Научная статья на тему 'Межэтническая толерантность в понимании современной Российской молодежи'

Межэтническая толерантность в понимании современной Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
629
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИММИГРАНТ / КСЕНОФОБИЯ / ДИАСПОРА / МОЛОДЕЖЬ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / INTERETHNIC TOLERANCE / IMMIGRANT / XENOPHOBIA / DIASPORA / YOUTH / ETHNOCENTRISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Е. С.

На основании результатов двух социологических исследований молодежи Тульской области рассмотрены основные тенденции в сфере взаимодействия иммигрантов и коренного населения в современной России. Проанализирована роль различных социальных институтов в процессе воспитания межэтнической толерантности. Выделены возможные пути формирования межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC TOLERANCE IN THE UNDERSTANDING OF MODERN RUSSIAN YOUTH

Based on the results of two case studies of Tula region young people focuses on key trends in the interaction immigrants and indigenous people in Russia today. Author analyzed the role of various social institutions in the education of ethnic tolerance. Identified ways offorming interethnic tolerance.

Текст научной работы на тему «Межэтническая толерантность в понимании современной Российской молодежи»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.346.32 - 053.6: 316.347 - 044.352

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Е. С. Сычева

На основании результатов двух социологических исследований молодежи Тульской области рассмотрены основные тенденции в сфере взаимодействия иммигрантов и коренного населения в современной России. Проанализирована роль различных социальных институтов в процессе воспитания межэтнической толерантности. Выделены возможные пути формирования межэтнической толерантности.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, иммигрант, ксенофобия, диаспора, молодежь, этноцентризм.

Стремительный и практически неконтролируемый поток трудовых иммигрантов в Россию породил множество проблем в области взаимодействия иммигрантов и коренного населения нашей страны.

Для современного российского общества характерны, с одной стороны, нежелание этнических меньшинств быть поглощёнными чужой культурой и утратить связь с собственной корневой традицией, потерять свою этнокультурную и конфессиональную идентичность, а с другой стороны - необходимость построения, сохранения и воспитания общегражданской, общероссийской идентично-сти[2].

С распадом СССР возникли условия для свободного передвижения людей на постсоветском пространстве, что способствовало образованию мощных иммиграционных потоков, прежде всего из бывших республик Средней Азии и Закавказья. В результате был запущен процесс диаспоризации России.

Диаспоры оказывают серьезное влияние на современную Россию. Они меняют ее демографическую структуру, этнический и конфессиональный состав. Диаспоры не только сохраняют свои традиции, обычаи, обряды, но зачастую и навязывают обществу чуждые для него ценности. Возрастает воздействие диаспор не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику России, поскольку крупные транснациональные диаспоры, располагающие значительными финансовыми ресурсами, активно лоббируют интересы тех стран, которые еще недавно были для них родиной и с которыми они имеют тесные связи. По словам этноло-

га, члена-корреспондента РАН С. А. Арутюнова, «если учесть постоянный рост числа диаспор, их динамизм, активные экономические, политические связи, лоббизм вплоть до самых "верхних этажей" - и в странах "исхода", и в принимающих странах, то роль их в современном мире переоценить невозможно»[1].

Диаспоры представляют серьезную проблему для современной России, так как нередко они формируют сети «этнической преступности», создают террористические организации, структуры наркоторговли и т. д., а значит, представляют серьезную проблему для местного населения. Именно поэтому миграционный фактор стал одним из самых конфликтогенных в сфере национальной политики России в 2000-х гг.

На антимиграционных настроениях окрепли и стали процветать, особенно в молодежной среде, ультранационалистические и неофашистские группы и отдельные активисты, использовавшие разные средства мобилизации - от Интернета до организации так называемых «русских маршей»[1].

Сегодня особенно актуально воспитание молодёжи в духе толерантности, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур. Следует отметить, что на это обращают внимание и представители различных конфессий. Но прежде чем общество приступит к формированию толерантных установок сознания у современной молодежи, необходимо оценить уровень межэтнической толерантности современной России и выявить те предпосылки, которые сложились в обществе в отношении процесса формирования межэтнической толерантности. Причем начинать такой анализ необходимо с отдельных регионов России.

Для того чтобы оценить уровень межэтнической толерантности в молодежной среде Тульской области, нами было проведено исследование методом фокусированного группового интервью. Всего было организовано 12 фокус-групп. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в 2008 году были опрошены студенты различных курсов ТулГУ (Тульского государственного университета), на втором этапе в 2012 году - студенты разных курсов ТТЭК им. А. Г. Рогова (Тульский технико-экономический колледж имени А. Г. Рогова), а также студенты ТКТЭП (Тульский колледж технологий, экономики и права).

