Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ'

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / многополярный мир / угроза межэтнических конфликтов / межкультурная компетентность / межкультурная профессионально-педагогическая компетентность / профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка к формированию у учащихся основ межкультурной коммуникации / globalization / multipolar world / threat of ethnic conflicts / intercultural competence / intercultural professional and pedagogical competence / professional training of a future foreign language teacher for the formation of the basics of intercultural communication among students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юань Дунбинь, Александрова Галина Александровна, Иванов Владимир Николаевич

В условиях глобализации возрастают частота и плотность межэтнической коммуникации, которая сопровождается возрастанием межкультурной напряженности. Статистика показывает, что из года в год школьная среда насыщается представителями различной культуры. С одной стороны, этот процесс является хорошим условием для обогащения воспитательного процесса, с другой – вызывает потенциальную угрозу возникновения межэтнических конфликтов как среди учащихся, так и их родителей. В качестве одного из механизмов решения данной проблемы предлагается вариант профессионально-педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка к осуществлению работы по формированию у школьников межэтнической коммуникативной культуры. В статье раскрыта важность формирования межкультурной компетентности личности как средства гармонизации межэтнической коммуникации в условиях глобализации отношений. Особое внимание уделено определению ключевых понятий, лежащих в основе исследования, обоснована структура межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка, выявлены пути его формирования в условиях педагогического образования. Межкультурная профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя иностранного языка рассматривается нами как интегративное качество студента, владеющего иностранным языком, умеющего выстраивать коммуникацию с носителем изучаемого языка, способного на основе осознания своей и иной культуры обеспечить бесконфликтное межэтническое взаимодействие и готового осуществлять образовательный процесс по формированию основ межэтнической коммуникативной культуры учащихся. Процесс формирования у будущего учителя иностранного языка межкультурной профессионально-педагогической компетентности должен быть направлен на развитие языковой культуры (определенного уровня овладения языком, отражающего принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств), этнорелятивизма (ценностных установок, в соответствии с которыми оценка другой культуры может происходить только исходя из ее культурных паттернов, а не субъективного взгляда обучающегося), педагогического профессионализма (совершенного владения психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые сочетаются с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, нравственно-эстетическим отношением к жизни, способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юань Дунбинь, Александрова Галина Александровна, Иванов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER: CONCEPT, STRUCTURE, WAYS OF FORMATION

In the conditions of globalization, the frequency and density of interethnic communication are increasing, which is accompanied by an increase in intercultural tensions. Statistics show that from year to year the school environment is saturated with representatives of different cultures. On the one hand, this process is a good condition for enriching the educational process, but on the other hand, it causes a potential threat of interethnic conflicts among both students and their parents. As one of the mechanisms for solving this problem we propose a variant of professional and pedagogical training of future foreign language teachers to realize the work on formation of interethnic communicative culture among schoolchildren. The article reveals the importance of formation of intercultural competence of a person as a means of harmonization of interethnic communication in the conditions of globalization of relations. Special attention is paid to the definition of key concepts underlying the research, the structure of intercultural professional and pedagogical competence of a future foreign language teacher is substantiated, the ways of its formation in the conditions of pedagogical education are revealed. We consider intercultural professional and pedagogical competence of a future foreign language teacher as an integrative quality of a student who speaks a foreign language, who is able to build communication with a native speaker of the language being studied, who is able to ensure conflict-free interethnic relations on the basis of awareness of his or her own and other cultures, and who is ready to carry out the educational process of formation of the basics of interethnic communicative culture of students. The process of formation of intercultural professional and pedagogical competence in a future foreign language teacher should be directed to the development of linguistic culture (a certain level of language acquisition reflecting the accepted literary norms of a given language, correct and adequate use of language units, language means), ethno-relativism (value attitudes, according to which the assessment of another culture can occur only on the basis of its cultural patterns, rather than the subjective view of the learner), pedagogical professionalism (perfect possession of psychological and pedagogical knowledge and skills, which are combined with good knowledge of the subject content, knowledge and ability to apply pedagogical technologies, moral and aesthetic attitude to life, ability to understand pedagogical goals, to realize their practical achievement).

