Научная статья на тему 'Межгосударственная налоговая конкуренция: истоки и перспективы'

Межгосударственная налоговая конкуренция: истоки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / TAXES / TAX SYSTEM / TAX COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пузин Алексей Михайлович

В статье рассматриваются актуальные вопросы современной теории налогообложения, касающиеся фискальной конкуренции на международном уровне. В России этому явлению посвящено не так много работ, но недостаток специальных исследований ничуть не может означать отсутствие внимания экономистов к указанной проблеме. В статье предпринята попытка выявить истоки современной конкуренции налоговых систем, определить экономическую сущность этого явления, а также обозначить перспективы его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TAX COMPETITION: HISTORY AND FUTURE

This article covers critical issues of modern tax theory concerning international tax competition. There are not so much studies of this process in RF, but lack of them hardly can show low attention of economists to this problem. The article uncovers roots of modern fiscal competition, nature and defines its further perspective.

Текст научной работы на тему «Межгосударственная налоговая конкуренция: истоки и перспективы»

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК: 336.025, 336.227

Алексей Михайлович Пузин

кандидат экономических наук, доцент кафедры Налогов и налогообложения, ГОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. +8 (916) 915-67-81, E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные вопросы современной теории налогообложения, касающиеся фискальной конкуренции на международном уровне. В России этому явлению посвящено не так много работ, но недостаток специальных исследований ничуть не может означать отсутствие внимания экономистов к указанной проблеме.

В статье предпринята попытка выявить истоки современной конкуренции налоговых систем, определить экономическую сущность этого явления, а также обозначить перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая конкуренция.

Alexey Michailovich Puzin

candidate of economic sciences, assistant professor of Taxes and Taxation Department, SEI HPE Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Phone: +8 (916) 915-67-81, E-mail: [email protected]

INTERNATIONAL TAX COMPETITION: HISTORY AND FUTURE

This article covers critical issues of modern tax theory concerning international tax competition. There are not so much studies of this process in RF, but lack of them hardly can show low attention of economists to this problem.

The article uncovers roots of modern fiscal competition, nature and defines its further perspective.

Keywords: taxes, tax system, tax competition

1. Введение

Налоги издревле являлись важным фактором, влияющим на бизнес. Еще А. Смит бесспорно отмечал: «Владелец капитала ... является гражданином мира», который при возникновении налоговый проблем оставит страну пребывания и переместит свой капитал туда, где будет наслаждаться им без дополнительных потерь [1]. Тем самым он спонсирует чужую экономику, и нанесет стране, в которой находился, в меньшей или большей степени экономический урон. Подобное влияние налогов лишь усиливается в наши дни.

Тенденции последних лет свидетельствуют о возрастающем влиянии налоговой политики экономических держав на движение финансовых потоков в мире. Утечка капитала и рабочей силы, рост теневого сектора и нарушения в распределении общественных благ - вот далеко неполный перечень последствий конкуренции в налогообложении, которые заботят ум многих экономистов. Поэтому попытка улучшения налоговой системы не может быть увязана лишь только с уменьшением налогового бремени и упрощением законодательства. Влияние политики другой страны способно изменить ход данных преобразований и привести к немыслимым последствиям.

Налоговая конкуренция стала предметом жарких споров после 1996 г., когда страны Большой семерки обратились к ОЭСР с просьбой обозначить добросовестные правила соперничества. Первый отчет организации дал стимул для больших научнык изысканий, стимулировав ряд длительнык исследований в социологии, юриспруденции и экономике.

2. Исторический экскурс

Развитие общества невольно связано с воспроизводством ресурсов, которые желаемы другими. Соперничество за подобные ресурсы приобретает особую форму, когда конкуренты похожи на монополистов. Владея имуществом и жизнью людей в зоне влияния, монополисты до средних веков использовали принцип «охраняй и расширяй», который подразумевал обеспечение охраны собственный земель и их дальнейшее расширение. Подобная стратегия использовалась, так как оружие было весомым аргументом при обеспечении контроля над ресурсами. Имущество, полученное от захваченных земель, бышо важнейшим, но нерегулярным доходом [2].

Вот несколько примеров такого рода платежей:

1. Джизия. Налог, который платило население завоёванных стран за то, чтобы исламское государство обеспечило им безопасность и защиту. Если кто-либо из жителей страны поступал на службу в исламскую армию, то он освобождался от джазии. В соглашении, заключённом Халедом ибн аль-Валидом с некоторыми жителями городов, расположенный у горы Хира, быта такая статья: "Если мы защитим вас, то мы получим джизию, а если не защитим, то её не будет" [3].

