Научная статья на тему 'Межкафедральные и международные связи кафедры «Сухопутный транспорт леса и дорожные машины»'

Межкафедральные и международные связи кафедры «Сухопутный транспорт леса и дорожные машины» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ / ИСТОРИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонович Иван Иосифович, Вырко Николай Павлович

В статье изложена история развития кафедры сухопутного транспорта леса и дорожных машин (СТЛиДМ), ее материальной базы, межкафедральных и международных связей со дня ее создания в 1930 г. по настоящее время. Выделены этапы развития кафедры, совершенствования учебно-научной деятельности на начальном и новых этапах, а также показан вклад профессорско-преподавательского состава в развитие кафедры СТЛиДМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонович Иван Иосифович, Вырко Николай Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межкафедральные и международные связи кафедры «Сухопутный транспорт леса и дорожные машины»»

МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

УДК 625.8:630*37

И. И. Леонович, доктор технических наук, профессор (БНТУ);

Н. П. Вырко, доктор технических наук, профессор (БГТУ)

МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ КАФЕДРЫ «СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ ЛЕСА И ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ»

В статье изложена история развития кафедры сухопутного транспорта леса и дорожных машин (СТЛиДМ), ее материальной базы, межкафедральных и международных связей со дня ее создания в 1930 г. по настоящее время. Выделены этапы развития кафедры, совершенствования учебно-научной деятельности на начальном и новых этапах, а также показан вклад профессорско-преподавательского состава в развитие кафедры СТЛиДМ.

This article describes the history of the development of the Department of land transport forest and road machines (LTF and RM) with the date of its creation in 1930 to the present. The development of not only material resources, but also the inter-departmental and international relations. Stages of development of the Department, improving the educational and scientific activities at the initial and new stages, and also shows the contribution of the faculty in the development of the Department LTF and RM.

Введение. Подготовка инженеров по специальности лесоинженерное дело в Белорусском лесотехническом институте им. С. М. Кирова была начата в 1930 г., т. е. одновременно с созданием в г. Гомеле этого вуза. Учебный процесс по дисциплинам сухопутного транспорта выполняли вначале сотрудники лесоэксплуатационного отделения, которым заведовал профессор Захаров В. К. Кафедра «Сухопутный транспорт леса» была создана в числе первых. Ею руководили: профессор Попов Д. А. (1931-1934 гг.), сотрудник Ленинградской лесотехнической академии (ЛТА) по совместительству; старший преподаватель Кудель-ко Х. М. (1934-1936 гг.), профессор Буверт В. В. (1937-1938 гг.), сотрудник МЛТИ по совместительству; профессор Житов М. Н. (1938-1941 гг.), сотрудник Киевского лесотехнического института по совместительству. В учебном процессе по специальным дисциплинам участвовали и другие сотрудники этих высших учебных заведений.

Штатными работниками кафедры в довоенный период были Х. М. Куделько (19311941 гг.), Б. Г. Гастев (1938-1941 гг.) и В. В. Жуков (1944 г.). В период Великой Отечественной войны институт находился в эвакуации в Уральском лесотехническом институте (г. Свердловск). Директор института Лобосенок А. К. выполнил огромную работу по сохранению материальных ценностей и последующему их возвращению в г. Гомель.

В 1945 г. решением Правительства Беларуси институт был переведен в г. Минск, с этого момента начался новый период его развития. Была создана кафедра механизации лесозаготовок и сухопутного транспорта леса. Заведовал кафедрой доцент Тихонов А. Ф.

В мае 1946 г. произошло выделение кафедры сухопутного транспорта в самостоятельную. Заведующим кафедрой был назначен доцент Гастев Б. Г. Кроме заведующего в состав кафедры входили старший преподаватель Жуков В. В. и старший лаборант Кунина Р. Л. Но уже в 1951 г. кафедра сухопутного транспорта леса объединяется с кафедрой водного транспорта леса. Объединенная кафедра стала называться кафедрой транспорта леса. Ею заведовал до 1956 г. доцент Гастев Б. Г., а с 1956 г. по 1965 г. доцент (с 1960 г. профессор) Буды-ка С. Х. В 1965 г. объединенная кафедра транспорта леса разделена на две кафедры: сухопутного транспорта леса и дорожных машин (заведующий кафедрой доцент Леонович И. И. (с 1970 г. профессор) и водного транспорта и гидравлики (заведующий кафедрой профессор Бу-дыка С. Х.).

