Научная статья на тему 'Международный валютный фонд: решение проблемы финансовых кризисов и развития стран в условиях финансовой глобализации…'

Международный валютный фонд: решение проблемы финансовых кризисов и развития стран в условиях финансовой глобализации… Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный валютный фонд: решение проблемы финансовых кризисов и развития стран в условиях финансовой глобализации…»

© 2007 г. И.Н. Ефременко

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ И РАЗВИТИЯ СТРАН В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Международные финансовые институты продолжают играть важнейшую роль в мировой системе финансов, помогая странам с формирующейся рыночной экономикой преодолевать финансовые кризисы и способствуя социально-экономическому развитию более бедных государств.

В настоящий момент развитие суверенных государств проходит на фоне все более тесной финансовой интеграции их экономик. Все это повышает вероятность того, что решения, принимаемые правительствами этих государств, впоследствии либо вовлекут их в финансовые кризисы, либо не позволят защититься от них. Очевидно, что в сложившихся условиях эффективность прогнозирования кризисных ситуаций весьма ограничена.

Поскольку сегодня мир достиг столь высокого уровня интеграции и многие крупные системообразующие страны с формирующейся рыночной экономикой стали более открытыми для потоков капитала, система в целом более подвержена присущим всем рынкам переменам в настроениях. Там, где капитал мобильнее, последствия сдвигов в доверии и перемен в представлениях и основах могут оказывать более глубокое и гораздо более быстрое воздействие на страны.

Несомненно, глобализация нарушила национальный подход к формированию международной финансовой системы с сохранением относительной автономии стран, что потребовало достижения нового уровня развития сотрудничества государств. Рост взаимозависимости среди национальных государств означает, что сейчас все более широкий круг вопросов сильнее, чем в прошлом, затрагивает все больше стран. Усиление влияния глобализационных процессов выявляет необходимость создания международных организаций, обладающих элементами наднациональности, способных решать проблемы глобального характера и реали-зовывать потребность в достижении общеобязательного поведения государств.

По мнению А. А. Моисеева, ведущая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям универсального характера - Международному валютному фонду (МВФ, Фонд) и Всемирному банку (МБРР, Банк). «Наиболее ярко элементы наднациональности проявляются при осуществлении программ структурных преобразований, разрабатываемых МВФ совместно с МБРР. Наднациональный характер деятельности Фонда и Банка проявляется также и в их деятельности по урегулированию долговой проблемы стран-членов» [1, с. 24-27]. Дж. Сорос в свою очередь отмечает, что, «говоря о необходимости реформирования международной финансовой архитектуры, мы в первую очередь имеем в виду роль международных финансовых институтов, особенно Международного валютного фонда и Всемирного банка» [2].

За последние годы произошел ряд событий, в результате которых у международных финансовых институтов появились значительно более мощные инструменты, прежде всего финансовые, позволяющие реагировать на кризисы и помогать странам успешно защищаться от них. Так, МВФ призывает страны применять более гибкие механизмы регулирования обменного курса, уходить от искусственного его поддержания, которое может привести к наращиванию краткосрочной внешней задолженности и возникновению других слабых мест, способных вызывать столь разрушительные последствия при кризисе. Наметился переход на более гибкие режимы, делающие саму систему более эластичной. Но, наверное, решающей и наиболее перспективной переменой стала революция в области информационной прозрачности, т.е. информация, которую входящие в МВФ страны обязаны выносить на рынки, стала намного качественнее, гораздо более комплексной и своевременной, чем когда-либо раньше.

Определяя роль МВФ в процессе реформирования мировой финансовой архитектуры, который был начат группой семи (G-7) промышленно развитых стран, отметим следующее: на саммите G-7 в Неаполе в 1994 г. Президент США Клинтон сказал, что необходимо изучить вопрос о том, соответствует ли институциональная основа международного экономического сотрудничества, созданная на исходе Второй мировой войны потребностям современной мировой экономики. Дебаты по этому вопросу усилились после мексиканского финансового кризиса 1994 - 1995 гг. и финансового кризиса в Азии [3].