Сценарий каждой дискуссии был составлен таким образом, что вся беседа делилась на три этапа, в каждом из которых обсуждался законченный блок вопросов. В соответствии с этими блоками и будет построен анализ полученной информации.

Что касается общего отношения респондентов к иностранцам, проживающим на территории России, то здесь мнения существенно разделились. Если в 2008 году всех иммигрантов разделяли на две группы: 1) приносящие пользу стране; 2) приносящие вред стране, то в 2012 году часть респондентов не выразили негативной реакции к иностранцам, тогда как другая часть опрошенных относится к иммигрантам крайне негативно. Причем в основном отрицательное отношение связано с экономическими факторами, с тем, что иммигранты увеличивают уровень преступности в РФ. По-прежнему популярным является «принцип обратного воздействия», когда отношение к иммигрантам напрямую связано с их поведением на территории Российской Федерации. В случае агрессии со сто-

роны иностранцев, респонденты готовы проявить активные действия в свою защиту, вплоть до вступления в открытый конфликт с иммигрантами.

Нужно подчеркнуть, что по поводу актуальности изучения межэтнической толерантности в современном российском обществе, у респондентов не возникло разногласий. Как в 2008-ь году, так и в 2012 годах респонденты однозначно согласны с тем, что проблема является актуальной и что со временем значимость проблемы еще усилится.

Гораздо хуже обстоит дело с пониманием термина «межэтническая толерантность». Большинство респондентов затруднились определить данный термин. Все мнения по данному вопросу можно свести к такому определению: межэтническая толерантность - это проявление такого отношения к другим нациям как к своей собственной, уважение и понимание культуры и обычаев иностранцев, терпимое взаимодействие с иммигрантами, налаживание с ними общего языка.

Интересные мнения были высказаны по вопросу об уровне толерантности населения современной России. Здесь налицо существенные изменения в оценке ситуации. Если в 2008 году респонденты указывали на крайне отрицательное отношение россиян к иммигрантам, т.е. на то, что наша страна является интоле-рантной по сути, то в 2012 году респонденты, напротив, считают, что Россия является толерантным государством. Основными причинами высокого уровня толерантности россиян являются, по мнению опрошенных, лояльность российского миграционного законодательства и пассивность коренного населения, не желающего что-то изменять в стране вообще. Однако современное российское общество все-таки уступает по уровню толерантности СССР. С этим утверждением вполне можно согласиться. Действительно, в СССР были созданы относительно благоприятные условия для мирного взаимодействия представителей различных культур.

Однако мнение о высоком уровне межэтнической толерантности русских нам представляется ошибочным, скорее, здесь следовало бы говорить и чрезмерной толерантности институтов политической власти, что проявляется в значительной лояльности миграционного законодательства современной России.

Второй блок вопросов дискуссии ставил своей целью изучение настроений в молодежной среде Тульской области относительно иммигрантов. Здесь респондентам предлагалось оценить свое отношение к различным национальностям, а также к лозунгу «Россия для русских».

На вопрос о том, проживают ли рядом с респондентами иностранные граждане, участники всех проведенных дискуссий высказались утвердительно. Однако реакция на присутствие иммигрантов в среде респондентов оказалась совершенно различной. Большинство респондентов относятся к иммигрантам-соседям отрицательно, либо по «принципу обратного воздействия». Некоторые из опрошенных считают присутствие в их среде иностранцев вполне нормальным и не показывают яркой негативной реакции. Если сравнивать ответы на данный вопрос респондентов 2008 года и респондентов 2012 года, то особой разницы здесь не наблюдается. Основными причинами такого разброса мнений являются, по нашему мнению, особенности первичной социализации респондентов, в частности, влияние семьи, а также личный опыт взаимодействия с иностранцами, его ха-

рактер в данном случае определяет дальнейшие установки молодежи на иностранцев.

Гораздо большее беспокойство вызывает тот факт, что количество респондентов, поддерживающих лозунг «Россия для русских» за период с 2008 по 2012 годы существенно возросло. Если в 2008 году более половины опрошенных резко осуждали данный лозунг, справедливо полагая, что он является одним из проявлений крайнего патриотизма или национализма, то в 2012 году респонденты почти единогласно указывают на необходимость следования данному лозунгу. Вероятно, здесь сыграла свою роль миграционная политика современной России, поддержка данного лозунга некоторыми видными политиками Российской Федерации, а также усиление иммиграционного потока в Тульскую область. Последний факт вызывает опасения у респондентов. Многие из них считают, что теперь в Тульской области гораздо проще пообщаться с иностранцем, чем с исконно русским человеком.

