А. В. Булгаков
МЕЖГРУППОВАЯ АДАПТАЦИЯ ГРУПП С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
овременные корабли ВМФ — это совершенные сложные инженерные со-
оружения, содержащие взаимосвязанные, чрезвычайно насыщеннее ком-
■* плексы вооружения и боевой техники, колоссальные мощности энергетики и большие запасы разрушающих средств. Но за многие века не изменились океаны и моря. Понятие «стихия» по-прежнему выражает явления природы, имеющие огромную разрушительную силу. Это и вода, и ветер, и огонь и т. п. Корабельная жизнь намного тяжелее «береговой» жизни. Корабль и его экипаж подвержены неожиданным воздействиям океана. Плавание в штормовых условиях — это те же будни, но более тяжелые по своим физическим и психическим нагрузкам. Противоборство со стихией требует еще более ответственного и четкого выполнения каждым членом экипажа своих обязанностей для обеспечения безопасности мореплавания. В этих условиях успех выполнения поставленных перед кораблем задач часто зависит от межгрупповой адаптации профессиональных групп с различным уровнем компетенции.
Межгрупповая адаптация (социально-психологическая адаптация групп друг к другу в организации) определяется нами как прерывистый/непрерывный многовекторный, законченный в смысловых отношениях процесс/результат по оптимизации взаимодействия групп военной организации, ведущий к удержанию либо достижению группами нового социально-психологического статуса, исполнению ими соответствующих совместной деятельности и социально-психологических ролевых функций. Межгрупповая адаптация в военной организации может быть представлена как процесс взаимодействия групповых организационных культур, основу которых составляет мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты групповой психологии [11.
Техническая надежность современных кораблей позволяет им безаварийно плавать и решать задачи на просторах Мирового океана в любых погодных условиях. Вместе с тем, в системе «человек—корабль—море» согласно теориям вероятностей и случайных процессов возможность возникновения аварийных ситуаций не может быть исключена. Цена аварийных происшествий на кораблях непомерно велика: наносится значительный материальный ущерб, резко снижается боевая готовность, при катастрофах гибнут люди. Остается справедливой истина: «За каждой аварией стоит человек». Надежность и безопасность морепланания во многом зависит от человеческого фактора.
Нам и был проведен экспертный опрос 56 офицеров слушателей Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова, который позволил обосновать выбор наиболее значимых фигурантов взаимодействия групп с различной компетенцией в экстремальных условиях жизнедеятельности экипажа корабля ВМФ России. Из всего многообразия межгрупповых взаимодействий на корабле эксперты выделили главный командный пункт (ГКП) и командный пункт электромеханической боевой части — пост энергетики и живучести корабля (ПЭЖ). По мнению экспертов общий результат борьбы за живучесть корабля (БЗЖ) зависит. Во-первых, на 78% от результата совместной деятельности этих групп. Во-вторых, на 63% от профессио-
налыюй приверженности членов этих групп. В-третьих, на 57% от соответствия профессионально-должностных и социально-статусных требований этих групп потребностям и ожиданиям, мотивам, склонностям, интересам других групп экипажа корабля.
Кластерный анализ усредненных экспертных оценок максимального и минимального уровней профессиональных компетенций специалистов, входящих в ГКП и ПЭЖ надводного корабля и уровнем компетенций, обеспечивающим их оптимальную межгрупповую адаптацию показал, этот уровень находится между ГКП и ПЭЖ высокого и ГКП и ПЭЖ низкого уровней профессиональных компетенций При этом оптимально взаимоадаптированные группы сгруппировались в единый кластер ГКП-ПЭЖ с высоким уровнем компетентности. Отсюда можно сделать вывод, о низкой вероятности появления ситуаций межгрупповой адаптации между КГП и ПЭЖ высоко уровня профессиональных компетенций и нацелить экспериментальное исследование на изучение групп с различным уровнем компетенций.
