Научная статья на тему 'Межкультурные коммуникации, возникающие в процессе интеграции этнических мигрантов в принимающий социум зарубежных стран'

Межкультурные коммуникации, возникающие в процессе интеграции этнических мигрантов в принимающий социум зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / THE CULTURE OF INTERNATIONAL CONTACT / INTEGRATION / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / ETHNIC MIGRANTS / CULTURE / STATE / SOCIOPOLITICAL SITUATION / STATE NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова С. С.

В статье автор акцентирует внимание на вопросах анализа межкультурных отношений, возникающих в процессе миграции населения между представителями национальностей принимающего социума и прибывающих мигрантов различных стран. Стратегическими для миграционной политики, видимо, должны стать экономические рычаги ограничения миграции инвестиции в экономику развивающихся стран, продуцирующих потоки мигрантов. Определенный опыт в этом отношении накоплен Францией, которая пытается инвестировать средства в экономику и придать социальную направленность деятельности французских корпораций в своих бывших колониях Западной Африки, Океании и американского континента. Сложившаяся ситуация требует выработки такой международной стратегии, которая предусматривала бы, с одной стороны, разумное регулирование миграционных потоков и гармонизацию интересов стран-доноров и странреципиентов трудовых ресурсов, и поиск, с другой стороны, действенных мер, способствующих развитию нового уровня подходов к контролю и объединению интересов государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC COMMUNICATIONS, THAT APPEAR IN THE PROCESS OF INTEGRATION OF ETHNIC MIGRANTS INTO RECIEVING POPULATION OF FOREIGN COUNTRIES

The author accentuates attention to analysis of intercultural relations, which appear in the process of migration of people between the representatives of the nationalities of receiving countries and arriving migrants. Strategic for the migratory policy, apparently, must become the economic measures of limitation of migration investments into the economy of the developing countries, which produce the flows of migrants. Specific experience in this respect is accumulated by France, which invests into the economy and gives social directions to the activity of French corporations in its old colonies of West Africa, Oceania and Latin America. Current situation requires production of the international strategy, which would provide, on the one side, the reasonable regulation of migratory flows and the harmonization of the interests of countrydonors and countrymag recipients of labor resources, on the other, the searching for meaningful actions, which will give the opportunity for development of new approaches to consolidation of interests of participating countries.

Текст научной работы на тему «Межкультурные коммуникации, возникающие в процессе интеграции этнических мигрантов в принимающий социум зарубежных стран»

■ ■ ■ МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩИЙ СОЦИУМ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Автор: УШАКОВА С.С.

УШАКОВА Светлана Сергеевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), почетный работник образования.

Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84.

Тел.: 8(903)563-32-33. Е-таН, ss.ushakova@migsu.ru

Аннотация: в статье автор акцентирует внимание на вопросах анализа межкультурных отношений, возникающих в процессе миграции населения между представителями национальностей принимающего социума и прибывающих мигрантов различных стран. Стратегическими для миграционной политики, видимо, должны стать экономические рычаги ограничения миграции - инвестиции в экономику развивающихся стран, продуцирующих потоки мигрантов. Определенный опыт в этом отношении накоплен Францией, которая пытается инвестировать средства в экономику и придать социальную направленность деятельности французских корпораций в своих бывших колониях Западной Африки, Океании и американского континента. Сложившаяся ситуация требует выработки такой международной стратегии, которая предусматривала бы, с одной стороны, разумное регулирование миграционных потоков и гармонизацию интересов стран-доноров и стран-реципиентов трудовых ресурсов, и поиск, с другой стороны, действенных мер, способствующих развитию нового уровня подходов к контролю и объединению интересов государств.

Ключевые слова: культура межнационального общения, интеграция, социокультурная адаптация, этнические мигранты, культура, государство, социально-политическая ситуация, государственная национальная политика.

Важнейшим проявлением мировой глобализации в последние десятилетия стало вовлечение в миграционные процессы практически всех стран, беспрецедентный рост и переориентация потоков мигрантов. Необратимый характер и массовость это явление обрело на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Так, согласно официальным данным ООН, число людей, проживающих за пределами страны рождения, оценивалось в 1965 г. в 75 млн. человек, в 1990 г. - 120 млн., в 2000 - 175 млн., а в 2009 г. - уже 217 млн. и может достигнуть в 2050 г. 405 млн. [1 ].

Иммигранты, успешно адаптировавшись, занимают места и в тех профессиональных группах, которые относятся к среднему классу. Так, в Лос-Анджелесе каждый пятый инженер, компьютерщик, терапевт, каждый четвертый стоматолог и 35% фармацевтов родились за границей.

Нередко уровень образования среди мигрантов выше, чем среди жителей тех городов, куда они приезжают. В Канаде, например, доля лиц с высшим образование среди иммигрантов больше, чем среди коренных канадцев. Ныне образованные специалисты из бывших социалистических стран также активно вовлечены в миграционные потоки, что составляет, несомненно, своеобразный социальный феномен [2].

Существенный источник пополнения контингента профессионально подготовленных мигрантов - студенты, молодые иностранцы, приехавшие получать высшее образование. В США учится много зарубежных студентов, значительная часть которых старается остаться там работать. Но зачастую все высокообразованные специалисты-иностранцы со временем сталкиваются с ограничениями в продвижении по служебной лестнице.

