Научная статья на тему 'Межгрупповая адаптация групп с различной профессиональной компетенцией в экстремальных условиях совместной деятельности'

Межгрупповая адаптация групп с различной профессиональной компетенцией в экстремальных условиях совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Александр Владимирович

В статье на примере экспериментального исследования в реальных условиях Военноморского флота России, показаны возможности разрабатываемой автором концепции межгрупповой адаптации в военной организации для оптимизации ее управления, совершенствования использования мотивационного и адаптационного потенциалов флотских специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGROUP ADAPTATION OF GROUPS OF DIFFERENT PROFESSIONL COMPETENCE UNDER THE CONDITIONS OF CO-ACTIVITY

The advantages of the concept of intergroup adaptation for optimization of its control and improvement in use of motivation and adaptation potentials within the Navy structure are presented in the article. The experimental research in this field serves as the example to illustrate the points.

Текст научной работы на тему «Межгрупповая адаптация групп с различной профессиональной компетенцией в экстремальных условиях совместной деятельности»

А. В. Булгаков

МЕЖГРУППОВАЯ АДАПТАЦИЯ ГРУПП С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

овременные корабли ВМФ — это совершенные сложные инженерные со-

оружения, содержащие взаимосвязанные, чрезвычайно насыщеннее ком-

■* плексы вооружения и боевой техники, колоссальные мощности энергетики и большие запасы разрушающих средств. Но за многие века не изменились океаны и моря. Понятие «стихия» по-прежнему выражает явления природы, имеющие огромную разрушительную силу. Это и вода, и ветер, и огонь и т. п. Корабельная жизнь намного тяжелее «береговой» жизни. Корабль и его экипаж подвержены неожиданным воздействиям океана. Плавание в штормовых условиях — это те же будни, но более тяжелые по своим физическим и психическим нагрузкам. Противоборство со стихией требует еще более ответственного и четкого выполнения каждым членом экипажа своих обязанностей для обеспечения безопасности мореплавания. В этих условиях успех выполнения поставленных перед кораблем задач часто зависит от межгрупповой адаптации профессиональных групп с различным уровнем компетенции.

Межгрупповая адаптация (социально-психологическая адаптация групп друг к другу в организации) определяется нами как прерывистый/непрерывный многовекторный, законченный в смысловых отношениях процесс/результат по оптимизации взаимодействия групп военной организации, ведущий к удержанию либо достижению группами нового социально-психологического статуса, исполнению ими соответствующих совместной деятельности и социально-психологических ролевых функций. Межгрупповая адаптация в военной организации может быть представлена как процесс взаимодействия групповых организационных культур, основу которых составляет мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты групповой психологии [11.

Техническая надежность современных кораблей позволяет им безаварийно плавать и решать задачи на просторах Мирового океана в любых погодных условиях. Вместе с тем, в системе «человек—корабль—море» согласно теориям вероятностей и случайных процессов возможность возникновения аварийных ситуаций не может быть исключена. Цена аварийных происшествий на кораблях непомерно велика: наносится значительный материальный ущерб, резко снижается боевая готовность, при катастрофах гибнут люди. Остается справедливой истина: «За каждой аварией стоит человек». Надежность и безопасность морепланания во многом зависит от человеческого фактора.

Нам и был проведен экспертный опрос 56 офицеров слушателей Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова, который позволил обосновать выбор наиболее значимых фигурантов взаимодействия групп с различной компетенцией в экстремальных условиях жизнедеятельности экипажа корабля ВМФ России. Из всего многообразия межгрупповых взаимодействий на корабле эксперты выделили главный командный пункт (ГКП) и командный пункт электромеханической боевой части — пост энергетики и живучести корабля (ПЭЖ). По мнению экспертов общий результат борьбы за живучесть корабля (БЗЖ) зависит. Во-первых, на 78% от результата совместной деятельности этих групп. Во-вторых, на 63% от профессио-

налыюй приверженности членов этих групп. В-третьих, на 57% от соответствия профессионально-должностных и социально-статусных требований этих групп потребностям и ожиданиям, мотивам, склонностям, интересам других групп экипажа корабля.

