Научная статья на тему 'Межкультурная коммуникация вуза с органами местного самоуправления и религиозными организациями'

Межкультурная коммуникация вуза с органами местного самоуправления и религиозными организациями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / STUDENT GROUP COLLABORATION / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чипинова Наталья Федоровна

Высшее образование включает вопросы по формированию национального самосознания, толерантности, дружбы, сотрудничества, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Сотрудничество вуза с органами местного самоуправления, учебными заведениями и религиозными организациями позволяет выстроить процесс на новом мировоззренческом уровне, в аспекте духовных и нравственных ценностей российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чипинова Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural communication of the University with local government and religious organizations

Higher education includes questions on the formation of national identity, tolerance, friendship, cooperation, respect for historical and cultural heritage of the peoples of Russia and the world. University cooperation with local governments, educational institutions and religious organizations helps to create a new process on an ideological level, in the aspect of spiritual and moral values of Russian culture.

Текст научной работы на тему «Межкультурная коммуникация вуза с органами местного самоуправления и религиозными организациями»

научно-исследовательского института сельского хозяйства, развитая самодеятельность). Внешние источники (взгляд внешней целевой аудитории, потенциальных инвесторов, туристов, резидентов) рисуют скупой образ: приводятся лишь официальные данные, а в возможных графах «Достопримечательности», «Как добраться», «Где отдохнуть», «Предприятия» и пр. обычно значится следующее: «К сожалению нам неизвестно о существовании в Кетово и Кетовском районе...». «Пока нет ни одного отзыва о селе Кетово. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места, куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим? Будьте первым! Оставьте ваш отзыв!».

Для успешного продвижения территории необходима направляемая и контролируемая политика создания медиаобраза, который будет привлекательным для внешней целевой аудитории: медиаобраз должен транслировать узнаваемый визуальный образ территории, слоган-позиционирование, культурные, природные, символические доминанты места и пр. На наш взгляд, учет медийных возможностей и использование стратегии медиаобраза территории позволит брендингу места стать более конструктивным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики [Текст] / Е.Н. Богдан // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. - 2007. - № 4. - С. 124.

2. Галинская, Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике [Электронный ресурс] / Т.Н. Галинская // Вестник ОГУ. - 2013. - № 11(160). - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2013_11/16.pdf. - 15.10.2015.

3. Марущак, А.В. Политико -социальный образ России в американском медиапространстве [Текст] / А.В. Марщук // Журналистский ежегодник. - 2012. - № 1. - С. 93-96.

УДК 37.035

Н.Ф. Чипинова, г. Шадринск

Межкультурная коммуникация вуза с органами местного самоуправления и религиозными организациями

Высшее образование включает вопросы по формированию национального самосознания, толерантности, дружбы, сотрудничества, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Сотрудничество вуза с органами местного самоуправления, учебными заведениями и религиозными организациями позволяет выстроить процесс на новом мировоззренческом уровне, в аспекте духовных и нравственных ценностей российской культуры.

Межкультурная коммуникация, культура межнационального общения, студенческая группа, сотрудничество.

N.F. Chipinova, Shadrinsk

Intercultural communication of the University with local government and

religious organizations

Higher education includes questions on the formation of national identity, tolerance, friendship, cooperation, respect for historical and cultural heritage of the peoples of Russia and the world. University cooperation with local governments, educational institutions and religious organizations helps to create a new process on an ideological level, in the aspect of spiritual and moral values of Russian culture.

Keywords: intercultural communication, culture of interethnic communication, student group collaboration.

В условиях все возрастающего этнического и религиозного многообразия следует строго придерживаться правовых средств и механизмов, которые обеспечат мирное сосуществование наций и не допустят проявлений религиозного экстремизма. Огромная роль отводится сотрудничеству и взаимодействию вуза с администрацией города, религиозными организациями по вопросам формирования культуры межнационального общения студентов.

Духовное взаимодействие между представителями различных национальностей происходит через преодоление как социальных, психологических, так и этнических барьеров. В общении между собой вступают студенты с различно устроенным сознанием, с отличительными особенностями в культуре и языке, по-разному оценивающие и осмысливающие реальность, в соответствии с нормами и традициями той нации, представителями которой они являются. Высшее образование включает вопросы по формированию национального самосознания, толерантности, дружбы, сотрудничества, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

Если вспомнить исследования национального состава студентов ШГПИ 2003, 2009 гг., то можно отметить, что студенческий коллектив складывался из представителей различных местных этнических групп, а также соседних областей и близлежащих республик. В ШГПИ профессию учителя получали представители более 15 национальностей. Из них русских - более 90% (92,7%),и незначительный процент других национальностей, а именно татар - 3%, казахов - 1,2%, украинцев - 0,7%, башкир - 0,6%, молдаван - 0,6%, белорусов - 0,5%, армян - 0,2%, марийцев - 0,2% и др. Представители других национальностей приезжали, главным образом, из Курганской области - из Шадринского, Шатровского, Далматовского, Каргапольского, Шумихинского, Катайского, Альменьевского, Сафакулевского, Мокроусовского районов и других районов [3].

