Научная статья на тему 'МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: СОСТОЯНИЕ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА'

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: СОСТОЯНИЕ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / НЕФТЬ / ГАЗ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ЭНЕРГООБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воропай Николай Иванович, Подковальников Сергей Викторович, Санеев Борис Григорьевич

Рассматривается современное и перспективное присутствие России на энергетических рынках стран Северо-Восточной Азии. Анализируются возможные схемы межгосударственной энергетической ин- фраструктуры в регионе. Формулируется комплексная задача разработки научно-обоснованной стра- тегии энергетической кооперации в Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Воропай Николай Иванович, Подковальников Сергей Викторович, Санеев Борис Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERSTATE ENERGY COOPERATION IN NORTHEAST ASIA: CURRENT STATE, POTENTIAL PROJECTS, ENERGY INFRASTRUCTURE

Considered are current state and prospective participation of Russia in energy markets of Northeast Asian countries. Analyzed are possible schemes of interstate energy infrastructure in the region. The comprehensive problem of development of scientifically-based strategy for energy cooperation is formed.

Текст научной работы на тему «МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: СОСТОЯНИЕ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

УДК 620.9.001.12/.18 (470+571+51)

Н.И. Воропай, С.В. Подковальников, Б.Г. Санеев1

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: СОСТОЯНИЕ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Рассматривается современное и перспективное присутствие России на энергетических рынках стран Северо-Восточной Азии. Анализируются возможные схемы межгосударственной энергетической инфраструктуры в регионе. Формулируется комплексная задача разработки научно-обоснованной стратегии энергетической кооперации в Северо-Восточной Азии.

Ключевые слова: энергетическая политика, стратегия, программа, энергоресурсы, нефть, газ, электроэнергия, кооперация, энергообъединение.

Восточный вектор энергетической политики России

Национальные интересы России требуют активизации ее взаимовыгодного сотрудничества с Китаем, Японией, Республикой Корея и другими странами Северо-Восточной Азии. Восточная энергетическая политика - не самоцель, а инструмент решения многих принципиально важных задач федерального, межрегионального и регионального уровней. Целесообразно рассматривать две группы таких задач: социально-экономические и геополитические; энергетические [1].

Социально-экономические и геополитические задачи включают: повышение комфортности, стиля, качества жизни населения восточных регионов России; консолидацию и интеграцию субъектов РФ, укрепление единства экономического и энергетического пространства страны; укрепление позиций России в мирохозяйственной системе, сообществе государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Центральной и Северо-Восточной Азии; повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности хозяйственного комплекса Востока России, повышение уровня ресурсообеспеченности страны и доступности удаленных территорий, расширение активного экономического пространства России, создание условий для привлечения в Россию иностранных капиталов и передовых технологий.

Энергетические задачи восточной энергетической политики России включают: повышение эффективности и надежности топливо- и энергоснабжения потребителей; повышение энергетической безопасности страны и ее регионов; совершенствование территориально-производственной структуры ТЭК страны и особенно восточных ее регионов; повышение экологической безопасности энергетики; формирование транспортно-энергетической инфраструктуры - систем нефте- и газопроводов, электрических сетей - и создание в России единого транспор-тно-энергетического пространства.

К настоящему времени в России фактически завершен сложный и трудоемкий этап работ по формированию большого числа программных документов, определяющих стратегическое развитие экономики и энергетики на Востоке страны с учетом энергетической кооперации России со странами Северо-Восточной Азии. К таким документам относятся:

- Энергетическая стратегия России до 2030 года;

- Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (так называемая Восточная газовая программа) [2];

- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года;

1 Николай Иванович Воропай - директор Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН, чл.-корр. РАН, д.т.н., профессор, e-mail: kvoropai@isem.sei.irk.ru;

Сергей Викторович Подковальников - заведующий лабораторией ИСЭМ СО РАН, к.т.н., e-mail: spodkovalnikov@isem.sei.irk.ru; Борис Григорьевич Санеев - заместитель директора ИСЭМ СО РАН, д.т.н., e-mail: saneev@isem.sei.irk.ru

- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года;

- Стратегия развития ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 года;

- Программа развития нефтеперерабатывающих мощностей в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока и ряд других.