Кластерный анализ усредненных экспертных оценок максимального и минимального уровней профессиональных компетенций специалистов, входящих в ГКП и ПЭЖ надводного корабля и уровнем компетенций, обеспечивающим их оптимальную межгрупповую адаптацию показал, этот уровень находится между ГКП и ПЭЖ высокого и ГКП и ПЭЖ низкого уровней профессиональных компетенций При этом оптимально взаимоадаптированные группы сгруппировались в единый кластер ГКП-ПЭЖ с высоким уровнем компетентности. Отсюда можно сделать вывод, о низкой вероятности появления ситуаций межгрупповой адаптации между КГП и ПЭЖ высоко уровня профессиональных компетенций и нацелить экспериментальное исследование на изучение групп с различным уровнем компетенций.

Сложная аварийная ситуация — это сочетание условий и обстоятельств, в которых экипаж корабля взаимодействует с внешними и внутренними разрушительными факторами, с влиянием океанской стихии, когда психика человека работает на пределе своих возможностей. Психологический анализ деятельности человека в сложных ситуациях, в условиях стресса необходим для того, чтобы определить наиболее эффективные пути подготовки экипажа и конкретно командира к управлению кораблем, к руководству борьбой за его живучесть и прогнозировать его поведение в критической обстановке. Несмотря на наличие некоторых работ (Сто-ляренко A.M.. 1972; Корниенко В.Н., 1979; Булатов С.М., 1980; Шведин Б.Я., 1982; Селезнев В.Н., 1998; Броневицкий Г.А.. 2004 и др.) в области военно-морской психологии, к сожалению, еще нет достаточно четкой характеристики прикладного значения изучения сложных аварийных ситуаций. Не разработана единая концепция и вытекающие из нее практические рекомендации по особенностям социально-психологического управления экипажем корабля в конкретных экстремальных условиях, включая аварийные ситуации.

Исследования выявили, что в аварийных условиях на каждого члена экипажа корабля воздействуют следующие основные психогенные факторы. Во-первых, фактор влияния на психическое состояние каждого члена экипажа мощного потока внешних раздражителей, связанных с аварийной обстановкой в море. Во-вторых, фактор ограниченности передвижения. В-третьих, фактор возможных нарушений функционирования вестибулярного и опорно-двигательного аппарата. В-четвертых, фактор эмоциональной напряженности военных моряков, связанной с опасной непрерывной деятельностью в условиях лимита и дефицита времени. В-пятых, фактор групповой изоляции или одиночество. В-шестых, фактор ограничения и противоречивости информации. В-седьмых, фактор существования угрозы для жизни. Следует подчеркнуть, что психогенные факторы воздействуют на каждого члена экипажа, как правило, не изолированно, а в совокупности.

По мнению Б.Я. Шведина (1982), отличительными чертами аварийных ситуаций являются факторы, непосредственно вызывающие сильную моральную, физическую, психическую нагрузку и зависящие от военно-профессиональной подготовленности, эмоционально-волевой устойчивости, психического состояния и психофизиологических возможностей человека, К первой группе факторов относятся внезапность и быстрое развитие событий, хотя возможно и их постепенное развитие, неопределенность обстановки, отсутствие достоверной информации, дефицит или избыток ее, опасность и т. п. Ко второй группе факторов можно отнести дефицит времени для оценки обстановки, выработки и принятия решения, необходимость выполнения нескольких задач одновременно, принятие параллельных решений, значительное увеличение темпа действий, совмещение обязанностей ряда должностных лиц и др. [4].

При длительном и интенсивном воздействии психогенных факторов, при психологической неподготовленности, других неблагоприятных обстоятельствах изменяется динамика адаптационного процесса. Этап устойчивой нереадаптации может смениться этапом неустойчивой психической деятельности. В сложной и опасной для жизни обстановке при различных психических состояниях у человека может происходить как спад, так и усиление психической напряженности. Постоянное присутствие угрозы для жизни, обусловливаемой повышенным фактором риска погибнуть в результате аварии или катастрофы, может вызывать различные психические реакции — от состояния тревожности до развития психоза.