2. Светская десятина и двадцатина. В Древней Греции в У11-У1 вв. до нашей эры представителями знати быши введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/ 20 части доходов. Уже в те времена бышо сформулировано изречение: «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». [4]

3. Данъ. Князь Олег, правивший в древнем Киеве, от имени Игоря, сына Рюрика, для защиты киевских территорий от кочевников, зимой лично занимался ее сбором, а летом собирал и охранял купеческие караваны, которые везли собранные продукты (мед, воск, меха и т. д.) в Константинополь.

Примерно с начала XVII в. и вплоть до конца XIX в Европе наступает новый этап фискальных отношений. Влияние военной силы постепенно ослабляется с возникновением государственной монополии на сбор налогов. Причинами подобного процесса стали развитие культуры и искусств, учений о праве и государстве, накопление достаточного количества военной мощи несколькими странами практически одновременно.

Главным итогом XVII в. в идеологии Западной Европы стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. В теории естественного права получили развитие идеи XVI в. о природе человека, его страстях и разуме как об основе и движущих силах политики. Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто и широко обоснова-

Таблица 1. Понятие налоговой конкуренции в современной экономической литературе

Авторы Описание явления

R. Tannenwald Законодательные решения, направленные на увеличение привлекательности территориальных образований для бизнеса, местных жителей, наемных работников или потребителей ...внесение изменений в другие аспекты налоговой политики - такие, как объективность, нейтральность, простота, достаточность доходов и экспорт налогов для того, чтобы смягчить последствия антиконкурентныхмер [6].

J.D. Wilson, Общее определение:

D.E. Wildasin лю бая форма установления налого в независимыми и не сотрудничающими друг с другом органами власти. Более узкое определение: к предыдущему определению добавляется требование о том, чтобы налоговая политика каждого местного органа власти оказывала влияние на распределение налоговых поступлений между бюджетами различных регионов. Самое узкое определение: под налоговой конкуренцией понимается установление налогов независимыми и не сотрудничающими друг с другом органами власти, при котором выбор той или иной политики каждым местным органом власти влияет на распределение мобильной налоговой базы между «регионами», представленными данными органами власти [7].

T.J.Good speed Возникает при воздействии налоговой системы одного государственного образования на налоговую систему другого обычно с помощью воздействия на доходы от налогообложения [8].

T.F. Field Возникает при реформировании налоговой системы с целью привлечения плательщиков, инвестиций для создания дополнительных рабочих мест, стимулирования или поддержания экономического роста [9].

А.И. Заключается в соперничестве много численных

Погорлецкий фискальных юрисдикций за право привлечения в свою национальную экономику «глобальных налогоплательщиков» для того, чтобы претендовать на обложение их доходов как от операций внутри данной фискальной территории, так и за рубежом [10].

но представление о всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и происхождения. Этим теория естественного права Нового времени отличалась от идей "права природы" античных философов и политических мыслителей. Поэтому XVII в. стал громадным шагом вперед в развитии учений о праве и государстве

[5].

Как утверждали теоретики естественного права, группы людей могут сами на добровольной основе организовывать охрану жизни и собственности своих членов. Но более рациональной по сравнению с естественным состоянием формой общественного устройства они считали гражданское состояние или государство [6].

XX в. предоставил всем определенную свободу, повысив уровень мобильности экономических ресурсов. 70-е гг. двадцатого столетия были известны ослаблением систем валютного контроля, что помогло открыть границы для притока инвестиций. А в 90-е гг по данным ООН 95% правил в отношении прямых иностранных инвестиций были неэффективны, что сделало разрегулированные финансовые рынки более привлекательными для иностранных инвесторов.

Развитие науки и технологии в наши дни, а также переориентация экономики на избыточную генерацию потока инноваций позволяют говорить о новом этапе развития налогового соперничества стран за капитал и рабочую силу, основные черты которого мы узнаем в ближайшем будущем.

3. Понятие и экономическая сущность налоговой конкуренции

В настоящее время в специальной литературе можно встретить следующие описания явления (см. таблицу 1).

Из указанных трактовок можно выделить следующие основные признаки налоговой конкуренции:

1) налоговая конкуренция связана с действиями государства в области налоговой политики, которые не согласованы с другими юрисдикциями и оказывают влияние на чужих налогоплательщиков;

2) налоговая конкуренция всегда представляет собой такое несоответствие элементов систем обложения, при котором некоторые из них в большей степени удовлетворяют потребностям плательщиков и являются более привлекательными для них;

3) к субъектам конкуренции отно-

сятся лица и их группы, ведущие борьбу за объекты конкуренции [11]. Основными субъектами налоговой конкуренции являются различные уровни государственной власти, другими - налогоплательщики: физические и юридические лица;

4) объекты конкуренции представляют собой явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба [11]. Объектом конкуренции являются налоговые ресурсы, которые могут быть перемещены на территорию другой юрисдикции;

5) цель налоговой конкуренции -привлечение максимального количества налоговых ресурсов под влияние национального налогового законода-

тельства.

