Научная статья на тему 'Межгосударственные конфликты: моделирование эскалации и правовая политика в сфере их предотвращения'

Межгосударственные конфликты: моделирование эскалации и правовая политика в сфере их предотвращения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
468
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОСОВЕТУЮЩИЕ СИСТЕМЫ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / INFORMATION AND ADVISORY SYSTEMS / PREVENTION OF INTERSTATE CONFLICTS / LEGAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Резчиков Александр Федорович, Иващенко Владимир Андреевич, Кушников Вадим Алексеевич, Богомолов Алексей Сергеевич

В статье предложена концепция построения информационно-советующих систем для оценки состояния межгосударственных конфликтов на основе причинно-следственных моделей и методов. Используемый подход позволяет путем анализа предыстории и происходящих событий определить наиболее вероятные варианты развития крупномасштабного конфликта и возможные действия по его предотвращению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Резчиков Александр Федорович, Иващенко Владимир Андреевич, Кушников Вадим Алексеевич, Богомолов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes the concept of constructing information and advisory systems for assessing the state of interstate conflicts on the basis of cause-effect models and methods. The approach used makes it possible to determine the most likely variants of the development of a large-scale conflict and possible actions to prevent it by analyzing the background and events that occur.

Текст научной работы на тему «Межгосударственные конфликты: моделирование эскалации и правовая политика в сфере их предотвращения»

УДК 341.932

Малько Александр Васильевич Aleksandr V. Mal'ko

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор

Саратовский филиал Института государства и права РАН (410028, Саратов, ул. Чернышевского, 135) doctor of sciences (law), professor, honored scientist of Russia, director

Saratov branch of the Institute of state and law of the Russian academy of sciences (135 Cherny-shevskogo st., Saratov, Russia, 410028)

E-mail: i_gp@ssla.ru

Резчиков Александр Федорович Aleksandr F. Rezchikov

доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, научный руководитель Институт проблем точной механики и управления РАН (410028, Саратов, ул. Рабочая, 24)

doctor of sciences (technical), professor, corresponding member of the Russian academy of sciences, scientific director

Institute of problems of precise mechanics and control of the Russian academy of sciences (24 Rabo-chaya st., Saratov, Russia, 410028)

E-mail: iptmuran@san.ru

Иващенко Владимир Андреевич Vladimir A. Ivashhenko

доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Институт проблем точной механики и управления РАН (410028, Саратов, ул. Рабочая, 24)

doctor of sciences (technical), professor, leading researcher

Institute of problems of precise mechanics and control of the Russian academy of sciences (24 Rabo-chaya st., Saratov, Russia, 410028)

E-mail: iptmuran@san.ru

Кушников Вадим Алексеевич Vadim A. Kushnikov

доктор технических наук, профессор, директор

Институт проблем точной механики и управления РАН (410028, Саратов, ул. Рабочая, 24) doctor of sciences (technical), professor, director

Institute of problems of precise mechanics and control of the Russian academy of sciences (24 Rabo-chaya st., Saratov, Russia, 410028)

E-mail: iptmuran@san.ru

Богомолов Алексей Сергеевич Aleksej S. Bogomolov

кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник

Институт проблем точной механики и управления РАН (410028, Саратов, ул. Рабочая, 24)

сandidate of sciences (physical and mathematical), associate professor, senior researcher Institute of problems of precise mechanics and control of the Russian academy of sciences (24 Rabo-chaya st., Saratov, Russia, 410028)

E-mail: alexbogomolov@ya.ru

© Малько А.В., Резчиков А.Ф., Иващенко В.А., Кушников В.А., Богомолов А.С., Солдаткина О.Л., Семикина С.А., Филимонюк Л.Ю., 2017

Солдаткина Оксана Леонидовна Oksana L. Soldatkina

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

Саратовский филиал Института государства и права РАН (410028, Саратов, ул. Чернышевского, 135) сandidate of sciences (law), senior researcher

Saratov branch of the institute of state and law of the Russian academy of sciences (135 Cherny-shevskogo st., Saratov, Russia, 410028)

E-mail: i_gp@ssla.ru

Семикина Светлана Александровна Svetlana A. Semikina

кандидат юридических наук, доцент

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)

сandidate of sciences (law), associate professor

Saratov state law academy (1 Vol'skaya, Saratov, Russia, 410056)

