Научная статья на тему 'Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы'

Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖФИРМЕННЫЕ СЕТИ / INTER-FIRM NETWORKS / КОНЦЕПЦИЯ СТАДИЙ РОСТА / СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NETWORK ORGANIZATIONS / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / GROWTH-STAGES CONCEPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробышевская Лариса Николаевна, Ларионова Ирина Георгиевна

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на процесс формирования межфирменных сетей, а также основные теоретические подходы к объяснению развития этого экономического явления. Использование классификации позволит определить рациональность и эффективность применения данной формы сетевого сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercompany Networking Cooperation: Essence and Forms

Main factors and theoretical approaches discussed in this article, which influence the formation of inter-firm networks. Classification will help to determine the rationality and efficiency of inter-firm networks.

Текст научной работы на тему «Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы»

межфирменное сетевое взаимодействие:

сущность и формы

Дробышевская Лариса Николаевна

д-р экон. наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента ld@seatrade.ru

Ларионова Ирина Георгиевна

соискатель кафедры мировой экономики и менеджмента ^05^. Ru

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

_Аннотация

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на процесс формирования межфирменных сетей, а также основные теоретические подходы к объяснению развития этого экономического явления. Использование классификации позволит определить рациональность и эффективность применения данной формы сетевого сотрудничества.

Ключевые слова: межфирменные сети, концепция стадий роста, сетевые организации, классификация, эффективность

Возрастающая конкуренция и нестабильность внешней среды стимулируют субъектов экономического рынка к поиску более эффективных форм сотрудничества. Одной из таких форм являются межфирменные сети, потенциально позволяющие повысить устойчивость, конкурентоспособность и использование инноваций в бизнесе. Поскольку велика актуальность вопросов, связанных с эффективностью формирования и развития межфирменных сетей, возникает потребность в изучении теоретических основ этих процессов.

Формирование межфирменных сетей

Межфирменную сеть принято рассматривать как совокупность устойчивых, многосторонних формальных и неформальных взаимосвязей между фирмами, основанных на совместном использовании специфических ресурсов. К преимуществам использования межфирменных сетей можно отнести возможность сочетания внутренних и внешних ресурсов, а также более высокий адаптивный потенциал данной формы сотрудничества. Однако в процессе

сийское предпринимательство, № 11 (233)/июнь 2013

формирования и развития межфирменных сетей наблюдается возрастание зависимости отдельных субъектов, увеличение риска утечки стратегически важной информации в случае распада сети. На процессы формирования и развития сетей влияют такие факторы, как издержки, обмен информацией (обмен знаниями и обучение), неопределенность и риск, ограниченная рациональность. Для сохранения конкурентоспособности необходима оптимизация постоянных и трансакционных издержек, форма организации сетевых структур позволяет осуществлять этот процесс, имея также преимущества в привлечении инвестиций. Обмен информацией является необходимым условием поддержания гибкости и адаптивности любых организационных структур. В межфирменных сетях процесс распространения информации более мобильный, что способствует быстрому обучению и использованию знаний. В условиях возрастающей неопределенности среды и повышения рисков, формирование сетей позволяет снизить риски через их распределение внутри сети. Согласно теории рациональности, любая деятельность имеет ограничения. Снижение влияния этого фактора в сетевых структурах возможно, но лишь при определенных условиях, а именно: наличие эффективной стратегии и свободный обмен информацией.

Анализ сетевых структур

Начало активного развития сетевых форм организации предпринимательской деятельности приходится на 1960-е гг., когда в мировой экономике начали происходить значительные изменения, связанные с глобализацией.

Одним из основных подходов к объяснению процесса развития межфирменных сетей является теория стадий, которая акцентирует внимание на последовательном процессе изменений в межфирменных сетях, развитие которого происходит за счет роста числа взаимных обязательств партнеров по предоставлению ресурсов для достижения поставленных целей. Ведущей концепцией теории стадий является концепция стадий роста, которая рассматривает процесс развития взаимоотношений в межфирменных сетях как последовательность определенных неизбежных этапов, а сами взаимоотно-

в условиях

возрастающей неопределенности среды

и повышения рисков, формирование сетей

риски через

внутри сети

конкурентоспособ1

_под межфирменной

_сетью следует

_понимать

_интегрированную

-форму

_сотрудничества

_между формально

_независимыми

_экономическими

_субъектами

шения - как ресурс, создающий ценность. Модели стадий роста исследовались в работах таких специалистов как Ф. Двайер, Д. Форд, Р. Кэнтер, Дж. Бэтонд, Ч. Перри. К основным стадиям роста были отнесены следующие процессы: поиск связей, начальный этап отношений, развитие отношений, сохранение отношений, разрушение отношений [1]. Основоположниками другого подхода к анализу сетевых структур как организационных форм являются Р. Майлз и Ч. Сноу. Согласно их концепции, сетевые структуры можно рассматривать как стратегическое организационное решение, а межфирменные сети - как новый этап в эволюции организационных структур (линейная, функциональная, дивизиональная, матричная, сетевая) [3]. Р. Майлз и Ч. Сноу первыми предложили подход к классификации сетевых структур, выделив три вида: внутреннюю, динамическую и стабильную, раскрыв при этом механизм функционирования каждой. В то же время возникновение сетевых структур на обальных рынках считается главной особеннос-ью этих организационных форм, а обмен инфор-цией между участниками рассматривается в качестве основы доверия и координации. В российской экономической науке зачастую используется определение предпринимательских сетей С. Джонса, В. Хестерли и С. Боргатти как избранного, устойчивого и структурированного круга автономных фирм, вовлеченных в создание товаров и услуг на основе подразумеваемых и бессрочных контрактов, способствующих адаптации к непредвиденным обстоятельствам окружающей среды, а также координации и защите сделок [4]. На наш взгляд, под межфирменной сетью следует понимать интегрированную форму сотрудничества между формально независимыми экономическими субъектами, осуществляющими взаимосвязанные и взаимозависимые действия.