Для выявления особенностей межгрунповой адаптации в аварийной ситуации и определения зависимости ее успешности от уровня профессиональных компетенций взаимодействующих групп был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент осуществлялся на примере совместной деятельности ГКБ^ЖЭЖ в аварийных ситуациях. Основную выборку констатирующего эксперимента составили 18 экипажей надводных кораблей Черноморского и Северного флотов.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто следующее предположение, Основными факторами профессиональных компетенций, влияющими на успешную межгрупповую адаптацию выступают следующие факторы. Во-первых, факторы, связанные с резкие различием в стандартных компетенциях групп. Во-вторых, со степенью соответствия групповых мотивационных профилей взаимодействующих групп доминирующей военно-организационной культуре корабля. В-третьих, со степенью соответствия ведущим профессиональным компетенциям соединения кораблей.

В качестве независимой переменной эксперимента было сочетание уровней развития профессиональных компетенций взаимодействующих групп. Измерение стандартных, ключевых, ведущих компетенций проводилось с помощью экспертных опросов, обработка осуществлялась параметрическими и непараметрическими математико-статистическими методами. В качестве экспертов привлекались флагманские специалисты соединений кораблей участников эксперимента, члены экипажей, Далее результаты были стандартизированы, что позволило проводить сравнение групп с разными профессиональными компетенциями. Зависимой переменной в эксперименте были показатели межгрупповой адаптации: результативность совместной деятельности, адаптационный потенциал групп, мотивацион-ный потенциал групп, профессиональная приверженность, соответствие организационной культуры групп организационной культуре экипажа корабля. Эксперимент проводился по плану корреляционного исследования. Экспериментальную выборку составили 189 корабельных специалистов ГКП и ПЭЖ 18 экипажей кораблей Северного и Черноморского флотов России.

Нормативный анализ военно-морской организации показывает, что система управления борьбой за живучесть корабля состоит из подсистем, каждая из которых выполняет свои функциональные задачи. К этим подсистемам относятся: главный командный пункт корабля (ГКП), командный пункт электромеханической боевой части — пост .энергетики и живучести (ПЭЖ), командные пункты подразделений. Несмотря на общие принципы выбора и принятия решений, каждый командный пункт имеет свои особенности в осуществлении управленческой деятельности в аварийных условиях.

Главный командный пункт корабля. Основные функции ГКП заключаются в решении поставленных задач по управлению кораблем, использованию оружия и в общем руководстве борьбой за живучесть корабля, если в этом будет необходимость. Командир корабля, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, лично наблюдая состояние корабля и получая доклады с командных пунктов подразделений, оценивают обстановку и принимают необходимые решения. Общая оценка обстановки складывается из ряда составляющих, в частности: об-

становки на корабле (наличия пожаров, угрозы взрывов, затоплении, потери остойчивости и запаса плавучести); надводной, подводной и воздушной обстановки; состояния технических средств для обеспечения хода и маневрирования корабля; готовности оружия к использованию; состояния средств связи; потерь личного состава; состояния моря; радиационной обстановки. При оценке аварийной ситуации необходимо быстро и правильно оценить возникшую опасность определить общее состояние корабля, районы возникновения и пути развития пожаров, угрозу возможных взрывов, разрушений и затопления отсеков и помещений, потери личного состава. Оценку обстановки в динамике можно классифицировать как: срочную обшую оценку аварийной ситуации, позволяющую направить усилия на предупреждение взрывов боеприпасов, топлива и возникновения больших пожаров, опрокидывания корабля от потери остойчивости; уточняющею оценку аварийной ситуации, данные для которой получают в ходе разведки и получения информации о состоянии отсеков, оружия и технических средств.

При оценке аварийной обстановки в поле зрения командира прежде всего должны быть корабль в целом, районы погребов боеприпасов, топливных цистерн, ангары, запас плавучести и остойчивости корабля, возможность хода, управления и использования оружия. Оценка аварийной обстановки всецело базируется на получаемой информации о состоянии корабля. Следует иметь в виду что в реальных условиях получить сразу полную исчерпывающую информацию для оценки обстановки не всегда возможно. Это может быть объяснено тем, что личный состав в непосредственно поврежденных или аварийных помещениях, как правило, получает увечья или погибает; освещение и связь в аварийных районах выходит из строя; поврежденные отсеки быстро затапливаются водой или их охватывают пожары; дым и ядовитые газы практически сразу после возникновения пожара заполняют помещение и распространяются в смежные отсеки. В связи с этим информация на ГКП об обстановке поступает из отсеков или помещений, смежных с аварийным, на основании вторичных признаков.

