Научная статья на тему 'Межфирменная координация как механизм повышения эффективности функционирования туристско-рекреационных кластеров'

Межфирменная координация как механизм повышения эффективности функционирования туристско-рекреационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / УПРАВЛЕНИЕ СЕТЯМИ / TOURISM AND RECREATION CLUSTER / NETWORK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

Определяются новые направления исследования туристско-рекреационных кластеров в аспекте межфирменной координации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCOMPANY COORDINATION AS TOOL FOR IMPROVEMENT OF TOURISM AND RECREATION CLUSTER EFFICIENCY

The article determines new directions for tourism and recreation cluster research in the perspective of intercompany coordination.

Текст научной работы на тему «Межфирменная координация как механизм повышения эффективности функционирования туристско-рекреационных кластеров»

УДК 338.486 Н.В. РУБЦОВА

ББК 65.43 кандидат экономических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: runatasha21@yandex.ru

МЕЖФИРМЕННАЯ КООРДИНАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Определяются новые направления исследования туристско-рекреационных кластеров в аспекте межфирменной координации.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, управление сетями.

N.V. RUBTSOVA

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: runatasha21@yandex.ru

INTERCOMPANY COORDINATION AS TOOL FOR IMPROVEMENT OF TOURISM AND RECREATION CLUSTER EFFICIENCY

The article determines new directions for tourism and recreation cluster research in the perspective of intercompany coordination.

Keywords: tourism and recreation cluster, network management.

В 201 1 г. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (201 1-2018 годы)»1. Максимально эффективным сценарием ее реализации обозначено развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов РФ, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода, а также осуществление проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг [16]. Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреацион-

’ Далее Программа.

ными услугами. Согласно Программе в рамках формирования туристско-рекреационных кластеров2 на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг [16].

Вместе с тем нельзя отрицать существования на территориях субъектов РФ, попа-

2 Поскольку в настоящее время в отечественной научной литературе присутствует значительное число трактовок понятий «кластер» и «туристско-рекреационный кластер», в рамках данной статьи будем придерживаться определения М. Портера (основоположника кластерного подхода), согласно которому «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [13, с. 207].

© Н.В. Рубцова, 2012

дающих под действие Программы, «естественных» туристско-рекреационных кластеров (некой сети взаимосвязанных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма). Эти сети также можно назвать самоорганизующимися системами. Как известно, самоорганизующиеся системы — это открытые системы, они свободно обмениваются с внешней средой энергией, веществом и информацией. Одной из основных особенностей самоорганизующихся систем является способность противостоять энтропийным тенденциям, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру. В теории организации рассматриваются два подхода к самоорганизации: кибернетический подход, при котором система организуется под действием управляющего органа; синергетический — система сама с помощью совокупности неких управляющих параметров «запускает» процесс самоорганизации, система сама без управляющего органа выбирает путь своего развития к более высокой организации [11]. Самоорганизация в настоящее время характерна и для большинства отечественных региональных туристско-рекреационных сетей, т.е. образование и функционирование цепочек создания стоимости1 в них сегодня чаще всего происходит посредством синергетического подхода. Ориентируясь на запросы рынка, фирмы-партнеры объединяют свою деятельность, образуя длину этой цепочки, т.е. в зависимости от того, как меняются запросы того или иного потребителя (меняется потребительская ценность), цепочка корректируется: увеличивается

или уменьшается, варьируется состав ее участников.

Многие существующие в настоящее время в нашей стране естественные туристско-рекреационные кластеры, на наш взгляд, не отвечают требованиям рынка, неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными аналогами. В частности, по данным

1 Цепочка стоимости (ценности) представляет собой систему взаимозависимых видов деятельности, между которыми существуют связи. Связи имеют место, когда способ выполнения одного вида деятельности влияет на издержки или эффективность других видов деятельности [13, с. 87-88].