Однако, помимо спроса на высококвалифицированный труд, существует стабильный спрос на иностранных рабочих низкой квалификации, выполняющих непрестижную работу, которые стремятся не только материально себя обеспечить, но остаться здесь навсегда. Эти надежды достаточно реальны, поскольку в таких странах из-за падения рождаемости, старения местного населения и снижения его работоспособной части существует постоянный дефицит трудовых ресурсов.

Другая причина - спрос на максимально дешевую рабочую силу любой квалификации, предъявляемый сконцентрированным в этих странах транснациональным капиталом. Нередко причины высокого уровня нелегальной миграции связываются с деятельностью транснациональных корпораций, подозревая, что именно их потребность в дешевой рабочей силе делают ее трудноискоренимой [3].

При этом следует иметь в виду, что сами нелегальные мигранты лишены многого: они получают более низкую зарплату, не пользуются социальными услугами, в том числе касающимися обучения детей в школе.

В результате падает удельный вес титульных наций в численности населения целого ряда развитых стран Запада и России, о чем свидетельствуют следующие данные [4] (см. табл. 1):

Таблица 1. Удельный вес титульных наций в населении стран.

№ п/п Страны Численность населения(млн чел.) Удельный вес титульной нации (%)

1 Япония 126,3 98,5

2 Италия 60,6 92,4

3 Германия 81,8 91,0

4 Великобритания 65,9 82,2

5 Швейцария 7,9 77,2

6 Австрия 21,5 75,4

7 Канада 33,5 32,2

8 Россия 142,9 80,9

Признанно считать, что важнейшим фактором увеличения числа иностранцев, обосновавшихся в свое время в Европе, стала либерализация законодательства, позволившая воссоединение семей временно работавших в этих странах гастарбайтеров.

Оседание «временных» трудящихся, приезд членов их семей, повлекли за собой множество новых проблем, к которым европейское сообщество оказалось неготовым. Иностранному населению были предоставлены определенные социальные гарантии, но оно было исключено из активной общественной жизни (в частности, из-за незнания языка страны пребывания). Образовавшиеся национальные общины отличались более низким жизненным уровнем, были связаны с теневой экономикой, консервировали свои неевропейские обычаи, что способствовало распространению непонимания и ксенофобии [5].

Следствием такого глобального переселения народов, а именно так воспринимают современные миграционные процессы проф. Д.Хелд и его коллеги [6], стали также увеличение в составе населения удельного веса иностранцев и возникновение этнических меньшинств в тех странах, где их раньше вообще не существовало; появление этнических различий и обострение в этой связи проблемы национальной идентичности; сложности с полноценной адаптацией и интеграцией в общество новых жителей, особенно детей и подростков, когда легальная иммиграция тесно переплетается с нелегальной.

В сущности, мир стал свидетелем внутренне противоречивых процессов формирования новых многонациональных государств. Так, например, только в 2000-2002 гг. 42% принятых на постоянное место жительства в США иностранцев приходилось на долю уроженцев Латинской Америки и 30% - уроженцев Азии. Это привело к тому, что в 2011 г. в США, впервые в истории, протестанты лишились звания религии большинства за счет увеличения доли лиц других вероисповеданий и атеистов. Еще одна заметная перемена ждет эту страну через 30 лет - белые американцы перестанут составлять большинство жителей страны.

В силу иноэтничного состава иммиграции среди пришлых жителей, как правило, доминируют группы, отличные от коренных этносов. Так, согласно переписи 2000 г., у каждого пятого ребенка, родившегося в Швейцарии, один из родителей имел иностранное гражданство. В 5 крупных городах число детей, не имевших швейцарского подданства, достигало 45%. В свою очередь, в 2005 г. в США 30,6% населения иностранного происхождения составляли мексиканцы, во Франции - 12,6% уроженцы Марокко и 13,7% из Алжира, в Финляндии - 22,7% мигранты из государств бывшего СССР, в Германии на долю турок приходилось 26,1% проживающих в стране иностранцев. По оценкам, к 2020 г. этнические меньшинства в США будут насчитывать 91 млн. человек, составляя 34% населения (по сравнению с 17% в 1980 г.) и обеспечивая около 40% рабочей силы в стране [7].

Аналогичные тенденции наблюдаются в Западной Европе. Так, согласно прогнозам, к 2050 г. «коренных» европейцев станет на 68 млн меньше. Чтобы закрыть этот демографический провал и развить экономику, потребуется до 100 млн человек. Но следует учитывать, что многие мигранты приезжают с семьями, то примерно треть будут составлять дети. Однако, потребуются гигантские финансовые и организационные усилия по их интеграции, в т.ч. в сфере образования.

Весьма серьезными по своим последствиям могут стать изменения в социальностратификационной структуре населения. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев мигранты занимают нижние ступени социальной иерархии, тем самым превращая западные страны в общество, социальные низы которого образуют национальные меньшинства. В подобных ситуациях социальный мир может оказаться

тесно связанным с «национальным вопросом», с характером взаимоотношений, возникающих между коренным и пришлым населением.