Разрабатывались также стратегии и программы развития энергетики регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Во всех этих стратегических документах определяется основной целевой ориентир развития энергетики Востока России: развитие энергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока в рассматриваемой перспективе будет направлено не только на удовлетворение собственных потребностей в энергоносителях, но и на обеспечение взаимовыгодных поставок российских топливно-энергетических ресурсов на энергетические рынки стран Северо-Восточной Азии.

Состояние и перспективы присутствия России на энергетических рынках стран Северо-Восточной Азии

Страны Северо-Восточной Азии в экспорте российских энергетических ресурсов занимают пока незначительное место (состояние на 2010 г.): экспорт угля и нефти составляет соответственно 24 и 17% от общего объема их экспорта, а доля экспорта электроэнергии и природного газа -6 и 8%. В настоящее время существуют слабые электрические связи между энергообъединениями Сибири и Дальнего Востока (220 кВ), между Россией (Бурятская энергосистема) и Монголией (Центральная энергосистема) - 110-220 кВ, 380 км, между Россией (Амурская энергосистема) и Китаем (Харбинская энергосистема) - 110220-500 кВ, 206 км. В 2010 г. Россия поставила в Китай 983 млн кВтч, а в Монголию - 206 млн кВтч электроэнергии [1]. Обеспеченность энергоресурсами стран Северо-Восточной Азии показана в табл. 1.

Анализ конъюнктуры энергетических рынков Китая, Японии, Республики Корея и других стран Восточной и Северо-Восточной Азии показывает, что в этих странах имеется ниша для российских энергоресурсов, а Россия готова на взаимоприемлемых условиях поставлять из вос-

точных регионов в эти страны следующие объемы топливно-энергетических ресурсов [1]: нефть - с 38 млн т в 2010 г. до 59-60 млн т в 2020 г. и до 68-73 млн т в 2030 г.; природный газ - с 13,3 млрд м3 в 2010 г. до 50-70 млрд м3 в 2020 г. и до 78-80 млрд м3 в 2030 г.; уголь - с 28 млн т в 2010 г. до 35-40 млн т в 2020 г. и до 50-60 млн т в 2030 г.; электроэнергия - с 1 млрд кВтч в 2010 г. до 50-60 млрд кВтч в 2020 г. и до 80-85 млрд кВтч в 2030 г. (см. рис. 1).

Условия развития нефтегазовой сферы на Востоке России и кооперации со странами Северо-Восточной Азии

Перспективы развития газодобывающей промышленности и газотранспортной системы на Востоке России определены в «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона» [2].

В качестве рекомендуемого в Программе развития газовой промышленности и формирования газотранспортной системы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке предложен вариант «Восток-50», в котором прирост добычи газа обеспечивается в основном за счет месторождений Сахалинского и Якутского центров газодобычи. От месторождений этих центров газодобычи предусматривается газификация дальневосточных территорий и поставка сетевого газа (с 2020 г. в объеме 50 млрд м3) в страны Северо-Восточной Азии. Природный газ месторождений Иркутской области и Красноярского края используется только для газификации собственных потребителей. Суммарная добыча природного газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке по этому варианту в 2030 г. оценивается в 120-125 млрд м3. В варианте поставки природного газа Восточной Сибири в Единую систему газоснабжения России в объеме 30-35 млрд м3 суммарная добыча природного газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может составлять 160-165 млрд м3 при сохранении экспорта в страны Северо-Восточной Азии трубопроводного газа в объеме 50 млрд м3 [2].

В 2008-2009 гг. ИСЭМ СО РАН в рамках работ по разработке Энергетической стратегии

Таблица 1

Обеспеченность энергоресурсами стран Северо-Восточной Азии [1]

Показатель Россия Китай Япония Республика Корея Монголия

Сибирь Дальний Восток

Площадь территории, млн км2 5115 6216 9598 373 99 1567

Население, млн чел. 20 7 1322 128 49 2,6

Запасы угля, млрд т 98 30 114,5 0,35 0.13 22

Запасы нефти, млрд т 1.9 0.8 14,8 0,006 0 0,2

Запасы традиционного газа, трлн м3 5.4 4.7 2,8 0,02 0,003 н.д.