Командный пункт электро-механической боевой части — пост энергетики и живучести (ПЭЖ) корабля по своим функциональным обязанностям при борьбе за живучесть отличается от других командных пунктов корабля. Из ПЭЖ осуществляется непосредственное руководство борьбой за непотопляемость корабля и с пожарами, действия аварийных партий, борьбой за живучесть технических средств и управление энергетической установкой корабля. ПЭЖ оценивает аварийную обстановку в таком же объеме, что и ГКП, но более детально, проводит необходимые расчеты и докладывает свои предложения на ГКП. Указания ПЭЖ по борьбе с водой и пожаром на корабле обязательны для выполнения всеми командными пунктами и боевыми постами подразделений.

Использование теоретических подходов при анализе научной литературы, наблюдения и самонаблюдения, профессиональной рефлексии личной службы на кораблях (автор из 30 лет службы в ВС 18 лет находился в плавсоставе ВМФ) позволило определить возможности использования компетенционального подхода к изучению профессиональной деятельности военных моряков, выделить общее в рабочей модели компетенций ГКП-ПЭЖ. Следует отметить, что в целостном виде, как это принято в наиболее «продвинутых» российских и зарубежных компаниях [3; 6; 8—10 и др.], компетенциальная модель пока не применяется для управления экипажами кораблей. Флот достаточно консервативная организация. Вместе с тем все элементы компетениапьного подхода наиболее полно представлены именно в военно-морской организации. Возможно одной из причин является единая организационно-культурная среда создания корабельной организации начиная с Петра Великого и компетенциального подхода, в его европейском варианте, по нашему мнению, более приемлемому для модернизации в российских условиях. При чем не только содержательно, но и по форме. Для достижения целей исследо-

вания на основе имеющегося теоретического и эмпирического материала, реально действующих нормативных документов ВМФ России и экспертных опросов была использована трехуровневая модель профессиональных компетенций специалистов взаимодействующих профессиональных групп при решении задач БЗЖ. Моделирование работы ГКП-ПЭЖ позволило спланировать и реализовать реальный эксперимент по выявлению социально-психологических аспектов межгрупповой адаптации групп с разным уровнем профессиональных компетенций.

Таблица 1

Результаты обобщения моделей профессиональных компетенций ГКП-НЭЖ надводного корабля ВМФ (по результатам контент-анализа нормативных документов, научных источников и экспертного опроса)

Уровни компетенций Общее в моделях компетенций членов взаимоадаптирующихся групп

Стандартные компетенции личности профессиональная подготовленность, практический опыт; умение творчески мыслить и действовать в условиях крайне жесткого лимита времени, огромных психических и физических нагрузок;

Ключевые компетенции личности сильная воля; развитые организаторские способности; энергичность, решительность, умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия; оперативность, быстрая реакция, подвижность, выносливость и физическая сила;

Ведущие компетенции организации высокая требовательность к себе и подчиненным; глубокое уважение к подчиненным, умение прислушиваться к их предложениям, вовремя заметить и поддержать инициативу.

Модель профессиональных компетенций строилась по отработанной на материале предыдущих исследований (Булгаков A.B., 2004) следующей схеме (табл. 1.).

Первый уровень профессиональных компетенций «стандартные компетенции личности», определяющий знания и умения, проходит свое становление под воздействием профессиональных требований, определенных нормативными документами ВМФ. Основным содержанием стандартных компетенций является сформиро-ванность единого комплекса профессионально значимых знаний, навыков, уме-

Рис. 1. Показатели профессиональности ных компетенций в пространстве меж* з групповой адаптации ГКП-ПЭЖ (по ^rfi^Jh^Äl^lMri iMi ^ усредненным экспертным оценкам с ис-я5 ЖМ^Г .Äv пользованием ТРР по шкале от 0 до 10)

Примечание: на рис. обозначены пол номерами (Case) следующие компетенции;

1 профессиональная подготовленность (стандартные)

2 Практический опыт (стандартные)

3 умение действовать в условиях крайне жесткого лимита времени (стандартные)

4 сильная воля (ключевые)

5 умение брать на себя ответственность за принятые решения и действии (ключевые)

6 быстрая реакция (ключевые)

7 выносливость и физическая сила (ключевые)

8 высокая требовательность (ведущие)

9 уважение к подчиненным (ведущие)

10 умение вовремя заметить и поддержать инициативу подчиненных (ведущие)

Второй уровень «ключевые компетенции личности» — наиболее динамичная часть модели профессиональных компетенций. Ключевые компетенции ГКП-ПЭЖ: сильная воля; развитые организаторские способности; энергичность, решительность, умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия; оперативность, быстрая реакция, подвижность, выносливость и физическая сила. Ключевые компетенции находятся в сложной взаимосвязи с личностными особенностями, личной и профессиональной позицией в организации, ресурсным потенциалом личности специалиста.

