Научная статья на тему 'МЕЖКОМПОНЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ 2)'

МЕЖКОМПОНЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПЕНТАГРАММА / ОТНОШЕНИЯ УГНЕТЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ ПРОТИВОУГНЕТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насырова С. И.

Цель. Идентифицировать и описать отношения взаимного ограничения между основополагающими сферами экономики, ориентированной на человека.Задачи. Охарактеризовать проблематику необходимости исследования человеко-ориентированной экономики; установить наличие экономических отношений на горизонтальном и вертикальном уровнях в экономической системе; раскрыть особенности горизонтальных экономических отношений через взаимодействие сфер экономики, ориентированной на человека; идентифицировать нормальные и патологические отношения ограничения.Методология. Автором использованы методы научного познания: контент-анализ, «Пентаграмма У-син».Результаты. Выявлены горизонтальные отношения в экономике, ориентированной на человека, между ее определяющими сферами. Выделен ресурс (потребности человека), обеспечивающий взаимодействие сфер рассматриваемой экономической системы. Охарактеризованы нормальные отношения ограничения: природно-материальная сфера - информационно-цифровая сфера, информационно-цифровая сфера - когнитивная сфера, когнитивная сфера - социально-сервисная сфера, социально-сервисная сфера - креатосфера, креатосфера - природноматериальная сфера. Выявлены патологические отношения ограничения: информационно-цифровая сфера - природно-материальная сфера, когнитивная сфера - информационно-цифровая сфера, социально-сервисная сфера - когнитивная сфера, креатосфера - социально-сервисная сфера, природно-материальная сфера - креатосфера.Выводы. Исследование отношений ограничения в человеко-ориентированной экономике дает понимание направлений регулирования соответствующей экономической системы, что, по мнению автора, обеспечит развитие не только человека, но и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-COMPONENT RELATIONS IN A HUMAN-CENTERED ECONOMY (PART 2)

Aim. The presented study aims to identify and describe the relations of mutual restriction between the fundamental spheres of a human-oriented economy.Tasks. The author describes problems associated with the need to study the human-oriented economy; establishes horizontal and vertical economic relations in the economic system; discovers the specific aspects of horizontal economic relations through the interaction between the spheres of a human-oriented economy; identifies normal and pathological restriction relations.Methods. This study uses scientific methods of cognition, namely content analysis and the Wuxing Pentagram.Results. Horizontal relations between the defining spheres of a human-oriented economy are determined. The resource (human needs) that ensures interaction between the spheres of the economic system under consideration is identified. Normal restriction relations are described: natural-material sphere - information-digital sphere, information-digital sphere - cognitive sphere, cognitive sphere - social-service sphere, social-service sphere - creatosphere, creatosphere - natural-material sphere. Pathological restriction relations are detected: informationdigital sphere - natural-material sphere, cognitive sphere - information-digital sphere, socialservice sphere - cognitive sphere, creatosphere - social-service sphere, natural-material sphere - creatosphere.Conclusions. Examination of restriction relations in a human-oriented economy provides insight into the directions for the regulation of the corresponding economic system, which, according to the author, will ensure not only personal, but also economic growth.

Текст научной работы на тему «МЕЖКОМПОНЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ 2)»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Оригинальная статья / Original article

УДК 330.8

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-9-687-696

Межкомпонентные отношения в экономике, ориентированной на человека (часть 2)

Насырова С. И.1 2

1 Институт развития образования Республики Башкортостан, Уфа, Россия

2 Башкирский государственный университет, Уфа, Россия

Цель. Идентифицировать и описать отношения взаимного ограничения между основополагающими сферами экономики, ориентированной на человека.

Задачи. Охарактеризовать проблематику необходимости исследования человеко-ориентиро-ванной экономики; установить наличие экономических отношений на горизонтальном и вертикальном уровнях в экономической системе; раскрыть особенности горизонтальных экономических отношений через взаимодействие сфер экономики, ориентированной на человека; идентифицировать нормальные и патологические отношения ограничения.

Методология. Автором использованы методы научного познания: контент-анализ, «Пентаграмма У-син».

Результаты. Выявлены горизонтальные отношения в экономике, ориентированной на человека, между ее определяющими сферами. Выделен ресурс (потребности человека), обеспечивающий взаимодействие сфер рассматриваемой экономической системы. Охарактеризованы нормальные отношения ограничения: природно-материальная сфера — информационно-цифровая сфера, информационно-цифровая сфера — когнитивная сфера, когнитивная сфера — социально-сервисная сфера, социально-сервисная сфера — креатосфера, креатосфера — природно-материальная сфера. Выявлены патологические отношения ограничения: информационно-цифровая сфера — природно-материальная сфера, когнитивная сфера — информационно-цифровая сфера, социально-сервисная сфера — когнитивная сфера, креатосфера — социально-сервисная сфера, природно-материальная сфера — креатосфера.