МВФ играет центральную роль в дебатах, посвященных определению направлений трансформации мировой финансовой архитектуры в силу ряда причин, особенно в связи с почти всеобщим членством в этой организации, куда входят более 180 стран [4], и ее основной целью - гарантировать прочность и стабильность международной валютной системы. В этом контексте МВФ ежегодно проводит консультации по экономической политике и надзор за ее осуществлением правительством каждой из стран-членов. В ходе этих ежегодных консультаций, которые проводятся в соответствии со ст. IV Устава МВФ, вступает в широкий политический диалог с правительствами стран-членов, пытаясь решать и предвосхищать конкретные проблемы, связанные с поддержкой определенного уровня финансовой стабильности.

В этой связи можно определить основные векторы развития мировой финансовой архитектуры, открытость и подотчетность, укрепление финансовых систем и привлечение частного сектора к управлению экономическим кризисом и его разрешению, здесь МВФ играет наиболее активную роль во всех трех направлениях.

В области открытости и подотчетности можно говорить, во-первых, о необходимости достижения определенной степени открытости в экономической деятельности правительств стран-членов МВФ. Во-вторых, об открытости взаимодействия МВФ с правительствами стран-членов. И, в-третьих, имеется в виду открытость частного финансового сектора на мировом рынке.

В последнее время все чаще звучит тезис о необходимости МВФ более жестко требовать предоставление отдельными странами точных и своевременных данных об их основных экономических и финансовых показателях, поскольку сами страны в этом отношении очень медлительны. После мексиканского кризиса МВФ создал новый добровольный стандарт данных для стран-членов, по которому правительства могут открыто предоставлять информацию рынкам, своему народу и кому бы то ни было [3]. В настоящее время страны соблюдают стандарт МВФ, известный как специальный стандарт распространения данных, или ССРД , на добровольной основе [4].

Что касается открытости взаимодействия МВФ с правительствами стран-членов, то основным достижением можно считать публикации МВФ гораздо большего количества документов, таких как протоколы о намерениях, подписанные со странами, которые получают поддерживаемые и финансируемые Фондом программы корректировки [5]. Так, детали обязательств Кореи, Индонезии и Таиланда перед МВФ в рамках этих программ теперь можно найти в Интернете.

Заметим, что в прошлом МВФ не осуществлял систематического надзора за качеством управления и регулирования финансового сектора. Это не было стандартным элементом надзора по ст. IV Устава МВФ, но теперь стало таковым.

Надзор действительно является основной задачей МВФ [6]. Он имеет существенное значение для успешного процесса стабилизации. Функция по надзору и содействию стабилизации составляет смысл существования МВФ в большей степени, чем оказываемая им финансовая помощь. За последние годы слишком много внимания уделялось финансированию и недостаточно - стабилизации. Основная трудность заключается в обеспечении постоянного участия государств-членов в диалоге по вопросам экономической политики с МВФ. Этот диалог может (и чаще всего так и происходит) поддерживаться превентивными программами и механизмами раннего выявления проблем.

*Для того чтобы представлять данные по ССРД, необходимо: ключевые данные, такие как информация о резервах иностранной валюты, представляются на регулярной, предсказуемой и своевременной основе; эти данные должны быть доступны всем; они должны собираться, обобщаться и передаваться достоверным способом. Представляемые параметры приводятся на Web-сайте МВФ. В дополнение к информации о финансовом положении правительства, страны должны также представлять определенную информацию об обязательствах центральных банков, экономическом росте, инфляции, изменениях цен и т. д. МВФ в настоящее время пересматривает стандарт данных, возможно в дальнейшем будет сделан больший акцент на данные, касающиеся положения частного финансового сектора.

Чем быстрее реагирует страна на рекомендации и предупредительные меры в рамках сотрудничества, тем легче должен быть ее доступ к ресурсам. Если какое-либо государство-член игнорирует рекомендации МВФ, тогда на передний план должны выходить доклады в соответствии со ст. IV Устава (которые в настоящее время, как правило, обнародуются), прозрачность данных (которая в настоящее время в основном систематизирована) и анализ, проводимый участниками частных рынков.

