Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР-ЮГ» В РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР-ЮГ» В РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-иранские отношения / торгово-экономические связи России и Ирана / МТК «Север-Юг» / Russian-Iranian relations / trade and economic ties between Russia and Iran / North-South International Transport Corridor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хафизова Элиза Ильгизаровна

Реализация МТК «Север – Юг» является одним из важных направлений России. Присоединение стран к Соглашению о реализации МТК «Север-Юг» показывает важность и востребованность данного коридора. Развитие МТК «Север-Юг», строительство дополнительных железнодорожных путей – обеспечивает доступность и экономит время перевозки, а также затраты на грузоперевозки. Вопросы сотрудничества в данном направлении неоднократно обсуждаются в ходе переговоров на уровне глав стран, министерств и других профильных ведомств, которые указывают на важность реализации данного проекта в изучаемый период. Реализация подобного проекта показала востребованность наличия надежных сухопутных путей для транспортировки грузов после инцидента с перекрытием Суэцкого канала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хафизова Элиза Ильгизаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORTH-SOUTH INTETNATIONAL CORRIDOR IN RUSSIAN-IRANIAN RELATIONS

The implementation of the ITC "North-South" is one of the important areas of Russia. The accession of countries to the Agreement on the implementation of the ITC «North-South» shows the importance and demand for this corridor. The development of the ITC «North-South», the construction of additional railway lines ensures accessibility and saves transportation time, as well as costs for cargo transportation. Issues of cooperation in this area are repeatedly discussed during negotiations at the level of heads of state, ministries and other relevant departments, which indicate the importance of implementing this project in the period under study. The implementation of such a project showed the demand for reliable land routes for transporting goods after the incident with the closure of the Suez Canal.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР-ЮГ» В РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

DOI - 10.32743/UniSoc.2024.111.8.18087

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР-ЮГ» В РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Хафизова Элиза Ильгизаровна

канд. ист. наук, наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

РФ, г. Казань E-mail: elizakhafizova@mail.ru

THE NORTH-SOUTH INTETNATIONAL CORRIDOR IN RUSSIAN-IRANIAN RELATIONS

Eliza Khafizova

Candidate of historical science, Kazan (Volga Region) Federal University,

Russia, Kazan

АННОТАЦИЯ

Реализация МТК «Север - Юг» является одним из важных направлений России. Присоединение стран к Соглашению о реализации МТК «Север-Юг» показывает важность и востребованность данного коридора. Развитие МТК «Север-Юг», строительство дополнительных железнодорожных путей - обеспечивает доступность и экономит время перевозки, а также затраты на грузоперевозки. Вопросы сотрудничества в данном направлении неоднократно обсуждаются в ходе переговоров на уровне глав стран, министерств и других профильных ведомств, которые указывают на важность реализации данного проекта в изучаемый период. Реализация подобного проекта показала востребованность наличия надежных сухопутных путей для транспортировки грузов после инцидента с перекрытием Суэцкого канала.

ABSTRACT

The implementation of the ITC "North-South" is one of the important areas of Russia. The accession of countries to the Agreement on the implementation of the ITC «North-South» shows the importance and demand for this corridor. The development of the ITC «North-South», the construction of additional railway lines - ensures accessibility and saves transportation time, as well as costs for cargo transportation. Issues of cooperation in this area are repeatedly discussed during negotiations at the level of heads of state, ministries and other relevant departments, which indicate the importance of implementing this project in the period under study. The implementation of such a project showed the demand for reliable land routes for transporting goods after the incident with the closure of the Suez Canal.

Ключевые слова: российско-иранские отношения, торгово-экономические связи России и Ирана, МТК «Север-Юг».

Keywords: Russian-Iranian relations, trade and economic ties between Russia and Iran, North-South International Transport Corridor.

12 сентября 2000 года в ходе II Международной евро-азиатской конференции по транспорту Россия, Иран и Индия заключили Международное соглашение о МТК «Север - Юг». Данное соглашение

стало важным шагом в области транспорта, который является неотъемлемым компонентом торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираном.

Библиографическое описание: Хафизова Э.И. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР-ЮГ» В РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2024. 8(111). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/18087

Сам протокол об официальном открытии коридора был подписан 16 мая 2002 года в г. Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц [10].

Развитие МТК является частью Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года и Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 гг.)», что соответствует Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года [11].

В МТК «Север-Юг» вошли международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия - Санкт -Петербург - Москва с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск) и № 2 (Берлин - Варшава - Минск -Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты Астраханской области (Астрахань, Оля), а также Дагестана (Махачкала).

Развитие и важность проекта МТК «Север-Юг» вызвало большой интерес среди стран и к Соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина.

Значимость и необходимость развития данного проекта неоднократно обсуждалось в ходе встреч глав обеих государств, МПК и профильных министерств.