Выводы. Исследование отношений ограничения в человеко-ориентированной экономике дает понимание направлений регулирования соответствующей экономической системы, что, по мнению автора, обеспечит развитие не только человека, но и экономики в целом.

Ключевые слова: человеко-центричная экономика, экономические отношения, отношения ограничения, пентаграмма, отношения угнетения, отношения противоугнетения.

Для цитирования: Насырова С. И. Межкомпонентные отношения в экономике, ориентированной на человека (часть 2) // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 9. С. 687-696. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-9-687-696

Inter-Component Relations in a Human-Centered Economy (Part 2)

Svetlana I. Nasyrova1 2

1 Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia

2 Bashkir State University, Ufa, Russia

Aim. The presented study aims to identify and describe the relations of mutual restriction between the fundamental spheres of a human-oriented economy.

Tasks. The author describes problems associated with the need to study the human-oriented economy; establishes horizontal and vertical economic relations in the economic system; discov-

© Насырова С. И., 2021

^ ers the specific aspects of horizontal economic relations through the interaction between the

cl spheres of a human-oriented economy; identifies normal and pathological restriction relations.

o

^ Methods. This study uses scientific methods of cognition, namely content analysis and the Wux-

o; ing Pentagram.

<

^ Results. Horizontal relations between the defining spheres of a human-oriented economy are

^ determined. The resource (human needs) that ensures interaction between the spheres of the

x economic system under consideration is identified. Normal restriction relations are described:

q natural-material sphere — information-digital sphere, information-digital sphere — cognitive

^ sphere, cognitive sphere — social-service sphere, social-service sphere — creatosphere, creato-

sphere — natural-material sphere. Pathological restriction relations are detected: informationdigital sphere — natural-material sphere, cognitive sphere — information-digital sphere, social-service sphere — cognitive sphere, creatosphere — social-service sphere, natural-material sphere — creatosphere.

Conclusions. Examination of restriction relations in a human-oriented economy provides insight into the directions for the regulation of the corresponding economic system, which, according to the author, will ensure not only personal, but also economic growth.

Keywords: human-centered economy, economic relations, restriction relations, pentagram, oppression relations, anti-oppression relations.

For citation: Nasyrova S.I. Inter-Component Relations in a Human-Centered Economy (Part 2). Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2021;27(9):687-696 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-9-687-696

Введение

В настоящее время актуальными направлениями исследований в рамках экономической науки становятся различные виды экономических систем, акцентирующих внимание на ключевой роли ряда их аспектов. К ним относятся цифровая экономика [1], инновационная экономика [2], интел-лектуалоемкая экономика [3], экономика знаний [4], информационная экономика [5], креативная экономика [6], «зеленая» экономика [7], циркулярная экономика [8], шеринг-экономика [9] и др. Однако, обратившись к традиционному пониманию и назначению экономики, становится очевидным, что определяющий фокус внимания должен быть сосредоточен на человеке, удовлетворении его потребностей. В связи с этим автором рассмотрена проблематика экономики, ориентированной на человека1.

Анализ библиографических источников показал, что в литературе отсутствует единое понимание данного феномена и представлены различные терминологические модификации человеко-ориентированной экономики: человеко-центричная экономика [10], человеческая экономика [11], человечная экономика [12], гуманистическая экономика [13],

1 В контексте статьи понятия «экономика, ориентированная на человека», «человеко-ориентирован-ная экономика», «человеко-центричная экономика» выступают в качестве синонимов.

гуманомика [14], человекономика [15], экономика для человека [16] и др. Полноценной теории рассматриваемой экономической системы в экономической науке не встречается. В связи с этим автором предпринята попытка восполнить данный пробел.

Одним из главных аспектов теории любой экономики является изучение и анализ экономических отношений, которые трактуются как непосредственные связи, возникающие между экономическими агентами в конкретной экономической системе. Экономические отношения в экономической теории исследованы концептуально. Основы экономических отношений сформулированы еще классиками политической экономии (среди них — Ф. Кенэ, У. Петти, Д. Рикардо, А. Смит, Дж. С. Милль, С. Сисмонди). В дальнейшем они получили развитие в виде исследований различных аспектов данного феномена в трудах представителей марксизма, исторической школы, институционализма, иных направлений экономической мысли. Эти исследования имеют, как правило, обобщающий характер, не относящийся к определенной экономической системе, со своими особенностями и фокальными точками.