Живой интерес у респондентов всех групп вызвали вопросы, связанные с тем, какие именно национальности вызывают у них симпатию, а какие - антипатию. Здесь также наблюдаются существенные изменения по сравнению с результатами исследования, проведенного в 2008 году. По результатам исследования 2008 года симпатию вызывали африканцы, американцы, китайцы и армяне. В настоящее время положительное отношение сложилось к иммигрантам из Европы, Америки и Африки, тогда как китайцы и армяне теперь вызывают только антипатию. Скорее всего, это связано с усилением миграционного потока из этих государств.

Что касается представителей тех национальностей, которые вызывают у респондентов антипатию, то здесь изменения не столь значительны. По-прежнему, на первом месте жители таких государств, как Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и Грузия. Сильную неприязнь также вызывают дагестанцы, цыгане и украинцы. На наш взгляд, такие настроения во многом связаны с накалом политической обстановки в отношениях России с Украиной и Грузией, а также с высоким уровнем террористической активности в Дагестане. Сформированный в СМИ негативный образ цыган сохраняется в сознании молодежи.

Кроме того, следует отметить отсутствие негативной реакции тульской молодежи на чеченцев, что, скорее всего, связано с существенной стабилизацией ситуации в данном регионе РФ.

Третий блок вопросов фокусированного группового интервью был посвящен анализу процесса воспитания межэтнической толерантности в современной России. В частности, здесь выяснялась роль различных социальных институтов в процессе формирования толерантных установок сознания, а также выявлялись те факторы, которые оказывают решающее влияние на процесс взаимодействия иммигрантов и коренного населения.

Если сравнивать результаты исследований, полученные по данному блоку вопросов в 2008 и 2012 годах, то существенной разницы здесь не наблюдается.

Прежде всего, респонденты согласны с тем, что формировать толерантность в современной России необходимо, поскольку для этого сложилось множе-

ство объективных предпосылок: от разделения населения на диаспоры до открытых столкновений между русскими и иностранцами.

По поводу того, кто должен заниматься воспитанием толерантности, были высказаны самые разные мнения, Большинство опрошенных уверены в том, что этим, прежде всего, должны заниматься родители, институт семьи. Также было указано на значительную роль государства в данном процессе и общества в целом, которое оказывает существенное влияние на каждого индивида. По-прежнему, многие указывают на сильное влияние образовательных учреждений разного уровня, а также СМИ.

Однако к СМИ отношение неоднозначное. С одной стороны, Интернет и телевидение могут способствовать налаживанию диалога между представителями разных национальностей, с другой стороны, СМИ часто являются проводником резко негативной информации об иммигрантах. Хотя преобладающей среди респондентов все-таки является негативная оценка роли СМИ в процессе формирования толерантности.

Большое количество предложений было высказано респондентами по поводу того, как можно воспитывать толерантность. Большинство опрошенных уверены, что здесь может помочь изучение культуры других народов, проведение встреч с иностранцами, пропаганда ненасилия в СМИ, продуманная миграционная политика государства. Особенно респонденты сделали акцент на добровольном характере формирования толерантности. Так, введение в школах специальных курсов воспитания толерантности, по мнению опрошенных, сможет принести положительные плоды только, если указанные курсы будут добровольными, как факультативы, т.к. по принуждению их просто никто не будет посещать.

В то же время большинство респондентов негативно оценивают возможные изменения в миграционном законодательстве РФ, которые могут привести к усилению притока иммигрантов. Респонденты считают, что последствия данного процесса могут стать катастрофическими для страны: от усиления национализма до начала гражданской войны. В подтверждение своих слов респонденты привели в пример конкретные конфликтные ситуации, которые происходили в некоторых городах Тульской области, а также вспомнили конфликт на Манежной площади в Москве.

Весьма интересные результаты были получены при рассмотрении факторов, которые влияют на уровень межэтнической толерантности, а также на процесс формирования последней. Как в 2008 году, так и в 2012 годах лидирующие позиции по данному вопросу занимают экономические и культурные факторы. Действительно, распространенными причинами агрессии коренного населения по отношению к иммигрантам являются: 1) массовый приток нелегальных трудовых иммигрантов, их доминирование на рынке труда; 2) существенное отличие традиций, обычаев и языка иммигрантов от русских. Следует подчеркнуть, что в 2012 году усилилась роль демографических и политических факторов, что, конечно, связано с тяжелой демографической ситуацией в РФ и в Тульской области в особенности. Интересным является тот факт, что о психологических факторах практически никто из опрошенных не упомянул, хотя в

2008 году они доминировали. Это не совсем соответствует реальности, поскольку установки на ксенофобию имеются у большей части коренного населения России.

