СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
SOCIAL PSYCHOLOGY
УДК 159.9
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
© В. Е. Ионова © С. Р. Юлдашев
Ионова Валентина Елисеевна кандидат
сихологических наук доцент кафедры обшей и социальной психологии Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
Юлдашев Сирожиддин Равшан угли студент 4 курса факультета психологии Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
В исслеловании выявлены межкультурные различия личностных летерминант интернет-зависимости межлу русскими и арабскими школьниками в социальной алаптаиии, автономности, социальной активности, кибер-зависимости и интернет-зависимости; различия межлу американскими и арабскими школьниками по шкалам социальной алаптации, автономности, социальной активности и интернет зависимости; прел-положительно, в большей степени кибер- и интернет-зависимости полвержены русские школьники, а менее всего — арабские школьники.
Ключевые слова: интернет-зависимость, кибер-зависимость, социализация, автономизация, смысло-жизненные ориентации.
Актуальность темы исследования обусловлена стремительным ростом количества пользователей компьютерных технологий и распространением компьютерных сетей Интернет и др. Исследователями выявлено, что достаточно большое время уделяют пребыванию в интернете подростки и юноши. Причины возникновения компьютерной зависимости подростков А. В. Гор-деева усматривают в нарушении процессов обмена информацией [3]. На дефицит общения в семье, отсутствии в кругу близких теплых, доверительных отношений как причину «ухода подростков в интернет», указывает Е. П. Белинская [2]. И. М. Балонов называет причиной отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка [1]. Как следствие этих причин — наблюдается автономизация, скрытая или явная неудовлетворенность подростка окружающим
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 1 (21)
миром, невозможности само-выражения, связанная с отсутствием интересов, хобби, не связанных с компьютером, а также отсутствии возможностей проявления социальной активности.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны интернет является необходимым атрибутом широкого спектра познавательной деятельности, однако длительное бесцельное или игровое пребывание подростков в интернете может приводить к интернет-зависимости, затруднять их социализацию, профессионализацию, формирование смысложизненных ориентаций и т. д. Следствиями компьютерной зависимости могут явиться нарушение социальной адаптации, формирование пассивного или агрессивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособности к взаимодействию с социальным пространством, девальвация нравственных ценностей и др.
Цель исследования — выявление межкультурных различий личностных детерминант интернет-зависимости у подростков различных стран.
Объект исследования — интернет-зависимость подростков.
Предмет исследования: межкультурные различия личностных детерминант (социальной адаптации, автономности, социальной активности и нравственного развития) интернет-зависимости подростков трех стран.
Гипотеза исследования: существуют межкультурные различия личностных детерминант интернет-зависимости между русскими, американскими и арабскими школьниками.
Методика исследования
Для доказательства эмпирической гипотезы было проведено сравнительной исследование, в котором приняли участие подростки общеобразовательных школ г. Самары (60 человек), подростки образовательных учреждений США (штат Калифорния 60 человек), Объединённых Арабских Эмиратов (г. Медина, 43 человека). Общая выборка испытуемых —163 учащихся 13-14 лет.
В качестве психодиагностического инструментария использовались:
1. Методика изучения социализированности личности, разработанная профессором М. И. Рожковым [10].
2. Опросник выявления кибераддикции Кимберди-Янг [9].
3. Опросник интернет-зависимости Кимберли-Янг в адаптации В. А. Буровой [5].
Тестирование российских подростков проводилось в групповой форме. Тестирование американских и арабских подростков проводилось в групповой форме дистанционно с применением тех же методик, переведенных на английский и арабский языки.
Для доказательства гипотезы о том, что существуют межкультурные различия личностных детерминант интернет зависимости между русскими, американскими и арабскими школьниками, использовался однофакторный многомерный дисперсионный анализ с применением критерия Фишера.