Так, МВФ в своем очередном докладе о перспективах развития мировой экономики в 2006 г. отмечает ослабление финансовой политики в России. «Мы обратили внимание российского правительства на эту тенденцию», - сказал директор-распорядитель МВФ Родриго де Рато на брифинге в рамках ежегодного совещания МВФ и Всемирного банка, которое проходит в Сингапуре. По словам главы МВФ, Центральный банк России «взял на себя ответственную задачу по снижению уровня инфляции и, что более важно, сделал ее первоочередной». Вместе с тем России необходимо заняться модернизацией банковского сектора и повышением прозрачности банковской системы. Эксперты МВФ считают, что рост экономики России в текущем 2006 г. может ускориться и составить около 6,5 %. Однако ее развитие по-прежнему зависит от мировых цен на энергоресурсы. Специалисты МВФ рекомендовали странам, экспортирующим сырьевые ресурсы, направить доходы от нефти на развитие других секторов экономики.

Позитивным моментом является все более активное участие России в совместных программах, проводимых Фондом. Так, в январе 2006 г. Председатель правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение об участии Российской Федерации в программе МВФ, направленной на финансирование африканских региональных центров по оказанию технической помощи, и о внесении в 2006 -2009 гг. добровольных взносов в размере до 250 тыс. дол. путем пополнения рамочного счета указанного Фонда для операций по технической помощи.

Мировая экономика и международная финансовая система в наши дни сильно расходятся с планами, намечавшимися на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г., когда были созданы МВФ и МБРР. Эволюция мировых экономических и финансовых условий на протяжении последних лет обусловила метод, посредством которого МВФ осуществлял свою деятельность. Колоссальный рост объема международных операций скорее всего будет и в дальнейшем приводить к усилению потенциальных внешних шоков, грозящих странам, и, следовательно, к возрастанию потребностей в финансировании. Некоторые страны имеют возможность обращаться для финансирования временных дисбалансов. Однако в последние годы МВФ стал свидетелем резкого увеличения потребности в финансовой поддержке в странах со средними доходами, многие из которых имеют лишь ограниченный доступ к международным финансовым рынкам, причем исследования показывают, что доля этих

стран в глобальной экономике может резко возрасти лучать выгоды благодаря оттоку капитала из развитие. 1). тых стран, где запасы сбережений стареющего насе-Еще одним источником спроса на ресурсы МВФ ления будут продолжать расти, а уровень инвестиций может стать старение населения развивающихся будет снижаться параллельно с сокращением рабочей стран. В ближайшие 10 - 20 лет эти страны будут по- силы.

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

□ 2000

□ 2025

□ 2050

Страны с низкими доходами

Страны со средними доходами

(Страны с высокими доходами

Рис. 1. Прогнозируемая доля мирового ВВП стран с различными категориями доходов (2000, 2025, 2050 гг.) [4], %

Однако впоследствии такие оттоки капитала могут сионной системы и расходования средств пенсионе-прекратиться из-за дефицита государственной пен- рами (рис. 2).

□ развивающиеся страны □ развитые страны

Население в 2050 г. в возрасте: старше 80 лет

Старше 60 лет

Население в 1999 г. старше 80 лет

Старше 60 лет

—1

э 1 1

400

800 1200 млн чел.

1600

2000

Рис. 2. Численность населения в возрасте старше 60 и 80 лет в развитых и развивающихся странах (1999, 2050 гг.), млн чел. [7]

В силу других тенденций будущие потребности в ресурсах МВФ могут сократиться. В последние годы многие развивающиеся страны увеличили запасы своих международных резервов, стремясь защитить

себя от потенциальных кризисов, и произошел сдвиг в сторону более гибких курсовых режимов, что также может уменьшить распространенность валютных кризисов (рис. 3).

0

1993 2002

Рис. 3. Запасы международных резервов развитых и развивающихся стран, млрд дол. США (1993, 2002) [4]

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

□ развивающиеся страны □ развитые страны

млрд дол

Кроме того, индекс, измеряющий степень «политического риска» (100 - наиболее высокий показатель) (International Country Risk Guide) показывает,

что, несмотря на сохраняющийся значительный разрыв между развивающимися и развитыми странами, качество институтов улучшается (рис. 4).