В большинстве стран миграционная политика ставит приоритетом необходимость интеграции мигрантов, как двустороннего процесса. Наиболее полно и оптимально эти подходы зафиксированы в таком документе, как «Общие основные принципы политики интеграции иммигрантов в Европейском Союзе», в Руководстве по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. В частности, в нем интеграция впервые признается динамическим процессом взаимного приспособления всех иммигрантов и граждан государств ЕС на основе уважения к основным ценностям Европейского союза.

Немаловажным представляется определение трудоустройства как ключевой части процесса интеграции и главным фактором по отношению к иммигрантам, к их конкретному вкладу в принимающее общество. Большое внимание в процессе интеграции уделяется базовому знанию языка, истории и учреждений принимающей страны, предоставление иммигрантам возможности получения этих знаний, а также усилиям в области образования.

В зарубежной науке сформулированы модели этносоциальной интеграции, вытекающие из упомянутых ранее способов интеграции: «иллюзорная», «исключающая», «республиканско-имперская» и «мультикультурная» .

Первую из них - «иллюзорную» - в принципе нельзя считать интеграционной, она существовала до недавнего времени в Японии и применялась по отношению к выходцам из Кореи. По сути дела, это пример принудительной изоляции и полного этнического отчуждения: все отношения между этносами сводятся, в сущности, лишь к контактам по поводу выполняемой работы. Отчужденная народность может компактно проживать по соседству с титульной, но лишена права на какие-либо контакты с нею, кроме предусмотренных трудовыми отношениями.

«Исключающая» модель опирается на этнический национализм, при котором основой для предоставления гражданства может служить только кровное родство, общие этнические и языковые корни. Возможности натурализации и получения ими гражданства ограничены, а официальные и неформальные культурные контакты между иммигрантами и местным обществом неравноправны и затруднены. Примерами стран, применяющих данную модель, служат Бельгия, Германия и Швейцария.

Третью - «республиканско-имперскую» - модель отличает привязанность гражданства к месту жительства или рождения. Переход от статуса иммигранта здесь легче, это особенно относится к мигрантам второго поколения, родившимся в принимающей стране, и к гражданам бывших колоний. Безусловно, признается взаимодействие между культурами и обществами метрополий и бывших колоний, «но культура метрополии остается доминирующей». Данная модель принята в Великобритании и Франции, частично в Нидерландах.

«Мультикультурная» модель распространена в странах, для которых иммиграция

- явление либо постоянное, либо новое, но уже принявшее характер постоянного. Процессы натурализации и предоставления гражданства здесь упрощены, предусматривается «цивилизованный национализм», допускающий множественность идентичностей и предполагающий, что культуры иммигрантов переосмысливаются. В настоящее время данной модели в наибольшей мере соответствуют Канада, Австралия и Швеция.

Большинство западных ученых склоняются к тому, что наиболее предпочтительной и отвечающей демократическому духу времени является мультикультурная модель, хотя и отмечают, что ее недостаток в том, что это «очень идеализированная модель». «В реальной жизни для нее не характерны ассимметричность власти и законности, что в США, например, проявляется в отсутствии равноправия между доминирующей культурой белых и множеством прочих культур», считают, например, упоминавшиеся авторы книги «Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура» [ С.372-373].

Особенностью процесса интеграции стало стремление мигрантов находить соплеменников и организовываться в общины. Последние чаще возникают в больших городах и вокруг них, образуя многочисленные этнические поселения. В Великобритании афро-карибские и азиатские общины сосредоточены в Лондоне, Бирмингеме, Ливерпуле, Бристоле и Лидсе. В Нидерландах более половины иммигрантских общин сложилось в четырех самых крупных городах. Теперь это факты повседневной жизни западных обществ, становящихся все более многонациональными и мультикультурными в результате процессов глобализации.

Зарубежные ученые весьма осторожны в своих окончательных выводах. Они отмечают, что в результате массовых миграций и смещения населения на Западе формируются многонациональные государства со значительным количеством неевропейских иммигрантских общин. Прежняя суверенность, самостоятельность национальных государств в принятии решений пересматривается с учетом изменений в национальном составе населения. Заново переосмысливаются понятия гражданства и национальной идентичности. Но какими будут эти новые определения и к чему они приведут, это во многих случаях пока еще совершенно не ясно. Наконец, страны Запада пока не нашли действенных средств борьбы с нелегальной миграцией, оказывающей негативное влияние на решение проблем интеграции легальных иммигрантов в западной общество.

Не случайно в Норвегии, в Швеции, где мультикультурная модель, казалось бы, была полностью принята местным населением, как только количество иммигрантских общин заметно возросло, среди местного населения появились откровенно националистические группировки и настроения ксенофобии.

Противоречивость последствий миграции и их восприятия населением развитых стран отражается в результатах опросов. Так, согласно данным Евробарометра, лишь 40% обследованных в 2007 г. европейцев считали, что иммигранты вносят существенный вклад в развитие их страны, тогда как 52% придерживались противоположного мнения [7].

В последние годы в западном мире возросло количество межнациональных столкновений, принявших жесткий, кровопролитный характер. Общеизвестен печальный факт, ставший предвестником возможных в будущем конфликтов нового типа, - взрыв башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г, осуществленный мигрантами, ставшими полноправными гражданами западных стран, не имевших претензий со стороны учреждений, ведающих интеграцией иностранцев. Во многом аналогично был устроен взрыв в Бостоне, где организаторами признали молодых чеченцев - выходцев из России.