Сегодня национальная картина вуза значительно изменилась. В этом году число иностранных граждан по вузу составило 204 человека. Со второго по пятый курс у нас обучается 93 человека иностранцев, из них: украинцев - 1 чел., кыргызов - 21 чел., казахов - 16 чел., туркменов - 54 чел., азербайджанцев - 1 человек. В этом учебном году только на первый курс поступило 111 человек - иностранных граждан, из них: 86 чел. - из Туркменистана, 14 чел. - из Кыргызстана, 11 чел. - из Казахстана. Если в прошлом году самым многонациональным факультетом был факультет русской и западноевропейской филологии (на нем обучалось 24 чел., из которых 20 -туркменов, 2 - кыргыза, 2 - казаха), то в этом году факультет математики, информатики и физики 22 человека, из них 17 туркменов, 2 кыргыза и 2 казаха. У некоторых студентов есть проблемы с русским языком, поэтому в этом году им предложены бесплатные курсы русского языка, после которых они

сдают тестирование. Если не набирают соответствующий балл, то им предлагается повторные только уже платные курсы, после которых также сдают тестирование. Если положительного результата нет, то студент покидает вуз.

В нашем институте с этого года введена должность помощника ректора по внешним связям, курирует студентов-иностранцев в институте. В 2015 году при студенческом профкоме ШГПИ был создан клуб межнациональной дружбы в целях развития межэтнического взаимодействия, толерантности и укрепления дружбы в многонациональной студенческой среде. Деятельность клуба межнациональной дружбы направлена на национально-культурное развитие народов, проживающих на территории Курганской области, на содействие сохранению и развитию их культурного наследия: материального (традиционные ремесла, народные промыслы и т.д.) и духовного (язык, фольклор, обычаи, обряды и т.д.). Работа клуба заключается не только в организации и проведении различных культурно-досуговых мероприятий, но и проведении научно-практических семинаров, круглых столов, конференций. Все мероприятия клуба направлены на объединение и сплочение людей разных национальностей, приобщение к богатому многообразию культур и национальных традиций.

В учебные планы разных факультетов включены дисциплины и курсы по выбору, такие как: «Этнология и социальная антропология», «История религии», «Межэтнические отношения и процессы», «Культура межнационального общения», «Историческое краеведение Зауралья», «Народная педагогика», «Культурная антропология», «Психологические основы толерантности», «Библия и Коран как памятники культуры» и многие другие, где студенты знакомятся с культурным и духовным наследием разных народов (языком, географическим положением, обрядами, обычаями, праздниками и т.д.). А также проводятся коммуникативные тренинги, мастер-классы, дни национальных культур и т.д., где студенты знакомятся с культурным и духовным наследием разных народов (языком, географическим положением, обрядами, обычаями, праздниками и т.д.).

Осуществляется сотрудничество вуза с органами местного самоуправления, учебными заведениями и религиозными организациями, что позволяет выстроить процесс на новом мировоззренческом уровне, в аспекте духовных и нравственных ценностей российской культуры. Ведется обмен педагогическим опытом по организации духовно-нравственного воспитания с образовательными учреждения не только г. Шадринска (вечерняя школа№7, №8, где 15 лет работает Областная стажерская площадка по духовно-нравственному воспитанию, Дом детского творчества, учреждение начального профессионального образования ПУ №15), но и г. Кургана (Курганский ИПКиПРО, Курганский педагогический колледж), г. Екатеринбурга (Уральский институт бизнеса им. И.А. Ильина).

Наиболее тесное сотрудничество с администрацией города, в лице руководителя отдела по мобилизационной подготовке, взаимодействию с правоохранительными органами и связям с общественностью Валерием Дмитриевичем Швецовым. Преподаватели вуза принимают активное участие в заседаниях вневедомственной рабочей группы по вопросам противодействия экстремизму и его профилактике в г. Шадринске, где выступают с докладами по вопросам толерантности, сотрудничества и профилактики экстремизма в этноконфессиональной среде. Также преподаватели института консультируют административные органы по религиозным проблемам.