Сложная аварийная ситуация — это сочетание условий и обстоятельств, в которых экипаж корабля взаимодействует с внешними и внутренними разрушительными факторами, с влиянием океанской стихии, когда психика человека работает на пределе своих возможностей. Психологический анализ деятельности человека в сложных ситуациях, в условиях стресса необходим для того, чтобы определить наиболее эффективные пути подготовки экипажа и конкретно командира к управлению кораблем, к руководству борьбой за его живучесть и прогнозировать его поведение в критической обстановке. Несмотря на наличие некоторых работ (Сто-ляренко A.M.. 1972; Корниенко В.Н., 1979; Булатов С.М., 1980; Шведин Б.Я., 1982; Селезнев В.Н., 1998; Броневицкий Г.А.. 2004 и др.) в области военно-морской психологии, к сожалению, еще нет достаточно четкой характеристики прикладного значения изучения сложных аварийных ситуаций. Не разработана единая концепция и вытекающие из нее практические рекомендации по особенностям социально-психологического управления экипажем корабля в конкретных экстремальных условиях, включая аварийные ситуации.
Исследования выявили, что в аварийных условиях на каждого члена экипажа корабля воздействуют следующие основные психогенные факторы. Во-первых, фактор влияния на психическое состояние каждого члена экипажа мощного потока внешних раздражителей, связанных с аварийной обстановкой в море. Во-вторых, фактор ограниченности передвижения. В-третьих, фактор возможных нарушений функционирования вестибулярного и опорно-двигательного аппарата. В-четвертых, фактор эмоциональной напряженности военных моряков, связанной с опасной непрерывной деятельностью в условиях лимита и дефицита времени. В-пятых, фактор групповой изоляции или одиночество. В-шестых, фактор ограничения и противоречивости информации. В-седьмых, фактор существования угрозы для жизни. Следует подчеркнуть, что психогенные факторы воздействуют на каждого члена экипажа, как правило, не изолированно, а в совокупности.
По мнению Б.Я. Шведина (1982), отличительными чертами аварийных ситуаций являются факторы, непосредственно вызывающие сильную моральную, физическую, психическую нагрузку и зависящие от военно-профессиональной подготовленности, эмоционально-волевой устойчивости, психического состояния и психофизиологических возможностей человека, К первой группе факторов относятся внезапность и быстрое развитие событий, хотя возможно и их постепенное развитие, неопределенность обстановки, отсутствие достоверной информации, дефицит или избыток ее, опасность и т. п. Ко второй группе факторов можно отнести дефицит времени для оценки обстановки, выработки и принятия решения, необходимость выполнения нескольких задач одновременно, принятие параллельных решений, значительное увеличение темпа действий, совмещение обязанностей ряда должностных лиц и др. [4].
При длительном и интенсивном воздействии психогенных факторов, при психологической неподготовленности, других неблагоприятных обстоятельствах изменяется динамика адаптационного процесса. Этап устойчивой нереадаптации может смениться этапом неустойчивой психической деятельности. В сложной и опасной для жизни обстановке при различных психических состояниях у человека может происходить как спад, так и усиление психической напряженности. Постоянное присутствие угрозы для жизни, обусловливаемой повышенным фактором риска погибнуть в результате аварии или катастрофы, может вызывать различные психические реакции — от состояния тревожности до развития психоза.
Для выявления особенностей межгрунповой адаптации в аварийной ситуации и определения зависимости ее успешности от уровня профессиональных компетенций взаимодействующих групп был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент осуществлялся на примере совместной деятельности ГКБ^ЖЭЖ в аварийных ситуациях. Основную выборку констатирующего эксперимента составили 18 экипажей надводных кораблей Черноморского и Северного флотов.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто следующее предположение, Основными факторами профессиональных компетенций, влияющими на успешную межгрупповую адаптацию выступают следующие факторы. Во-первых, факторы, связанные с резкие различием в стандартных компетенциях групп. Во-вторых, со степенью соответствия групповых мотивационных профилей взаимодействующих групп доминирующей военно-организационной культуре корабля. В-третьих, со степенью соответствия ведущим профессиональным компетенциям соединения кораблей.