исследования российского рынка въездного и выездного туризма 2008-2010 гг., представленного в апреле 201 1 г. DISCOVERY Research Group, в 2009 г. российский рынок въездного туризма сократился, по самым скромным оценкам, на 15-20%, при этом послекризисного подъема внутреннего туризма до сих пор не произошло. Природное и климатическое разнообразие России позволяет развивать практически все виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. Согласно оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), по природному и культурному туристическому потенциалу Россия занимает пятое место в мире. Однако по уровню конкурентоспособности находится лишь на 69-м. Въездной туризм в России развивается слабо, слишком медленно и тяжело. По данным Росстата, в 2008 г. въездной туризм в России принял чуть более 2,2 млн чел. из-за границы, при этом из России выехали с целью туризма почти 10 млн чел. (для сравнения, Франция в этот же срок приняла почти 80 млн иностранцев). По оценкам экспертов DISCOVERY Research Group, развитию въездного туризма в России препятствует отсутствие рекламы за рубежом, а также низкое качество предоставляемых услуг по завышенным ценам [4]. Таким образом, функционирование большинства отечественных естественных туристско-рекреационных кластеров нельзя назвать эффективным.

В этой связи присутствующий в настоящее время в отечественной научной литературе значительный интерес к исследованию туристско-рекреационных (туристических) кластеров (ТРК, ТК) является вполне обоснованным. К наиболее популярным исследовательским направлениям можно отнести изучение образования и развития ТРК [7; 9; 12], проблемы их государственного регулирования [8], обеспечение конкурентоспособности территории (региона) посредством использования кластерного подхода [2; 6]. Актуальность изучения туристско-рекреационных кластеров определяется сегодня и значительной популярностью кластерного подхода среди практиков-управленцев, которые рассматривают его в качестве наиболее эффективного

инструмента развития регионов РФ и повышения их конкурентоспособности1.

Вместе с тем до сих пор предпринято невероятно мало попыток понять это явление путем исследования межфирменной координации. Имеющиеся работы в области туристско-рекреационной логистики [1; 3; 5; 10] (хотя, вероятно, что здесь приведен не исчерпывающий список подобных работ) могут служить существенной теоретической и методологической базой для исследования названных вопросов. Однако, на наш взгляд, в них практически не затрагиваются аспекты взаимодействия участников цепочки создания стоимости туристского продукта, а также механизмы координации туристско-рекреационной сети. Кроме того, некоторые зарубежные исследователи межфирменной координации, признавая важность логистических процессов в концепции управления цепочками поставок (Supply Chain Management — SCM), подчеркивают, что управление цепочкой поставок — это больше, чем интеграция логистических процессов в организации [18; 19; 21].

В экономике, менеджменте и маркетинге координация является одной из ключевых тем, ей посвящено множество работ. Координация как экономическое явление исследуется практически во всех науках и теориях, так или иначе изучающих экономическую систему. Основные подходы к исследованию координации приведены в таблице.

Что же понимается под исследованием межфирменной координации? В данном случае речь идет о сети взаимодействующих компаний, где основным исследовательским вопросом являются закономерности взаимодействия между ними, иначе говоря — координация всех участников цепочки создания стоимости, а не управление отдельным участником. Концепция сетей как новой организационной формы с самого начала основывалась

1 Еще в 2005 г. был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В настоящее время в нашей стране создано 13 особых экономических зон, 7 из них — туристско-рекреационные [15]. В 2010 г. принято постановление Правительства РФ «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и республике Адыгея». В июне 2011 г. — Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

на предположении о том, что источником координации в них являются изменчивые запросы потребителей, а сети предоставляют фирмам гибкость, необходимую для удовлетворения этих запросов. Что касается рассмотрения экономической стороны обмена, то внимание при этом в первую очередь сосредоточено на источниках, механизмах и особенностях координации спроса и предложения [14].

Концепция управления цепочкой спроса (Demand Chain Management — DCM) предполагает, что исходной точкой является не поставщик (производитель) и работа по продвижению его товаров и услуг в цепочке поставок (логистика), а вполне определенные потребности клиентов, для удовлетворения которых создается цепочка [20]. В процессе развития данной концепции рыночная ориентация и интересы конечных потребителей стали выступать в качестве главного источника координации [14]. При этом в теоретических и эмпирических исследованиях по проблематике создания ценности утверждается, что межфирменная координация — это ключ к достижению максимальной удовлетворенности клиентов, т.е. межфирменную координацию правомерно обозначить как механизм, способный повысить эффективность функционирования сети и конкурентоспособность цепочки стоимости в ней.