Респондентам также было предложено оценить перспективы формирования в России «культуры мира». Мнения по этому вопросу в большинстве своем единогласны и мало отличаются от тех, что были предложены в 2008 году. «Культура мира» в России, по мнению опрошенных, - это миф, утопия, то, что имело место в российской истории в период существования СССР, но исчезло с его распадом. Лишь небольшая часть респондентов верит в возможность создания «культуры мира» в РФ, но только не в ближайшем будущем. По их мнению, на это потребуются десятилетия кропотливой и слаженной работы правительства, СМИ и общества.

Однако анализ проблемы межэтнической толерантности в современном российском обществе будет неполным, если не рассмотреть точку зрения на данный вопрос иностранцев, проживающих на территории нашей страны. С этой целью весной 2012 г. нами было проведено фокусированное групповое интервью с иностранцами и представителями некоторых этнических групп, проживающими на территории России. Так, в исследовании приняли участие девушки из Армении и Таджикистана, а также юноши - казах и аварец.

Сразу следует подчеркнуть, что их ответы на те же самые вопросы во многом совпадали с ответами русских, однако, можно выделить и существенные различия. Прежде всего иностранцы гораздо более сдержанны, рассудительны, уверены в том, что формирование толерантности в России на современном этапе просто необходимо. Скорее всего это связано с их положением «гостей», с тем, что некоторые русские проявляют к ним открытую неприязнь. Интересен тот факт, что сами иностранцы неприязни к русским не испытывают, более того, они полностью согласны с тем, что иммигрантам необходимо уважать русскую культуру и русский язык. Однако их отношение к принципу «Россия для русских» резко негативное, и эта позиция совсем не связана с их нерусскими корнями. Как справедливо заметил один из опрошенных: «Нет такой национальности - русский, поскольку корни у каждого могут быть и еврейские, и азиатские». Действительно, исторические особенности формирования нашего государства нередко приводили к возникновению множества смешанных браков. Отношение к миграционной политике в современной России у опрошенных иностранцев неоднозначное. Они согласны с тем, что приток иммигрантов в Россию постоянно увеличивается, однако не считают, что с этим нужно вести серьезную борьбу или ужесточать меры по отношению к приезжим. Это опять же связано с историей нашего государства, особенно с периодом существования СССР, когда наблюдалось не только свободное перемещение по стране представителей различных национальностей, но и была сформирована общая культура.

В плане воспитания толерантности респонденты уверены в том, что это именно то, что сейчас нужно нашей стране. Самым действенным методом на данном направлении может стать организация совместных встреч иностранцев и русских, знакомство с особенностями религий, культуры. В частности, все опрошенные иностранцы заявили, что для них самым важным было бы узнать истинное мнение русских в ходе совместной встречи. Этот метод и нам представляется од-

ним из самых действенных, поскольку живое и открытое общение позволит быстрее преодолеть сложившиеся в сознании русских стереотипы, проявления ксенофобии, найти компромиссы по спорным вопросам.

Итак, по результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

1) резко негативной реакции на иммигрантов в молодежной среде Тульской

области за редким исключением не наблюдается;

2) самые сильные негативные реакции у молодежи вызывают дагестанцы, грузины, армяне, таджики, а также цыгане;

3) СМИ в основном пропагандируют интолерантность;

4) решающую роль в отношениях с иммигрантами играют экономические и культурные факторы;

5) в молодежной среде существенно возросла популярность лозунга «Россия для русских»;

6) представители иностранной молодежи также не выражают резко негативной реакции по отношению к русским;

7) отношение к лозунгу «Россия для русских» среди иностранной молодежи гораздо более негативное, чем у русских;

8) у представителей иностранной молодежи более сильная мотивация на формирование толерантности и успешность этого процесса в России, нежели у русских.

Все перечисленное указывает на необходимость пристального внимания органов власти различного уровня, СМИ, а также интеллигенции и других групп населения к проблеме формирования межэтнической толерантности.

Список литературы

1. Лопарев А. В., Яценко И. А. Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира // Власть. 2011. № 3. С. 122.

2. Шехмаметьева В. А. Культура межэтнического общения (региональный аспект) // Власть. 2009. № 6. С. 87 - 88.

Сычева Екатерина Сергеевна, аспирант, morgana8j@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

INTERETHNIC TOLERANCE IN THE UNDERSTANDING OF MODERN RUSSIAN

YOUTH

E. S. Sycheva

Based on the results of two case studies of Tula region young people focuses on key trends in the interaction immigrants and indigenous people in Russia today. Author analyzed the role of various social institutions in the education of ethnic tolerance. Identified ways offorming interethnic tolerance.

Key words: interethnic tolerance, immigrant, xenophobia, diaspora, youth, ethno-

centrism.

Sycheva Ekaterina Sergeevna, graduate student, morgana8f@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.