Экономическая сущность налоговой конкуренции заключается в таком режиме налогообложения, который приводит к перемещению части доходов плательщиков на другую территорию и перераспределению через бюджетную систему другой юрисдикции.

Таким образом, налоговая конкуренция - это состязание в предоставлении наилучших условий для держателей облагаемого имущества.

Благоприятные условия в большей степени приводят к снижению налоговой нагрузки на определенный элемент налоговой базы (см. таблицу 2).

Налоговая конкуренция имеет много общего с соперничеством продав-

Экономика, Статистика и Информатика^^ 41 №4, 2010

Г"

^^^ Экономика Таблица 2. Основные инструменты налоговой конкуренции

Инструмент Применение

Освобождение Лицо или объект обложения частично или полностью не облагаются налогом

Понижение ставки налога Меньшая часть дохода плательщика перераспределяется через бюджет

Распределение налоговой базы Налоговая нагрузка распределяется между различными плательщиками или в пределах определенного периода времени

Изменения срока уплаты Отсрочка, рассрочка - перенос обязательства на более поздний срок полностью или частично с уплатой процентов. Налоговый кредит - уменьшение налогового оклада на сумму кредита с уплатой процентов в течение определенного периода

Рис. 1. Соотношение поступлений от основных налогов в странах

ОЭСР [13].

цов и покупателей на рынке. Потребители покупают у фирм товары и услуги. Граждане страны уплачивают налоги с целью получить от государства блага.

Потребитель стремиться приобрести, учитывая ограниченный бюджет, такой набор товаров и услуг, который бы максимально удовлетворил его потребности. Потребители будут финансировать фирмы, которые будут производить необходимые для них товары и продавать их по самой низкой цене. Налогоплательщики также стремятся получить от государства определенный набор услуг (качественное образование и транспортные услуги, безопасность и др.), уплатив при этом минимальную сумму налогов.

Если потребителям не понравится продукт определенной фирмы, они могут прекратить его приобретение. Граждане, не довольные качеством и стоимостью благ, предоставляемый государством, могут переместиться на другую территорию (город, регион,

страну).

Несмотря на некоторые сходства налоговой и рыночной конкуренции, между двумя экономическими явлениями существуют некоторые отличия:

1. Товары и услуги, приобретаемые потребителем у фирмы, являются частными продуктами: их потребление не оказывает серьезного влияния на других агентов, а также не вызывает серь-езнытх внешних эффектов для других лиц. Например, покупка мебельного гарнитура связана лишь со стремлением потребителя к комфорту и не влияет на других лиц, если производство не вредит окружающей среде. Блага, предоставляемые государством, очень часто являются общественными, так как оказывают влияние на более чем одного человека в определенный момент времени. Поэтому достаточно тяжело запретить их потребление тем людям, которые не уплачивают налогов.

2. Потребитель в одном магазине имеет возможность выбрать из более полусотни торговых марок товар тако-

го производителя, который ему больше подходит. Также у него есть возможность зайти и в другие магазины. Гражданин не имеет достаточно широкого выбора общественных благ. Даже в том случае, если выгодно возить ребенка учиться в другой район, это достаточно тяжело и не может сравниться с разными магазинами. Последняя ситуация похожа на выбор в различных магазинах уже заполненных покупательских корзин. Поэтому приобретение, например, дома, квартиры или машины, включает в себя выбор определенного пакета условий.

3. Если товар не удовлетворяет потребителя, он может уйти к другому продавцу или пожаловаться производителю или продавцу на недостатки товара. В своей классической работе "Выход, голос и лояльность" А. Хиршман [12] пишет, что социальные акторы обычно имеют в своем распоряжении два способа реагировать на экономические отношения, в которых они состоят и которые их более не удовлетворяют. Это либо полностью разорвать их (например, работнику уволиться с работы, которая перестала его удовлетворять, или потребителю переключиться на товары других производителей), либо добиться желаемых улучшений с помощью политический действий (например, посредством жалоб высшему руководству, переговоров, забастовок или угроз забастовки и т. п.). Первый тип реакции А. Хиршман назвал "выходом" ("exit"), второй - "голосом" ("voice") и показал, что для акторов общие издержки использования "выхода" обычно ниже, чем издержки обращения к "голосу". Обладающие значительным общим человеческим капиталом и конкурентоспособные на внешнем рынке труда работники имеют хорошие возможности для "выхода". Два типа реакции «выхода» и «голоса» могут применяться как в отношении хозяйствующих субъектов, так и в отношении государств. Однако существуют значительные расхождения в их использовании. Если на рынке частных товаров и услуг потребитель чаще будет использовать «выход» (от одного продавца к другому), то на рынке государственных благ налогоплательщик чаще будет использовать механизм «голос», так как «выход» означает переезд в другую юрисдикцию, что не всегда возможно и связано с большими расходами.