Анализ научной литературы показал необходимость исследования экономических отношений и в рамках конкретной экономической системы, и на различных ее уровнях: горизонтальном и вертикальном. В основном источники изобилуют исследованием горизон-

ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВАЯ

СОЦИАЛЬНО-СЕРВИСНАЯ сфера

ПРИРОДНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ сфера

КОГНИТИВНАЯ сфера

Рис. 1. Трактовка сфер человеко-центричной экономики посредством категориального метода

«Пентаграмма У-син»

Источник: составлено автором.

тальных экономических отношений в рамках международной деятельности [17], [18], [19], их пространственных аспектов, как правило, с анализом факторов, способствующих и препятствующих развитию этих экономических отношений. При этом в качестве поддержки и ограничения данного феномена выступают внешние факторы по отношению к исследуемому объекту, которые обычно являются очевидными, способствуют или препятствуют дальнейшему развитию. В современных реалиях применительно к экономике, ориентированной на человека, обозначенные аспекты требуют значительного уточнения.

На предыдущих этапах исследования автором идентифицированы экономические отношения поддержки в человеко-ориен-тированной экономике. Настоящая статья сосредоточена на понимании экономических отношений ограничения (контроля) в анализируемой экономической системе. В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что в условиях че-ловеко-ориентированной экономики идентификация и понимание соответствующих теоретических основ экономических отно-

шении ограничения дают возможность развития не только того или иного человека, но и экономической системы в целом.

Методология исследования

Проблематика в статье продуктивно разрешается универсальным категориальным методом «Пентаграмма У-син». Данный метод предполагает, что изучаемый феномен можно представить в виде пяти первоэлементов звезды, обладающих различными характеристиками: вода, дерево, огонь, земля, металл. Элементы объекта исследования, представленные в категориях пентаграммы, позволяют интерпретировать феномен с точки зрения его формирования, функционирования и развития.

На предыдущем этапе исследования автором выявлены ключевые сферы человеко-цен-тричной экономики (природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера), которые представлены и описаны в терминологии метода «Пентаграмма У-син», как видно на рисунке 1.

о <

о <

1 Указанный метод системно-категориаль-о ной методологии в рамках настоящей стан тьи интересен тем, что позволяет выявить ^ и интерпретировать взаимоотношения, воз-о никающие между элементами объекта исследования в зависимости от расположения

з их в пентаграмме. «Пентаграмма У-син»

0

1 предполагает наличие двух видов отноше-

о

^ ний: отношений поддержки и отношений ограничения. Первый вид отношений проанализирован нами ранее, на предыдущем этапе исследования [20]. Настоящая статья направлена на идентификацию ограничивающих отношений в экономике, ориентированной на человека.

В рамках метода «Пентаграмма У-син» возможны следующие отношения взаимного ограничения между элементами звезды [21]. Во-первых, отношения прямого/нормального ограничения (тип «дед — внук»). Во-вторых, отношения обратного/патологического ограничения (тип «внук — дед»).

Межкомпонентные отношения ограничения складываются между элементами звезды, обеспечивающие гомеостаз, устойчивость функционирования объекта исследования в определенной среде. Нормальные отношения ограничения отражаются взаимодействием элементов при движении по ребрам звезды по часовой стрелке, а патологические — против часовой стрелки. Отношения в рамках модели осуществляются посредством циркулирования «ресурса», под которым нами понимаются потребности человека, требующие удовлетворения.

Понимание нами горизонтальных отношений в человеко-ориентированной экономике укладывается в технологию применения метода «Пентаграмма У-син» и определяется связями между ее равноправными сферами. В настоящей статье в качестве ограничений анализируются внутренние составляющие экономики, ориентированной на человека, — ее ключевые элементы — с учетом того, что они могут играть отрицательную роль для функционирования и развития человеко-центричной экономики.

В связи с вышеизложенным предлагаем следующую траекторию исследования: концентрация внимания на человеко-ори-ентированной экономике => горизонтальные экономические отношения в данной экономической системе => экономические отношения ограничения между элементами изучаемого феномена. Цель исследова-

ния — выявление и интерпретация отношений ограничения между основополагающими сферами экономики, ориентированной на человека.

