G. K. Beisenbekova
ANALYTICAL ESTIMATION OF NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF HUMAN RIGHT TO HEALTH PROTECTION IN KAZAKHSTAN
The article represents the analytical estimation of the reflection of the attitude of the state towards the human right to health protection and life in the legislative legal documents on the historical stages of the social reorganization. The problem of the harmonization of the legislative and normative intradepartmental base on the providing of the population with qualitative and safe medical services is raised.
Г. К- Бейсенбекова
КАЗАКСТАНДА АДАМНЫЦ 93 ДЕНСАУЛЫРЫН КОРРАУРА НОРМАТИВТ1К К¥КЫРЫН ТАЛДАМАЛЫК БАРАЛАУ
Макалада корамныч тарихи езгеру кезечдер^де зачнамалык-кукыктык кужаттардары адам eMipi мен денсаулыкты коррау кукырына деген мемлекетпк кезкараска талдамалык бара бертген. Туррындарды сапалы, кауiпсiз медициналык кемекпен камтамасыз ету бойынша салаiшiлiк зачнамалык жэне нормативтiк базаны жYЙеге кел^ру бойынша мэселе кeтерiлген.
И. Р. Кулмагамбетов, А. Б. Кузгибекова, Ф. Н. Нурманбетова
МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Карагандинская государственная медицинская академия
Улучшение качества подготовки медицинских специалистов в настоящее время, в условиях создания качественно новой системы медицинского и фармацевтического образования -процесс многофакторный. Одно из необходимых условий - укрепление материально-технической базы медицинских вузов и внедрение современных образовательных технологий. Министерством здравоохранения предусмотрено государственное финансирование на создание и оснащение межкафедральных лабораторий при медицинских организациях образования РК. Наличие оснащенной материально-технической базы в медицинских организациях образования позволяет обеспечить эффективное выполнение образовательных программ.
Введение новых государственных стандартов высшего медицинского образования ориентировано на раннее внедрение принципов научной методологии и формирование научного мышления у студентов уже с первых курсов обучения. В связи с чем для изучения базовых биомедицинских дисциплин созданы межкафедральные лаборатории при медицинских вузах РК. Преимуществом межкафедральных лабораторий, созданных в рамках ГОСО 2006 г. для изучения базовых биомедицинских наук, является возможность их использования для обучения студентов старших курсов, субординаторов. Вовлеченность студентов старших курсов, субординаторов в процесс обучения в условиях межкафедральной лаборатории позволяет улучшить качество их подготовки, обуславливает возможность восполнить тот объем знаний, навыков и умений, которые не
были сформированы у них при изучении дисциплин биохимии, патологической анатомии, физиологии, патологической физиологии, микробиологии, иммунологии в период отсутствия межкафедральных лабораторий. Иначе говоря, обучение в межкафедральных лабораториях позволяет сократить разрыв между теоретическими знаниями и практическим применением этих знаний в клинической деятельности. Возможность работы на современном, высокотехнологичном оборудовании, больший объем полученных и закрепленных знаний, отработанных практических навыков на основе интеграции дисциплин «по горизонтали» и «вертикали», способствуя глубокому усвоению учебного материала, формирует и укрепляет научные основы клинического мышления у студентов старших курсов и субординаторов.
Следует отметить, что в условиях межкафедральных лабораторий также возможно обучение и на последипломном уровне с целью повышения качества подготовки практических врачей и врачей интернов. Применение современных методов обучения в условиях оснащенной лаборатории позволяет повысить уровень квалификации врачей практической медицины, интернов, дать возможность «увидеть» и сравнить результаты работы на современном оборудовании, применить их к практической медицине, к конкретной клинической ситуации. Иначе говоря, обучение в условиях межкафедральных лабораторий значительно повышает не только качество образовательного процесса, но и качество подготовки специалистов на последипломном уровне подготовки, улучшает качество лечебно-диагностических и профилактических мероприятий на основе научной методологии.
Межкафедральные лаборатории, созданные с целью внедрения интегрированного обучения дисциплин, инновационных методов преподавания, более совершенных методов оценки знаний и практических навыков в рамках государственного общеобязательного стандарта обучения 2006 г., призваны обеспечить эффектив-
ное усвоение студентами базовых биомедицинских наук. Инновационные методы, включая проблемно-ориентированное обучение, «вертикальную» и «горизонтальную» интеграции знаний по различным дисциплинам, способствуют эффективному усвоению студентами базовых биомедицинских дисциплин в условиях межкафедральных лабораторий и позволяют уже с первых курсов формировать научно-клинический подход к изучению клинических дисциплин на старших курсах и к последующей практической деятельности.