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 378.016:[371.13-051:811] Б01 10.37972/^^2023.121.4.017

Юань Дунбинь1,2, Г. А. Александрова2, В. Н. Иванов2

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

1 Первый Шаньдунский медицинский университет, г. Тайан, провинция Шаньдун,

Китайская Народная Республика

2Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В условиях глобализации возрастают частота и плотность межэтнической коммуникации, которая сопровождается возрастанием межкультурной напряженности. Статистика показывает, что из года в год школьная среда насыщается представителями различной культуры. С одной стороны, этот процесс является хорошим условием для обогащения воспитательного процесса, с другой - вызывает потенциальную угрозу возникновения межэтнических конфликтов как среди учащихся, так и их родителей. В качестве одного из механизмов решения данной проблемы предлагается вариант профессионально-педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка к осуществлению работы по формированию у школьников межэтнической коммуникативной культуры. В статье раскрыта важность формирования межкультурной компетентности личности как средства гармонизации межэтнической коммуникации в условиях глобализации отношений. Особое внимание уделено определению ключевых понятий, лежащих в основе исследования, обоснована структура межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка, выявлены пути его формирования в условиях педагогического образования. Межкультурная профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя иностранного языка рассматривается нами как интегративное качество студента, владеющего иностранным языком, умеющего выстраивать коммуникацию с носителем изучаемого языка, способного на основе осознания своей и иной культуры обеспечить бесконфликтное межэтническое взаимодействие и готового осуществлять образовательный процесс по формированию основ межэтнической коммуникативной культуры учащихся. Процесс формирования у будущего учителя иностранного языка межкультурной профессионально-педагогической компетентности должен быть направлен на развитие языковой культуры (определенного уровня овладения языком, отражающего принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств), этнорелятивизма (ценностных установок, в соответствии с которыми оценка другой культуры может происходить только исходя из ее культурных паттернов, а не субъективного взгляда обучающегося), педагогического профессионализма (совершенного владения психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые сочетаются с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, нравственно-эстетическим отношением к жизни, способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение).

Ключевые слова: глобализация, многополярный мир, угроза межэтнических конфликтов, межкультурная компетентность, межкультурная профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка к формированию у учащихся основ межкультурной коммуникации.

Yuan Dongbin12, G. A. Aleksandrova1, V. N. Ivanov1

INTERCULTURAL PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER: CONCEPT, STRUCTURE, WAYS OF FORMATION

1I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia 2Shandong First Medical University, Taian, Shandong Province, People's Republic of China

Abstract. In the conditions of globalization, the frequency and density of interethnic communication are increasing, which is accompanied by an increase in intercultural tensions. Statistics show that from year to year the school environment is saturated with representatives of different cultures. On the one hand, this process is a good condition for enriching the educational process, but on the other hand, it causes a potential threat of interethnic conflicts among both students and their parents. As one of the mechanisms for solving this problem we propose a variant of professional and pedagogical training of future foreign language teachers to realize the work on formation of interethnic communicative culture among schoolchildren. The article reveals the importance of formation of intercultural competence of a person as a means of harmonization of interethnic communication in the conditions of globalization of relations. Special attention is paid to the definition of key concepts underlying the research, the structure of intercultural professional and pedagogical competence of a future foreign language teacher is substantiated, the ways of its formation in the conditions of pedagogical education are revealed. We consider intercultural professional and pedagogical competence of a future foreign language teacher as an integrative quality of a student who speaks a foreign language, who is able to build communication with a native speaker of the language being studied, who is able to ensure conflict-free interethnic relations on the basis of awareness of his or her own and other cultures, and who is ready to carry out the educational process of formation of the basics of interethnic communicative culture of students. The process of formation of intercultural professional and pedagogical competence in a future foreign language teacher should be directed to the development of linguistic culture (a certain level of language acquisition reflecting the accepted literary norms of a given language, correct and adequate use of language units, language means), ethno-relativism (value attitudes, according to which the assessment of another culture can occur only on the basis of its cultural patterns, rather than the subjective view of the learner), pedagogical professionalism (perfect possession of psychological and pedagogical knowledge and skills, which are combined with good knowledge of the subject content, knowledge and ability to apply pedagogical technologies, moral and aesthetic attitude to life, ability to understand pedagogical goals, to realize their practical achievement).

Keywords: globalization, multipolar world, threat of ethnic conflicts, intercultural competence, intercultural professional and pedagogical competence, professional training of a future foreign language teacher for the formation of the basics of intercultural communication among students

Введение. Объектом настоящего исследования выступает процесс подготовки учителя иностранного языка к профессиональной деятельности. Предмет исследования -процесс формирования межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка. Целью исследования является обоснование необходимости формирования межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущих учителей иностранного языка как важного педагогического условия гармоничных межкультурных отношений. В качестве первого этапа решения данной цели рассматривается определение сущности межкультурной компетентности будущего учителя иностранного языка, его структуры и путей формирования.