Запасы шельфового газа, трлн м3 0 1.1 36,1 н.д. н.д. н.д.

Экономический потенциал гидро-, энергоресурсов, ГВт 70 40 400 27 2,5 1

Потенциал ветровой энергии, ГВт 900 1200 2580 1900 60 1100

Потенциал солнечной энергии, ГВт 1100 1400 2200 150 н.д. 1500

Примечание: н.д. - нет данных.

Нефть Газ

Уголь Электроэнергия

Рис. 1. Возможный экспорт энергоресурсов из России в страны Северо-Восточной Азии

в сравнении с общим объемом

России до 2030 г. были предложены и детально исследованы два - умеренный и стратегический - сценария развития газовой отрасли на Востоке России [1]. Основанием для этих двух сценариев с корректировкой Восточной газовой программы [2] послужили следующие соображения.

В настоящее время рынки газа стран АТР ориентированы на импорт в основном сжиженного природного газа (СПГ). Однако эта ситуация меняется: и Республика Корея, и Китай серьезно настроены на расширение импорта трубопроводного газа с целью диверсификации источников и обеспечения стабильности поставок. Поэтому России необходимо обратить внимание на оба эти направления - и на СПГ, и на трубопроводный газ.

Важно также отметить, что восточно-сибирский газ, в силу территориального расположения месторождений и необходимости его переработки (отделения гелия и других фракций), экономически нецелесообразен для производства СПГ, а сахалинский газ, наоборот, тяготеет к производству СПГ. В этой связи представляется, что газовые месторождения Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) необходимо ориентировать на обеспечение газом местных

рынков и поставки трубопроводного газа в основном в Китай и Республику Корея, а газ сахалинского шельфа - на поставки СПГ на рынки Японии и других стран АТР. В этом случае восточно-сибирские и дальневосточные проекты не будут конкурировать между собой, а дополнять друг друга.

С учетом сказанного умеренный сценарий ИСЭМ СО РАН сопоставим с вариантом «Вос-ток-50» Восточной газовой программы, но предполагает более интенсивное освоение Ковык-тинского газоконденсатного и других место -рождений Иркутской области, при этом добыча газа на сахалинском шельфе предусматривается не столь быстрыми темпами. Стратегический сценарий предполагает более интенсивное развитие Иркутского, Красноярского и Сахалинского центров газодобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в 2030 г. 170-175 млрд м3. В обоих сценариях проработана этапность их реализации.

В табл. 2 представлены основные технико-экономические показатели магистральных газопроводов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, рекомендуемых для обоих сценариев ИСЭМ СО РАН.

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели магистральных газопроводов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Газопровод Производительность, млрд. м3 Диаметр, мм Длина, км Капвложения, млрд руб.

Верхнечонское НГКМ -

Ковыктинское ГКМ - Саянск - 5 720 1243 46,9

Иркутск

Юрубчено - Тохомское НГКМ - 30 1420 520 43,2

Богучаны - Канск 35-40 1420 430 35,1

Ковыктинское ГКМ - Ангарск

Восточно-Шмидтовский блок - 35-40 1420* 475* 110,9

Ильинское 1020 280

Ангарск - Джида - Чита - 30-35 1420 1930 270,0

Забайкальск 15/35 1020/1420** 1330 180,0

Саянск - Канск - Проскоково

Чаядинское НГКМ - Ленск - 35-40 1420 1574 225,2

Олекминск - Сковородино

Сахалин - Хабаровско - 5 720 1280 48,2

Владивосток

Примечания. * В зависимости от сценария. ** В зависимости от производительности.