4. Тенденции и перспективы

Тенденции развития налоговых си-

— Мк 0£СС «жгтгез Бп = :!-= ОЕС31

Ч ЧJ ■_! |-- '_■.' I_I 14 Г/ п I '_' I 1_1 . 1_1 14 Ч'> 4

Рис. 2. Налоги на доходы корпораций по отношению к ВВП [14]

стем свидетельствуют о снижении номинальных ставок налогов, в то время как их эффективные ставки увеличиваются за счет расширения налоговой базы и увеличения числа плательщиков.

Известно, что практически в любой налоговой системе основная роль отводится налогам на доходы и потребление. На рисунке 1 представлено соотношение налоговых поступлений по этим платежам в странах ОЭСР. Нетрудно заметить, что возрастает роль корпоративных налогов, в то время, как налоги на доходы населения приносят все меньше доходов. Налог с продаж и НДС растут частично за счет снижения ставок подоходных налогов и увеличения объема располагаемых доходов после обложения.

Анализируя по группам стран, долю налога на доходы корпораций в ВВП,

прослеживается определенный рост во всех трех группах выборки. При этом небольшие по размеру страны остаются лидерами в подобной конкуренции (см. рисунок 2).

Поступления от налогов на доходы населения после падения переживают слабый рост, что может быть свидетельством определенной адаптации налоговых систем к новейшим принципам внешней налоговой политики (см. рисунок 3).

Борьба с недобросовестным налоговым соперничеством в конце ХХ-го столетия неблагоприятно повлияла на ряд стран, среди которых оказались Япония и Германия. Небольшие экономики успели изменить свою политику и резко устремились вверх в своем развитии. При этом показателен опыт Ирландии. В 2000 г. страна с населением

3,8 млн. человек привлекла больше иностранных инвестиций, чем Япония и Италия, снизив до 10% ставку налога на прибыль юридических лиц в отношении финансовых услуг, производственной деятельности и некоторых других операций. В отчете ООН Ирландия была названа самой динамично развивающейся страной среди экономически развитых держав.

Подобная тенденция лишь говорит о том, что странам с большой территорией достаточно непросто быстро адаптироваться к унифицированным правилам. А усиление указанных процессов заставляет страны разрабатывать свою политику с учетом новых принципов на ряд лет, чтобы не потерять свое экономическое положение.

Процессы конкуренции усиливаются и полностью поддерживаются в Се-

Рис. 3. Налоги на доходы физических лиц по отношению к ВВП в странах ОЭСР [15]

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2010

43

верной Америке, в то время как в Европе - сдерживаются и признаются вредными. Подобная проблема может привести к:

1. Небольшому снижению уровня конкуренции в Европе за счет унификации налогового законодательства.

2. Усилению конкуренции плательщиков за льготные режимы налогообложения в Европе, поскольку на американском континенте ставки налогов традиционно высоки.

3. Ужесточению налогового законодательства в отношении злоупотреблений налоговыми льготами.

4. Увеличению количества налоговых споров в отношении правильности применения налоговых льгот.

5. Заключение

Таким образом, налоговая конкуренция поддерживает экономический рост, поскольку поощряет разумную налоговую политику, а налоговая гармонизация, напротив, приводит к более высоким налоговым ставкам. Наглядным примером является история ставок корпоративных налогов в Европейском Союзе. Уже в 1962 и 1970 годах появились официальные сообщения, призывающие к гармонизации систем корпоративных платежей. В 1975 году Европейская комиссия высказалась за минимальный корпоративный налог в размере 45%. Эта инициатива потерпела неудачу, как потерпела неудачу и подобная мера в начале 1990-х по введению минимальной ставки корпоративного налога в размере 30%.

Примерно 25 лет назад Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган смогли восстановить экономический рост и добиться оживления в экономике с помощью широкомасштабного снижения налоговый ставок. В те годы высшая налоговая ставка в Великобритании составляла 83%, а М. Тэтчер снизила ее до 40%.