Основой исследования послужили работы А. П. Садохина, в которых раскрыты сущность и механизмы формирования межкультурной компетентности. Соглашаясь с ученым в том, что «межкультурная компетентность представляет собой совокупность знаний,

навыков и умений, при помощи которых индивид может успешно общаться с партнерами из других культур как на обыденном, так и на профессиональном уровне» [1. с. 15], считаем необходимым уточнить это понятие в аспекте подготовки педагогических кадров. В этой связи нами исследованы труды ученых в области педагогического образования в части реализации компетентностного подхода. Результаты исследований М. Е. Вайн-дорф-Сысоевой, Н. В. Якуниной и других авторов дали нам возможность сформировать теоретическую базу нашего исследования в области компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка. Педагогическую компетентность вслед за ними мы рассматриваем как интегративное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Опираясь на исследования Ю. В. Стрункиной, З. Г. Томаевой и др., мы разработали педагогические условия, способствующие формированию межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущих учителей иностранного языка в аспекте исследования общего и особенного в системах педагогического образования России и Китая.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный мир характеризуется двумя взаимосвязанными процессами: стремительной глобализацией человеческих отношений и сопротивлением однополярному миропорядку. Эти процессы оказывают существенное влияние на все сферы человеческой деятельности, включая культуру и образование. Особенно в последнее время наряду с глобализацией ярко проявился процесс формирования многополярного мира. В основе этих тенденций развития мировой цивилизации лежат экономические и политические интересы. Вместе с тем они имеют и глубинные причины, в числе которых - этнокультурные интересы человеческих общностей. Этнокультурное ценностное разнообразие не только является причиной преобразований, но и в условиях этих двух мировых тенденций само подвергается существенной трансформации.

Во-первых, процесс глобализации открыл широкие возможности для общения людей, принадлежащих к различным культурам. Как показывают исследования, для эффективного выстраивания общения и поддерживания отношений недостаточно одного владения соответствующим иностранным языком [1]. Полноценное межкультурное взаимопонимание требует знания истории, культуры, психологии, особенностей поведения партнеров по коммуникации. В теории межкультурной коммуникации эта совокупность требований определяется как межкультурная компетентность личности, и она системно исследуется в педагогической науке, к примеру, в [2], [3] и др.

Вторая мировая тенденция связана с процессом формирования многополярного этнического мира, стремлением этнических общностей сохранить свою идентичность. Этот процесс имеет двойственную направленность. С одной стороны, происходит межэтническая интеграция, в ходе которой два или несколько этнических групп образуют новую этническую группу. Это позволяет малым этническим группам сохранить свои основные этнические черты, свою индивидуальность. С другой стороны, в результате такой интеграции этот процесс принимает дифференцирующую направленность. Чем многочисленнее та или иная этническая общность, чем богаче и разнообразнее ее культура, тем труднее она поддается насильственной ассимиляции. Пример СССР и России - яркое тому подтверждение. В рамках полиэтнического государства мегаэтнические общности и составляющие их этнические группы сохранили свою этническую идентичность и особенности культуры. Это стало возможным потому, что были созданы механизмы снятия межэтнической напряженности. События, происходившие после распада СССР, и постсоветская история России подтверждают важность системы формирования межкультурной компетентности личности. Проблемы, существующие в этой системе, можно решить только через создание механизмов снятия причин межэтнической напряженности. Основа такого

механизма формируется в системе образования в процессе изучения языков и культур соседствующих этносов, составляющих эту этнокультурную общность.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили разнообразные научные публикации в авторитетных журналах, диссертации и авторефераты диссертаций, статистические данные, электронные ресурсы по теме исследования.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ нормативных документов, трудов в области межкультурных отношений, результатов исследований проблем профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, обобщение, систематизация, синтез полученной информации, моделирование педагогического процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. В педагогической науке имеется немало исследований, касающихся проблем изучения иностранного языка на основе родного. Как правило, в этих работах акцент делается на раскрытии физиологических, психологических, педагогических, культурологических, методологических и других основ преподавания иностранного языка [7], [10] и др. Благодаря таким исследованиям обеспечены теоретическая основа и практическая возможность обучения школьников и студентов иностранным языкам. Вышеуказанные факторы вызвали увеличение из года в год количества людей, изучающих иностранные языки, и рост качества изучения предмета. К примеру, выросла доля выпускников, выбирающих ЕГЭ по иностранным языкам, увеличился и средний балл по данному предмету [5].