Существенную интегрирующую роль в исследованиях кооперации стран Северо-Восточной Азии в газовой сфере сыграл и продолжает играть Международный форум газопроводов Северо-Восточной Азии (Northeast Asian Gas and Pipeline Forum) с участием российских организаций, включая ИСЭМ СО РАН. Первый комплексный прогноз развития межгосударственной газотранспортной сети в регионе на перспективу был выполнен этим международным сообществом в 2000 г. [3]. В последующем этот прогноз был уточнен. Современное представление перспективной межгосударственной газотранспортной инфраструктуры в Азии, которая включает как трубопроводный транспорт газа, так и возможные морские пути транспорта СПГ, показано на рис. 2 [3].

Что касается межгосударственной нефтепро-водной системы в Северо-Восточной Азии, то подобные исследования, к сожалению, отсутствуют. Начало развития процесса формирования нефтетранспортной инфраструктуры в регионе положено российским магистральным нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан с ответвлением в Китай в районе Сковородино и танкерными терминалами на дальневосточном побережье, а также первым нефтяным танкером от платформы «Приразломная» в Север-

ном ледовитом океане в Китай, который имеет сравнительно развитую национальную нефте-проводную систему (см. рис. 3 [1]).

Условия кооперации в электроэнергетике Востока России и стран Северо-Восточной Азии

Развитие межгосударственного сотрудничества в электроэнергетическом секторе стран Северо-Восточной Азии пока находится на начальной стадии. Вместе с тем с начала 1990-х годов ведутся исследования эффективности и перспектив не только сооружения трансграничных электропередач и создания межгосударственных электрических связей между отдельными странами, но и формирования межгосударственного энергообъединения [4-10]. В этих исследованиях участвуют научно-исследовательские институты России (в том числе ИСЭМ СО РАН), Республики Корея, Китая, Японии, Монголии и других стран, а также Азиатско-Тихоокеанский энергетический исследовательский центр (АРБЯС), располагающийся в Токио (Япония). Финансируются они госбюджетами РФ и Республики Корея, Всемирным банком, фондом «Сколково», российскими холдингами Евроси-бэнерго, ИнтерРАО ЕЭС, РусГидро.

Рис. 2. Перспективная структура межгосударственной газотранспортной

сети в Азии

Рис. 3. Перспективные направления транспорта нефти в Азии

Перспективы развития международного сотрудничества и кооперации в электроэнергетике Северо-Восточной Азии обусловлены отличиями в обеспеченности собственными природными энергоресурсами (см. табл. 1) и степени их использования, разными потребностями в этих ресурсах и конечных видах энергоносителей, остротой экологических проблем в отдельных странах региона.

Общее представление об основных проектах межгосударственных электрических связей дает рис. 4 [1]. Остановимся на отдельных проектах. Прежде всего рассмотрим предлагаемые проекты межгосударственных электрических связей России и Китая.

Проект электропередачи Братск - Пекин (±600 кВ, 2250 км, 5-6 ГВт) ориентирован на решение двух задач: организацию экспорта избыточной электроэнергии действующих и новых электростанций в ОЭС Сибири и ее объединение с ЭЭС Северного Китая с реализацией интеграционных эффектов. Основной эффект состоит в снижении ввода новых генерирующих мощностей в обеих ЭЭС в связи с разносезонностью годовых максимумов нагрузки в указанных ЭЭС.

Проекты трансграничных электропередач Забайкалье - Пекин (±600 кВ, 1900 км, 3,1 ГВт),

Ерковецкая ГЭС - Шеньян (±600 кВ, 1300 км, 3,6 ГВт), Бурейская ГЭС - Харбин (±400 кВ, 700 км, 1,0 ГВт), Южно-Якутские ГЭС - Шеньян (±750 кВ, 2700 км, 3,3 ГВт) являются экспортными.

Они предусматривают строительство экспортно-ориентированных тепловых электростанций на бортах угольных разрезов и ГЭС, в том числе Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса.

К крупнейшим экспортным теплоэнергетическим проектам относится проект широкомасштабного экспорта электроэнергии из России в Китай. По договору 2005 г. между ОАО РАО «ЕЭС России» и Государственной электросетевой корпорацией Китая предполагалось построить в Забайкалье и Амурской области несколько угольных тепловых электростанций общей мощностью 10-11 ГВт, а также соответствующие лини электропередачи переменного/постоянного тока на территории России и Китая с достижением в итоге экспорта 60 млрд кВт.ч электроэнергии.