В качестве независимой переменной эксперимента было сочетание уровней развития профессиональных компетенций взаимодействующих групп. Измерение стандартных, ключевых, ведущих компетенций проводилось с помощью экспертных опросов, обработка осуществлялась параметрическими и непараметрическими математико-статистическими методами. В качестве экспертов привлекались флагманские специалисты соединений кораблей участников эксперимента, члены экипажей, Далее результаты были стандартизированы, что позволило проводить сравнение групп с разными профессиональными компетенциями. Зависимой переменной в эксперименте были показатели межгрупповой адаптации: результативность совместной деятельности, адаптационный потенциал групп, мотивацион-ный потенциал групп, профессиональная приверженность, соответствие организационной культуры групп организационной культуре экипажа корабля. Эксперимент проводился по плану корреляционного исследования. Экспериментальную выборку составили 189 корабельных специалистов ГКП и ПЭЖ 18 экипажей кораблей Северного и Черноморского флотов России.
Нормативный анализ военно-морской организации показывает, что система управления борьбой за живучесть корабля состоит из подсистем, каждая из которых выполняет свои функциональные задачи. К этим подсистемам относятся: главный командный пункт корабля (ГКП), командный пункт электромеханической боевой части — пост .энергетики и живучести (ПЭЖ), командные пункты подразделений. Несмотря на общие принципы выбора и принятия решений, каждый командный пункт имеет свои особенности в осуществлении управленческой деятельности в аварийных условиях.
Главный командный пункт корабля. Основные функции ГКП заключаются в решении поставленных задач по управлению кораблем, использованию оружия и в общем руководстве борьбой за живучесть корабля, если в этом будет необходимость. Командир корабля, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, лично наблюдая состояние корабля и получая доклады с командных пунктов подразделений, оценивают обстановку и принимают необходимые решения. Общая оценка обстановки складывается из ряда составляющих, в частности: об-
становки на корабле (наличия пожаров, угрозы взрывов, затоплении, потери остойчивости и запаса плавучести); надводной, подводной и воздушной обстановки; состояния технических средств для обеспечения хода и маневрирования корабля; готовности оружия к использованию; состояния средств связи; потерь личного состава; состояния моря; радиационной обстановки. При оценке аварийной ситуации необходимо быстро и правильно оценить возникшую опасность определить общее состояние корабля, районы возникновения и пути развития пожаров, угрозу возможных взрывов, разрушений и затопления отсеков и помещений, потери личного состава. Оценку обстановки в динамике можно классифицировать как: срочную обшую оценку аварийной ситуации, позволяющую направить усилия на предупреждение взрывов боеприпасов, топлива и возникновения больших пожаров, опрокидывания корабля от потери остойчивости; уточняющею оценку аварийной ситуации, данные для которой получают в ходе разведки и получения информации о состоянии отсеков, оружия и технических средств.
При оценке аварийной обстановки в поле зрения командира прежде всего должны быть корабль в целом, районы погребов боеприпасов, топливных цистерн, ангары, запас плавучести и остойчивости корабля, возможность хода, управления и использования оружия. Оценка аварийной обстановки всецело базируется на получаемой информации о состоянии корабля. Следует иметь в виду что в реальных условиях получить сразу полную исчерпывающую информацию для оценки обстановки не всегда возможно. Это может быть объяснено тем, что личный состав в непосредственно поврежденных или аварийных помещениях, как правило, получает увечья или погибает; освещение и связь в аварийных районах выходит из строя; поврежденные отсеки быстро затапливаются водой или их охватывают пожары; дым и ядовитые газы практически сразу после возникновения пожара заполняют помещение и распространяются в смежные отсеки. В связи с этим информация на ГКП об обстановке поступает из отсеков или помещений, смежных с аварийным, на основании вторичных признаков.
Командный пункт электро-механической боевой части — пост энергетики и живучести (ПЭЖ) корабля по своим функциональным обязанностям при борьбе за живучесть отличается от других командных пунктов корабля. Из ПЭЖ осуществляется непосредственное руководство борьбой за непотопляемость корабля и с пожарами, действия аварийных партий, борьбой за живучесть технических средств и управление энергетической установкой корабля. ПЭЖ оценивает аварийную обстановку в таком же объеме, что и ГКП, но более детально, проводит необходимые расчеты и докладывает свои предложения на ГКП. Указания ПЭЖ по борьбе с водой и пожаром на корабле обязательны для выполнения всеми командными пунктами и боевыми постами подразделений.