Массовые волнения и беспорядки, прокатившиеся по пригородам Лондона и некоторых других городов в августе 2011 г., превзошли их по своим не только экономи-

ческим, но и социально-общественным последствиям, надолго посеяв рознь между белыми и «цветными» гражданами Великобритании.

Эксперты связывают эти явления с заметно изменившимся национальным составом жителей Великобритании. Так, согласно переписи 2011 г., 7,5 млн жителей этой страны родились за ее пределами и их численность увеличилась более чем в 2,5 раза (в 2001 г. таких было 3 млн чел.). Три миллиона человек составляют семьи, в которых ни один из взрослых не использует английский язык в качестве основного.

По мнению член-корр. РАО Б.Л.Вульфсона, - сегодня нет ни одной страны, полностью свободной от тех или иных проявлений национальной неприязни или вражды. Получив на выборах депутатов Европарламента в 2007 г. 27 млн голосов европейцев, ультранационалисты создали свою международную фракцию, выступающую не только против иммигрантов, но и в несколько завуалированной форме пытающуюся оправдать геноцид эпохи гитлеризма [8].

После победного третьего места, полученного партией «Истинные финны» на выборах в Финляндии, уже невозможно считать возрождение национально-ксенофобских настроений в Европе исторической аномалией или спецификой отдельных стран. Пятая часть европейцев, голосующая за националистов, движима ностальгией по «золотому веку Западной Европы» - трем послевоенным десятилетиям, когда восстановление экономики вело в будущее, которое обещало быть лучше.

Согласно прогнозам экспертов, точка невозврата пройдена, и в дальнейшем следует ожидать усиления этнических конфликтов. Создается параллельное общество с другой религией и культурой. Это происходит в Греции, Франции, Германии.

О том, с какими огромными по масштабам материальных потерь чрезвычайными ситуациями может столкнуться западноевропейский социум при неотрегулированных интеграционных моделях, свидетельствуют события в Париже 2005 г. Три недели выходцы с Востока вели форменную войну против французского государства, проявляя недовольство своим социальным положением и тем, что полиция стремится уничтожить нелегальные источники дохода. Возникли беспрецедентные волнения, которых Франция не видела с 1968 г. - поджоги автомобилей, разгромленные школы, разграбленные магазины.

Зачинщики и участники беспорядков, как правило, - иммигранты не в первом поколении. Их отцы и деды приехали во Францию в поисках лучшей доли, брались за самый тяжелый труд - делали все для того, чтобы обеспечить семью и дать образование детям, которые смогли бы ассимилироваться в современном европейском обществе.

Однако дети выросли, и выяснилось, что они не хотят вливаться в это общество, во всяком случае, не на существующих условиях. Они не стремятся браться за черную работу, трудиться в сфере обслуживания и в то же время не обладают достаточной квалификацией для нормальной конкурентной борьбы. Так и растут в европейских городах кварталы выходцев из Африки, поколениями живущими на одно пособие. И зачастую они не стремятся жить по-другому, что приобретает в общественном сознании гипертрофированные формы. Пример тому - борьба с паранджами во всей Европе.

Не случайно одним из самых распространенных лозунгов во время волнений под Парижем было: «Отдайте пособие и оставьте нас в покое». Складывается невероятная ситуация: иммигранты требуют не возможности вырваться из гетто в «большой мир», а придания их замкнутому миру законного постоянного статуса.

Вместе с тем, эксперты отмечают некоторые перемены к лучшему: улучшается положение иммигрантов во втором поколении. Практически в любой парижской школе одинаковое количество детей из Франции, Азии, Северной Африки. Они одеты одинаково, говорят на одном и том же языке, у них один и тот же акцент.

Весьма продуктивно решаются вопросы задействования ресурсов системы образования для интеграции детей иммигрантов в Италии. Итальянские законодатели и правительство считают школьное образование важнейшим инструментом политики интеграции иммигрантов в итальянское общество, а изучение итальянского языка -предпосылкой включения иностранных учащихся в школьный процесс. Но действующее законодательство пошло по пути «лингвистической интеграции», не предусматривавшей условия для изучения итальянского языка, полагая что «погружение» детей в образовательный процесс обеспечит его эффективное изучение.

Но на практике эти ожидания не оправдывались, и многие учителя, в классах которых учатся иностранцы, организуют для них дополнительные занятия по языку. Например, в провинции Модена действует специальная программа включения детей иммигрантов в школьную жизнь. Необходимость ее разработки была вызвана тем, что в последние годы темпы увеличения числа детей иммигрантов существенно возросли, и внимание со стороны учителей к детям иммигрантов оказалось недостаточным, чтобы школьники могли самостоятельно преодолевать языковой барьер.

Указанная программа рассчитана, прежде всего, на учащихся начальных классов и включает: 1) специальный курс углубленного изучения итальянского языка в начале учебного года; 2) специальные программы обучения грамотности, выполнение которых постоянно контролируется в течение всего учебного года; 3) прикрепление специального наставника, отслеживающего ситуацию с обучением учащегося иммигранта; 4) создание в школе условий, включая формирование специальных фондов в школьной библиотеке, для ознакомления всех учащихся с культурой стран, откуда приехали школьники [9].