Заметим, что в существующих исследованиях механизма управления сетями координации уделяется значительное внимание. Здесь также выделяют два противоположных по своей сути механизма — рыночный (невидимая рука рынка) и иерархический (подобный внутрифирменному управлению). Как правило, сетевую форму координации относят к смешанной, гибридной форме, занимающей промежуточное место между рыночной и иерархической и основанной на интерактивной координации. Однако это не добавляет ясности в понимание механизма координации, тем более, что практика хозяйствования демонстрирует различные формы и методы координации, а также разнонаправленные интересы участников координации. Кроме того, выделенные идеальные типы координации — «рыночная», «иерархическая» и «интерактивная» — в практике бизнеса тесно переплетаются [17; 22; 23]. Причем если первые два типа относительно хорошо изучены, то третий тип, традиционно

Основные концепции изучения координации

Тип координации

Внутрифирменная координация Межфирменная координация Экономическая система в целом

Единицы координации Бизнес-единицы Отделы Разные уровни управления Компания (исследование слияний и поглощений) Любые организации Подразделения (бизнес-единицы, отделы и др.) крупных компаний Группы компаний Органы власти Все экономические агенты, в том числе любые организации, группы организаций, отрасли и т.д.

Способы и «технологии» координации (некоторые примеры) Планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning — ERP) Всеобщее управление качеством (Total Quality Management — TQM) Поставки «точно в срок» (Just in time — JIT) Эффективный ответ на запросы потребителей (Efficient Consumer Response — ECR) Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment — CPFR) Законодательство о конкуренции Арбитражный суд Государственное регулирование Саморегулируемые организации (отраслевые и профессиональные ассоциации)

Концепции менеджмента/ управленческие подходы, рассматривающие данный вид координации (некоторые примеры) Теория агентских отношений, теория трансакционных издержек, концепции цепочки, решетки и сети создания стоимости, отношенческий подход (relational view), управление цепочкой поставок, управление цепочкой спроса, управление стратегической сетью Макромаркетинг Подход группы IMP Кластеры

Источник: [14].

связываемый с межфирменными сетями, остается во многом нераскрытым [14].

Таким образом, на первом этапе реализации Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», предполагающем создание и развитие регулируемых государством туристско-рекреационных кластеров, необходимо понимание того, почему эти существующие уже сейчас «естественные» самоорганизующиеся туристско-рекреационные сети неэффективны; каковы «пробелы» в цепочке создания стоимости в них; каковы способы координации, при помощи которых эти сети осуществляют отбор эффективных и избавляются от неэффективных акторов1 в цепочке; какова природа взаимодействия акторов; есть ли необходимость внешнего регулирования сети (иными словами, насколько использование кибернетического подхода будет эффективнее синергетического); сможет ли решить данные проблемы координационный механизм в лице частногосударственной управляющей компании или этот механизм должен иметь иную организационно-правовую форму.

1 Термин обозначает действующих субъектов, участников сети. В качестве субъектов могут выступать как организации, так и индивидуумы.

На основе изложенного можно выделить следующие возможные направления изучения туристско-рекреационных кластеров как объектов межфирменной координации:

1. Изучение сетей создания ценности в рамках функционирования туристско-рекреационных кластеров (как естественных, так и искусственно созданных), взаимоотношений между акторами, роли отдельных участников и их влияние на цепочку создания ценности.

2. Исследование взаимодействия организаций в рамках туристско-рекреационных кластеров, а также измерения эффективности межорганизационного взаимодействия.

3. Анализ условий, при которых применение тех или иных механизмов координации представляется практически приемлемым.