Результаты и их обсуждение

Отношения ограничения можно представить в виде движения по ребрам звезды по часовой и против часовой стрелки, как показано на рисунке 2.

В соответствии с рисунком 2 предполагаются варианты отношений ограничения между элементами модели, которые представлены в таблице 1.

Нормальные отношения ограничения наблюдаются в случае, если происходит необоснованное развитие какой-то сферы экономической системы, что может негативно сказаться на развитии экономики в целом. Межкомпонентные отношения патологического ограничения в рамках экономики, ориентированной на человека, основаны на том, что одна сфера угнетает другую, а последняя в ответ на это начинает отношения противоугнетения, что, в свою очередь, требует значительных затрат ресурсов и ведет к ослаблению первого компонента и системы в целом.

Охарактеризуем виды отношений ограничения в экономике, ориентированной на человека.

1. Отношения «природно-материальная сфера информационно-цифровая сфера» и «информационно-цифровая сфера <^> природно-материальная сфера».

Компонент «природно-материальная сфера» накладывает ограничения на информационно-цифровую сферу, удерживая ее развитие в определенных разумных пределах, тем самым предупреждая поток информации и цифровых продуктов, которые не подтверждены соответствующими потребностями и которые, возможно, еще не сформированы ввиду наличия многочисленных актуальных неудовлетворенных биологических потребностей и потребностей в материальных товарах. Кроме того, согласно алгоритму возникновения и функционирования информационных потребностей [22], последние вторичны по сравнению с биологическими и материальными потребностями. Это ведет к тому, что природно-матери-альная сфера ограничивает в определенных пределах развитие информационно-цифровой сферы.

ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВАЯ

СОЦИАЛЬНО-СЕРВИСНАЯ сфера

ПРИРОДНО-

МАТЕРИАЛЬНАЯ сфера

КОГНИТИВНАЯ сфера

а)

о <

о <

б)

Рис. 2. Отношения взаимного ограничения между компонентами экономики, ориентированной на человека: а — отношения нормального ограничения; б — отношения патологического ограничения

Таблица 1

Типы межкомпонентных отношений ограничения в экономике, ориентированной на человека

ш

к < о № Отношения нормального ограничения (угнетение) Отношения патологического ограничения (противоугнетение)

ш zr X S 1 Природно-материальная сфера информационно-цифровая сфера Информационно-цифровая сфера <^> природно-материальная сфера

0 1 О 2 Информационно-цифровая сфера когнитивная сфера Когнитивная сфера <^> информационно-цифровая сфера

CD 3 Когнитивная сфера социально-сервисная сфера Социально-сервисная сфера <^> когнитивная сфера

4 Социально-сервисная сфера креатосфера Креатосфера <^>социально-сервисная сфера

5 Креатосфера ^>природно-материальная сфера Природно-материальная сфера <^> креатосфера

Примечание: — отношения угнетения, <^> — отношения противоугнетения

Патологический вариант развития отношений ограничения возникает в следующей ситуации. Природно-материальная сфера угнетается, сдерживается информационно-цифровой сферой человеко-ориентирован-ной экономики с учетом стремительного развития последней, когда она «оттягивает» на себя фокус внимания актуальных потребностей человека. В ответ на это природно-материальная сфера оказывает негативное воздействие на информационно-цифровую, не давая направлений для информационного и цифрового обеспечения благ, способствующих удовлетворению биологических и материальных потребностей человека, затрачивая избыточные ресурсы на подобное противоугнетение, что ослабляет информационно-цифровую сферу. Тем самым происходит взаимное угнетение рассматриваемых сфер, ограничение развития обоих.

2. Отношения «информационно-цифровая сфера когнитивная сфера» и «когнитивная сфера <^> информационно-цифровая сфера».

Следующий вид отношений — это ситуация, когда информационно-цифровая сфера сдерживает развитие когнитивной сферы, поскольку последняя строится на соответствующей информационной основе. Чтобы удовлетворить потребности в формировании новых знаний, необходимо обеспечить удовлетворение потребностей в информационных базах данных, цифровых технологиях и т. п., вовлекаемых человеком в его познавательную и оценочную деятельность. Безусловно, данные сферы очень тесно взаимосвязаны. Однако прямое ограничение в данном случае строится на том, что когнитивная сфера реализуется через информационно-цифровую сферу, поскольку