Третий уровень «ведущие компетенции организации» формируются под воздействием общих стандартов рабочего поведения, принятого в организации конкретного корабля и корабельного соединения. Они как правило не рефлексируются, не озвучиваются, но всегда присутствуют при решении задач жизнедеятельности экипажа корабля, включая задачи БЗЖ. Это уровень на прямую влияет как на содержание и форму проведение тренировок, учений, так и на действия в реальных аварийных ситуациях. Уровень показывает на организационные преимущества в управлении экипажем корабля при БЗЖ.

В ходе эксперимента было проведено изучение влияния профессиональных компетенций на межгрупповую адаптацию ГКП-ПЭЖ. Основными методическим средством являлся психосемантический анализ взаимосвязи профессиональных компетенций и межгрупповой адаптации. Семантическая структура профессиональных компетенций определялись с помощью техники репертуарных решеток (ТРР) Дж.Келли. Она показывает сложную динамику взаимозависимости представлений специалистов о своих компетенциях, показывает субъективную важность тех или иных компетенций лично для специалистов ГКП-ПЭЖ в конкретной аварийной ситуации, а не для всего экипажа корабля. Процедура обследования состояла в следующем. На первом этапе выбиралась исследуемая область оценки СМГА ГКП-ПЭЖ, определись ее границы и задавался репертуар элементов таким образом, чтобы в нем были представлены по возможности различные локусы выбранной области и чтобы элементы относились к одной какой-либо категории. Элементы задавались ролевым списком в соответствии с системой профессиональных компетенции (табл. 1., рис. 1.).

Конструктами являлись характеристики ГКП-ПЭЖ: представления о ГКП-ПЭЖ в вузе, оценка ГКП-ПЭЖ в начале службы, текущая оценка ГКП-ПЭЖ, оценка ГКП, оценка ПЭЖ, вероятная оценка ГКП-ПЭЖ в конце службы на корабле, отсутствие напряженности во взаимодействиях ГКП-ПЭЖ, зависимость от ГКП-ПЭЖ выполнение задачи в море, зависимость от ГКП-ПЭЖ жизни членов экипажа корабля в аварийной ситуации.

Далее опрашиваемые оценивали отдельно каждый элемент по каждому конструкту по десяти бальной шкале. Для анализа решеток применялись различные виды многомерного анализа данных: кластерного анализа (иерархические и неиерархические) и факторного анализа (параметрический и непараметрический анализы). Следует подчеркнуть, что оценочные решетки трудно фальсифицировать. Даже при наличии установки на фальсификацию (или на низкую мотивацию к работе с психологом) система конструктов воспроизводится, поскольку участник эксперимента, пытаясь фальсифицировать оценки людей, объектов или ситуаций, делает это на основе собственной системы смысловых оппозиций, д направлении наиболее значимых смысловых, параметров.

В трехмерном пространстве межгрупповых отношений ГКП, ПЭЖ и ГКП-ПЭЖ сложились три кластера профессиональных компетенций различного уровня развития. Низкий уровень имеют выносливость и физическая сила, уважение к подчиненным и умение вовремя заметить и поддержать инициативу подчиненных. При чем две последние компетенции являются ведущими компетенциями организации. Что дает вполне определенный материал для организационной и психоло-

го-педагогической работы руководства соединения кораблей участников эксперимента. Средний уровень развития имеют в ситуациях межгрупповой адаптации все стандартные компетенции и такие ключевые компетенции как быстрая реакция, умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия. Наиболее развитыми являются ведущая компетенция организации — высокая требовательность и ключевая компетенция личности специалиста — сильная воля.