Общая структура выпускающих кафедр на лесоинженерном факультете, а с 1991 г. факультете технологии и техники лесной промышленности представлена на схеме (рисунок).

Выпускающие кафедры факультета

Состав кафедры СТЛиДМ и учебно-научная деятельность на начальном этапе.

На вновь созданной в 1965 г. кафедре сухопутного транспорта леса и дорожных машин трудились 5 человек профессорско-преподавательского персонала: Жуков В. В. , Давыду-лин Г. Г., Леонович И. И., Мартынихин В. Д., Оковитый А. Л. и один аспирант с отрывом от производства (Н. Ф. Ковалев), штат учебно-вспомогательного персонала был представлен одним человеком.

Материально-техническая база созданной кафедры требовала существенного улучшения, а для развития научного потенциала необходимо было создание новых лабораторий, укрепление связей с производством, другими кафедрами лесотехнических вузов СССР, международными научными центрами. Оборудованная ранее силами сотрудников кафедры и студентов лесоинженерного факультета, лаборатория грунтоведения и механики грунтов в подвальном помещении учебного корпуса № 1 (ул. Свердлова, 15) была переведена в новый учебный корпус № 4. В подвальном помещении этого корпуса Белгоспроектом был запроектирован грунтовой канал, а СКБ-3 - испытательный стенд. Это уникальное сооружение было пред-

назначено для испытания дорожных конструкций, рабочих органов дорожных машин, регулирования водно-теплового режима земляного полотна. Одновременно были созданы аудитории для размещения приборов по испытанию физико-технических и прочностных характеристик грунтов, битумов, цементов и других материалов.

Лаборатория пополнилась новым современным оборудованием. Были расширены возможности для проведения научных исследований по укреплению грунтов, испытанию дорожных конструкций и машин. Большой вклад по переводу лаборатории в новое помещение и освоению уникальной системы внесли Н. Н. Бавдей, А. И. Гайдук, Г. Г. Давыдулин, Г. С. Корин, П. И. Курдесов и др.

Новый этап развития кафедры СТЛиДМ. Новым этапом в деятельности кафедры мы считаем период, когда стали сполна развиваться принципы комплексного решения учебно-научных задач со всесторонними связями. Активно развивались связи с промышленными предприятиями Беларуси, Московским лесотехническим институтом, Ленинградской лесотехнической академией и рядом высших учебных заведений лесного профиля зарубежных стран.

В учебном процессе стали широко применяться технические средства обучения, а для обеспечения самостоятельной работы студентов разрабатываться и издаваться справочная литература, методические пособия, терминологические словари и др. Среди них учебное пособие «Автомобильные лесовозные дороги», изданное тиражом 11,3 тыс. экземпляров, которое вошло в программу «Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог» (Минвуз СССР, 1987 г.), «Терминологический словарь по лесным дорогам» (1970 г.), «Эксплуатация лесных дорог» (1972 г.) и др.

Научная деятельность сотрудников кафедры, аспирантов и студентов была направлена на решение вопросов не только общих дорог, но и дорог, используемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности, с целью создания условий для вывозки древесины и восстановления лесных ресурсов. Исследования были сконцентрированы в рамках научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) «Механизация лесоразработок». На начальном этапе ею руководил доцент В. В. Жуков, а с 1975 г. доцент И. И. Леонович. Тематика исследований касалась совершенствования технологии заготовки древесины, а также проблем дорожного строительства и транспорта леса.

В научно-исследовательской лаборатории в разные годы работали: Ю. Г. Бабаскин, П. С. Боборыко, Т. К. Богданович, Н. П. Вырко, Е. Казанникова, Л. В. Козловская, А. П. Лащен-ко, Л. Р. Мытько, М. Т. Насковец, Л. Прокоп-чик, В. Е. Цопкало и др.

Аспирантом Вырко Н. П. были начаты исследования водно-теплового режима земляного полотна, которые переросли в научное направление и позволили ему защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Аспирант Врублевский Б. И. свои исследования посвятил вопросам укрепления грунтов амбарными нефтями. Эти исследования были поддержаны не только нефтедобытчиками, но и учеными СоюзДорНИИ (В. М. Безрук).