последняя является звеном одного процесса — процесса когнитивного познания [23]. В результате этого фокус внимания смещается на неудовлетворенные информационно-цифровые потребности в ущерб когнитивной сфере. Патологическую же связь данных межкомпонентных отношений ограничения можно продемонстрировать следующим образом. Несомненно, пополнение базы информационно-цифровой сферы в большинстве случаев обеспечивается в результате процесса познания. При этом в условиях растущей мобильности людей определенное удовлетворение когнитивных потребностей возможно посредством сети Интернет и удаленного доступа к необходимой части инфосферы [24] без непосредственного присутствия в исследовательских центрах. В свою очередь, ограничения доступа к информационно-цифровой сфере (ограничения в удовлетворении потребностей информационно-цифрового характера) вызывают сдерживание развития когнитивной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отношения «когнитивная сфера социально-сервисная сфера» и «социально-сервисная сфера <^> когнитивная сфера».

Когнитивная сфера оказывает ограничение на развитие социально-сервисной сферы. Это проявляется в том, что последний компонент подвержен модернизации под воздействием деятельности когнитивной сферы. Для соответствующего развития социально-сервисной сферы требуются определенные результаты когнитивной сферы, когда в условиях изменяющейся внешней среды формируются новые социальные потребности, потребности в услугах. Их удовлетворение обеспечивается в результате формирования нового знания в данных областях. Таким образом, смещение фокуса внимания

на потребности в рамках когнитивной сферы на прочие аспекты, не связанные с социальными потребностями и потребностями в услугах, ведет к развитию когнитивной сферы в ущерб социально-сервисной, ограничивая перспективное развитие последней с помощью процессов познания.

Патологические межкомпонентные отношения образованы следующим образом. Активное развитие социально-сервисной сферы, поддержание ее конкурентоспособности, большая ориентация на запросы и предпочтения потребителей в условиях жесткой конкуренции формируют потребность научного обеспечения данной сферы [25], активного познания в этой области. Однако наличие большого спектра неудовлетворенных потребностей в рамках социально-сервисной сферы не требует сложного сценария развития, описанного выше. В результате возникает ответная ограничительная реакция в виде сокращения познавательной деятельности в области удовлетворения социальных потребностей и потребностей в услугах ввиду невостребованности удовлетворения потребностей в новых знаниях применительно к социально-сервисной сфере.

4. Отношения «социально-сервисная сфера креатосфера» и «креатосфера <^> социально-сервисная сфера».

Социально-сервисная сфера оказывает ограничивающее воздействие на креатос-феру, то есть развитие последней должно подкрепляться полноценным удовлетворением потребностей предыдущих уровней (в том числе социальных потребностей и потребностей в услугах), после чего актуализируются потребности в новых идеях. Следовательно, должен быть сформирован определенный уровень удовлетворения потребностей у человека, которые соотносятся с его биологической и социальной природой, прежде чем переходить к удовлетворению потребностей, сформированных мыслительным аспектом его сущности. Поэтому наличие неудовлетворенных социальных потребностей и потребностей в услугах способствует тому, что социально-сервисная сфера «оттягивает» на себя фокус внимания потребителя в ущерб сферам, основанным на мыслительной природе человека, в частности в ущерб креатосфере.

Патологические межкомпонентные отношения представлены взаимным ограничением указанных сфер. Следует отметить, что социально-сервисная сфера в большинстве

случаев является продуктом креатосферы, ™

а оказание услуг в социально-сервисной £

сфере всегда несет элемент творчества [26]. ?

Поэтому ограничение удовлетворения соци- ш

альных потребностей и потребностей в услу- £

гах со стороны креатосферы несет ответную ^

негативную реакцию в целом, поскольку ^

неудовлетворенные указанные потребности, , ^

формируемые биологической и социальной *

природой человека, не позволяют в пол- £

о

ной мере проявиться креативному процессу, ^

связанному с удовлетворением творческих х

потребностей, относящихся к мыслительной ^ природе человека.

5. Отношения «креатосфера природно- *

материальная сфера» и «природно-матери- о альная сфера <^> креатосфера».

