Научная статья на тему 'Межэтнические отношения в оценках школьников г. Элисты (на материале социологических опросов)'

Межэтнические отношения в оценках школьников г. Элисты (на материале социологических опросов) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИО НАЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВ КИ / ШКОЛЬНИКИ / INTER-ETHNIC RELATIONS / NATIONALITY / TOLERANCE / INTER-ETHNIC INSTALLATIONS / SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иджаева Б. В.

В статье рассмотрены результаты социологического опроса по проблемам межэтнических отношений, проведенного среди школьников г. Элисты. Автор анализирует вопросы, связанные с отношением школьников к культуре собственного и других этносов, пониманием терминологии, проблемы толерантности глазами учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-ethnic Relations in the Evaluation of Pupils of Elista (on the material of sociological survey)

The article considers the results of the sociological survey on the problems of inter-ethnic relations conducted among the pupils of Elista. The auther analyzes the issues concerning the relation of the school children to the native culture and the culture of other peoples, the understanding of terminology, the problems of the tolerance viewed by pupils.

Текст научной работы на тему «Межэтнические отношения в оценках школьников г. Элисты (на материале социологических опросов)»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 323.2 ББК 66

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОЦЕНКАХ ШКОЛЬНИКОВ г. ЭЛИСТЫ (на материале социологических опросов)*

Б. В. Иджаева

Республика Калмыкия — полиэтничный и поликонфессиональный регион, где накоплен успешный опыт мирного сосуществования представителей различных этносов, исповедующих разные религии. Ситуация в области межэтнических отношений является результатом не только исторических добрососедских отношений между калмыками, русскими, народами Кавказа и Средней Азии и др., но и политики, которую проводят республиканские органы власти. Тем не менее вопросы гармонизации межэтнических отношений, прогнозирования их развития, своевременного разрешения конфликтов не теряют своей актуальности, поскольку «в республике существуют ситуации, в которых имеется нежелательный аспект межэтнических взаимоотношений» [Намруева 2010: 146].

Следует отметить, что, по данным предыдущих исследований состояния межэтнических отношений в Калмыкии, молодежь, в сравнении с другими возрастными группами, более негативно оценивает состояние данных отношений: «41 % молодых респондентов до 20 лет признались, что чувствуют недоброжелательность, хотя внешне это никак не обнаруживается. Это намного больше, чем в других возрастных группах. Молодежь гораздо чаще, примерно в два раза, сталкивается с затруднениями в личном общении, чем респонденты постарше» [Намруева 2010: 146]. В связи с этим возникла необходимость мониторинга трансформаций мнения молодежи в свете возможной негативной перспективы развития межэтнических отношений в ре-

гионе и разнообразных методов коррекции этой группы.

В данной статье анализируются некоторые результаты анкетирования школьников г. Элисты, проведенного в 2011 г. сотрудниками отдела социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН.

Цель исследования заключалась в анализе отношения школьников как к своему, так и к другим этносам. Были опрошены школьники 9 и 10 классов г. Элисты. Опрос был проведен по половозрастной выборке, объем которой составил 100 человек, из них 34 % юноши, 66 % — девушки. 68 % респонденты в возрасте 14 и 15-ти лет, 27 % — 16-тилетние, 5 % школьников не указали возраста.

Опрос был основан на следующих индикаторах:

1) отношение к своей этнической группе (этот индикатор включал такие установки, как этническое восприятие, вовлеченность в культуру и традиции, интерес к своей культуре и традициям);

2) интерес к другим культурам;

3) наличие опыта взаимодействия с представителями других этносов;

4) понимание терминов и оценка суждений.

Рассмотрим результаты социологического опроса среди школьников г. Элисты. Большинство респондентов отметили, что проявляют частичный интерес родной культуре (61 %), а треть — активный интерес. 10 % школьников плохо знают ее.

* Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (проект КИГИ РАН «Современная молодежь и традиционная культура (на примере Калмыкии)»).

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№ 3 2012

Таблица 1. Распределение составляющих компонентов

понятия «национальность»

Как ты определяешь свою национальную принадлежность? В %

1. По родителям 67

2. По религии 19

3. По языку общения 7

4. По месту проживания 3

5. По обычаям 4

Как видно из таблицы 1, 67 % учеников определяют свою национальность по национальности родителей, на втором месте находится ответ «по религии» (19%), на третьем месте — ответ «по языку общения» (7 %).

Исследование показало, что среди школьников г. Элисты достаточно высокая степень вовлеченности в культуру своего народа. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос о соблюдении учащимися традиций и обычаев своего народа. Распределение ответов выглядит следующим образом: треть опрошенных (34 %) всегда соблюдают традиции и обычаи своего этноса, больше половины (54 %) — «иногда», «очень редко» и «никогда» — 5 % и 7 % соответственно.