Для лесных дорог, предназначенных для вывозки древесины, очень важное значение имеют колейные покрытия. С использованием автомобильного транспорта на вывозке хлыстов и сортиментов широко применялись деревянные покрытия лежневой конструкции.

Аспирант Боборыко П. С. обосновал целесообразность использования аглопоритбетона и предложил конструкцию дорожного покрытия, устраиваемого из аглопоритбетонных плит.

Аспирант Салихов М. Г. исследовал способы снижения промерзания грунта путем введения химических добавок. Успешно защитив кандидатскую диссертацию, в 1975 г. он про-

должил работу, результаты которой в дальнейшем легли в основу докторской диссертации.

Особое место на кафедре и НИЛ уделялось вопросам прочности дорожных одежд, раскрытию закономерности деформаций и разрушений под действием транспортных нагрузок и погодно-климатических факторов. Для работы на кафедру были приглашены выпускники математического факультета БГУ Клименко и Лащенко. С их приходом и участием сотрудников, которые работали на кафедре БТИ (И. И. Леонович, С. С. Макаревич и др.) стали проводиться исследования дорожных одежд, обладающих упругими и вязкопластичными свойствами. Выступления по этой проблеме были в Гданьске (С. С. Макаревич), в Тбилиси (А. П. Лащенко), в СоюзДорНИИ (И. И. Леоно-вич) и других научных центрах. Основные материалы по этим исследованиям содержатся в публикациях БТИ, известиях Академии наук БССР и в периодических изданиях.

Доцент, кандидат технических наук Макаре-вич С. С. на протяжении многих лет занимался и занимается проблемами расчета различных конструкций и технологий, для решения которых требуются глубокие знания теории упругости, пластичности и других характеристик показателей напряжений и деформаций. Наряду с другими вопросами в своей деятельности кафедра СТЛиДМ уделяла большое внимание проведению научных конференций. Целью их было участие сотрудников кафедры в обобщении производственного опыта, выступление с докладами по проводимым исследованиям, установление и поддержание контактов с производством и учебно-научными центрами других ВУЗов и организаций.

В апреле 1967 г. в институте состоялась научно-техническая конференция «Совершенствование техники и технологии». На лесоинже-нерной секции с докладами от кафедры СТЛиДМ выступили Н. П. Вырко («Водно-тепловой режим земляного полотна и учет его при проектировании и строительстве лесовозных дорог»), И. И. Леонович («Задачи комплексного исследования автомобильных лесовозных дорог»), С. А. Детлович «Прочность и износостойкость гравийных покрытий автомобильных лесовозных дорог», В. Д. Мартынихин («Эффективный способ увеличения срока службы канатных ле-сотранспортных установок»).

В сентябре 1969 г. была проведена Республиканская научно-техническая конференция, на которой кроме сотрудников кафедры с докладами выступили инженерно-технические работники Минлеспрома БССР (А. И. Аланович, К. Драчун и др.).

В сентябре 1970 г. состоялся Международный симпозиум в г. Познань (Польша). И. И. Леонович

выступил с докладом «Тенденции развития лесного транспорта в Белорусской ССР». Этот Симпозиум стал заметной вехой в развитии межвузовских и международных связей. С Варшавской сельскохозяйственной академией связи продолжаются и в настоящее время (профессор Евгений Каминский, доцент Казимир Пенькос, ассистент Иосиф Шевчик и др.). Сейчас на стажировке находится магистрант Антонов Ю. В.

В сентябре 1972 г. кафедра СТЛиДМ провела Всесоюзную научную конференцию по проектированию, строительству и эксплуатации лесовозных дорог.

В оргкомитет конференции входили: О. С. Блинов, К. И. Вороницин, Н. П. Вырко, Н. А. Гайдар, И. Е. Евгеньев, Б. А. Ильин, П. А. Койрюкштис, М. М. Корунов, А. Н. Край-нова, В. П. Крайнов, Б. И. Кувалдин, Б. И. Ладыгин, А. В. Мацкевич, В. И. Мельников, И. В. Са-муйло, М. Д. Шраер, В. В. Щелкунов, А. Д. Януш-ко, ректор БТИ им. С. М. Кирова проф. В. Е. Вихров, председатель оргкомитета проф. И. И. Лео-нович.

