Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ЛИГА НАЦИЙ / ООН / ТУРИСТ / ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / INTERNATIONAL TOURISM / INTERNATIONAL ECONOMIC AFFAIRS / TOURIST SERVICE / LEAGUE OF NATIONS / UN / TOURIST / TOURISM FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есиева А.А.

Статья посвящена изучению основных теоретических аспектов современного международного туризма как формы международных экономических отношений. Описываются особенности функций: социальные, экономические и гуманитарные. А также приведены главные принципы и признаки, на которых базируется работа международного туризма. Рассмотрена специфика трактовки понятий современного международного рынка туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TOURISM AS A FORM OF INTERNATIONAL ECONOMIC AFFAIRS

The article is devoted studying of main theoretical aspects of international tourism as a form of international economic affairs. Features of the functions - social, economic and humanitarian - are described. There are also mentioned the main principles and features on which the international tourism is based. Analyzed the terms interpretation of the modern international market of tourist service.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

направления свой подход, ставящий приоритетом какую-то черту человеческого бытия. Можно не только найти некий близкий для себя тезис о счастье, но и выявить для себя новый комплекс идеалов.

Использованные источники:

1. Аристотель. Никомахова этика, перевод Н. Брагинской. М.: ЭКСМО-Пресс. 1997.

2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. М.: Мысль.1983. 832 с.

3. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Том 1. М.: Мысль. 1977. 570 с.

4. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

5. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя М.: Астрель, 2011. 736 с.

6. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: ПРОГРЕСС. 1981. 367 с.

7. Фейербах Л. Сочинения в двух томах. Том 1. М.: Наука. 1995. 502 с.

УДК 339

Есиева А.А. студент 4 курса факультет «Международные отношения» ФГБОУ ВО «СОГУ имени Коста Левановича Хетагурова»

Россия, г. Владикавказ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Аннотация: Статья посвящена изучению основных теоретических аспектов современного международного туризма как формы международных экономических отношений. Описываются особенности функций: социальные, экономические и гуманитарные. А также приведены главные принципы и признаки, на которых базируется работа международного туризма. Рассмотрена специфика трактовки понятий современного международного рынка туристических услуг.

Ключевые слова: международный туризм, международные экономические отношения, туристские услуги, Лига Наций, ООН, турист, функции туризма.

Esieva A.A.

Forth year bachelor student, Faculty of International Affairs North Ossetian State University after K.L. Khetagurov INTERNATIONAL TOURISM AS A FORM OF INTERNATIONAL

ECONOMIC AFFAIRS

Abstract: the article is devoted studying of main theoretical aspects of international tourism as a form of international economic affairs. Features of the functions - social, economic and humanitarian - are described. There are also

mentioned the main principles and features on which the international tourism is based. Analyzed the terms interpretation of the modern international market of tourist service.

Keywords: international tourism, international economic affairs, tourist service, The League of nations, UN, tourist, tourism functions.

В наши дни туристические услуги играют большую роль в международных экономических отношениях. Международный туризм представляет собой не только популярный вид отдыха, но и быстро растущую сферу мировой экономики. Международный рынок туристских услуг представляет собой один из видов туризма, ему присущи все те же признаки, в то же время он имеет свои особенности в связи с его международным характером.

Появление частных рынков, включая и рынка туристических услуг, связано с общественным разделением труда - независимым процессом выделения различных видов труда и производителей и обменом товарами и услугами их деятельности. Заметное значение оказало обособление торговли от ремесленнической и земледельческой деятельности. Следовательно, развитие торговых отношений послужило более глубокому разделению труда и возникновению специфичного вида трудовой деятельности как прием и размещение путешественников. С течением времени менялись основные аспекты туристического рынка услуг: в конце 19 века основной формой организации туристских розничных услуг были специализированные магазины, во второй половине 20 века - оптовые рынки путешествий, сегодня происходит глобализация рынка туристических услуг.

У туризма довольно длительная история, но, все-таки до сих пор ему не дали однозначного определения, и он имеет различные трактовки как у отдельных специалистов, так и у туристических организаций. В качестве комплексного социально-экономического явления он еще продолжает считаться малоизученным и трудно поддается количественной оценке что немного затрудняет ход его научного познания. Большая часть авторов относит к понятию «туристический рынок» туристические потребности и мотивацию, характерные черты экономического поведения различного рода туристов, их проживание и нахождение вне территории их постоянного местожительства, а также, возникающие при этом экономические отношения между туристами и производителями товаров и услуг, влияние туристического рынка на окружающие природную, экономическую, демографическую, политическую и другие среды.

Туризм - это одна из форм миграции населения, не связанная со сменой места жительства или работы, связанная с удовлетворением общественных потребностей. Людей, совершающих такие путешествия, называют туристами.

Следует разделять понятия «туризм» и «путешествие». Так как путешествие может не предполагать ночевку, а под туризмом в

обязательном порядке понимается ночёвка вне дома, места постоянного жительства. Более того, путешествия совершаются в целях получения заработка или перемены места жительства, в то время как туризм предполагает обратное - трату своего заработка, полученного туристом дома. [3]

Необходимостью дать четкое определение туризму послужило возникновение в начале 20 века всеобщего роста туристических потоков, возрастающее значение туризма и появление статистического учета путешественников.

