Научная статья на тему 'Межгосударственные (в рамках БРИКС) научно-исследовательские и экспертные структуры в сфере стратегического управления как инструмент выработки совместных планетарных стратегий и координации национальных стратегий развития'

Межгосударственные (в рамках БРИКС) научно-исследовательские и экспертные структуры в сфере стратегического управления как инструмент выработки совместных планетарных стратегий и координации национальных стратегий развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страны БРИКС / международное сотрудничество / научное и аналитическое обеспечение / стратегическое управление.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межгосударственные (в рамках БРИКС) научно-исследовательские и экспертные структуры в сфере стратегического управления как инструмент выработки совместных планетарных стратегий и координации национальных стратегий развития»

Селиванов А.И.

д.филос.н., профессор Финансового университета

seliv21@mail.ru

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ (В РАМКАХ БРИКС) НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ СТРУКТУРЫ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫРАБОТКИ СОВМЕСТНЫХ ПЛАНЕТАРНЫХ СТРАТЕГИЙ И КООРДИНАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: страны БРИКС, международное сотрудничество, научное и аналитическое обеспечение, стратегическое управление.

Планетарная действительность настойчиво требует создания механизмов стратегического развития, развития в национальных интересах каждой страны и объединений различных стран. Потому что сегодня главная конкуренция -конкуренция за место в удаленном будущем, как минимум в начале XXII века. США и ЕС имеют и активно разрабатывают собственные стратегии. Есть удаленные стратегии и научные институты для их выработки в ряде стран БРИКС - особенно в Китае. В России есть большой научный опыт формирования таких проектов, однако пока в стране доминируют монетаристские силы рыночного типа, и слаба востребованность в них. Такие стратегии необходимы и для межгосударственных союзов, для БРИКС в целом. Без такого проектирования и планирования совместная деятельность на удаленных горизонтах невозможна. Поэтому формирование таких стратегий и совместных научных структур для их разработки (по типу ИИАСА в Вене) - это единственный научно-обоснованный путь формирования стратегий и конкуренции за будущее. Несмотря на то, что этому противостоят мировые и внутренние силы, заинтересованные в отсутствии таких стратегий в странах БРИКС и тем более в союзе БРИКС как некотором организованном единстве, поскольку последнее будет уменьшать возможности и конкурентоспособность собственных стратегий других стран, их частных и корпоративных капиталов.

На сегодня в объединении стран БРИКС отсутствует эффективный механизм разработки конкретных удаленных проектов, концентрации усилий на них, «машина» для разработки и внедрения эффективных деловых проектов, способных стать базой развития, как следствие - наблюдается разрозненность и распыленность сил и средств, хаотичность в выборе проектов. Тогда как при создании совместных интеллектуальных структур появится возможность для консолидированного развития по наиболее перспективным направлениям планетарного и космопланетарного типа.

Для реализации этого необходима организационно-управленческая модель, ориентированная на развитие конкретных объектов и реализацию в них конкретных проектов развития. Речь идет об организационной структуре нового типа в сфере социально-гуманитарных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с жесткой ориентацией на практическое внедрение в сфере стратегического проектирования и планирования, разработки и внедрения проектов развития - «фабрика стратегических проектов». Фактически, это будет инновационный организационно-управленческий проект в планетарном масштабе, в котором будет заинтересовано как каждое государство БРИКС, так и деловое сообщество этих стран. Такой подход представляется единственным эффективным для реализации «окна возможностей».

Данный подход позволит создать устойчивые отношения с политическим и деловым сообществом, где доминируют прагматические ценности и цели, перевести проблему стратегического управления, развития, проектирования в понятное им деловое русло, в деловую логику - не от общей идеи к поиску деловой эффективности, а от непосредственной деловой эффективности стратегических проектов - к получению эффектов развития в масштабах национальных экономик и БРИКС в целом.

Для реализации данного проекта необходимо использовать сетевой принцип управления, широко используемый в научных, различных политических и деловых сферах. Он способен создавать управляемую конструкцию, эффективно дополняющую, а при необходимости альтернативную вертикально-интегрированным системам управления.

Алгоритм (технология) разработки и внедрения проектов на фабрике стратегических проектов должен включать целостный взаимоувязанный комплекс, способный к решению всего спектра задач, связанных с проектированием, внедрением и обеспечением деловой эффективности компании - научно-исследовательских, конструкторских, организационных, финансовых, кадровых, политических, законодательных, рекламно-имиджевых и т. д.

Исследовательская часть должна обеспечивать: создание механизмов и структур по научной проработке проектов; оценку и расчет сил и средств для реализации каждого конкретного проекта; консалтинг и сопровождение действующих проектов; безопасность и конкурентоспособность проектов, защиту от новых угроз и снижение рисков; мониторинг и т. д.

Организационно-управленческая работа: формирование сети территориальных и отраслевых подразделений в виде информационно-аналитических и научно-исследовательских подсистем «фабрики»; формирование научного, конструкторского и экспертного сообщества.

Законотворческая деятельность: обеспечение необходимого количества и качества законов и договоров по стратегическому управлению на национальном уровне и уровне БРИКС.

Кадровая работа должна обеспечить подбор, подготовку и переподготовку кадров; постоянную работу по расширению состава практических работников - разработчиков, конструкторов, экспертного общества, аналитических работников, технологов, организаторов и управленцев и т.д.

Информационная работа должна обеспечить общественно-информационную активность вокруг проектов, рекламу, СМИ, бренд, имидж;

Маркетинговая работа должна быть направлена на разработку стратегического маркетинга проектов; на постоянную работу по расширению активных сторонников, потребителей, инвесторов проектов.

Технологическая: подготовка научных площадок, подготовка команд под конкретные проекты с единой методологической платформой и т. д.

Создание такой организационно-управленческой структуры само по себе является масштабным межгосударственным проектом. Отдача от такого проекта в виде конкретных проектов по обеспечению конкурентоспособности в будущем может быть обеспечена в ближайшие 2-3 года после его начала, а через 3-5 лет проект может быть запущен на полную мощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.