Внедрение интегрированного обучения в условиях межкафедральных лабораторий обеспечивает оптимальное распределение «учебного» времени, выбор условий и среды проведения практических занятий, выбор методов обучения и преподавания, методов оценки знаний студентов и способа достижения, сформулированных целей преподавателем на каждом конкретном занятии. Следует отметить, что проблемно-ориентированное обучение как один из приоритетных методов обучения может активно применяться при освоении тем базовых биомедицинских дисциплин в условиях межкафедральных лабораторий, при этом выявляя сильные и слабые стороны студентов, преподавателей, позволяя наметить пути улучшения усвоения учебного материала, метода преподавания, способов подготовки студентов и т. д. Вместе с этим, внедрение интегрированного обучения способствует улучшению освоения студентами образовательных программ и «фундаментализации» знаний по базовым биомедицинским наукам.
Непосредственное обучение с использованием современного оборудования при изучении той или иной дисциплины в условиях межкафедральных лабораторий позволит студентам формировать у них представления о том, все ли компоненты содержания изучаемого материала усвоены, какие из них остались не усвоенными, выявить «пробелы в знаниях» по ранее изученным или интегрированным дисциплинам. Помимо этого, целостность, яркость, эмоциональность, заинтересованность в выполнении практических заданий оказывает стимулирующее воздействие, позволяя уже с первых курсов обучения формировать мотивации к активному самообразованию студентов, укреплять «фундамент» базовых знаний для последующего обучения клиническим дисциплинам и практической работе у «постели больного».
Наряду с этим следует отметить, что обучение студентов в условиях межкафедральных лабораторий позволит интеграции учебного процесса с формированием основ научного поиска. Уже с первых курсов обучения преподаватели, показав спорные, нерешенные проблемы в разных областях изучаемой дисциплины развивают интерес к научному процессу, вызывают желание действовать, искать, решать, стимулируя мыслительные способности: сравнение, анализ, синтез, обобщение и развивают аналитическое и крити-
ческое мышление. Вместе с тем, на основе проведения научно-исследовательской работы студентами (нИрС) осваиваются научно-методические основы организации самостоятельной работы, раскрываются содержание, методы и формы ее осуществления в условиях оснащенной современным оборудованием межкафедральной лаборатории. В процессе НИРС обеспечивается самостоятельная, систематическая, целеустремленная работа студентов под непосредственным наблюдением руководителя, направленная на применение полученных базовых знаний по биомедицинским наукам, освоенных практических навыков не только в углубленном освоении образовательных программ клинических дисциплин, но и в формировании научно-клинического мышления качественно подготовленного специалиста. Иначе говоря, оснащенные современным, высокоинформативным оборудованием лаборатории укрепляют и развивают взаимосвязи между научно-исследовательской и учебной деятельностью. Вместе с этим, интеграция образовательного процесса и научной работы студентов повысит эффективность использования материально-технических средств лабораторий.
Изучение программ дисциплин молекулярная биология и генетика, биохимия ориентировано на освоение студентами молекулярных механизмов, биохимических процессов, протекающих в норме и при различных состояниях, методик проведения молекулярно-биологических, генетических и биохимических исследований. Изучение молекулярных механизмов функционирования организма здорового человека, а также механизмов возникновения патологических состояний возможно при вовлечении студентов в обучение с использованием современных аппаратурно-про-граммных комплексов генетической, биохимической диагностики в условиях оснащенной биохимической лаборатории.
Программы дисциплин медицинская биологическая физика, физиология, патологическая физиология ориентированы на освоение студентами принципов работы функционально-диагностической аппаратуры, интерпретации данных функциональных исследований и изучение молекулярных, системных механизмов функционирования организма здорового человека, механизмов возникновения патологических состояний на основе проведения лабораторных работ, практических занятий с использованием современных аппаратурно-программных комплексов лабораторной и функциональной диагностики. Использование аппаратурно-программных комплексов лабораторной и функциональной диагностики позволяет студентам работать непосредственно с больным пациентом, сравнивать полученные результаты, интерпретировать данные методов обследования, функциональные взаимоотношения внутренних органов, систем органов у различных больных на фоне анамнестических, биохимических, физиологических, психологических, про-
фессиональных особенностей, с учетом сопутствующей патологии и санитарно-гигиенических условий проживаний.