E-mail: i_gp@ssla.ru

Филимонюк Леонид Юрьевич Leonid Yu. Filimonuk

кандидат технических наук, научный сотрудник

Институт проблем точной механики и управления РАН (410028, Саратов, ул. Рабочая, 24) сandidate of sciences (technical), research associate

Institute of problems of precise mechanics and control Russian academy of sciences (24 Rabochaya st., Saratov, Russia, 410028)

E-mail: iptmuran@san.ru

Межгосударственные конфликты: моделирование эскалации и правовая политика в сфере их предотвращения

Interstate conflicts: modeling and escalation of legal policy in the field of prevention

В статье предложена концепция построения инфор- The article proposes the concept of constructing in-

мационно-советующих систем для оценки состояния formation and advisory systems for assessing the state

межгосударственных конфликтов на основе причин- of interstate conflicts on the basis of cause-effect models

но-следственных моделей и методов. Используемый and methods. The approach used makes it possible to

подход позволяет путем анализа предыстории и про- determine the most likely variants of the development of

исходящих событий определить наиболее вероятные a large-scale conflict and possible actions to prevent it by

варианты развития крупномасштабного конфликта и analyzing the background and events that occur. возможные действия по его предотвращению.

Ключевые слова: геополитика, информационно- Keywords: geopolitics, information and advisory советующие системы, предотвращение межгосудар- systems, prevention of interstate conflicts, legal policy. ственных конфликтов, правовая политика.

Одной из черт нового общества, стартовав- Помимо позитивных социальных достиже-

шего в 1980-е годы после циклических и струк- ний, связанных с повышением общего благо-

турных кризисов 1970-х годов, является глоба- состояния населения, глобализация имеет и

лизация. Новая постиндустриальная экономика отрицательные последствия. В современном

в сочетании с развитием информационных тех- дифференцированном, но быстро меняющем

нологий коренным образом меняет общество, свою структуру обществе достижение согласия

государство и право. затруднено. Отдельные государства также ис-

пытывают сложности: для каждого отдельного государства возникают трудности как на внутреннем фронте, так и на мировой арене. Возникновение новых наднациональных структур, выступающих ответом на глобальные вызовы времени, обусловливает появление особого «пласта» политико-правовой жизни: наряду с международным и внутригосударственным, все больше заявляет о себе наднациональный уровень, связанный с интеграционными процессами, охватившими немалую часть стран мира [1].

Таким образом, перед современным государством встает задача, связанная с необходимостью оптимизации государственной политики, в том числе и в правовой сфере. Глобализация оказывает мощное воздействие на правовую систему: меняются сущность права, которое все более активно регулирует отношения на глобальном уровне; его содержание (по мере разрастания глобальной компоненты); формы и характер правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. В правовой системе появляются такие тенденции, как универсализация и унификация права, активное использование общих принципов права как регуляторов общественных отношений, возрастание значения судейского права, расширение юридического массива, касающегося прав человека и гражданина [1]. В условиях дальнейшего усложнения политико-правовой действительности в рамках глобальных процессов особую значимость приобретает правовая политика, которая образует организующее начало всей правовой жизни, вырабатывает стратегию и тактику правового развития общества [2].

Согласно тематике нашей статьи особый интерес представляет международная правовая политика, под которой мы будем понимать научно обоснованную, системную и последовательную деятельность органов государства и институтов гражданского общества, направленную на усовершенствование механизма международно-правового регулирования в целях обеспечения прав и свобод личности в соответствии с международными стандартами, укрепления суверенитета и претворения в жизнь на международном уровне национальных интересов.

Вообще термин международная правовая политика может интерпретироваться по-разному: как внешнее направление государственной политики и как согласованная правовая политика, осуществляемая международными организациями. В первом случае международная правовая политика связана со стратегическими направлениями и тактическими задачами го-

сударства, определяющими условия правового взаимодействия с другими государствами и международными организациями: заключение договоров, оказание правовой помощи, участие в комиссиях по унификации законодательства и т. д. Во втором случае правовая политика рассматривается как деятельность международных организаций по организации правового общения, принятию норм международного права, осуществлению международного правосудия и т. д. Согласно данной нами ранее дефиниции международная правовая политика рассматривается нами в первом значении.

Вместе с тем, необходимо помнить о том, что правовая политика должна не только декларировать отдельные стратегические направления, но и предлагать конкретные инструменты по решению проблем.