Наряду с решением проблем научно-методического обеспечения образовательного процесса по изучению иностранных языков проводятся исследования в области профессиональной подготовки педагогических кадров, соответствующих современным требованиям [6], [11] и др. Определены условия, позволяющие формировать у будущих учителей иностранного языка систему лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков. Они позволяют учителям в своей профессиональной деятельности эффективно взаимодействовать с учениками в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях. Знания, полученные студентом в вузе в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка, создают основу для профессионального роста учителя.

Новый виток в развитии педагогического образования ознаменовался прикладной направленностью профессиональной подготовки будущего учителя и реализацией идеи универсальности образовательных программ на основе компетентностного подхода. Исходя из этой логики ФГОС высшего образования нацелен на формирование трех видов компетенций. Первый вид - универсальные компетенции, под которыми понимаются такие социальные и личностные способности, благодаря которым человек успешен независимо от направления профессиональной деятельности. Во втором виде объединены общепрофессиональные компетенции, подразумевающие обобщенные компетенции, нужные в определенной профессиональной группе. Третий вид включает специализированные профессиональные компетенции, необходимые для работы по конкретной профессии.

Рассматривая межкультурную профессионально-педагогическую компетентность личности, мы приходим к необходимости не только определиться с сущностью понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», но и особо подчеркнуть различие между понятиями «педагогическая компетентность» и «профессионально-педагогическая компетентность». Не видя смысла вступать в дискуссию по обоснованию первых двух терминов, будем рассматривать профессиональную компетентность как теоретическую и практическую готовность индивида к соответствующему виду деятельности. Тогда в этой логике профессиональную компетенцию можем понимать как круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом.

Соглашаемся с авторами, рассматривающими педагогическую компетентность как интегративное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать педагогический процесс, способствующий личностному развитию обучающихся [4], [8] и др. Педагогическим опытом, знаниями и необходимыми свойствами для воспитания детей обладают многие родители. Не занимаясь профессионально-педагогической деятельностью, они обладают педагогической компетентностью. В связи с этим фактом для нашего исследования считаем целесообразным подчеркнуть профессиональную направленность педагогической компетентности. Процесс формирования межкультурной компетентности студента мы рассматриваем сквозь призму его готовности к будущей профессиональной деятельности в качестве учителя иностранного языка.

Следовательно, профессионально-педагогическая компетентность - это интегра-тивное свойство личности, выражающееся в готовности к профессиональной деятельности в психолого-педагогической области знаний, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных качеств личности обучающихся, позволяющее им выполнять социально-ценностные функции в социуме, предупреждать и не допускать негативное асоциальное поведение.

В рамках нашего исследования необходимым является выявление общего и особенного в процессе формирования межкультурной профессионально-педагогической компетентности у студентов Китая, изучающих русский язык, и у студентов России, изучающих китайский язык. Из всей совокупности профессионально-педагогических компе-тентностей, которыми должен обладать учитель, мы выделяем именно межкультурную компетентность. Она формируется в результате глобализации и в процессе интенсивной межкультурной коммуникации индивидов, представляющих разные культуры. Для достижения взаимопонимания участники коммуникации должны обладать всей совокупностью знаний, навыков и умений, чтобы избежать неверного понимания партнера и возможного конфликта. Отсутствие компетентных знаний о своей и другой культуре является потенциальным источником конфликтов. Поэтому представляется весьма важным не только изучение иностранных языков в школе, но и приобретение учащимися знаний о культурных традициях, нормах поведения, привычках носителей данных языков. Естественно, для реализации этой педагогической задачи будущему учителю самому необходимо овладеть соответствующими компетентностями, в числе которых межкультурная компетентность играет ведущую роль.