Первый этап проекта в основном выполнен, что позволило продавать в настоящее время из ОЭС Востока в северо-восточные провинции Китая до 3,5 млрд кВт.ч/год электроэнергии. Однако от реализации дальнейших этапов ки-

Рис. 4. Возможные направления межгосударственных линий электропередачи в Северо-Восточной Азии

ф - Действующие ГЭС

(Э - Строящиеся ГЭС

0 - Перспективные ГЭС (ПЭС)

— - Межгосударственные электрические связи

Токио V рея

Я п оин я

тайская сторона отказалась по экономическим соображениям. Из мероприятий предусмотренных данным проектом пока остается возможность сооружения к 2015 г. Ерковецкой ГРЭС в Амурской области с уточненной мощностью 3600 МВт с выдачей 20 млрд кВт.ч ее электроэнергии в район Шеньяна по ППТ ±600 кВ с преобразовательной подстанции «Амурская».

Наряду с развитием тепловой генерации по проектам межгосударственных электрических связей рассматривается также использование действующих и новых сибирских и дальневосточных ГЭС. В значительной мере на утилизацию повышенной сезонной выработки ГЭС Ангаро-Енисейского каскада ориентируются проекты межгосударственных электрических связей из ОЭС Сибири в Китай. К новым ГЭС, строительство которых может быть связано с реализацией межгосударственных электрических связей с ЭЭС стран Северо-Восточной Азии, относятся Мокская ГЭС с контррегулятором Ивановской ГЭС в ОЭС Сибири, а также Канкунская и Среднеучурская ГЭС ЮжноЯкутского гидроэнергетического комплекса в ОЭС Востока (см. табл. 3).

Проведенные в последнее время в ИСЭМ СО РАН исследования показали, что вариант экс-

порта электроэнергии из России в Китай в нынешних условиях не дает положительного экономического эффекта. Максимальная эффективность объединения ЭЭС Востока России и Китая с реализацией интеграционных эффектов совмещения годовых и суточных графиков нагрузки, улучшения режимов работы электростанций достигается в результате совместной оптимизации межгосударственного объединения. При этом обеспечивается экономия установленных мощностей генерации в объеме 14 ГВт и капиталовложений почти 19 млрд долл. при затратах в создание энергообъединения свыше 16 млрд долларов. Происходит выравнивание стохастической отдачи ветроэлектростанций Севера и Северо-Востока Китая, а также снижение неиспользуемых мощностей сибирских и дальневосточных ГЭС за счет высоких адаптационных возможностей энергообъединения.

В числе экспортно-ориентированных проектов рассматривается и сооружение Тугурской приливной электростанции (ПЭС) [5, 8]. Она, в частности, составляет основу проекта «Система постоянного тока Усть-Илимская ГЭС - Хабаровск» [7]. В данном проекте резкопеременную энергоотдачу этой ПЭС предлагается выравнивать за счет мощностей относительно дешевых

Таблица 3

Экспортные гидроэнергетические проекты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование проекта Местоположение (район, река) Установленная мощность, МВт Среднемноголетняя выработка электроэнергии, ТВтч

Мокская и Ивановская ГЭС Бурятия, р. Витим 1420 7,8

ЮЯГЭК, всего, Якутия, бассейн р. Лены 9050 39,0

в том числе Канкунская ГЭС р. Тимптон 1200 4,9

Нижне-Тимптонская ГЭС р. Тимптон 3300 15,0

Средне-Учурская ГЭС р. Учур 930 3,8

Верхне-Алданская ГЭС р. Алдан 1000 4,5

Олекминская ГЭС р. Олекма 2000 7,6

Тугурская ПЭС Охотское море 5120-6800 16,1-18,5

дополнительных агрегатов на действующих Братской, Усть-Илимской, Зейской, Бурейской и будущих Мокской и Средне-Учурской ГЭС. Это позволит использовать для обеспечения сибирских и дальневосточных потребителей, а также выдавать на экспорт в любую восточно-азиатскую страну более 70 ТВт.ч экологически чистой электроэнергии.