Относительно недавние события, связанные с Украиной, показали, что среди приоритетов международной правовой политики особое место должны занимать стратегические вопросы предупреждения межгосударственных конфликтов. Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике вообще является одной из самых актуальных, так как ее решение гарантирует дальнейшее развитие цивилизации и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств. Сегодня международные отношения находятся в стадии стратегического планирования конструкции будущего мира — между государствами идет борьба за легитимацию национальных интересов в глобальном пространстве [3]. Такая геополитическая конкуренция ведущих мировых государств может стать причиной крупных вооруженных столкновений, способных привести к необратимым последствиям.

Согласно самому распространенному описанию динамики конфликтов любой конфликт состоит из трех периодов: предконфликтного, открытого и завершающего. Среди путей предупреждения и конструктивного завершения ключевое место занимает проблема выявления конфликтов — эффективное регулирующее воздействие трудно оказывать без знания движущих сил развития конфликтов. Поэтому в конфликтологии много внимания уделяется объективным причинам возникновения и развития конфликтов, изучению предконфликтной обстановки.

Факторов, приводящих даже к бытовым конфликтам, большое количество. Международные же конфликты, где сталкиваются национальные интересы, намного сложнее по своей

структуре — причин, приводящих к их появлению, на порядок больше, чем в случае бытовых конфликтов. Учесть все их при оценке ситуации и регулировании межгосударственного конфликта без использования инструментария, предоставляемого компьютерными технологиями и математическим аппаратом, практически невозможно. В связи с этим актуальной задачей представляется разработка новых информационно-советующих систем, позволяющих путем анализа текущей ситуации определить возможные варианты возникновения крупномасштабного конфликта, вероятность их реализации в настоящем и будущем и меры по предотвращению катастрофического столкновения. Для формирования таких систем необходимо сначала задать их основу, смоделировать и формализовать геополитические процессы, имеющие влияние на развитие конфликтных ситуаций.

Анализ источников показывает, что работы в этом направлении ведутся. В настоящее время разработан широкий спектр математических моделей и методов для анализа конфликтов в информационной и военной сферах [4; 5]. Эти разработки находят применение на разных этапах противостояния — от планирования и подготовки операций до непосредственной идентификации и анализа причин конфликтов. Известные модели количественного и качественного описания противодействия сторон основываются на теории вероятностей, статистической теории решений, теории надежности и массового обслуживания, экспертных оценках, анализе динамических систем и прочих математических методах. В это же время следует отметить практическое отсутствие публикаций, касающихся специализированного информационного обеспечения для предотвращения критических сочетаний событий, приводящих к глобальным межгосударственным конфликтам.

Для восполнения указанного пробела целью настоящей работы было выбрано создание на основе проведенных ранее исследований [6; 7] архитектуры математического обеспечения для определения вариантов развития, определения вероятности и мер предотвращения крупномасштабных конфликтов, возникающих как результат критических сочетаний определенных событий.

Для формализации конфронтации геополитических интересов рассмотрим два крупных государства А и Б, каждое из которых имеет свою систему целей и приоритетов. Предполагается также, что каждая из сторон А и Б информирована о планах и возможностях другой стороны.

Для достижения своих целей стороны допускают действия информационного, экономического, политического и военного характера, приносящие ущерб сопернику. В ходе эскалации конфликта стороны повышают уровень опасности ситуации, а при неблагоприятном стечении обстоятельств действия сторон могут развиться в серьезное противостояние вплоть до вооруженного столкновения. В наши задачи входит разработка модели, методов и алгоритма, позволяющих лицам, принимающим решения в стране А, определить критические сочетания событий, ведущие к вооруженному конфликту с Б, оценить вероятность реализации этих сочетаний и определить меры по их предотвращению со своей стороны.

Для решения поставленной задачи предлагается применить модели и методы, связанные с деревьями событий, анализ которых позволяет описывать критические сочетания событий качественно и количественно [7—9], что в свою очередь дает возможность выявить наиболее вероятные критические сочетания и рационально определить меры по их предотвращению путем разрушения причинно-следственных цепочек, приводящих к катастрофе.

Для моделирования ситуации рассмотрим далее частный случай: эскалация конфликта связана с событиями на территории некоторой третьей страны, оппозиция которой предпринимает попытки свержения легитимной власти. Страна Б поддерживает эти попытки военными и финансовыми силами, желая сменить неугодный режим. В то же время страна А помогает существующему режиму, используя свой военный и гуманитарный контингент. Кроме того, на территории третьего государтсва действует террористическая организация, преследующая свои цели. В качестве события, которое может привести к крупномасштабному вооруженному конфликту государств А и Б, рассмотрим гипотетическую ситуацию применения страной Б оружия массового поражения против военных сил страны А на территории третьей страны.

