САМСОНОВА В.Г. * МЕЖКОРЕЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XXI в.
Аннотация. Экономическое сотрудничество КНДР и РК в настоящее время фактически находится в стадии заморозки, остановлены торговые взаимоотношения, не работает совместный проект - Кэсонский промышленный комплекс. При этом, по мнению автора, администрация РК при президенте Юн Сок Ёле не готова идти на сближение и вести конструктивный диалог с КНДР в любых сферах, в том числе экономической. В статье автор дает хронологию развития экономических взаимоотношений КНДР и РК, анализирует вызовы и противоречия, возникшие во взаимодействии двух государств, исследует санкции СБ ООН по отношению к КНДР, анализирует возможные экономические перспективы при нормализации отношений между КНДР и РК.
Ключевые слова: КНДР; Республика Корея; межкорейские экономические отношения; Кэсонский промышленный комплекс; санкции.
SAMSONOVA V.G. Inter-Korean economic relations in the XXI century
Abstract. Economic cooperation between the DPRK and the ROK is currently in the process of freezing, trade relations have been stopped, and the joint project - the Gaeseong industrial complex - is not working. At the same time, according to the author, the administration of the Republic of Korea under President Yoon Suk Yeol is not ready to move towards rapprochement and conduct a constructive dialogue with the DPRK in any areas, including economic. The author
* © Самсонова Виктория Георгиевна - кандидат экономических наук, руководитель Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН.
gives in the article a chronology of the development of economic relations between two countries, analyzes the challenges and contradictions that have arisen in the interaction between the two states, researches the UN Security Council sanctions against the DPRK, analyzes possible economic prospects under condition of normalization of relations between the DPRK and the ROK.
Keywords: the DPRK; the ROK; Inter-Korean economic relations; Gaeseong Industrial complex; sanctions.
Для цитирования: Самсонова В.Г. Межкорейские экономические отношения в XXI в. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. -2023. - № 4. - С. 129-142. DOI: 10.31249/RVA/2023.04.07
В XXI в. межкорейские экономические отношения претерпели различные фазы - от взлетов до падений - и в результате ознаменовались значительным ухудшением после прихода в 2022 г. новой администрации Южной Кореи Юн Сок Ёля, который фактически свел двусторонний диалог к навязыванию КНДР схемы: экономическая помощь в обмен на денуклеаризацию КНДР. В своей инаугурационной президентской речи Юн Сок Ёль заявил: при условии что Северная Корея прекратит разработку ядерного оружия и перейдет к практической денуклеаризации, Южная Корея подготовит «смелый план» по развитию экономики КНДР и улучшению качества жизни северокорейцев [23].
В дальнейшем «смелый план» перерос в «смелую инициативу», которую представил Юн Сок Ёль во время выступления 15 августа 2022 г. Данный документ предполагает шесть основных направлений помощи КНДР от Южной Кореи:
1. Крупномасштабная программа по снабжению продовольствием.
2. Поддержка инфраструктуры, производства, передачи и распределения электроэнергии.
3. Техническая поддержка для повышения производительности сельского хозяйства.
4. Модернизация морских портов и аэропортов для осуществления международной торговли.
5. Модернизация больниц и медицинской инфраструктуры.
6. Реализация международных инициатив по инвестированию и финансовой поддержке [29].
130
Вряд ли, однако, президент Юн Сок Ёль, завязывая экономику и политику в единый узел, сможет (а может он и не хочет) добиться позитивных результатов в двустороннем экономическом партнерстве. Более перспективен принцип «отделения экономики от политики», предложенный бывшим президентом Республики Корея Ким Дэ Чжуном. Курс последнего, названный «политикой солнечного тепла», и продолженный его преемником Но Му Хе-ном курс сближения в «политике мира и процветания» [5] способствовали сближению двух стран и оказались выгодными как для Юга, так и для Севера Корейского полуострова.
В результате сложилась своеобразная схема диалога в экономических вопросах, реализовавшаяся в поэтапном углублении двустороннего партнерства. И такая поэтапность, в частности для КНДР, расширила возможности поиска компромиссного решения, при котором она смогла бы, «сохранив лицо» и идеологический режим, выйти из трудной экономической ситуации, сложившейся в стране [14].