К проблеме межкультурного образования подключились региональные и местные власти. При их поддержке реализуются программы, способствующие развитию взаимопонимания и межкультурного диалога, оказывается поддержка в изучении детьми иммигрантов их родного языка и культуры. Например, в провинции Модена в некоторых школах организованы двухлетние курсы изучения письменного арабского языка.

Создание подобных курсов облегчает привлечение арабских детей в государственные итальянские школы, поскольку в противном случае семьи, придерживающиеся мусульманских традиций, отдают своих детей в мусульманские школы.

Одна из реальных опасностей, связанных с резким ростом числа иммигрантов в Италии, - появление школьных гетто, т.е. школ, где обучаются дети иммигрантов. Образование таких гетто объясняется целенаправленной политикой школьных властей, стремящихся собрать всех детей иммигрантов в одной - двух школах под предлогом «облегчения процесса обучения». В частности, в Модене школьная общественность выступила за включение в региональный закон об образовании специального параграфа, запрещающего институционализацию дискриминации в школе и противодействующего образованию «школьных гетто».

Несколько иначе выстраивается работа в этой сфере в Испании [10], например, с 2008 г. в Каталонии открыты специальные центры для подготовки детей иностранцев к занятиям в школе. Их посещают несовершеннолетние иностранцы в возрасте от 8

до 18 лет, уровень подготовки которых не позволяет посещать обычную школу. Занятия в таких центрах проводятся ежедневно по 4 часа, наиболее подготовленные дети смогут немедленно отправиться в обычную школу, а те, чей уровень подготовки низок, или те, что не знают испанского или каталонского языка, должны будут обучаться в центре продолжительное время.

Создание таких центров - мера вынужденная, объясняется наплывом иммигрантов из Африки и Латинской Америки. Это ставит перед школами Испании весьма сложные проблемы, поскольку многие из детей иммигрантов не справляются с программой, шалят на уроках и мешают учиться остальным школьникам.

«Эта инициатива уже поддержана центральным правительством Испании; ее назвали смелой и важной в деле адаптации иммигрантов к испанской действительности»,

- подчеркивают организаторы из каталонской администрации. И это важный шаг - с начала десятилетия Испания стала местом массовой иммиграции представителей Латинской Америки, Африки и Восточной Европы. Их число выросло с одного миллиона (в конце 90-х гг. прошлого века) до 5,5 млн. человек. При этом, по законам Испании, все дети и подростки, находящиеся на территории страны, обязаны посещать школу.

Прогнозируя будущее Европы и всего мира, зарубежные эксперты [11] склонны полагать, что нас ожидает глобальная диаспоризация. В качестве примера они приводят Лондон, где существует 70 национальных, религиозных и языковых диаспор.

По мнению В.Жискар д’Эстена, в перспективе господствующей тенденцией будет оставаться стремление французов отстоять собственную идентичность. Отказ от рационального подхода к ней в пользу идеологических и демагогических установок уже привел к ее подрыву.

При этом, как отмечает В.Жиспар д’Эстен, - «Как показали научные исследования, когда доля иммигрантов в составе населения достигает определенного уровня, их желание интегрироваться в это население ослабевает, а после перехода через определенный порог ... меняется на противоположное. И тогда приехавшие стремятся сгруппироваться, замкнуться в своей среде и защищать свою первоначальную идентичность, сохраняя свой язык, свою культуру, все свои прежние привычки повседневной жизни. С этого момента процесс интеграции приостанавливается. Чтобы предотвратить эту опасность, необходима - что бы ни говорили наши чувства - четкая организация возвращения нелегальных иммигрантов на родину» [12].

Однако полноценная интеграция, о которой с ностальгией вспоминает В.Жискар д’Эстен, может оказаться абсолютно нереальной в современных условиях, когда естественный прирост населения стал обеспечиваться главным счетом за счет иммиграции. Фактически это означает начало и последовательное развитие процесса уже не интеграции, а полноценного замещения коренного населения: возникает своего рода механизм, результатом действия которого может стать постепенное снижение удельного веса коренного населения в общей численности населения и его конечное превращение в этническое меньшинство.

В условиях современной миграции в последние годы кардинально и неотвратимо меняется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример - США. Здесь сегодня уже каждый третий американец - небелый. По данным Бюро переписи США, около 18% населения не разговаривают дома на английском языке, а 4% - английского языка просто не знают или владеют им очень плохо. В 60% случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.

Если современные тенденции в области миграции и естественного движения населения сохранятся, - считают эксперты, то латиноамериканское и небелое население увеличится к 2020 г. до 115 млн. человек (около 35% населения), в то время как белое население почти не увеличится. Есть прогнозы, что к 2056 г. небелое население составит около 50% населения США [13], а в этнической структуре населения Нью-Йорка доля белых сократится с 45% до 25%, афроамериканцев - с 27% до 25%, выходцев из азиатских стран, напротив увеличится с 10%до 20%, а доля метисов и представителей других рас вырастет с 18% до 26%.

Сходные процессы происходят и в Европе: официально в странах ЕС ныне проживает около 40 млн. иммигрантов; в большей части этих государств численность мигрантов превысила порог в 10% населения, о чем свидетельствуют следующие данные [14] (см. табл. 2):

Таблица 2. Численность иммигрантов в странах Западной Европы.