17 - 18 марта 2003 года в г. Тегеране состоялось 4-е заседание МПК, в ходе которого был заключен Протокол заседания, в котором были зафиксированы основные направления взаимодействия, одним из которых стала реализация Соглашения о МТК «Север -Юг» [9].

Неоднократно отмечалась важность расширения сотрудничества между странами, особенно в рамках МТК «Север - Юг», в ходе встречи заместителя министра транспорта РФ с В. Якунина с послом ИРИ в РФ Г.Р. Шафеи (17 июля 2003 года) [6], заместителя министра транспорта РФ С. Аристова с послом ИРИ в РФ Г.Р. Ансари (29 сентября 2005 года) [5].

Договоренность о создании международного консорциума по строительству новой железнодорожной ветки в рамках МТК «Север - Юг» была достигнута 20 мая 2004 года в ходе встречи руководителей железных дорог России, Азербайджана и Ирана [2].

16 октября 2007 года в г. Тегеране состоялся Второй Каспийский саммит, на котором были рассмотрены вопросы развития международного коридора [1].

Вопросы двустороннего взаимодействия в области морских перевозок, создания инфраструктуры портов и терминалов, капиталовложения стран в сферу морского транспорта и портового хозяйства были рассмотрены 19 июля 2005 года главой Федерального агентства морского и речного транспорта России В. Рукши с послом ИРИ в РФ Г.Р. Ансари. [13].

В 2008 году было принято решение создать совместную компанию России, Азербайджана и Ирана.

Строительство железной дороги Астара - Казвин -Решт было приостановлено на несколько лет и вновь получило новый импульс. Таким образом появилась возможность соединить сухопутные участки МТК до порта Чабахар, и тем самым повысить экономическую эффективность коридора.

В ноябре 2008 года в Иране объявили, что Иран и Россия планируют строительство железной дороги в Армению, которая предусматривает прокладку новых линий на ветке Тебриз - Джульфа длиною 80 километров [15].

16 июля 2009 года состоялась встреча заместителя министра транспорта России С. Аристова с заместителем министра дорог и транспорта Ирана Ш. Эфендизаде. Стороны обсудили проблемы, существующие в реализации МТК «Север - Юг», его эксплуатации, способы устранения препятствий, не позволяющих осуществлять перевозки автомобильным транспортом [8].

Вопросы расширения сотрудничества, проблемы в сфере грузоперевозок в рамках МТК «Север - Юг» были рассмотрены 11- 13 августа 2009 года в Москве в ходе 3-го заседания рабочей группы по транспорту. По итогам заседания был подписан Меморандум о расширении сотрудничества в сфере железнодорожного, морского и автомобильного транспорта [4].

24 ноября 2011 года Россия и Иран подписали соглашение о сотрудничестве в области транспорта. Стороны договорились об инвестировании строительства железной дороги Решт - Энзели - Астара, которая должна будет связать железнодорожную сеть Ирана с железными дорогами Азербайджана и затем России [7].

8 августа 2016 года на саммите глав России, Ирана и Азербайджана стороны договорились о совместном развитии транспортной инфраструктуры коридора [3].

Важность развития сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта, вопросы ускорения проектов и сотрудничества по завершению МТК «Север-Юг» обсудили 21 ноября 2018 года министр транспорта РФ Е.И. Дитрих и министр дорог и городского развития ИРИ М. Эслами в ходе встречи на «Неделе транспорта России-2018» [14].

В мае 2023 года года министр транспорта РФ В. Савельев и министр дорог и градостроительства ИРИ М. Базерпаш подписали Соглашение о сотрудничестве по финансированию, проектирования, строительству и поставке товаров и услуг для создания железной дороги Решт - Астара на территории Ирана для развития перевозок по МТК Север - Юг. Ввод в эксплуатацию планируется в 2025 году [12].

24 июня 2024 года впервые из Кемеровской области в Индию по сухопутному Международному транспортному коридору со станции ЗападноСибирской магистрали были отправлены 2 состава с кузбасским углем в полувагонах [12].

Таким образом, основными преимуществами МТК «Север - Юг» перед другими маршрутами и, в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал, заключаются в сокращении расстояния перевозок в два и более раза, что позволяет

сэкономить на времени и стоимости перевозки. В перспективе, МТК «Север-Юг» станет основой для создания единого «бесшовного» транспортно-

логистического и экономического пространства от южных берегов Ирана до северных городов России.

Список литературы:

1. Владимир Путин положительно оценил итоги Второго Каспийского саммита на встрече с Президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. 16.10.2007 [Электронный ресурс] // Президент России: офиц. сайт. -URL: http://archive.kremlin.ru/events/chron/2007/10/148247.shtml (дата обращения: 19.07.2024).