Важнейшим совместным проектом КНДР и РК стал Кэсон-ский промышленный комплекс, первая партия продукции которым была выпущена в 2004 г. В Кэсоне были развернуты крупные трудоемкие производства с использованием капитала, новейших технологий, техники и менеджмента Республики Корея, с одной стороны, и дешевой рабочей силы и земли - КНДР. Продукция Кэсона представлена преимущественно товарами текстильной промышленности, а также машиностроения, электроники, пищевой, химической и ряда других отраслей. Текстиль составлял примерно 40% всей продукции, это продукция машиностроения - 25, электротовары и электроника - 21, химические товары - 15% [24].
Уже в 2006 г. количество северокорейских рабочих на этом проекте превысило 11 тыс. человек, увеличившись до 55 тыс. человек в 2015 г., а количество участвовавших южнокорейских предприятий выросло за 2005-2015 с 18 до 125 (табл. 1) [22], [28]. Средний возраст северокорейских работников - 31 год при соотношении мужчин и женщин один к четырем. Их минимальная месячная базовая заработная плата составляла 50 долл. США (или 57,5 долл., включая социальное страхование) [24].
Таблица 1
Кэсонский промышленный комплекс
Годы Количество компаний-резидентов Количество северокорейских работников Количество южнокорейских работников
2005 18 6013 507
2006 30 11 160 791
2007 65 22 538 785
2008 93 38 931 1055
2009 117 42 561 935
2010 121 46 284 804
2011 123 49 866 776
2012 123 53 448 786
2013 123 52 329 757
2014 125 53 947 815
2015 125 54 988 820
Источник:т ^ ^ЙШ (на кор. яз.). Количество
компаний в Кэсонском промышленном комплексе и текущий статус работников. Korean Statistical Information Office (KOSIS). (дата обращения: 08.05.2023).
URL:https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?mode=tab&orgId=101&tblId=DT_1 ZGAB6&vw_cd=MT_BUKHAN&list_id= 101_001_010&conn_path=MT_BUKHAN &path=%252Fbukhan%252FstatisticsList%252FstatisticsListIndex.do
Однако политика на экономическое сближение с КНДР была свернута при администрации президента РК Ли Мен Бака и не получила развития при президенте Пак Кын Хе. При последнем в 2016 г. была остановлена работа Кэсонского промышленного комплекса, следствием чего стало резкое падение товарооборота (табл. 2).
Таблица 2
Межкорейская торговля (в млн долл.)
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Экспорт из КНДР в РК 1,452 186 0 11 0 0 0 0
Экспорт из РК в КНДР 1,262 147 1 21 7 4 1 0
Всего 2,714 333 1 31 7 4 1 0
Источник: Ministry of Unification of the ROK. Data and statistics. - URL: https://www.unikorea.go.kr/eng_unikorea/relations/statistics/exchanges/ (дата обращения: 07.05.2023).
Попытка сближения с КНДР и возобновления экономического диалога была сделана при президенте РК Мун Чжэ Ине, однако существенных результатов добиться не удалось. Как отмечает А.З. Жебин, «выдвинув в качестве одной из своих программных задач улучшение межкорейских отношений, он, к сожалению, не сумел закрепить и развить позитивные тенденции в связях с Севером, появившиеся после проведения трех межкорейских саммитов в 2018 г.» [4].
Позитивных результатов добиться не удалось во многом, как считают в российском экспертном сообществе, из-за неспособности РК выполнить взятые на себя обязательства, а именно: «начать подготовку к подписанию мирного договора между официально воевавшими сторонами во время Корейской войны 1950-1953 гг., приступить к реализации планов по соединению автомобильных и железных дорог Севера и Юга, развитию других проектов экономического сотрудничества, в том числе по возобновлению работы Кэсонского промышленного комплекса» [7, с. 48].
В тексте Пханмунчжомской декларации, подписанной по итогам межкорейского саммита 27 апреля 2018 г., содержался также пункт о «практических мерах по соединению, модернизации и использованию железнодорожной линии и автострады на восточном и западном побережьях» Специальный пункт касался Кэсонского проекта «Север и Юг договорились учредить в районе Кэсон совместное бюро межкорейских связей» с участием руководителей двух стран [16]. Было решено нормализовать работу в Кэсонском индустриальном комплексе и развивать туристические проекты на горах Кымган [12].