Когда Р. Рейган быт приведен к присяге, высшая налоговая ставка в Соединенных Штатах составляла 70%. Президент же снизил ее до 28%. Не только Великобритания и США выиграли от снижения налоговых ставок, выиграли и другие страны, потому что налоговая конкуренция заставила снизить налоговые ставки, а снижение налоговых ставок, без сомнения, помогло быстрому росту мировой экономики.

Налоговую конкуренцию нельзя рассматривать в качестве ключевого и единственного фактора, приведшего к серьезным изменениям в экономической системе общества. Но как один из факторов она определенно вызвала те перемены, которые мы можем наблюдать в настоящее время.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. (1776, vol. 2). Chicago: University of Chicago Press, 1976. " Стр. 375.

2. Волков В. Смысл налоговык отношений в контексте истории формирования государств. Конкуренция за налогоплательщика: Исслед. по фискальной социологии / Моск. обществ. науч. фонд; Ред. В.В. Волков. (Науч. докл. / Моск. обществ. науч. фонд; N 122). - М., 2000. - Стр. 1.

3. Махмуд Хамди Закзук. Исламские походы и сущность Джихада (борьба за веру): http://www.islaam.ru/answers/ questions/3.html (апрель 2000 г.)

4. Черник Д. Г. Налоги и античность // Российский налоговый курьер. "

1999. " №7 . " Стр. 60.

5. История политических и правовык учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лей-ста. - М.: Юридическая литература, 1997 : http://feelosophy.narod.ru/leist/ L096.HTM

6. Волков В. Смысл налоговык отношений в контексте истории формирования государств. Конкуренция за налогоплательщика: Исслед. по фискальной социологии / Моск. обществ. науч. фонд; Ред. В.В. Волков. (Науч. докл. / Моск. обществ. науч. фонд; N 122). - М.,

2000. " Стр. 1.

7. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. - М.: ИЭПП, 2005. " С.470-471.

8. Goodspeed T. J. Tax Competition, Benefit Taxes, and Fiscal Federalism // National Tax Journal. " 1998. " № 51 (3). " Стр. 582.

9. Field T. F. Tax Competition in Europe and America// State Tax Notes. (31.03.03). " Стр. 1211-1216.

10. Погорлецкий А. И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Изд-во С.- Петерб. Гос. унта, 2005. " Стр. 123.

11. Воронов А. Конкуренция в XXI веке: http://region73.com/material/knigi/ marketing/mark09.shtml.

12. Hirshman A. O. Exit, Voice, and Loyalty (Cambridge: Harvard University Press, 1970)

13. Источник:ОЕСБ (2007), Policy Brief: Consumption Taxes: the Way of the Future?- Стр.2.

14. Источник: http://www.oecd.org/ document/53/ 03343en_2649_37427_39S53797_1_1_1_37427,00^

15. Источник: Revenue Statistics 1965-2006.Paris: OECD, 2007.

References

1. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. (1776, vol. 2). Chicago: University of Chicago Press, 1976. " P. 375.

2. Volkov V. Content of Tax Relations in the Light of Government History. Competition for a Taxpayer / " M, 2000. - P. 5.

3. Mahmud Hamdi Zakzuk. Islamic Campaigns and the Gist of Jihad (Struggle for Belief): http://www.islaam.ru/an-swers/questions/3.html (April, 2000)

4. Chernik D. G. Taxes and Antiquity / / Russian Tax Courier. - 1999.-№7.-P.60.

5. Layst O.E. History of Political and Legal Studies:Textbook.-M. :Law books,1997: http://feelosophy.narod.ru/ leist/L096.HTM.

6. Volkov V. Content of Tax Relations in the Light of Government History. Competition for a Taxpayer / " M, 2000. - P. 1.

7. Issues of Local Government Reform: Structural and Financial Matters.-M.:IET,2005.-P.470"471.

8. Goodspeed T. J. Tax Competition, Benefit Taxes, and Fiscal Federalism // National Tax Journal. " 1998. " № 51 (3). " P. 582.

9. Field T. F. Tax Competition in Europe and America// State Tax Notes. (31.03.03). " P. 1211-1216.

10. Pogorlecky A.I. Principles of International Taxation and International Tax Planning. - St.Pt.:SSU,2005.-P. 123.

11. Voronov A. Competition in XXI century: http://region73.com/material/kni-gi/marketing/mark09.shtml.

12. Hirshman A. O. Exit, Voice, and Loyalty (Cambridge: Harvard University Press, 1970)

13. Source: OECD (2007), Policy Brief: Consumption Taxes: the Way of the Future?- P.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.