Создание межкафедральной микробиологической лаборатории обусловлено необходимостью освоения навыков по выделению, идентификации и определению чувствительности клинически значимых групп микроорганизмов, работы с микробиологическим материалом, изучения механизмов возникновения инфекционных заболеваний, приобретения навыков бактериологической и серологической диагностики, проведения гельминтологических исследований. Вместе с тем, в условиях оснащенной микробиологичекой лаборатории студенты имеют возможность детального изучения молекулярных, клеточных, Генетических, популяционно-эпидемиологических аспектов лекарственной устойчивости микроорганизмов и исследования микроэкологических показателей организма в норме и патологии. Освоение и проведение студентами современного метода диагностики - полимеразноцепной реакции с «младших» курсов не только закладывает мощную научно-клиническую основу интегрированных знаний у студентов, но и формирует принципы медицинской этики, деонтологии, коммуникативных навыков и необходимость учета психологических особенностей пациента.
Создание межкафедральной патоморфоло-гической лаборатории позволит студентам в более полном и завершенном объеме освоить программы дисциплин гистологии, общей иммунологии, патологической анатомии, судебной медицины с формированием практических навыков приготовления свежезамороженных, парафиновых срезов микропрепаратов, проводки и заливки биопсийного материала. Освоение студентами методов патологической анатомии, морфологических механизмов, структурных основ общепатологических процессов и различных нозологий в условиях оснащенной патоморфологической лаборатории формирует у студентов на ранних этапах обучения научный подход к эффективному изучению клинических дисциплин.
Для качественной подготовки специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы важное значение имеет возможность формировать научную методологию изучения образовательных программ по дисциплинам гигиены и эпидемиологии в условиях оснащенной современным оборудованием межкафедральной санитарно-гигиенической лаборатории. Освоение студентами принципов, методов, методик оценки санитарно-гигиенического благополучия окружающей среды, пищевых продуктов, товаров промышленного производства, объектов среды, населенных пунктов студентами с первых дней обучения в медицинском вузе способствует эффективной подготовке специалистов общественного здравоохранения.
Исходя из вышеизложенного, интегрированный метод обучения в условиях межкафед-
ральных лабораторий - это эффективный метод обучения, прививающий и развивающий самостоятельность научного, клинического мышления с полноценным освоением теоретических знаний, практических навыков и методов научной работы. Важная роль НИРС в условиях межкафедральных лабораторий заключается в формировании навыков системно-аналитического подхода в решении поставленной научной задачи, самостоятельной целенаправленной работы, в реализации теоретических знаний на основе «горизонтальной» и «вертикальной» интеграции базовых биомедицинских наук. Следовательно, привлечение студентов к обучению в межкафедральных лабораториях создает условия для совершенствования практических навыков, научного поиска, способствует формированию у них целостного представления с учетом взаимосвязей полученных и получаемых знаний на основе интегрирования программ обучения, обеспечивая тем самым достижения конечных результатов обучения.
Таким образом, изучение базовых биомедицинских наук в условиях межкафедральных лаборатории является основополагающим для приобретения необходимых клинических, научных знаний для применения их в последующей практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы //Казахстанская правда. - 2004. - 21сентября.
2. ГОСО РК3.07.475-2006. Государственный общеобязательный стандарт образования РК. Образование высшее профессиональное. Специальность 051301 - «Общая медицина».
3. ГОСО РК 3.08.398-2006. Государственный общеобязательный стандарт образования РК. Образование высшее профессиональное. Специальность 051102 «Общественное здравоохранение».
4. Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК //Медицина. - 2006. - №5. - С. 2 - 10.
5. Об утверждении норм расчета стоимости обучения одного студента, аспиранта, кли -нического ординатора (магистранта) в высших медицинских учебных заведениях внутри страны по государственному заказу (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2007) //Приказ МЗ РК от 14 июня 2004 г. №474 [Электронный ресурс] Удаленный доступ: СПС «Юрист».
6. Об утверждении Правил планирования расходов на подготовку кадров с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием и расчета расходов на обучение одного студента, аспиранта, клинического ординатора, магистранта (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.07) //Приказ МЗ РК от 10 мая 2005 г. №221 - СПС «Юрист».