При изучении взаимосвязи мотивационного профиля членов и организационной культуры групп ГКП и ПЭЖ, мы исходили из того, что мотивационная сфера специалистов, имея наиболее подвижный и в то же время относительно устойчивый характер, в первую очередь детерминирует процессы его профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. Мотивация изучалась с позиции; соотнесения факторов мотивационного профиля с доминирующей организационной культурой (ОК), выявление оптимальных для изучаемся^ процесса сочетаний мотивации и ОК. Результаты решения задачи представлены в эмпирически полученной типологии «Оптимального специалиста для доминирующей культуры военной организации» (табл. 2). Типология создана в результате факторного анализа результатов обследования 27 специалистов ГКП-ПЭЖ высокого уровня развития по показателям мотивационного профиля и доминирующих организационных культур экипажей кораблей. Данная типология может служить ориентировочной основой при профессионально-психологическом отборе специалиста для назначения на должность с точки зрения как существующего положения дел в организации, так и с позиции перспективы развития корабля. Если военно-морская организация находится в своем развитии на этапе стабилизации и в переменах нет нужды, следует подбирать на имеемую вакантную должность, например, в группы командования корабля и руководство БЧ-5, специалиста со вполне определенным мотивационным профилем, соответствующем ОК экипажа корабля.

Оптимальные специалисты «ОК порядка» характеризуются высокой потребностью в наличии правил и процедур, определяющих основную деятельность. Они хотят снижения неопределенности и получения указаний, желаете быстро усвоить установленные процедуры и правила, чтобы соответствовать требованиям выполняемой работы. При этом выявлены высокие потребности в социальных контактах с широким кругом людей, в постоянном получении признания и похвалах окружающих, что может препятствовать эффективной работе. Кроме того, эти специалисты часто могут демонстрировать нежелание признавать заслуги других. Специалиста данной группы характеризует глубокая потребность ставить для себя сложные цели и достигать их; быть самомотивированным. Он подходит к оценке работы только с позиций возможности дальнейшего персонального совершенствования. При этом имеет место глубокая внутренняя потребность устанавливать для себя смелые цели и добиваться их. Видимо у таких специалистов часто бывает ощущение неудовлетворенности, если не к чему стремиться, все выполнено. У них в наличии потребность в постоянном стимулировании себя достижениями. Скорее всего, они склонны работать в одиночку.

Оптимальные специалисты «ОК творчества» характеризуются широкими взглядами на профессиональную деятельность, открытостью для новых идей, креативностью в работе. Они конструктивны, любопытны, пытливы, обладают нестандартностью мышления. У них выявлена высокая потребность в интересной, полезной работе. Прежде чем выполнить работу, эти специалисты стремятся убедиться в том, что она будет полезна обществу. Для них самым мощным стимулом в работе следует назвать: желание и возможность оказывать влияние на других. При этом они иногда делегируют полномочия, иногда контролируют окружающих, которые при этом необязательно являются подчиненными им военнослужащие.

Оптимальные специалисты «ОК дела» характеризуются потребность в социальных контактах с широким кругом людей. Для них самым мощным стимулом в

работе следует назвать: желание и возможность оказывать влияние на других. Они уверенно делегируют полномочия и контролируют окружающих. Стремление оказывать влияние — их доминантная черта характера. У этих специалистов выявлена высокая потребность в интересной, полезной службе. Пред выполнением работы, они стремятся убедиться в том, что она будет полезна организации, социуму. Они имеют широкие взгляды, открытость для новых идей, креативность, исследовательский дух. Они конструктивны, любопытны, пытливы, обладают нестандартностью мышления.

Детальное расследование 270 аварий и катастроф в мировом флоте, проведенное отечественными военными учеными, показало, что объективно аварийная ситуация может развиваться постепенно, хотя не исключено и ее быстрое развитие, а порой и скрытное [4]. Если рассматривать ошибку, приведшую к аварийной ситуации, как процесс, то в нем можно выделить несколько стадий: предварительная ситуация — ошибка в оценке потенциальной опасности, условий и обстоятельств; аварийная ситуация — в результате притупления чувства ответственности и недостаточной профессиональной подготовленности ошибка приводит к возникновению аварии; послеаварийная ситуация — дальнейшие ошибки вследствие некомпетентности или бездействия могут усугубить последствия аварий и привести корабль к катастрофическому состоянию.

