения. И за период до 1950 года численность населения Земли возросла всего лишь до 2,5 миллиарда.
Одновременно с изменением организационного переустройства человечества и рождением новых государств, результатом развития культуры за первые 50 лет XX века стала научно-техническая революция. Созданные техника и технологии обеспечили человечество энергией, новыми материалами, добываемыми из недр Земли с глубины в несколько километров, выходом в космическое пространство. Тем самым ресурсная база человечества была многократно увеличена.
Для сравнения:
• до середины XIX века человечество потребляло ресурсы, которые в своей основной массе были биоресурсами и располагались на поверхности Земли и в почве до глубины 20—25 сантиметров (глубина вспашки). Но и не только биоресурсы. Например, первые железные серпы, топоры, ножи, оружие производились из так называемой болотной руды, залегающей практически на поверхности. Уголь для металлургического производства выжигали из деревьев. Эта технология была распространенной даже в XVIII веке;
• к середине XX века человек стал извлекать ресурсы из недр до глубин 3—5 километров. Каменный уголь, нефть, газ, вода, железная руда, другие материалы, добываемые из глубин, дали возможность производить предметы потребления, которые ранее производились из ограниченных ресурсов поверхностного слоя экосистемы.
В результате, по примерным подсчетам, совокупный объем ресурсной базы современного человечества можно оценить величиной, которая в 3000—5000 раз больше объема ресурсной базы экосистемы XIX и более ранних веков, ограниченной ранее биоресурсами. Соответственно «предель-
$
67
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ная» численность населения, определяемая по логистической формуле, существенно отодвигается, и можно говорить о пределе прогнозной численности в 15—20 миллиардов человек, проживающих одновременно. Так, развитие культуры опровергло прогноз Мальтуса.
Но, тем не менее, проблема соответствия численности населения имеющейся ресурсной базе существует. Но у нее другая природа.
Развитие культуры в XIX—XX веках позволило человечеству создать технологическую систему по преобразованию минеральной массы в продукты прямого потребления, минуя промежуточные стадии, характерные для естественной цепочки системных преобразований. Рукотворная технологическая цепочка системных преобразований создала предпосылки не только к бурному росту человеческой популяции, но и к разнонаправленному давлению на природную компоненту экосистемы.
С одной стороны, увеличиваются объемы добычи и потребления невозобновимых ресурсов. При этом основной прирост эксплуатации недр наблюдается в России (СССР) и США. Исключением стала нефть, добыча которой резко возросла в странах Ближнего Востока.
С другой стороны, по мере исчерпания локальных месторождений с высоким содержанием полезных компонентов, совершенствуются техника и технологии. Новые технологии позволяют извлекать из минеральной массы не один основной (базовый) компонент, но и другие элементы, создавая условия для комплексной переработки ресурсов экосистемы. Это позволяет вовлекать в эксплуатацию месторождения с более низким содержанием полезных компонентов и перерабатывать отходы производства прошлых десятилетий.
Правда, здесь есть важное обстоятельство. В каждой тонне минеральной массы экосистемы присутствует, по сути, вся таблица химических элементов, но с разным процентным содержанием. В естественном
состоянии эта минеральная масса в абсолютном большинстве случаев нейтральна для человека. Но при извлечении из этой массы полезных компонентов, необходимых сегодня для удовлетворения технологических потребностей человека, в отходах увеличивается содержание тех компонентов, которые не востребованы. Оставшиеся компоненты образуют новые комбинации или переходят в новые фазовые состояния (жидкость, газ), которые становятся агрессивными по отношению к человеку, отравляя среду обитания. Так, ежегодный забор пресной воды в России составляет 2,7% от объема водных ресурсов, в США — 19%, а в 45 странах с высоким уровнем развития человеческого потенциала — 9,6%. Объем выбросов углекислого газа на душу населения в России — 10,7 метрических тонны; в США — 19,7 тонны. А в 45 странах с высоким уровнем развития человеческого потенциала — по 11,7 тонн в каждой. Объем выбросов двуокиси серы на душу населения в России — 25,8 кг, в США — 63,2, а в 45 странах — по 49,2 кг.
Культура человека не впервые оказывается перед угрозой уничтожения, которую создавали системные кризисы.
Первый кризис удален от нас примерно на 3 млн. лет. Тогда начались изменения климата, и существование пралюдей оказалось под угрозой. Поставив гоминид Африки на грань вымирания, экосистема вынудила их использовать свои физиологические особенности для приспособления к условиям, продиктованным экосистемой. Главными итогами первой культурной революции стали:
• превращение культуры в фактор, и определяющий все основные аспекты жизнедеятельности гоминид, и организующий их биологическое совершенствование (включая трансформацию строения тела);
• приведение средств труда и технологий в соответствие с требованиями экосистемы. После окончания «первой культурной революции» созданные ею средства труда не менялись в течение тысячелетий и их отдельные образцы дошли до наших дней.
$
88
^ Теория и история культуры
Второй системный кризис формировался в условиях относительно неизменного уровня развития технологии через изменение социально-экономических формаций от «первобытного коммунизма эпохи дикости» через рабовладение к феодализму. Запас ресурсов жизнеобеспечения в экосистеме на этом этапе во много раз превышал объем потребления всей популяции. Смена экономических формаций (моделей) и соответствующий рост культуры стали причинами устойчивого роста популяции: от 5 миллионов человек в 5000 году до н.э. до 170 миллионов в год рождения Христа и 600 миллионов в 1700 году.