Однако планы, указанные в совместной Пханмунчжомской декларации, не были реализованы. В дальнейшем из-за продолжающегося внешнего негативного давления со стороны США и их союзников, в том числе ужесточения санкционной политики по отношению к КНДР, приход к власти новой администрации Юн Сок Ёля, не настроенной на конструктивный диалог, оборвал двусторонние связи.
Более того, введение жестких санкций еще более усложняет экономическую ситуацию в КНДР и сокращает возможности позитивного воздействия на Северную Корею. Впервые международные санкции в отношении Пхеньяна были введены в 2006 г. резо-
люцией Совета Безопасности ООН 1718. За период с 2006 по 2017 г. был принят целый ряд резолюций Совбеза, которые последовательно ужесточали ограничения на деятельность КНДР, в том числе в экономической области (табл. 3).
В 2016-2017 гг. США добились принятия секторальных санкций, ограничивавших экспорт продукции ключевых отраслей экономики и сокращавших доходы страны от внешнеторговых операций, которые, как считается, играют ключевую роль в обеспечении ядерной программы КНДР. В условиях режима жестких санкций, введенных в 2017 г., Северная Корея практически была лишена возможностей реализации экспортного потенциала, так как под запретом оказались 90% номенклатуры вывоза и ввоза. Также после серии санкций в отношении финансовых операций стало гораздо труднее обслуживать внешнюю торговлю, были введены запреты на прием северокорейских рабочих и требование депортировать тех, кто работал в странах - членах ООН [18, с. 9].
Эти меры затронули важные экономические отрасли, работающие на экспорт. Причем список предметов, запрещенных для экспорта в КНДР и импорта из нее, в соответствии с резолюцией 1718 (2006) Совета Безопасности расширялся в значительных объемах, достаточно упомянуть, что Перечень дополнительных связанных с обычными вооружениями предметов, материалов, оборудования, товаров и технологий от 02 октября 2017 г. включает 59 страниц [10].
Таблица 3
Ключевые резолюции Совета Безопасности ООН по КНДР
Год Резолюция Основное содержание
1 2 3
2006 1718 Создание Комитета по санкциям Совета Безопасности (Комитет 1718). Введение оружейного эмбарго, замораживание активов и запрет на поездки в отношении лиц, причастных к ядерной программе КНДР, и запрещение целого ряда импортируемых и экспортируемых товаров для запрещения КНДР проводить ядерные испытания или запуск баллистических ракет.
2009 1874 Распространяет меры, касающиеся экспорта и импорта оружия, на все виды оружия и связанные с ним материалы (за исключением импорта стрелкового оружия или легких вооружений и связанных с ними материалов).
1 2 3
2013 2087 Расширяет меры, касающиеся прав государств-членов изымать и уничтожать материалы, в отношении которых имеются подозрения, что они связаны с разработками и исследованиями КНДР в области вооружений; расширяет меры, введенные в отношении физических лиц, подозреваемых в причастности к ядерной программе КНДР.
2013 2094 Вводит целенаправленные финансовые санкции; расширяет список запрещенных предметов, касающихся ядерного оружия, баллистических ракет и других видов ОМУ. Представляет неполный список запрещенных предметов роскоши.
2016 2270 Вводит новые процедуры досмотра грузов и морских судов. Распространяет финансовые меры, включая замораживание активов, на структуры правительства КНДР и ее Трудовой партии, связанные с запрещенными программами и деятельностью; обязывает государства закрыть имеющиеся отделения банков КНДР на своей территории. Вводит секторальные санкции (эмбарго в отношении угля, полезных ископаемых и топлива) и запрещает закупку и (или) передачу этих товаров со стороны государств-членов.
2016 2321 Ужесточает меры, касающиеся морского транспорта, вводя запрет на следующие виды деятельности: любой лизинг, фрахт или предоставление касающихся экипажа услуг для КНДР; регистрацию судов в КНДР, получение разрешений на использование судном флага КНДР и владение, лизинг, эксплуатацию, предоставление любых услуг по классификации, сертификации судов или связанных с этим услуг или страхование любого судна, плавающего под флагом КНДР. Запрещает поставку, продажу или передачу в КНДР новых вертолетов и судов. Пересматривает и расширяет секторальные санкции, устанавливая предельный количественный / стоимостный лимит на экспорт угля из КНДР и вводя систему предоставления отчетности и отслеживания такого экспорта в реальном масштабе времени. Добавляет в перечень материалов, осуществлять поставку, продажу или передачу которых КНДР запрещено, медь, никель, серебро и цинк и запрещает государствам-членам осуществлять их закупку и / или передачу.