Наш институт сотрудничает со всеми религиозными организациями. На территории нашего города функционируют 3 храма, 1 мечеть, несколько домов молитвы протестантов. Всего около 15 религиозных точек, которые осуществляют религиозную деятельность во взаимопонимании друг к другу. Становится актуальным сотрудничество нашего института с мусульманской общиной, так как почти все приезжие иностранные студенты мусульманского вероисповедания. В нашем институте в этом году запланирован цикл мероприятий под названием «Межконфессиональный диалог». В него входит с одной стороны, встреча с главой мусульманской общины Байдашевым Калыем Шайнауровичем, знакомство с Центром татаро-башкирской культуры «Дуслык», празднование дня независимости Туркменистана, с другой, встреча с благочинным г. Шадринска о. Василием, Центром русской народной культуры «Лад».

Роль религиозных организаций в укреплении межконфессионального согласия в нашем обществе огромна. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной церкви отмечается, что Церковь «стремится осуществлять миротворческое служение, как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы...» [2, а 93]. Основные положения социальной программы российских мусульман, подготовленные Советом муфтиев России, указывают, что мир и согласие в современной России со стороны мусульманских организаций, в частности, означает «признание легитимности законодательства Российской Федерации», «взаимоуважительный диалог и сотрудничество в социальной сфере с верующими других традиционных российских религий и с представителями светских организаций» и др. [1, а 35-37].

Наш вуз активно сотрудничает с Общероссийской общественной организацией «Ассамблеей народов Зауралья». Преподаватели и студенты принимают активное участие в совместных заседаниях Консультативного Совета по проблемам национальных отношений, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе Курганской области и Совета Ассамблеи народов Зауралья. Под эгидой Ассамблеи народов Зауралья на базе Шадринского государственного педагогического института проходят публичные чтения «Библейские и Коранические чтения» с участием духовенства Курганской митрополии, ученых и преподавателей Курганского государственного университета, представителей общественности, посвященных году литературы в России.

Таким образом, мероприятия, проводимые в Шадринском пединституте, направлены на формирование толерантности, культуры межнационального общения и профилактику экстремизма. А наш институт является аккумулирующим звеном развития и взаимодействия органов местного самоуправления, Правительства Курганской области и религиозных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные положения социальной программы российских мусульман // Совет муфтиев России. -Ярославль : ДИА-пресс, 2001. - С. 35-37.

2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., Изд-во Московской Патриархии, 2000.

3. Чипинова, Н.Ф. Этнокультурная подготовка студентов педагогического вуза [Текст] / Н.Ф. Чипинова // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: материалы междунар. науч.

симпозиума / Междунар. акад. наук. пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2009. - 393 с.

УДК 82-31

А.А. Алексеев, г. Шадринск

Трансформация стереотипа падшей женщины в концепции романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (образ Софьи Мармеладовой)

Статья посвящена месту образа Софьи Мармеладовой в романе - как на уровне духовно-нравственного содержания, так и на эстетическом уровне. Христианская вера героини позволяет ей спасти Родиона Раскольникова и детей Катерины Ивановны. Зачастую она выражает позицию самого Достоевского. В основу создания этого образа положены принципы христианской эстетики.

Ф.М. Достоевский, художественный образ, христианская эстетика.

А.А. Alexeev, Shadrinsk

Transformation of the stereotype of the fallen woman in the concept of the novel FM Dostoevsky's "Crime and Punishment" (the image of Sophia

Marmeladova)

The article discusses Sonya Marmeladova's image at the spiritual, the moral and the aesthetic levels. The heroine's Christian faith helps her save Rodian Raskolnikov and Katerina Ivanovna's children. Sonya's image reflects the Christian aesthetic principals Fedor Dostoevsky shared.

Keywords: Fedor Dostoevsky, artistic figure, Christian aesthetic.

Создавая свой роман «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский первоначально не планировал появления в нем семьи Мармеладовых. По первоначальному замыслу, после того как Раскольников совершит преступление, его должна была замучить совесть и он должен был сам явиться с повинной в полицию и раскаяться [2, Т.28, Кн.1, с. 351].

Однако, создавая роман, писатель почувствовал, что такой человек, как его герой, не способен возродиться в одиночку, потому что никогда не осознает ложности своей философии, если будет искать ошибку чисто рациональным, логическим путем, оставаясь при этом в одиночестве. У Раскольникова ложный критерий истины, поэтому его надо свести с человеком, у которого этот критерий правилен. Это и привело к появлению в романе Софьи Мармеладовой, которая, находясь в столь же критической ситуации, что и Родион, сделала иной моральный выбор, чем он. Там, где он решил пожертвовать «для общего счастья» другим человеком, она пожертвовала собой.

Христианская нравственность, которой так же, как и автор, следует Соня Мармеладова, не мыслит блага, достигаемого ценой чужой жизни, «рая на чужой крови». Она признает лишь одну кровь, лишь одну жертву, положенную в основание счастья -свою собственную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.