Страны Западной Европы

ФРГ Франция Англия Испания Нидерланды Австрия Швеция

Количество иммигрантов (млн) 11,0 7,0 6,5 6,5 1,8 1,0 1,0

Доля иммигрантов в населении страны (%) 13,1 10,7 10,4 14,1 10,5 15,6 14,1

Следует также принимать во внимание нелегальных иммигрантов и натурализовавшихся иностранцев. Это делает этнодемографическую ситуацию в любой из этих стран непредсказуемой и взрывоопасной. Естественно, что эти процессы протекают латентно, напряжение нарастает медленно, но неотвратимо.

Так, например, жители Франции все больше разочаровываются в мусульманах -таков вывод одного из последних социологических исследований, проведенного по заказу газеты «Фигаро» [15]. 43,0% опрошенных считают присутствие мусульманской общины во Франции «угрозой для социальной идентичности страны», что на 1% больше, чем 2 года назад. Число тех, кто считает мусульманскую общину «фактором культурного обогащения страны», сократилось за это время на 5%.

Таким образом, как показало изучение, интеграция иммигрантов в общество -сложный, двусторонний процесс, связанный не только с адаптацией мигрантов, но и с проблемами принятия их местными жителями. Динамика стремительного изменения этнического состава неизбежно приводит к появлению проблем межэтнических коммуникаций. Зачастую мигранты могут восприниматься как опасный инструмент ломки сложившейся этносоциальной структурированности, в их поведении коренные жители усматривают неуважение к нормам и традициям той культуры, в которую они попали, пренебрежение сложившимися в этой среде ценностями и устоями, а порой и явную угрозу.

Следует особо подчеркнуть, что такие острые конфликты возникают и в США, стране, имеющей наиболее четко и полно разработанное законодательство в сфере трудовой миграции, предусматривающее солидные преференции легальным мигрантам, членам их семей, особенно школьникам, в период их социальной интеграции.

Становится очевидно, что в условиях этнического разнообразия населения требует пересмотра и стратегия миграционной политики в сторону усиления интеграционных подходов. Реализуемая в настоящее время в экономически развитых странах миграционная политика, с одной стороны направлена на ограничение миграционных потоков из бедных стран на основе различных критериев (образовательных, социальных, географических, этнических), а с другой стороны, она пытается привести этнокультурное многообразие иммигрантов к общему знаменателю (идея «плавильного котла» или ассимиляции).

Воплощение идеи расширения традиционных для развитых стран европейских ценностей за счет включения в них «небелых» и «нехристианских» культур, скорее всего, не поможет окончательно разрешить существующие противоречия.

Подтверждением тому может служить большой запас скептиса, который регулярно демонстрирует общественное мнение жителей Европы. Так, согласно данным Lpsos (одной из крупнейших исследовательских организаций в Великобритании) [16], 80% опрошенных европейцев считают, что за последние пять лет количество иммигрантов в их стране выросло. 53% считают влияние иммигрантов на страну в целом негативным. Это отрицательное отношение связано со следующими причинами: слишком много иммигрантов (так считают 56% опрошенных), местному населению стало сложно найти работу (45%), коренным жителям стало сложнее пользоваться здравоохранением, общественным транспортом, получать образование (56%).

По мнению 46% европейцев, иммигранты негативно влияют на экономику их страны. При этом, чем ниже уровень иммиграции в стране, тем большее число опрошенных считают, что их страна «стала более интересной для проживания». Исключение составляют шведы. Самое негативное отношение к мигрантам демонстрируют южноевропейские страны.

Касаясь качественного состава иммигрантов, 41% опрошенных считают, что предпочтение должно отдаваться иммигрантам с высшим образованием и с нужными профессиями (23% - нейтральны, 31% - с этим не согласны). Только в Великобритании большинство жителей разделяют это мнение (58%). Мнение, что иммиграция угрожает рынку труда, не связано с личным опытом потери работы в Великобритании и Бельгии, а связано - в Испании, Венгрии и Италии.

Стратегическими для миграционной политики, видимо, должны стать экономические рычаги ограничения миграции - инвестиции в экономику развивающихся стран, продуцирующих потоки мигрантов. Определенный опыт в этом отношении накоплен Францией, которая пытается инвестировать средства в экономику и придать социальную направленность деятельности французских корпораций в своих бывших колониях Западной Африки, Океании и американского континента.

Усилия властей, в том числе с привлечением учреждений образования, по интеграции мигрантов в принимающий социум, нуждаются в серьезной научной проработке и обобщении позитивного опыта в этом направлении. Весьма интересен, на наш взгляд, междисциплинарный исследовательский проект «Метрополис», реализуемый исследовательскими и общественными организациями из 12 стран четырех континентов (Австралии, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Италии, Ка-

нады, Нидерландов, Норвегии, США, Франции и Швеции).

Его цель - выявить общие черты и национальные различия в адаптации иммигрантов и отношении к ним местного населения и органов власти разных стран, а также изучить опыт «лучших практических действий» в сфере интеграции мигрантов. Результаты этого проекта, несомненно, могут представлять интерес и для российских социологов, изучающих миграционные процессы.