2017 2371 Предусматривает полный запрет на поставки угля, железа и железной руды и добавляет в список запрещенных товаров, подпадающих под действие секторальных санкций, свинец и свинцовую руду. Запрещает нанимать и оплачивать труд новых работников из КНДР, которые служат источником экспортных поступлений из-за рубежа.
Запрещает КНДР экспортировать морепродукты (в том числе рыбу, ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных во всех формах). Расширяет действие финансовых санкций, вводя запрет на открытие новых или расширение существующих совместных предприятий и кооперативных коммерческих предприятий с КНДР.
2017 2375 Предусматривает полный запрет на поставку, продажу или передачу КНДР всех видов конденсата и газоконденсатных жидкостей. Предусматривает лимит в отношении всех продуктов переработки нефти в плане разрешенного объема (в том, что касается поставки, продажи или передачи КНДР). Предусматривает ограничения на поставку, продажу или передачу КНДР в любой 12-месячный период после принятия резолюции какого-либо количества сырой нефти сверх того количества сырой нефти, которое государства-члены поставили за 12-месячный период до принятия резолюции (11 сентября 2017 года). Предусматривает запрет на экспорт КНДР текстильных изделий (включая ткани и полуфабрикаты и полностью готовые швейные изделия). Запрещает государствам-членам предоставлять разрешения на работу гражданам КНДР, помимо тех, письменные контракты на которые были окончательно оформлены до принятия резолюции (11 сентября 2017 г.).
2017 2397 Предусматривает сокращение максимально допустимого объема поставок таких продуктов до 500 000 баррелей из расчета на 12-месячный период начиная с 1 января 2018 г. (и в последующие 12-месячные периоды). Устанавливает максимально допустимый совокупный объем поставки, продажи или передачи сырой нефти государствами-членами КНДР 4 млн баррелей, или 525 000 т из расчета на 12-месячный период с 22 декабря 2017 г. Расширяет сферу действия секторальных санкций, вводя запрет на экспорт из КНДР продовольственных и сельскохозяйственных товаров, машинного оборудования, электрооборудования, земель и камня, включая магнезит и магнезию, древесины и судов. Резолюция также запрещает КНДР продавать или передавать права на рыболовство. Вводит запрет на поставку, продажу или передачу КНДР всех видов промышленного оборудования, автотранспортных средств, железа, стали и других металлов, за исключением запасных частей для обслуживания находящихся в эксплуатации коммерческих пассажирских самолетов КНДР. Ужесточает запрет на выдачу разрешений на работу гражданам КНДР, обязывая государства-члены репатриировать всех граждан КНДР, используемых для получения дохода на их территории, и всех
атташе КНДР по государственному надзору за охраной труда, осуществляющих надзор за работниками из КНДР в юрисдикции соответствующего государства-члена, в течение 24 месяцев с 22 декабря 2017 г. В резолюции уточняется, что положения резолюции не распространяются на перевозку российского угля в другие страны железнодорожным и морским транспортом в рамках российско-северокорейского проекта «Хасан-___Раджин»._
Источник: Официальный сайт Совета Безопасности ООН. Комитет по санкциям 1718 (по КНДР). Резолюции. - URL: https://www.un.org/securitycouncil/ ru/sanctions/1718/resolutions (дата обращения: 23.05.2023)
Согласно мнению некоторых экспертов, санкции привели к тому, что внешнеэкономическая деятельность КНДР ушла в нелегальную сферу, с использованием обходных путей для ввоза и продажи необходимых товаров. Например, в докладе группы экспертов, учрежденной резолюцией 1874 (2009) от 2 марта 2020 г., утверждается, что КНДР нарушает резолюции, незаконно импортируя нефть, уголь, товары роскоши с приложением фото судов, техники и др. Под подозрение попала швейцарская ABB, трех белых промышленных роботов которой эксперты разглядели на фотографии в рыбоперерабатывающем заводе в Тхончоне [3, с. 50]. Ведутся расследования в связи с поставкой отдельных видов напитков из России и т.д. Делается все, чтобы партнеры прекратили экономические взаимоотношения с КНДР дабы избежать возможных проблем.