Построим причинно-следственное дерево G, корневой вершиной которого является это событие. Дуги дерева обозначают причинно-следственные связи между этими событиями. Такое дерево событий G (рис. 1) и перечень возможных воздействий со стороны А для предотвращения вооруженного конфликта, используемые в данном модельном примере, определены на основе хронологии событий по сообщениям информационных агентств и анализа научных публикаций [10—14].

Для противодействия наступлению корневого события данного дерева страна А должна увеличивать интенсивность противодействия отдельным исходными событиям дерева G. В модельном примере предполагается, что для этого у страны А имеются определенные возможности. Например, против 7 (покушения на дипломатов страны А в третьей стране) государство А применяет усиление мер безопасности дипломатов и предупреждение покушений на ранних этапах и т. д.

Для того чтобы блокировать все исходные события дерева и тем самым исключить наступление корневого события в данной модели, стране А не хватает материальных ресурсов

и времени. Однако, анализируя вероятности реализации отдельных минимальных сечений дерева, страна А может путем использования доступных интенсивностей противодействия понизить вероятность реализации этих минимальных сечений.

В качестве примера рассмотрим пятиэле-ментное минимальное сечение (обозначим его С1) и состоящее из событий под номерами 9, 10, 12, 15, 20. Для каждого п>1 может быть построен граф событий, отражающий логику наступления всевозможных сочетаний 0, 1, ..., п событий, составляющих п-элементные минимальные сечения. На основе графа события для п-элементных минимальных сечений

Рис. 1. Дерево событий для процесса эскалации конфликта государств А и Б (модельный пример):

1 — использование страной Б оружия массового поражения против войск страны А на территории третьей страны; 2 — кризис дипломатических отношений А и Б; 3 — столкновение войск А и Б на территории третьей страны; 4 — крупная провокация международной террористической организации; 5 — конфликт министерств иностранных дел А и Б; 6 — информационные провокации; 7 — покушение на дипломата страны А в третьей стране; 8 — попытка военного переворота в третьей стране при поддержке войск страны Б; 9 — помощь страны А действующей власти третьей страны; 10 — попытка смены власти оппозицией третьей страны; 11 — сговор между оппозицией третьей страны и террористической организацией; 12 — подготовка терактов в стране А; 13 — превышение численности иностранных войск в третьей стране; 14 — поддержка террористической организации страной Б; 15 — информационные провокации департамента иностранных дел страны Б; 16 — националистические акции у посольств; 17 — публикации экстремистской информации в социальных сетях; 18 — поддержка националистических заявлений третьих стран-провокаторов; 19 — высмеивание трагических событий; 20 — народные волнения в третьей стране; 21 — мятежи в правительственных силах третьей страны; 22 — ввод войск страны Б в третью страну; 23 — поощрение террористической организации страной Б; 24 — укрепление связей между террористической организацией и оппозицией третьей страны; 25 — срыв переговоров страны А с оппозицией в третьей стране; 26 — гуманитарная катастрофа в третьей стране.

строится система дифференциальных уравнений Колмогорова-Чепмена, в которой каждой вершине графа соответствует одно уравнение для вероятности соответствующего события. Решение таких систем уравнений с заданными числовыми коэффициентами позволяет определить динамику вероятности реализации минимального сечения С1 и других минимальных сечений на заданном отрезке времени. Предполагаем, что в течение 3 месяцев развития ситуации эти допущения сохраняются и вероятность крупномасштабного конфликта согласно замыслу руководства страны А в это время не должна превышать 0,7.

На рисунке 2 изображены результаты решения для моментов времени t = 1, 2, 3 месяца и 12 минимальных сечений, которые оказались наиболее вероятными.

Из диаграмм видно, что вероятность реализации сечения С1 весьма высока (превышает 0,7) и возрастает. Это означает, что стране А требуется увеличить противодействие событиям, входящим в сечение С1.

Увеличим значения интенсивностей противодействия событиям из минимального сечения С1 (рис. 3).

Из диаграмм видно, что в данном случае вероятности реализации минимальных сечений не превышают 0,5 и ситуации удовлетворяет положенному выше требованию в течение заданного отрезка времени.