7. Об утверждении рекомендуемых норм основного материального оснащения учебного процес-
са медицинских и фармацевтических организаций образования //Приказ МЗ РК от 23 июня 2005 года №295. - СПС «Юрист». 8. Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области здравоохранения/ Разработка норм и нормативов основного материального
оснащения учебного процесса по направлению 051100 «Здравоохранение и специальное обеспечение (медицина) (заключительный): Отчет о работе по программе 001. - Караганда: КГМА, 2004. - 98 с.
I. R. Kulmagambetov, A. B. Kuzgibekova, F. N. Nurmanbetova
INTERDEPARTMENTAL LABORATORIES ARE BASIS FOR DEVELOPMENT OF INTERRELATION OF MEDICAL EDUCATION AND SCIENCE
Interdepartmental laboratories created with the purpose of introduction of integrated education, innovation methods of teaching, more effective methods of estimation of knowledge and practical skills within the framework of the state general standard of education of 2006 are appealed to provide effective learning of the basic biomedical sciences by students. Innovation methods including problem-oriented education, vertical and horizontal integration of knowledge on different disciplines promote effective learning of educational programs by students in the conditions of interdepartmental laboratories, allow to form scientific clinical approach to learning clinical disciplines from the first course to senior years and to the following practical activities.
I. Р. K^MaFaM6eTOB, А. Б. Кузпбекова, Ф. Н. Нурманбетова
МЕДИЦИНАЛЬЩ Б1Л1М БЕРУ МЕН РЫЛЫМ БАИЛАНЫСЫН ДАМЫТУДЬЩ НЕГ1З1 РЕТ1НДЕГ1 КАФЕДРААРАЛЬЩ ЛАБОРАТОРИЯЛАР
Кафедрааралык лабороториялар 2006 жылры мемлекетпк жалпыра ммдетп 6miM беру стандарты шечбершде студенттердщ бiлiмдерi мен тэжрибелк дардыларын баралаудыч жорары эдiстерiн eHri3y Yшiн дамытылран жэне студенттердщ базалык биомедициналык пэндердi тиiмдi игеруiн камтамасыз етуге арналран. Кафедрааралык лабороториялар жардайында инновациялык оку эдiстерi, оныч iшiнде мэселелЬ бардарланран оку эдiстерi эртYрлi пэндер бойынша вертикалдi жэне горизонталдi интеграциясы студентердщ бiлiм беру бардарламарды тиiмдi игеруiне кеп ыкпал етедi жэне оларда бiрiншi курстан бастап рылыми-клиникалык кезкарас калыптастырып, жорары курстарда клиникалык пэндердi жечш игеруге, одан кейшп кэсiби кызметке дайындаура мYмкiндiк турызады.
И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева
К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОТБОРУ И ПРИЕМУ АБИТУРИЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Карагандинская государственная медицинская академия
Одной из главных задач в современных условиях реформирования медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан является подготовка высококвалифицированных специалистов для системы здравоохранения, которые способны эффективно применять свои знания и навыки на практике и постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовку на протяжении всей профессиональной деятельности. Медицинское образование - это процесс длительного и непрерывного обучения, начинающийся с момента поступления на медицинский факультет и продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности. В связи с этим, обучение в медицинском вузе требует от кандидатов высокой мотивации к будущей профессии и соответствующей естественнонаучной подготовки.
Изучение международного опыта показа-
ло, что во многих ведущих зарубежных странах разработаны и внедрены четкие критерии и определен перечень требований к поступлению в медицинские вузы. Анализ различных систем отбора и приема кандидатов для обучения в медицинские вузы США, Великобритании, Израиля, Австралии выявил много схожих черт. Так, в США для поступления в медицинский вуз необходимо получить академическую степень Бакалавра наук - Bachelor of Science (BSc) в аккредитованном естественнонаучном колледже или общебиологическом факультете университета (4 г.). Для дальнейшего обучения в медицинской школе необходимо сдать единый национальный тест - МСАТ ((Medical College Admissions Test - А Natio-nal Standardized Test). MCAT-тест позволяет определить претендентов в медицинские школы, которые соответствуют предъявляемым требованиям уровня знаний в естественных науках, также в социальных и гуманитарных науках. MCAT тест оценивает уровень знаний и подготовленности претендентов в области биологии, химии (неор-ганическая, органическая), физики и математики; умения решать проблемы, навыки критического мышления и письма. Данный тест способствует профильному отбору поступающих и является предпосылкой, обеспечивающей успешное обучение в медицинской школе.
Комитеты медицинских школ США, ответственные за проведение вступительных тестов,