Определенный опыт в изучении иммиграции и ее влияния на социальную, экономическую и культурную жизнь существует в Германии. Представляет несомненный научный и практический интерес «Концепция по интеграции мигрантов в берлинское общество», в которой раскрыты пути минимизации риска социального неблагополучия для иностранных мигрантов. Каждый человек, имеющий в соответствии с законодательством, право на получение социальной помощи, должен получить ее в полном объеме и в кратчайшие сроки; социальные службы и инфраструктура должны быть в достаточном количестве и максимально доступны.

Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что рассмотренные работы ведущих зарубежных ученых и специалистов, опыт работы развитых стран подтверждают, что проблемы интеграции иммигрантов стали не просто неотъемлемой частью их повседневной жизни, а обещают обрести еще большую значимость, а порой и угрозу, уже в ближайшей перспективе.

Как отмечают многие исследователи, глобализация неизбежно приведет к возникновению более многоликих обществ, основывающихся на смешении культур. С другой стороны, ослабить давление проблем, связанных с приемом и интеграцией все новых волн мигрантов, можно будет только путем улучшения демографической ситуации, достигаемого за счет повышения рождаемости среди коренного населения.

Ключевая задача, имеющая глубокое политическое и важное психологическое значение, на наш взгляд, заключается в том, чтобы обеспечить успешную интеграцию «новых» граждан, и в особенности интеграцию их детей. Но надеяться на такой результат можно лишь при условии, что поток нелегальной иммиграции будет остановлен.

Сложилась ситуация, требующая выработки такой международной стратегии, которая предусматривала бы, с одной стороны, разумное регулирование миграционных потоков и гармонизацию интересов стран-доноров и стран-реципиентов трудовых ресурсов, но и поиск, с другой стороны, действенных мер по улучшению демографической ситуации в странах, импортирующих эти трудовые ресурсы. И главное, это корректное и оптимальное задействование интеграционных ресурсов системы образования.

Вместе с тем, очевидно, что разработка подобной стратегии не произойдет в одночасье и что потребуется немало усилий и времени, прежде чем будут найдены приемлемые решения. Но для того, чтобы избежать опасных конфликтов и трений, не говоря уже о столкновении цивилизаций, такие усилия жизненно необходимы. И здесь небезинтересным мог бы стать опыт Российской Федерации. Ведь, по мнению проф. З.Баумана, - «прошлое России - это будущее Европы. Вы перегнали европейцев в таком важном компоненте, как умение жить вместе» [17].

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Цит. по: Сафонов С. Все о миграции в мире: К выходу в свет очередного доклада Международной организации по миграции // Независимая газета. - 2011. 19 января.

2. Назарова Е.А. Миграция в столицах и крупных городах мира // Этнодиалоги: Альманах. 2008. №2. С.77-78.

3. Пальников М.С. Международный опыт интеграции мигрантов (обзор) // Актуальные проблемы Европы. Иммигранты в Европе: проблемы социальной и культурной адаптации. Сб. научных трудов ИНИОН РАН. М., 2006. С.178.

4. ПолюховичА. Гости становятся хозяевами // Известия. 2012. 14 декабря.

5. Ермолаева Н. Европа: похищение рождественской елки. Иммигрантов стало больше, чем коренных датчан // Российская газета. 2012. 25 декабря.

6. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ. / Хелд Д., Голдблатт Д., Макгрю Э., ПерратонДж. М., 2004.

7. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. М., 2009. С.72, 352.

8. ВульфсонБ.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. М., 2009. С. 56-57.

9. Животовская И.Г. Иммигранты в Италии: Проблемы интеграции / Актуальные проблемы Европы. Иммигранты в Европе: Проблемы социальной и культурной адаптации / Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. М., 2006.

С.130-131.

10. Центры для подготовки детей-иностранцев к школе // Этносфера. 2008. № 11. С. 15.

11. Цит. по: Чудодеев А. Назад в будущее // Итоги. 2011. 16 мая. С. 26-28.

12. Жискард’ЭстенВ. Французы: Размышления о судьбе народа / Пер. с фр. М., 2004. С. 179, 183.

13. Хенри У. Новые иммигранты // Америка. 1992. Февраль. С.4.

14. Цифры: Где и сколько мигрантов // Огонек. - 2012. - 19 ноября. - С. 35.

15. Что для вас означает присутствие во Франции мусульманской общины? // Коммерсант-власть.

2012. 19 ноября. С. 36.

16. Больше не нравится: Как в Европе относятся к мигрантам // Огонек. - 2012. - 19 ноября. - С. 34.

17. Цит. по: Чудодеев А. Назад в будущее // Итоги. 2011. 16 мая. С. 26

■ ■ ■ INTERETHNIC COMMUNICATIONS, THAT APPEAR IN THE PROCESS OF INTEGRATION OF ETHNIC MIGRANTS INTO RECIEVING POPULATION OF FOREIGN COUNTRIES.

Author: USHAKOVA S.S.

USHAKOVA Svetlana Sergeevna - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Public Relations and Media Policy Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), the honorable worker of education system.

Tel.: 8-903-563-32-33 E-mail: ss.ushakova@migsu.ru

Annotation. The author accentuates attention to analysis of intercultural relations, which appear in the process of migration of people between the representatives of the nationalities of receiving countries and arriving migrants. Strategic for the migratory policy, apparently, must become the economic measures of limitation of migration - investments into the economy of the developing countries, which produce the flows of migrants. Specific experience in this respect is accumulated by France, which invests into the economy and gives social directions to the activity of French corporations in its old colonies of West Africa, Oceania and Latin America. Current situation requires production of the international strategy, which would provide, on the one side, the reasonable regulation of migratory flows and the harmonization of the interests of country- donors and country-

recipients of labor resources, on the other, the searching for meaningful actions, which will give the opportunity for development of new approaches to consolidation of interests of participating countries.