При этом Северная Корея продолжала вести торговую деятельность с разными странами. В числе ее стабильных партнеров Китай и Россия. Также торговые связи существуют с Малайзией, Таиландом, Сингапуром, Индией, рядом африканских стран [1]. Внешняя торговля продвигалась в том числе в рамках деятельности Торговой палаты КНДР, которая заключила соглашения о взаимном сотрудничестве с торговыми палатами и организациями более десятка стран из различных регионов: России, Китая, Кубы, Сингапура, Индии, Таиланда, Польши, Белоруссии, Чехии, Монголии, Египта, Замбии [17].
После сворачивания связей с Южной Кореей внешняя торговля КНДР завязана практически целиком на КНР. В 2019 г. на долю Китая пришлось 95,4% общего объема северокорейской внешней торговли [15]. В 2022 г. объем торговли между Китаем и КНДР
137
вырос еще на 225,9% и составил 1,028 млрд долл. По данным Главного таможенного управления КНР, Китай экспортировал в КНДР товаров и услуг на 894 млн долл., за 2022 г. этот показатель взлетел на 247,5%. Поставки в обратном направлении в 2022 г. выросли на 130,2%, до 133,7 млн долл. КНР поставляет в КНДР соевое масло, автомобильные шины, медикаменты, сахар, пшеничную муку, соду, глутамат натрия, продукцию из пластика, сигареты. КНДР экспортирует в Китай вольфрам, электроэнергию, ферросилиций, углеродистый кремний, листовое стекло и шелковые нити [19].
Несмотря на множество негативных моментов, социально-экономическая ситуация в КНДР остается стабильной: расширяется жилищное строительство, предпринимаются усилия для улучшения жизни населения: построена новая улица Сонхва с домами на 10 тыс. квартир в Пхеньяне, строятся дома в районе Хвасон [2].
Укрепляется материально-техническая база сельского хозяйства, которая была объявлена одной из приоритетных задач нового пятилетнего плана экономического развития страны на 2021-2025 гг. Для решения продовольственной проблемы перед сельским хозяйством ставится задача увеличения производства, а ирригация и механизация вновь выдвигаются в качестве важных стратегических задач в аграрном секторе. Построен Рёнпхоский тепличный комплекс площадью 280 га в провинции Южная Хамгён (рядом с г. Хамхын), в котором имеются 850 с лишним гидропонных и почвенных теплиц [2].
Предполагается систематически увеличивать государственные ассигнования на развитие сельского хозяйства, чтобы добиться решения продовольственного вопроса, как самой насущной проблемы страны на современном этапе. Для этого будет необходимо повысить урожайность зерновых, что непосредственно связано как с успехами селекции, так и с увеличением количества удобрений (особенно фосфорных и калийных), техники и топлива. Кроме того, для сокращения колоссальной нехватки овощей, являющихся важным источником витаминов, планируется строительство масштабных тепличных комплексов. Одновременно для улучшения жизни людей ставится задача модернизации сельских поселений путем масштабного строительства современного жилья и социальных объектов [6].
При этом, по нашему мнению, при возобновлении межкорейского сотрудничества результаты могут быть взаимовыгодными. Преимуществами могут стать:
1. Человеческие ресурсы. Главный вызов, стоящий перед Южной Кореей - нехватка молодых трудовых ресурсов, старение населения и дороговизна рабочей силы. В КНДР особенно на фоне других стран Восточной Азии демографическая ситуация позитивна. Страна обладает сравнительно молодой и дешевой рабочей силой (в 2021 г. население Северной Кореи составило 25,97 млн человек [25]), использование которой может принести выгоду потенциальному иностранному инвестору. Более того, северокорейские трудовые кадры характеризуются не только молодым возрастом, но и высокой грамотностью, быстрой обучаемостью, дисциплинированностью. Достаточно отметить, что ИТ специалисты из КНДР (Политехнический университет им. Ким Чака) занимают лидирующие места на международных соревнованиях, например, серебряную медаль в чемпионате мира по программированию ICPC 2019 [7]. Специалисты в анимации из SEK Studio выполняли заказы для европейских, южнокорейских, китайских предприятий, выйдя вперед, как отмечал Доминик Буашо, президент французской кинокомпании Les Films de la Perrine, с точки зрения соотношения между качеством и ценой [21]. Если в 2023 г. средняя зарплата в РК составляла 3,280 [26], то средняя зарплата северокорейца в Кэсоне составляла от 60 до 168 долл. (в 2015 г.) [27].