4. Исследование влияния характеристик внешней среды и деловой экосистемы на функционирование и развитие туристско-рекреационных кластеров, а также специфики сетей, обусловленной воздействием факторов внешней среды.

5. Уточнение природы цепочки создания ценности в туристско-рекреационных кластерах, изучение вопросов управления цепочкой стоимости, оценка ее эффективности.

Исследование указанных аспектов, по мнению автора, будет способствовать успешной реализации первого этапа Программы,

приведет к развитию теоретико-методологической базы в области исследования туристско-рекреационных кластеров, а также обеспечит практиков-управленцев необходимым

инструментарием для дальнейшего развития туризма в РФ, повышения конкурентоспособности регионов и эффективности действующих в них туристско-рекреационных сетей.

Список использованной литературы

1. Акимова О.С. Проектирование и организация логистической системы туристского обслуживания: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009.

2. Винокурова М.В. Кластерный подход к повышению конкурентоспособности региона: дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2007.

3. Иноземцева Е.А. Туристско-рекреационная зона как логистическая система // Современные тенденции развития и практики управления отечественными предприятиями: материалы Всерос. науч.-исслед. конф. Ставрополь, 2007.

4. Исследование рынка туристических услуг в России в 2008-2011 годах. URL: http://www.drgroup.ru.

5. Кузнецов О.А. Логистика: логистическое управление в туризме: учеб. пособие. М., 2006.

6. Кучинова Э.С. Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг (на примере республики Алтай) // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340 (ноябрь). С. 145-148.

7. Лысикова О.В., Лукьяненко Е.В. Саратовский туристско-рекреационный кластер: предпосылки создания и развития (часть 1) // Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: материалы конф. Елец, 2009.

8. Мартышенко Н.С., Марченко О.Г. Оценка пространственного развития туристских дестинаций Приморского края как основа кластерной политики региона // Российское предпринимательство. 2010. № 3. С. 172-176.

9. Мартышенко Н.С., Старков А.С. Методические основы оценки структуры туристско-рекреационного потенциала (на примере Приморского края) // Вестник национальной академии туризма. 2009. № 3 (11). С. 21-27.

10. Одинцова Т.Н. Методологические основы управления логистической системой туристского обслуживания: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2011.

11. Основные типы самоорганизующихся систем. Теория организации на partnerstvo.ru [Электронный ресурс]. URL: http://partnerstvo.ru/lib/to/node/48.

12. Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2006.

13. Портер М.Э. Конкуренция: учеб. пособие / пер с англ. М., 2000.

14. Попов И.И., Третьяк О.А. Управление сетями: новые направления исследований // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6, № 4. С. 75-82.

15. Создание и функционирование особых экономических зон в России: первый опыт // Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Алпатова Андрея Алексеевича. М., 2008.

16. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/361.

17. Bradach L.B., Eccles R.G. Price, authority, and trust: from ideal types to plural forms // Annual Review of Sociology. 1989. No 15. P. 97-118.

18. Cooper M., Douglas L., Pagh J. Supply chain management: more than a new name for logistics // International Journal of Logistics Management. 1997. No 8 (1). P. 1-14.

19. Deloitte Research. Consumer business digital loyalty networks. Increasing shareholder value through customer loyalty and network efficiency. N.Y., 2002.

20. Heikkila J. From supply to demand chain management: efficiency and customer satisfaction // Journal of Operations Management. 2002. No 20 (6). P. 747-767.

21. Mentzer J. Understanding demand // Supply Chain Management Review. 2004. No 8 (4). P. 35-45.

22. Polanyi K. The economy as instituted process // Polanyi K., Arensberg C., Pearson H. (eds.). Trade and market in the early empires; economies in history and theory. Free Press: Glencoe, IL. 1975.

23. Powell W.W. Hybrid organizational arrangements: new form or transitional development? // California Management Review. 1987. No 30 (1). P. 67-87.

Referenses

1. Akimova O.S. Proektirovanie i organizatsiya logisticheskoi sistemy turistskogo obsluzhivaniya: avtoref. dis. . kand. ekon. nauk. SPb., 2009.