Характерными недостатками при выработке и принятии управленческих решений ГКП в аварийных ситуациях можно считать следующее. Во-первых, неумение правильно определить главные направления действий подчиненных в конкретных типовых и нестандартных условиях, а при изменении последних — своевременно и рационально изменить эти направления. Во-вторых, отсутствие необходимой теоретической и практической подготовки командного состава, должностных лиц, их неумелое взаимодействие на различных уровнях при создавшейся обстановке. В-третьих, неспособность лучшим образом воспользоваться своими знаниями, умениями, навыками и опытом при выработке и принятии решений, организации действий в конкретной аварийной обстановке. В-четвертых, недостаточная или слабая психологическая подготовка к действиям в аварийных ситуациях.

Сказанное позволяет сделать вывод, что исход борьбы за живучесть корабля в значительной степени определяется уровнем компетенции и компетентности командного состава.

По результатам исследований Н.В. Корниенко аварийные ситуации на корабле имеют ряд характерных особенностей: прежде всего, они вызывают у экипажа определенный уровень нервно-психических напряжений; кроме того, одна и та же аварийная обстановка вызывает у различных людей различные психические состо-

Ш Различия в профессиональных знаниях, умениях, навыках специалистов ГКП и ПЭЖ ■ Соотношение мотивационного профиля специалистов ГКП и ПЭЖ доминирующей организационной культуре корабля □ Уровень соответствия профессиональных компетенций ГКП и ПЭЖ компетенциям соединения кораблей

Рис. 2. Факторы межгрупповой адаптации ГКП-ПЭЖ (в факторном весе, л = 18 надводных кораблей ВМФ)

0,089

0,208

[ Г N

Рис. 3. Факторы межгрупповой адаптации групп с различным уровнем профессиональных компетенций (на примере взаимодействия ГКП-ПЭЖ надводного корабля ВМФ, п = 18)

Примечание: на рисунке цветом выделен социально-психологический фактор межгрупповой адаптации во взаимодействии ГКП-ПЭЖ

> я

га

О

и О ■ч

а

£

■и

яния; в третьих, в аварийной ситуации человек проявляет различное поведение [5]. Приспосабливаясь к аварийной ситуации члены групп, меняют адаптационные и мотивационные потенциалы своих групп, вызывая необходимость взаимодействующим с ними группам приспосабливаться к новым условиям социального взаимодействия. Межгрупповая адаптация в экстремальных условиях может протекать поэтапно: первый этап — сплочение групп на командных пунктах и боевых постах, усиление внутренних связей, потребность в выработке общей точки зрения на оценку обстановки; второй этап — более быстрое преобразование структуры отношений, на первое место выдвигается профессиональная и «человеческая» надежность, каждый решает свои задачи и старается оказать помощь товарищу; третий этап — сплочение коллективов, групп в деятельности, завершение межгрупповой адаптации в экстремальных условиях жизнедеятельности экипажа кецэабля.

Серия эксперимента была завершена проведением факторного анализа полученных данных, который позволили определить вес каждого из факторов влияния профессиональных компетенций специалистов ГКП и ПЭЖ на их межгрупповую адаптацию. Они наглядно представлены на рис. 2 и 3. Данные факторы выделены из массива 32 различных показателей значимо (р < 0,05) коррелирующими с критериями межгрупповой адаптации. Эти факторы можно объединить в 3 группы, значимо некоррелирующими друг с другом в соответствии с уровнями модели профессиональных компетенций. Полученные результаты выявляют не только факторную структуру влияния профессиональных компетенций на межгрупповую адаптацию, но и определяет преобладающие факторы оптимизации управления изучаемого явления. Выявленные факторов межгрупповой адаптации ГКП-ПЭЖ указывают, что необходимо изучать причинно-следственные связи при развитии аварийной ситуации на корабле и их учет при оценке обстановки, выработке и принятии решений на всех уровнях. Развитие аварийной ситуации имеет комплексный характер, поскольку корабль — это сложная система, состоящая из вооружения, боевой техники, корпусных конструкций, устройств и систем, на которые авария воздействует по всем линиям прямой и обратной связи.