Данное обстоятельство требуют конкретизации понятия «межкультурная профессионально-педагогическая компетентность» в логике раскрытия ключевых составляющих этого интегративного понятия. Мы придерживаемся мнения А. П. Садохина и в структуре межкультурной компетентности выделяем социокультурные знания, коммуникативные навыки и умения, а также языковые знания [9]. Особенность нашего исследования состоит в том, что процесс формирования межкультурной компетентности студента направлен на получение в ходе изучения иностранного языка знаний о соответствующей культуре; развитие способности рефлексировать собственную культуру и культуру этносов носителей изучаемого языка, позволяющей воспринимать культурные различия; развитие навыков синхронизации собственных поведенческих стандартов с социокультурными особенностями другой культуры. Вместе с тем в процессе обучения в вузе будущий учитель иностранного языка должен не только овладеть межкультурной компетентностью, но и стать готовым профессионально реализовать задачу формирования у учеников межэтнической коммуникативной культуры. Соответственно, в структуре подготовки будущего учителя иностранного языка важное место занимает профессионально-педагогическая компетентность по формированию у учеников основ межкультурной компетентности.

Таким образом, под межкультурной профессионально-педагогической компетентностью будущего учителя иностранного языка мы понимаем интегративное качество студента, владеющего иностранным языком, умеющего выстраивать коммуникацию с носителем изучаемого языка, способного на основе осознания своей и иной культуры обеспечить бесконфликтное межэтническое взаимодействие и готового осуществлять образовательный процесс по формированию межэтнической коммуникативной культуры учащихся.

Исходя из этого определения, оценить межкультурную профессионально-педагогическую компетентность студента можно по следующим показателям:

- уровню владения иностранным языком;

- уровню освоения ценностей иноязычной культуры;

- уровню коммуникации с носителем иностранного языка;

- уровню готовности к педагогической деятельности.

Упрощенно (схематично) можно сказать, что межкультурная профессионально -педагогическая компетентность представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, при помощи которых будущий учитель иностранного языка не только успешно общается с представителями других культур на профессиональном уровне, но и в полной мере владеет способностями формировать у учащихся межэтническую коммуникативную культуру как основу межкультурной компетентности.

Следовательно, процесс формирования у будущего учителя иностранного языка межкультурной профессионально-педагогической компетентности должен быть направлен на развитие:

- языковой культуры (определенного уровня овладения языком, отражающего принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств);

- этнорелятивизма (ценностных установок, в соответствии с которыми оценка другой культуры может происходить только исходя из ее культурных паттернов, а не субъективного взгляда обучающегося);

- педагогического профессионализма (совершенного владения психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые сочетаются с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, нравственно-эстетическим отношением к жизни, способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение).

Процесс формирования межкультурной профессионально-педагогической компетентности осуществляется на основе сложившихся культурных и образовательных традиций, которые в разных странах разные. Соответственно, наряду с общими чертами этот процесс обладает своими особенностями. Следовательно, для полноценного раскрытия проблемы формирования межкультурной компетентности важно проводить сравнительные исследования этого процесса в разных странах.

Поэтому перспективной целью дальнейшего исследования является выявление общего и особенного в процессе формирования межкультурной профессионально-педагогической компетентности студентов Китая и России. При этом исследование проводится в Китае в процессе изучения русского языка китайскими студентами и в России -в процессе изучения китайского языка российскими студентами. Предполагаем, что в результате исследования нам удастся не только выявить общие и особенные подходы к формированию межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущих учителей иностранного языка в Китае и России, но и выработать педагогические рекомендации по использованию опыта друг друга в практической деятельности.

Выводы. Таким образом, результатами нашего исследования стали:

- определение сущности и формулировка понятия «межкультурная профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя иностранного языка», под ко-

торой мы понимаем интегративное качество студента, владеющего иностранным языком, умеющего выстраивать коммуникацию с носителем изучаемого языка, способного на основе осознания своей и иной культуры обеспечить бесконфликтное межэтническое взаимодействие и готового осуществлять образовательный процесс по формированию межэтнической коммуникативной культуры учащихся;

- выявление структуры межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка, включающей владение иностранным языком, освоение ценностей иноязычной культуры, умение выстраивать коммуникацию с носителем иностранного языка, готовность к педагогической деятельности;

- выработка педагогических условий (языковая культура, этнорелятивизм и педагогический профессионализм), способствующих формированию межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка;

- определение перспективности дальнейшего исследования в аспекте выявления общего и особенного в процессе формирования межкультурной профессионально-педагогической компетентности студентов Китая и России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богдан Н. А. Обучение иноязычной социобикультурной компетенции на основе родной и изучаемой культур (английский язык, средняя школа) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Пятигорск, 2013. - 23 c.

2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2019. - 39 с.

3. Власова М. А. Актуализация взаимосвязи родного и иностранного языков как дидактическое условие совершенствования речевой деятельности учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Оренбург, 2004. - 198 c.