Конференция охватывала широкий круг вопросов. Структурно они были объединены в шесть направлений.

1. Общие проблемы по расчету, проектированию, строительству и эксплуатации лесовозных дорог.

2. Проектирование и строительство земляного полотна.

3. Проектирование, строительство и эксплуатация дорожных одежд.

4. Проектирование и эксплуатация подвижного состава лесовозных дорог и лесотранс-портных установок.

5. Строительство и эксплуатация узкоколейных железных дорог.

6. Подготовка инженеров по сухопутному транспорту.

По этим направлениям в программу включено 92 доклада, и большинство из них было оглашено, в том числе с 7 докладами выступили иностранные представители.

В сентябре 1977 г. на базе Воложинской лесной машиномелиоративной станции была проведена Республиканская научно-техническая конференция «Современные проблемы сухопутного транспорта леса». В работе конференции приняли участие ученые и специалисты различных научных центров и производственных организаций. Среди них А. В. Мацкевич (первый заместитель Министра лесной и деревообрабатывающей промышленности БССР), В. В. Козорновский (доктор технических наук, СоюзДорНИИ), В. М. Сиденко (доктор технических наук, КАДИ), Г. Ф. Грехов (кандидат технических наук, ЛТА), С. С. Кизима (канди-

дат технических наук, КАДИ), А. М. Лапко, Л. М. Мягков, М. А. Рысев (представители леспромхозов БССР) и др. В числе сотрудников кафедры и НИЛ, которые выступили с докладами на конференции были: К. Б. Абрамович, Ю. Г. Бабаскин, Т. К. Богданович, Н. П. Вырко, Г. Г. Давыдулин, Г. С. Корин, А. В. Клименок, Д. В. Мартынихин, Р. И. Мирочников, Л. Р. Мыть-ко, А. М. Чупраков и др. Некоторые доклады были подготовлены с участием сотрудников других кафедр, а именно А. В. Жукова, А. И. Смеяна.

Конференции в технологическом университете проводились регулярно и в последующие годы. Сотрудники кафедры постоянно участвовали в работе этих конференций.

В 1980 г. профессор Леонович И. И. перешел на работу в Белорусский политехнический институт. С 1981 г. там же трудились Л. Р. Мытько, а несколько позже и следующие сотрудники НИЛ: Ю. Г. Бабаскин, Е. Казан-никова, Л. В. Козловская, Л. Б. Иванова, М. Т. Насковец, Т. А. Сакн и В. Е. Цобкало.

Участие и вклад кафедры СТЛиДМ в подготовку инженерных и научных кадров. Как известно, профессиональная подготовка специалистов осуществляется по учебным планам, которые включают общеобразовательные, естественно-научные, инженерно-технические, специальные дисциплины и дисциплины специализаций. Учебный процесс проводят кафедры различного профиля. Выпускающие кафедры, к которым относится кафедра СТЛиДМ, обеспечивают профессиональную подготовку на завершающем этапе обучения студентов, включая дипломное проектирование.

На факультете ТТЛП (до 1991 г. ЛИФ) подготовлено инженеров-технологов и инженеров-механиков для лесной промышленности более 12 тыс. Выпуски инженеров по годам приведены в таблице.

Выпускники технологического университета работают в сфере промышленности Беларуси, России, Украины и других стран.

Важно отметить, что из числа выпускников по указанным специальностям успешно защитили докторские диссертации 12 человек и кандидатские 53 человека. Среди докторов: Витязь П. А., Вихренко В. С., Вырко Н. П., Гастев Б. Г., Жуков А. В., Кулак М. И., Леонович И. И., Лебедь С. С., Матвейко А. П., Немцов В. Б и др.