Установив причинно-следственные связи, можно создать модель аварийной ситуации с достаточной степенью соответствия действительности, что позволит наиболее объективно проанализировать обстановку и принять оптимальное решение. При составлении таких схем целесообразно использовать корабельную документацию по непотопляемости и документацию, определяющую боевое использование оружия и технических средств [7]. Заблаговременная разработка и составление принципиальных схем причинно-следственных связей аварийной ситуации на корабле при повреждениях или авариях позволит своевременно дать комплексную оценку состояния аварийного корабля, принять решение на его целевое использование и определить очередность восстановительных работ. Знание и понимание причинно-следственных связей при развитии аварийной ситуации на корабле позволяют организовать дифференцированное участие всех категорий руководящею состава в оценке обстановки и принятии решений по борьбе за живучесть корабля

Таким образом," проведенное исследование влияния профессиональных компетенций на межгрупповую адаптацию, позволило на примере взаимодействия ГКП и ПЭЖ выявить структуру данного процесса. Процесс межгрупповой адаптации детерминирован разрешением противоречий, возникающих в системе взаимодействия объективно-ситуативных, индивидуально-личностных и межгрупповых факторов, составляющих изучаемую ситуацию. В качестве основных таких противоречий выступают: уровень стандартных компетенций; противоречие между реальным уровнем знаний, навыков, умений и нормативными требованиями специалистов, входящих в ГКП и ПЭЖ; уровень ключевых компетенций: противоречие между психологическими качествами, ресурсным потенциалом членов групп участников эксперимента и организационной культурой экипажа корабля; уровень ведущих

компетенций: противоречие между стремлением корабельными специалистов к оптимальным действиям в реальных аварийных условиях и необходимостью отрабатывать разнообразные методы, обеспечивающие положительную оценку выполнения профессиональных задач БЗЖ, даваемую флагманскими специалистами соединения кораблей.

Литература_

1. Булгаков A.B., Митасова Е.В. Мсжгруппоиая адаптация специалистов-реабилитологов. Монография. - М., 2005.

2. Булгаков A.B., Суркова Л.М. Профессиональные компетенции психолога-перинатолога. Монография. - М., 2004.

3. Лжуэлл Л, Индустриально-организационная психология. - СПб., 2001.

4. Жигппицкий М.И. «Я принимаю решение ...» Психолого-педагогический аспект принятия решения. - СПб., 1993.

5. Корниенко Н.В. Психологическая подготовка личного состава к борьбе за живучесть корабля. Дис... канд. психол, наук. - М., 1979.

6. Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе. - М., 2001.

7. Салаба В.А. Оптими зация подготовки военных инженеров-операторов корабельных энергетических установок: Дис... канд. психол. наук. - М., 1974.

8. Тихомиров ¡O.A. Теория компетенции. - М., 2001.

9. Уйдет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М., 2003, _

10. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. (Сибанова. - М., 2004.

11. Швсдип Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: Дис... канд. психол. наук. - М., 1982.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

рофессиональное музыкально-педагогическое становление специалиста под-

разумевает, что будущий учитель музыки — это «человек с ярко выражен-

ной демократической направленностью личности, гуманист» [1,2], имеющий широкий общекультурный кругозор и обладающий системой представлений об обществе и месте человека в нем. Социальная значимость профессии учителя музыки обуславливается исключительным влиянием на духовное развитие личности предметов эстетического цикла.

Главным системообразующим средством становления мировоззренческой позиции будущего учителя музыки является музыкально-эстетическая культура, которая усваивается решением познавательных и развивающих задач, таких как: овладение музыкально-педагогическими и художественно-эстетическими знаниями и умениями в процессе творческой деятельности; приобретение опыта широкого использования музыкально-эстетических и художественных представлений и понятий в разных видах музыкально-педагогической деятельности; формирование потребностей в самостоятельном освоении художественной и музыкальной культуры; создание условий для развития интеллектуальных, эстетических, нравственных качеств личности будущего учителя музыки через процесс музыкально-педагогической творческой деятельности.

Современная мировоззренческая позиция учителя музыки обеспечивается идеями гуманизма, согласно которым человек признается высшей ценностью с возможностями и границами его активной деятельности в сфере науки, искусства, морали, социально-политической жизни. Основой музыкального образования яв-

© Булгаков А. В., 2005

В. Г. Михайловский, А. С. Петелин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.