Научная статья на тему 'Межгосударственные договоры в области социального обеспечения: экономико-правовые аспекты'

Межгосударственные договоры в области социального обеспечения: экономико-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3761
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INTERSTATE CONTRACTS / SOCIAL SECURITY / PRINCIPLE OF TERRITORIALITY / PRINCIPLE OF PROPORTIONALITY / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаптев Геннадий Сергеевич

Характеризуются межгосударственные договоры в сфере социального обеспечения, а также основные принципы их заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межгосударственные договоры в области социального обеспечения: экономико-правовые аспекты»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 154-158. © Г. С. Лаптев, 2009

УДК 349.3

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Г.С. ЛАПТЕВ

Характеризуются межгосударственные договоры в сфере социального обеспечения, а также основные принципы их заключения.

Ключевые слова: межгосударственные договоры, социальное обеспечение, принцип территориальности, принцип пропорциональности, международно-правовое регулирование.

The article is devoted to interstate contracts in social sphere, and also to main principles of their conclusion.

Ключевые слова: interstate contracts, social security, principle of territoriality, principle of proportionality, international legal regulation.

В последние годы существенно возросло значение международно-правового регулирования отношений в области социального обеспечения, которое выразилось, прежде всего, в разработке и принятии различных правовых актов в данной сфере, а также в согласовании законодательств разных стран, касающихся ряда важнейших социальных вопросов: приобретения и сохранения прав на социальное обеспечение при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности, сохранения прав на те или иные виды социального обеспечения при изменении страны проживания.

Согласно точке зрения И.И. Лукашука, международно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное властное воздействие на международные отношения, совместно осуществляемое государствами при помощи международного права в целях удовлетворения своих национальных и международных интересов [1].

Е.Е. Мачульская считает, что международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международно-правовых стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии

или пособия при изменении страны постоянного места жительства. По её мнению, возможны следующие варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

- прямое применение международных актов после ратификации;

- включение международных норм в текст законов;

- реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства [2].

Одним из важнейших направлений международно-правового регулирования является устранение коллизии правовых норм. Международные правовые акты прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть применены правовые нормы нескольких стран либо не может быть применено законодательство ни одной из стран.

Еще одним аспектом международно-правового регулирования в сфере социального обеспечения является сохранение прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пособия или пенсии могут отличаться. К примеру, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения различных условий (в частности, продолжительности страхового или трудового стажа, времени постоянного проживания в стране выплаты с учетом или без учета гражданства).

Разрешение обозначенной проблемы осуществляется посредством механизма, установленного Конвенцией Международной организации труда № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». Её действие распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов. Однако данная конвенция не охватывает специальные системы для служащих, жертв войны, социальной и медицинской помощи.

В ст. 2 Конвенции дается толкование общих терминов, в том числе и термина «периоды страхования», который означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, в соответствии с которым они приобретены, а также любые другие периоды, приравненные по этому законодательству к периодам страхования. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается (ч. 2 ст. 7 Конвенции).

Таким образом, можно сформулировать понятие международно-правового регулирования социального обеспечения как целенаправленного властного воздействия на международные отношения в сфере социального обеспечения, осуществляемого для реализации на внутригосударственном уровне международных обязательств, устранения коллизий между нормами международного и внутригосударственного права в сфере социального обеспечения, а также для сохранения приобретенных социальных прав.

Российская Федерация участвует в международно-правовом регулировании отношений по социальному обеспечению путем утверждения (ратификации) актов международных организаций, членом которых она является, а также путем подписания двусторонних договоров и соглашений о социальном обеспечении [3].

Как следует из п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 10-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

[4] под «международным договором Российской Федерации» понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. И.И. Лука-шук предлагает понимать под международным договором соглашение между субъектами международного права, заключение, действие и прекращение которого регулируется международным правом [5].

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 [6] указано, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

Прежде чем перейти к характеристике двусторонних соглашений Российской Федерации по вопросам социального обеспечения, следует отметить, что МОТ рекомендует государствам в процессе их подготовки опираться на положения своей Конвенции № 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», принятой в 1962 г. и устанавливающей базовые международные стандарты прав человека в данной сфере [7].