Результаты исследования
По завершению эмпирического исследования и обработки данных трех групп респондентов, для последующего анализа, вычислялись средние значения исследуемых личностных детерминант (социальной адаптации, автоном-
ности, социальной активности, нравственного развития), кибер- и интернет-зависимости подростков. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели балльных значений личностных детерминант интернет-зависимости учащихся
№ Страны Соц. Автоном Соц. ак Нравствен. Кибер - Интернет -
адап ность тивность развитиет зависи зависи
тация мость мость
1 Россия 12,5 13,3 13,3 12,5 19,9 22
2 США 14,4 12,2 14,2 9,95 0,6 13,3
3 Арабск. 7,6 7,0 6,4 13,9 0,5 1,7
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что есть межкультурные различия личностных детерминант интернет-зависимости подростков, полученные в ходе исследования результаты, были обработаны с применением однофакторного многомерного дисперсионного анализа с применением критерия Фишера. В качестве зависимой переменной выступили личностные детерминанты. В качестве независимой переменной или фактора выступила страна. Полученные результаты расчетов представлены в таблице 2 и на рисунках 1-6.
Таблица 2
Значения критерия Фишера различий личностных детерминант интернет-зависимости подростков
Личностные детерминанты Критерий Фишера F Уровень значимости Вывод о значимости различий
Социальная адаптация 98,475 0,000 есть различия
Автономность 119,11 0,000 есть различия
Социальная активность 156,97 0,001 есть различия
Нравственное развитие 70,919 0,000 есть различия
Кибер-зависимость 31,083 0,000 есть различия
Интернет зависимость 47,365 0,002 есть различия
15 14 13 £ 12 га Л ii 1 10 го j S 9 8 7 6 График средних значений и доверитель ных интервалов(95,00%)
Россия США ОАЭ Страна
Рис. 1. Различия по шкале социальной адаптации
Представленные на рисунке 1 данные демонстрируют, что высоко адаптированными являются подростки из США. Характерной чертой американского стиля воспитания детей является привычка родителей посещать любые мероприятия со своими детьми, что способствует раннему усвоению детьми культурных норм и этикета. С другой стороны, родители столь же рано начинают культивировать в детях право на личную жизнь, что вероятно отражается на высокой степени ответственного поведения и беспрекословном послушании детьми родителей и учителей. Достаточно рано родители начинают воспитывать в детях умения осознавать последствия, наступающие по причине собственных действий, учат ставить цели, правильно подбирать мотивацию действий и достигать результатов с помощью собственных сил. Весьма необходимым они считают создание вокруг ребенка хорошей моральной атмосферы и поощряют поддержание хороших отношений, как с друзьями, так и со старшими.
В меньшей степени социально адаптированы подростки из России. Вероятно, этому способствует сменившаяся в последние годы парадигма воспитания методом «кнута и пряника». Нынешние родители и учителя, являющиеся поколением 80-х, и не получившие должного внимания со стороны родителей, для них не являются беспрекословным авторитетом. В системе воспитания отсутствует четкий стиль воспитания, преобладает или гипер- или гипо- опека в зависимости от семейных проблем и социального статуса семьи. Озабоченность родителей экономическими проблемами приводит к тому, что ребенок часто находится на периферии внимания родителей и предоставлен сам себе, если не создает проблем родителям. Чаще родители делегируют воспитание многих личностных умений подростка школе и педагогам. Разностильное воспитание и стихийно сформированные личностные особенности в подростковый период приводят к частым конфликтам с друзьями и сверстниками.
Низкого уровня социальная адаптация выявлена у подростков ОАЭ. Вероятно, такая картина объясняется влиянием на систему воспитания исламской религиозной культуры и этики. Достаточно рано у детей формируется представление о том, что Бог присматривает за ним, помогает ему, и каждое хорошее действие ребенка прославляет Аллаха. С другой стороны, традиции воспитания в Арабских странах предполагают раннее приобщение детей к труду. Многие семьи являются многодетными, а поскольку у большинства семей отцы уезжают на заработки за границу, мальчики, согласно традициям воспитания в семье, обязаны помогать матери воспитывать и содержать своих младших братьев и сестер. Ещё одна особенность арабской культуры, исключающая возможность праздного проведения свободного времени в выходные не - в субботу и воскресенье. В эти дни недели мусульмане всецело служат Аллаху.