2. Vinokurova M.V. Klasternyi podkhod k povysheniyu konkurentosposobnosti regiona: dis. ... kand. ekon. nauk. Irkutsk, 2007.

3. Inozemtseva E.A. Turistsko-rekreatsionnaya zona kak logisticheskaya sistema // Sovremennye tendentsii razvitiya i praktiki upravleniya otechestvennymi predpriyatiyami: materialy Vseros. nauch.-issled. konf. Stavropol', 2007.

4. Issledovanie rynka turisticheskikh uslug v Rossii v 2008-2011 godakh. URL: http://www.drgroup.ru.

5. Kuznetsov O.A. Logistika: logisticheskoe upravlenie v turizme: ucheb. posobie. M., 2006.

6. Kuchinova E.S. Turistskii klaster kak faktor sozdaniya konkurentnykh preimushchestv regiona na rynke turisticheskikh uslug (na primere respubliki Altai) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 340 (noyabr'). S. 145-148.

7. Lysikova O.V., Luk'yanenko E.V. Saratovskii turistsko-rekreatsionnyi klaster: predposylki sozdaniya i razvitiya (chast' 1) // Osobye ekonomicheskie zony turistsko-rekreatsionnogo tipa: materialy konf. Elets, 2009.

8. Martyshenko N.S., Marchenko O.G. Otsenka prostranstvennogo razvitiya turistskikh destinatsii Primorskogo kraya kak osnova klasternoi politiki regiona // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2010. № 3. S. 172-176.

9. Martyshenko N.S., Starkov A.S. Metodicheskie osnovy otsenki struktury turistsko-rekreatsionnogo potentsiala (na primere Primorskogo kraya) // Vestnik natsional'noi akademii turizma. 2009. № 3 (11). S. 21-27.

10. Odintsova T.N. Metodologicheskie osnovy upravleniya logisticheskoi sistemoi turistskogo obsluzhivaniya: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. SPb., 2011.

11. Osnovnye tipy samoorganizuyushchikhsya sistem. Teoriya organizatsii na partnerstvo.ru [Elektronnyi resurs]. URL: http://partnerstvo.ru/lib/to/node/48.

12. Pidgurskaya N.N. Klasternyi podkhod k regulirovaniyu turizma v regione: dis. ... kand. ekon. nauk. Irkutsk, 2006.

13. Porter M.E. Konkurentsiya: ucheb. posobie / per s angl. M., 2000.

14. Popov I.I., Tret'yak O.A. Upravlenie setyami: novye napravleniya issledovanii // Rossiiskii zhurnal menedzhmenta. 2008. T. 6, № 4. S. 75-82.

15. Sozdanie i funktsionirovanie osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii: pervyi opyt // Internet-konferentsiya rukovoditelya Federal'nogo agentstva po upravleniyu osobymi ekonomicheskimi zonami Alpatova Andreya Alekseevicha. M., 2008.

16. Federal'naya tselevaya programma «Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011 — 2018 gody). URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/361.

17. Bradach L.B., Eccles R.G. Price, authority, and trust: from ideal types to plural forms // Annual Review of Sociology. 1989. No 15. P. 97-118.

18. Cooper M., Douglas L., Pagh J. Supply chain management: More than a new name for logistics // International Journal of Logistics Management. 1997. No 8 (1). P. 1-14.

19. Deloitte Research. Consumer business digital loyalty networks. Increasing shareholder value through customer loyalty and network efficiency. N.Y., 2002.

20. Heikkila J. From supply to demand chain management: efficiency and customer satisfaction // Journal of Operations Management. 2002. No 20 (6). P. 747-767.

21. Mentzer J. Understanding demand // Supply Chain Management Review. 2004. No 8 (4). P. 35-45.

22. Polanyi K. The economy as instituted process // Polanyi K., Arensberg C., Pearson H. (eds.). Trade and market in the early empires; economies in history and theory. Free Press: Glencoe, IL. 1975.

23. Powell W.W. Hybrid organizational arrangements: new form or transitional development? // California Management Review. 1987. No 30 (1). P. 67-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.