2. В Москве открылась международная выставка продуктов питания при участии Ирана. 19.09.2016 [Электронный ресурс] // РИА «Iran.ru»: офиц. сайт. - URL: http://www.iran.ru/news/economics/83049/ V_Moskve_otkrylas _mezhdunarodnaya_vystavka_produktov_pitaniya_pri_uchastii_Irana (дата обращения: 23.06.2024).

3. В принятой на саммите в г. Баку декларации В.В. Путин, Х. Рухани и И. Алиев решили серьезно консолидировать позиции по природному газу. 09.08.2016 [Электронный ресурс] // Портал «Neftegaz.RU»: офиц. сайт. -URL: http://neftegaz.ru/digest/view/100-V-prinyatoy-na-sammite-v-g-Baku-deklaratsii-V.Putin-H.Rouhani-i-I.-Aliev-reshili-serezno-konsolidirovat-pozitsii-po-prirodnomu-gazu (дата обращения: 17.05.2024).

4. Заседание Рабочей группы между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. 17.08.2009 [Электронный ресурс] // Федеральное агентство морского и речного транспорта: офиц. сайт. -URL: http://www.morflot.ru/ lenta/n13.html (дата обращения: 05.06.2024).

5. Иран и Россия обсудили перспективы развития МТК «Север - Юг». 29.09.2005 [Электронный ресурс] // РИА «Iran.ru»: офиц. сайт. - URL: http://www.iran.ru/news/economics/33954/Iran_i_Rossiya_obsudili_ perspektivy_ razvitiya_MTK_Sever_Yug (дата обращения: 17.05.2024).

6. Иран и Россия отмечают важность развития двустороннего экономического сотрудничества. 17.07.2003 [Электронный ресурс] // РИА «Iran.ru»: офиц. сайт. - URL: http://www.iran.ru/news/economics/11301/ Iran_i_Rossiya_otmechayut_vazhnost_razvitiya_dvustoronnego_ekonomiche skogo_sotrudnichestva (дата обращения: 26.05.2024).

7. Иран и Россия подписали комплексный документ о сотрудничестве в области транспорта. 24.11.2011 [Электронный ресурс] // РИА «Iran.ru»: офиц. сайт. - URL: http://www.iran.ru/news/economics/76772/Iran_i_Ros siya_podpisali_kompleksnyy_dokument_o_sotrudnichestve_v_oblasti_transpo rta (дата обращения: 12.06.2024).

8. Иран и Россия проведут 3-е заседание совместной транспортной комиссии. 16.07.2009 [Электронный ресурс] // РИА «Iran.ru»: офиц. сайт. - URL: http://www.iran.ru/news/economics/58214/Iran_i_Rossiya_provedut _3_e_zasedanie_sovmestnoy_transportnoy_komissii#prettyPhoto (дата обращения: 14.08.2024).

9. К итогам работы 4-го заседания Постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. 25.03.2003 [Электронный ресурс] // МИД РФ: офиц. сайт. - URL: http://www.mid.ru /ru/maps/ir//asset_publisher/HUPBmpXjn4Ob/content/id/527662 (дата обращения: 28.04.2024).

10. Международный транспортный коридор «Север - Юг». 12.04.2004 [Электронный ресурс] // Российские железные дороги: офиц. сайт. - URL: http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5130 (дата обращения: 20.02.2024).

11. Международный транспортный коридор «Север - Юг». 01.11.2016 [Электронный ресурс] // МИД РФ: офиц. сайт. - URL: https://www.mid.ru/ ru/foreign_policy/economic_diplomacy/1537456/ (дата обращения: 18.05.2024).

12. По МТК Север-Юг отправили первые два состава с углем из Кузбасса в Индию. 24.06.2024 [Электронный ресурс] // КА «Neftegaz.RU»: офиц. сайт. - URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/840464-po-mtk-sever-yug-otpravili-pervye-dva-sostava-s-uglem-iz-kuzbassa-v-indiyu/?ysclid= lzcp0m9mzh455833827 (дата обращения: 25.06.2024).

13. Посол Ирана встретился с главой Федерального агентства морского и речного транспорта России. 19.07.2005 [Электронный ресурс] // РИА «Iran.ru»: офиц. сайт. - URL: http://www.iran.ru/news/economics/31695/ Posol_Irana_vstretilsya_s_glavoy_Federalnogo_agentstva_morskogo_i_rechnogo _transporta_Rossii (дата обращения: 13.06.2015).

14. Россия и Иран обсуждают расширение транспортных связей. 22.11.2018 [Электронный ресурс] // РИА «IRAN.ru»: офиц. сайт. - URL: https://www.iran.ru/news/economics/111712/Rossiya_i_Iran_obsuzhdayut_rasshirenie _transportnyh_svyazey (дата обращения: 07.08.2021).

15. Связи с Россией и СНГ. 02.12.2009 [Электронный ресурс] // РИА «Iran.ru»: офиц. сайт. - URL: http:// www.iran.ru/?ns=1&ns_id=188294 (дата обращения: 23.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.