16 15 14 13 1 12 ! 11 I 10 С 1 9 о 8 7 6 5 График средних значений и доверительных интервалов(95,00%)
Россия США ОАЭ Страна
Рис. 2. Различия по шкале автономности
Представленные на рисунке 2 результаты демонстрируют различия в проявлении автономности. Наиболее автономны от взрослых и от мнения окружающих подростки из России. Объясняется такая ситуация рано складывающейся безнадзорностью детей по причине экономических проблем семьи и занятостью родителей материальным обеспечением семьи. К тому же в России ежегодно увеличивается по разным причинам количество неполных семей. Предоставленные себе, подростки избирательны в общении и отстаивают всеми возможными способами свое мнение и позиции.
Подростки из США, судя по результатам дисперсионного анализа, ориентируются в основном на мнение и одобрение взрослых и на групповое мнение сверстников, они — менее автономны. С ранних лет они находятся под ненавязчивым контролем родителей и ориентируются на всестороннее одобрение со стороны взрослых.
Очень низкого уровня автономность выявлена у подростков из ОАЭ. Они полностью ориентированы на мнение взрослых — родителей и учителей, не стремятся выделиться среди сверстников, и не стремятся среди сверстников к похвале. Практически не имеют своего особого мнения и поступают в любых ситуациях как все их сверстники. Чтобы похвалить ребенка, которого с малых лет приучают к религии и развитию внутреннего мира, мусульмане говорят, что Аллах доволен им.
Рис. 3. Различия по шкале социальная активность
Представленные на рисунке 3 результаты, демонстрируют, что большую социальную активность и предприимчивость проявляют подростки из России, причем это свойство личности у детей формируется достаточно рано. Предоставленные сами себе, они без особых финансовых затрат проявляют изобретательность в придумывании различных игр и занятий. Стремятся в кругу сверстников к успеху, склонны упрямо отстаивать свое мнение, и во что бы то ни стало, побеждать и доводить начатое до конца.
У подростков из США эти качества выражены в меньшей степени. Однако, в американской культуре издавна заложены традиции достижения успеха, индивидуализма, выживания и победы в любой ситуации, ориентация на твёрдые моральные принципы. Вероятно потому, что они в большей степени склонны ориентироваться на мнение взрослых, избегают соревновательности и вполне могут не завершать начатое дело, если не получают одобрения со стороны взрослых и сверстников. Совершенно не проявляют социальной активности подростки ОАЭ.
Киб. ад. График средних значений и доверительных интервалов(95,00%)
-10
Россия США ОАЭ Страна
Рис. 5. Различия по шкале кибер-зависимость
Представленные на рисунке 5 данные демонстрируют существенные различия кибер-зависимости подростков из трех стран. В большей степени подвержены кибер - зависимости подростки из России. Это вполне объясняется тем, что подростки из России более автономны. Они предоставлены сами себе и достаточно своевольны. Вероятно, в кибер-играх они часто бесконтрольно со стороны взрослых реализуют свои соревновательные амбиции. В меньшей степени подвержены кибер-зависимости подростки из США и совершенно не подвержены кибер-зависимости подростки из ОАЭ. Скорее всего, у них вообще отсутствует потребность в такого рода проведении свободного времени в соответствии с культурными традициями.
Интернет зависимость График средних значений и доверительных интервалов(95,00%)
-10
Россия США ОАЭ Страна
Рис. 6. Различия по шкале интернет-зависимость
Представленные на рисунке 6 данные демонстрируют также высокую интернет-зависимость подростков из России. Подростки «пропадая» в интернете, в основном проявляют познавательную активность, ищут в интернете дополнительный учебный материал для рефератов и презентаций, общаются с
друзьями, заводят новых друзей, обмениваются информацией и фотографиями и проводят в сети от часу до 6 часов, если нет контроля со стороны взрослых. У подростков из США и подростков ОАЭ интернет-зависимость и эти потребности совершенно не выражены. Вероятно, это объясняется или хорошим контролем со стороны взрослых и хорошими отношениями подростков с родителями, или особой системой воспитания и обучения, при которой у подростков отсутствует необходимость поиска информацию в сети.
Выводы
В результате исследования выявлены различия:
— между русскими и арабскими подростками по шкалам социальной адаптации, автономности, социальной активности, кибер-зависимости и интернет-зависимости;
— между американскими и арабскими подростками по шкалам социальной адаптации, автономности, социальной активности и интернет зависимости.