Приведенный пример показывает преимущество подхода, связанного с рассмотрением вероятностей нескольких минимальных сечений вместо единого показателя вероятности крупного конфликта. В случае же, когда известны конкретные минимальные сечения, вероятность которых превышает допустимый предел, круг событий, которые надо блокировать более интенсивно, сужается. В приведенном выше примере меры противодействия были усилены только для событий из сечения С1, что позволило бы государству А сосредоточить усилия на отдельных, максимально эффективных мерах противодействия развитию глобального конфликта.

Рис. 2. Диаграммы вероятностей реализации минимальных сечений при умеренном противодействии эскалации напряженности

1 месяц

Рис. 3. Диаграммы вероятностей реализации минимальных сечений при усиленном противодействии эскалации напряженности

Примечания

1. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Постмодернизация и глобализация: особенности государственно-правовой жизни общества в XXI столетии // Правоведение. 2015. № 1. С. 6—17.

2. Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. 328 с.

3. Залывский Н.П. Геополитическая устойчивость России в контексте современных попыток ее международной изоляции и дискриминации. URL: http:// www.socionauki.ru/joumal/articles/429113/ (дата обращения: 19.06.2017).

4. Бурков В.Н., Новиков ДА. Теория активных систем (история развития и современное состояние) // Проблемы управления. 2009. № 3.1. С. 29—35.

5. Новиков ДА. Иерархические модели военных действий // УБС. 2012. № 37. С. 25—62.

6. Проблемы критических сочетаний событий в крупномасштабных системах / А.Ф. Резчиков [и др.] // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2016): материалы Девятой международной конференции. М., 2016. Т. I. С. 102—105.

7. Анализ критических ситуаций, вызванных неблагоприятным стечением обстоятельств / В.В. Клюев [и др.] // Контроль. Диагностика. 2014. № 7. С. 12—16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Модели и алгоритмы мониторинга глобальной безопасности на основе деревьев событий /

B.В. Клюев [и др.] // Контроль. Диагностика. 2015. № 8. С. 70—74.

9. Sharp G. The Politics of Nonviolent Action. Boston, 1973.

10. Stephan M.J., Chenoweth E. Why Civil Resistance Works. The Strategic Logic of Nonviolent Conflict, International Security. 2008. № 33. С. 7—44.

11. Цатурян С.А., Джавлах К.С. Украина 2014: техника и предварительные итоги государственного переворота // Тренды и управление. 2014. № 1.

C. 42—50.

12. Люттвак Э. Государственный переворот: практическое пособие. М., 2012.

13. ТАСС: Хроника противостояния в Сирии. Досье. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066 (дата обращения: 19.06.2017).

Notes

1. Malko A.V., Salomatin A.Yu. Post-modernization and globalization: the features of state-legal life of the society in the XXI century // Jurisprudence. 2015. № 1. P. 6-17.

2. MalkoA.V. Theory of legal policy. Moscow, 2012. 328 p.

3. Zalewski N.P. Geopolitical stability in Russia in the context of modern attempts at international isolation and discrimination. URL: http://www.socionauki.ru/journal/ar-ticles/429113/ (date accessed: 19.06.2017).

4. Burkov V.N., Novikov D.A. Theory of active systems (history, development and current state) // Problems of management. 2009. № 3.1. P. 29-35.

5. Novikov D.A. Hierarchical model of military action // UBS. 2012. № 37. P. 25-62.

6. Problems critical combinations of events in large-scale systems / A.F. Rezchikov [et al.] // Managing the development of large-scale systems (MLSD'2016): proceedings of the Ninth international conference. Moscow, 2016. Vol. I. P. 102-105.

7. Analysis of critical situations caused by adverse circumstances / V.V. Klyuev [et al.] // Control. Diagnosis. 2014. № 7. P. 12-16.

8. Models and algorithms for monitoring of global security based on event trees / Vladimir Klyuev [et al.] // Control. Diagnosis. 2015. № 8. P. 70-74.

9. Sharp G. The Politics of Nonviolent Action. Boston, 1973.

10. Stephan M.J., Chenoweth E. Why Civil Resistance Works. The Strategic Logic of Nonviolent Conflict, International Security. 2008. № 33. P. 7-44.

11. Tsaturyan S.A., Javlah K.S. Ukraine 2014: technique and preliminary results of the coup // Trends and management. 2014. № 1. P. 42-50.

12. Luttwak E. The coup d'etat: a practical handbook. Moscow, 2012.

13. TASS: Chronicle of conflict in Syria. File. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066 (date accessed: 19.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.