Использование теоретических подходов при анализе научной литературы, наблюдения и самонаблюдения, профессиональной рефлексии личной службы на кораблях (автор из 30 лет службы в ВС 18 лет находился в плавсоставе ВМФ) позволило определить возможности использования компетенционального подхода к изучению профессиональной деятельности военных моряков, выделить общее в рабочей модели компетенций ГКП-ПЭЖ. Следует отметить, что в целостном виде, как это принято в наиболее «продвинутых» российских и зарубежных компаниях [3; 6; 8—10 и др.], компетенциальная модель пока не применяется для управления экипажами кораблей. Флот достаточно консервативная организация. Вместе с тем все элементы компетениапьного подхода наиболее полно представлены именно в военно-морской организации. Возможно одной из причин является единая организационно-культурная среда создания корабельной организации начиная с Петра Великого и компетенциального подхода, в его европейском варианте, по нашему мнению, более приемлемому для модернизации в российских условиях. При чем не только содержательно, но и по форме. Для достижения целей исследо-
вания на основе имеющегося теоретического и эмпирического материала, реально действующих нормативных документов ВМФ России и экспертных опросов была использована трехуровневая модель профессиональных компетенций специалистов взаимодействующих профессиональных групп при решении задач БЗЖ. Моделирование работы ГКП-ПЭЖ позволило спланировать и реализовать реальный эксперимент по выявлению социально-психологических аспектов межгрупповой адаптации групп с разным уровнем профессиональных компетенций.
Таблица 1
Результаты обобщения моделей профессиональных компетенций ГКП-НЭЖ надводного корабля ВМФ (по результатам контент-анализа нормативных документов, научных источников и экспертного опроса)
Уровни компетенций Общее в моделях компетенций членов взаимоадаптирующихся групп
Стандартные компетенции личности профессиональная подготовленность, практический опыт; умение творчески мыслить и действовать в условиях крайне жесткого лимита времени, огромных психических и физических нагрузок;
Ключевые компетенции личности сильная воля; развитые организаторские способности; энергичность, решительность, умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия; оперативность, быстрая реакция, подвижность, выносливость и физическая сила;
Ведущие компетенции организации высокая требовательность к себе и подчиненным; глубокое уважение к подчиненным, умение прислушиваться к их предложениям, вовремя заметить и поддержать инициативу.
Модель профессиональных компетенций строилась по отработанной на материале предыдущих исследований (Булгаков A.B., 2004) следующей схеме (табл. 1.).
Первый уровень профессиональных компетенций «стандартные компетенции личности», определяющий знания и умения, проходит свое становление под воздействием профессиональных требований, определенных нормативными документами ВМФ. Основным содержанием стандартных компетенций является сформиро-ванность единого комплекса профессионально значимых знаний, навыков, уме-
Рис. 1. Показатели профессиональности ных компетенций в пространстве меж* з групповой адаптации ГКП-ПЭЖ (по ^rfi^Jh^Äl^lMri iMi ^ усредненным экспертным оценкам с ис-я5 ЖМ^Г .Äv пользованием ТРР по шкале от 0 до 10)
Примечание: на рис. обозначены пол номерами (Case) следующие компетенции;
1 профессиональная подготовленность (стандартные)
2 Практический опыт (стандартные)
3 умение действовать в условиях крайне жесткого лимита времени (стандартные)
4 сильная воля (ключевые)
5 умение брать на себя ответственность за принятые решения и действии (ключевые)
6 быстрая реакция (ключевые)
7 выносливость и физическая сила (ключевые)
8 высокая требовательность (ведущие)
9 уважение к подчиненным (ведущие)
10 умение вовремя заметить и поддержать инициативу подчиненных (ведущие)
Второй уровень «ключевые компетенции личности» — наиболее динамичная часть модели профессиональных компетенций. Ключевые компетенции ГКП-ПЭЖ: сильная воля; развитые организаторские способности; энергичность, решительность, умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия; оперативность, быстрая реакция, подвижность, выносливость и физическая сила. Ключевые компетенции находятся в сложной взаимосвязи с личностными особенностями, личной и профессиональной позицией в организации, ресурсным потенциалом личности специалиста.