При этом помимо правовых аспектов международные стандарты социального обеспечения характеризуются также экономическими. Так, одним из основных вопросов, нуждающихся в регламентации, является фи-

нансирование социального обеспечения. Статья 7 Конвенции МОТ № 118 гласит, что по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между ними, либо их несет то государство, на территории которого проживает получатель. Таким образом, Конвенция МОТ № 118 устанавливает принципы «территориальности» и «пропорциональности» [8].

При «территориальном» подходе гражданин или апатрид подпадают под действие законодательства того государства, на территории которого проживают. Именно это государство несет все расходы по предоставлению им тех видов социального обеспечения, по которым заключался договор. В договорах, построенных по принципу «пропорциональности», на гражданина или апатрида распространяется социальное законодательство того из государств-участников договора, на территории которого они работают или работали. При этом расходы на выплату пенсий и (или) пособий распределяются между государствами пропорционально выработанному на их территории стажу или выплаченным страховым взносам.

Принцип «территориальности» может на практике создавать диспропорцию в затратах каждого из государств-участников на социальное обеспечение всех лиц, подпадающих под действие построенного на таких началах международного договора. Поэтому он оправдывает себя только при заключении договоров между государствами, находящимися в более или менее равных социальноэкономических условиях, либо между государствами, тесно связанными между собой общими политическими, экономическими структурами, а также общим историческим прошлым (что наблюдается, например, в государствах, ранее входивших в состав СССР). По данному принципу построено большинство договоров и соглашений о социальном обеспечении с участием СССР и Российской Федерации. Прежде всего, это договоры и соглашения заключенные в 19601963 гг. между СССР и социалистическими странами, в их числе Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой «О

социальном обеспечении» от 2 декабря 1959 г. [9] (действует только в отношениях между Россией и Словакией), Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией «О социальном обеспечении» от 11 декабря 1959 г. [10], Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24 декабря 1960 г. [11], Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 20 декабря 1962 г. [12], Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой «О социальном обеспечении» от 6 апреля 1981 г. [13]. Все эти соглашения характеризуются максимально широкой сферой действия, поскольку они распространяются практически на все виды социального обеспечения, причем, если одно из государств вводит новый вид социального обеспечения, граждане другого государства-участника автоматически получают право пользоваться им (за исключением соглашения с Чехословацкой Республикой) [14].

После распада СССР Российской Федерацией заключены следующие договоры в сфере социального обеспечения:

- договор о социальном обеспечении с Королевством Испания от 11.04.1994 [15] (ратифицирован Федеральным законом № 183-ФЗ от 24.11.1995);

- договор о сотрудничестве в области

социального обеспечения с Республикой Беларусь [16] от 24.01.2006 (ратифицирован Федеральным законом № 227-ФЗ от

17.12.2006);

- договор о сотрудничестве в области

социального обеспечения с Латвийской Республикой [17] от 18.12.2007 (ратифицирован Федеральным законом № 185-ФЗ от

27.10.2008).

Договоры с Республикой Беларусь и с Латвийской Республикой построены по

принципу «территориальности», но некоторые положения содержат элементы «пропорциональности». Тем самым правовое регулирование отношений по социальному обеспе-

чению осуществляется на более объективной экономической основе, что в современных условиях может рассматриваться в качестве критерия реальности исполнения принимаемых на себя обязательств.

Как следует из ч. 1 ст. 6 Договора с Латвийской Республикой, застрахованные, на которых распространяется действие Договора, подпадают исключительно под действие законодательства того государства, на территории которого они осуществляют трудовую деятельность. Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 5 Договора с Республикой Беларусь, и в ч. 1 ст. 6 Договора с Королевством Испания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с названными договорами застрахованные подпадают под действие законодательства той договаривающейся стороны, на которой они осуществляют трудовую деятельность, вне зависимости от места проживания трудящегося (на основе чего и строится принцип «территориальности»). При «территориальном» подходе стаж работы на территории другого государства-участника договора рассматривается как стаж работы на территории того государства, которое осуществляет пенсионное обеспечение данного лица, без каких-либо ограничений (ч. 1 ст. 11 Договора с Республикой Беларусь, ч. 1 ст. 10 Договора с Латвийской Республикой). При этом также могут учитываться и льготные условия назначения пенсии.