Одновременно с количественным ростом культуры развивались качественные процессы, подготовившие человечество к революционным изменениям в технологии, которые начались с промышленной революции в XVI—XVII веках, а своей вершины достигли в середине XX века, когда население Земли превысило 2,5 миллиарда.
Свидетелями предпосылок третьего си-Ф стемного кризиса являемся все мы. По мне-
нию члена «Римского клуба» Д. Медоуза, мировая система находится далеко за пределами роста уже с середины 1980-х, а человеческая культура приблизилась к моменту, который может стать угрозой выживанию человечества. И снова необходима очередная культурная революция, которая возможна через формирование и реализацию идеологии «глобализации» культуры.
Глобализация — феноменальное порождение культуры, которая в своем развитии прошла путь от палки-копалки и дубины до управляемых ядерных реакций, генной инженерии, компьютерных технологий. Без этих достижений технического прогресса не имеет смысла говорить о глобализации как явлении культуры, охватывающем все человечество. Подготовленные экспертами «Римского клуба» предложения по решению экономических проблем, которые возникают перед культурой в связи с ее количественным ростом и усилением давления человечества на экосистему, являются су-
губо теоретическими. Поэтому необходимо глубоко осмыслить феномен «культуры человека» как качественной категории. Рассмотрим это на отдельных примерах.
1. Сторонники глобализации предлагают осудить гонку вооружений. Что может означать призыв? Это значит, что обладатель ядерного оружия и средств его доставки, которые дают ему право диктовать свои условия всем, кто не имеет такого оружия, должен добровольно отказаться от своего явного преимущества. Но воинственность и стремление к власти заложены в генетическую программу всех живых существ. То есть для реализации этой рекомендации необходимо исправлять генетическую программу? Или есть другой способ изменения качественных свойств человека — его культуры?
2. Предлагается «развенчать технократический миф об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем». Весьма спорное предложение, с которым согласятся далеко не все. Народ Свазиленда (высокая смертность и средняя продолжительность жизни 32,2 года) имеет возможность видеть по телевизору или лично, посетив, например, США, разницу в качестве своей жизни и жизни населения других экономически развитых стран. После этого убедит ли народ тезис глобалистов отказаться от материальных благ, доступных населению Швеции (продолжительность жизни около 80 лет)? Согласятся ли граждане Германии, возрастом в 50—60 лет, отказаться от привычных с детства благ цивилизации (душ дважды в день, калорийная пища, комфортабельный автомобиль и др.) и переселиться в землянки, питаясь только хлебом и капустой?
Этих двух примеров достаточно, чтобы сделать вывод о том, что глобализация возможна только при одновременном изменении качественной сущности культуры человека, включая социокультурные стереотипы и поведенческие стандарты. И это единое понимание должно охватить более 6 миллиардов человек и стать всеобщим. Сделать
$
69
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
его таковым — задача не из простых. Она может быть решена только через межкультурный диалог.
С другой стороны, современные возможности производства товаров потребления в огромных количествах за минимальное время, поддержанные средствами коммуникации (авиация, телевидение, компьютерные технологии), способны оказать мощное воздействие на культуру народов, меняя стереотипы и стандарты поведения. При этом современные технологические возможности позволяют производить необходимые объемы, задействовав не более 10 процентов от общей численности популяции. А это значит, что 90% населения планеты могут стать потребителями продуктов их труда и ресурсной базы экосистемы без участия в производительном труде. Таким образом, налицо проблема нравственного характера. Далеко не все, кто работает, готов делиться своим трудом с теми, кто готов только потреблять, не прилагая усилий. Далеко не все согласны и с фактически сложившимися пропорциями в распределении прав на обладание ресурсами экосистемы, когда 2—3% населения владеет 95—98% экономических ресурсов. И это создает социальные проблемы, которые уже приводили к социальным революциям и войнам. И их острота становится особенно очевидной в рамках процесса глобализации, а поэтому решение
этих проблем следует искать в категориях культурологии.
Именно возможности, которые создаются в соответствии с идеологией глобализ-ции (открытие государственных границ, свободный переток трудовых ресурсов, капиталов и товаров), приводят к изменению этнически однородных государств на государства с полиэтнической структурой. Все это в совокупности является и предпосылкой, и следствием глобализации — процесса, который стал возможен вследствие бурного развития культуры человека как в количественном измерении, так и внутренних процессов, которые происходят в культуре в период ее количественного роста или угнетения.
Отсюда следует достаточно простой вывод. У человечества, достигшего современного уровня развития культуры и превратившегося во влиятельного субъекта экосистемы, нет другого варианта, кроме трансформации качественных параметров, внутренне присущих культуре. А такая трансформация может происходить только за счет применения выработанных самой культурой методов и способов качественного развития и самосовершенствования. Именно неконфронтаци-онный принцип преодоления межэтнических и межконфессиональных противоречий способен обеспечить качественные преобразования в культуре и ее количественный рост.
$
Примечания
1. Доклад о развитии человека за 1999 год // Оксфорд юниверсити пресс. — Нью-Йорк, 1999.
2. Мальтус, Т. Р. Опыт о законе народонаселения / Т.Р. Мальтус. — Петрозаводск : Петроком, 1993. (Серия «Шедевры мировой экономической мысли». Т. 4).
70