Третий уровень «ведущие компетенции организации» формируются под воздействием общих стандартов рабочего поведения, принятого в организации конкретного корабля и корабельного соединения. Они как правило не рефлексируются, не озвучиваются, но всегда присутствуют при решении задач жизнедеятельности экипажа корабля, включая задачи БЗЖ. Это уровень на прямую влияет как на содержание и форму проведение тренировок, учений, так и на действия в реальных аварийных ситуациях. Уровень показывает на организационные преимущества в управлении экипажем корабля при БЗЖ.
В ходе эксперимента было проведено изучение влияния профессиональных компетенций на межгрупповую адаптацию ГКП-ПЭЖ. Основными методическим средством являлся психосемантический анализ взаимосвязи профессиональных компетенций и межгрупповой адаптации. Семантическая структура профессиональных компетенций определялись с помощью техники репертуарных решеток (ТРР) Дж.Келли. Она показывает сложную динамику взаимозависимости представлений специалистов о своих компетенциях, показывает субъективную важность тех или иных компетенций лично для специалистов ГКП-ПЭЖ в конкретной аварийной ситуации, а не для всего экипажа корабля. Процедура обследования состояла в следующем. На первом этапе выбиралась исследуемая область оценки СМГА ГКП-ПЭЖ, определись ее границы и задавался репертуар элементов таким образом, чтобы в нем были представлены по возможности различные локусы выбранной области и чтобы элементы относились к одной какой-либо категории. Элементы задавались ролевым списком в соответствии с системой профессиональных компетенции (табл. 1., рис. 1.).
Конструктами являлись характеристики ГКП-ПЭЖ: представления о ГКП-ПЭЖ в вузе, оценка ГКП-ПЭЖ в начале службы, текущая оценка ГКП-ПЭЖ, оценка ГКП, оценка ПЭЖ, вероятная оценка ГКП-ПЭЖ в конце службы на корабле, отсутствие напряженности во взаимодействиях ГКП-ПЭЖ, зависимость от ГКП-ПЭЖ выполнение задачи в море, зависимость от ГКП-ПЭЖ жизни членов экипажа корабля в аварийной ситуации.
Далее опрашиваемые оценивали отдельно каждый элемент по каждому конструкту по десяти бальной шкале. Для анализа решеток применялись различные виды многомерного анализа данных: кластерного анализа (иерархические и неиерархические) и факторного анализа (параметрический и непараметрический анализы). Следует подчеркнуть, что оценочные решетки трудно фальсифицировать. Даже при наличии установки на фальсификацию (или на низкую мотивацию к работе с психологом) система конструктов воспроизводится, поскольку участник эксперимента, пытаясь фальсифицировать оценки людей, объектов или ситуаций, делает это на основе собственной системы смысловых оппозиций, д направлении наиболее значимых смысловых, параметров.
В трехмерном пространстве межгрупповых отношений ГКП, ПЭЖ и ГКП-ПЭЖ сложились три кластера профессиональных компетенций различного уровня развития. Низкий уровень имеют выносливость и физическая сила, уважение к подчиненным и умение вовремя заметить и поддержать инициативу подчиненных. При чем две последние компетенции являются ведущими компетенциями организации. Что дает вполне определенный материал для организационной и психоло-
го-педагогической работы руководства соединения кораблей участников эксперимента. Средний уровень развития имеют в ситуациях межгрупповой адаптации все стандартные компетенции и такие ключевые компетенции как быстрая реакция, умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия. Наиболее развитыми являются ведущая компетенция организации — высокая требовательность и ключевая компетенция личности специалиста — сильная воля.