4. Логинова Н. Ф. Становление психолого-педагогической компетентности молодого педагога с использованием потенциала региональной системы образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Красноярск, 2019. - 257 c.

5. Подведены предварительные итоги первых экзаменов кампании ЕГЭ 2023 года [Электронный ресурс]. - URL : https://obmadzor.gov.ru/news/podvedeny-predvaritelnye-itogi-pervyh-ekzamenov-kampanii-ege-2023-goda/ (дата обращения: 01.12.2023).

6. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования : автореф. дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01. - М., 2009. - 42 с.

7. Самошкина Я. С. Формирование межкультурной компетентности студентов в контексте образования для устойчивого развития) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Улан-Удэ, 2021, 226 с.

8. Соколова С. В. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Волгоград, 2004 - 24 с.

9. Стрункина Ю. В. Профессиональная подготовка педагогических кадров во второй половине XX века: на материалах Великобритании и России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ставрополь, 2012. - 183 с.

10. Томаева З. Г. Педагогическая иноязычная коммуникация как средство формирования профессионализма будущих преподавателей иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Владикавказ, 2004. - 24 с.

11. Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Оренбург, 2006. - 360 с.

Статья поступила в редакцию 05.12.2023 REFERENCES

1. Bogdan N. A. Obuchenie inoyazychnoj sociobikul'turnoj kompetencii na osnove rodnoj i izuchaemoj kul'tur (anglijskij yazyk, srednyaya shkola) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - Pyatigorsk, 2013. - 23 c.

2. Vajndorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagogicheskih kadrov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifrovogo obucheniya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - M., 2019. - 39 s.

3. Vlasova M. A. Aktualizaciya vzaimosvyazi rodnogo i inostrannogo yazykov kak didakticheskoe uslovie sovershenstvovaniya rechevoj deyatel'nosti uchashchihsya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Orenburg, 2004. - 198 c.

4. Loginova N. F. Stanovlenie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti molodogo pedagoga s ispol'zovaniem potenciala regional'noj sistemy obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Krasnoyarsk, 2019. - 257 c.

5. Podvedeny predvaritel'nye itogi pervyh ekzamenov kampanii EGE 2023 goda [Elektronnyj resurs]. -URL : https://obrnadzor.gov.ru/news/podvedeny-predvaritelnye-itogi-pervyh-ekzamenov-kampanii-ege-2023-goda/

(data obrashcheniya: 01.12.2023).

6. Sadohin A. P. Mezhkul'turnaya kompetentnost': sushchnost' i mekhanizmy formirovaniya : avtoref. dis. ... d-ra kul'turologii : 24.00.01. - M., 2009. - 42 s.

7. Samoshkina Ya. S. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti studentov v kontekste obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya) : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ulan-Ude, 2021, 226 s.

8. Sokolova S. V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti budushchego prepodavatelya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Volgograd, 2004 - 24 s.

9. Strunkina Yu. V. Professional'naya podgotovka pedagogicheskih kadrov vo vtoroj polovine XX veka: na materialah Velikobritanii i Rossii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Stavropol', 2012. - 183 s.

10. Tomaeva Z. G. Pedagogicheskaya inoyazychnaya kommunikaciya kak sredstvo formirovaniya professio-nalizma budushchih prepodavatelej inostrannogo yazyka : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Vladikavkaz, 2004. - 24 s.

11. Yankina N. V. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti studenta universiteta : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - Orenburg, 2006. - 360 s.

The article was contributed on December 5, 2023

Сведения об авторах

Юань Дунбинь - декан факультета русского языка Первого Шаньдунского медицинского университета, г. Тайан, провинция Шаньдун, Китайская Народная Республика, аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0009-0001-9448-7301, 41976940@qq.com

Александрова Галина Александровна - кандидат технических наук, доцент, начальник отдела аспирантуры и докторантуры Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6449- 4199, nochgpu@mail.ru

Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3049-7252, ivn57@mail.ru.

Author Information

Yuan Dongbin - Dean of the Faculty of the Russian Language, Shandong First Medical University, Taian, Shandong Province, People's Republic of China, Post-graduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0009-0001-9448-7301, 41976940@qq.com.

Aleksandrova, Galina Aleksandrovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Postgraduate and Doctoral Studies, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-6449- 4199, nochgpu@mail.ru.

Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-3049-7252, ivn57@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.