В свою очередь, креатосфера является ш

сдерживающим фактором для развития ^

природно-материальной сферы. Данный ®

вариант развития отношений ограничения °

определяется в основном направленностью °

на удовлетворение потребностей в новых з

идеях в сферах, отличных от природно-ма- ^

териальной. Патологический же вариант *

развития отношений ограничения очевиден I

о

и прослеживается в том, что без запроса * на формирование новых идей в рамках при- | родно-материальной сферы невозможно пол- ^ ноценное эффективное развитие креатосфе- о ры. Природно-материальная сфера направ- 5 лена на удовлетворение соответствующих 2 потребностей. Она нуждается в постоянной о модификации с целью удовлетворения воз- ^ растающих потребностей человека на базовом уровне человеко-ориентированной экономики. Но, если природно-материальная сфера начинает формировать меньше запросов в отношении креатосферы, это ведет к ограничению последней. В свою очередь, поскольку материальная сфера находится в зоне ответственности креатосферы [27], нерезультативная деятельность в рамках последней по отношению к удовлетворению биологических потребностей и потребностей в материальных товарах ограничивает полноценное развитие и функционирование природно-материальной сферы.

В итоге можно констатировать, что нормальные и патологические отношения ограничения выступают своеобразным балансом для гармоничного развития экономики, ориентированной на человека, в целом предотвращая необоснованное смещение акцентов в отдельные сферы такой экономической системы.

^ Выводы

о

^ Исследование отношений ограничения меж-

^ ду элементами с помощью метода «Пента-

о грамма У-син» позволило получить следу-

^ ющие результаты. Во-первых, обоснована

5 необходимость исследования и построенной

§ полноценной теории человеко-ориентиро-

2 ванной экономики. Во-вторых, идентифи-

го

цированы горизонтальные отношения в рассматриваемой экономике между ее определяющими сферами. В-третьих, в качестве ресурса, функционирующего между сферами исследуемой экономической системы и оказывающего воздействие угнетения и противоугнетения на них, определены потребности человека. В-четвертых, выявлены и описаны нормальные отношения ограничения в человеко-центричной экономике: природно-материальная сфера информационно-цифровая сфера, информационно-цифровая сфера когнитивная сфера,

когнитивная сфера социально-сервисная сфера, социально-сервисная сфера креатосфера, креатосфера природно-материальная сфера. В-пятых, определены патологические отношения ограничения в экономике, ориентированной на человека: информационно-цифровая сфера <^> природно-материальная сфера, когнитивная сфера <^> информационно-цифровая сфера, социально-сервисная сфера <^> когнитивная сфера, креатосфера <^> социально-сервисная сфера, природно-материальная сфера <^> креатосфера.

Практическая ценность проведенного исследования определяется тем, что представленные отношения ограничения в че-ловеко-центричной экономике позволяют сформировать понимание управляющих механизмов в целях устойчивого функционирования этой экономической системы с возможностью перехода ее на более высокий уровень развития.

Литература

1. Bukht R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy // SSRN Electronic Journal. 2017. DOI: 10.2139/ssrn.3431732

2. Развитие инновационной экономики: анализ, методы и модели / отв. ред. В. И. Суслов. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 2020. 440 с.

3. Диденко Д. В. Интеллектуалоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб.: Алетейя, 2015. 408 с.

4. Powell W. W., Snellman K. The Knowledge Economy // Annual Review of Sociology. 2004. Vol. 30. P. 199-220. DOI: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100037

5. Sukhodolov A. P., Popkova E. G., Litvinova T. N. Basic Characteristics of Information Economy // Models of Modern Information Economy. 2018. P. 17-24. DOI: 10.1108/9781-78756-287-520181003

6. Kacerauskas T. Creative economy and the idea of the creative society [Электронный ресурс] // Transformations in business & economics. 2020. Vol. 19. No. 1. P. 43-52. URL: https://www.culturalstudiesinbusiness.org/post/creative-economy-and-the-idea-of-the-cre-ative-society (дата обращения: 17.07.2021).

7. Mamedov G., Babych N. Green economy: global development priorities // Baltic Journal of Economic Studies. 2020. Vol. 6. No. 1. P. 87-91. DOI: 10.30525 / 2256-0742 / 2020-6-187-91

8. Stahel W. R. The circular economy // Nature. 2016. Vol. 531. No. 7595. P. 435-438. DOI: 10.1038/531435a

9. Puschmann T., Alt R. Sharing Economy // Business & Information Systems Engineering. 2016. Vol. 58. No. 1. P. 93-99. DOI: 10.1007/s12599-015-0420-2

10. Бояркин А. В., Питайкина И. А. Становление теории здоровья населения в человеко-центричной экономике // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-1 (13). С. 50-53.

11. Прокин В. В. Интегральное моделирование человека экономики и экономики человека // Новые идеи в философии. 1998. № 7. С. 137-143.

12. Гайрбеков М. С., Гунашева З. Я. Экономический человек или человечная экономика: попытка свести воедино рациональность и гуманизм // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2017. Т. 15. № 2 (18). С. 225-230.