При изучении взаимосвязи мотивационного профиля членов и организационной культуры групп ГКП и ПЭЖ, мы исходили из того, что мотивационная сфера специалистов, имея наиболее подвижный и в то же время относительно устойчивый характер, в первую очередь детерминирует процессы его профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. Мотивация изучалась с позиции; соотнесения факторов мотивационного профиля с доминирующей организационной культурой (ОК), выявление оптимальных для изучаемся^ процесса сочетаний мотивации и ОК. Результаты решения задачи представлены в эмпирически полученной типологии «Оптимального специалиста для доминирующей культуры военной организации» (табл. 2). Типология создана в результате факторного анализа результатов обследования 27 специалистов ГКП-ПЭЖ высокого уровня развития по показателям мотивационного профиля и доминирующих организационных культур экипажей кораблей. Данная типология может служить ориентировочной основой при профессионально-психологическом отборе специалиста для назначения на должность с точки зрения как существующего положения дел в организации, так и с позиции перспективы развития корабля. Если военно-морская организация находится в своем развитии на этапе стабилизации и в переменах нет нужды, следует подбирать на имеемую вакантную должность, например, в группы командования корабля и руководство БЧ-5, специалиста со вполне определенным мотивационным профилем, соответствующем ОК экипажа корабля.
Оптимальные специалисты «ОК порядка» характеризуются высокой потребностью в наличии правил и процедур, определяющих основную деятельность. Они хотят снижения неопределенности и получения указаний, желаете быстро усвоить установленные процедуры и правила, чтобы соответствовать требованиям выполняемой работы. При этом выявлены высокие потребности в социальных контактах с широким кругом людей, в постоянном получении признания и похвалах окружающих, что может препятствовать эффективной работе. Кроме того, эти специалисты часто могут демонстрировать нежелание признавать заслуги других. Специалиста данной группы характеризует глубокая потребность ставить для себя сложные цели и достигать их; быть самомотивированным. Он подходит к оценке работы только с позиций возможности дальнейшего персонального совершенствования. При этом имеет место глубокая внутренняя потребность устанавливать для себя смелые цели и добиваться их. Видимо у таких специалистов часто бывает ощущение неудовлетворенности, если не к чему стремиться, все выполнено. У них в наличии потребность в постоянном стимулировании себя достижениями. Скорее всего, они склонны работать в одиночку.
Оптимальные специалисты «ОК творчества» характеризуются широкими взглядами на профессиональную деятельность, открытостью для новых идей, креативностью в работе. Они конструктивны, любопытны, пытливы, обладают нестандартностью мышления. У них выявлена высокая потребность в интересной, полезной работе. Прежде чем выполнить работу, эти специалисты стремятся убедиться в том, что она будет полезна обществу. Для них самым мощным стимулом в работе следует назвать: желание и возможность оказывать влияние на других. При этом они иногда делегируют полномочия, иногда контролируют окружающих, которые при этом необязательно являются подчиненными им военнослужащие.
Оптимальные специалисты «ОК дела» характеризуются потребность в социальных контактах с широким кругом людей. Для них самым мощным стимулом в
работе следует назвать: желание и возможность оказывать влияние на других. Они уверенно делегируют полномочия и контролируют окружающих. Стремление оказывать влияние — их доминантная черта характера. У этих специалистов выявлена высокая потребность в интересной, полезной службе. Пред выполнением работы, они стремятся убедиться в том, что она будет полезна организации, социуму. Они имеют широкие взгляды, открытость для новых идей, креативность, исследовательский дух. Они конструктивны, любопытны, пытливы, обладают нестандартностью мышления.
Детальное расследование 270 аварий и катастроф в мировом флоте, проведенное отечественными военными учеными, показало, что объективно аварийная ситуация может развиваться постепенно, хотя не исключено и ее быстрое развитие, а порой и скрытное [4]. Если рассматривать ошибку, приведшую к аварийной ситуации, как процесс, то в нем можно выделить несколько стадий: предварительная ситуация — ошибка в оценке потенциальной опасности, условий и обстоятельств; аварийная ситуация — в результате притупления чувства ответственности и недостаточной профессиональной подготовленности ошибка приводит к возникновению аварии; послеаварийная ситуация — дальнейшие ошибки вследствие некомпетентности или бездействия могут усугубить последствия аварий и привести корабль к катастрофическому состоянию.