2. Богатые природные ресурсы, суммарная стоимость которых по разным оценкам достигает от 2,8 до 6 трлн долл. [13]. По мнению южнокорейских экспертов, на территории КНДР имеются крупные месторождения около 20 видов полезных ископаемых. Это магнезит - 2-е место в мире (4 млрд тонн), графит -3-е место (2 млн т), вольфрам - 6-е место (160 тыс. т) [11]. Российские геологи отмечают также запасы меди, золота, свинца, цинка, молибдена, железа, пирита, флюорита. Интенсивно ведется промышленная разработка руд цветных металлов (цинка, свинца, меди, никеля, вольфрама и молибдена) [9].
3. Качественная и недорогая продукция товаров народного потребления, в том числе косметика, шелковые изделия, продовольствие, керамика, картины, текстиль и др. Интересным являет-
ся производство экологически чистых продуктов питания, например, компанией Хвангымсан [2].
4. Оригинальные туристические проекты.
5. Возобновление совместных инвестиционных проектов, реализация которых играет не только важное экономическое значение, но и даёт возможность обеспечения стабильности на Корейском полуострове и укрепления мира в этом регионе.
Список литературы
1. Булычев Г.Б., Коргун И.А. Санкции и их последствия для торговли и экономики КНДР // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - № 5. - С. 64-75.
2. Внешняя торговля КНДР 2023 // Внешняя торговля КНДР. - URL: http://ko rean-books.com.kp/ru/search/?page=periodic-trade (дата обращения: 13.04.2023).
3. Доклад группы экспертов, учрежденной резолюцией 1874 (2009) от 02 марта 2020 г. Корейская Народно-Демократическая Республика // Совет Безопасности ООН. - 2020. - 2 марта. - URL: https://undocs.Org/ru/S/2020/151 (дата обращения: 03.04.2023).
4. Жебин А.З. В поисках прочного мира в Корее: декларация об окончании войны // Современные проблемы Корейского полуострова 2022 / Рос. акад. наук, Ин-т Китая и совр. Азии, РАН. - Москва : ИКСА РАН, 2022. - С. 14-23.
5. Захарова Л.В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности. - Москва : ИДВ РАН, 2014. - 250 с.
6. Захарова Л.В. Состояние сельского хозяйства и современные попытки решения аграрного вопроса в КНДР // Современные проблемы Корейского полуострова 2022 / Рос. акад. наук, Ин-т Китая и совр. Азии, РАН. - Москва : ИКСА РАН, 2022. - С. 104-114.
7. Ким Ен Ун. Тенденция развития межкорейских отношений в 2022 г. Аналитические записки ИКСА РАН. Выпуск 2. - Москва : ИКСА РАН, 2022. - 76 с.
8. Команда МГУ победила в чемпионате мира по программированию ICPC 2019 // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2019. -4 апреля. - URL: https://www.msu.ru/press/smiaboutmsu/komanda-mgu-pobedila-v-chempionate-mira-po-programmirovaniyu-icpc-2019.html (дата обращения: 10.05.2023).
9. Корея. КНДР // Большая российская энциклопедия. - URL: https://old.bigenc. ru/geography/text/2096962?ysclid=lf3yqosoxj600282171 (дата обращения: 06.05.2023).
10. Перечень предметов, запрещенных для экспорта в Корейскую Народно-Демократическую Республику и импорта из нее, в соответствии с резолюцией 1718 (2006) Совета Безопасности // Официальный сайт Совета Безопасности ООН. - URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1718/prohibited-items (дата обращения: 26.04.2023).
11. Природные ископаемые КНДР оценили в 6 трлн долл. // Российская газета. -2013. - 19 сентября. - URL: https://rg.ru/2013/09/19/iskopaemie-site-anons.html? ysclid=li44n52gmi 188773545 (дата обращения: 13.05.2023).
12. Пхеньянская сентябрьская совместная декларация // ЦТАК. - 2018. - 20 сентября. - URL: http://kcna.kp/ru/article/q/c3ed7fd5dfc5f1843fa0422e6c9f76a1. kcmsf (дата обращения: 03.05.2023).