13. Федоренко Н. П. Гуманистическая экономика. М.: Экономика, 2006. 188 с.

14. Макклоски Д. Экономика с человеческим лицом, или гуманомика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2013. № 3. С. 37-40.

15. Новосадов С. А. Человекономика как новый этап развития общественно-экономических отношений. М.: Изд-во Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2020. 267 с.

16. Плетнев Д. А. Экономика для человека как нетривиальная цель развития современного хозяйства // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15 (306). С. 35-42.

17. Lau L. J. Economic relations between China and the U.S. // Journal of Chinese Economic and Business Studies. 2020. Vol. 17. No. 4. P. 1-37. DOI: 10.1080/14765284.2020.1712887

18. Hutchinson F. E., Bhattacharya P. Singapore-Malaysia economic relations: Deep interdependence [Электронный ресурс] // ISEAS Perspective. 2019. No. 2. P. 1-11. URL: https:// www.iseas.edu.sg/images/pdf/ISEAS_Perspective_2019_2.pdf (дата обращения: 17.07.2021).

19. Roohi M., Shafiee N., Dehshiri M., Hajimineh R. Theory of realism and synchronization of Russia-Turkey economic and political relations improvement // Strategic Studies of public policy. 2019. Vol. 9. No. 32. P. 44-64.

20. Насырова С. И. Межкомпонентные отношения в экономике, ориентированной на человека (часть 1) // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 8. С. 612-621. DOI: 10.35854/1998-1627-2021-8-612-621

21. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: ИНФРА-М, 2020. 227 с.

22. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт. Мн.: Бел. гос. ун-т культуры, 2002. 374 с.

23. Воскресенский А. К., Хлебников Г. В. Структура информации по философии в системе Института научной информации по общественным наукам РАН // Теория и практика общественно-научной информации. 2014. № 22. С. 184-192.

24. Chandy K. M. The scientist's infosphere // IEEE Computational Science and Engineering. 1996. Vol. 3. No. 2. P. 43-44. DOI: 10.1109/99.503311

25. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Парадигма формирования научного обеспечения сферы постиндустриальных услуг // Бюллетень науки и практики. 2017. № 10 (23). С. 228-243. DOI: 10.5281/zenodo.1012389

26. Абрамов Е. Г. Четвертая волна или креативная экономика как экономическая эпоха начала XXI века // Российское предпринимательство. 2012. № 2 (100). С. 72-78.

27. Мельников О. Н., Ларионов В. Г., Ганькин Н. А. Зоны ответственности концептуального развития «креативной экономики» и «творческих индустрий» // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 3. С. 265-278.

References

1. Bukht R., Heeks R. Defining, conceptualising and measuring the digital economy. SSRN Electronic Journal. 2017. DOI: 10.2139/ssrn.3431732

2. Suslov V.I., ed. Development of an innovative economy: Analysis, methods and models. Novosibirsk: Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of RAS; 2020. 440 p. (In Russ.).

3. Didenko D.V. Intellectual economy: Human capital in Russian and in world socio-economic development. St. Petersburg: Aleteiya; 2015. 408 p. (In Russ.).

4. Powell W.W., Snellman K. The knowledge economy. Annual Review of Sociology. 2004;30:199-220. DOI: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100037

5. Sukhodolov A.P., Popkova E.G., Litvinova T.N. Basic characteristics of information economy. In: Models of modern information economy: Conceptual contradictions and practical examples. Bingley: Emerald Publishing Ltd; 2018:17-24. DOI: 10.1108/978-1-78756-287520181003

6. Kacerauskas T. Creative economy and the idea of the creative society. Transformations in Business & Economics. 2020;19(1):43-52. URL: https://www.culturalstudiesinbusiness.org/ post/creative-economy-and-the-idea-of-the-creative-society (accessed on 17.07.2021).

7. Mamedov G., Babych N. Green economy: Global development priorities. Baltic Journal of Economic Studies. 2020;6(1):87-91. DOI: 10.30525/2256-0742/2020-6-1-87-91

8. Stahel W.R. The circular economy. Nature. 2016;531(7595):435-438. DOI: 10.1038/531435a

9. Puschmann T., Alt R. Sharing economy. Business & Information Systems Engineering. 2016;58(1):93-99. DOI: 10.1007/s12599-015-0420-2

10. Boyarkin A.V., Pitaikina I.A. Formation of the theory of public health in a human-centered economy. Evraziiskii soyuz uchenykh = Eurasian Union of Scientists. 2015;(4-1):50-53. (In Russ.).