По принципу «территориальности» построено большинство договоров, соглашений между Россией и государствами, ранее входившими в состав СССР.

Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания «О социальном обеспечении» [18] от 11 апреля 1994 г. базируется на принципе «пропорциональности». Он распространяется на отношения по пенсионному обеспечению, обеспечению по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком, обеспечению в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональными заболеваниями, а также по возмещению расходов в связи с погребением. По общему правилу, социальное обеспечение в установленных случаях предоставляет та сторона, на территории которой гражданин работал или

работает. При этом расходы на выплату соответствующих видов социального обеспечения (и пенсионного в первую очередь) распределяются между государствами пропорционально стажу, приобретенному гражданином на территории каждого из них.

Во исполнение Договора «О социальном обеспечении», заключенного между Российской Федерацией и Королевством Испания, принято административное соглашение от 12.05.1995. Оно определило технические аспекты исполнения Договора, в частности, органы, осуществляющие координацию между организациями, которые должны принимать участие в применении Договора и порядок их взаимодействия, а также порядок подачи заявления о назначении пособий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Таким образом, в договорах, построенных по принципу «территориальности», как это вытекает из их названия, определяющим обстоятельством для выбора применяемого социального законодательства является место проживания гражданина или апатрида. Основной особенностью договоров является то, что все расходы по выплате пенсий несет государство, на территории которого проживает гражданин или апатрид (имеющий право на определенный вид социального обеспечения), в том числе и расходы, связанные с учетом при установлении конкретного вида обеспечения юридических фактов, таких как определение трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории другого государства или государств, участвующих в договоре.

В договорах, построенных по принципу «пропорциональности», гражданин (апатрид) подпадает под действие социального законодательства того из государств, заключивших соглашение, на территории которого он работает.

Однако для осуществления международно-правового регулирования отношений по социальному обеспечению на более объективной основе ряд положений договоров, построенных по принципу «территориальности», все-таки содержат элементы «пропорциональности», что позволяет более оптимально решать вопросы финансирования соответствующих выплат.

1. Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. - М.: Международные отношения, 1975. - С. 8.

2. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития. - М.: Городец, 2000. - С. 258.

3. Васильева Ю.В. Некоторые проблемы международно-правового регулирования социального обеспечения // Проблемы международного и сравнительного трудового права и права социального обеспечения: материалы Международной научно-практической конференции. - Омск: ОмГУ, 2006. - С. 113.

4. СЗ РФ. - 17.07.1995. - № 29. - Ст. 2757.

5. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. - Т. 1. - М.: Волтерс Клу-вер, 2006. - С. 77.

6. Российская газета. - 2003. - 2 дек.

7. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990.

- Т. 2. - Женева, 1991. - С. 1334.

8. Григорьев И.В. Социальное обеспечение тру-дящихся-мигрантов (правовые вопросы): дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург: УрГЮА, 2006. - С. 88.

9. Ведомости ВС СССР. - 1960. - № 26.

10. Ведомости ВС СССР. - 1959. - № 25.

11. Ведомости ВС СССР. - 1961. - № 32.

12. Ведомости ВС СССР. - 1963. - № 25.

13. Ведомости ВС СССР. - 1982. - № 10.

14. Шаманаева И.И. Вопросы соотношения российского законодательства о социальном обеспечении с международными актами о правах человека: дис. ... канд. юрид. наук. -Екатеринбург: УрГЮА, 1999. - С. 102.

15. СЗ РФ. - 2004. - № 43. - Ст. 4171.

16. СЗ РФ. - 2007. - № 15. - Ст. 1745.

17. Официально не опубликован в Российской Федерации. Документ содержится в СПС «КонсультантПлюс».

18. Полное собрание пенсионного законодательства Российской Федерации. - Т. 4. - М., 1997. - С. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.