Характерными недостатками при выработке и принятии управленческих решений ГКП в аварийных ситуациях можно считать следующее. Во-первых, неумение правильно определить главные направления действий подчиненных в конкретных типовых и нестандартных условиях, а при изменении последних — своевременно и рационально изменить эти направления. Во-вторых, отсутствие необходимой теоретической и практической подготовки командного состава, должностных лиц, их неумелое взаимодействие на различных уровнях при создавшейся обстановке. В-третьих, неспособность лучшим образом воспользоваться своими знаниями, умениями, навыками и опытом при выработке и принятии решений, организации действий в конкретной аварийной обстановке. В-четвертых, недостаточная или слабая психологическая подготовка к действиям в аварийных ситуациях.
Сказанное позволяет сделать вывод, что исход борьбы за живучесть корабля в значительной степени определяется уровнем компетенции и компетентности командного состава.
По результатам исследований Н.В. Корниенко аварийные ситуации на корабле имеют ряд характерных особенностей: прежде всего, они вызывают у экипажа определенный уровень нервно-психических напряжений; кроме того, одна и та же аварийная обстановка вызывает у различных людей различные психические состо-
Ш Различия в профессиональных знаниях, умениях, навыках специалистов ГКП и ПЭЖ ■ Соотношение мотивационного профиля специалистов ГКП и ПЭЖ доминирующей организационной культуре корабля □ Уровень соответствия профессиональных компетенций ГКП и ПЭЖ компетенциям соединения кораблей
Рис. 2. Факторы межгрупповой адаптации ГКП-ПЭЖ (в факторном весе, л = 18 надводных кораблей ВМФ)
0,089
0,208
[ Г N
Рис. 3. Факторы межгрупповой адаптации групп с различным уровнем профессиональных компетенций (на примере взаимодействия ГКП-ПЭЖ надводного корабля ВМФ, п = 18)
Примечание: на рисунке цветом выделен социально-психологический фактор межгрупповой адаптации во взаимодействии ГКП-ПЭЖ
> я
га
О
и О ■ч
а
£
■и
яния; в третьих, в аварийной ситуации человек проявляет различное поведение [5]. Приспосабливаясь к аварийной ситуации члены групп, меняют адаптационные и мотивационные потенциалы своих групп, вызывая необходимость взаимодействующим с ними группам приспосабливаться к новым условиям социального взаимодействия. Межгрупповая адаптация в экстремальных условиях может протекать поэтапно: первый этап — сплочение групп на командных пунктах и боевых постах, усиление внутренних связей, потребность в выработке общей точки зрения на оценку обстановки; второй этап — более быстрое преобразование структуры отношений, на первое место выдвигается профессиональная и «человеческая» надежность, каждый решает свои задачи и старается оказать помощь товарищу; третий этап — сплочение коллективов, групп в деятельности, завершение межгрупповой адаптации в экстремальных условиях жизнедеятельности экипажа кецэабля.
Серия эксперимента была завершена проведением факторного анализа полученных данных, который позволили определить вес каждого из факторов влияния профессиональных компетенций специалистов ГКП и ПЭЖ на их межгрупповую адаптацию. Они наглядно представлены на рис. 2 и 3. Данные факторы выделены из массива 32 различных показателей значимо (р < 0,05) коррелирующими с критериями межгрупповой адаптации. Эти факторы можно объединить в 3 группы, значимо некоррелирующими друг с другом в соответствии с уровнями модели профессиональных компетенций. Полученные результаты выявляют не только факторную структуру влияния профессиональных компетенций на межгрупповую адаптацию, но и определяет преобладающие факторы оптимизации управления изучаемого явления. Выявленные факторов межгрупповой адаптации ГКП-ПЭЖ указывают, что необходимо изучать причинно-следственные связи при развитии аварийной ситуации на корабле и их учет при оценке обстановки, выработке и принятии решений на всех уровнях. Развитие аварийной ситуации имеет комплексный характер, поскольку корабль — это сложная система, состоящая из вооружения, боевой техники, корпусных конструкций, устройств и систем, на которые авария воздействует по всем линиям прямой и обратной связи.