11. Prokin V.V. Integral modeling of economy man and human economy. Novye idei v filosofii. 1998;(7):137-143. (In Russ.).

12. Gairbekov M.S., Gunasheva Z.Ya. Economic man or human economy: An attempt to bring together rationality and humanism. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo instituta = Bulletin of Chechen State Pedagogical University. 2017;15(2):225-230. (In Russ.).

13. Fedorenko N.P. Humanistic economics. Moscow: Ekonomika; 2006. 188 p. (In Russ.).

о <

о <

^ 14. McCloskey D. Economics with a human face, or humanomics. Transl. from Eng. Vestnik

^ Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika = St Petersburg University Journal of Eco-

2 nomic Studies (SUJES). 2013;(3):37-40. (In Russ.).

0_ 15. Novosadov S.A. Humanonomics as a new stage in the development of socio-economic rela-

jé tions. Moscow: National Research Nuclear University MEPHI; 2020. 267 p. (In Russ.).

^ 16. Pletnyov D.A. Economy for the human as a nontrivial aim of contemporary economy de-

^ velopment. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = CSU Bulletin. 2013;

(15):35-42. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 17. Lau L.J. Economic relations between China and the U.S. Journal of Chinese Economic and

o Business Studies. 2020;17(4):1-37. DOI: 10.1080/14765284.2020.1712887

® 18. Hutchinson F.E., Bhattacharya P. Singapore-Malaysia economic relations: Deep interdepend-

ence. ISEAS Perspective. 2019;(2):1-11. URL: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ISEAS_ Perspective_2019_2.pdf (accessed on 17.07.2021).

19. Roohi M., Shafiee N., Dehshiri M., Hajimineh R. Theory of realism and synchronization of Russia-Turkey economic and political relations improvement. Strategic Studies of Public Policy. 2019;9(32):44-64.

20. Nasyrova S.I. Inter-Component Relations in a Human-Centered Economy (Part 1). Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2021;27(8):612-621 (In Russ.). http://doi. org/10.35854/1998-1627-2021-8-612-621

21. Boush G.D., Razumov V.I. Research methodology (in candidate and doctoral dissertations). Moscow: INFRA-M; 2020. 227 p. (In Russ.).

22. Motul'skii R.S. Library as a social institution. Minsk: Belarusian State University of Culture; 2002. 374 p. (In Russ.).

23. Voskresenskii A.K., Khlebnikov G.V. The structure of information on philosophy in the system of the Institute of Scientific Information on Social Sciences of RAS. Teoriya i praktika obshchestvenno-nauchnoi informatsii. 2014;(22):184-192. (In Russ.).

24. Chandy K.M. The scientist's infosphere. IEEE Computational Science and Engineering. 1996;3(2):43-44. DOI: 10.1109/99.503311

25. Glushchenko V., Glushchenko I. Paradigm of formation of scientific providing sphere of post industrial services. Byulleten' nauki i praktiki = Bulletin of Science and Practice. 2017;(10):228-243. (In Russ.). DOI: 10.5281/zenodo.1012389

26. Abramov E.G. The fourth wave or creative economy as an economic era at the beginning of the XXI century. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship. 2012;(2):72-78. (In Russ.).

27. Melnikov O.N., Larionov V.G., Gankin N.A. Areas of responsibility in the conceptual development of "creative economy" and "creative industries". Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy. 2015;9(3):265-278. (In Russ.).

Сведения об авторе

Насырова Светлана Ирековна

кандидат экономических наук, проректор по научной и инновационной работе1, доцент кафедры управления проектами и маркетинга2

1 Институт развития образования Республики Башкортостан

450005, Республика Башкортостан, Уфа, Мингажева ул., д. 120

2 Башкирский государственный университет

450076, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32

(Н) e-mail: svitland1@rambler.ru

Поступила в редакцию 17.08.2021 Прошла рецензирование 08.09.2021 Подписана в печать 15.09.2021

Information about Author

Svetlana I. Nasyrova

Ph.D. in Economics, Vice-Rector for Research and Innovation1, Associate Professor of the Department of Project Management and Marketing2

1 Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan

120 Mingazheva Str., Ufa, Republic of Bashkortostan 450005, Russia

2 Bashkir State University

32 Zaki Validi Str., Ufa, Republic of Bashkortostan 450076, Russia

(H ) e-mail: svitland1@rambler.ru

Received 17.08.2021 Revised 08.09.2021 Accepted 15.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.