Проведенные исследования показали, что наиболее эффективным является объединение ОЭС Востока с ЭЭС Республики Корея (электропередача Владивосток - Пхеньян - Сеул). Работами ИСЭМ СО РАН и Корейского электротехнологического исследовательского института (КБЯГ) обоснованы не только целесообразность и эффективность, но и технические возможности сооружения этой связи. Высокая эффективность данного проекта для Республики Корея при маневренном режиме электропередачи объясняется значительной возможной экономией генерирующих мощностей (до 8 ГВт), обусловленной разносезонностью наступления годовых максимумов нагрузки. Важную роль в реализации этого эффекта могут играть действующие Зейская и Бурейская ГЭС в Амурской энергосистеме. Однако для реализации проекта и обеспечения безопасности эксплуатации ЛЭП необходимо решить политические проблемы на Корейском полуострове и создать условия для тесного экономического и технического сотрудничества между Россией и Республикой Корея.

Проект межгосударственной электрической связи между Дальним Востоком России и Японией первоначально рассматривался как чисто

экспортный [7]. Для этого намечалось построить парогазовую электростанцию на Сахалине мощностью 4 ГВт, воздушно-кабельную ППТ ±600 кВ длиной 1800 км (1400 км подводный кабель) от Сахалина до о. Хонсю и преобразовательные подстанции на Сахалине мощностью 4 ГВт, на о. Хоккайдо - 1 ГВт и о. Хонсю - 3 ГВт.

Продление этой связи до Хабаровска позволило бы объединить ОЭС Востока и ЭЭС Японии и получить эффект от разновременности годовых максимумов нагрузки в этих системах. Более отдаленный проект направлен на экспорт в Японию мощности и электроэнергии ЮжноЯкутских ГЭС и Тугурской ПЭС. Однако все эти проекты пока оказываются очень дорогими из-за большой длины подводного кабеля.

Альтернативным направлением межгосударственной связи Россия - Япония может рассматриваться электропередача через Китай и страны Корейского полуострова, а далее подводным кабелем. Реализация этого проекта может оказаться выгоднее рассмотренного выше, однако остаются отмеченные политические проблемы Корейского полуострова.

В последнее время рассматривается проект сооружения ветро-солнечно-энергетического комплекса в пустыне Гоби, Монголия, мощностью 100 ГВт на базе ветровых и солнечных электростанций в равной пропорции и ЛЭП постоянного тока для выдачи их электроэнергии в Китай, Республику Корея, Японию и Россию [4]. Реализация этого проекта приведет к формированию межгосударственного энергообъединения в регионе. Понятно, что этот проект может

Рис. 5. Структура перспективного электроэнергетического объединения стран Северо-Восточной Азии

быть реализован в отдаленной перспективе и с очень большими затратами. Кроме того, предлагаемая самая предварительная схема такого энергообъединения требует серьезной доработки.

Обобщая проведенные исследования, перспективную структуру межгосударственного электроэнергетического объединения можно представить, как на рис. 5 [1]. Основу такого объединения составят три кольца: континентальное кольцо Японского моря и большое кольцо. Техническая реализация межгосударственных электрических связей, формирующих указанные три кольца, будет основана на сооружении электропередач постоянного и переменного тока. Создание электроэнергетического объединения стран Северо-Восточной Азии может быть выгодным для всех стран-участниц в регионе.

Заключение

Формирование межгосударственной энергетической инфраструктуры в Северо-Восточной Азии является очень сложной проблемой, поскольку она носит комплексный межотраслевой характер, реализуется на обширной территории, в ней может быть задействовано большое количество участников разных стран, программные

мероприятия очень капиталоемки и их реализация требует тесного международного сотрудничества в энергетической сфере.

Между тем назрела необходимость в разработке научно-обоснованной стратегии энергетической кооперации в Северо-Восточной Азии, в которой должна быть показана очередность реализации межгосударственных нефте- и газопроводов, электрических связей и этапы формирования межгосударственной энергетической инфраструктуры, дана оценка социально-экономических последствий от принимаемых решений не только для энергетических компаний, но и для регионов и каждой страны в целом.