Установив причинно-следственные связи, можно создать модель аварийной ситуации с достаточной степенью соответствия действительности, что позволит наиболее объективно проанализировать обстановку и принять оптимальное решение. При составлении таких схем целесообразно использовать корабельную документацию по непотопляемости и документацию, определяющую боевое использование оружия и технических средств [7]. Заблаговременная разработка и составление принципиальных схем причинно-следственных связей аварийной ситуации на корабле при повреждениях или авариях позволит своевременно дать комплексную оценку состояния аварийного корабля, принять решение на его целевое использование и определить очередность восстановительных работ. Знание и понимание причинно-следственных связей при развитии аварийной ситуации на корабле позволяют организовать дифференцированное участие всех категорий руководящею состава в оценке обстановки и принятии решений по борьбе за живучесть корабля
Таким образом," проведенное исследование влияния профессиональных компетенций на межгрупповую адаптацию, позволило на примере взаимодействия ГКП и ПЭЖ выявить структуру данного процесса. Процесс межгрупповой адаптации детерминирован разрешением противоречий, возникающих в системе взаимодействия объективно-ситуативных, индивидуально-личностных и межгрупповых факторов, составляющих изучаемую ситуацию. В качестве основных таких противоречий выступают: уровень стандартных компетенций; противоречие между реальным уровнем знаний, навыков, умений и нормативными требованиями специалистов, входящих в ГКП и ПЭЖ; уровень ключевых компетенций: противоречие между психологическими качествами, ресурсным потенциалом членов групп участников эксперимента и организационной культурой экипажа корабля; уровень ведущих
компетенций: противоречие между стремлением корабельными специалистов к оптимальным действиям в реальных аварийных условиях и необходимостью отрабатывать разнообразные методы, обеспечивающие положительную оценку выполнения профессиональных задач БЗЖ, даваемую флагманскими специалистами соединения кораблей.
Литература_
1. Булгаков A.B., Митасова Е.В. Мсжгруппоиая адаптация специалистов-реабилитологов. Монография. - М., 2005.
2. Булгаков A.B., Суркова Л.М. Профессиональные компетенции психолога-перинатолога. Монография. - М., 2004.
3. Лжуэлл Л, Индустриально-организационная психология. - СПб., 2001.
4. Жигппицкий М.И. «Я принимаю решение ...» Психолого-педагогический аспект принятия решения. - СПб., 1993.
5. Корниенко Н.В. Психологическая подготовка личного состава к борьбе за живучесть корабля. Дис... канд. психол, наук. - М., 1979.
6. Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе. - М., 2001.
7. Салаба В.А. Оптими зация подготовки военных инженеров-операторов корабельных энергетических установок: Дис... канд. психол. наук. - М., 1974.
8. Тихомиров ¡O.A. Теория компетенции. - М., 2001.
9. Уйдет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М., 2003, _
10. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. (Сибанова. - М., 2004.
11. Швсдип Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: Дис... канд. психол. наук. - М., 1982.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
рофессиональное музыкально-педагогическое становление специалиста под-
разумевает, что будущий учитель музыки — это «человек с ярко выражен-
ной демократической направленностью личности, гуманист» [1,2], имеющий широкий общекультурный кругозор и обладающий системой представлений об обществе и месте человека в нем. Социальная значимость профессии учителя музыки обуславливается исключительным влиянием на духовное развитие личности предметов эстетического цикла.
Главным системообразующим средством становления мировоззренческой позиции будущего учителя музыки является музыкально-эстетическая культура, которая усваивается решением познавательных и развивающих задач, таких как: овладение музыкально-педагогическими и художественно-эстетическими знаниями и умениями в процессе творческой деятельности; приобретение опыта широкого использования музыкально-эстетических и художественных представлений и понятий в разных видах музыкально-педагогической деятельности; формирование потребностей в самостоятельном освоении художественной и музыкальной культуры; создание условий для развития интеллектуальных, эстетических, нравственных качеств личности будущего учителя музыки через процесс музыкально-педагогической творческой деятельности.
Современная мировоззренческая позиция учителя музыки обеспечивается идеями гуманизма, согласно которым человек признается высшей ценностью с возможностями и границами его активной деятельности в сфере науки, искусства, морали, социально-политической жизни. Основой музыкального образования яв-
© Булгаков А. В., 2005
В. Г. Михайловский, А. С. Петелин