Варианты классификации межфирменных сетей

Существующие варианты классификации межфирменных сетей отличаются многообразием, в зависимости от участников, сфер деятельности и используемых ресурсов. С нашей точки зрения, наиболее подробная классификация основных

российское 1

> № 11 (233) / июнь 2013

форм сетевого взаимодействия представлена в работах М.Ю. Шерешевой, которая на основании типа квазиинтеграции выделяет стратегические альянсы, динамические фокальные сети, сети создания ценности, фокальные сети поставок и виртуальные организации [3].

Если рассматривать такую организационную форму как стратегические альянсы, то можно сделать вывод, что это форма сетей, в которых осуществляется сотрудничество между фирмами-конкурентами, действующими в одной сфере создания ценности и объединяющих ресурсы для решения общих стратегических задач. Как правило, эта организационная форма используется в отраслях, в которых создание нового продукта требует значительных инвестиций.

Анализ динамических фокальных сетей позволяет определить их как структуры, в которых фирмы группируются вокруг одной доминирующей центральной фирмы, координирующей деятельность по созданию ценности иерархическими методами. Комбинируя продукты и услуги компаний-партнеров, в данных сетях создается ценность для потребителя.

Сети создания ценности - такая организационная форма, в которой фирмы ориентируются на долгосрочное сотрудничество, имеют в целом равные права, обслуживают специфические рынки и заказы клиентов. Обычно это крупные торговые розничные сети, целями которых являются улучшение обслуживания, учет запросов потребителей. В тоже время фокальные сети поставок - сетевые структуры, в которых одна крупная компания является центральной фирмой, а ее поставщики, находятся в разных отраслях и связанны с центральной фирмой системой договоров и контрактов. Широкое распространение подобные сети получили в высокотехнологичных отраслях. В виртуальных организациях группы фирм объединяют ресурсы для реализации конкретных проектов, которые не могут осуществить самостоятельно, что определяет основную характеристику таких организаций - распределенность в пространстве и времени.

Устойчивость межфирменных сетей зависит от многих факторов, рассчитать успешность развития

Литература

1. Пожидаев Р.Г. Процесс развития межфирменных сетей: теории и модели // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. -2011. - № 1. - С. 286-291.

2. Попова Ю.Ф. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках // Российское предпринимательство. - 2008. - № 10. - С. 140144.

3. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций, учеб. пособие. - М.: Высшая школа экономики, 2010. - 339 с__

4. Jones C., Hesterly W.S., Borgatti S.P. A general theory of network governance: Exchange conditions and social mechanisms // Academy of Management Journal. - 1997. - Vol. 2. -№ 4. - Р. 911-945.

5. Miller N. Networking as marketing strategy: a case-study of small community business // Qualitative Market Research: An International Journal. -2010. - Vol. 13. - № 3. - Р. 253-270.

конкурентоспособность

_с феноменом

_межорганизаци-

_онных сетей

сегодня связывают

_перспективы

_повышения

_национальной

конкурентоспособ-_ности страны

данной организационной формы затруднительно, в связи с преобладанием элементов случайности и непредсказуемости. Среди возможных путей развития сетевых структур наиболее общими являются:

- продолжение сотрудничества для решения новых совместных задач;

- прерывание отношений после окончания конкретного проекта, для реализации которого создавалась сеть;

- слияние и поглощение фирм, участников межфирменного сотрудничества.

Вывод

В целом с феноменом межорганизационных сетей сегодня связывают не только качественные изменения в структуре и практике бизнеса, но и прежде всего перспективы повышения национальной конкурентоспособности страны, ее компаний. Поэтому в наиболее благоприятных условиях для развития сетевого взаимодействия находятся компании, которые имеют высокопрофессиональный топ-менеджмент, развитую корпоративную культуру и современное 1Т обеспечение.

Larisa N. Drobyshevskaya

Doctor of Economic Sci., Professor of the Academic Department of Global Economy and Management, Kuban State University, Krasnodar

Irina G. Larionova

Applicant of the Academic Department of Global Economy and Management, Kuban State University, Krasnodar

Intercompany Networking Cooperation: Essence and Forms

_Abstract

Main factors and theoretical approaches discussed in this article, which influence the formation of inter-firm networks. Classification will help to determine the rationality and efficiency of inter-firm networks. Keywords: inter-firm networks, growth-stages conception, network organizations, classification, efficiency

h л- -

российское предпринимательство, № 11 (233)/июнь 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.