Далее рассмотрим результаты опроса, которые определяют характер восприятия учащимися своей этнической группы. Почти половина опрошенных (49 %) испытывает чувство гордости от принадлежности к своему народу. 39 % молодых людей выбрали вариант «спокойная уверенность», 10 % безразличны к своей этнической принадлежности и 2 % респондентов отметили, что чувствуют «ущемленность».

Более половины школьников (59 %) проявляют интерес к культурам других народов. При вопросе о необходимости изучения традиций других народов 54 % респондентов выбрали ответ «считаю это интересным». Необходимым изучение традиций и обычаев других народов, населяющих республику, считают 30 % школьников. 36 % подростков отметили, что удовлетворены своим познанием культур разных народов. Процент не интересующихся культурой других народов и не видящих необходимости в их изучении мал — 5 % и 15 % соответственно.

Несмотря на достаточно высокий интерес к другим культурам, почти половина учащихся не хотела бы введения предмета, посвященного народам России (39 %), и это объяснимо, поскольку перспектива введения дополнительного предмета не у всех школьников вызывает энтузиазм. С другой стороны, 61 % школьников не пугает возможность введения нового предмета, они считают его интересным.

Можно отметить факт достаточно интенсивного межэтнического взаимодействия среди опрошенных молодых людей. Так, больше половины учащихся отметили, что имеют близких родственников другой национальности (64 %). 36 % опрошенных не имеют близких родственников другой национальности. Абсолютное большинство школьников отметило, что имеют друзей другой национальности (97 %).

В связи с тем, что проблема толерантности и толерантного отношения особенно актуальна, нас также интересовало, как понимают старшеклассники термин «толерантность». Вопрос о трактовки термина «толерантности» был оставлен открытым. Ответы респондентов обобщены в представленной ниже таблице 2. По смыслу, все определения, предложенные школьниками, подходят к общепринятой трактовке толерантности.

Рассмотрим, какие предложения поддерживают старшеклассники по установлению мира и прекращению межнациональных конфликтов. По результатам, представленным в таблице 3, более 40 % школьников отмечают, что необходимо закладывать уважение к людям другой национальности в семье, 35 % респондентов выделяют утверждение «учиться жить в согласии с другими», 15 % школьников счи-

СОЦИОЛОГИЯ

Таблица 2. Как ты понимаешь термин «толерантность»?

Варианты ответов В %

1. Вежливость, уважение 36

2. Равное отношение 2

3. Понимание 4

4. Терпение, терпимость 26

5. Выслушивать мнение других 6

6. Воспитанность, качество воспитания 8

7. Сдержанность 6

8. Культура 6

9. Хорошее отношение 2

10. Спокойствие, спокойное отношение к словам 4

тают, что следует участвовать в совмест- разрешены с помощью мероприятий, так ных мероприятиях. «Проблемы, которые как они предполагают взаимодействие возможны в молодежной среде в сфере большого круга представителей различных межнациональных отношений, могут быть национальностей» [Привалова 2012: 19].

Таблица 3. Какие предложения по установлению мира между народами и прекращению межнациональных конфликтов ты поддерживаешь?

(можно было выбрать несколько вариантов)

Предложения В %

1. Научиться жить в согласии с другими 35

2. Закладывать уважение в семье 42

3. Нужно организовывать мероприятия (в сфере культуры и спорта) 15

4. Установление толерантности невозможно без хорошего уровня жизни 6

5. Наверное, ничего нельзя предпринять 2

На основании приведенных результатов анкетного опроса можно сделать вывод о достаточной информированности школьников Калмыкии и понимания вопроса межэтнических отношений. Исследование показало, что молодое поколение республики испытывает чувство гордости за свой этнос, проявляет интерес к культуре своего народа, при этом достаточно высок интерес к культуре других народов, который во многом объясняется активным процессом межэтнической коммуникации, основывающейся на родственных связях и опыте общения с друзьями. Результаты исследования свидетельствуют о тенденции позитивного развития межкультурной коммуникации и межэтнического общения и важности воспитательного компонента,

особенно, если в этот процесс будут включены институты семьи, общества и государственных органов.

Литература

Намруева Л. В. Межэтнические отношения в оценке различных этнических групп (на материале опроса 2009 г. в Калмыкии) // Социальное самочувствие населения в современной России: тез. Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 145-149.

Привалова М. Е. Межнациональные коммуникации молодежи в полиэтничном регионе: социологический анализ // Культурное пространство регионов России: тез. участников Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2012. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.