13. СМИ: запасы полезных ископаемых в КНДР оцениваются почти в $2,8 трлн // РИА Новости. - 2017. - 01 октября. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4606819 (дата обращения: 13.05.2023).
14. Суслина С.С. Межкорейский экономический диалог и южнокорейский крупный бизнес // Поиск. - URL: https://poisk-ru.ru/s6783t11.html?ysclid=li08c812ky 172284265 (дата обращения: 26.05.2023).
15. С января по август товарооборот между КНДР и КНР сократился на 70% // KBS World radio. - 2020. - 2 октября. - URL: http://world.kbs.co.kr/service/ news_view.htm?lang=r&id=IK&Seq_Code=63330 (дата обращения: 11.05.2023).
16. Текст Пханмунчжомской декларации о мире на Корейском полуострове // КНДР: все о Северной Корее. - 2018. - 28 апреля. - URL: https://dprk.ru/ nkmedia/tekst-phanmunchzhomskoy-deklaratsii-o-mire-na-koreyskom-poluostrove. html (дата обращения: 26.04.2023).
17. Торговая палата КНДР // Foreign trade od DPR Korea. - URL: http://kftrade.com. kp/index.php/investment/agency/10439?lang=ru (дата обращения: 11.05.2023).
18. Толорая Г.Д., Коргун И.А., Горбачёва В.О. Санкции в отношении КНДР: анализ последствий и уроки : научный доклад. - Москва : Институт экономики РАН, 2020. - 46 с.
19. Торговый оборот Китая и КНДР в 2022 г. вырос на 226%, до $1 млрд - таможня // News. - 2023. - 18 января. - URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/277828597 (дата обращения: 11.05.2023).
20. A Short History of North Korea's Animation Industry // Cinema Escapist. - 2018. -6 июня. - URL: https://www.cinemaescapist.com/2018/06/short-history-north-korea-animation-sek/ (дата обращения: 10.05.2023).
21. Axis of animation // Forbes. - 2003. - 3 марта. - URL: https://www.forbes. com/global/2003/0303/014.html?sh=50f0a9723a60 (дата обращения: 21.04.2023).
22. Chronology of Gaeseong Industrial Complex // The Korea Herald. - 2013. -9 апреля. - URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20130409000681 (дата обращения: 08.05.2023).
23. Inaugural Address by President Yoon Suk Yeol // Office of the President Republic of Korea. - 2022. - 10 мая. - URL: https://eng.president.go.kr/speeches/kJD wcanX?page=3 (дата обращения: 26.04.2023).
24. Jeong Hyung-gon. Economics of the Kaeson Industrial Complex // North Korea's Economic Development and External Relations. Р. 71. - 2011. - 25 мая. - URL: https://keia.org/publication/economics-of-the-kaesong-industrial-complex/ (дата обращения: 24.05.2023).
25. Korea, Dem. People's Rep. // World Bank. - URL: https://data.worldbank.org/ country/korea-dem-peoples-rep?view=chart (дата обращения: 26.05.2023).
26. The highest wages in the world // Wagecentre. - 2023. - URL: https://wage centre.com/immigration/country/the-highest-wages-in-the-world (дата обращения: 06.05.2023).
27. The values of Gaeseong Industrial Complex // Gaeseong Industrial District Foundation. - Сеул : Министерство объединения Республики Корея, 2015. - P. 10.
28. н^7]и Й = Количество компаний в Кэсонском промышленном комплексе и текущий статус работников // Korean Statistical Information Office (KOSIS). - 2023. - Кор. яз. - URL: https://kosis.kr/ statHtml/statHtml.do?orgId= 101 &tblId=DT_1 ZGAA&vw_cd=MT_BUKHAN&lis t_id=101_001_010&seqNo=&lang_mode=ko&language=kor&obj_var_id=&itm_id =&conn_path=MT_BUKHAN (дата обращения: 08.05.2023).
29. ^77^^ ^^^ = Поздравительная речь по случаю 77-й годовщины Дня освобождения // = Официальный сайт Президента РК. - 2022. -15 августа. - Кор. яз. - URL: https://www.president.go.kr/president/ speeches/GQ0XfcPy (дата обращения: 10.05.23).