— в большей степени кибер- и интернет-зависимости подвержены российские и менее всего — арабские подростки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балонов И. М. Компьютер и подросток. Москва : Наука, 2002. 326 с.
2. Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. Москва : Тандем, 2000. Т. 5. Вып. 7.
3. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. Москва : Наука. 2004. 280 с.
4. Зачем россиянам интернет? // Пресс-выпуск №1.17. ВЦИОМ. 2009. URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid= 12441 (дата обращения: 12.04.2017).
5. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов, родителей, педагогов / под общ. ред. В. Л. Малыгина. Москва : Арсенал образования, 2010.
6. Интернет в России. Методика и основные результаты исследования // ФОМ. 2009. Вып. 26. URL: http://bd.fom.ru/ pcH7int2609a. Pdf (дата обращения: 12.04.2017).
7. Козлов И. Безопасность детей в интернете // Компьютер-Информ. 2008. № 8.
8. Малыгин В. Л., Антоненко А. А., Вовченко Е. И., Искандирова А. Б. Особенности эмоционального и социального интеллекта среди Интернет-зависимых подростков // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. №5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 04.06.2017).
9. Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость. URL: http://psylab.info (дата обращения: 04.02.2017).
10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2009.
REFERENCES
1. Balonov I.M. Komp'yuter i podrostok [Computer and teenager]. Moskva: Nauka, 2002. 326 p. (in Russian).
2. Belinskaya E.P. Trudy po sociologii obrazovaniya [Proceedings on the Sociology of Education]. Moskva: Tandem, 2000. V. 5. No. 7. Pp. 21—26 (in Russian).
3. Gordeeva A.V. Uvlechennost' komp'yuternymi igrami:psihologicheskij aspect [Enthusiasm for computer games: the psychological aspect]. Moskva: Nauka. 2004. 280 p. (in Russian).
4. Press-vypusk [Press release] No. 1.17. VCIOM. 2009. Available at: http://wciom.ru/ index.php?id=268&uid= 12441 (accessed: 12.04.2017) (in Russian).
5. Internet-zavisimoe povedenie u podrostkov. Klinika, diagnostika, profilaktika: posobie dlya shkol'nyh psihologov, roditelej, pedagogov / pod obshch. red. V.L. Malygina [Internet-dependent behavior in adolescents. Clinic, diagnostics, prevention: a manual for school psychologists, parents, teachers / under. Society. Ed. V.L. Malygina]. Moskva: Arsenal obrazovaniya, 2010. Pp. 132-133 (in Russian).
6. FOM [FOM]. 2009. No. 26. Available at: http://bd.fom.ru/ pcH7int2609a.Pdf (accessed:12.04.2017) (in Russian).
7. Kozlov I. Komp'yuter-Inform [Computer-Inform]. 2008. No 8. Pp. 12-22 (in Russian).
8. Malygin V.L., Antonenko A.A., Vovchenko E.I., Iskandirova A.B. Medicinskaya psihologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn [Medical psychology in Russia: electron. Sci. Journal]. 2011. No. 5. Available at: http:// medpsy.ru (accessed: 04.06.2017) (in Russian).
9. Test Kimberli-YAng na internet zavisimost' [Kimberly-Young test on Internet addiction]. Available at: http://psylab.info (accessed: 04.02.2017) (in Russian).
10. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Psihoterapii, 2009. Pp. 23-24 (in Russian).
INTERCULTURAL DIFFERENCES OF PERSONAL DETERMINANTS OF THE INTERNET-DEPENDENCE OF ADOLESCENTS
V. lonova, S. Yuldashev
The study revealed intercultural differences in the personal determinants of Internet dependence between Russian and Arab schoolchildren in social adaptation, autonomy, social activity, cyber dependency and Internet addiction; Differences between American and Arab school children on the scales of social adaptation, autonomy, social activity and Internet addiction; Presumably, more cyber- and Internet-dependent Russian schoolchildren are exposed, and least of all — Arab schoolchildren.
Key words: Internet addiction, cyber-dependence, socialization, autonomization, meaningful orientations.