Такую стратегию можно разработать лишь на основе международной кооперации коллективов научно-исследовательских и проектных институтов, компаний, банков и т.п. заинтересованных стран при активной поддержке правительств и региональных органов власти. При этом необходимо усилить внимание к механизмам реализации скоординированных действий участников (стран, регионов, компаний), имея ввиду экономические механизмы, законодательные и нормативные, в том числе межгосударственные, инициативы, связанные с реализацией крупных межстрановых энергетических проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Восточный вектор Энергетической стратегии России. Современное состояние, взгляд в будущее / отв. ред. Н.И. Воропай и Б.Г. Санеев. Новосибирск: Гео, 2011, 368 с.

2. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (утв. Приказом Минэнерго РФ от 03.09.2007 г. № 340). М, 2007, 290 с.

3. A Long-Term Vision of Natural Gas Trunkline in Northeast Asia /Northeast Asia Gas and Popeline Forum, 2000, 226p.

4. Gobitec and Asian Supergrid for Renewable Energies in Northeast Asia/ S. Mano, B. Ovgor, Z. Samadov, etc. Brussels, 2014, 110 p.

5. Воропай Н.И., Ершевич В.В., Руденко Ю.Н. Развитие межнациональных энергообъединений - путь к созданию мировой электроэнергетической системы. Иркутск: СЭИ СО РАН, 1995, 29 с.

6. Interconnection in APEC Region. Current Status and Future Potential. Tokyo: APERC, 2000, 82 p.

7. Koscheev L.A., Kucherov Yu.N., Sakemi N., Natori K. Russia-Japan Power Bridge // Proc. of Int. Conf. on Energy Integration in Northeast Asia. Irkutsk, Russia, September 21-22, 2000, p. 44-53.

8. БеляевЛ.С., Подковальников С.В., Савельев В.А., Чудинова Л.Ю. Эффективность межгосударственных электрических связей. Новосибирск: Наука, 2008, 239 с.

9. Yoon J.Y., Park D.W., Kim N.Y. The Pre-Feasibility Results of NEAREST Between the ROK, and DRPK, and RF // Proc. of 6th Int. Conf. on Asian Energy Cooperation: Forecast and Realities, Irkutsk, Russia, September 7-11, 2008, p. 59-67.

10. Беляев Л.С., Ким Х.-Ё., Лю Т.-Х., Подковальников С.В., Юн Дж.-Ё. Комплексная оценка эффективности межгосударственных электрических связей // Сб. докл. 7-й Междунар. конф. «Энергетическая кооперация в Азии: Что после кризиса?», Иркутск, Россия, 30 августа -3 сентября 2010 г., с. 82-89.

Поступила в редакцию 05.04.2014 г.

N. Voropayi, S. Podkovalnikov, B. Saneev2

INTERSTATE ENERGY COOPERATION IN NORTHEAST ASIA: CURRENT STATE, POTENTIAL PROJECTS, ENERGY INFRASTRUCTURE

Considered are current state and prospective participation of Russia in energy markets of Northeast Asian countries. Analyzed are possible schemes of interstate energy infrastructure in the region. The comprehensive problem of development of scientifically-based strategy for energy cooperation is formed.

Key words: energy policy, strategy, program, energy resources, oil, gas, electric power, cooperation, power system interconnection.

2 Nikolay I. Voropayi - Director of Melentiev Institute for Energy Systems SO RAS, corresponding member of RAS, Doctor of Engineering, Professor, e-mail: kvoropai@isem.sei.irk.ru;

Sergey V. Podkovalnikov - Head of Laboratory, Melentiev Institute for Energy Systems SO RAS, PhD in Engineering, e-mail: spodkovalnikov@ isem.sei.irk.ru;

Boris G. Saneev - Deputy Director, Melentiev Institute for Energy Systems SO RAS, Doctor of Engineering, e-mail: saneev@isem.sei.irk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.