%

Рис. 4. Оценка качества институтов в развитых и развивающихся странах на базе индекса «International Country Risk Guide» (1984 - 2004 гг.), %

Это может способствовать сокращению спроса на ресурсы МВФ, поскольку страны, имеющие более качественные институты, привлекают более «безопасные» формы инвестиций (такие, как прямые иностранные инвестиции), пользуются доверием рынка и обладают достаточными возможностями для принятия непопулярных мер по предотвращению кризисов.

Суммируя вышесказанное и присоединяясь к мнению С. Роцески [8], можно сделать следующий вывод: трансформация международной финансовой архитекторы должна включать:

- более высокий уровень сотрудничества международных финансовых институтов и расширение масштабов их деятельности;

- переоценку их компетенции и целей для обеспечения большого взаимодействия;

- развитие новых международных институтов или форм сотрудничества, уже действующих для решения специфических проблемам глобализации;

- создание системы международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе.

Управление глобальной политической экономией требует создания учреждений, учитывающих изменения в соотношении экономических сил в международной системе. Для эффективного выполнения своей функции МВФ необходимо будет адаптироваться, чтобы решать задачи, обусловленные семью ключевыми экономическими факторами, которые приводят к коренным изменениям экономической карты мира и концентрации экономических сил. Эти факторы следующие:

- новая технология. Под влиянием расширения экономики, основанной на знаниях, и усиления конкуренции новая технология одновременно способствует повышению производительности и активизации экономической глобализации и взаимодействия;

- потоки частного капитала. В настоящее время они преобладают в глобальной экономике, стимулируя экономический рост и иногда усиливая экономические кризисы в случае внезапного оттока капитала;

- изменение глобального демографического баланса. Население развитых стран стареет, а развивающиеся страны характеризуются высоким процентом населения в трудоспособном возрасте. Этот сдвиг приведет к увеличению притока капитала в страны с более молодым населением и повышению темпов экономического роста в развивающихся странах;

- влияние стран с формирующимся рынком. Их доля в глобальном объеме производства и торговли существенно возросла и, согласно прогнозам, будет продолжать увеличиваться в первой половине XXI в.;

- повышение роли Азии в глобальной экономике. Три из четырех стран с крупнейшим в мире ВВП (оцененным по паритету покупательной способности) - Китай, Индия и Япония - находятся в Азии;

- усиление регионализма. Поскольку структурные изменения в МВФ происходят медленными темпами, начались новые обсуждения в поддержку региональных валютных механизмов;

- повышение прозрачности и подотчетности деятельности правительств, компаний и международных организаций. Растущий международный консенсус между разработчиками экономической политики, политическими деятелями и другими руководящими кругами подчеркивает то решающее значение, которое избиратели придают демократии, правам человека, прозрачности и подотчетности. Для МВФ это означает необходимость усиления парламентского надзора и большей открытости программ, поддерживаемых ресурсами МВФ.

Ростовский государственный экономический университет

На многочисленные перемены и кризисы последних десятилетий основные международные финансовые институты отреагировали расширением круга своих обязанностей и добавлением новых кредитных фондов и программ. В этих условиях реформирование международных финансовых институтов необходимо для того, чтобы повысить экономическую стабильность, увеличить информационные потоки, стимулировать развитие экономики, поддержать институциональные реформы, сократить бедность и обеспечить региональные и мировые поставки товаров и услуг.

Литература и примечания

1. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). М., 2006.

2. Soros G. Open Society. Reforming Global Capitalism // N.Y., 2000.

3. Лиссакерс К. МВФ и реформирование мировой финансовой структуры // Электронный журнал департамента США. 2004. Вып. 12. № 7.

4. www.imf.org

5. An Interview With Timothy Geithner, Senior Fellow at the Council on Foreign Relations and Former U.S. Under Secretary of the Treasury for International Affairs. The IMF and the World bank: addressing financial crises and development // An Electronic J. of the U.S. Department of State. Febr. 2001. Vol. 6. № 1.

6. Каким образом следует изменить деятельность МВФ? // Финансы & развитие. 2004. Сент.

7. www.un.org

8. Роцеска С. Глобализация: взаимодействие в рамках многообразия // Глобализация и крупные полупериферийные страны: Науч. докл. М., 2003. С. 53.

5 июля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.