Keywords: the culture of international contact, integration, sociocultural adaptation, ethnic migrants, culture, state, sociopolitical situation, state national policy.

References

1. Cit. po: Safonov S. Vse o migpacii v mire: K vixody v svet ocherednogo doklada Mezdynarodnoi organizacii po migracii // Nezavisimaia gazeta. 2011. 19 ianvapia. [Cited. on: Safonov S. Everything about the migration in the world: To the appearance of the sequential report to international organization for migration // the independent newspaper. 2011. January 19].

2. Nazarova, Е.А. Migpacia v stolicah I krupnih gorodax mira// Etnodialogi: Almanah. - 2008. - №2.- P.77-78. [ Nazarova, E.A. (2008) Migration in the capitals and the large cities of the World // Ethnodialogs: Almanac.]

3. Palnikov, М.С. Mezdunarodni opit integracii migrantov (obzor)// aktualnii problemi Evropi. Immigranti v Evrope: problemi socialnoi I kyltyrnoi adaptacii. Sb. Naychnih trydov INION RAN. М., 2006. S.178 . [Palnikov, М.С. (2006) International experience of the integration of migrants (the survey) // the vital problems of Europe. Immigrants in Europe: the problem of social and cultural adaptation. Coll. the scientific works INION RAN Russian Academy of Sciences. Moscow].

4. Polyukhovich, А. Gosti stanoviatsia hoziaevami// Izvestia. 2012. 14 dekabria. [Polyukhovich, А. (2012) Guests become masters // Izvestia. 2012. 14 December]

5. Ermolaeva, N. Evropa: pohishenie rozhdestvenskoi ielki. Immigrantov stalo bolishe chem. Korennih datchan.// Rossiskaia gazeta. 2012. 25 dekabria. [Ermolaeva, N. (2012). Europe: the theft of christmas fir tree. It became more immigrants than native Danes // Izvestia. 2012. 14 December].

6. Globalnye transformcii: Politika, economica, cultura / Kheld D.., Goldblatt D., Makgryu 3., Perraton J. - M., 2004. [Global transformations: Politics, economy, culture of mountain passes. Tr. From Engl. /Kheld D., Goldblatt

D.., McGgryu,E., Perraton, J. Moscow.].

7. Tsapenko, I.P. Upravlenie migraciei: opit razvitih stran. - М.: Academia, 2009. - P.72.;352 [Tsapenko I.P. (2009). Control of the migration: the experience of the developed countries. Moscow].

8. Wolfson, В±. Aktualnii problemi vospitania v usloviah globalizacii I vstrechi kultur. М., S. 56-57. [Wolfson. B.L. (2009) The vital problems of training under the conditions of globalization and encounter of cultures. Moscow].

9. Zhivotovska^a, I.G. Immigranti v Italii: Problemi integracii/ Aktualnii problem Evropi. Immigranti v Evrope / Sb. Naycyn. Tr, INION RAN. - М., 2006. - P.130-131. [Zhivotovskaya, I.G. (2006). Immigrants in Italy: Problems of integration the vital problems of Europe. Immigrants in Europe: Problems of social and cultural adaptation. Moscow].

10. Centri dlia podgotovki detei-inostrancev k shkole // Etnosfera. 2008. № 11. S. 15. [Centers for training of childs foreigners for the school// Etnosfera. 2008, No. 11. P. 15].

11. Cit. po: Chudodeev A. Nazad v bydychee // Itogi. 2011. 16 Maia. S. 26-28. [Cited. on: Chudodeev, A. Back to the future // Itogi. 2011. May 16. P. 26-28.].

12. Jiscard d' Estaing. Frenchmen: Reflections about the fate of the people of mountain passes. Tr. from French. M., 2004. S. 179, 183. [Jiscard d' Estaing. (2004) Frenchmen: Reflections about the fate of the people/of mountain passes. Tr. From Fr. M.]. 13.

13. Henry U. Nowii immigranti // America. - 1992. February. S.4. [Henry, U. New immigrants //America. 1992. February. P. 4].

14. Cifri: Gde I skolko migrantov // Ogonek. 2012. 19 noiabria. S. 35. [Where and how many migrants // Ogonek.. 2012. November 19].

15. Chto dlia vas oznacyaet prisutstvie vo Francii musulmanskoi obshyni? // KoMMersant-vlast. 2012. 19 noiabria. S. 36. [What for you does indicate the presence in France of Moslem community? // Kommersant-vlast. 2012. 19 November].

16. Bolshe ne nravitsia: Как v Evrope otnosiatcia k migrantam // Оgonek. 2012. 19 noiabria. S. 34. [We do not like the way how in Europe they relate to the migrants // Ogonek. 2012. 19 November].

17. Cit. po: Chudodeev, А. Nazad v budychee // Itogi. 2011. 16 Maia. S. 26. [Cited. on: Chudodeev, A. Back to the future//Itogi. 2011. 16May].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.