Кандидатами наук из числа выпускников по технологии, машинам и транспортным коммуникациям являются: Абрамович К. Б., Леонов Е. А., Аникеенко А. Ф., Лой В. Н., Бабскин Ю. Г., Лыщик П. А., Бавбель Е. И., Любецкий Д. И., Багданович Т. К., Макаревич С. С., Мохов С. П., Бурносов И. В., Мытько Л. Р., Вихров Ю. В.,

Насковец М. Т., Гайдук А. И., Оковитый А. Л., Гармаза А. К., Голякевич А. Е., Плакса Л. Н., Го-роновский А. Р., Протас П. А., Гришкевич А. А., Радкевич В. Т., Добровольский В. А., Рапин-чук С. Ф., Долбин Н. А., Дорожко А. В., Симано-вич В. А., Ермалицкий А. А., Старовойтов К. Т., Змушко М. К., Тихонов А. Ф., Трофимов С. П., Касперов Г. И., Тумашик И. И., Клубков А. П., Турлай И. В., Кова-лев Н. Ф., Федоренчик А. С., Корюков В. П., Хвесько Г. М., Красковский С. В., Ходосовский М., Лахтанов А. Г., Штабинс-кий В. В. и др.

Выпуск инженерных кадров за 1930-2014 гг.

Год Специальность Год Специальность

ЛИД МОЛК ЛИД МОЛК

1930-1940 226 - 1999 45 53

1940-1960 910 - 2000 36 30

1961-1985 3694 1920 2001 32 40

1986 62 57 2002 43 34

1987 57 54 2003 40 47

1988 42 57 2004 42 49

1989 63 55 2005 39 55

1990 66 56 2006 47 18

1991 35 50 2007 41 20

1992 31 59 2008 33 15

1993 39 41 2009 37 20

1994 33 53 2010 37 18

1995 34 62 2011 47 19

1996 40 36 2012 44 23

1997 39 37 2013 47 16

1998 32 43 2014 42 22

Всего 6056 6557

Данные о докторах и кандидатах наук, которые являются выпускниками факультета ТТЛП (ЛИФ), а также информация о трудовых подвигах инженеров на производстве свидетельствуют о том, что педагогический персонал кафедр, в том числе и кафедры СТЛиДМ, обеспечивали и обеспечивают высококачественную подготовку специалистов для весьма важной отрасли экономики стран СНГ.

Заключение. На основании вышеизложенного и с учетом информации, которая имеется в сборниках трудов и докладов руководителей ВУЗа, можно сделать следующие обобщающие заключения.

1. Кафедра СТЛиДМ функционировала в структуре БТИ им. С. М. Кирова с 1965 года по 1981 г., т. е. более 16 лет. Ее развитие началось созданием института и продолжается в настоя-

щее время под названием кафедра «Лесные дороги и организация вывозки древесины» в рамках БГТУ - ведущего технологического вуза Республики Беларусь.

2. На историческом этапе деятельности этой кафедры главными достижениями можно считать:

а) развитие материальной лабораторной базы;

б) открытие аспирантуры по специальности и создание условий для защиты кандидатских диссертаций сотрудниками университета и других организаций;

в) значительное расширение деятельности НИЛ «Механизация лесоразработок» и тематики по лесным автомобильным дорогам. Впервые в Беларуси были проведены исследования по стабилизации грунтов битумными эмульсиями. Разработана методика расчета водно-теплового режима земляного полотна автомобильных дорог, определения глубины промерзания грунтов и прогнозирования пучинообразования на основании данных метеорологических станций, представленных в виде карт изолиний Европейской части СССР. Заложены основы расчета дорожных одежд, работающих в упругопластич-ном режиме под воздействием внешних транспортных нагрузок. Издан ряд рекомендаций по транспортному освоению лесных массивов, повышению несущей способности проезжей части лесовозных дорог и устройству лежневых покрытий, а также по созданию оригинальной конструкции канатных установок для транспортировки заготовленной древесины на заболоченных участках местности;

г) обеспечена подготовка и защита кандидатских диссертаций Вырко Н. П., Врублевско-го Б. И., Бобарыко П. С., Салихановым М. Г., Лыщиком П. А., Чупраковым А. М., Богданович Т. К., Мытько Л. Р. и др.

3. Значительную роль в развитии интеграционных процессов сыграли всесоюзные, республиканские и вузовские конференции. Сотрудники кафедры и НИЛ принимали самое активное участие в их организации и работе.

4. Приведенная в статье информация позволяет ознакомиться с деятельностью кафедры СТЛиДМ, которая сыграла важную роль в подготовке инженерных и научных кадров и создала предпосылки для подтверждения творческих контактов по лесопромышленным вопросам с Финляндией, Польшей, Словакией и другими странами.

Поступила 27.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.