Комитет экспертов по вопросам статистики Лиги Наций в 1937 году дал первое определение. По определению, принятому Международной конференцией по статистике путешествий и туризма и Статистической комиссией ООН в 1991 году, турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев подряд с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте». Данное толкование является наиболее широким и четким с точки зрения статистического учета потоков туристов.

Широко используется среди ученых и специалистов сущностное определение туризма, которое было предложено Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, в соответствие с ним туризм - это «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы». [1]

Рассматривая понятия «международный туризм», «иностранный туризм» и «зарубежный туризм», следует понимать различия в них. Международный туризм - это понятие, установленное законом, поэтому нет причин для существования вышеупомянутых определений, так как они скорее имели место в качестве экономических категорий во времена советского периода государства и права. [4]

Нижеперечисленные признаки туризма являются основой определения понятия туризма, где он: является результатом передвижения людей; всегда состоит из двух элементов: путешествие в пункт назначения и ночевку в нем; рассматривается как выезд из постоянного места проживания (страны или региона); временное путешествие (миграция) туриста по туристскому маршруту.

Международный туризм имеет такие принципы, как: свободное передвижение и выбор места остановки на территории любого государства; отсутствие дискриминации; уважение суверенитета страны и др.

Документы о статистике туризма содержат перечень туристических услуг, потребляемых туристами, которые классифицируют следующим образом: гостиницы и рестораны; услуги экскурсионных бюро; услуги бюро путешествий и туристических агентов и другие.

Международный туризм имеет несколько отличительных

особенностей: по сравнению с внешней торговлей в нем нет обмена товарами и услугами, он основан на обмене туристами; услуги по туризму не мобильны, а также не могут подлежать хранению; предложение не гибкое.

Сегодня международный туризм все больше влияет на зависимость национальных экономик от деятельности туристического рынка. Именно поэтому в различных странах стали выделять основные и важнейшие функции международного туризма.

Социальные функции, среди которых можно обратить внимание на несколько моментов:

1. туризм как вид отдыха, восстанавливающий силы и трудоспособности человека, следовательно, и определенной части ресурсов общества;

2. путешествия стимулируют рационально использовать свободное время человека;

3. значительная роль туризма в повышении уровня жизни населения;

4. туристическая деятельность относится, как правило, к экологически безопасной сфере деятельности.

О социальных функциях можно сделать вывод, что они носят воспроизводящий характер: обновление сил и психофизических ресурсов людей как для трудовой деятельности, так и для рутинных бытовых занятий.

С помощью экономических функций международного туризма осуществляются:

1. валютные поступления в страну;

2. может иметь место расширенияе вкладов в платежном балансе и ВНП страны;

3. диверсификация экономики, посредством появления новых туристических отраслей;

4. рост занятости, доходов и уровня благосостояния национальной экономики и общества;

5. развитие инфраструктуры страны и других процессов;

6. привлечение ресурсов для международного предпринимательства.

Роль туризма в качестве всех вышеперечисленных функциях

неуклонно возрастает.

Гуманитарные функции:

1. сочетание отдыха и познания национальных, культурных, бытовых и других особенностей разных народов, в том числе своего, расширяющих кругозор путешественника;

2. туризм способствует укреплению и развитию мирных отношений между нациями.

Туристическая политика, каждого государства реализуется исходя из внутренних особенностей и условий и внешних факторов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что туризм -это комплексное понятие. Время и обстоятельства меняющегося внешнего мира проявляют активное воздействие на его сущность. Международный

туризм - это деятельность лиц, странствующих и находящихся в местах за пределами своего постоянного места проживания непрерывно, но не более 1 года, в любых целях, кроме получения дохода.

Международный туризм - это неотъемлемая часть международных экономических отношений, выполняющая важнейшие функции в развитии благосостояния стран, формирующая ВВП, создающая дополнительные рабочие места, активизирующая внешнеторговый баланс. Позитивно влияя на ключевые экономические отрасли, как транспорт и связь, строительство, производство товаров народного потребления.

Анализируя современное состояние международного рынка туристских услуг, можно говорить о неуклонном и устойчивом росте во многих направлениях туризма и очевидном положительном влиянии на условия благосостояния людей по всему миру. Мировой туризм - это стабильный, высокодоходный, динамично развивающийся и крупный сектор мирового хозяйства, заслуживающий внимания международных организаций и стран.

Использованные источники:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 464 с

2. В.С. Сенин Организация международного туризма: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 400 с.: ил.

3. [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: Мр://ш^шепсе^к!а.сот/шИ/Туризм (дата обращения 29.01.2019)

4. Википедия - [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http s: //ru.wikipedia. ощМ1к1/Международный_туризм# .D0.9F.D1.80.D0.B8.D0. B7.D0.BD.D0.B0.D0.BA.D0.B8 .D1.82.D1.83.D1.80.D0.B8.D0.B7.D0.BC.D0.B (дата обращения 29.01.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.